Окончится земная жизнь, и если душа наша захочет принести исповедание грехов своих, покаяние - уже никто этого покаяния и этой исповеди не примет. И, может быть, мучительно захочется мне вернуть хотя бы час, хотя бы минуту жизни земной, чтобы в этот час, в эту минуту, пока еще не закрыты двери милосердия Божия и открыты двери покаяния, заплакать горькими слезами о своей погибающей душе. Будет уже поздно: уже жизнь будет окончена, и не только ни одного часа, ни одной минуты вернуть никто не будет в силах. И будет час, когда Господь повелит телу нашему, обращенному в прах, восстать, соединиться с нашей бессмертной душой и повелит нам встать перед Собой (смотреть: Ин. 5, 25, 29), перед лицом Ангелов Своих (смотреть: Мф. 25, 31), перед лицом бесчисленного множества верных Божиих детей, святых угодников Божиих, верных Господу простых людей, которые умели жить и умирать с Господом в сердце, - встать перед ними со своими многочисленными грехами, со всеми своими падениями, со всеми своими сквернами. И в час последнего и Страшного Суда из нашей души не эти ли слова вырвутся к Праведному Судии: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " ? Это уже будет последний вопль, какой только может быть обращен ко Господу, ибо этот суд будет последним и после него будет или радость вечная для верных детей Христовых, или скорбь вечная для нераскаянных грешников и для тех, кто оттолкнул руку Христову от себя и кто жил без Христа и умер без Него (смотреть: Мф. 25, 46). Вот так, дорогие мои, это многократное повторение молитвенного воздыхания раскрывает перед каждым из нас всю жизнь нашу - от начала до ее конца и до последнего Страшного Божьего Суда. Что Господь скажет о каждом из нас - Его святая воля. Но, пока мы живем, пока мы ходим по земле, пока еще даровал нам Господь эти великие спасительные дни покаяния, принесем покаяние Господу, поплачем! Не будем стыдиться этих слез, эти слезы собирает невидимо Ангел-хранитель наш, - восплачем горькими слезами о содеянных нами согрешениях и с этими слезами о согрешениях припадем ко Господу с молитвой о том, чтобы Он, прежде чем мы не погибли для жизни вечной, спас нас Своим милосердием, покрыл Своей любовью нашу плачущую перед Ним душу, и в жизни вечной, и на Страшном Суде Своем не вспомянул о тех грехах, в которых мы здесь с плачем приносим Господу свое раскаяние.

http://pravoslavie.ru/1667.html

Я уже не могла говорить. Я ослепла и оглохла от собственных рыданий. — Прекрати, — сказал Бардия. — Я не могу смотреть на это. Слезы стояли в глазах уже у него самого: это был человек с чувствительным сердцем. — Мне было бы намного легче, не будь одна из вас такой красивой, а другая — смелой. Прекрати, госпожа. Будь что будет, я рискну своей головой, и да падет на меня проклятие Унгит! Я посмотрела на него, но по-прежнему была не в силах говорить. — Я бы не задумываясь отдал жизнь за царевну, если бы в том был хоть какой нибудь толк. Ты, наверное, удивлена, что я, начальник стражи, стою на часах у ее дверей как простой воин? Но я вызвался сам. Если царевна что-нибудь попросит или мне потребуется войти в комнату, ей будет приятнее увидеть меня, чем какого-нибудь незнакомого человека. Она часто сидела у меня на коленях, когда была маленькой. Великие боги, что за тяжкая ноша — честь воина! — Ты позволишь мне войти? — спросила я. — При одном условии, госпожа! Ты обещаешь мне выйти, как только я постучала в двери. Сейчас здесь никого нет, но позже могут прийти. Мне сказали, что к не пришлют двух храмовых девушек. Я позволю тебе остаться с ней сколько захочешь но как только это станет опасным, ты выйдешь по первому же моему требованию, постучу три раза — вот так. — Я сделаю, как ты просишь. — Поклянись на моем мече, госпожа. Я поклялась. Он посмотрел по сторонам, отпер двери и сказал: — Быстрее. Заходи, и да поможет вам небо! Глава седьмая Окно в пятиугольной комнате под самым потолком и такое маленькое, что даже днем в ней не обойтись без светильника; вот почему она и служит тюрьмой. Комната эта представляет собой второй ярус башни, которую начал строить мой прадед, да так и не достроил. Психея сидела на разобранной постели; рядом стоял светильник. Разумеется, я сразу кинулась к ней в объятия, не успев толком даже рассмотреть обстановку, но эта картина — Психея, разобранная постель и горящий светильник — навеки впечаталась в мою память. Прежде чем я обрела дар речи, Психея сказала:

http://azbyka.ru/fiction/poka-my-lic-ne-...

Только путем всестороннего исторического и археологического изучения мы можем достигнуть того, что богослужение нашей православной Церкви будет не только простой формой, пустым обрядом, принятым нами в наследие от своих предков по традиции, но и серьезным, полным самого живого и глубокого интереса уроком, дающим уму обильную пищу и вливающим отраду в истерзанное и ненормально бьющееся сердце. В храме, в последовательном ряде священных обрядов и молитвословий, на которые недоучка смотрит как на «анормальную потребность неразвитой массы», а эта [масса] в свою очередь [смотрит на них], как на завет отцов, постепенно развертывается сложная и весьма замысловатая (для не посвященных в тайны истории христианского культа), полная жизненного драматизма картина вечно страдающей носительницы чистых и самых возвышеннейших идеалов человечества Церкви Христовой. Здесь, в храме, в чине литургии, напр., вы переноситесь в ту Сионскую горницу, где впервые были произнесены великие слова Христа Спасителя, сказавшего своим ученикам: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея – сия есть Кровь Моя...», и тот завет вечный, блюсти который необходимо до скончания мира – «Сие творите в Мое воспоминание». В возгласах «Двери, двери, премудростию вонмем», «Елицы оглашении изыдите» вы слышите мощный голос еще юного, но уже тесно сплоченного между собой кружка лиц, проникнутых одной общей идеей, одним общим сознанием святости и важности тех идей, под знамя которых они встали добровольно, кружка лиц, называемого позорным еще именем последователей Христа. В этих возгласах вы слышите самостоятельный, вполне свободный голос этого кружка, иначе называемого Церковью Христовой, который с одинаковой силой раздавался «в века давно минувшие» и против сильных мира сего и против лиц, в табели о рангах не указанных. Названные нами возгласы останутся навсегда живыми памятниками той великой нравственной силы, какая по праву должна была принадлежать и когда-то принадлежала Церкви Христовой – это с одной стороны, а с другой – всегдашним укором для тех, кто под предлогом «якобы обстоятельств, от них не зависящих», незаконно и, можно сказать, почти узурпаторским образом присвоил себе чужие права, на основании которых стал распоряжаться тем, что ему принадлежать не может никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

(От среды же 4-й седмицы поста прилагается особая ектенья о готовящихся к просвещению). Совершается великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника чрез северные и царские двери на престол. Певцы вместо «Иже Херувимы» поют: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится (с торжеством переносится, см. в песни «Иже Херувимы»); верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем, аллилуйя 3-жды. Песнь эта прямо указывает на жертву, уже совершенную, следов. более прилична к освященным Дарам, нежели песнь «Иже Херувимы». Во время входа священник не поминает Царствующих) Дома; потому что это уже совершалось на той литургии, на которой освящались Св. Дары. Во время перенесения Св. Даров верующие преклоняются долу, выражая тем благоговение Царю славы, шествующему в Св. Тайнах. По великом входе царские двери затворяются и закрываются завесою и полагаются 3 поклона великие. Последняя часть литургии – литургия верных сокращается; ибо освящения Св. Даров не бывает; читается и поется только то, что относится к готовящимся к Св. причащению; потому тотчас, по перенесении Св. Даров на престол, в ектеньи: исполним вечернюю молитву нашу, мы молимся пред Св. Дарами, как пред совершенною и освященною жертвою, «да приимете ее Господь Бог в пренебесный Свой жертвенник, в воню благоухания духовного». Священник же в это время молится о достойном причащении Св. Таин. Моление оканчивается молитвою: «Отче наш». Далее – после возгласа « вонг-мем! » священник, прикасаясь рукою к Св. Агнцу, произносит: » Преждеосвященная святая святым! » лик: « Един свят, един Господь » ... Священник причащается Св. Таин. Лик в это время поет причастен: Вкусите и видите яко благ Господь " ... Следующие затем молитвословия остаются те же, что и на полной литургии, с следующими особенностями, более идущими ко времени поста; напр. по возглагаении: Со страхом Божиим вм. «Благословен грядый во имя Господне» поется: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   Кто научился копать в себе по примеру ветхозаветных патриархов колодцы ведения деянием и созерцанием, тот на дне находит Христа — Источник жизни, от Которого пить повелевает нам Премудрость, говорящая: ««Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Притч 5:15). Поступая так, мы напиваемся истинными сокровищами премудрости.    Апостолы, из-за страха перед иудеями, собрались в Галилее в горнице и сидели, заперев двери. То есть, из-за страха перед духами лукавства они по благодати откровений надежно поднялись на высоту божественных созерцаний и наподобие дверей затворили чувства, чтобы сокровенным образом воспринять Бога Слова, Который явился им сквозь запертые двери, даровал бесстрастие мирное и вдохновенный удел Святого Духа, а также власть над нечистыми духами и раскрыл условные обозначения Своих тайн.    ««Белокур и красив лицом»« — так избражается в Писании великий Давид (1 Цар:17,42), который жил с радостью в Боге и сиял светом знания. В таких людях совмещается деяние и созерцание: деяние блистает осуществленными добродетелями, а созерцание освящено божественными помыслами.    Когда человек молится о хлебе насущном, то не всегда восприемлет его во всей полноте, как он есть, но в меру своей готовности. Бог, как Хлеб жизни, по Своему человеколюбию предлагает Себя всем, но не все получают Его одинаково. Кто совершает великие подвиги праведности, тот получает больше, кто уступает этим праведникам, тот получает меньше — каждый получает по заслугам своего ума.    Бог Слово именуется дверью, которая ведет в ведение тех, кто хорошо прошли весь путь добродетели, отличившись безупречным исполнением дел, и кому открывается ярчайший свет сокровищ премудрости. Ибо Бог есть и путь, и дверь, и ключ, и Царство. Он путь, потому что ведет нас за Собой. Он ключ, потому что открывает достойным людям божественные тайны, и Сам открывается людям. Он дверь, потому что вводит нас в божественную жизнь. Он Царство, которое наследуется и пребывает во всех причастниках.    Он же свет, жизнь, воскресение, истина. Свет — потому что освящает души, гонит прочь тьму невежества, просвяещает ум для постижения сокровенных тайн и показывает таинства, доступные взору только одним очистившимся. Жизнь — ибо возлюбившим Господа душам дает возможность пребывать в божественном мире. Воскресение — поскольку возносит ум от мертвящих пристрастий к материальному, очищая его от всего тленного и смертного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Конечно, все это потребует усилий, но если бы не было усилий, то, наверное, и результат не был бы таким вожделенным. Все, что легко дается, быстро проходит, но то, что человек зарабатывает трудом, то, что он обретает, прилагая большие усилия, навсегда становится частью его жизни. Вот Господь и дает нам возможность, через незначительные усилия, связанные с воздержанием от определенного рода пищи, с более частым посещением храма, с более частым принесением исповеди, более частым причащением Святых Христовых Таин, отрегулировать свое естество, починить свой приемник, чтобы он хотя бы на какие-то мгновения улавливал волну Божественной благодати. Переживая эти великие мгновения жизни, человек навсегда их сохраняет в своей памяти, и эти переживания формируют то, что мы называем нашими религиозными убеждениями, — теми, что проистекают не от человеческих рассуждений, не от некой логики, не от неких доказательств, а от реального опыта, который мы переживаем, соприкасаясь с силой Божественной благодати, которая способна изменить нас, способна открыть нам двери Царства Небесного. Великий пост — это не мрачное и скучное, как некоторые считают, и недостойное современного человека времяпрепровождение. Это замечательное время, время духовного опыта, время особых духовных упражнений, особой духовной тренировки, без которой мы не сможем усваивать силу Божественной благодати и преломлять ее в конкретные поступки нашей жизни. Великий пост открывает нам двери рая, и на пути к этой Божественной жизни, для которой каждый из нас предназначен и которая от каждого от нас ускользает по нашим грехам, мы должны сделать первый и самый главный шаг — примириться с нашими ближними. Мы должны испросить прощения, как бы тяжело для нас это ни было. Даже если наше прощение повиснет в воздухе и не получит ответа, что бывает крайне редко, — не нужно корить себя за то, что сделано, потому что если человек не простил в ответ на вашу искренность и готовность покаяться пред ним, то Бог вас прощает вместо этого человека. Господь дает нам много способов, возможностей, инструментов, если хотите, для налаживания нашей духовной жизни, а одним из важнейших инструментов и является покаяние.

http://radonezh.ru/2021/03/15/svyateyshi...

Пален. Ну, мы, кажется, все сходим с ума. Я человек откровенный, ваше высочество, хитрить не умею: что на уме, то и на языке. Говорил с вами прямо и прямо взойду на эшафот! Честь имею кланяться. Пален уходит. Александр падает на канапе и лежит, уткнувшись лицом в подушку. Входит слева Елизавета. Елизавета. Ну, что, как? Решили? Александр молчит, Елизавета обнимает его и гладит по голове. Елизавета. Мальчик мой, мальчик мой бедненький… Александр. Не могу, не могу, не могу я, Лизхен!.. Елизавета. Что же делать, Саша? Надо… Александр (приподнимаясь и глядя на нее пристально) . А если кровь? Елизавета. Лучше кровь, лучше все, чем то, что теперь! Пусть наша кровь… Александр. Не наша… Молчание. Александр. Что же ты молчишь? Говори. Или думаешь, что мы должны – через кровь?.. Елизавета. Не знаю… Александр. Нет, нет, нет… молчи, не смей… Если ты скажешь, Бог не простит… Елизавета. Не знаю, простит ли Бог, но мы должны. Действие второе Зала в Михайловском замке. Полукруглая колоннада из белого мрамора. Две ниши по бокам – справа со статуей Венеры, слева – Флоры. Три двери: одна в середине – в Тронную; другая справа – во внутренние апартаменты государя; третья слева – в анфиладу зал, которые сообщаются с парадною лестницею. По обеим сторонам средней двери большие, во всю стену, зеркала. Несмотря на множество горящих в люстрах и шандалах восковых свечей, полумрак от густого тумана. Концертный вечер. Издали слышится музыка Гайдна – Чимарозы, Моцарта. Кавалеры – в придворных мундирах, шитых золотом, в пудре, буклях, чулках и шпагах; дамы – в белых, с тонким золотым или серебряным узором, греческих туниках. Императрица Мария Федоровна, великая княгиня Елизавета, великие князья Александр и Константин – в нише под статуей Венеры. Их окружают фрейлины Щербатова и Волкова, обер-церемониймейстер гр. Головкин, обер-гофмаршал Нарышкин, шталмейстер кн. Голицын, отставной церемониймейстер гр. Валуев, обер-шталмейстер гр. Кутайсов, военный губернатор гр. Пален и другие придворные. Мария Федоровна. Что это так темно, граф?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Я скажу, чем настораживает. Ты ( " и баба твоя " ) понижаете уровень форума до нападок, оскорблений и лжи - именно вы на пару это делаете - и я это доказал. Причем сделав очередную гадость, на голубом глазу обвиняете в гадливости тех, кому нагадили - хуцпа обыкновенная. И если духовное " образование " позволяет это делать, то вариантов всего два - либо ваше " образование " как минимум низкодуховное, как максимум - дух не тот. Вот и смердит, и брызжет ложью, и оскорблениями эта опухоль - гнойное " образование " на форуме. Я лишь немного помог вам раскрыться " во всей красе " - подцепил иголочкой ваш гнойник. Но не грусти, Миша - вы свое тоже честно отработали - обсуждение важной темы остановлено и благодаря вашим усилиям превратилось в склоку. Зачет. 131. Ответ на 129., М.Яблоков: почти мужик и почти джентльмен Мне образование позволяет идиотов называть идиотами. Вот сразу чувствуется высокое духовное образование, не то, что всего лишь душевно образованный Достоевский! Ну, что? - молодец. Почти как настоящий мужик ответил. С Люцией не будет проблем? - она мужиков-то как-то не очень жалует. Впрочем, " почти " может спасти ваши высокие отношения. Тем более, что вы, Михаил, теперь тут ее заступник и почти джентльмен. 130. Re: Болезненное кадровое решение – Дай нам совет, отче, как нам вместе жить, так как господин софист имеет намерение отречься от мира.    – Доброе дело, чадо, – отвечал старец, – что желаешь отречься от мира и спасти свою душу. Пребывайте в келлии, где пожелаете жить, трезвенно, молчаливо и в непрестанной молитве, и я уповаю на Бога, чадо, что он пошлет вам вразумление и просветит ваш ум.    – Если желаете спасения, – говорил он снова, – избегайте общений с людьми. Теперь мы непрестанно стучимся во все двери, обходим грады и страны, где только можем найти пищу сребролюбию или тщеславию и наполнить душу суетностью.    – И так будем убегать (от мира), чада! – сказал он еще раз, – ибо время близ есть.    – Увы, как много нам придется плакать и раскаиваться в том, в чем теперь не желаем каяться! – говорил также он. – Когда нас превозносят похвалами, мы не умеем смиряться, равно как – в противном случае – не можем переносить слов. Первое питает в нас славолюбие, второе причиняет нам, несчастным, скорбь. Но где скорбь и тщеславие, там нет ничего доброго. Великие и дивные отцы наши пасли многих. А я, недостойный, и одной овцы не могу упасти, напротив сам постоянно подвержен нападению зверей. Луг духовный.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/19/bo...

Хотя гофмаршал сразу же объявил мне, что Государь повелел всегда приглашать меня к столу, тем не менее, перед каждым завтраком и обедом ко мне являлся скороход высочайшего двора Климов с сообщением: «Его величество просит вас пожаловать к завтраку» или «к обеду». Так же было и со всеми прочими. Минут за десять до начала завтрака или обеда начинали собираться в зале приглашенные к столу, при чем, в ожидании Государя, выстраивались вдоль правой стороны, выходившей на улицу, по старшинству: старшие ближе к дверям, ведущим из зала в кабинет Государя. Министр двора и свита становились слева от дверей. Я избрал себе место в уголку, около рояля, с левой стороны от входных дверей, и никогда его не менял. В 12.30 ч. дня на завтраках и в 7.30 на обедах, иногда с опозданием на 3–5 минут, раскрывались двери кабинета, и выходил Государь. Почти всегда он, выходя, правою рукой разглаживал усы, а левою расправлял сзади свою рубашку-гимнастерку. Начинался обход приглашенных. Государь каждому подавал руку, крепко пожимая ее (Государь обладал большой физической силой. Когда он сжимал руку, я иногда чуть удерживался, чтобы не вскрикнуть от боли.), и при этом как-то особенно ласково смотрел в глаза, а иногда обращался с несколькими словами. При каждом моем возвращении из поездки, он, например, здороваясь, спрашивал меня: «Как съездили? Удачно? Потом доложите мне» и т. п. Лично неизвестные Государю, когда он подходил к ним, прежде всего рекомендовались: «Имею счастье представиться вашему императорскому величеству, такой-то», при чем называли свою фамилию, чин, должность. Только после этого Государь протягивал новичку руку. Обойдя приглашенных, Государь направлялся в столовую и шел прямо к закусочному столу. За ним входили великие князья и прочие приглашенные. Государь наливал себе и иногда старейшему из князей рюмку водки, выпивал ее, и, закусивши чем-нибудь, обращался к своим гостям: «Не угодно ли закусить?» После этого все приближались к столу, уставленному разными холодными и горячими, рыбными и мясными закусками. Каждый брал себе на тарелку, что ему нравилось, – пьющие выпивали при этом водки, – и отходили в сторону, чтобы дать место другим. Государь, стоя с правой стороны стола, около окна, продолжал закусывать. Иногда он выпивал вторую рюмку водки. Гофмаршал же во время закуски обходил приглашенных и каждому указывал на карточке место, какое он должен занять за столом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

апреля 1910 г.] Божия милость . Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала ( Пс. 32,1 ). Пророк, созерцая все великие благодеяния, как к нему относящиеся, так и ко всему его роду, чрез многие поколения в чувстве признательности к Божией благости сказал эти слова: и ты, душа моя, благодари, прославляй Господа, от юности твоей даже до старости хранящего, милующего и утешающего: что если бы не благий Промысл Божий хранил меня доселе, не сошла бы душа моя во ад? Несмотря на то что ты (душа) многими грехами оскорбляла Господа, Господь все терпит, ожидая твоего обращения и покаяния. Не медли же, спеши в объятия спасительного покаяния, пока еще двери милосердия Божия для тебя совсем не затворились. Милосерд Господь твой, Он говорит пророкам Своим: Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Из. 33,11). Слава, Господи, многому Твоему о мне милосердию! апреля 1910 г.] Божия истина «Иисусе, истино, лесть отгонящая» (слова из акафиста Иисусу Сладчайшему). Всякую бесовскую лесть, всякое лукавство, всякое злое мудрование, всякую неправду, «Иисусе, истино», отгони далече от душ наших, просвети ум наш светом Твоих спасительных заповедей, утверди в истинной вере, чтобы непоколеблемо быть выше всякого ложного человеческого мудрования. Без Твоего, Иисусе, просвещения многие бедные люди заблуждаются в истине правой веры, увлекаясь всякими ложными мнениями и расколами. Иисусе, «мудрость недомыслимая», просвети умы наши Божественною мудростью, чтобы ясно познавали пути Твоих законов и веры святой, Кафолической Православной. Без Твоего вразумления, «Свете истинный», мы легко заблуждаемся во мраке лжи, сомнения и неверия. «Во свете Твоем узрим свет!» Просвети очи наши, да некогда уснем в смерть, да не речет враг наш: «Укрепихся на них». апреля 1910 г.] Господь – наша надежда «Возверзи на Господа печаль твою», все заботы ваши возложите на [Господа]: ибо Он печется о вас ( 1Пет. 5, 7 ). Все, что касается до тебя, и в телесном, и духовном отношении, возлагай на Божественный благий Промысл Божий. Если, по Писанию, и «малая птица не упадет на землю без воли Отца Небесного», то тем более Промысл Божий печется о человеке, существе разумно-духовном. Все помыслы малодушия, многозаботливости, докучающие тебя даже во святом храме на молитве, гони далеко от себя силою веры и молитвы в помощь Божию. Познавай, если Господь хранил, хранит тебя доселе, от дней младенчества даже до старости, веруй, что и впредь, и всегда сохранит и поможет, утешит и успокоит не только в этом маловременном житии, как «тень преходящем», но даже на целую вечность. Господь говорит: Не оставлю тебя, не покину тебя ( Нав 1,5 ). Посему и мы скажем: Господь просвещение мое и спаситель мой, когоубоюся? ( Пс. 26,1 ). апреля 1910 г.] Милость Божия к человечеству

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010