Но если служится ранняя обедня за упокой, то на такой обедне произносится и ектения за упокой, равно как читаются Апостол, Евангелие, прокимен, причастны заупокойные (Р.д.С.П. 1887 г. Можно ли поминать усопших в воскресные и праздничные дни, и если можно, то какой заупокойный Апостол и Евангелие читать тогда? Поминовение такого рода не противоречит ни основным понятиям о литургии, ни даже уставу в общем смысле. Религиозное чутье и здравый смысл должны указать священнику, что в такие дни, как, напр. Пасха, Рождество Христово и другие великие праздники, а также в высокоторжественные дни, гласно поминать усопших с произнесением заупокойной ектении не благовременно «ради торжества праздничного», а потому во все такие дни поминовение это должно быть совершаемо более скромным образом, т. е. негласным воспоминанием их имен на проскомидии и на «Достойно есть», по освящении Даров». Прилагать Апостол и Евангелие заупокойные к воскресным и праздничным Евангелиям не следует (Р.д.С.П. 1887 г. Можно ли на заупокойной литургии, на великом входе, пред словами «Всех вас, православных христиан»… поминать вслух еще и усопших, как это делают некоторые священники, и если можно, то в какой форме? Поминать усопших на великом входе, и притом не на заупокойных только литургиях, есть обычай восточных церквей; и в «Иерейском молитвослове», изд. Св. Синодом, между прочим, сказано: «и на великом входе подобает помянуть усопших», но после каких именно слов, в какой форме и тайно или вслух — указаний не сделано. В виду этого там, где этот обычай уже применяется, уничтожать его нет оснований; вводить же вновь следует с осторожностью, чтобы не возбудить нежелательных толков о новшестве. В некоторых епархиях такое поминовение усопших на великом входе, как равно и другие нововведения при этом, совершенно запрещены (Ц. В-к 1901 г. Нужно ли во время чтения «молитвы за Царя» отверзать царские двери, или же оставлять отверзтыми во все время произнесения сугубой ектении? Практика различна, но, в виду указаний служебника, казалось бы, правильнее отверзать царские двери только на время чтения указанной молитвы (Ц. В-к 1893 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12 февраля 1850 г. г-жа Дрепер, из Рочестера, имела в трансе свидание с Франклином, который дал ей, в виде доказательства, сильный электрический толчок, видимо потрясший ее тело, и обещал представить через несколько дней пример духовного телеграфирования. Первая попытка три дня спустя – удалась лишь отчасти. Решено было, впрочем, собраться в следующую среду. «В назначенный день, 20-го февраля, собрались поименованные выше лица; некоторые из присутствующих запоздали, и лишь только установился порядок, поставлен был вопрос: «В чем состоят указания Вениамина Франклина?» О. «Торопитесь; сперва замагнетизируйте г-жу Дрепер». Так и было сделано, причем она немедленно сказала: «Он говорит, что мы запоздали, но на этот раз он нас простит; мы должны поступать лучше в будущем». Общество разделилось следующим образом: г. Джервис, г. Джонс, г-жа Фокс, г-жа Браун и Екатерина Фокс удалились в отдельную комнату, за две закрытые двери. Г-жа Дрепер, г-жа Джервис, г. Дрепер, г. Уиллетс и Маргарита Фокс остались в гостиной. Оба общества слышали в каждой из комнат, как и прежде, необыкновенно громкие звуки, похожие на телеграфические. Они были так необычайны, что мисс Фокс встревожилась и сказала: «Что все это значит?» Г-жа Дрепер, с просветлевшим от воодушевления лицом, ответила: «Он пробует батареи». Скоро подан был сигнал для азбуки, и обществу, находившемуся в гостиной, передано по буквам следующее сообщение: «Теперь я готов, друзья мои. Будут великие перемены в 19-ом веке. Предметы, теперь кажущиеся Вам темными и таинственными, сделаются ясными для ваших очей. Вскоре раскроются тайны. Мир будет просвещен. Подписываю свое имя: Вениамин Франклин. Не идите в другую комнату». «После длившегося несколько минут ожидания, г. Джервис пришел в гостиную, говоря, что ему указано стуками – прийти и сравнить заметки. Они гласили следующее: В. «Готовы ли Вы?» Ответ дан утвердительный; подан сигнал для азбуки и сложено следующее: «Будут великие перемены в 19-ом веке. Предметы, кажущиеся вам ныне темными и таинственными, сделаются ясными для ваших очей. Вскоре раскроются тайны. Мир будет просвещен. Подписываю свое имя: Вениамин Франклин. Идите в гостиную и сравните заметки». Г. Джервис вернулся к своему обществу, и по азбуке сложилось: «Теперь идите все в гостиную». Затем сличены были заметки в присутствии всего общества. В. «Сообщит ли доктор Франклин еще что-нибудь»? О. «Думаю, что дал достаточно доказательств на сегодня». В. «Не лучше ли будет держать это дело в секрете?» О. «Нет, нужно опубликовать.» В «В каком журнале?» О. «В Democrat " е или Magnet " e».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

759 Указание на великие поклоны смотри в Типиконе, в послед. 24-го февр., аще случится в понедельник 2-й, З-й и 4-й Недели Велик. пост. и в Тип., в послед. 25-го марта, и в особой книге на среду 1-й седм. Вел. поста. 760 После пения: «Да исправится» и после перенесения Св. Даров на престол, при совершении трех великих поклонов, произносить по обычаю молитву: «Господи и Владыко живота моего». Но находят, что это по предписано Уставом, что великие поклоны указываются довершать и без этой молитвы, что в Типиконе, а главное в отдельно напечатанных службах 1-й и страстной седмиц Великого поста, где от слова и до слова печатаются вполне молитвы, даже по несколько раз на одной и той же странице, там нет указания, чтобы по «Да исправится» и по перенесении Св. Даров, читалась молитва: «Господи и Владыко живота моего» (Литовок. Епарх. Ведом. 1874 г., 12–24 марта). С этим можно согласиться. (См. выше). 761 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., в последовании 24 февраля в понедельник 2-й седмицы Великого поста и в храмовых главах 34, 35 указано, что малые ектении не глаголем. В том же Типиконе 1848 г. назначена 9 марта малая ектения. В Литовских Епархиальных Ведомостях (1874 г. 12, стр. 90) признано это указание ошибочным. 762 При архиерейском служении, когда чтец сказывает прокимен, архиерей идет на ее место и отдает омофор диаконам и садится на ем месте. Один же из диаконов, разоблачавших архиерея, держит омофор обеими руками. При пении Аллилуиа бывает каждение. По чтении же Евангелия архиерей сходит с его места, будучи поддерживаем под руки двумя архимандритами и игуменами и лровождаем до Царских врат и, благословив их рукою, выходит в Царские двери, берет трикирий и дикирий и благословляет народ. Певцы поют: «Ис полла эти деспота» (Если присутствует при литургии Государь император, то протодиакон, по прочтении Евангелия, несет Ему Евангелие для целования). Потом архиерей осеняет находящихся в алтаре, отдает трикирий и дикирий, целует св. Евангелие и говорит: «Мир ти, благовествующему». Протодиакон же целует правую руку его. Архиерей, взяв святое Евангелие из рук протодиакона, ставит Евангелие на престоле, на ей стороне его, выше антиминса. Прочие сослужащие в то время Евангелия не целуют (Чиновн., лит. преждеосв. Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

БЕСЕДА 25 на Иоан.3:5. 1 . Никодим не понял слов Спасителя потому, что хотел рассуждать о духовных предметах по-человечески. – Если человек не рождается от воды и Духа, он не может войти в Царство Небесное. – 2 и 3. Вера в невидимое. – Различие между первым и вторым творением. – В первом творении Творец воспользовался землей для создания человека; во втором Святой Дух пользуется водою. – Первый человек был создан с душою живою, второй исполнен Духа животворящего. – Первый человек нуждался в помощи, второй, получая благодать Духа Святого, не нуждается ни в какой иной помощи. – Почему вода нужна для крещения? – Обряд крещения. – Великие тайны, совершенные для нас Иисусам Христом, как побуждения для нас вести добрую жизнь. – Оглашенные и их положение в отношении к верным. – Польза милостыни и даров, приносимых Иисусу Христу и малым сим. БЕСЕДА 26 на Иоан.3:6. 1 . Духовное возрождение и его сущность. – 2. Прообраз духовного возрождения. – 3. Характер христианского увещания. – Нужно действовать с кротостью, без гнева и крика. – Человек, приносящий другим обиды, совершает позорное дело; терпящий обиды есть истинный философ. – Рабы имеют ту же природу, как и господа, и потому последние не должны оскорблять первых. То, что рабы делают из страха господ, последние должны делать из страха Божия. БЕСЕДА 27 на Иоан.3:12–13. 1 . Не должно стараться постигнуть разумом происхождение Сына Единородного. – 2. Медный змей как прообраз Иисуса Христа. – Как Бог возлюбил мир. – 3. Любовь Божия: чрезмерность Его благости к грешникам и неблагодарным. – Бог , чтобы спасти нас, не пощадил даже Сына своего Единородного, а мы щадим свои деньги. – Дурное употребление, делаемое из богатства. – Наша неблагодарность Иисусу Христу в лице бедных за все Его благодеяния нам. – Против тех, которые, расточая все на роскошь, презирают бедных и не заботятся об их нуждах. БЕСЕДА 28 на Иоан.3:17. 1 . Чем больше милосердие Господа, тем строже будут Его наказания жестоковыйным. – Бог открыл двери щедрот всем людям. – Два пришествия Иисуса Христа. – 2. Неверующие подлежат осуждению – Кто удаляется от Иисуса Христа. – Великие грешники – люди, закоснелые в своем упорстве, преданные обуявшим их порокам. – Чтобы быть христианином, нужно вести добрую жизнь с соблюдением чистоты учения. – Причина уклонения язычников от принятия веры Христовой. – Языческие философы делали добродетель из пустого тщеславия. Любовь к тщеславию губит людей. – Тщеславие пагубнее всех других пороков. – Чтобы приобрести славу пред людьми и славу, исходящую от Бога, нужно стремиться к достижению только последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

За митрополитом шли: Государь Император, Государыни Императрицы, Великие Князья и Княгини в сопровождении лиц Их свиты. Шествие это направлялось к Зосимо-Савватиевской церкви. По всему пути следования, по обеим его сторонам, установлены были в надлежащем порядке, по данным заранее указаниям ключаря кафедрального собора, хоругвеносцы в красивых парадных кафтанах с принесенными из разных мест Русской земли хоругвями. Певчие продолжают петь: «Не забывай нас, радосте наша, отче Серафиме...» Шествие приближается к концу и входит уже в открытые двери Зосимо-Савватиевской церкви. Настали минуты счастливого ожидания. Народ стоит в благоговейном молчании с зажженными в руках свечами воску разного цвета: желтого, белого, красного и зеленого. В воздухе необыкновенно тепло, ясно, тихо – не слышно движения ветра... Все с затаенным дыханием и напряженным вниманием смотрят в сторону, откуда должно показаться снова шествие, но уже со святыми мощами. И вот началось это величественное, глубоко-трогательное шествие. Торжественно нанесенный из церкви, гроб был установлен на носилки и, на них высоко поднятый, был виден всему народу. Он был несен Государем, Великими князьями, митрополитом, архиереями и архимандритами. По бокам гроба четыре диакона держали рипиды. За гробом следовали Государыни Императрицы и Великие княгини. Какое было в то время настроение в народе – это невозможно описать и передать. Совершилось, наконец, то, к чему все предшествующие торжества были только подготовлением. Теперь все воочию увидели то, что видеть спешили, стремясь за сотни и тысячи верст. Настал тот момент, который восчувствовать, пережить в одном месте собрались десятки тысяч человек, сшедшихся из всех концов Руси святой, соединившихся, несмотря на разность наречий, племен и народностей, в одну тесную семью, в одно целое, нераздельное. Просияли лица всех от нахлынувших новых впечатлений. И можно ли было выдержать себя под наплывом этих впечатлений? И зачем было сдерживать себя, когда сердце почувствовало такой простор и свободу и неопреодолимое влечение высказать наружу все свои внутренние движения, все свои волнения? И потому, я думаю, не ошибусь, если скажу, что у всех в эту минуту показались слезы на глазах,– то были слезы благоговейного восторга, благочестивой радости, слезы глубокого умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

– Старики наши рассказывают, – отвечал Перстень, – и гусляры о том поют. В стародавние то было времена, когда возносился Христос-Бог на небо, расплакались бедные, убогие, слепые, хромые, вся, значит, нищая братия: куда ты, Христос-бог, полетаешь? На кого нас оставляешь? Кто будет нас кормить-поить? И сказал им Христос, царь небесный: «Дам вам, говорит, гору золотую, реку медвяную, сады-винограды, яблони кудрявы; будете сыты да пьяны, будете обуты-одеты!» Тут возговорил Иван Богослов: «Ай же ты спас милосердый! Не давай им ни горы золотые, ни реки медвяные, ни садов-виноградов, ни яблонь кудрявых. Не сумеют они ими владети; наедут к ним сильные богатые, добро-то у них отымут. А ты дай им, Христос, Царь небесный, дай-ко-се имя Твое Христовое, дай-ко-се им те песни сладкие, сказаньица великие про стару старину да про божьих людей. Пойдут нищие по земли ходити, сказаньица великие говорити, всякий их приобует-приоденет, хлебом-солью напитает». И рече Христос, Царь небесный: «Ин пусть будет по-твоему, Иване! Пусть же им будут песни сладкие, гусли звонкие, сказанья великие; а кто их напоит-накормит, от темныя ночи оборонит, тому я дам в раю место; не заперты в рай тому двери!» – Аминь! – сказал Иоанн. – Какие же вы знаете сказки? – Всякие знаем, батюшка-царь, какие твоя милость послушать соизволит. Могу сказать тебе о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, о семи Семионах, о змие Горынище, о гуслях-самогудах, о Добрыне Никитиче, об Акундине… – Что же, – перебил Иоанн, – разве ты один сказки сказываешь? А старик-то зачем с тобою пришел? Перстень спохватился, что Коршун почти все время молчал, и чтобы вызвать его из неестественной для сказочника угрюмости, он вдруг переменил приемы и начал говорить прибаутками. – Старик-то? – сказал он, наступая неприметно на ногу Коршуна. – Это, вишь, мой товарищ, Амелька Гудок; борода у него длинна, да ум короток; когда я речь веду скоромную, не постную, несу себе околесную, он мне поддакивает, потакает да присвистывает, похваляет да помалчивает. Так ли, дядя, белая борода, утиная поступь, куриные ножки; не сбиться бы нам с дорожки!

http://azbyka.ru/fiction/knjaz-serebrjan...

Прошло несколько дней; Голощекин и Сыромолотов вернулись, все было готово. В воскресенье 14 июля Юровский приказал позвать священника, отца Строева, и разрешил совершить богослужение. Узники — уже приговоренные к смерти, и им нельзя отказать в помощи религии. На следующий день он приказал увести маленького Леонида Седнева в дом Попова, где находилась русская стража. 16-го, около 7 часов утра, он приказал Павлу Медведеву, которому всецело доверял и который стоял во главе русских рабочих, принести ему двенадцать револьверов системы «Нагана», которые имелись у русской стражи. Когда это приказание было исполнено, он объявил ему, что вся Царская Семья будет казнена в ту же ночь, и поручил сообщить об этом русской страже. Медведев сделал это около 10 часов. Немного спустя Юровский проник в комнаты, занимаемые членами Царской Семьи, разбудил их и всех, живших с ними, и велел им приготовиться следовать за ним. Предлогом он выставил то, что должен их увезти, потому что в городе мятежи, и что пока они будут в большей безопасности в нижнем этаже. Все в скором времени готовы и, забрав с собой несколько мелких вещей и подушки, спускаются по внутренней лестнице, ведущей во двор, через который входят в комнаты нижнего этажа. Юровский идет впереди с Никулиным, за ними следует Государь с Алексеем Николаевичем на руках, Государыня, Великие Княжны, доктор Боткин, Анна Демидова, Харитонов и Трупп. Узники остановились в комнате, указанной им Юровским. Они были уверены, что пошли за экипажами или автомобилями, которые должны их увезти, и ввиду того, что ожидание продолжалось долго, потребовали стульев. Их принесли три. Цесаревич, который не мог стоять из-за своей больной ноги, сел посреди комнаты. Царь сел слева от него, др Боткин стоял справа, немного позади. Государыня села у стены (справа от двери, через которую они вошли), неподалеку от окна. На ее стул, так же как и на стул Цесаревича, положили подушку. Сзади нее находилась одна из ее дочерей, вероятно, Татьяна. В углу комнаты, с той же стороны, стояла Анна Демидова, у которой оставались в руках две подушки. Три остальные Великие Княжны прислонились к стене в глубине комнаты; по правую руку от них, в углу, находились Харитонов и старый Трупп.

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

Богато одарил Господь преосвященного владыку Феофана. Он в совершенстве владел научными средствами, каково знание древних и новых языков, каков и литературный талант. При богатейших способностях и трудолюбии, он имел глубокие познания не только в богословских науках, но и в светских, из последних особенно в естествознании. При этом он обладал способностью и тонким чутьем в искусствах, так что хорошо рисовал иконы, играл на фисгармонии. Искусны были персты владыки Феофана и в рукодельных занятиях. Каковы шитье, вышивка, резьба, столярство и токарство, которыми он разнообразил свой труд, особенно во время затвора. При столь богатых средствах для проявления своей силы духа в широкой общественной деятельности, он оставляет высокое положение епархиального архиерея и удаляется в безвестную Вышенскую пустынь. Здесь он пребывает на покое в течение 28-ми лет до самой своей кончины, причем в течение 21-го года закрывает двери своей кельи для всех, кроме двух лиц – настоятеля обители и духовника. Приходят к его келье многие высокопоставленные лица, Великие князья, архипастыри и даже известный всероссийский пастырь – однако двери эти и для них не были открыты. В течение последних 11-ти лет своей жизни преосвященный Феофан совершал в своей келейной церкви Божественную литургию ежедневно, но и ее совершал он буквально один. Что же это за покой был у владыки Феофана? Этот покой был напряженнейшею деятельностью в молитве и христианском подвиге, был научною работою, давшею нам десятки томов драгоценных богословских сочинений, был, наконец, делом духовного руководства обращавшихся к нему посредством переписки лиц. По заявлению высокочтимого о. архимандрита Аркадия, несколько десятков писем почти ежедневно поступало к владыке Феофану, и он на все давал ответы. Для одних ответ следовал у жертвенника келейной церкви, для других Владыка писал. Таких ответных писем напечатано теперь почти на десять выпусков. Из такой, частной, переписки преосвященного Феофана у нас сейчас имеется девять писем, которые до сих пор полностью еще не напечатаны, и которые мы огласить намереваемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Лучше в нищете жить, нежели в богатстве неправедном». О болезни «Болезнь хотя мучает твою плоть, но дух спасает». «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет». О гонениях «Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка». «Пусть меня весь мир ненавидит, когда хочет, и делает мне, что хочет, только бы Бог один любил (меня) и в милости Своей содержал». О совести Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит «Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Лучше терпеть биение тела, нежели биение совести, лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду». «Нет злейшего мучителя, как злая совесть». «В совести, грехами замаранной, и великие грехи едва усматриваются, так же как в закопченном зеркале ни лица, ни пороков своих не видит смотрящий в него». О покаянии Святитель Тихон Задонский «Познание себя и своей греховности – начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды». «Одним тем непременно следует вечное осуждение с диаволом в аду, кто не хочет каяться и оставить грехи, а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божиего открыты». «Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося». «Вся христианская жизнь есть не что иное, как постоянное до кончины жизни покаяние». О Евхаристии Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца «Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца». О сердце человеческом «Сердце, которое осквернено любовью к миру, не посещается Богом». «Сердце – начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем: или добро, или зло… Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: “Сын Мой, отдай сердце твое Мне”». «Сердце у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном; когда же обращается к вечному и углубляется в нем, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений – о временном и вечном, – двоякой любви – к временному и вечному – в сердце быть не может. Непременно обладает им одно из двух: или временное, или вечное».

http://pravoslavie.ru/93673.html

Созерцатель божественных вещей пусть старается восходить все выше, следуя за Словом, пока не достигнет места, где Он пребывает. Ибо Он туда влечет, как говорит Екклезиаст, нашу природу, подобно архиерею Ветхого Завета, который внес Его со двора в святая и из святых в святая святых. Так изволил Господь, чтобы мы пошли за Ним по этому же пути. Бог Слово становится плотью, когда пользуется грубыми примерами и выражениями, приспосабливаясь к неразумию слушателей, и превращает Божье слово в нравственное поучение. И, напротив, потом делает слово духом, когда излагает таинственное богословие в возвышенных созерцаниях. Кто научился копать в себе по примеру ветхозаветных патриархов колодцы ведения деянием и созерцанием, тот на дне находит Христа - Источник жизни, от Которого пить повелевает нам Премудрость, говорящая: " Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя " (Притч 5, 15). Поступая так, мы напиваемся истинными сокровищами премудрости. Апостолы, из-за страха перед иудеями, собрались в Галилее в горнице и сидели, заперев двери. То есть, из-за страха перед духами лукавства они по благодати откровений надежно поднялись на высоту божественных созерцаний и наподобие дверей затворили чувства, чтобы сокровенным образом воспринять Бога Слова, Который явился им сквозь запертые двери, даровал бесстрастие мирное и вдохновенный удел Святого Духа, а также власть над нечистыми духами и раскрыл условные обозначения Своих тайн. " Белокур и красив лицом " - так избражается в Писании великий Давид (1 Цар, 17,42), который жил с радостью в Боге и сиял светом знания. В таких людях совмещается деяние и созерцание: деяние блистает осуществленными добродетелями, а созерцание освящено божественными помыслами. Когда человек молится о хлебе насущном, то не всегда восприемлет его во всей полноте, как он есть, но в меру своей готовности. Бог, как Хлеб жизни, по Своему человеколюбию предлагает Себя всем, но не все получают Его одинаково. Кто совершает великие подвиги праведности, тот получает больше, кто уступает этим праведникам, тот получает меньше - каждый получает по заслугам своего ума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010