Скачать epub pdf Просите, и дано будет вам... Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него... (Мф. 7:7–11) «Великие и чудные заповеди предложил нам Спаситель, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Он повелел возвыситься над всеми страстями и привел к самому Небу, и заставил уподобиться не Ангелам и Архангелам, но, сколько возможно, Самому Владыке; а ученикам Своим повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять. И вот, чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, Он говорит, что не только нужно самим стараться об этом, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет и облегчит наши подвиги, и все соделает для нас легким. Поэтому и просить повелел и обещал исполнение прошения:  ПРОСИТЕ , – говорит Он, –  И ДАНО БУДЕТ ВАМ . Просить надо, потому что Небесный Податель благ как нам запрещает метать бисер перед свиньями, так и Сам этого не делает; Он не подает благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает свое сердце, и потому неспособен принять благодать Его. И не просто велит просить, но с великим тщанием и усилием:  ИЩИТЕ ,  И НАЙДЕТЕ , – с терпением и постоянством;  СТУЧИТЕ ,  И ОТВОРЯТ ВАМ . «Младенец, – говорит преподобный Макарий Великий , – ища матери, плачет, и мать, сжалившись над ним, радуется, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его». «Итак, человек, не унывай, – продолжает святитель Иоанн Златоуст , – проси, стучи в двери милосердия Божия; если и не получаешь сейчас, то не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите», дабы показать, что если и не скоро отверзает Он двери, все же должно ждать. Если ты часто будешь толкаться к людям, то, может быть, покажешься им и скучным, и тяжелым; но у Бога не так: Бога раздражишь более тогда, когда не просишь». Проси постоянно и может быть не скоро, но получишь просимое, непременно получишь. «Просите, – говорит один подвижник, – словом молитвы; ищите сердцем; толцыте делами милосердия христианского в двери милосердия Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Предисловие С самых первых шагов русская литература связана с литературой сербской. Именно в сербской редакции приходили на Русь первые списки богослужебных и богословских текстов, памятники византийской литературы. В период турецкого порабощения литературная традиция Сербии замерла. Но в ХХ веке неоскудевающая Благодать Церкви Христовой возродила ее в лице святителя Николая (Велимировича) – выдающегося писателя и богослова, епископа, ученого, почетного доктора нескольких европейских университетов. Как признают соотечественники владыки, со времен святителя Саввы – духовного родоначальника Сербии – не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как святитель Николай. Промысел Божий ставил святителя Николая в эпицентр катастроф ХХ века: он близко видел обе великие войны, пережил фашистский концлагерь, изгнание с Родины. Встречаясь с людьми, находящимися в «предельных» ситуациях, владыка узнал душу современного человека, его насущные потребности, насытить которые он постарался своим творчеством. В этой небольшой книге собраны слова святителя Николая о путях человеческих в Царство Божие, о том, какими ключами открываются двери в него, и о том, что эти двери запирает. Простота вкупе с изысканной поэтичностью языка делает произведения святителя настоящими литературными шедеврами, а высота богословской мысли, укорененной в опыте евангельской жизни, – утешением и вдохновением плавающих в волнах житейского моря учеников Христа. Издатели Освети сердце верой, укрепи надеждой, согрей любовью, освяти молитвой, омой слезами, напитай причастием и держи его высоко поднятым к небу, как горящую лампаду. Только так ты сможешь достойно перейти из земного мира в небесный, без угрызений совести и терзаний, что мучат грешников. Святитель Николай Сербский О жизни вечной Христианство Главное внутреннее духовное строительство духовным материалом – верой, надеждой, правдой, милостью, братолюбием, добротой, единством духа и цели и усердия в стяжании Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Автор книги «Миссионерские записки» , недавно вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря, о качествах, необходимых миссионеру, принципиальной важности живого диалога, проповеди в сетях и открытой двери, задаче-минимум и задаче-максимум для того, кто вышел со словом об Истине. – Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем представлять новые книги, вышедшие в издательстве Сретенского монастыря. И сегодня на нашу встречу мы пригласили протоиерея Андрея Ткачева, книга которого «Миссионерские записки» недавно вышла в свет. Отец Андрей, «Миссионерские записки», безусловно, можно отнести к разряду профессиональной литературы, учебной; она адресована будущим миссионерам, будущим пастырям. А каким вы себе представляете идеального современного миссионера? – Я себя ставлю на место неверующего человека и представляю себе того, от кого бы я хотел услышать о вере. Это должен быть какой-то очень интересный человек, очень интересная личность. Потому что великие истины от скучного человека воспринимаются скучно. И что-то такое громадное от мелкого воспринимается мелко. Но даже какая-то мелочь от великого человека воспринимается как нечто великое. Поэтому тут, конечно, вопрос личности. Миссионер должен быть интересным человеком. Он не имеет права быть скучным. Вот как Станиславский говорил: «Все жанры хороши, кроме скучного». Миссионер должен интересно говорить. И у него должен быть какой-то бэкграунд, должна быть какая-то интересная жизнь. Он может быть, скажем, офицером-подводником, или геологом, или физиком-ядерщиком, или человеком, который родился в Аргентине, воспитывался в Германии, а теперь живет на Сахалине… То есть это должен быть человек, который шире меня. Миссионер – это человек, который шире меня. Допустим, я геолог, или альпинист, или капитан корабля, да я вообще, может, весь мир видал – попробуй-ка удиви меня. А человек, говорящий со мной о Боге, может быть, ни разу на корабле не ходил – но он шире меня. Вот мы с ним поговорили час, два – и у меня мысль: «Ничего себе! Какой парень интересный. Рассказывай-рассказывай». Я думаю, что апостолы были вот по этому критерию подобраны Господом. Потому что Господь подбирал апостолов. Они все разные, но все интересные.

http://pravoslavie.ru/86645.html

Беседа 28 Ин.3:17 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 1. Чем больше милосердие Господа, тем строже будут Его наказания жестоковыйным. – Бог открыл двери щедрот всем людям. – Два пришествия Иисуса Христа. – 2. Неверующие подлежат осуждению – Кто удаляется от Иисуса Христа. – Великие грешники – люди, закоснелые в своем упорстве, преданные обуявшим их порокам. – 3. Чтобы быть христианином, нужно вести добрую жизнь с соблюдением чистоты учения. – Причина уклонения язычников от принятия веры Христовой. – Языческие философы делали добродетель из пустого тщеславия. Любовь к тщеславию губит людей. – Тщеславие пагубнее всех других пороков. – Чтобы приобресть славу пред людьми и славу, исходящую от Бога, нужно стремиться к достижению только последней. 1. Многие из людей беспечных, злоупотребляя человеколюбием Божиим к умножению грехов и к большему нерадению, говорят такие слова: нет геенны, нет мучений; Бог отпускает нам все грехи. Заграждая уста таким людям, один мудрый муж говорит: «и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его» ( Сир.5:6–7 ). И в другом месте: «как велика милость Его, так велико и обличение Его» ( Сир.16:13 ). Где же, скажет кто-нибудь, человеколюбие Его, если мы получим то, что следует за грехи наши? Но мы получим заслуженное, послушай и пророка и Павла. Один говорит: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс.61:13 ); а другой: «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). Тем не менее однакож велико человеколюбие Божие, и это видно вот откуда: Бог разделил судьбы наши на два века жизни, настоящий и будущий, и, определив первую для подвигов, а последнюю для получения венцов, показал таким образом великое человеколюбие. Каким образом? Тем, что, хотя бы мы совершили множество тяжких грехов и не переставали от юности до глубокой старости осквернять свою душу несчетными пороками, Он не истязует нас ни за один из этих грехов, а в бане пакибытия подает отпущение их и дарует оправдание и освящение. Но что скажешь ты, если сподобившийся таинств с самого детства после того впадет во множество грехов? Такой заслуживает уже тем большего наказания. За одни и те же грехи мы подвергаемся не одному и тому же осуждению, но гораздо строжайшему, когда согрешаем после освящения таинствами. Это и показывает Павел в следующих словах: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр.10:28–29 ). Такой, следовательно, достоин большего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа в неделю пятую святого Великого поста Сказана в Донском кафедральном соборе в Новочеркасске 1 Апреля 1845 года Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много. Лк.7:47 В нынешний недельный день, по уставу Св. Церкви, сверх Воскресения, празднуется Преподобной матери нашей Марии Египетской. В настоящий год привелась на сей день и рядовая память ее по месяцеслову. Утешительное воспоминание для кающихся – память Марии Египетской! В один из дней минувшей седмицы на Утрени повторен был нами вдруг весь тот Великий Канон Покаяния, которого по частям достает на все Великие Повечерия первой седмицы поста: а в каноне сем, после молитвенных воздыханий к Богу человека кающегося, несколько раз присовокуплялась краткая молитва и к Преподобной Матери Марии. Мария – чудный образ истинного покаяния грешников, опыт особенного Божия милосердия к кающимся! С ней сбылось в самой высокой степени ясности то, что сказал Господь наш в Евангелии: «отпущаются греси ее мнози, яко возлюби много»! Сей образ покаяния человеческого и милосердия Божия представляет нам Св. Церковь ныне, в неделю пятую всеобщего покаяния, в последнюю неделю поста, – так как с самой почти недели Ваий будет уже говение наиболее для воспоминания страданий Господних, нежели для покаяния собственно, – в настоящую, говорю, последнюю покаянную неделю представляет нам Церковь образ Марии Египетской, с тем, братия мои, чтобы прибегли к покаянию и самые последние из нас, доселе остававшиеся без покаяния, или чтобы не отчаивались в своем покаянии и самые обремененные грехами. Истина известная, особенно по Евангелию Христову, что Бог с особенной любовью приемлет покаяние грешников, и радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся более, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния 208 . Удивительное, неимоверное дело! Но это точно так в Слове Божием, слушатели. Побеседуем мы ныне о сей утешительной для нас истине. Давно уже по настоящему времени беседуем мы о ней в Церкви Божией. С самых дней приготовления к посту что слышали мы в чтениях святого Евангелия и в сообразных с ними песнопениях Церкви? – Призыв грешников к покаянию, любовь Божию ко грешникам кающимся и радость о них еще большую, нежели о не требующих покаяния! Лишь отверзались двери покаяния, первее всех явился при них мытарь, который, стоя в храме Божием у порога, не дерзал и очей возвести к Богу от множества грехов, а только бил себя в перси с тайной молитвой: «Боже, милостив буди мне грешнику!» и – вышел из храма оправданный, паче праведного фарисея 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

ГЛАВА ПЯТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1760 год Празднование Нового года. – Приготовления к кампании. – Свидетельствование артиллерии. – План кампании. – Движение Солтыкова. – Переписка его с конференциею. – Отступление Солтыкова и болезнь его. – Он сдает главное начальство над армиею Фермору. – Занятие Берлина русскими и оставление его ими. – Вторая неудача под Кольбергом. – Приезд к армии нового главнокомандующего графа Бутурлина. – Отступление его к Висле на зиму. – Переговоры с Австриею насчет вознаграждения России за войну. – Отношения к Дании. – Смерть Мих. Петр. Бестужева-Рюмина. – Смена Лопиталя в Петербурге Бретейлем. – Сношения с Англиею о вознаграждении России за войну. – Отозвание Панина из Стокгольма. – Назначение на его место графа Остермана. – Сношения с Польшею и Турциею. – Внутренние распоряжения. – Затруднительное положение финансов. – Лотерея. – Состояние городов. – Знаменитый указ 16 августа. – Пополнение Сената. – Новый генерал-прокурор князь Шаховской. – Его столкновения с графом Петр. Ив. Шуваловым. – Важнейшие судебные решения. – Крестьянские восстания. – Конференция Сената с Синодом об управлении церковными имениями. – События в Тобольске и Иркутске. – Столкновение Сената с конференциею. Новый год был начат воспоминанием побед прошлого года, побед, каких не было с славных времен Петра Великого, и потому имелось право сопоставить время отца с временем дочери. В Петербурге сожжен был великолепный фейерверк: представлено жестокое сражение при Франкфурте и одержанная россиянами преславная победа. Над местом ужасного сражения видно было раскаленное солнце с именем Великия Елисаветы, а по сторонам два великолепные здания, знаменующие две великие победы. Потом представлена на воздухе Слава, вниз подающая Вечности, сидящей на древнем камне и описывающей дела ее величества, два лавровые венца, означающие две победы – Пальцигскую и Франкфуртскую. Затем представлен был великолепный храм славы Петра Великого как основателя нынешнего России благополучия; сквозь двери во внутренности храма видно было поясное изображение величайшего монарха Петра Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Николин день Любит и чтит русский верующий народ великого угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, и потому день, когда Церковь прославляет его подвиги, является для верующих большим праздником. Накануне и в самый день праздника все храмы переполнены молящимися, как в Великие двунадесятые праздники. День 19 декабря радостен еще тем, что это день тезоименитства Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского – выдающегося церковного деятеля наших дней, ближайшего помощника Святейшего Патриарха Алексия и любимого москвичами архипастыря. Всенощную и литургию Владыка совершает в храме свв. апостолов Петра и Павла на Преображенской площади города Москвы, и особенно тепло проходят здесь эти службы. Храм залит электрическим светом, а там, где меньше электрического света, мерцают лампады, и нежные отсветы их различного цвета вливаются в общий свет, как вливается тихая молитва каждого отдельного человека в общую молитву в храме, в хвалебный гимн Богу. В правом приделе храма, перед украшенным с особым усердием и благолепием образом Святителя Николая, так же, как и перед его образом на аналое посредине храма, беспрерывно горит масса свечей. Двери раскрыты, их закрыть невозможно, потому что там теснятся люди, не сумевшие войти в храм. Клубами врывается морозный воздух и свежие его струи, доходящие до главного алтаря, несколько облегчают дыхание. Всенощная совершается истово и с усердием. Сколько поэзии, бездонной святой глубины, очарования в наших русских всенощных, в мерцании лампад, в пении и чтении псалмов и стихир, в этом неподвижном стоянии богомольцев, готовых стоять до конца, сколько бы ни длилось богослужение. Владыка, с сослужащим ему духовенством, проходит на солею. Он идет в конец храма, чтобы Свет Христов принести всем, и тем, кто стоит в дверях храма, и за дверями, и дальше за ними, там во дворе. Когда раздаются его молитвенные возгласы, истово крестятся богомольцы. По возвращении духовенства на амвон, настоятель храма произносит краткое сердечное приветствие Митрополиту Николаю и подносит ему в подарок митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

«Пилат сегодня был бы очень доволен» Интервью с депутатом Государственной Думы, доктором исторических наук, профессором Наталией Нарочницкой – Наталия Алексеевна, сегодня в большинстве средств массовой информации налицо враждебная по отношению к Церкви политика. Как должна вести себя Церковь в такой информационной ситуации? – Разнузданность и бестактность антирелигиозных выпадов и издевательств в наших СМИ – это, не что иное, как наследие большевизма. На столь любимом нашими либералами Западе никто не посмеет даже при самом скептическом или враждебном отношении к религии таким неуважительным тоном писать, тем более говорить с экрана, например, о католической Церкви. Даже атеисты. Хотя религиозные категории там не слишком присутствуют в общественно-политических понятиях, нападки, антирелигиозная лексика просто неприличны, как неприлично говорить, что я людоед. Это показатель общей и политической культуры. Культура есть вообще обуздание страстей, побуждений, грубости, развязности. Она создает великие табу, которые большевизм постарался уничтожить. Но, скажем, мы не говорим об институте материнства неуважительно, не глумимся над отцом, хотя прекрасно известно, что отнюдь не каждая мать есть сосредоточие одних достоинств и добродетелей, и вообще все люди грешны. Тем не менее, человек, который стал бы поносить сам институт материнства, оказался бы изгоем в обществе: его бы никуда не пригласили, с ним было бы неприлично быть в одной компании, перед ним бы закрылись двери всех респектабельных гостиных. Общее духовное и политическое бескультурье, конечно, проявляется как в сознании, так и в поведении, но это внешняя сторона дела, а, по сути, продолжается воинствующее богоборчество. И сколько бы враждебные деятели ни прикрывались тезисом, что они, якобы, критикуют лишь непривлекательные, с их точки зрения, фальшивые проявления новой религиозности, на самом деле, их больше всего беспокоит и волнует сам факт появления этой религиозности, а вовсе не его формы. Скажем, они часто издеваются над, якобы, исключительной обрядовостью нынешней неофитской веры. Но рассмотрим церковный обряд даже с точки зрения неверующего человека, не желающего вникать в его глубокий внутренний смысл и значение. Даже в таком обряде, самом по себе, нет ничего плохого. Тем более что вся жизнь человеческая состоит из обрядов. Мы приветствуем человека – говорим «здравствуйте», мы уступаем место старшему, мы устраиваем совместную трапезу в момент радости или горя – это один из древнейших человеческих ритуалов, мы помещаем в рамку фотографию любимого человека на стене, на письменный стол. Все это обряды, ведь можно высмеивать и это. Сам по себе обряд – это абсолютно естественная форма выражения человеческого отношения.

http://pravoslavie.ru/4562.html

Предисловие Наверное, каждый человек хочет, чтобы в его жизни все было хорошо. Как правило, в это понятие включается крепкая, дружная семья, здоровье самого человека, его родных и близких, спокойствие в доме и мир в душе. Однако достичь этих, в общем-то, простых вещей в нашем мире не так просто. Прежде чем пытаться их получить, полезно понять, почему же здесь возникают сложности и что делать, чтобы их преодолеть. Христианин не просто «верит, что: что-то там есть», – он верит в Единого Бога, Творца мира, создавшего его Словом, в Святого Духа, осеняющего мир благодатью Божией. Христианин всецело доверяет Богу, надеется только на Него и Его помощь и покровительство и обретает путь к Богу в Церкви. К сожалению, в наше время многие считают, что Церковь уводит людей от жизни, пренебрегает их простыми житейскими нуждами. Достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть, что это не так. Как Господь наш Иисус Христос в Своей земной жизни кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых, так и Православная Церковь никогда не оставляла без помощи тех, кто нуждался и обращался за ней. Перед нами книга, в которой простыми, доступными словами рассказывается о том, как Церковь помогает людям в их повседневной жизни, как действует Божественная благодать в мире, помогая избежать воздействия сил зла. Написал ее известный историк и богослов, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, профессор Московской Духовной академии. Предубежденные люди могут подумать: а разве ученому и монаху есть дело до наших забот? Тот, кто так считает, просто не знает ни о том, какую роль Церковь Христова играет в мире, ни о том, насколько она обращена к людям. Русская Православная Церковь с древних времен была и наставницей, и кормилицей, и целительницей всех нуждающихся. Великий православный подвижник, Игумен земли Русской и основатель Лавры преподобный Сергий Радонежский не отказывал в помощи, совете и утешении тем, кто к нему обращался, будь то князья или крестьяне. Праведные старцы и великие молитвенники Оптиной пустыни раскрывали двери своих келий для всех, приходящих к ним в поисках сведения, и учили не только тому, как спасти душу и достичь вечной жизни, но и тому, как на пути в вечность устраивать свои житейские дела таким образом, что бы они не препятствовали миру душевному – той основе, на которой и строится духовное возрастание человека на его пути к Царствию Божию. Самое простое объяснение такой заботы иноков, ушедших от мира, о тех, кто в этом мире живет, состоит в том, что они, совершенствуясь в любви к Богу, получают от Него дар высшей, Божественной любви к ближнему. Об утренних и вечерних молитвах 

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиозерный (1844–1915) Преподобный Гавриил в юности был послушником в Оптиной пустыни. Оптинские старцы преподобные Амвросий, Иларион, Исаакий, старец Мелхиседек и другие сформировали и воспитали в будущем подвижнике дух иноческого смирения, дух кротости и трепетной любви к Богу. Старцу довелось подвизаться во многих обителях, но он всегда помнил Оптину пустынь и ее великих подвижников. Заболев в Седмиозерной пустыни, где он подвизался, тяжким и внезапным недугом, старец был пострижен 5 октября 1892 года в схиму и в борьбе с телесными скорбями снискал особую благодать Божию. Пять лет был прикован преподобный Гавриил к постели тяжкой своей болезнью, о которой он вспоминал в течение всей последующей жизни с величайшим умилением. Сначала его положили на левый бок: в этом положении он пролежал полтора года, не вставая и не поворачиваясь, потом положили на правый бок, и на нем старец тоже пролежал полтора года; и, наконец, на спине лежал еще два года. В продолжение первых трех лет старец был еле жив и умирал каждый день по три, по пяти и более раз от слабости сердца. Но духом он был весьма бодр и радостен. Он видел, что Господь дает ему не только болезнь, но и силу переносить страдания – терпеть болезнь, как средство к очищению грехов, и потому старец радостно принимал болезнь как дар Божий, как послушание и дело, которое дается ему ко спасению души и славе Божией. Он радовался тому, что уже невозможно более грешить, что устранен от всякой суеты и пристрастия... Когда старец мог подниматься на своей постели и немного сидеть, доктор стал разрешать прием посетителей. Сначала их было немного – главным образом свои же братия и ближайшие крестьяне. Но количество их постепенно стало возрастать до такой массы, что отцу Гавриилу пришлось даже перегородить двери в свою комнату особой решеткой, чтобы народ не мог теснить его. Один раз от напора народа сзади и из коридора, передние так стали теснить старца на его постельке, что чуть не задавили его. После этого случая и сделали решетку. Народ приходил к ней, слушал слова старца или его ответы на отдельные вопросы, принимал благословение и уходил. Возле кельи старца всегда была теперь толпа. Но он начал уставать от разговоров и тогда стал раздавать посетителям листочки религиозно-нравственного содержания. Эти листочки он обычно клал под свою подушку и, не выбирая, давал как раз тот, какой по содержанию подходил к духовным нуждам вопрошавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010