Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что значит эта таинственная трапеза 24.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя Святых праотец Слово в Неделю святых праотец Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Его пришествия в мир. И в этот день с особенной силой святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви избранного Богом народа. В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Жизнь будущая показана как трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). Об этом каждому из нас напоминает псалмопевец, когда мы молимся Господу перед святым причащением: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). И мы знаем притчу о Премудрости Божией, «которая построила себе дом» (Притч. 9), — каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. Подобно Премудрости, которая зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы приобщаемся уже сейчас. А самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда. Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. В этом смысл всего исторического пути Церкви. Сам Господь накануне Своих Страданий говорит, что Он уготовал нам Царство, как Отец уготовал Ему: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). И в Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). На Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». И потом, взяв чашу с вином и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15—18).

http://moral.ru/praotec/

Они могут блистать даже в царских чертогах. « Так что узы мои », — говорит, — « о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие » (Флп. 1:13, 14). Видишь ли, что узы имеют более силы, чем воскресение мертвых? Они видели (апостола) в узах и получили еще более дерзновения. Ведь где узы, там должно совершиться нечто великое. Где скорбь, там непременно и спасение, там непременно успокоение, там наверное и великие дела. Так дьявол, когда хочет нанести удар, сам бывает поражен; когда связывает рабов Божиих, тогда еще более распространяется слово (Божие). И смотри, — это везде так бывает. Он был в узах, и вот что сделал в темнице: « в » самых « узах », — говорит, — « моих » (Флп. 1:7). Был скован в Риме, и там весьма многих обратил к вере. Это оттого, что не только сам он имел дерзновение, но и многие другие получали дерзновение через него. Он был в узах в Иерусалиме, и проповедь узника изумила царя и привела в страх начальника. Устрашившись же, сказано, отпустил его, и связавший не устыдился принять от связанного учение о грядущем. В узах он совершал плавание, не погиб во время кораблекрушения и укротил бурю. Когда он был в узах, его коснулось ядовитое животное и, не причинив ему никакого вреда, отстало от него. Он был узником в Риме и, проповедуя в узах, привлек к себе тысячи, вместо всего предлагая (своим слушателям) это самое, т. е. узы. Ныне нет случаев быть заключенным в оковы, но есть другого рода оковы, если того желаем. Какие же? Это — сдерживать руки, чтобы не быть склонным к любостяжанию. Свяжем этими оковами. Вместо железа пусть послужит нам страх Божий. Разрешим связанных бедностью и скорбью. Не одно и то же — отворить двери темницы и дать свободу душ человека, стесненного нуждой. Не одно и то же — разрешить оковы узников и « отпустить измученных на свободу » (Лк. 4:18). Последнее больше первого, потому что за то нет награды, а за это — бесчисленные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Они могут блистать даже в царских чертогах. " Так что узы мои " , – говорит, – " о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божье " (Фил. 1:13,14). Видишь ли, что узы имеют более силы, чем воскресение мертвых? Они видели (апостола) в узах и получили еще более дерзновения. Ведь где узы, там должно совершиться нечто великое. Где скорбь, там непременно и спасение, там непременно успокоение, там наверное и великие дела. Так дьявол, когда хочет нанести удар, сам бывает поражен; когда связывает рабов Божьих, тогда еще более распространяется слово (Божье). И смотри, – это везде так бывает. Он был в узах, и вот что сделал в темнице: " в " самых " узах " , – говорит, – " моих " (Фил. 1:7). Был скован в Рим, и там весьма многих обратил к вере. Это оттого, что не только сам он имел дерзновение, но и многие другие получали дерзновение через него Он был в узах в Иерусалиме, и проповедь узника изумила царя и привела в страх начальника. Устрашившись же, сказано, отпустил его, и связавший не устыдился принять от связаннаго учение о грядущем. В узах он совершал плавание, не погиб во время кораблекрушения и укротил бурю. Когда он был в узах, его коснулось ядовитое животное и, не причинив ему никакого вреда, отстало от него. Он был узником в Рим и, проповедуя в узах, привлек к себе тысячи, вместо всего предлагая (своим слушателям) это самое, т. е. узы. Ныне нет случаев быть заключенным в оковы, но есть другого рода оковы, если того желаем. Какие же? Это – сдерживать руки, чтобы не быть склонным к любостяжанию. Свяжем этими оковами. Вместо железа пусть послужить нам страх Божий. Разрешим связанных бедностью и скорбью. Не одно и то же – отворить двери темницы и дать свободу душ человека, стесненного нуждой. Не одно и то же – разрешить оковы узников и " отпустить измученных на свободу " (Лк. 4:18). Последнее больше первого, потому что за то нет награды, а за это – бесчисленные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После погребения Спасителя скорбь Его учеников была очень велика. От горя они забыли все слова своего Учителя о воскресении. Особенно тяготило их то, что они не смогли подготовить Тело своего любимого Учителя для погребения так, как полагалось по иудейским обычаям. В субботу вечером женщины — ученицы Христовы — пошли в город и купили ароматические вещества. Утром они решили пойти ко гробу и помазать благовониями мертвое Тело Господа. В сумерках раннего утра жены-мироносицы с принесенными ароматами пришли к гробовой пещере. Они беспокоились: Кто отвалит нам камень от дверей гроба? ( Мк.16:3 ). Когда пришли на место, и, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен ( Мк.16:4–6 ). Через жен-мироносиц Ангел возвестил ученикам о Воскресении Господа. Несколько позднее Воскресший Иисус Христос явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. На иконе эти женщины изображаются у гроба, где перед ними — лежащие погребальные пелены и Ангел, который возвещает о Воскресении. Видим мы и Самого Спасителя, о Котором говорит Ангел. Скоро Его увидят и сами жены-мироносицы. Конечно, само явление Ангела происходило внутри гробовой пещеры, рядом с которой он и изображен. На обычной картине, где нарисована скала, в которой находилась гробница Христова, мы не увидели бы ни Ангела, ни этих женщин. Но задача иконы — рассказать о многом и приобщить нас к тому событию, свидетелями которого стали жены-мироносицы. Поэтому изображение учениц Христовых вынесено из помещения самой гробницы и обращено к молящемуся. Иерусалим изображен вдали, на заднем плане иконы, так как Голгофа и Гроб Господень находились вне стен города. 47. Икона уверения апостола Фомы После Своего явления женам-мироносицам, в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа ( Ин.20:19–20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Потому и Павел говорит Тимофею: «Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4:15 ). И в другом месте: «Таковых удаляйся» ( 2Тим. 3:5 ). И еще: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели ( Мф. 13:13 ). Потому и Павел повелел «дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол. 4:6 ). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ). Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: «Кто же может спастись»? И еще: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» ( Мф. 19:25, 10 ). 4. Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прибегнем же с теплою молитвою к Богу и Его Матери, ко святым подвижникам, будем молить их о заступлении пред Господом, да отвратит от нас, грешных, справедливую наказующую десницу Свою, да ниспошлет нам еще время, дабы успели мы покаяться и спасти свои души. Спаситель и Господь наш Иисус Христос пребывает с нами безотлучно. Пусть же будет наступающий Новый год для каждого из нас временем, когда мы наконец услышим Его призыв: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Ему же слава во веки веков. Аминь. Слово в день Обрезания Господня О добровольном Самоумалении Сына Божия и о Ветхом и Новом Заветах То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве, ему и похвала не от людей, но от Бога. Рим.2:29 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Любовь Божия к человеку – как понять, как постичь неизмеримые ее глубины и неимоверные ее высоты? Ради этой любви Сын Божий снизошел на землю и добровольно начал спускаться по своего рода лестнице уничижений. Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Господь пришел, чтобы служить людям. Ради этих слабых и неверных созданий Всемогущий заключился в немощное тело, подверженное боли и страданиям. Чтобы пробудить совесть в неблагодарном роде человеческом, Всевышний терпел поругание и оплевание, побои и бичевания. Чтобы даровать нам жизнь, Спаситель обрек Себя позорной смерти, назначавшейся худшим злодеям. Наконец, и в смрадный ад спустился Искупитель, дабы вырвать праведников и каявшихся грешников из когтей диавола. Такова жертвенная любовь Божия, невместимая человеческим разумом. Первым шагом величайшего Самопожертвования Господня явилось земное Его Рождество, вторым – Его обрезание. «В обрезании Господь явил большее смирение, нежели в Рождестве Своем; в Рождестве Он принял образ человека, а в обрезании – образ грешника», – говорит святитель Димитрий Ростовский. Обрезание, «язва, за грех уставленная», – это было напоминание людям о грехопадении, знак необходимости преодоления древней скверны страстей через непорочное хождение пред Богом ( Быт.17:1 ). Но даже избранный народ оказался не способен на такое преодоление, и вот – «язву за грех» принял на Себя Единый Безгрешный, Всенепорочный Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Просто заранее Господь этим волхвам указал, что надо идти и приветствовать Царя царей. И далее мы видим, что они были посвящены в ещё более великие, мистические тайны, эти волхвы из Вифлеема. «И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему» . Какая ложь, какое коварство! Он говорит «чтобы и мне пойти, поклониться ему». Он тайно призывает волхвов, потому что если бы рядом оказались первосвященники, книжники, фарисеи, они бы поняли, зачем ему нужен младенец. Ирод был такой жестокий человек, что он приказал уничтожать своих родственников, тех, в которых он подозревал конкурентов на свое управление. Известно предание, что он приговорил к смерти своего сына, находясь уже на смертном одре он сказал: «Когда я умру, казните моего сына». И когда он умер, его слуги спустились вниз, открыть двери, где в тюрьме сидел его родной сын, сын радовался - его выпускают. Умер царь, да здравствует царь! Но слуги так боялись этого ужасного человека Ирода Великого, что они казнили  и его сына. Это был жестокий человек, жесточайший человек! А здесь он говорит: «Тщательно разведайте о младенце и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему». Интерес к религии, который сейчас проявляют представители разных партий, разные общественные организации, он очень подозрителен этот интерес к религии. То, как некоторые представители власти пытаются заигрывать с религией, они пытаются выстраивать отношение на коммерческой основе, чтобы Церковь оказалась материально зависима от них. Церковь должна опасаться иродов, которые якобы хотят поклониться Богу, но перед этим хотят провести некую разведку и выяснить, где, что, кто, когда, что говорил, что сделал и т.д., и т.д. «Они (волхвы), выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Ну вот как, братья и сестры, вы можете себе это представить? Вифлеем - это небольшой населенный пункт, например, звезда на небе - и каждому жителю Вифлеема будет казаться, что звезда именно над его домом.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Акафист святому апостолу Фоме мин., 18.10.2016 Содержание Перед вами — акафист, который написан в наше время, уже в XXI веке, одному из самых первых христианских святых, святому апостолу Фоме. Почему же сегодня возникло стремление обратиться с молитвою именно к этому апостолу? Почему вообще его имя так часто стало звучать в устах современных православных христиан? Чтобы понять это, необходимо обратиться к житию святого апостола Фомы, воспринять происшедшее с ним и сделанное им ради Христа на фоне нашего неверного времени. Скачать ePUB Что же нам известно об апостоле Фоме? Фома (по прозванию Близнец) был одним из двенадцати ближайших учеников Христовых, повсюду следовавших за ним и называвшихся апостолами, то есть посланниками Божиими. Евангелие от Иоанна дает нам возможность оценить то мужество, с которым нес святой Фома свое апостольство. Когда Спаситель, Которого искали уже враги, чтобы убить, направился в Иудею, другие апостолы отговаривали Его: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11, 8) . И тогда Фома первым вызвался везде сопровождать Учителя и разделить Его страдания: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16). Вместе с тем, после смерти на Кресте и Воскресения Господня, Фома оказался в числе тех, кто никак не мог поверить, что Христос действительно воскрес из мертвых: ...Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю, — говорил он другим апостолам (Ин. 20,. 25). И произошло чудо: Господь явился апостолу Фоме. Главным событием в его жизни оказалось это явление, описанное в Евангелие от Иоанна: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 26-27). Так Фома окончательно уверовал в Христово Воскресение. И это уверение Фомы дало великие плоды. Апостол Фома, исполняя слова Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19) , совершил немыслимо далекий по тем временам путь и принес семена христианства даже в Индийскую землю, столь далекую от его родной Палестины! И до сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

http://foma.ru/akafist-svyatomu-apostolu...

Самые явственные чудеса, самые очевидные знамения не помогут обратиться тем, кто, погрузившись в грех и земную суету, не жаждет встречи с Богом. Евангелист Матфей повествует о великом чуде изгнания бесов, совершенном Спасителем в стране Гергесинской. Что же сделали жители этой страны? Обратились ли ко Господу, последовали ли за Ним? Нет, но весь город вышел навстречу Иисусу, и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их ( Мф.8:34 ). Испугавшись за свой земной покой, эти люди отвергли вечное спасение. Вот так и мы, отягощенные приверженностью к мирским благам и развлечениям, порою пугаемся при встрече с Господом и словно говорим своему Спасителю: «Отойди от пределов наших ». Но, может быть, кто-то скажет: «Всей душою жажду увидеть Господа, на всех дорогах ищу – и не нахожу. Как мне встретиться с Ним?» Пусть откроет такой человек Святое Евангелие, и услышит слова Самого Спасителя, и узнает о путях, ведущих к Нему. В доме Божием, во храме Иерусалимском встречал праведный Симеон Младенца Христа. В домах Божиих, во храмах православных открыты двери для всех, кто нелицемерно желает встретиться с Господом. Основанная Самим Спасителем, нерушимо хранит Святая Церковь заветы Его, и пребывает Господь среди верных Своих по обетованию: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Где легче встретиться с Господом, как не в доме Его? Здесь Лик Спасителя смотрит на нас со святых икон. Невидимо, но зримо для духовного взора верующих присутствует Господь во храме во время богослужения. В доме Божием совершается великое Таинство Евхаристии и мы, братья и сестры, можем не только встретиться с Господом, но и таинственно соединиться с Ним, достойно причастившись Тела и Крови Христовых, во исцеление душ и тел наших и в жизнь вечную. Дорогие во Христе братья и сестры! Мы живем в искупленном мире, и выкуплены мы из рабства греху дорогою ценою. За нас, за каждого из нас страдал, проливал кровь Свою и умирал на кресте безгрешный Иисус. В час Сретения Господня праведный Симеон предрек Деве Марии: Тебе Самой оружие пройдет душу ( Лк.2:35 ). Как толкует блаженный Феофилакт Болгарский, в этих словах, обращенных к Божией Матери, «оружием называет Симеон… скорбь, бывшую при страдании» Сына Своего.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Святой апостол Петр говорит о Христе: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления ( Деян.2:31 ). Апостол объясняет, что было с его Учителем после смерти: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1 Пет.3:18–19 ). После смерти Богочеловек сошел во ад для того, чтобы разбить его силу и возвестить находящимся там человеческим душам Евангельское учение. Попытка дьявола уничтожить Иисуса Христа стала роковой для него самого. Ад не мог вместить в себя силу и свет Божества Христова. Царству дьявола, захватившему в плен весь мир, приходит конец. Разрушены двери ада, разбита его крепость. Человеческие души, уверовавшие во Христа и принявшие Его проповедь, освобождаются из ада от уз греха, смерти и страдания. Первым из адовой крепости выходит благоразумный разбойник, уверовавший на Голгофе в Спасителя и принесший Ему свое покаяние. И, конечно, выходит первый человек — Адам, — который дольше всех других людей ожидал пришествия Спасителя. Победа над адом — основная мысль богослужения Великой Субботы: «Сегодня ад со стоном кричит: Уничтожена моя победа над человеком. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул всех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна» (русский перевод стихиры вечерни Великой Субботы). Победа Иисуса Христа над смертью и над адом, разрушение адовой крепости предшествуют телесному Воскресению Господа. Врата райские теперь открыты для людей. Царство Небесное унаследовали все те, кто в аду поверил Спасителю и вышел оттуда с Ним. Вопросы: 1. Где находились до смерти Иисуса Христа души всех умерших? 2. Где оказалась душа Христова после Его смерти? 3. Что произошло в аду после сошествия туда души Иисуса Христа? 44. Икона Сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа Когда Господь ходил по земле, Он обращал Свою проповедь к живущим в земном мире. Приняв мучительную смерть на Кресте, Спаситель по законам падшего мира должен был пойти тем путем, каким до Него шли души всех умерших – в ад. Но Христос Своей человеческой душой, соединенной с Божественной природой, не просто сошел во адские бездны, Он туда вторгся, преодолевая сопротивление дьявола и его бесовского полчища, ворвался как Победитель, перед Которым бессильны все силы ада и смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010