А ныне, в восполнение опущенного, позвольте предложить вашему благочестию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского к сомневающимся о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христову 393 . Краткие наставления сии извлечены Святителем из писаний древних отцов и учителей Церкви, и изложены просто и назидательно. Прочтём сии наставления без перемены мыслей, а изменив только некоторые слова, для ясности и удобопонятности. Так учит Святитель Божий: 1 Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства, как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, – скажи ему: почему же не может дать нам Своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася ( Пс.32:6 ): тем же Словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в тело и кровь Свою. 2 И если удивляешься тому, как тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах: то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого. 3 И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подаётся верным равно целый, – не меньший в одной части, и не больший в другой: удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос. 4 И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос; удивляйся и сему, – как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нём не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале? 5 Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки: удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи? 6 И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется, и не заключается? – то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли чрез это или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворённые и твёрдо заключённые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостолы совершали в народе великие чудеса, так что выносили больных на улицы и клали на постелях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. Первосвященник (Каиафа) и все его единомышленники на все это смотрели с завистью. Наконец, они наложили руки на Петра и Иоанна и заключили их в темницу. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы, вывел их и сказал: «Подите во храм, и там проповедуйте учение о вечной жизни». Они вошли утром в храм и стали учить. Между тем, первосвященник (Каиафа) с единомышленниками созвали весь синедрион и послали в темницу за апостолами. Но служители, тотчас же воротившись в собрание, донесли: «Темницу мы нашли запертою со всею предосторожностию и стражей при дверях; но когда отворили, не нашли в ней никого». Это известие привело в недоумение всех присутствующих. Тут пришел кто-то и сказал: «Те, которых вы заключили в темницу, теперь во храме и учат народ». Тогда начальник стражи при храме пошел со служителями, и привел их, впрочем, не употребляя насилия, – боялись, чтобы за насилие народ не побил их камнями. Когда же представили апостолов в синедрион, первосвященник сказал им: «не запретили ли мы вам накрепко учить и упоминать имя Иисуса. И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека». Петр, от лица всех апостолов, отвечал: «Богу повиноваться надобно больше, чем людям». У иудеев рвалось сердце, и они умышляли убить апостолов. Тут встал в синедрионе один фарисей, по имени Гамалиил, учитель закона, пользовавшийся уважением в народе; он приказал на короткое время вывести апостолов и сказал собранию: «Израильтяне! Будьте осмотрительны с этими людьми. Не так давно явился было Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он убит, и все, которые верили ему, рассеялись и исчезли. После него, во время переписи, явился Иуда галилеянин и привлек к себе довольно народа; но он погиб, и все, которые верили ему, рассыпались. Поэтому я теперь вам и советую оставить этих людей в покое: потому что ежели их предприятие есть не более, как человеческое, то оно разрушится; а ежели оно от Бога, то вам не разрушить его, напротив, берегитесь, чтобы вам не сделаться противниками Богу». Совет был принят, и апостолы отпущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В прежнее время все стены, по свидетельству нашего древнего паломника Даниила (XII в.), были украшены мозаикой и фресками; против входной двери, у противоположной стены показывают место тайной вечери, огражденное деревянной решеткой. Другой покой верхнего этажа считают местом, где было сошествие Св. Духа, на апостолов ( Деян.2:1–42 ). Великие и священные события совершались на этом месте. Здесь произошло установление таинства тела и крови Христовой в замен ветхозаветных кровавых жертв. Здесь совершилось и исполнение обетования об облечении апостолов силою свыше и утверждение через него новозаветной Церкви. Трогательны и поразительны наставления Господа ученикам своим перед телесной разлукой с ними! – Желанием возжелех ясти пасху сию с вами, прежде Моей страсти ( Лук.22:15 ). Это были первые слова Его на этой трапезе любви. Какою скорбью и в то же время любовью проникнуты слова Его к ученикам Своим; какое видное сострадание в обращении Его к несчастному Иуде ( Мф.26:24,25 ; Мк.14:21 ; Лук.22:22 ; Ин.13:22–39 )! Какая сердечность слышится и в последних словах Избавителя, обращенных к ученикам: Чадца, еще с вами мало есмь, взыщете Мене, и якоже рех иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О семь разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:33–35 ). Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам... ( Ин.14:1,2,18,19,27,28 ). – Кто без слез может вспомнить всю вечерю и поучение Спасителя во время ее о взаимной любви учеников между собою и мире со всеми, откровение Его ученикам о ненависти к ним со стороны людей века сего и обещание им от Отца небесного Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Враги Евангелия стараются препятствовать вашей апостольской проповеди, но они не имеют в этом успеха. Сила Моя препобеждает их злобу и коварство; Евангелие более и более распространяется и утверждается, при всем вашем бессилии против врагов проповеди – царей, правителей, мудрых и сильных века сего; сквозь вашу немощь проявляется сила Моя; итак, довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Вследствие всего этого Апостол заключает: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:9 ). Итак, я не огорчаюсь этим пакостником плоти, не боюсь этого аггела сатаны, ибо он не только не вредит моему делу, но содействует успехам его. По той мере, как этот пакостник плоти пакостит мне, этот рожон колет меня, бьет по щекам – вселяется в меня сила Христова, является мне благодатная помощь, и я бываю особенно силен тогда, когда умножаются у меня скорби, лишения и гонения. Когда я кораблекрушением со спутниками был выброшен на остров, тогда в этой стране мне оказаны были особенное внимание и почести ( Деян.28:10 ). Когда, после позора и биения на городской площади, я был заключен в темнице, тогда сделалось землетрясение; двери темницы отворились, оковы на узниках ослабели, и плодом этого было крещение темничного стража с семейством ( Деян.16:25–33 ). Когда, связанный, я приведен был в судилище и стоял пред судьей, то слово мое явилось столь сильным и убедительным, что вызвало признание этого язычника в том, что он едва не сделался христианином ( Деян.26:28 ). Это обстоятельство из жизни великого Апостола поучительно для пастырей и проповедников нашего времени. Пастыреначальник Господь говорил Своим ученикам и апостолам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин.15:20 ). Так и было с апостолами: по той мере, как они прославляли Господа, прославлял и их Господь, совершая через них великие знамения и чудеса. По той мере, как они разносили повсюду благоухание благовествования Христова, Христос привлекал к ним сердца людей, обильно изливал на них благоухание мира благодатных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Да, дорогие мои, именно в этом состоит один из главных духовных уроков праздника Введения. Вслед за Пречистой Девой все мы должны войти в царские чертоги, вступить в Небесное Царствие. Вслед за ней и все мы должны стать храмами Бога Живого! Возможно, кому-то мои слова покажутся преувеличением или даже кощунством. Нет, конечно, собственно путь Богоматери неповторим, единственен в своем роде: Боговоплощение уже совершилось, и другого не будет! Но каждый из нас может открыть Богу двери своего сердца, превратить свою душу в Его храм, Его постоянное благодатное обиталище. Недаром святой апостол говорит: Храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:17 ). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? ( 1Кор.6:19 ). Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор.6:16 ). И тогда незримое присутствие Бога будет в нас так же реально и ощутимо, как это было в древнем Иерусалимском Храме. Скажу вам даже больше: теперь, когда Воплощением и Воскресением Христовыми восстановлена разорванная некогда связь между Богом и человеком, когда уничтожены все духовные преграды между небом и землей – каждый из нас уже представляет собой Божий храм. Вопрос только в том, в каком виде содержим мы свои храмы: относимся ли к ним как к подлинной святыне, которую необходимо постоянно наполнять благодатью Господней, или же используем их совсем не по назначению – например, как хозяйственный склад или даже уборную… О том, что каждый христианин есть Божий храм и священник этого храма одновременно, неоднократно упоминает Писание. Так, например, святой апостол Петр так наставляет своих духовных чад, ищущих единения со Христом: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). Итак, что же мы должны делать, чтобы в полной мере стать храмами Бога Живого? Как именно мы должны относиться к храму собственных души и тела, как поступать с ними, чтобы они действительно были святыней и «домом молитвы»?

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Дальнейшее развитие событий таково: Христа предают в руки разнузданной римской солдатни, и Его истязают, и над ним глумятся так, как на это способны те, которых учили только насилию (ну, и еще превосходству римлян над евреями), - короче, «силовики». И глумление продолжается на протяжение долгой, мучительной казни: издевательская табличка, крики черни и первосвященников «Сойди с креста! спаси Себя Самого!», - это не напоминает ли современных рассуждений об успешных и лохах? Не отстают в поношениях и со-распятые (Матфей умалчивает о благоразумном разбойнике). В общем-то можно сказать, что здесь для Спасителя и было начало сошествия во ад, - ад человеческой темной злобы. И вот тьма сходит на землю, и распятый кричит: ИлИ, ИлИ! ЛамА савахфанИ! Это призыв к Богу, но собравшиеся «ревнители традиции», которую Он якобы попирает, этого уже просто не знают. И Христос, Которого к тому же напоили уксусом, в муках умирает. Но никак не могут успокоиться Его враги: к гробнице ставят стражу, накладывают печать на камень, закрывающий ее. Но все напрасно: на третий день при сотрясении земли Ангел отваливает камень от двери и садится на него. Стражи падают без чувств. а женщины - Магдалина и «другая Мария» - нет, и Ангел обращается к ним, говоря то, что так часто можно было услышать от Иисуса: «Не бойтесь!». И сообщает о воскресении и о том, чтобы передали ученикам: нужно идти в Галилею, где Он будет их ожидать. Женщины «со страхом и радостью великою» побежали к Апостолам, но встретили по дороге Самого Христа, Который уже Сам сказал им то, что они неоднократно от Него слышали: «Радуйтесь!». Вообще-то это приветствие; как мы при встрече желаем друг другу здоровья, так люди той эпохи желали радости. Женщины припали к Его ногам, и Он продолжал: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Далее Евангелист излагает гнусную историю о подкупе и лжесвидетельстве ради отрицания Воскресения. А в Галилее, на горе, в назначенном месте Апостолы увидели Иисуса и услышали великие слова, в которых - и заповеданный им образ деятельности, и клятва верности, - Завет, который воскресший Спаситель мира заключает со Своим народом. Вникать в эти слова следует неспешно:

http://foma.ru/svershilos-mf-27-28.html

е. к укладу, основанному на аристокра­тическом принципе, или же к эпохе единообразия всех условий внешней и внутренней жизни челове­ка? Сможет ли чувство качества, пронизывающее сегодня все социальные слои (несмотря на силь­ную тенденцию к унификации всех материальных и духовных условий жизни среди людей), ото­брать таких людей, наделенных чувством спра­ведливости, энергичных и смелых, которым будет доверено право и на сильную власть. Мы сможем спокойно, с сознанием исторической справедливо­сти, отречься от наших привилегий. Пусть про­изойдут такие события, создадутся такие обстоя­тельства, которые не будут укладываться в рамки наших желаний и прав. Тогда наша жизненная си­ла проявится не в ожесточенной и бесплодной гор­дыне, а в сознательном приятии божественного Суда и в искреннем и самоотверженном участии во всем, в том числе и в страданиях наших согра­ждан. «Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней» (Иер 27, 11). «Заботьтесь о благосостоянии города, в кото­рый я переселил вас, и молитесь за него Господу» (Иер 29, 7). «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис 26, 20). «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благо­воление Его; вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс 29, 6). Сегодня в крещении ты станешь христиани­ном. Над тобой произнесут все великие древние слова христианского возвещения; на тебе будет исполнено повеление Иисуса Христа крестить на­роды, а ты ничего из этого не поймешь. Но мы са­ми снова отброшены к начаткам понимания. Что означает искупление и спасение, второе рождение и Святой Дух, любовь к врагам, крест и воскресе­ние, жизнь во Христе и следование Христу — все это настолько тяжело, настолько далеко от нас, что мы едва осмеливаемся говорить об этом. В дошедших до нас словах и обряде мы угады­ваем нечто абсолютно новое, все преображающее, но постичь его и выразить не в силах.

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Едины, как и Мы! Это говорит Христос — человек и Богочеловек, смертный и бессмертный, Божественный и на земле, обращаясь к Отцу Небесному, с Которым Он един. Это и есть единство Отца и Сына. В этих словах Христовых заключен призыв и к нам, к каждому из нас: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе”. Значит, тайна Святой Троицы, которую мы будем через неделю прославлять и славить в молитвах, — это для нас не какое-то далекое, отвлеченное умствование, а живое Слово Божие, данное нам для этой жизни. И все, о чем здесь сказано, дано нам, как великий дар, чтобы нас оживотворять каждый день, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни. И все, что открывает нам Церковь, все, что находится в Священном Писании, — все эти великие тайны относятся к жизни. Поэтому старайтесь вникать в них, старайтесь понять их умом и сердцем. И тогда вы увидите, что ничего из догматов, утвержденных на Вселенских Соборах не было дано нам просто ради нашей любознательности, просто, чтобы мы что-то новое узнали. Все было дано для жизни здесь и теперь, потому что Христос хочет, чтобы наша жизнь уже здесь была приобщена к вечности, и открывает для этого путь: “Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа!” Аминь. Пятидесятница. День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пасхальные дни кончились, но ничего не изменилось, и если бы мы с вами оказались в то время около дома, в котором собирались ученики Христовы, что бы мы увидели? Мы увидели бы запертые двери и людей, которые за ними скрылись. Они еще не избавились от страха, и о них еще никто не слышал. Между собой они делят радости веры. Внутри их дома как бы горит огонек, а снаружи свет его не виден. К людям, к ученикам Его пришло радостное известие. Но давайте вспомним, кто они были, эти ученики? Конечно, самолюбивые, конечно, ищущие своих благ. Вспомните, как они делили места в будущем, когда Господь сядет во Славе, как спорили, кто будет среди них первый. Вспомним, что, когда Господь предсказывал свою смерть, Петр сказал: “Да не будет с Тобою этого, Господи”, — потому что он думал о человеческом, а не о Божием. И много, много раз, говорит евангелист, они не понимали того, что говорил им Иисус. А один из них настолько далек был в своем непонимании, что потом разуверился и стал Его предателем. Ученики — слабые, немощные, грешные, делают шаг вперед, а потом колеблются, немногие идут по водам, а потом начинают тонуть. Ведь даже Петр отрекся от Господа в самую ночь Его страстей. Трижды отрекся.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Если же некоторые сочтут это тягостным, то пусть припомнят Древнюю историю. И в древние времена было то же самое – этим и показывается особенно как единство Ветхого Завета с Новым, так и то, что здесь говорит Тот же. Кто тогда давал заповеди. И у иудеев именно когда слили тельца и когда приобщились Ваал – Фегору ( Исх. 32, 8 ; Чис. 25, 2 ), как только каждый умертвил ближнего своего, Бог прекратил гнев на них. Итак, где же утверждающие, что тот Бог был зол, а этот благ? Вот и этот Бог наполнил вселенную кровью родственников. Впрочем, мы говорим, что и это есть дело великого милосердия. Потому, показывая, что Сам же Он одобрял и бывшее в Ветхом Завете, Он вспоминает и пророчество, произнесенное хотя и не по этому случаю, однако объясняющее то же самое. Какое же это пророчество? «Враги человеку – домашние его» ( Мф. 10, 36 ). И у иудеев случилось нечто подобное. И у них были пророки и лжепророки; бывали также в народе разногласия, и дома разделялись. Одни верили тем, другие – другим. Поэтому пророк увещевает: «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих... враги человеку – домашние его» ( Мих. 7, 5–6 ). А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть ведь зло, а худая смерть – зло. Потому и сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю» ( Лк. 12, 49 ). Говоря это. Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтобы и мы любили Его столь же сильно. А такие слова и апостолов укрепляли, и возвышали дух. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учителя! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10, 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если избалованное богатством дитя прочтет рассказ о богатом юноше, пусть вспомнит о роскоши, которая его окружает, пусть поспешит, сколько ему возможно, помочь тем бедным детям, которым нечего есть, не во что одеться. Петр, услышав слово Спасителя, сказал Ему: «Вот мы все оставили и пошли за Тобой». Иисус отвечал: «Нет никого, кто бы оставил дом, или семейство и родных, или земли ради Меня, и не получил бы во сто раз более в жизни вечной». Святые апостолы оставили для Христа не безбедную и спокойную жизнь, они и прежде жили в трудах и бедности, и покинули свой промысел и бедные лодки. Спаситель, видя сердечное желание их всем пожертвовать для Него, обещал им великие награды. Господь принимает всякие наши жертвы, даже самые ничтожные в глазах людей. Он особенно любит те тайные наши жертвы, которые никому неизвестны и за которые мы не получаем похвалы. Каждый день, почти каждый час мы можем пожертвовать нашим досугом или удовольствием для своего ближнего. Мы всегда можем трудиться с пользой для других и мыслями своими приближаться к Богу среди всех наших занятий. Угодить Богу можно не в одних только монастырях, или ходя по богомольям, и среди обыкновенного житейского быта можно жертвовать собой для Бога, бороться со своими дурными наклонностями, и тем угождать Богу. Спаситель показал Своим ученикам, какие приношения Ему угодны. Однажды, сидя при двери храма, Он смотрел, как народ подает деньги на украшение храма. Приходили многие богатые и клали много денег, пришла также бедная вдова, она положила две лепты, или две мелкие монеты. Тогда Иисус сказал Своим ученикам: «Говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех других. Все клали от излишка своего, а она положила все, что имела, все свое пропитание». Пророчество о разрушении Иерусалима Однажды ученики Господа Иисуса Христа выразили Ему свое удивление о красоте Иерусалимского храма и его богатстве. «Какие прекрасные камни, – говорил один из учеников, – какое здание!» Спаситель посмотрел на храм и сказал: «Все это будет разрушено так, что не останется камня на камне». Этот храм, построенный на развалинах Соломонова храма по возвращении иудеев из вавилонского плена и потом обновленный еще Иродом, был в самом деле красоты и прочности необыкновенной. Иудеи гордились этим храмом, и иностранцы, посещавшие Иерусалим, удивлялись его красоте. И этот богатый храм должен был, по словам Спасителя, скоро разрушиться. После того как Спаситель предсказал ученикам о разрушении храма, ученики спрашивали о будущей судьбе Иерусалима, и Спаситель сказал им: «Когда вы увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время его запустения. Это будут дни отмщения, да исполнится все сказанное в Писании. Иерусалим будет попираем язычниками, и жители его и всей Иудеи отведутся в плен во все народы».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010