Переложите на русский язык слова: Возлюбим друг друга… и скажите, что выражается пением сих слов на литургии. Диакон или священник: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Будем любить друг друга, чтобы единодушно исповедывать: Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу, единосущную и нераздельную. По перенесении Даров с жертвенника на престол наступает самое важное время за литургиею – совершение таинства, принесение безкровной жертвы Тела и Крови Христовой и при этом, прославление Господа, спасшаго род человеческий. В это-то время особенно необходимы для молящихся взаимная любовь и единодушие, так как без сего Бог не примет нашего прославления и не простит наших грехов ( Мф.5:23,24 ). И эти-то любовь и единодушие и внушаются молящимся словами: Возлюбим... Что делалось в древности и что делается в настоящее время после сего возглашения? Для видимого выражения любви, в древности у молящихся происходило целование мужчин с мужчинами, женщин с женщинами. А в настоящее время в алтаре священники целуют руки друг у друга, а диаконы свои орари. Переложите на русский язык слова: Двери, двери… , и скажите, что выражается возглашением их на литургии. Диакон или священник: Двери, двери, премудростию вонмем. Двери, двери! Будем внимательны к премудрости. Словами: Двери, двери в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении таинства, каковы некрещенные и из крещенных отлученные за великие грехи от св. Причащения, не входили в храм, равно и из верующих не выходили из него в наступающие важные минуты литургии. В настоящие же времена слова си, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты литургии, – т. е. повелевают ограждать двери чувств, чтобы не входили в души их посторонние мысли, чувствования и желания. Словами: Премудростию вонмем внушается особенная внимательность при следующем за сим произнесении Символа веры и совершении таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Певцы: ца, и сна, и стаг дха, Трц единосщню и нераздльню. Будем любить друг друга, чтобы единодушно исповедывать: Отца, и Сына, и Св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Что внушается словами этими перед совершением Таинства? По перенесении даров с жертвенника на престол наступает время самое важное в литургии – совершение Таинства, принесение бескровной жертвы тела и крови Христовой, прославление Господа, спасшего род человеческий. В это-то время особенно необходимы для молящихся взаимная любовь и единодушие, так как без сего Бог не примет нашего прославления и не простит наших грехов ( Матф. 5, 23. 24 .) Эти-то любовь и единодушие и внушаются молящимся словами: Возлюбимъ … И в древности, для видимого выражения любви, у молящихся происходило целование мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, после сего возглашения. Диакон или священник: Двери, двери, премдростию вонмемъ. Певцы: Врую во единаго Бга ца … Двери, двери! Будем внимательны к премудрости. Верую во единаго Бога Отца… Что в древности повелевалось словами: Двери, двери? Словами: Двери, двери в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении Таинства, каковы некрещеные и из крещеных за великие грехи отлученные от св. причащения, не входили в храм, равно и из верующих не выходили из него в наступающие важные минуты литургии. Что в настоящее время внушается этими словами? В настоящее время эти слова, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты литургии – т.е. повелевают ограждать двери чувств, чтобы не входили в души их дурные мысли, чувствования и желания. Что внушается словами: Npeмдpocmiю вонмемъ? Особенная внимательность при следующем за сим произнесении символа веры и совершении Таинства. Для чего поется на литургии символ веры ? Пением символа веры свидетельствуется, что на время совершения Таинства в храме остались только верующие. С другой стороны, перед совершением таинства верующим должно засвидетельствовать свою веру вообще, и в самое Таинство, и они свидетельствуют ее пением Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную (то есть исповемы). По-русски: Будем любить друг друга, чтобы единодушно исповедовать (то есть прославлять): … Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. После перенесения Даров с жертвенника на престол наступает самое важное время за Литургией, то есть совершение Таинства, принесение бескровной жертвы Тела и Крови Христовой за грехи, и при этом прославление Господа, спасшего род человеческий. В это время особенно необходимы для молящихся взаимная любовь и единодушие, так как без этого Бог не простит наших грехов и не примет нашего прославления ( Мф. 5, 23–24; 6, 14–15 ). Эти-то любовь и единодушие и внушаются молящимся словами: «Возлюбим…» Что делалось в древности и что делается в настоящее время после этого возглашения? Для видимого выражения любви в древности у молящихся происходило целование находящихся в храме мужчин с мужчинами, женщин с женщинами. А в настоящее время в алтаре священники целуют руки друг у друга, если служит их несколько, а диаконы – свои орари. Переложите на русский язык слова: «Двери, двери…» – и скажите, что выражается возглашением их на Литургии. … Диакон или священник: Двери, двери, премудростию вонмем. Двери, двери! будем внимательны к премудрости. Словами: «Двери, двери» в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении Таинства (каковы некрещеные и из крещеных отлученные за великие грехи от Святого Причащения) не входил в храм, равно и никто из верующих не выходил из него в наступающие важные минуты Литургии. В настоящие же времена слова эти, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты Литургии, то есть повелевают ограждать свои чувства как двери души, чтобы посредством их не входили в душу посторонние мысли, чувствования и желания. Словами «премудростию вонмем» внушается, чтобы мы имели особенную внимательность при следующем за этим произнесении «Символа веры» и совершении Таинства, то есть были особенно внимательны к премудрости «Символа…» и Таинства.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Диакон или священник: Двери, двери, премудростию вонмем. Певцы: Верую во единаго Бога Отца… Двери, двери! Будем внимательны к премудрости. Верую во одного Бога Отца... Словами: Двери, двери в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении Таинства, каковы некрещенные и из крещенных отлученные от св. причащения за великие грехи, не входили в храм, равно и из верующих не выходили из него в наступающие важные минуты литургии. В настоящие времена слова сии, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты литургии, – т. е. повелевают ограждать двери чувств, чтобы не входили в души их дурные мысли, чувствования и желания. Словами: премудростию вонмем внушается особенная внимательность при следующем за сим произнесении Символа веры и совершении Таинства. Пением Символа веры свидетельствуется, что на время совершения Таинства в храме остались только верующие. Пред совершением Таинства верующим должно засвидетельствовать свою веру вообще, и веру в самое Таинство, и они свидетельствуют ее пением Символа веры . Диакон или священник: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити. Певцы: Милость мира, жертву хваления. Будем стоять хорошо, будем стоять с благоговением. Будем внимательны, чтобы в спокойствии духа принести святую жертву. Дары дружелюбия, жертву славословия. Словами: Станем... приносить внушается верующим, как им должно стоять при совершении св. Таинства. Слова: Милость... хваления, это – продолжение слов: Станем добре. Словами: святое возношение, милость мира и жертву хваления называется святое же таинство причащения. Таинство сие называется милостью мира, т. е. дарами дружества, дарами взаимной любви между христианами, потому что в первые времена христианства хлеб и вино для него брались из приношений, – хлеба, вина, елея, пшеницы, – которые тогда делали христиане, приходя в храм, и из которых тогда после литургии устраивалась трапеза, преимущественно для бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Я почел долгом, прибыв в Петербург, лично просить Дмитрия Сергеевича выразить их Высочествам и благодарение и крайнее сожаление. С моим слугою выходит из двери придворный лакей и говорит мне, что великие князья теперь в классе, но что они просят меня сегодня в шесть часов кушать и что послан уже человек ко мне с приглашением. Довольно легко себе представить, какое приятное впечатление произвела на меня эта неожиданность. Тут было не одно благоволение, но особенная любезность в его выражении. Обо мне узнали и пожелали иметь гостем прежде, нежели я успел представиться. Милый брат мой был тронут этим, кажется, более, нежели я сам. Мы возвратились домой уже в сумерки и в швейцарской, при мерцающей сверху лампе, мы различили придворную ливрею. «Их Императорские Высочества великие князья Сергий и Павел Александровичи поздравляют ваше преосвященство с приездом, желают знать о вашем здоровье и просят вас сегодня в шесть часов к обеденному столу». Я отвечал что приношу благодарность, которую и сам засвидетельствую в назначенный час для обеда. К 6-ти часам я был во дворце. Из швейцарской, давно уже освещенной, лестница налево вела меня на половину великих князей. Всюду глубокая тишина. Кое-где прислуга по одному, по два. Оба великие князья встретили меня очень благосклонно. Очень мудро поступает воспитатель, старшему предоставляя случаи занимать гостя, между тем как младший только смотрит, и когда спрошен, скромно и кратко отвечает на вопросы. К сожалению, через год, не могу вспомнить всего течения беседы. Было вспомянуто о первом знакомстве со мною в Москве, когда великий князь Сергий жил осень сначала в Нескучном, потом в Кремле; меня расспрашивали о цели приезда моего, о празднике Горного института, узнав что родился, воспитался, служил в Петербурге, удивились что я не был в нем 33 года. Пригласили в столовую. Обедало четверо: оба великие князья и я с Дмитрием Сергеевичем. Приглашали о. протоиерея И. В. Рождественского , их законоучителя, но он не мог быть по случаю субботнего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Что правильнее — открывать при пении «Да исправится» молитва моя» царсике двери, или не открывать? В Триоди Постной, в последовании 1-й седмицы, указано открывать царские врата подле «Да исправится»… пред чтением Апостола и Евангелия; в чиновнике указано затворять царские врата после возгласа «Свет Христов просвещает всех», и дальнейшего указания на отверзание их при «Да исправится»… нет (Ц. В-к, 1799 г., Следует ли на литургии преждеосвященных Даров после «Да исправится молитва моя» и после «Ныне силы небесные»… произносить молитву Ефрема Сирина? По общепринятому обычаю, она произносится в указываемые моменты, хотя нельзя не заметить, что в уставе нет на это указания (см. Никольский. «Пособие к изучению устава», стр. 475). (Ц. В-к, 1899 г., В одном из «Церковного Вестника» за 1892 г., на вопрос: следует или не следует на литургии преждеосвященных Даров при совершении великих поклонов читать молитву св. Ефрема Сирина, дан ответ: без сомнения, следует. Между тем, в Типиконе нет прямого указания, чтобы на преждеосвященной литургии эти поклоны совершались непременно с указанною молитвою св. Ефрема Сирина. Как же понимать, поэтому, ответ «Церковного Вестника»? В приводимом в настоящем вопросе ответе «Церковного Вестника» есть ссылка на последование 25 марта, которое значительно помогает разъяснению недоумения относительно поклонов и молитвы св. Ефрема Сирина. Именно, в последовании этом ясно сказано, что по «Да исправится» — «поклоны 3 великие и прочая преждеосвященных». А по смыслу устава о поклонах, великие поклоны во св. Четыредесятницу должны быть совершаемы именно с молитвою св. Ефрема Сирина, так как устав этот называет «невеждами» тех, которые думают, что великие поклоны ничем не отличаются от другого вида (малых или легких) поклонов. Потому, и приводимый вопрошателем ответ «Церковного Вестника» совершенно правилен: так, где сказано «великие поклоны» на преждеосвященной (а это сказано, кроме 25 марта, еще в последовании 24 февраля, если случится в понедельник 2. 3 и 4 недели Великого поста и в особой службе на среду 1 седмицы Великого поста), вместе с тем должна быть совершаема и молитва св. Ефрема Сирина (Ц. В-к, 1900 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Много чудес сотворил первоверховный с помощью этих вериг, множество дивных чудес произошло от них. Нам же достаточно поведать только о том чуде, которое более других показывает неизреченную их силу. Эти вериги исцеляют не только телесные болезни, но ими прощаются и разрешаются грехи, что уж совсем невероятно. В то время пришел к тогдашнему Папе, мужу дивному и премудрому в вещах Божественных, некий христианин, который исповедал ему великие и смертные грехи. Со многими слезами он просил у него прощение. Папа с радостью принял исповедание и покаяние и дал ему правило, которое тот должен был совершать. Разрешение же грехов Папа оставил во власти первоверховного. Потому он повелел связать веригами апостола руки, ноги и все тело раскаявшегося, и так он должен был семь раз проползти по храму, а в конце подойти к святилищу, где находились святые мощи, и биться головой о закрытые двери. Если двери откроются сами собой, то это чудо и будет признаком прощения его грехов. Если же не откроются, тогда грешник оставался бы под данной ему епитимией. Христианин сделал, как повелел ему папа и стал биться лбом о двери святилища, призывая на помощь апостола. О скорый на сострадание первоверховный апостол Христов Петре! Ты в тот же час сломал печать, открыл замки, открыл двери и ввел внутрь связанного, избавив его от уз верижных, разрешил от грехов и возвратил его в дом в радости и веселии. Если тебе были доверены Христом ключи от Царствия Небесного, и ты открываешь его, когда хочешь и кому хочешь, что странного в том, что двери теперешнего святилища ты по справедливости затворяешь для недостойных и отверзаешь для тех, кто очистил себя подобающим покаянием? И теперь то, что Папа, движимый Богом, велел делать тому христианину, стало нерушимым законом, для Пап – образом действия, а для тех христиан, кто исповедовался, способом узнать, прощены ли им грехи. Вот так и вы должны хорошенько внимать умом повествованию, потому что далее я расскажу вам приятнейшую историю. Когда весть об этом чуде распространилась по всем странам, что лежат вокруг Рима, другой христианин, бывший некогда богатым купцом и перевозивший товар морем, а потом ставший последним бедняком, потому что море поглотило весь его товар, ибо таково свойство золота – быстро обогащать и так же быстро делать нищим. Итак, тот христианин, о котором я сказал, неоднократно попадавший в бурю на море и едва спасшийся, испытал другую бурю – помышлений, по причине забот о хлебе насущном. Он нигде не мог заработать на хлеб, – ни себе, ни тем более своей семье. Он придумывал разные способы заработка, но у него ничего не получалось. В конце концов, он вспомнил о веригах апостола и о том чуде, которое произошло. Мысленно он представил мощи первоверховного апостола, те драгоценные одежды, которые были на нем, золотые подошвы обуви и отделку жемчугом верха. Мысленно обращаясь к апостолу и проливая слезы в молитве, он беззвучно беседовал с ним, прося скорее движением сердца, чем звуком губ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

— Позвольте мне последнее слово заменить другим? — Каким? — Я желаю написать: «навсегда». — Напишите, — сказала, подумав, Ида, и когда Истомин подписал, как принято, свое письмо, она тихо засыпала золотистым песком исписанный листок, тщательно согнула его ногтем и положила под корсаж своего строгого платья. — Проводите меня до двери — я боюсь вашей собаки. Истомин ударил ногою своего водолаза и пошел немного сзади Иды. — Прощайте, — сказала она ему у двери. Он ей молча поклонился. — Послушайте! — позвала Ида снова, когда Истомин только что повернул за нею ключ и еще не успел отойти от двери. Художник отпер. — В несчастии трудно владеть собою и быть справедливым: я много сегодня сказала вам, — начала, сдвинув брови, Ида. — Я недовольна этим; я вас обидела более, чем имела права. Истомин опять отвечал молчаливым поклоном. — Да, — заключила девушка. — Я это чувствую, и я вернулась сказать вам, что и вас мне тоже жаль искренно. Ида протянула Истомину руку. — Прощайте, — добавила она тихо, ответив на его пожатие, и снова вышла за двери. Роман Прокофьич сдержал обещание, данное Иде: он уехал на другой же день, оставив все свои дела в совершенном беспорядке. Недели через три я получил от него вежливое письмо с просьбою выслать ему некоторые его вещи в Тифлис, а остальные продать и с квартирою распорядиться по моему усмотрению. В своем письме Истомин, между прочими строками делового характера, лаконически извещал, что намерен изучать природу Кавказа, а там, может быть, проедет посмотреть на берега Сыр-Дарьи. Глава двадцатая Прошел год, другой — о Романе Прокофьиче не было ни слуха ни духа. Ни о самом о нем не приходило никаких известий, ни работ его не показывалось в свете, и великие ожидания, которые он когда-то посеял, рухнули и забылись, как забылись многие большие ожидания, рано возбужденные и рано убитые многими подобными ему людьми. Норки жили по-прежнему; Шульц тоже. Он очень долго носился с извинительной запиской Истомина и даже держался слегка дуэлистом, но, наконец, и это надоело, и это забылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант выставил картину «Светоч мира». На ней изображены лачуга и дверка, ведущая в лачугу. Среди бела дня перед этой лачугой стоит Христос с зажженным фонарем, с тростью и в терновом венце. Разве можно понять эту картину, если не знаешь Священного Писания? А художник знал, о чем он пишет. И люди, которые смотрели, тоже понимали, о чем он говорит. И они задавали художнику только один вопрос: «Почему у вас здесь неточность?» – Он спрашивал: «Какая?» – Уточняли: «Видите, на двери ручки нет». – На что художник пояснял: «Эта дверка особая, у нее только одна ручка – изнутри». То есть картина каждой своей деталью отражает слова Священного Писания: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Господь все время стучит в наше сердце, а вход в него зарос крапивой и лопухами. Он давно стучит. Но люди не открывают, они там живут, не слышат или не хотят слышать. Откроется дверка только изнутри. Господь взламывать ее не будет. Вся христианская культура родилась из Священного Писания. Поэтому начинаешь читать, чтобы знать, а потом перечитываешь с теми, кто помогает открыть все богатство смыслов. И здесь верной опорой становится искусство медленного чтения. – Есть ли у вас наблюдения по поводу того, что с развитием гаджетов люди стали читать меньше? – Были такие опасения, что появление интернета и всего, что связано с ним, убьет книжную культуру. Опасения оказались преувеличенными. В свое время, когда появился кинематограф, все думали, что умрет театр. Театр живет, развивается, есть и великие актеры, и великие драматурги, есть и зрители, которые нуждаются в театре. Кино заняло свою нишу. Когда появился интернет, определенный урон чтению был нанесен, но, как оказалось, книги читают очень многие, в том числе молодые люди, пусть и на электронных носителях. Мне ближе традиционная книга, в которой можно странички полистать, закладок несколько сделать, чтобы потом вернуться к этим местам. Книжка пахнет по-своему. Но все это уже нюансы. Главное, что люди читают. Через интернет можно присоединиться к любой электронной библиотеке, и это дает большие возможности.

http://pravoslavie.ru/159032.html

Уже со времени Нумы, культ Юпитера утратил почти все натуралистические черты, и в нем стали преобладать идеи чистоты и святости (особенно, от верховного жреца Юпитера требовалась аскетическая чистота), но со времени Тарквиния, когда в Капитолии был воздвигнут помянутый храм, созданный этрусским искусством, и когда к прежним простым жертвам были присоединены торжественные процессии, роскошные жертвы и великие римские игры, древний бог природы совершенно превратился в бога государства. К нему обращались, как к невидимому владыке римского государства, являвшемуся источником и представителем римского могущества, чести и господства; под именем высшего бога государства, собственно, стали почитать самое государство. Юнона, женская форма Юпитера, как Диона – Зевса, первоначально была земною богиней плодородия, но потом, как супруга Юпитера, она стала почитаться, как царица неба, божественный первообраз человеческого брака, покровительница женщины во всех ее отношениях, особенно покровительствующая супругам и матерям; в ней римляне олицетворяли божественную и идеальную сущность брака и семьи, как в Юпитере – идеальную сущность государства. Римляне высоко ставили нравственную идею брака и считали его священным. Затем, древне-италийскими божествами являются Янус и Диана, они в своем первоначальном значении соответствовали греческим Аполлону и Артемиде, т.е. были богом и богиней светлого неба, богами дневного и ночного света. Но уже с самого начала Янус имел черты, которых не было ни у одного греческого божества, он олицетворял время и изображался двуликим: одно лицо – старика, другое – юноши. Комментарием к такому изображению могут служить наши новогодние картинки, изображающие умирающий, или удаляющийся старый год, и выступающий ему на смену юный год – новый. Бог времени должен открывать дорогу его течению, и Януса представляли, как божественного привратника, утром – открывавшего, а вечером – запиравшего двери неба, но он мыслился не только как открыватель небесных дверей, но как бог, открывающий или полагающий начало всему, он – бог всех входов и выходов, всех начинаний и окончаний, все двери и улицы находятся под его охраной, он охраняет и жизнь человека с самого момента его рождения, ему были посвящены начало каждого дня, каждого месяца и первый месяц года, от него зависели начало и конец войны, и двери его храма, закрытые во время мира, открывались на все время продолжения военных действий, точно так же он покровительствовал начинанию и окончанию мирных дел – мирным сношениям, торговле, мореплаванию, все богослужебные действия начинались принесением жертвы и молитвы ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010