Еще более прямое и практическое значение имеют слова апостола Павла, в которых содержится главная нравственная характеристика возродившихся через покаяние: «...мертвые для греха, живые же для Бога» ( Рим. 6,4 ). Вся нравственная история христианской церкви наполнена такими образцами умерших для греха и оживших для Бога. И первый из них – благочестивый разбойник, о котором рассказывается в Евангелии от Луки. Когда Иисуса распинали на Голгофе, справа и слева от Него были повешены на крестах два злодея, схваченных и осужденных на позорную смерть за свои разбойничьи дела. Но в то время как один из них, вместе с беснующейся толпой поносил Богочеловека, другой, унимая его, произнес великие слова: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни мя Господи, когда придешь во Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе; ныне же будешь со мною в раю» ( Лк. 23,39–42 ). Вместе со своим Главою, Христом, святая Церковь в своих прекрасных песнопениях высоко почитает нравственный подвиг благочестивого разбойника, сказанные им слова, в которых только на поверхностный взгляд не содержится ничего особенного. Но при серьезном непредвзятом внимании невозможно не увидеть в них подлинного перерождения – и когда! – в минуты мучительной смерти. В этих словах слышится и неожиданно овеявший его страх Божий, к которому он призывает и своего товарища; и сознание своей вины, и заслуженности принимаемого наказания; и вдруг появившаяся вера в Божественное достоинство Того, Кто висит рядом с ним как злодей; и проснувшаяся от этой веры смиренная молитва , в которой только и содержится, что просьба помянуть во Царствии. Но так очевиден здесь нравственный и духовный переворот, что по обещанию Спасителя, разбойник становится первым из тех, кому вслед за Христом открываются двери рая. И можно основательно предположить, что останься этот разбойник в живых, вся его последующая жизнь была бы наполнена напряженной духовной и нравственной работой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Жизнь христианская Люди, услышавшие проповедь апостола Петра, умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37–38). Обращение ко Христу начинается с покаяния и крещения. Чтобы стать христианином, нужно измениться и начать новую жизнь. Ведь и у самих апостолов началась совершенно новая жизнь. Еще совсем недавно апостолы не могли найти в себе сил поверить женщинам, видевшим пустой гроб Христов (см.: Лк. 24, 11), и из-за страха перед иудеями запирали двери дома, в котором собирались (см.: Ин. 20, 19). Теперь же апостол Петр смело проповедует перед множеством людей, смело свидетельствуют о своей вере перед первосвященниками и старейшинами (см.: Лк.4, 8–12). Смелость и сила слов апостола Петра и других приводят многих в изумление, потому что все знают, что ученики Христа — люди некнижные и простые (Лк. 4, 13). Но мудрость и сила свидетелей Христовых — не в книжной премудрости или учености, их сила в благодати Духа Святого. Ведь апостол Петр говорит не от себя, но исполнившись Духа Святаго (Лк. 4, 8). И даже услышав запрет проповедовать о Христе, апостолы отвечают членам Синедриона: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Христианин не может молчать, не может не свидетельствовать о своей вере. Начало гонений Мир противится проповеди. Апостолов заключают в темницу (см.: Деян. 5, 18), бьют и запрещают проповедовать (см.: Деян. 5, 40). Но можно ли противиться Богу? Известный фарисей и член Синедриона Гамалиил предупреждает своих собратьев о том, что если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Происходит то, что станет самым сильным знаком свидетельства о Христе, к которому должен быть готов каждый христианин. Апостолы избирают семерых мужей для раздачи пропитания вдовам, чтобы не было споров (см.: Деян. 6, 1–5). Но избранные апостолами мужи занимались не только попечением о неимущих. Один из них — Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8). Обвиненный в хуле на Моисея и на Бога (Деян. 6, 11), Стефан предстал перед Синедрионом.

http://pravoslavie.ru/68568.html

И совсем по-другому действует на душу тихий свет Христов. Он не давит, не ломает, не жжёт. Он тихо и кротко светит пред внутренними очами души. И истинные благовестники Христовы тоже бережно, с уважением подходят к душе: «Мы… не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» … Но если Господь ждёт нашего обращения, то нам-то самим ждать некогда. Кто знает, может быть уже завтра – «как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так и будет пришествие Сына Человеческого». А нам надо успеть не только обратиться, но и во многом разобраться. Например, надо отличать Божественный свет от болотного мерцания самозванцев, ведь Господь предупредил, что перед наступлением дня «восстанут лжехристы, лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Поэтому надо научиться слушать свою совесть: когда является Христос или Его посланник, то на душе спокойно и радостно. А если – сомнение и смута, то – каким бы ярким ни был видимый при этом свет, – надо удержаться и не открывать двери души. Надо постепенно ослабить и те путы, которыми держит нас мир: потому что – когда придёт время, – «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». А ещё предстоит уразуметь, что такое «мерзость запустения… стоящая на святом месте». Мерзость запустения – это, очевидно, исчезновение с земли святых мест, куда мы приходим для встречи с невидимым Богом. И когда это прекратится, – искать уже будет негде. «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там» … «вот, Он в пустыне» … «вот, Он в потаённых комнатах», – не верьте». Очевидно, выйдя однажды из потаённых мест, Церковь уже не может возвратиться туда. Став доступной всем, – и верующим, и маловерным, и суеверным, – она уже не может уходить от них, проводить внутри себя черту, прежде суда Христова делить всех на овец и козлищ. Вот – наши храмы со всем, что в них, есть эти святые места, и других уже не может быть. Что-то в них лучше, что-то хуже, но, наверное, когда в них водворится мерзость запустения, – это для всех будет несомненным и очевидным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Иерусалим был злым и безбожным городом. Иисус Христос должен был произнести о нем очень горький приговор: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23, 37 ). Да, Он проливал горькие и сердечные слезы за этот город, потому что Иерусалим не хотел узнать, что служило к его миру. И тем не менее и в этом злом и безбожном городе нашелся один человек, который охотно и с радостью исполнил волю Спасителя, нашелся один дом, в котором Он мог совершить пасху с учениками Своими. Мы не знаем, кто был этот человек, к которому Спаситель послал Своих учеников. Но мы знаем, что он с радостью принял в свой дом Спасителя и приготовил для Него комнату. Начальники иудейские, по всей вероятности, угрожали отлучением от общества всякому, кто уверовал в Иисуса Христа ( Ин. 12, 42; 9, 22 ). Но этот человек не боялся ни угрозы, ни наказания. Он охотно принял в свой дом Спасителя и Его учеников и никогда не раскаивался, что поступил так! После он много раз в тихой скорби входил в эту горницу своего дома и с благоговением воскрешал в своей памяти торжество тайной вечери. Эта горница стала для него любимым и священным местом, сделалась святилищем его дома. Здесь он, без сомнения, переживал самые счастливые и блаженные часы. Здесь он часто и охотно предавался молитве. Здесь он получил благословение Божие и вкусил от силы будущего века. Здесь обрел он себе милость и благодать для жизни и смерти, для времени и вечности. Кто из нас, дорогие слушатели, не желал бы быть на месте этого счастливого человека! Сын Человеческий во всякое время обращается к каждому из нас со словами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Знает Господь своих ( 2Тим. 2, 19 ), как Он знал человека, носившего кувшин с водой. В Его глазах все мы равны, богаты мы или бедны, великие ли мы или ничтожные, образованные ли мы или необразованные. Для него совершенно безразлично, живем ли мы в огромном доме и в блестящих и роскошных покоях, или же ютимся мы в жалких и убогих хижинах. Он смотрит на то и требует только того, чтобы с искренним покаянием, со смиренной верой и с благодарною любовью были готовы открыть для Него наше сердце и наш дом. Тогда придет Он и ученики Его с Ним, а вместе с этим снизойдет на нас спасение и благословение. Один известный проповедник говорил о себе: «Мое сердце не должно служить пристанищем для всех и всякого, но для Одного и больше ни для кого!» Да, для Одного и больше ни для кого! Пусть в нашем благодарном сердце обитает только Спаситель наш Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Мы обыкновенно при бедствиях и злоключениях говорим: «о если бы я мог оставить тело и освободиться от бедствий века сего»! не зная того, что пока мы живем в этой плоти, мы имеем возможность покаяться, а если оставим ее, то услышим слова пророка: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс6:6 )? Это та мирская печаль, приводящая к смерти, погибнуть от которой апостол не желает блудодействовавшему с женой отца ( 1Кор5:1 ); от нее погиб и несчастный Иуда, который, будучи поглощен чрезмерной печалью, соединил с предательством человекоубийство, и человекоубийство, худшее из всех человекоубийств, так что, где он думал найти исцеление, считая смерть чрез повешение окончанием зол, там нашел льва, и медведя и змею. Эти слова, как мне кажется, означают или различные наказания, или самого диавола, который справедливо называется и львом, и медведем и змеей. И когда мы будем думать, что мы внимаем словам Исаии: идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери, укрыйтеся мало, дóндеже мимоидет гнев Господень ( Ис26:20 ), и что как бы находимся в доме своем, как бы покоимся в преисподней; тогда ужалит нас змея, которая в настоящем месте называется nahas, а в книге Иова левиафаном. Подробные сведения о природе ее и о [внушаемом ею] великом ужасе мы получаем из самой книги. Мрак и тьма, противоположные свету и сиянию, означают различные роды наказаний. Ам.5:21–22 . Я возненавидел и отверг праздники ваши и не буду обонять запаха [жертв] в собраниях ваших. Если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши. Я не приму их, и не призрю на обетные жертвы (vota) из тучных [тельцов] ваших. LXX: Я возненавидел и отверг праздники (или торжества) ваши и не буду обонять [жертв] в собраниях ваших. И если вы принесете Мне всесожжения и жертвы, Я не приму [их], и не призрю на жертвы за ваше спасение. Это говорится, собственно, против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот 40 , поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное:  Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить  ( Мф.10:28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги Либертинцев, Киринейцев и Александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Но Моисей также сказал: " ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку " (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это. Глава 11 Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредить для себя иные (Мк. 4:4). Так пророк говорит: " удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великие преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные " (Иер. 2:12-13). " Ужели камень безводный гора святая Моя. Синай? ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда " (Ис. 16:1-2 LXX). И еще говорить пророк: " Я пойду перед тобою и уравню горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали, что Я Господь Бог " (45:2-3). Также: " он будет жить в высокой пещере крепкой скалы " - и что далее говорить о Сыне - " вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню (33:16-18). У другого пророка говорится: " Делающий это будет, как древо насажденное при исходищах вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносить ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет " (Пс. 1:3-6). Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: " блаженны те, которые, надеясь на крест (древо), низошли в воду; ибо получат награду во время свое, " тогда " , говорить, Бог, " Я воздам им " . Сказано: " листья не отпадут " . Это значить, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надеже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

Но, несмотря на все преследования, она останется непоколебимою, и все силы адовы не одолеют ее. Ее защищает сидящий одесную Бога Отца Господь. Некоторые примеры этой защиты мы представим здесь. Исполнившись Духа Святого, апостолы Петр и Иоанн безбоязненно и с великою радостию начали проповедовать об Иисусе Христе. Это не могло быть приятно старейшинам и книжникам иудейским, и они воспретили им благовестие. Но святые апостолы воспротивились им, сказав: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Тогда старейшины, видя, что запрещения и угрозы не помогают им, возложили руки на апостолов и заключили их в темницу, чтобы осудить их. Но Господь чудесным образом защитил их. Ангел Господень ночью отворил двери темницы и вывел святых апостолов, несмотря на бдительную стражу, приставленную к ним. Великим гонителем церкви Божией был первоначально Савл. Дыша угрозами и убийством, он отправился в Дамаск, чтобы там вязать верных и приводить в Иерусалим. Но на это взирал сидящий одесную Бога Отца Господь и чудным образом отклонил Савла от намерения его. Он явился именно Савлу пред Дамаском и сказал ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» И когда Савл спросил: «кто ты, Господи?» – то Господь отвечал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этих слов Савл совершенно оставил намерение свое и уже смиренно вопросил Господа: Господи! Что повелишь мне делать? – Так Господь и в этом случае чудным образом отвратил преследование от христиан города Дамаска. Правда, иногда по сокровенному совету Премудрости Своей, Господь попускает людям грешным причинять великие бедствия последователям Своим и даже умерщвлять их. Так, уже в самом начале христианства был побит камнями за исповедание имени Иисуса Христа архидьякон Стефан. Но за то сему же святому первомученику явился Сам Господь во славе Своей и укреплял его на мученический подвиг. Взору его открылись именно небеса, и он увидел Сына Божия, стоящего одесную Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ночью, перед рассветом, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ). Воины были в ужасе и со страху разбежались. Ангел отвалил камень не для Христа, ведь Христос уже Воскрес, а для того чтобы ученикам Господа был открыт путь к пустому гробу. Рано утром, еще до восхода солнца, ученицы Христа — женщины, которых мы теперь называем женами-мироносицами, — пошли ко гробу. Они не успели позаботиться о мертвом Теле своего любимого Учителя при погребении. Теперь, когда закончилась пасхальная суббота, им по закону разрешалось заниматься обычными делами. И вот они, приготовив ароматные вещества, пошли туда, где был погребен Иисус Христос. В это время Ангел отвалил камень от входа в гроб. Пещера уже не охранялась, потому что воины-стражники разбежались, увидев Ангела. Наконец, жены-мироносицы подошли ко гробу. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен ( Мк.16:4–6 ). Ангел предстал перед женами-мироносицами, возвестив им о Воскресении Христа, и послал их сообщить эту радостную весть апостолам. Позже Воскресший Господь явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. Апостолы Петр и Иоанн прибежали к месту погребения и обнаружили только погребальные пелены в пустом гробе. Петр был в недоумении. А Иоанн понял и уверовал, что Иисус Христос Воскрес. Ведь после снятия со Креста мертвое Тело Господа было обильно смазано ароматическими смолистыми веществами и было обернуто холстом — плащаницей. На третьи сутки плащаница под действием этих веществ должна была прикрепиться к мертвому Телу как сильнейшим клеем. И снять ее тогда можно было бы, только содрав вместе с кожей. Однако пелены без прилипших кусков кожи лежат на том месте, где положили мертвое Тело. А рядом лежит аккуратно свернутый плат — кусок полотна, которым была обвязана голова. Но ведь этого не может быть! И все же свои собственные глаза это видят. Поэтому Иоанн и увидел, и уверовал ( Ин.20:8 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

О том скажет людям Иисус: Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуж­дал сам с собою: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что я сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто соби­рает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 279 Безумный богач уповает на приобретения свои, а зависит все от Бога единого. Не находили древние слов достаточных восхвалить богатство и величие Вавилона. Безопасность его не вызывала сомнений, рука несчастья была да­леко. И сама неправедность приобретений для Вавилона казалась дозволен­ной. Другим нельзя, а ему можно. Другим – это грех , а Вавилон вправе на все. Разбойник украдет – перед ним открываются двери тюрьмы; великий завоеватель награбит – ему арка триумфатора. И все-таки, почему озабочен надменный человек тем, чтоб обезопасить себя? Значит совесть его не спокойна! И хочет он упрятать ее в гнездо свое на высоте. Сам уже не знает куда девать совесть свою, чтобы обезопасить себя от нее, ведь это она и есть рука несчастья его. Однако желавшего обезопасить себя ожидает горе и оно скоро настига­ет его. Мечтавший о безопасности и ради нее истреблявший многие наро­ды пожал бесславие! Много думал он, как обезопасить себя, рассуждал сам с собою, как тот евангельский богач, а измыслил бесславие. Великие строи­тели Вавилонской башни, измыслявшие строительство ее высотою до самых до небес, ничего не измыслили себе, кроме бесславия. Так было во все века. От тех первых строителей до Навуходоносора, и от него до всех последую­щих всесветных грабителей и истребителей народов. Так будет и с антихрис­том. Так будет с каждым из нас, раздувающемся в надмении своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010