Еще более прямое и практическое значение имеют слова апостола Павла, в которых содержится главная нравственная характеристика возродившихся через покаяние: «...мертвые для греха, живые же для Бога» ( Рим. 6,4 ). Вся нравственная история христианской церкви наполнена такими образцами умерших для греха и оживших для Бога. И первый из них – благочестивый разбойник, о котором рассказывается в Евангелии от Луки. Когда Иисуса распинали на Голгофе, справа и слева от Него были повешены на крестах два злодея, схваченных и осужденных на позорную смерть за свои разбойничьи дела. Но в то время как один из них, вместе с беснующейся толпой поносил Богочеловека, другой, унимая его, произнес великие слова: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни мя Господи, когда придешь во Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе; ныне же будешь со мною в раю» ( Лк. 23,39–42 ). Вместе со своим Главою, Христом, святая Церковь в своих прекрасных песнопениях высоко почитает нравственный подвиг благочестивого разбойника, сказанные им слова, в которых только на поверхностный взгляд не содержится ничего особенного. Но при серьезном непредвзятом внимании невозможно не увидеть в них подлинного перерождения – и когда! – в минуты мучительной смерти. В этих словах слышится и неожиданно овеявший его страх Божий, к которому он призывает и своего товарища; и сознание своей вины, и заслуженности принимаемого наказания; и вдруг появившаяся вера в Божественное достоинство Того, Кто висит рядом с ним как злодей; и проснувшаяся от этой веры смиренная молитва , в которой только и содержится, что просьба помянуть во Царствии. Но так очевиден здесь нравственный и духовный переворот, что по обещанию Спасителя, разбойник становится первым из тех, кому вслед за Христом открываются двери рая. И можно основательно предположить, что останься этот разбойник в живых, вся его последующая жизнь была бы наполнена напряженной духовной и нравственной работой. |
Жизнь христианская Люди, услышавшие проповедь апостола Петра, умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37–38). Обращение ко Христу начинается с покаяния и крещения. Чтобы стать христианином, нужно измениться и начать новую жизнь. Ведь и у самих апостолов началась совершенно новая жизнь. Еще совсем недавно апостолы не могли найти в себе сил поверить женщинам, видевшим пустой гроб Христов (см.: Лк. 24, 11), и из-за страха перед иудеями запирали двери дома, в котором собирались (см.: Ин. 20, 19). Теперь же апостол Петр смело проповедует перед множеством людей, смело свидетельствуют о своей вере перед первосвященниками и старейшинами (см.: Лк.4, 8–12). Смелость и сила слов апостола Петра и других приводят многих в изумление, потому что все знают, что ученики Христа — люди некнижные и простые (Лк. 4, 13). Но мудрость и сила свидетелей Христовых — не в книжной премудрости или учености, их сила в благодати Духа Святого. Ведь апостол Петр говорит не от себя, но исполнившись Духа Святаго (Лк. 4, 8). И даже услышав запрет проповедовать о Христе, апостолы отвечают членам Синедриона: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Христианин не может молчать, не может не свидетельствовать о своей вере. Начало гонений Мир противится проповеди. Апостолов заключают в темницу (см.: Деян. 5, 18), бьют и запрещают проповедовать (см.: Деян. 5, 40). Но можно ли противиться Богу? Известный фарисей и член Синедриона Гамалиил предупреждает своих собратьев о том, что если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Происходит то, что станет самым сильным знаком свидетельства о Христе, к которому должен быть готов каждый христианин. Апостолы избирают семерых мужей для раздачи пропитания вдовам, чтобы не было споров (см.: Деян. 6, 1–5). Но избранные апостолами мужи занимались не только попечением о неимущих. Один из них — Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8). Обвиненный в хуле на Моисея и на Бога (Деян. 6, 11), Стефан предстал перед Синедрионом. |
И совсем по-другому действует на душу тихий свет Христов. Он не давит, не ломает, не жжёт. Он тихо и кротко светит пред внутренними очами души. И истинные благовестники Христовы тоже бережно, с уважением подходят к душе: «Мы… не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» … Но если Господь ждёт нашего обращения, то нам-то самим ждать некогда. Кто знает, может быть уже завтра – «как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так и будет пришествие Сына Человеческого». А нам надо успеть не только обратиться, но и во многом разобраться. Например, надо отличать Божественный свет от болотного мерцания самозванцев, ведь Господь предупредил, что перед наступлением дня «восстанут лжехристы, лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Поэтому надо научиться слушать свою совесть: когда является Христос или Его посланник, то на душе спокойно и радостно. А если – сомнение и смута, то – каким бы ярким ни был видимый при этом свет, – надо удержаться и не открывать двери души. Надо постепенно ослабить и те путы, которыми держит нас мир: потому что – когда придёт время, – «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». А ещё предстоит уразуметь, что такое «мерзость запустения… стоящая на святом месте». Мерзость запустения – это, очевидно, исчезновение с земли святых мест, куда мы приходим для встречи с невидимым Богом. И когда это прекратится, – искать уже будет негде. «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там» … «вот, Он в пустыне» … «вот, Он в потаённых комнатах», – не верьте». Очевидно, выйдя однажды из потаённых мест, Церковь уже не может возвратиться туда. Став доступной всем, – и верующим, и маловерным, и суеверным, – она уже не может уходить от них, проводить внутри себя черту, прежде суда Христова делить всех на овец и козлищ. Вот – наши храмы со всем, что в них, есть эти святые места, и других уже не может быть. Что-то в них лучше, что-то хуже, но, наверное, когда в них водворится мерзость запустения, – это для всех будет несомненным и очевидным. |
Иерусалим был злым и безбожным городом. Иисус Христос должен был произнести о нем очень горький приговор: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23, 37 ). Да, Он проливал горькие и сердечные слезы за этот город, потому что Иерусалим не хотел узнать, что служило к его миру. И тем не менее и в этом злом и безбожном городе нашелся один человек, который охотно и с радостью исполнил волю Спасителя, нашелся один дом, в котором Он мог совершить пасху с учениками Своими. Мы не знаем, кто был этот человек, к которому Спаситель послал Своих учеников. Но мы знаем, что он с радостью принял в свой дом Спасителя и приготовил для Него комнату. Начальники иудейские, по всей вероятности, угрожали отлучением от общества всякому, кто уверовал в Иисуса Христа ( Ин. 12, 42; 9, 22 ). Но этот человек не боялся ни угрозы, ни наказания. Он охотно принял в свой дом Спасителя и Его учеников и никогда не раскаивался, что поступил так! После он много раз в тихой скорби входил в эту горницу своего дома и с благоговением воскрешал в своей памяти торжество тайной вечери. Эта горница стала для него любимым и священным местом, сделалась святилищем его дома. Здесь он, без сомнения, переживал самые счастливые и блаженные часы. Здесь он часто и охотно предавался молитве. Здесь он получил благословение Божие и вкусил от силы будущего века. Здесь обрел он себе милость и благодать для жизни и смерти, для времени и вечности. Кто из нас, дорогие слушатели, не желал бы быть на месте этого счастливого человека! Сын Человеческий во всякое время обращается к каждому из нас со словами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Знает Господь своих ( 2Тим. 2, 19 ), как Он знал человека, носившего кувшин с водой. В Его глазах все мы равны, богаты мы или бедны, великие ли мы или ничтожные, образованные ли мы или необразованные. Для него совершенно безразлично, живем ли мы в огромном доме и в блестящих и роскошных покоях, или же ютимся мы в жалких и убогих хижинах. Он смотрит на то и требует только того, чтобы с искренним покаянием, со смиренной верой и с благодарною любовью были готовы открыть для Него наше сердце и наш дом. Тогда придет Он и ученики Его с Ним, а вместе с этим снизойдет на нас спасение и благословение. Один известный проповедник говорил о себе: «Мое сердце не должно служить пристанищем для всех и всякого, но для Одного и больше ни для кого!» Да, для Одного и больше ни для кого! Пусть в нашем благодарном сердце обитает только Спаситель наш Господь Иисус Христос. |
Мы обыкновенно при бедствиях и злоключениях говорим: «о если бы я мог оставить тело и освободиться от бедствий века сего»! не зная того, что пока мы живем в этой плоти, мы имеем возможность покаяться, а если оставим ее, то услышим слова пророка: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс6:6 )? Это та мирская печаль, приводящая к смерти, погибнуть от которой апостол не желает блудодействовавшему с женой отца ( 1Кор5:1 ); от нее погиб и несчастный Иуда, который, будучи поглощен чрезмерной печалью, соединил с предательством человекоубийство, и человекоубийство, худшее из всех человекоубийств, так что, где он думал найти исцеление, считая смерть чрез повешение окончанием зол, там нашел льва, и медведя и змею. Эти слова, как мне кажется, означают или различные наказания, или самого диавола, который справедливо называется и львом, и медведем и змеей. И когда мы будем думать, что мы внимаем словам Исаии: идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери, укрыйтеся мало, дóндеже мимоидет гнев Господень ( Ис26:20 ), и что как бы находимся в доме своем, как бы покоимся в преисподней; тогда ужалит нас змея, которая в настоящем месте называется nahas, а в книге Иова левиафаном. Подробные сведения о природе ее и о [внушаемом ею] великом ужасе мы получаем из самой книги. Мрак и тьма, противоположные свету и сиянию, означают различные роды наказаний. Ам.5:21–22 . Я возненавидел и отверг праздники ваши и не буду обонять запаха [жертв] в собраниях ваших. Если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши. Я не приму их, и не призрю на обетные жертвы (vota) из тучных [тельцов] ваших. LXX: Я возненавидел и отверг праздники (или торжества) ваши и не буду обонять [жертв] в собраниях ваших. И если вы принесете Мне всесожжения и жертвы, Я не приму [их], и не призрю на жертвы за ваше спасение. Это говорится, собственно, против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот 40 , поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу. |
Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги Либертинцев, Киринейцев и Александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион. |
Но Моисей также сказал: " ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку " (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это. Глава 11 Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредить для себя иные (Мк. 4:4). Так пророк говорит: " удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великие преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные " (Иер. 2:12-13). " Ужели камень безводный гора святая Моя. Синай? ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда " (Ис. 16:1-2 LXX). И еще говорить пророк: " Я пойду перед тобою и уравню горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали, что Я Господь Бог " (45:2-3). Также: " он будет жить в высокой пещере крепкой скалы " - и что далее говорить о Сыне - " вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню (33:16-18). У другого пророка говорится: " Делающий это будет, как древо насажденное при исходищах вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносить ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет " (Пс. 1:3-6). Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: " блаженны те, которые, надеясь на крест (древо), низошли в воду; ибо получат награду во время свое, " тогда " , говорить, Бог, " Я воздам им " . Сказано: " листья не отпадут " . Это значить, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надеже. |
Но, несмотря на все преследования, она останется непоколебимою, и все силы адовы не одолеют ее. Ее защищает сидящий одесную Бога Отца Господь. Некоторые примеры этой защиты мы представим здесь. Исполнившись Духа Святого, апостолы Петр и Иоанн безбоязненно и с великою радостию начали проповедовать об Иисусе Христе. Это не могло быть приятно старейшинам и книжникам иудейским, и они воспретили им благовестие. Но святые апостолы воспротивились им, сказав: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Тогда старейшины, видя, что запрещения и угрозы не помогают им, возложили руки на апостолов и заключили их в темницу, чтобы осудить их. Но Господь чудесным образом защитил их. Ангел Господень ночью отворил двери темницы и вывел святых апостолов, несмотря на бдительную стражу, приставленную к ним. Великим гонителем церкви Божией был первоначально Савл. Дыша угрозами и убийством, он отправился в Дамаск, чтобы там вязать верных и приводить в Иерусалим. Но на это взирал сидящий одесную Бога Отца Господь и чудным образом отклонил Савла от намерения его. Он явился именно Савлу пред Дамаском и сказал ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» И когда Савл спросил: «кто ты, Господи?» – то Господь отвечал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этих слов Савл совершенно оставил намерение свое и уже смиренно вопросил Господа: Господи! Что повелишь мне делать? – Так Господь и в этом случае чудным образом отвратил преследование от христиан города Дамаска. Правда, иногда по сокровенному совету Премудрости Своей, Господь попускает людям грешным причинять великие бедствия последователям Своим и даже умерщвлять их. Так, уже в самом начале христианства был побит камнями за исповедание имени Иисуса Христа архидьякон Стефан. Но за то сему же святому первомученику явился Сам Господь во славе Своей и укреплял его на мученический подвиг. Взору его открылись именно небеса, и он увидел Сына Божия, стоящего одесную Бога Отца. |
Ночью, перед рассветом, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ). Воины были в ужасе и со страху разбежались. Ангел отвалил камень не для Христа, ведь Христос уже Воскрес, а для того чтобы ученикам Господа был открыт путь к пустому гробу. Рано утром, еще до восхода солнца, ученицы Христа — женщины, которых мы теперь называем женами-мироносицами, — пошли ко гробу. Они не успели позаботиться о мертвом Теле своего любимого Учителя при погребении. Теперь, когда закончилась пасхальная суббота, им по закону разрешалось заниматься обычными делами. И вот они, приготовив ароматные вещества, пошли туда, где был погребен Иисус Христос. В это время Ангел отвалил камень от входа в гроб. Пещера уже не охранялась, потому что воины-стражники разбежались, увидев Ангела. Наконец, жены-мироносицы подошли ко гробу. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен ( Мк.16:4–6 ). Ангел предстал перед женами-мироносицами, возвестив им о Воскресении Христа, и послал их сообщить эту радостную весть апостолам. Позже Воскресший Господь явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. Апостолы Петр и Иоанн прибежали к месту погребения и обнаружили только погребальные пелены в пустом гробе. Петр был в недоумении. А Иоанн понял и уверовал, что Иисус Христос Воскрес. Ведь после снятия со Креста мертвое Тело Господа было обильно смазано ароматическими смолистыми веществами и было обернуто холстом — плащаницей. На третьи сутки плащаница под действием этих веществ должна была прикрепиться к мертвому Телу как сильнейшим клеем. И снять ее тогда можно было бы, только содрав вместе с кожей. Однако пелены без прилипших кусков кожи лежат на том месте, где положили мертвое Тело. А рядом лежит аккуратно свернутый плат — кусок полотна, которым была обвязана голова. Но ведь этого не может быть! И все же свои собственные глаза это видят. Поэтому Иоанн и увидел, и уверовал ( Ин.20:8 ). |
О том скажет людям Иисус: Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что я сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 279 Безумный богач уповает на приобретения свои, а зависит все от Бога единого. Не находили древние слов достаточных восхвалить богатство и величие Вавилона. Безопасность его не вызывала сомнений, рука несчастья была далеко. И сама неправедность приобретений для Вавилона казалась дозволенной. Другим нельзя, а ему можно. Другим – это грех , а Вавилон вправе на все. Разбойник украдет – перед ним открываются двери тюрьмы; великий завоеватель награбит – ему арка триумфатора. И все-таки, почему озабочен надменный человек тем, чтоб обезопасить себя? Значит совесть его не спокойна! И хочет он упрятать ее в гнездо свое на высоте. Сам уже не знает куда девать совесть свою, чтобы обезопасить себя от нее, ведь это она и есть рука несчастья его. Однако желавшего обезопасить себя ожидает горе и оно скоро настигает его. Мечтавший о безопасности и ради нее истреблявший многие народы пожал бесславие! Много думал он, как обезопасить себя, рассуждал сам с собою, как тот евангельский богач, а измыслил бесславие. Великие строители Вавилонской башни, измыслявшие строительство ее высотою до самых до небес, ничего не измыслили себе, кроме бесславия. Так было во все века. От тех первых строителей до Навуходоносора, и от него до всех последующих всесветных грабителей и истребителей народов. Так будет и с антихристом. Так будет с каждым из нас, раздувающемся в надмении своем. |
| |