Послушайте, возлюбленная моя братия, гласа Господа Бога нашего, показующего нам образ истинной молитвы. «Ты же, говорит, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне»; чем научает нас тайной молитве. Но тайная молитва не тогда бывает, когда внидешь в вещественную клеть дому твоего, или когда затворишь вещественные его двери, ибо и тогда тебя приметят люди: но когда, затворив дверь плотских твоих развлечений и забот, весь твой ум водрузишь в Бога. Но кто может, скажешь, исполнить таковое дело? Хочу и силюсь, чтобы мысль моя во время молитвы пребывала непоколебимою и к Богу пригвожденною: но она имеет крыле, она непрестанно движется, с трудностию на одну минуту останавливается, потом внезапно и туда и сюда летает: то горе восходит, то низу нисходит, — бегает, течет, достигает всякого места, устремляется часто во злые помышления. — Но дело сие не столь трудно, сколько кажется. Подает в сем совет премудрый Сирах, которому если кто повинется, без сомнения будет молиться молитвою приятною Богу и благоугодною. «Не повтори, говорит, слово в молитве твоей» (Сир.7:14). Но чтобы яснее узнать, чему учит сей святой учитель, послушаем. Всякий человек имеет два слова: мысленное и произносимое. Мысленного виною бывает ум наш, произносимое изображает язык; мысленное есть тайное, не могущее быть слышимым; произносимое есть явное и слышимое. Когда мысленное согласно с произносимым, то есть, когда то, что воображает ум, и язык твой изображает: тогда есть одно токмо слово твое. Когда ж иное бывает умственное, а иное — произносимое, то есть, когда другое мыслишь, и другое говоришь: тогда два имеешь ты слова. Если убо, когда молишься, слово, которое произносит язык твой, то ж и мысль твоя воображает, то не повторяешь слова твоего: ибо едино имеешь слово и в уме, и в устах. Если же во время молитвы будет иное говорить язык твой, и иное представлять мысль твоя; то повторяешь тогда слово твое: поелику два имеешь слова, одно в устах, а другое в уме. Когда убо молишься, внемли и всячески постарайся, да слышат уши твои, еже глаголют уста твои; да чувствует сердце твое, яже глаголет язык твой: да мыслит мысль твоя, яже возвещает гортань твой. Тогда-то не повторяешь слова твоего, но одно и то же слово есть во устах, которое и в уме. Тогда по справедливости внидешь в клеть твою и затворишь двери твои. Тогда-то без сомнения молитва твоя яко кадило благовонное взыдет пред Господом, и ниспослет тебе от небес отпущение твоих грехов и великие человеколюбивого Бога щедроты, во Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот, возлюбленная братия! сии поелику отвергнули всякую боязнь и страх, были мужественны и великодушны: то для сего и удостоились видеть святых Ангелов, и с ними беседовать. Они первые услышали благовествование о воскресении, первые сретили из мертвых воскресшего Спасителя, первые благовествовали и ученикам о воскресении Господнем. Христиане! премногих добродетелей мужество духа бывает причиною: так как с противной стороны, малодушие и страх препятствуют к преуспеванию в добродетели. Чего для Моисей так заповедует ученику своему Иисусу: «мужайся и крепися» (Втор.31:7); Давид сыну своему Соломону: «укрепляйся и мужайся и твори, не бойся» (1Пар.28:20); также, во-первых, Господь всех и Владыка Бог то же заповедал тому ж Иисусу Навину, говоря: «крепися и мужайся, ни ужасайся, ниже убойся» (Нав.1:6). Потом и Иисус Христос ученикам Своим, когда их посылал для великого и чудного добродетельного подвига, то есть, для обращения всей вселенной, «не убойтеся убо их», говорил, — «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф.10:26, 28). Посему и Его Апостол верующих так научал: «мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор.16:13).    Обратите ли свой взор на Моисея? Он, когда боялся Фараона, бежал из Египта, пришел в землю Мадиамскую, скрылся у Иофора и там никакого чудного не сотворил дела. Когда же оградился мужеством и облекся великодушием; тогда же, пошедши в Египет, предстал Фараону, сотворил великие чудеса, освободил род Израильский от рабства, пресек Чермное море и провел люди, поразил камень и изыде вода, разверз двери неба и свел манну, подал крастели, постился сорок дней и сорок ночей, приял скрижали закона, укротил дерзость народа, упас толико упорное полчище, соделал толь многие и великие добродетели, учинил толь чудные и удивления достойные деяния.    Посмотришь ли на Илию? Вооружаясь мужеством, обличает он злочестие Ахаава и обнаруживает бессилие лживого бога, выводит на среду обман лжежрецов, и проповедует истинную веру; показывает дерзновенно, кто есть истинный Бог, и обращает Израиля от заблуждения Ваалова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Человек впускающий в свою душу низменные и безрассудные мысли, подобен хозяину, который построив мраморный дом, не установил двери и в его прекрасный дом свободно заходят свиньи и гуси. Хозяин обескуражен присутствием таких неподобающих гостей в своем изысканном доме, но не гонит их и постепенно привыкает к свиньям и гусям так, что его больше удивляет в нем появление людей. Но человек как таковой творение более совершенное, чем мраморное здание, он совершеннее греческого Парфенона и византийской Айя Софии. Представьте, насколько это совершенное и изящное творение оскверняется низкими мыслями, подобным свиньям и гусям. Христианство учит, что человеческое тело – это храм, предназначенный для святыни. Духом Божьим, Духом Святым, духом истины и света должен быть этот храм наполнен. Когда мы видим храм благолепный снаружи, нас интересует, что скрывается внутри. По внешнему великолепию мы угадываем внутреннюю красоту. Но каково наше разочарование, когда внутри храма вместо святыни мы видим колонии насекомых, паутину и чумной запах! И когда мы видим человека, здорового и красивого внешне, нам кажется, что в таком здоровом и красивом храме должна содержится возвышенная святыня. Но как разочаровываемся, заглянув внутрь этого храма и увидев колонии низких мыслей, паутину интриг и чумной запах его души. Когда мы знакомимся с новым человеком нас интересует, о чем он думает. Больше, чем его глаза и его лицо, нас интересует, что кроется за ними, что для этого человека свято? Кому посвящен храм, Богу или идолам? Телесные храмы многих великих мыслителей были внешне скромными и неприглядными, но в них обитали великие мысли и великие святыни. Но часто в красивом теле обитают уродливые мысли, также как в прозрачном ручье обитают жабы. Красивый человек с дурными мыслями не представляет собой ничего, кроме большой лжи. Прокисшее вино не поправит бочка из дорогого дерева, величественный храм не спасет, если внутри идолы. Христос искал внутреннего обновления человека: обновления его мыслей, сердца и воли. Обновление мыслей должно было стать отправной точкой обновления души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глеб уже тогда очень хорошо рисовал людей со звериными головами, и княжны приносили кусочки бумаги и карандаши, чтобы срисовывать. Однажды Анастасия Николаевна пришла, вся утопая в своих распушенных длинных волосах, в которых где-то витал маленький белый бантик, и усевшись в ногах дивана, вытащила из кармана целую гору смятых листков папиросной бумаги, которую она стала разглаживать на коленях и аккуратно складывать стопочкой. — На что Вам эти бумажки? — спросил отец. — А я с ними играть буду, — сказала Анастасия Николаевна и, сложив их горкой, запихнула обратно в карман. Затем, просидев еще немножко, она рассказала нам, что Мария Николаевна все туфли портит, потому что надевает их, придавливая пятку; поговорив еще о чем-то, она встала, попрощалась и вышла, но не в коридор, а только за портьеру, так что мы видели кончики ее белых туфелек. — А мы Вас видим, Анастасия Николаевна, — смеясь, сказал мой отец. Она выглянула из-за портьеры, засмеялась и убежала. На следующий день то же самое: Анастасия Николаевна сделала вид, что ушла, но из-за портьеры выглядывал ее белый башмачок. — А мы Вас видим, — сказал мой отец. За портьерой — молчание. — Выходите Анастасия Николаевна, мы Вас видим. Опять молчание. Мы отодвинули портьеру, и там одиноко стояла белая туфля, а Анастасия Николаевна, поставив ногу в чулке на носок другой туфли, выглядывала из-за приотворенной в коридор двери. Около пяти часов к моему отцу приходила Ее Величество, которой он ежедневно выслушивал сердце. К этому времени мой отец всегда просил нас подать ему вымыть руки, что мы и делали, наливая воду в стеклянную чашку, которую Великие Княжны назвали «простоквашницей». Однажды, уже после нашего отъезда, мой отец попросил сидевшую у него великую княжну Анастасию Николаевну выйти в коридор и позвать лакея. — Вам зачем? — Я хочу вымыть руки. — Так я Вам подам. На протесты моего отца она сказала: — Если это Ваши дети могут делать, то отчего я не могу? Моментально завладев «простоквашницей», она начала усердно помогать моему отцу мыть руки. Вообще, простота и скромность были отличительными чертами Царской Семьи. Великие княжны говорили:

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Богатство, что соленая вода: чем больше ее пить, тем сильнее жажда. „Ества сладенька, да ложка маленька». (Пословица 18-го в.). „.Большая сыть брюхо портит». (Пословица 18-го в.). „Если замечаешь, что становишься алчным к приобретению, жадным, скупым, охотно сохраняешь все для себя, то начни все раздавать! Скажи скупости, что настал для нее час смерти и вырви из себя эту греховную наклонность». (Мооди). „На саване нет карманов». (Пословица). „Бывали скупы великие люди, но никогда – великие души». „Скупой с потом и лишением собирает, со скорбию оставляет». „Все двери растворяются пред золотом, но не дверь рая». „На земле весь род людской чтит один кумир священный, тот кумир – телец златой». (Мефистофель в „Фаусте»). „С нужды умнеют, а от богатства дуреют. С жиру и собака бесится». (Пословица). „Богатство пред Богом – велик грех , а бедность – пред людьми». (Пословица). „Бедному – горе, а богатому – вдвое. Богатство – с золотом, бедность – с весельем». (Пословицы). „Нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый». (Талмуд). „Жалостливлий не бывает богат. Богатый, наверно, не жалостлив». (Манчжурская пословица). „Христианство жалеет богатых, социализм им завидует. Социализм и капитализм сходятся в том, что оба считают материальный достаток истинным благом». (П. С. О – в). „Из всех препятствий к получению спасения и вечного блаженства богат-ство–почти первое», (Прот. И. Полисадов). „Сребролюбие – неверие Богу в том, что Он печется о тебе, ненадеяние на обетования Божии и любовь к гибельным удовольствиям». ( Авва Исаия ). „Для язычников богатство – добро и слава, для истинных христиан – зло и срам. Сказать „богатый христианин» – то же, что сказать: „жидкий лед». „Отчего человеку хочется быть богатым? Отчего ему нужны дорогия лошади, хорошие одежды, прекрасные комнаты, общественные увеселения? Только от недостатка духовной жизни. Дайте этому человеку внутреннюю духовную жизнь, и ему ничего этого не будет нужно». (Эмерсон). Духовное и телесное – как два конца коромысла весов: чем тяжелее телесное, тем выше поднимается конец духовный, и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Женись на спокойной девушке. Чтобы она смеялась не вслух, а про себя, как смеешься ты… У многих знаменитых нейрохирургов есть побочные увлечения, чтобы забыться, когда ноша становится непосильной, – вроде музыки или собирания книг по истории медицины… Многим знаменитым хирургам приходилось возводить стену между собой и пациентами. Чтобы свое сердце уберечь. Постарайся не делать этого. Когда говоришь с пациентом, держись к нему поближе. Потрепи его по плечу и улыбнись. Вам ведь вместе идти долиной смертной тени – понимаешь, что я хочу сказать?.. Великий Доктор Костоправ часто… Тебя не обидит такое прозвище? – Нет. – Великий Костоправ часто бывает склонен замкнуться в себе. Чтобы сберечь энергию. Становится слишком властным или чудаковатым – верный признак одиночества. Подбери себе друзей – мужчин и женщин, разного возраста. Ты не сможешь уделять им много времени, но это не важно. Ближайший друг доктора Боско живет во Франции. Они видятся раз в три-четыре года, на конференциях. Сбегают и заказывают где-нибудь роскошный ужин. Великие хирурги часто – великие гурманы. А через полчаса оказывается, что они уже хохочут… Ну, мне пора идти. Мы чинно обменялись рукопожатиями. – Всего хорошего, Галоп. – И вам тоже, мистер Норт. 13. БОДО И ПЕРСИС Эту главу можно было бы назвать «Девять фронтонов – часть вторая», но удобнее оказалось поместить ее среди последних глав. Поэтому она выпадает из хронологической последовательности. События, о которых будет речь, произошли после поездки с доктором Босвортом и Персис в «Уайтхолл» епископа Беркли (когда я объяснил, что Бодо – не охотник за приданым, а сам – приданое) и перед моим последним посещением «Девяти фронтонов» (и грозным ультиматумом миссис Босворт: «Папа, либо это чудовище покинет дом, либо я!»). Я еще не нашел квартиры. Я пока живу в ХАМЛ.   По понедельникам вечера у меня были свободны. Как-то в понедельник, поужинав в городе, я часов в восемь вернулся в «X». Дежурный подал мне письмо, которое лежало в моем ящике. Тут же, возле конторки, я открыл и прочел его. «Уважаемый мистер Норт, я часто катаюсь по вечерам. Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером Вы составили мне компанию – если не слишком устанете после чтения с дедушкой. Ваш велосипед можно положить на заднее сиденье, а потом я отвезу Вас домой. У меня к Вам неотложный разговор. Отвечать на это письмо не надо. После занятий я буду ждать Вас у двери „Девяти фронтонов“. Ваша Персис Теннисон». Я сунул письмо в карман и направился было наверх, но дежурный меня остановил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Здесь предел моих внутреннейших помышлений и заветных желаний, высших чаяний и стремлений! — Что выходит за этот предел, то отношу к собственной и прямой о мне воле Господа, которому предаю себя всецело и безусловно. Повинуясь гласу призывающего меня Господа к великому пастырскому служению, я не забываю различия между пастырем и — пастырем: знаю, что есть пастыри великие и малые. Есть делатели на ниве Христовой, которым назначено насаждать слово истины на местах праздных и чрез то распространять пределы Церкви Божией; есть делатели, которым суждено напаять и поддерживать насажденное ( 1 Кор. 3:6 ); — для иных, может быть, достаточно и того, чтобы соблюдать в целости воспринятое, во свидетельство тем, которые не хотят довольствоваться издревле преданным и ясно проповеданным учением веры, и которые любят вводить свои произвольные образы мыслеи, как нечто лучшее и более разумное. Когда держусь такого взгляда на различие действий призванных к пастырскому служению: то с одной стороны чувствую внутреннее успокоение и ободряюсь духом, с другой — как бы не доверяя самому себе, колеблюсь мыслию и опасаюсь, не слишком-ли съуживаю и уменьшаю великие и трудные обязанности этого служения, с тою единственно целию, чтобы применить их к своим крайне ограниченным и малым силам? — Для отстранения всякого сомнения и колебания мыслей относительно этого предмета, внимаю словам Святого и Истинного, имеющего ключ Давидов и говорящего к Ангелу Церкви Филадельфийской: вем твоя дела; се дах пред тобою двери отверсти и нштоже может затворити их: яко малу имаши силу, и соблюл ecu Мое слово, и не отверглся ecu имене Моего… Яко соблюл ecu слово терпения Моего и аз Тя соблюду от годины искушения хотящия приити на всю вселенную.… Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего ( Апок. 3:7–11 ). — Тут есть прямое ободрение для тех, которым не дано обладать силами великими и которые могут иметь смущение, при измерении широкой — необъятной деятельности пастырского служения своими малыми силами. Ободряя таких, Господь не спрашивает от них, насколько они успели в распространении Церкви Его, в приведении к вере неверующих и вразумлении заблуждающих; a насколько они сами остаются верными Его святому учению, при разливе лжеумия заблуждающих? He лишаются и они, по суду Господа, венца своего, если только твердо держат и в чистоте сохраняют преданное им слово истины.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Не разгорится печь, если не подложишь огня, не разгорится и похоть, если не дашь пищи: не станешь засматриваться на красивые лица, не станешь ходить на зрелища, не будешь пресыщать плоть, не станешь топить ум в вине. И этого достаточно, скажешь? Нет. Этого еще недостаточно, а нужно присовокупить и нечто другое: непрестанную молитву, пост, общение со святыми, непраздность, страх Божий, память о будущем Суде и нестерпимых вечных муках. Соблюдая все это, ты сможешь обуздать свирепую плоть. 14 . «И пред Ангелы воспою Тебе» ( Пс. 137: 1 ). Что значат сии слова? А значат они вот что. Буду петь вместе с Ангелами, буду соревноваться с ними, буду ликовать вместе с горними силами. Хотя я и отличен от них по природе, однако постараюсь усердием сравниваться с ними. «Когда молишься, вниди в клеть твою» ( Мф. 6: 6 ). Но прежде еще затворения двери твоей Господь хочет, чтобы ты затворял двери ума своего, сердца. Когда приступаешь к молитве, тогда все оставь и к Нему единому взирай. Не будешь ограничивать молитву свою положением тела (поклоны, коленопреклонения и проч.), но паче будешь воссылать ее из горящего сердца, со всякой тихостию, с сокрушением и слезами. 15 . Благодарить будем Бога всегда. Ибо крайне неразумно, ежечасно на деле наслаждаясь Его благодеяниями, даже и словом не исповедовать Его благости. Бог ни в чем нашем не нуждается, а мы имеем нужду во всем Его. Если, содержа в памяти благодеяния людей, сильнее согреваемся любовью к ним, тем паче непрестанно помня благодеяния Божии, будем любить Его всей душой. Потому и святой Павел сказал: «Благодарнии бывайте» ( Кол. 3: 15 ). Блюдение дара благо деяний Божих есть наилучший способ возгревания к Нему любви. 16 . Читай слово Божие и слушай Его со вниманием. Кто слушает слово Божие и читает Его с любовью, тот доставляет душе великие и спасительные блага. Заботясь о чтении слова Божия, уста наши не оскверняются укоризнами, осуждением, срамословием и ругательствами. Мы становимся страшными для демонов и привлекаем на себя благодать Божию; взор наш делается проницательнее, зрение, уста, слух и все члены научаются Богу служить истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В полночь в городе началось землетрясение — это Бог с ангелами Своими пришел посетить раба Своего. В темнице засиял необыкновенный свет, двери темничные открылись и со всех узников, там находившихся, спали оковы. Тогда явились два ангела в виде прекрасных юношей и сказали мученику: — Воззри на нас. Мученик же, обратив к ним свой взор, сказал: — Кто вы? Те отвечали: — Мы — ангелы, посланные к тебе от Господа. Мученик же сказал им: — Если вы — ангелы Господни, то поклонитесь при мне Господу и оградите себя крестным знамением, чтобы я поверил вам. Ангелы тотчас исполнили его желание и сказали: — Итак верь, что нас послал к тебе Господь. Мученик сказал: — Знаю, что когда три отрока были брошены в печь Вавилонскую, то к ним был послан от господа ангел [ 18 ], чтобы остудить жар огня. Но что такое сделал я? Или разве я брошен в огонь, что признан достойным ангельского посещения? Когда мученик со смирением говорил эти слова, внезапно явился ему Сам Господь Иисус Христос в неизреченной славе и, прикоснувшись мученику, исцелил его от ран и поставил на ноги вполне здоровым. Затем Он окрестил его водою и сказал: — Теперь уже ты будешь называться не Неанием, а Прокопием [ 19 ]. Мужайся и крепись, ибо ты совершишь великие дела и приведешь к Отцу Моему большое стадо. Прокопий же, радуясь и ужасаясь, пал на землю, поклонился Господу, молясь, чтобы Он укрепил его в страданиях, дабы ему не убояться лютых мучений. Господь сказал ему: — Не бойся — Я с тобою! Сказав это, Он восшел на небеса. Святой же Прокопий с того дня, как явился ему Господь, имел в сердце несказанную радость духовную и был полон небесного восторга. И тело его стало столь здорово, что на нем не осталось и следа бывших прежде ран. Он уповал на Господа, и Он помог ему, и возрадовалось сердце его ( «и процвете плоть» его) (Пс.27:7). На другой день после этого явления рано утром правитель послал одного из воинов в темницу узнать, жив ли мученик. Он полагал, что тот уже умер от вчерашних лютых истязаний. Темничный страж Терентий сказал воину, что он не спал всю ночь и что в полночь в темнице происходило что-то необыкновенно страшное, а именно, произошло землетрясение, засиял чудный свет, открылись двери и с узников спали оковы, а с Неанием беседовали какие-то, сиявшие необыкновенным светом, мужи. Воин, нагнувшись к темнице, закричал мученику:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Глас 7. Немногие песнопения излагаются в гиполидийской тональности, свойственной мелодиям крюковых рукописей и синодальных изданий этого гласа, именно только подобны стихир знаменного и тропари болгарского распева; прочие же песнопения следуют обыкновенно на кварту ниже их. Таковы: воскресный богородичен догматик, степенны, ирмосы. Только в Ирмологе, 1652 г. степенны излагаются с на ре на терцию ниже синодальных изданий; ирмосы же – то в одной тональности с Синодальным Ирмологом, то на терцию ниже их, с на ре (напр., песнь 2-я). Но песнопения этого гласа, как и гласа 3-го, вообще немногочисленны. Глас 8. В юго-западных ирмологах вообще песнопения 8-го гласа положены на кварту ниже гиполидийской тональности крюковых и синодальных изданий этого гласа. Только подобны и стихиры Введению в ирмологах 1674 и 1709 г – в той же тональности, а «Покаяния отверзи ми двери» в Ирмологе 1652 г. на терцию ниже, с на ре. Так, на кварту ниже положены: воскресный богородичен догматик и на стиховне, степенны, прокимен, ирмосы, «Покаяния отверзи ми двери», прокимны великие, «Повеленное тайно», стихиры Воздвижению на стиховне и в день Богоявления «на освящение воде». Особенность изложения мелодий 8-го гласа относительно тональности и здесь представляет собою только Ирмолог 1652 г., в котором многие песнопения этого гласа положены на секунду ниже синодальных изданий и обыкновенно с на ми. Таковы: стихиры ев. Иоанну Богослову: «Евангелисте Иоанне» и «Аз, Дево Святая»; в пяток Лазарев; в день Пятидесятницы: «Языцы размесишаго» и Преображению: «Поят Христос»; сверх того, седальны болгарского малого распева и песнопение: «О тебе радуется» (в ирм. 1652 и 1709 г.) во всех ирмологах, в которых они имеются, положены с на нижнем си на секунду ниже синодальных изданий этого гласа. Таковы изменения тональностей, встречающиеся в церковном осмогласии юго-западных нотных ирмологов. Но иногда не вся мелодия песнопения подлежит перемене тональности, а только некоторые ее части; иногда же и одна только известная в ней мелодическая строка делает отступление от свойственных песнопению лада, или же высоты звуков, сколько бы раз она ни повторялась в песнопении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010