Глава 38 1–3. Болезнь Езекии, 4–8. и выздоровление его. 9–20. Благодарственная песнь Езекии. 21–22. Заключение в дополнение к предшествующему рассказу. Ис.38:1–8 . Объяснение см. в Толковой Библии т.2, стр.548–552 Ис.38:9–20 . В своей благодарственной песне Езекия описывает сначала свое тяжкое состояние во время болезни, а потом предается размышлению о величии совершившегося с ним чуда Божия и дает обещание воспевать Господа во все дни своей жизни. Ис.38:9 . Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: «Молитва» – по-евр. michtab – собственно: «писание, записанное». Ис.38:10 . «Я сказал в себе: в пре­полове­ние дней мо­их должен я идти во врата пре­исподней; я лишен остатка лет мо­их. «В преполовение дней». Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4Цар.18 и 4Цар.20:1, 6 ). Другие переводят: «в дни покоя» или «на полудне жизни». «Врата преисподней». Шеол или преисподняя, жилище мертвых изображается здесь, как бы некий замок с твердыми воротами. Ис.38:11 . Я говорил: не увижу я Го­с­по­да, Го­с­по­да на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; «Не увижу Господа». Видеть Господа – в Библии нередко означает опытно узнавать благость Божию, пользоваться милостями Всевышнего и узнавать Его откровения, какие возвещались первосвященником в храме Господнем (ср. ст. 22). «Между живущими в мире», т. е. не буду больше участвовать в общечеловеческих радостях и печалях. Ис.38:12 . жилище мое снимает­ся с места и уносит­ся от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину. «Жилище мое», т. е. тело. «Я должен отрезать». возможно правильнее: «Я смотал в клубок жизнь мою, так ткач (который сматывает оставшиеся от пряжи нитки в клубок), так как Он отрезал меня от основы». Езекия хочет сказать, что он считал свою жизнь уже законченной. Ис.38:13 . Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если время – суета, то и жизнь – суета, ведь всё в этой жизни временно. И материальное, и нематериальное определяется временем – не только действия, но и мысль. Тела наши – во времени и в пространстве, души – только во времени. Однако сквозь всю эту тщету мерцает слабый свет надежды. Соломон открывает окошко в третий раз, как поэт, писавший об окнах, «открытых волшебным морям затерянных дивных стран» . Долго сетует он на бессмысленное коловращение времени и вдруг говорит: «Все соделал Он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их» ( Еккл. 3:11 ). По опыту мы знаем время, стремимся – к вечности. Господи, почему же? Где мы видели вечность, как узнали о ней? Мы живем во времени, но не чувствуем себя дома. Рыба не горюет о том, что мокро, мы из-за времени горюем. Нам мало его, нам нужно еще что-то. Может быть, мы не всегда жили в море? Может быть, мы знали сушу? Если есть голод, есть пища. Голод по вечности – есть. Но пища под солнцем не найдена. Соломон показывает нам, где суть и смысл жизни, как бы от противного. Здесь их нет, они – там. То, что и не снилось нашим мудрецам, – не на земле, а на небе. Посланник Надежды проник в замок смерти. Наше стремление к вечности, наше божественное недовольство временем, является посланником надежды. 4. Зло Загадка зла, неправды, безвинных страданий очень стара. Это – самый сильный довод против веры в благость Божью и в благо самой жизни. «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это суета!» ( Еккл. 8:14 ). «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда» ( Еккл. 3:16 ). Несчастные и обделенные – всегда с нами. Об этом говорит и Христос. Двадцать веков не решили ничего, и другие двадцать не решат. Время зла не исцеляет. Ничто не исцеляет его здесь, «под солнцем». Даже небольшое зло может разрушить много хорошего: «Ложка дёгтя портит бочку мёда», поэтому малая глупость перевешивает и мудрость и честь. Один «слон в посудной лавке», один палец на курке ружья или на кнопке ядерного чемоданчика, одно подлое слово, одно недоверие, могут испортить всю жизнь. Добро – заложник зла. И это тоже суета.

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35)   Поздний вечер. Возвращаюсь домой после вечернего богослужения. От автобусной остановки иду к своему подъезду мимо многочисленных многоэтажек и с грустью замечаю, что теперь на всех подъездах установили железные двери с кодовыми замками, на первых этажах многих окон стоят фигурные решетки. Раньше подобную картину можно было видеть только на магазинах или финансовых учреждениях, а теперь привычный облик современного городского дома. И вспомнилась почему-то небольшая деревушка, в которой работали в студенческом стройотряде после окончания 3-го курса института. Поселили нас, пятерых студентов, к старенькой бабушке Евдокии Захаровне. Она нас по утрам будила, чай согревала, все вздыхала о том, что отдыхаем мало. Позавтракав, мы шли на наш строительный объект, а она выгоняла свое маленькое стадо овец и коз на ближайший луг. Уходя, дверь подпирала метелкой. И кто-то из нас однажды спросил: «Баба Дуся, не страшно дом без запора оставлять? Может, закрыть хоть на маленький замок от лихого человека?» Она сразу как-то виновато запричитала: «Что ты, что ты! А вдруг соседи подумают, что от них запираюсь, обидятся, поди. Нет уж, пусть так стоит, под охраной метлы.» Умела баба Дуся любить людей, умела «..а вдруг обидятся».   А мы никого не боимся обидеть: замки, заборы, злые собаки, охрана, сигнализация. Слишком много стало лихих людей, не умеющих любить ближнего. Главная заповедь «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15;12) - такую заповедь оставляет нам Христос. Что же с нами происходит? Куда уходит от нас ЛЮБОВЬ? Как же не боимся заповедь нарушать? Помню, конечно, помню и другие слова из Евангелия: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24;12) Но почему пришли беззакония, почему пришли соблазны? Почему мы, зная об этих пророчествах, ничего не предпринимаем? В чем причина нашей теплохладности? Что нужно сделать, чтобы вернуть духовные силы и научиться любить?

http://pravoslavie.ru/37867.html

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ах, как много таких, которые не помнят этих слов! Идут на исповедь, чтобы получить прощение грехов, а не хотят попрощаться со своими соседями, на которых держат гнев! Брату, соседу не хочет отпустить малый грех, иногда одно какое-нибудь слово, а хочет, чтобы Бог отпустил ему все его грехи! Так не может быть. Прежде прости своему должнику, тогда и тебе Бог простит твои долги. Господь рассказал однажды такую притчу: один царь стал считаться с рабами своими, и вот привели к нему должника, который должен был страшно большую сумму, заплатить ему было нечем, и царь приказал продать его, и жену его, и детей в уплату долга! Но раб упал к его ногам и умолял: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу». И царь умилосердился и простил ему весь долг. Раб вышел от царя и встретил одного из товарищей своих, который должен был ему самую пустую сумму. Он схватил его и стал душить, говоря: «Отдай мне, что должен!» Тот пал к ногам его и умолял: «Потерпи на мне, и все тебе отдам». Но злой раб не захотел терпеть и посадил товарища в темницу. Узнал о том царь, позвал немилосердного к себе и сказал: «Злой раб! Я простил тебе весь долг твой, а ты не захотел помиловать своего товарища, как я помиловал тебя?» И разгневанный царь отдал его истязателям на мучение, пока не уплатит всего своего долга. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, – сказал Господь, – если не простит каждый от сердца своего брату своему согрешений его!» Будем почаще припоминать эту притчу, православные! ( Мф.18:23–35 ). «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Господь Бог попускает человеку впадать в разные искушения. Это потому, что если бы не было зла, то мы не ценили бы и добра. Адам и его дети не могли похвалиться трезвостью, потому что тогда еще не было никакого вина. Так и тот, кого запрут на замок, не может похвалиться, что он ни у кого ничего не украл. Добродетель состоит в том, что мы можем делать худое, но не делаем. Мы просим Бога, чтобы не вводил нас во искушение, то есть чтобы мы не впадали в грех. Искушение имеет иногда великую силу. Увидим ли где веселье и забавы, нас так и тянет туда; увидим ли чужое добро, а около него нет хозяина, найдем ли чужую вещь – является искушение присвоить ее себе. Красивое лицо, нарядная одежда у другого бывает для нас искушением, и через то творится немало грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И согласились люди на эту работу, чтобы сделаться независимыми от Бога, внимая Невроду, внуку Хама. Но Господь не дал совершить задуманного, Он смешал «язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ), и строители не смогли закончить здание. Однако строившаяся сорок лет, хоть и незавершённая башня стояла ещё долгое время в Вавилоне как памятник человеческому безумию противостояния Богу. Надежда на личное хозяйство в деревне или на мешок риса и бочонок масла в городской квартире в какой-то степени сродни надежде на вавилонскую башню. И так же нелепа. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем необычайно хороший урожай. Он сказал себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:18-19 ). Казалось бы, разумное решение: построить большие хранилища и спокойно, беспечно жить. Однако Спаситель называет такого человека безумным. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12:20-21 ). Разве не безумие надеяться на себя, на своё. На свой разум, своё здоровье, своё богатство, своё хозяйство, свой замок, бронежилет, талант, покровителей?.. Все это может отняться у нас в любую минуту. Говорят, смерть причину сыщет, и беда лазеечку найдёт. И ещё говорят: не нива кормит, а Господь. А у Псалмопевца читаем: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век» ( Пс. 124:1 ). Во всём и всегда наша надежда — Господь. Вспомним, как пятью хлебами и двумя рыбами Он накормил пять тысяч человек. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» ( Мф. 14:20 ). Однажды перед Пасхою в Киево-Печерском монастыре кончился хлеб, так что не из чего было даже испечь просфор. Монахи пришли в крайнее уныние, но преподобный Феодосий, с полной надеждою на Господа, велел накрывать к Пасхе стол. И что же? Перед заходом солнца какой-то благотворитель привёз в монастырь несколько возов хлеба. Подобный случай описан в житии Преподобного Сергия Радонежского. Как-то некоторые из братии Троицкой обители возроптали на игумена: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря». Но Преподобный с кротостью увещевал братию терпеливо переносить посланное испытание. Ещё не окончил Преподобный Сергий своей беседы, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и иной пищи. Помолившись Господу, все сели за трапезу. Хлебы были мягки и даже теплы.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

К приходу батюшки на столе уже стояли два румяных пирога, чашки с блюдцами и чайник со свежезаваренным чаем. Внук отнес чашку с чаем и кусок пирога свечнице в храм и только тогда сел рядом с отцом-настоятелем. Теперь юноша ничем не отличался от современных старшеклассников, разве что кроме длинных волос, стянутых в хвост на затылке.  Они сидели втроем за столом, пили чай, разговаривали, было так хорошо на душе. Лариса перестала задавать свои журналистские вопросы. Зачем спрашивать, если и так всё очевидно. Вот так они здесь и живут, и Богу служат, и гостей встречают, и ремонтами занимаются. Ей вдруг так захотелось приехать в этот храм и на Покрова Пресвятой Богородицы, и на Рождество, и на Крещение Господне… Какая б ни была погода, она была уверена, здесь, в этом храме Божьем всегда тепло и солнечно. Солнечно бывает не только от солнца, а еще и от невидимого света душ, собравшихся за ради Господа Иисуса Христа нашего. А мы помним слова Спасителя, научающего учеников своих: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20). Размышления Ларисы, разнежившейся в волнах Божьей благодати, прервал настоятель, напомнив, что скоро приедет маршрутное такси, а значит, прекрасной гостье, чем-то напомнившей ему Золушку из сказки, пришла пора покинуть этот замок. Она тут же опомнилась, выключила записавший многие лишние беседы диктофон и встала из-за стола.  Они втроем вышли из трапезной. Низкое солнце очень удачно высветило золоченый куполок и покрашенную в бирюзовый и белый цвета крестильную.  – Как красиво! – воскликнула Лариса и защелкала фотоаппаратом. Она уже договорилась с отцом Арсением, что на выходные дни приедет с друзьями в спортивной одежде, чтобы помочь настоятелю навести порядок в саду, примыкающем к храмовой территории. Вот так сельские приходы и выживают – дружной работой во славу Божию.  

http://pravmir.ru/brosajte-vse-k-nam-pre...

Когда возник оккультизм вообще? Конечно, сам оккультизм настолько не однообразен, он настолько широк, что здесь нет общей такой классификации, но, собственно, сам оккультизм как явление достаточное, появился уже на заре истории человечества, и появление оккультизма напрямую связано с самим грехопадением человечества. Вот это очень важный момент. Почему? Потому что само грехопадение человечества уже изображает собой психологию оккультизма. Чтобы понять, что такое оккультизм, надо прекрасно понимать, как совершилось грехопадение человечества. Дьявол обольстил наших праотцев. Мы читаем об этом в самой первой книге Библии — Книге Бытия — думаю, что в основном все знают эту историю. И обольстил дьявол прародителей тем, что вкусив запретный плод, они получат особое тайное знание, с помощью которого станут как боги. Змей говорит: день, в который вы вкусите их (то есть запретные плоды) откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. Но дело в том, что конечно, человек изначально был ориентирован на Богоподобие, то есть он был призван к тому, чтобы стать богом по благодати, но стать каким образом — через постоянное восхождение к небесному Отцу через внутреннее единение с Богом. А вот сатана подсказывает более простой способ, более легкий такой, доступный для несовершенного человека. Он внушает, будто бы вот эти плоды сами по себе обладают уже волшебной силой, делающей человека равным Богу. Когда описывается вот это грехопадение в книге бытия там есть такие слова: и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знания. И вот как раз ошибка первых людей заключалась в том, что райское древо они посчитали за своего рода, такой вот талисман, магический предмет, насильственно овладев которым, вкусив который, они будто бы могут стать самостоятельными властителями всего мира. И с того самого времени, с тех пор, встречаются люди, которые желают — по подсказке того же самого змея, овладеть тайнами силами, способностями, придумать такие магические ритуалы или словесные формулы, чтобы влиять на окружающий мир, стать как боги без Бога. Например — это, кстати, часто встречается в искаженном понимании религии, — допустим, уже первый ребенок Адама и Евы Каин, который совершил самое первое убийство, и когда он саму религию воспринимал именно в магическом смысле. Почему? Потому что когда он утрачивает благословение Божие, изгоняется, то он говорит, что вот теперь всякий, кто встретит меня, убьет меня. То есть саму религию он воспринимал как средство к земному благополучию, как некий такой волшебный ключик, который отмывает замок к личному счастью. И в магии как раз человек ищет вот такой вот защиты — то есть пытается создать себе экран от чужих наваждений. Каин понимал религию именно таким образом.

http://azbyka.ru/video/okkultizm-i-sueve...

Кто удостоился его, тот переисполняется этой благой воды. 2. Не может быть ни премудрости, ни разумения там, где нет страха Божия. Преисполнение премудрости — страх пред Господом, Ему же слава вовеки. Аминь. Глава 19: О том, что верующим бесы ничего не могут сделать, поэтому следует их презирать, не бояться и совсем не обращать внимания на них, что бы они ни творили; как отличить лукавое видение от благого, ибо нечистые духи нередко устраивают мнимые видения, чтобы ввести в заблуждение простаков и подчинить себе их душу; а также о том, какое видение от Бога, а какое от демонов 1. Из жития святого Антония    Святой Антоний говорил своим ученикам: «Не нужно бояться бесов, даже если они наступают на нас и грозят смертью, ибо они бессильны против нас и ничего не могут сделать нам — только пугать. Когда на землю пришел Господь, враг сдался и стал бессилен.    Дьявол ослабел и ничего не может, но, будучи тираном, даже после падения он не успокаивается и на словах угрожает. А нам не надо даже обращать на это внимания. Наше дело — презирать их да и только.    Если бы бесы имели тело, как мы, то говорили бы: «Если люди спрячутся, то мы не сможем их найти. Но как только отыщем их, начнем вредить им». Вот тогда бы мы скрывались с их глаз, прятались бы и запирались дома на замок.    Но бесы не таковы. Они могут приходить к нам, даже если все двери заперты. Ими кишит воздух. У них злая воля, и первый из них — дьявол. Они готовы вредить всем. Как сказал о них Спаситель: ««ваш отец дьявол... Он был человекоубийца от начала»« (Ин 8:44).    Будем вести такой образ жизни, который невыносим для бесов. Ведь они трусливы и не могут противостоять нам. Если мы сами не дадим им повода для действия, то они не могут причинить нам зла и не будут обращаться с нами, как с подвластными им. Демоны должны трепетать перед нами, потому что они не выносят добра и не в состоянии исправиться.    Напротив, они весьма лукавы, у них нет никакого иного занятия, кроме как вредить добродетельным и боголюбивым людям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Марфа, рыдая, обнимала Лазаря, который безмолвный, тихий, светлый, как дитя, гладил своею рукою по волосам ее. Бардыгин, совершенно смешавшись, зачем-то спешно прятал деньги в конторку. Дети внесли в церковь свежие, молодые ветви березы и бросали их под ноги Иисуса. Храм расцвел… Восковые свечи потухли сами собой, но еще никогда не было так светло в храме, никогда так ярко не сиял он. Где-то слышалось пение чистое, радостное, как могут петь только дети. – Ангелы, ангелы поют! – кричала юродивая. – Осанна Сыну Давидову! Церковь ликовала, рыдала, верила, надеялась. Церковь жила. Церковь стала необъятной, как мир, как вселенная, как сердце человеческое. И вышел Лазарь из гроба, пал к ногам Иисуса и облобызал ноги Его. Из алтаря в полном облачении показался о. Воздвиженский. Вид его был необычен; гневом пылало его лицо. – Уходи, уходи отсюда! – задыхаясь, крикнул он Иисусу. – Лазарь – мой друг. Я рад, что он жив… Но нельзя в церкви делать этого. Никогда никто не воскрешал мертвых… Это колдовство… Это выдумки медиумические… Симон Волхв ты… колдун!.. Прочь отсюда!.. Христос не произнес ни слова и пошел к выходу; за Ним пошли почти все находившиеся в церкви. У Бардыгина тряслись руки, и он никак не мог попасть в замок ключом, чтобы запереть конторку с деньгами. К нему подошел взволнованный до последней степени о. Воздвиженский: – Я этого так не оставлю… Сегодня же пойду к митрополиту. Это из рук вон. Вот повадился к нам в церковь! То деньги все по полу развалил; то, изволите видеть, мертвых воскрешает! – Беспорядок, больше ничего, – едва сдерживая свое волнение, произнес Бардыгин. От испугу у него не попадал зуб на зуб. – Распустили народ. Вешают мало, вот они и шляются. А ты б того… – обратился он к стоявшему неподалеку околоточному, – узнал бы, что это за субъект… В ограде между тем народ плотной стеной окружил Христа и с благоговением слушал Его слова. Христос говорил: – «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010