Глава XXXIII. О Ревекке, внучке Нахора, взятой Исааком в жену    Потом Исаак, будучи уже сорока лет, взял себе в жены Ревекку, внучку Нахора, дяди своего по отцу, на сто сороковом году жизни отца и спустя три года по смерти матери. Когда отец его посылал за нею раба в Месопотамию и сказал ему: «Положи руку твою под стегно мое, и клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. XXIV:2-3), то что другое это означало, как не то, что Господь Бог неба и земли должен был прийти во плоти, которая извлечена из этого стегна? Неужто и это — недостаточное указание на предвозвещенную истину, исполнение которой мы видим во Христе? Глава XXXIV. Какой смысл в том, что Авраам, по смерти Сарры взял себе в жены Хеттуру?    Но что значит, что Авраам, по смерти Сарры, взял себе в жены Хеттуру? Само собою разумеется, что в этом случае мы не должны предполагать невоздержания, особенно в таком уже возрасте и при такой святости веры. Неужели требовалось еще рождать сыновей, когда и без того с верою, вполне испытанной, ожидалось от Исаака размножение сыновей в количестве звезд небесных и песка земного? Но если, по учению апостола, Агарь и Измаил знаменовали плотских Завета Ветхого (Гал. IV:24), то почему бы Хеттуре и ее сыновьям не означать тех плотских, которые думают, что принадлежат к Завету Новому? Обе ведь они названы и женами, и наложницами Авраама, тогда как Сарра ни разу не была названа наложницей. Так, когда Агарь была дана Аврааму, написано: «И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену» (Быт. XVI:3). И о Хеттуре, взятой им по кончине Сарры, читаем: «И взял Авраам еще жену, именем Хеттура» (Быт. XXV:1). Здесь обе они называются женами. А далее обе оказываются наложницами. После Писание говорит: «И отдал Авраам все, что было у него, Исааку. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную» (Быт. XXV:5-6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

д. 3:26 – 4:11. Усыновление «Все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» (3:26). Можно заметить общее в развитии мысли здесь, в Гал. и в Рим.: кульминационным моментом является рассуждение о нашем богосыновстве: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:27–29). Прежде мы были подчинены «попечителям и домоправителям» (4:2). «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… дабы нам получить усыновление (υοθσα)» (4:5). Эти слова напоминают Рим. 8: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». е. 4:12–20. Увещание Апостол прерывает богословские рассуждения и переходит к увещаванию галатов. Когда апостол Павел «в немощи плоти» пришел к ним благовествовать, они приняли его, «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Но где же прежнее «блаженство» галатов? «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (4:16). Иудействующие «хотят вас отлучить» (4:17). Апостол Павел хотел бы быть среди галатов, чтобы сообразовать свою речь с их нынешним состоянием. f. 4:21–31. Два завета. Агарь и Сара Апостол возвращается к прежним рассуждениям, предлагая следующую аллегорию. У Авраама было двое сыновей: сын служанки Агари был «рожден по плоти», сын свободной Сары «по обетованию». Имя Агарь, по древнееврейски , означает «гора»; вот почему оно ассоциируется у апостола с Синаем, а значит с Законом и с нынешним Иерусалимом, подчиненном Закону (переписчики не всегда понимали смысл 25 стиха, и, поэтому, в древних рукописях он фигурирует во множестве вариантов, что затрудняет его чтение). Порабощенному Иерусалиму противопоставляется Иерусалим вышний он свободен и является нашей матерью. «Итак, братия, завершает апостол Павел, мы дети не рабы, но свободной» (4:31). Третья часть. 5:1 – 6:10 Наставления верующим а. 5:1–12. Свобода «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (5:1). Подвергать себя обрезанию значит опять подвергаться «игу рабства» (5:2:3). Дух же, силой «веры, действующей в любви», ведет нас к свободе (5:4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

- Да, конечно, — проговорила Анна со вздохом, так как в этот миг она думала о своем драгоценном ожерелье, которое у нее украли воры. - Собирайте сокровище на небе, — продолжала тихим речитативом Сара, — там ни моль, ни ржа не истребляют, и воры не подкапывают и не крадут, и люди не заботятся о завтрашнем дне, потому что Отец Небесный знает Сам, в чем вы нуждаетесь. А если Он лилии полевые одевает, которые вовсе не трудятся, то может ли Он забыть о детях Своих? Прежде всего, нужно искать Царствия Божьего и правды Его, а прочее все дано будет нам. «Не судите! — говорил Он еще, — потому что мы часто сами имеем больше грехов, чем другие, и как мы судим теперь наших ближних, так будут судить когда-нибудь и нас». Бог гораздо милостивее и щедрее к детям Своим, когда они молятся Ему, чем земные родители к своим детям. Поэтому, если мы будем нуждаться в чем-нибудь, мы должны попросить об этом только Отца Небесного, и если это нужно нам для истинного блага, мы, несомненно, получим просимое. И если мы хотим исполнить закон и пророков, — заметь, какая замечательная у Него мысль, — мы должны поступать с другими так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Его слова привели нас в изумление, так как в них Он ясно открыл, что Он от Бога послан: «Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдет в Царствие Небесное, — говорил Он, — но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли мы имени пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззакония». Но кто слушает слова Мои и исполняет их, тот подобен мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И когда пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, он не упал, так как основан был на камне». И когда Он окончил эти слова Свои, громкий крик изумления вырвался у всех. - Анна, какая властная речь была Его! Жаль только, что я не могла тебе передать ее точно. Впрочем, ты сама можешь послушать Его здесь!

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

е. месте конских бегов, [коней] продаваемых в Египте, и родила «сына скорби», которого отец назвал впоследствии «сыном десницы» ( Быт.35:16–18 ). Ева , изгнанная из рая и слышавшая слова: «В болезнях будешь рождать» ( Быт.3:16 ) описывается, как рождавшая в болезнях. Жена Финееса, связанная [муками родов] и не могущая подняться подобно той, которую, по словам Евангелия, связал сатана ( Лк.13:16 ), родила [внезапно] после того, как узнала, что ковчег Божий взят неприятелем, а народ потерпел поражение ( 1Цар.4:19 ). Сара же по рождении Исаака воскликнула: «Смех сделал мне Господь, ибо кто ни услышит, будет торжествовать со мною» ( Быт.21:6 ); это потому, что она была святая и уже утратила женственное. Итак, скорби, охватившие башню стада, суть скорби и муки смерти, которые охватили даже Спасителя и как бы превозмогли [Его]; но, конечно, они не могли преодолеть Его вполне, как Он сам говорит в Псалме семнадцатом: «Объяли Меня болезни смертные и потоки беззакония устрашили Меня и скорби ада окружили Меня» ( Пс.17:5 ). Некоторые думают, что под оскверненною и темною башнею и дочерью Иерусалима, нужно понимать Иерусалим небесный, который есть мать святых, о котором и Апостол говорит: «Приступили к горе Сион, ко граду Бога живущего, Иерусалиму небесному» ( Евр.12:22 ), который до того времени будет загрязненным, пока сыны его не приведутся к нему, и пока не будет в нем советника и не возьмут его скорби, как бы родильницы; потому что видя столь великое число умерщвленных сынов [своих, он будет скорбеть, что] напрасно рождал он их. Мих.4:10 .  Страдай и терпи, дочь Сиона, как рождающая, потому что ныне ты выйдешь из города и будешь жить в стране [не населенной или чужеземной] и дойдешь даже до Вавилона: там ты будешь освобождена, там искупит тебя Господь из руки врагов твоих. LXX: Страдай и мужественно терпи, дочь Сиона, как бы рождающая, потому что ныне ты выйдешь из города и будешь жить на поле и дойдешь до Вавилона; оттуда Он освободит тебя; и оттуда искупит тебя Господь Бог твой из руки врагов твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. учение мудрости светской и отнимет добычи Самарийские, которые еретики похитили у Церкви, говоря: кая нам часть в Давиде; и несть нам наследия в сыне Иесеове ( 3Цар. 12:16 ), отними в присутствии самого царя Ассирийского – диавола, который не будет в состоянии помочь им. И таких сыновей не только рождает Мария прорицательница Приснодева, но и святые жены рождают патриархов, как Сара, которая значит ρχονσα, т. е. начальствующая , и Ревекка, которая на нашем языке значит терпение . Ст. 5–8. И продолжал Господь говорить ко мне еще, говоря: За то, что народ этот пренебрег водами Силоама текущими тихо, и более пожелал Расина и сына Ромелии, за это вот наведет Господь на них воды реки сильные и многие, царя Ассирийского и всю славу его; и поднимется он над всеми источниками его и потечет выше всех берегов его. И пройдет по Иудеи наводняя, и переходя дойдет даже до шеи, и распростертие крыльев его исполнит широту земли Твоей, Еммануил. Выше говорил, что отнимутся сила Дамаскова и добычи Самарийские пред лицом царя Ассирийского и что два царя при нашествии Ассириян будут взяты в плен; теперь Бог говорит пророку обычным способом Писаний: сопоставляет Иерусалимский поток Силоам с громаднейшею рекою Ассирийскою и говорит, что она наводнит своими волнами всю землю Израильскую, выйдет из берегов русла и устремится с такою силою, что занявши землю десяти колен, достигнет Иудеи и в своем движении дойдет до шеи. Этим обозначает близкий плен; ибо хотя тогда Иудея не была завоевана, но были завоеваны все города двух колен и остался один Иерусалим, избавленный неимоверным милосердием Божиим. Далее, силу царя Ассирийского и бесчисленного войска его, изображенную под образом наводнения реки, теперь показывает посредством другого сравнения, что своими крыльями, т. е. вождями и бесконечным множеством, она покроет землю Еммануила, т. е. защищающего ее Бога, но однако не овладеет ею (хотя слово Еммануил у LXX относится к следующему стиху и ставится не собственным именем, как у Евреев, а в переводе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Евр.11:5 . Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти 2881 ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, – то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжении трехсот лет до своего переселения ( Быт.5:21–24 ср. Сир.44:15 ). —297— Евр.11:6 . А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, – не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 2882 Евр.11:7 . Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, – и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, – и та же вера соделала Ноя наследником обетования ( Быт.6:8 сл.). Евр.11:8 . Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. Евр.11:9 . Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, – в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того ( Быт.12:1 сл.). Евр.11:10 . Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющего твердые основания, коего художник и строитель есть Бог. Евр.11:11 . Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже бесплодная, родила 2883 то есть, силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это всё совершилось с нею потому, что она, живя среди —298— Хананеев язычников, верным почитала Того, Кто обещал ей дать это ( Быт.17:19 ). Евр.11:13 . По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, – как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас ( Быт.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 14-я Протоиерей Олег Стеняев Изгнание Измаила и его матери И теперь мы переходим к 21й главе Книги Бытия – здесь очень сложный семейный узел. Вы знаете, что у Авраама был очень сложный семейный треугольник: Авраам – Сарра – Агарь. Этот узел надо было как-то развязать… И в случае с патриархом Иаковом тоже будет не менее сложный треугольник: Иаков – Рахиль – Лия. И далее мы исследуем также вопрос: любимые и не любимые дети. И мы читаем: И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог (Быт. 21, 1–2). Значит, Аврааму 100 лет, когда рождается Исаак, а Сарре – 90. И вот от девяностолетней женщины, в летах преклонных , у которой обыкновенное у женщин… прекратилось , как Сара сама о себе свидетельствовала (ср. Быт. 18, 11), – Господь всё восстановил, она понесла и родила ребенка. Некоторые комментаторы говорят, что, когда Господь восстановил у Сарры «все обыкновенное у женщин», произошло всецелое обновление ее организма, так что и внешне она даже помолодела. И я однажды беседовал с одним врачом – он гинеколог – и спрашиваю: – Ну, а вот если пожилая женщина вдруг получит возможность рожать, у нее все функции женские восстановятся – это скажется на ее внешнем виде? – Он говорит: – Обязательно! Обязательно! – То есть Сарра могла и внешне помолодеть, поэтому не надо удивляться, что все на нее обращают внимание, Господь знает, как Своих людей награждать. Но прежде всего у нее (Сарры) было, конечно, духовное обаяние!.. И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (Быт. 21, 3). – Имя «Исаак» – означает «радость», «возрадуются» (в форме: будущего времени); так как все обетования о семени исполнились на Христе (Мессии). И это действительно радость – девяностолетняя женщина избавилась «от поношения бесчадства», она прижимает к себе Исаака! И какая радость у Авраама, что у него сын (потомок)!

http://pravoslavie.ru/109223.html

И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 144 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба, и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу, на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему, и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою, и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам, отныне до века; но Авраам (Abraham) будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И Я поставляю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя в их родах. И Я дал тебе и семени твоему после тебя землю, – ибо ты пришлец в ней, – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. и Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «и храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого необрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И вообще невозможно найти спокойной души в тех, которые занимаются такими вещами. Как волны моря никогда не прекращаются и не могут быть исчислены, так как непрестанно следуют одна за другой, так невозможно перечислить и все рождающиеся отсюда беспокойства. Будем же, умоляю вас, избегать во всем излишества и не переступать пределов ваших нужд. Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее. Такой (человек) никогда не может опасаться бедности, не будет терпеть скорбей и испытывать беспокойств; он будет безопасен и от клеветы, свободен от злоумышленников и, вообще сказать, будет жить в невозмутимом мире, наслаждаясь спокойствием и тишиной; и что всего важнее и выше всех благ, такой (человек) получит много милостей Божиих, как верный распорядитель имения своего Господа. « Блажен », сказано, « раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так » (Лк. 12:43), т. е. разделяющего имение между со–рабами, не запирающего его за дверями и замками, не оставляющего в пищу червям, но облегчающего нужды бедных, управляющего дарованным от Господа так, как свойственно доброму и верному приставнику. За такое доброе распоряжение мы получим великую награду и удостоимся обетованных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 38 « Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь » (Быт. 16:1).   Твердость веры Аврама при продолжающемся неплодстве Сары. — Разумная и благородная забота последней о том, чтобы не умереть бездетными. — Для чего указано число лет сожития Сары с Аврамом в то время, когда она дала ему в жену Агарь? — Почему Господь медлит иногда исполнением наших прошений? — Пример истинного супружеского союза. — Явление Ангела Агари в пустыне. — Увещание слушателей к терпеливому и кроткому перенесению скорбей и единодушию в семейной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вообще невозможно найти спокойной души в тех, которые занимаются такими вещами. Как волны моря никогда не прекращаются и не могут быть исчислены, так как непрестанно следуют одна за другой, так невозможно перечислить и все рождающиеся отсюда беспокойства. Будем же, умоляю вас, избегать во всем излишества и не переступать пределов ваших нужд. Истинное богатство и неоскудеваемое имение состоит в том, чтобы желать только нужного и надлежащим образом употреблять излишнее. Такой (человек) никогда не может опасаться бедности, не будет терпеть скорбей и испытывать беспокойств; он будет безопасен и от клеветы, свободен от злоумышленников и, вообще сказать, будет жить в невозмутимом мире, наслаждаясь спокойствием и тишиной; и что всего важнее и выше всех благ, такой (человек) получит много милостей Божьих, как верный распорядитель имения своего Господа. " Блажен " , сказано, " раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так " (Лк.12:43), т.е. разделяющего имение между со-рабами, не запирающего его за дверями и замками, не оставляющего в пищу червям, но облегчающего нужды бедных, управляющего дарованным от Господа так, как свойственно доброму и верному приставнику. За такое доброе распоряжение мы получим великую награду и удостоимся обетованных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 38.   " Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь " (Быт. 16:1).   Твердость веры Аврама при продолжающемся неплодстве Сары. Разумная и благородная забота последней о том, чтобы не умереть бездетными. Для чего указано число лет сожития Сары с Аврамом в то время, когда она дала ему в жену Агарь? Почему Господь медлит иногда исполнением наших прошений? Пример истинного супружеского союза. Явление Ангела Агари в пустыне. Увещание слушателей к терпеливому и кроткому перенесению скорбей и единодушию в семейной жизни.   1. Нынешнее чтение опять призывает нас к беседе о том же праотце (Аврааме).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010