(12) Сон нападе на Аврама. Как сон напал на Авимелеха (Быт.20:3), так напал сон и на Аврама, когда Бог явился ему, заключил с ним завет; изрек, что десять народов будут в рабстве у семени его, и что вся земля, от реки египетской до Евфрата, отдана будет в наследие семени его. Глава 16 В тот же год Сара, видя свое неплодство, сказала Авраму: (2) се заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей; от нее, может быть, получу я утешение. И поелику не успокоилась Сара, хотя Аврам и медлил исполнить совет ее; то, как написано, послуша Аврам гласа жены своей, и Сара дала ему Агарь Египтянку, данную с прочими рабынями Фараоном в тот день, когда взял ее к себе в жену. Когда же Агарь зачала; тогда стала пренебрегать госпожу свою, думая, что ее семя войдет в землю обетования, и получит ее в наследие. Сара могла бы обуздать кичливость Агари; но поелику видела, что бывшая дотоле рабою, с того времени, как отдала ее мужу своему, разделила ложе его, то не укоряет наложницу Аврамову, чтобы не нанести бесславия самому Авраму. Однако же сказала ему: (8) обида ми от тебе. Я не променяла тебя на царя, ты же предпочел мне ныне рабу. Агари следовало благодарить меня за то, что услышана молитва моя, и зачала она, потому что я дала ее тебе, чтобы получить мне от нее утешение; но она, за сделанное ей мною добро, воздает мне злом, в глазах всех рабынь наносит мне жестокое оскорбление. Агарь, надеявшаяся на Аврама, когда увидела, что отдал ее в руки госпоже, которую укорила она, убоялась и бежала. Но сретил ее Ангел, и сказал ей: (9) возвратися к госпоже твоей, и покорися под руку ея. (10) Умножится семя твое, и не сочтется от множества. (11) Яко услыша Господь смирение твое; если ты готова возвратиться и служить госпоже своей. И родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил. (12) Сей будет онагр между людьми, потому что поселится в пустыне, и как онагр, не будет в мире с людьми; руце его на всех, то есть на расхищение всех; и руки всех на него. Поелику он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. И на пределах всея братии своея, то есть сынов Сары и Хеттуры, вселится; потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1080...

Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храмине. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: «Изыди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и произведу от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские». И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам Лота, племянника своего; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона – Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: «Потомству твоему дам землю эту». И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харрана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: «Войди к рабе моей». И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и нарекла имя ему Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезал его Авраам на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, а назвав своим народом, отделил его от других. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Якова. Исав же был лжив, а Яков – праведен. Этот Яков работал у своего дяди семь лет, добиваясь его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван – дядя его, сказав: «Возьми старшую». И дал ему Лию, старшую, а ради другой сказал ему: «Работай еще семь лет». Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же, когда ему было 130 лет, пошел в Египет вместе со всем родом своим, числом 65 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бесплодие всегда считалось между евреями поношением (сравни настоящее место и многие подобные места Ветхого Завета с Лк. 1:25 ), а плодородие означало особое благословение Божие ( Втор. 7:14 ). Очень естественно, что молодая женщина, гордая своим зачатием, забылась перед Сарой и оскорбила её. Быт. 16:5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Сара наказана за своё нетерпение: она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорее исполнилось обетование, и теперь чувствует, что в доме (вероятно, вследствие привязанности Аврама к Агари) восстаёт новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всём теперь обвиняет Аврама и упрекает его за то, что Агарь забылась перед ней. Эта обрисовка женщины тех древних времён, как и вся эта картина нравов, есть интереснейший документ жизни древнейших народов, в которой особенно замечательно значение женщины далеко высшее, чем при последующем развитии древнего общества. «Господь (Иегова) пусть будет судьёю», т. е., как объясняет м. Филарет, «ты вооружаешь служанку против меня излишним снисхождением». Быт. 16:6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. М. Филарет делает следующее замечание: равнодушие Аврама «удивительно. Он не вступается за Агарь, которая уже носит в себе его семя, ниже укоряет Сару, которая сама избрала и возвысила гордую рабыню. Он воздаёт справедливость оскорблённой супруге, предавая в волю промысла судьбу своего семени. Может статься, поведение Агари давало ему разуметь, что плод её не будет предметом особенного благословения Божия» (стр. 50 11 изд. 1835). Сара обошлась с Агарью сурово, как переводит и м. Филарет, и Английская Библия. Раздражённая и, вероятно, ревнующая жена обходится с Агарью не как со второй женой Аврама, а как с рабыней. Быт. 16:7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И взял Авраам племянника своего Лота; этот Лот был ему и шурин, и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона — Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: «Потомству твоему дам землю эту». И поклонился Авраам Богу.    Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харрана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: «Войди к рабе моей». И взяла Сара Агарь, и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари, Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом; Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара, и родила сына, и нарекла имя ему Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезали его на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, а назвав своим народом, отделил его от других. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет, и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Иакова. Исав же был лжив, а Иаков — праведен. Этот Иаков работал у своего дяди семь лет, добиваясь его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван — дядя его, сказав так: «Возьми старшую». И дал ему Лию, старшую, а ради другой сказал ему: «Работай еще семь лет». Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи, Иаков же, когда ему было 130 лет, отправился в Египет, вместе со всем родом своим, числом 65 душ. Прожил он в Египте 17 лет и умер, а потомство его находилось в рабстве 400 лет. По прошествии же этих лет усилились евреи и умножились, а египтяне притесняли их как рабов. В эти времена родился у евреев Моисей, и сказали волхвы египетскому царю: «Родился ребенок у евреев, который погубит Египет». И тотчас же повелел царь всех рождающихся еврейских детей бросать в реку. Мать же Моисея, испугавшись этого истребления, взяла младенца, положила его в корзину и, отнеся, поставила ее подле реки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Итак, говорит, поелику " Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " . Знаю, что я причиной бесплодия (твоего); поэтому не хочу тебя лишать утешения (иметь детей). А может быть, Сара подозревала, что не в ней одной, но и в муже была причина бесплодия, почему, желая на самом деле в том удостовериться, и узнать, себе ли одной она должна приписывать бесплодие, она уступает свое место рабыне и приводит ее на свое ложе. " Послушался " , сказано, " Авраам слов Сары " . Велика мудрость праведного! Как прежде я говорил это, так и теперь скажу: не он первый захотел этого, хотя был уже в глубокой старости, но, приняв совет от Сары, он охотно послушался ее, показывая тем, что решился на это не просто по страсти, и не по влечению похоти, но чтобы оставить по себе потомство. " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле " Ханаанской, " и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену " (Быт.16:3). Заметь точность Писания. Чтобы показать нам, что он не тотчас же после слов, которые сказала ему Сара, приступил к исполнению (ее совета), оно говорит: " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку " . Писание как бы то показывает нам, что он решился на это дело только потому, что желал утешить свою жену и исполнить ее совет. А чтобы ты ясно познал целомудрие и чрезвычайное воздержание праотца, говорит (Писание): после того как она прожила десять лет с Авраамом мужем своим в земле ханаанской. Не без причины Писание обозначило время, а для того, чтобы мы могли видеть, сколько лет праведный терпел и благодушно переносил бесплодие, и, будучи выше всякой страсти, показывал великое целомудрие. Мало того, эти слова – " по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле Ханаанской " – Писание присовокупляет для того, чтобы мы узнали отсюда и нечто другое. Не все время их сожития (Писание) теперь обозначает нам, а только время, проведенное ими в земле ханаанской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он (Аврам) вошёл к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала пренебрегать госпожой своей. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виноват; я отдала служанку мою в недро твоё; а она увидев, что зачала, стала пренебрегать мной; пусть будет судить Господь между мной и тобой. И сказал Аврам Саре: вот служанка твоя в твоих руках: делай с ней, что тебе угодно. И стала Сара притеснять её, а она убежала от неё. И нашёл её Ангел Господень... и сказал ей... возвратись к госпоже твоей, и покорись под руки её“. Из дальнейшей истории видно, что когда у Сарры родился и вырос сын Исаак иногда „увидела Сара, что сын Агари Египтянки, рождённый ей Аврааму, насмехается“ над Исааком, то она сказала мужу: „выгони эту рабыню и сына её; потому что не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком“ ( Быт.21:9–10 ). – Из приведённого библейского повествования мы видим, что Сарра, во-первых, даёт своему мужу рабыню вместо себя, в надежде на потомство от Авраама через рабыню; во-вторых, будучи недовольна своей —306— служанкой, она однако не продаёт её, что всего естественнее было бы ожидать в данном случае от мстительной Сарры, а только притесняет её, злоупотребляя правами госпожи и в третьих, выгоняет Агарь вместе с её сыном Измаилом из дому, очевидно вопреки действовавшим тогда постановлениям о наследстве, почему Авраам неохотно уступает Сарре ( Быт.21:11 ст.). Нельзя не видеть соотношения между приведёнными библейскими фактами 1485 и упомянутым вавилонским законом: последний очевидно имел в виду подобные же факты, о которых повествуется в Библии; – с другой стороны, патриархи в подобных фактах, очевидно, руководились принципами и нормами социальной жизни, тождественными с упомянутым законом Гаммураби. Разница между свидетельством Библии и данными кодекса Гаммураби только в том, что, тогда как у вавилонян упомянутые социальные отношения были уже регламентированы, получили форму закона, среди еврейского же племени патриархальной эпохи в подобных фактах руководились ещё обычаем, который, правда, имел всю силу законности, как можно видеть из характера библейского повествования („пусть будет судить Господь между мной и тобой“, говорит Сара Авраму...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому-то, после всего, прежде сказанного (об обетованиях Божьих Аврааму), говорит Писание: " но Сара, жена Аврамова, не рождала ему " , дабы ты узнал, что после столь великих обетований ничего особенного с ним не случилось, а между тем бесплодие Сары и мертвенность ее утробы были таковы, что могли возбуждать в праведнике великое сомнение. Но праотец уже не взирал на препятствия со стороны природы, и, зная премудрость Господа, Который, как Творец природы, может открыть пути и в непроходимых местах, Авраам, как благородный домочадец, не исследовал, как это будет, но предоставил неисследимому Его промыслу и веровал Его слову. Потому-то сказано, что " Сара " , и после таких обетований, " не рождала ему. У нее была служанка Египтянка, именем Агарь " . И здесь не без причины божественное Писание упоминает нам о рабыне, но, чтобы мы знали, откуда она (взята), прибавляет: " египтянка " . Этим Писание возвращает нас к прежней истории, и дает видеть, что рабыня была из числа тех, которых отдал Саре фараон, когда подвергся за нее отмщению от Бога всяческих, и что Сара взяла с собой эту рабыню, возвращаясь (в землю ханаанскую). С такой целью божественное Писание сделало нам известным и имя, и род ее (рабыни). Примечай же теперь рассудительный ум Сары, необыкновенную ее скромность, невыразимую кротость и послушание (праотцу). " И сказала Сара Аврааму " в земле Ханаанской: " вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " (Быт.16:2). Смотри, какое благодушие в этой жене: она ничего не сказала подобного тому, что после Рахиль говорила Иакову: " дай мне детей, а если не так, я умираю " (Быт.30:1). Но что говорит (Сарра)? " Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать " . Так как, говорит, Создатель естества сотворил меня бесплодной и лишил способности рождать детей, то чтобы ты, дожив уже до глубокой старости, по причине моего бесплодия, не остался совсем бесчадным, " войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Хотя бы кто был патриарх, хотя бы пророк, хотя бы апостол, им говорится у Господа Спасителя: аще вы лукави суще, умеете деяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у него ( Мф. 7, 11 )? Далее и Авраам, которому сказано: буди безпорочен, в сознании своей слабости, пал ниц на землю. И когда Господь сказал ему: «Сараи 20 жена твоя не будет называться более Сараи, но Сара будет имя ее, и дам тебе от нее сына и благословлю его и будет в языки, и цари народов от него будут», то непосредственно присовокупляется: и паде Авраам на лице свое, и посмеяся, и рече в мысли своей, глаголя: еда столетнему мужу родится сын; еда и Сара девятидесяти лет сущи родитъ; Рече же Авраам к Богу: Исмаил сей да живет пред тобою. Рече же Бог ко Аврааму: во истину, се Сара жена твоя родит тебе сына и наречеши имя ему Исаак, и прочее ( Быт. 17, 15 и след.). А ведь слышал он от Бога: аз есмь Бог твой, благоугождай предо мною и буди непорочен ( Быт. 17 1): почему же он не поверил обетованию Божию, а посмеялся в сердце, думая что он укрывается от Бога, и не дерзая смеяться открыто? Потом, представляя причины неверия, говорит в сердце своем: как возможно, чтобы столетний от девяностолетней жены родил сына? Да живет, говорит, Исмаил пред тобою, – Исмил, которого Ты уже дал мне; не прошу трудного и довольствуюсь полученным благодеянием. Обличая его в тайном ответе, Бог говорит: воистину. Смысл этого такой: исполнится то, чего, по твоему мнению, не будет; Сара жена твоя родит тебе сына, и прежде чем она зачнет, прежде чем он родится, Я нареку имя дитяти: вследствие заблуждения твоего, по которому ты тайне посмеялся, сын твой будет Исаак, получит имя смеха. А если думаешь, что чистые сердцем видят Бога в мире сем, то почему Моисей, прежде говоривший: видех Бога лицем к лицу и спасеся душа моя ( Быт. 32, 30 ), впоследствии молится, чтобы видеть Его мысленно? И говоривший, что он видел Его, слышит от Господа: не можешь видети лица моего: не бо узрит человек лице мое, и жив будет ( Исх. 33, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Быт.15:5 И вывел его на двор и сказал ему: посмотри на небо, и сочти звезды, если можешь сосчитать их. И сказал: таково будет семя твое. Быт.15:6 И поверил Аврам Богу, и это вменилось ему в праведность. Быт.15:7 Сказал же ему: Я Бог, изведший тебя из страны халдеев, чтобы дать тебе землю сию в наследие. Быт.15:8 А он сказал: владыко Господи, как узнаю, что наследую ее? Быт.15:9 И сказал ему: возми мне телицу трехлетнюю, и козу трехлетнюю, и овна трехлетняго, и горлицу, и голубя. Быт.15:10 И взял для Него все это, и разсек их пополам, и положил их друг против друга, птиц же не разсекал. Быт.15:11 И налетели птицы на тела, разсеченные пополам; но сидел при них Аврам. Быт.15:12 При захождении же солнца изступление объяло Аврама, и вот страх мрачный великий нападает на него. Быт.15:13 И сказано Авраму: ведая ведай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и озлобят его, и поработят их, и смирят их четыреста лет. Быт.15:14 Народ же, которому они послужат, судить буду Я; и после сего выдут сюда с имуществом великим. Быт.15:15 А ты отойдешь к отцам твоим с миром, погребенный в старости доброй. Быт.15:16 В четвертом же роде возвратятся сюда; ибо еще не восполнились грехи аморреев теперь. Быт.15:17 Когдаже солнце закатилось; явился пламень, и вот печной дым и огненные светочи прошли между оными разсечениями. Быт.15:18 В день сей установил Господь Авраму завет, говоря: семени твоему дам землю сию от реки Египта даже до великой реки Евфрата: Кенеев, и Кенезеев и Кедмонеев, Быт.15:20 и Хеттеев, и Ферезеев, и Рафаинов, и Аморреев, и Хананеев (и Евеев), и Гергесеев и Иевусеев. Глава 16 Быт.16:1 А Сара жена Аврама не раждала ему. Но была у ней служанка египтянка, которой имя Агарь. Быт.16:2 И сказала Сара Авраму: вот заключил меня Господь, чтобы не раждала я; итак войди к служанке моей, да буду иметь детей от нея. Послушал же Аврам голоса Сары. Быт.16:3 И взяв Сара, жена Аврама, Агарь египтянку, свою служанку, после десятилетнего пребывания Аврама в земле ханаанской, и дала ее Авраму мужу своему в жену ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт.16:3 . И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте ( Быт. 25:6 ); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга. Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары Быт.16:4 . Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости ( Быт. 24:60 ; Исх. 23:26 ; Втор. 7:14 ); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье ( Быт. 30:1, 23 ; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой. Быт.16:5 . И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов). Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. «Слова души огорченной! – говорит Иоанн Златоуст : и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010