Вскоре царь Эламский (Кедорлаомер) 77 , со своими союзниками, напал на города в долине Иорданской (Содом, Гоморру, Адму, Севоим и Белу), разграбил их и жителей увел в плен, в том числе и Лота. Аврам, услышав об этом, взял 318 рабов своих и со своими союзниками пошел вслед за неприятелями, напал на них ночью, разбил их и возвратил Лота, народ и разграбленное имущество. Когда он возвращался с победой, царь Содомский вышел ему навстречу, а Мелхиседек, царь Салимский 78 и одновременно священник Бога Всевышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его именем Божиим. Аврам дал ему десятую часть из добычи ( Быт. 13:5–18, 14 ). Аврам, живя на чужой земле, среди хананеев, которые завидовали его богатству и славе, боялся их. Бог явился ему ночью в видении и сказал: «Не бойся, Аврам! Я твоя защита, награда твоя весьма велика». Потом, указав на звезды, возвестил ему: «Столько будет у тебя потомков». Аврам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность. В следующий день, по повелению Божию, Аврам, готовясь вступить в завет с Богом, рассек пополам жертвенных животных и положил части их одну против другой. Налетели хищные птицы, но Аврам отгонял их. При захождении солнца напал на Аврама крепкий сон, ужас и мрак; Бог явился ему и сказал: «Знай, что потомки твои будут пришельцами земли не своей и в рабстве четыреста лет 79 . После сего они выйдут сюда с большим имуществом». Ночью между рассеченными животными прошел дым, как бы из печи, и пламя огня. В образе пламени Бог вступил с потомством Аврама, которое представлялось в виде дыма, в завет о том, что земля Ханаанская будет отдана ему 80 ( Быт. 15 ). Сара не рождала детей и поэтому предложила Авраму взять в супружество служанку свою, египтянку Агарь. Аврам послушался Сары. Агарь, став женою его и видя, что скоро будет матерью, стала презирать Сару. Сара, с позволения Аврама, стала смирять ее. А она убежала. На пути явился ей Ангел, велел возвратиться к госпоже своей и обещал ей сына Измаила (услышит Бог) и многочисленное потомство. Агарь возвратилась к Авраму и родила Измаила 81 ( Быт. 16 ). Бог подтверждает завет Свой с Аврамом, дает новое имя ему и Саре. Обрезание (3493 год от сотворения мира, 2016 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Глава 12 Быт.12:4 . «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана». Возникает неразрешимый вопрос: если Фара, отец Авраама, всё ещё находясь в земле Халдейской, в 70 лет родил Аврама, а затем умер в Харране в 205 лет, то каким образом теперь, после смерти Фары, упоминается, что, выходя из Харрана, Аврам был 75 лет, когда получается, что от рождения Аврама до смерти его отца прошло 135 лет? Таким образом, верно предание евреев, о котором я сказал выше, что Фара вышел со своими сыновьями из «огня халдейского» и что Аврам, находясь среди вавилонского огня за то, что не пожелал ему поклониться, был освобождён благодаря Божьей помощи; и с того времени, когда он исповедал Господа, презрев халдейских идолов, исчисляются дни его жизни и возраст. Но, поскольку Писание оставило это неопределённым, может оказаться, что Фара, выйдя из Халдеи, пришёл в Харран за несколько лет до смерти. Или он в действительности пришёл в Харран сразу после гонений и там задержался несколько дольше. Итак, если кто-либо не согласен с вышеизложенным, то пусть найдёт другое решение, и тогда ему будет прилично отвергнуть сказанное мной. Быт.12:9–10 . «И отправившись, Аврам ушёл в пустыню. И был голод на земле». И в этом, и во многих других местах взамен слова «пустыня» в еврейском тексте написано «к югу». Вот что нам следует здесь отметить. Быт.12:15–16 . «И увидели её вельможи фараоновы и похвалили её перед фараоном, и ввели её в дом фараонов; и он поступил с Аврамом хорошо ради неё; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и мулы, и верблюды». Хотя тело святых жён оскверняется не насилием, а самопроизвольным стремлением, и Сару можно извинить за то, что во время голода, оставленная одна, оказавшаяся в незнакомых ей царских чертогах, при попустительству мужа она не могла сопротивляться, однако можно найти и другое извинение этому навлекающему позор вынужденному поступку. Согласно Книге Эсфири, у древних если какая-то женщина понравилась царю, то её сначала шесть месяцев натирали миртовым маслом и шесть месяцев украшали различными красящими веществами, и она жила, окружённая заботой служанок, и лишь затем вводилась к царю (ср.: Есф. 2, 12 ). И в данном случае может быть так, что Сара, после того как она понравилась царю, пока в течение года подготавливался её вход в царскую спальню, а фараон тем временем щедро одаривал Авраама, но затем был поражён Господом, – Сара вплоть до этого момента была сохраняема от сожительства с фараоном. Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Да того ради Господь Богъ начи сво апостолы, како вел(л.66б)шеть имъ вру проповдахе «âtäà» ти въ странахъ и начити зыкы. Почему Мелхиседек назван священником Бога Всевышнего? Каковы жертвоприношения Мелхиседека? Что он принёс Авраму? Не то ли, что и Господь наш Иисус Христос на [Тайной] вечери предал своим апостолам, сказав: «Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, предаваемое за вас во оставление грехов». И ещё Он сказал: «Пейте: сие есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за вас во оставление грехов»? 672 Наш Господь сказал это своим апостолам, так как Ему должно пострадать за мир, и дал им бескровную жертву, как и Мелхиседек приносил в жертву Богу хлеб и вино. Об этом говорил и великий Павел: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:6 ). Теперь по поводу слов Господа «сие есть [Кровь Моя] Нового Завета». В те времена иудеи приносили в жертву агнцев и козлят. Господь потому и сказал «сие есть Новый Завет », что пожелал распять своё Пречистое Тело на кресте и пролить за мир свою честную Кровь во отпущение грехов верующим в Него. Ради этого Господь Бог научил своих апостолов, как Он велит им проповедовать веру среди язычников и научить народы. Авраамъ же, рече, бысть бещада; Сарра же, жена рече «се бо заключена не ражати, но влзи бо къ роб Агари и заченеши сынъ соб». Сарра же, Агарь, въдасть ю Аврааму. Агарь же заченьши Авраама сынъ и нарече им Измаилъ. Авраам же тогда б лтъ п и Аврам, как сказано, был бездетен. «Сара, его жена, сказала ему: „Вот, я заключена, чтобы не рождать; войди же к служанке моей Агари и зачни себе сына”. Сара, взяв Агарь, дала её Авраму. Агарь, зачав от Аврама, [родила] сына и нарекла имя ему Измаил. Авраму тогда было 86 лет» ( Быт. 16:2–4, 15–16 ). И рече Господь Богъ ко Авраам: «обржеть же всь вашь мужьскъ полъ плоть коньчню вашю: и будеть въ завт межи мною и вами и межи племенемь твоимъ и мъладеньци вашими, во и  день обржеть всь мжескъ полъ въ род вашемь, домачадець и купленыи, сына, и не иже нсть род да обржетс домачадець же и купле(л.66в)ныи дому и будеть завтъ мои на плоти вашеи въ завтъ вчныи; необрзаныи же мужескъ полъ, иже не бржеть си плоти коньчьны въ день и , и погубитьс душа та рода ко завтъ мои расыпа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Если бы Господь сказал: «Нарушил этот завет Мой», тогда было бы необходимо разуметь, что говорится об обрезании Но так как Он не сказал, какой именно завет нарушил младенец, то этим дается понять, что это сказано о том завете, нарушение которого может относиться и к младенцу. Если же кто-либо будет настаивать, что это сказано именно об обрезании — что младенец нарушил только относительно его завет Божий, потому что не обрезан, — то пусть он отыщет какой-нибудь такой оборот речи, в котором бы без особой несообразности выражалась мысль, что младенец потому нарушил завет, что он нарушен хотя и не им, но в нем. Но и в этом случае следует принять в соображение, что душа необрезанного дитяти, неповинная в личной небрежности, не подвергалась бы несправедливой гибели, если бы не была повинна в первородном грехе. Глава XXVIII. О перемене имен Авраама и Сарры, которые, будучи неспособны одна по неплодию, а другой по старости, к рождению, получили дар плодородия    Итак, когда было дано такое великое и такое вразумительное обетование Аврааму, которому яснейшим образом было сказано: «Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я благословлю ее (Сарру), и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее», — обетование ныне на наших глазах исполнившееся во Христе, то вслед за тем эти супруги в Писании уже не называются, как назывались прежде: Аврам и Сара, но так, как называли мы их с самого начала, руководствуясь их общепринятыми именами: Авраам и Сарра. Причина перемены имени Авраама прямо оговаривается: «Я сделаю тебя отцом множества народов». Имя Авраам, следовательно, имеет именно это значение. Аврам же, как он назывался прежде, в переводе значит: высокий отец. Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя Сара в переводе значит: госпожа моя, а имя Сарра — сила.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

За этими словами скрывается то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя! Мы не знаем, как бы мы повели себя в экстремальной ситуации. И Аврам не знал, как поведет себя Сара в Египте, согласится ли она спрятаться в сундук, потом назваться сестрою, рискуя быть разоблаченной. Когда Аврам увидел ее готовность всецело подчиниться ему, – а Сара, кстати, называла своего мужа «господином» ( Быт. 18:12 ), – то для него открылись новые качества этой женщины, ее духовная красота, которая проявлялась в безоговорочном послушании мужу… Поэтому он и сказал: «вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом». В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Саре: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3:3–6 ). Итак, в 13-й главе говорится о том, как Аврам с Лотом возвращаются из Египта, расходятся в разные стороны, Бог повторяет свои обетования Авраму, Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там жертвенник. И мы читаем 1-й стих: « И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг » ( Быт. 13:1 ). Как я уже вам пояснял, если в Библии кто-то уходит со Святой земли – то там сказано, что он «спустился», «сошел». А когда возвращается к Святой земле, говорится: он «поднялся», «взошел»… Так и в этом случае. «Итак, Авраам ушел оттуда, взяв с собой жену свою Сару, то есть главную, а не рабыню. Поэтому и сказано ему: слушай жену твою Сарру. Ведь та, которая освободилась от рабства грехов, получает главенство, а не рабство. Следовательно, крепкий ум берет с собой главную добродетель, то есть неопытную в телесных чувствах, которая не подчиняется им, все унесла с собой из Египта и ничего не оставила там из своих наук. Этот ум не окрашен неумеренностью, надменностью или бесчестной разнузданностью, но покрыт ревностным воздержанием и облечен в платье стыдливости» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И Аврам, опасаясь за целомудрие своей супруги, обращается к ней со словами предостережения: …ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых (Быт. 12, 11–12). Вот здесь опять промах Аврама – за это придется отвечать! Наступит момент, когда государственная политика Египта провозгласит: «Мальчиков бросать в Нил, и только девочек оставлять, чтобы они становились египтянками!» – Аврам и есть первый верующий человек, который подвергнул собственную жену подобному испытанию. «Здесь Авраам оказался человеком, подлежащим немощам и как бы сомневающимся в Божией защите. Но сие сомнение и боязнь проявились в нем по Божьему попущению для большего обнаружения попечения Бога о Его рабах и скорого и сильного их защищения» . Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних иудеев была пословица: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иер. 31, 29). Пророки из уважения к отцам осуждали эту пословицу. Но Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо (Блаженный Августин). Так и в этом случае! Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным. Есть опасность, когда семейных людей тянет отдыхать в религиозно чуждом для нас окружении (и они сходят с территории Святой Руси). Блаженный Иероним настаивает на том, что Сара таким переселением была поставлена в очень опасное положение из-за такой кризисной семейной политики Аврама: «Оказавшаяся в незнакомых ей чертогах, при попустительстве мужа она не могла сопротивляться…» ; «Сара была отведена в дом царя (т. е. фараона – О.С.), чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет» .

http://pravoslavie.ru/99493.html

И в эту бездну греха Господь посылает Своего праведника, чтобы он свидетельствовал о силе Того, Кого забыли потомки Мицраима и предания о Котором составляли самую великую тайну жрецов. Когда же он приближался к Египту, то сказал Сарре, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя». «Авраам сказал сие как человек, – пишет прп. Ефрем, – а Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет». И, как добавляет Златоуст, Авраам сказал это, будучи одержим страхом смерти, которая в то время была еще в полной силе. «Да, лицо смерти было еще страшно: еще не были сокрушены медные врата, еще не было притуплено ее жало». К слову сказать, опасения Авраама за свою жизнь не были пустыми. Найдено описание одной истории Древнего Царства, когда к фараону приводят красивую женщину, и он приказывает казнить ее мужа. Думаю, что Авраам знал это повествование и справедливо боялся похотливости египтян. «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». Фараоном, к которому приходил Авраам, был Пиопи (6 династия). Это был последний правитель эпохи Древнего царства, умерший во время гибели Содома. При раскопках Библоса, погибшего вместе с проклятыми городами от страшного землетрясения и пожара, в слоях пепла содержатся предметы с именем Пиопи. Независимым подтверждением этого является предание, сообщающее имя этого правителя. Иосиф Флавий называет его в одном месте Нехао, а в другом Фараотом. Другие иудейские писатели называют его Рикайоном или Ракайоном, добавляя, что он вышел из Сеннаара и достиг царского достоинства силой и обманом. Малала называет его по имени Нарахо.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И когда после захода солнца наступила тьма, дым и пламя огня прошли между рассеченными животными – в знак того, что Бог так же един с Аврамом, как были одним целым тела животных при их жизни. И Господь заключил завет с Аврамом, обещав отдать ему всю землю Ханаан. Явление Бога на заходе солнца символизировало воплощение Единородного Сына при наступлении конца времен, ведь с пришествием Христа наступил вечер мира. Но, несмотря на обещание Бога, жена Аврама Сара оставалась бесплодной, и тогда она сама дала ему в жены египтянку Агарь. Та забеременела и стала презирать Сару, а Сара в ответ стала притеснять ее. Обиженная Агарь убежала в пустыню, где ее встретил Ангел Господень, вечный Вестник Бога Отца, повелевший ей вернуться обратно. Он обещал умножить потомство ее и обещал, что сын, рожденный ею, будет жить как дикий осел перед людьми, сражаясь со всеми, и все будут сражаться с ним. Тогда Агарь воскликнула: «Ты Бог видящий меня... точно я видела здесь в след видящего меня» ( Быт. 16, 13 ). Она возвратилась к Саре, и, как предсказывал Бог, у нее родился сын Измаил, предок многих арабских племен. Его потомком был Мухаммед, основатель ислама , на котором исполнилось пророчество Бога о всеобщей войне, которую будет вести измаильтяне против духовных детей Аврама – христиан. Когда Авраму было 99 лет, Господь вновь явился ему и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17, 1 ). Аврам, падши, поклонился Богу. Тогда Бог возобновил с ним завет и поменял ему имя в знак перемены его судьбы: «Ты будешь отныне не Аврамом («отцом высоты»), а Авраамом («отцом множества»), ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И цари произойдут от тебя, и заключу завет Мой с семенем твоим, завет вечный, так что Я буду Богом твоим и твоих потомков». И как знак завета, Бог повелел Аврааму и всем его домочадцам совершить обрезание крайней плоти, что он тотчас и сделал. Каждый его потомок должен быть обрезан в восьмой день, обрезание было символом веры в приход обещанного семени Авраама, Христа. Он введет верных в вечный восьмой день Царства своего через духовное обрезание – Крещение. В нем отрезается не часть тела, а грех, наросший на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И он прославил Его, и нарек имя этому празднику – праздник Господень, и радовался радостию, которая была приятна Всевышнему Богу. И мы благословили его вовек и все его семя после него на все роды земли, ибо он праздновал тогда этот праздник по свидетельству небесных скрижалей. Посему на небесных скрижалях определено для Израиля, чтобы они праздновали праздник кущей в течение семи дней с радостию, в седьмой месяц, дабы это было приятно Господу, в вечный закон для родов их, на все века и годы; и нет для сего установления конца Дней, но навек определено относительно Израиля, чтобы они праздновали его, и жили в кущах, и полагали венки на свои головы. И как они берут от ручья покрытую листьями ивовую ветвь, так брал и Авраам сережки от пальмовых ветвей 51 и хорошие древесные плоды, и обходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника семь раз в день, и утром он восхвалял и благодарил Бога своего за все с радостию. XVII. И в первый год пятой седмины этого юбилея Исаак был отнят от груди, и Авраам сделал большой пир на третий месяц, в день, когда сын его Исаак был отнят от груди. И Измаил, сын египтянки Агари, был пред лицем отца своего Авраама на своем месте. И Авраам радовался и прославлял Бога, что он увидел от себя сыновей и не умер без сыновей. И он вспомнил слово, как Он говорил с ним в тот день, когда Лот отделился от него. И он радовался, что Бог дал ему семя на земле, чтобы получить в наследие страну. И он прославил громким голосом Творца всех вещей. И когда Сара увидела Измаила, как он был весел и плясал и что даже Авраам радовался при этом, то почувствовала зависть при взгляде на Измаила и сказала Аврааму: «Выгони эту служанку и ее сына; сын этой служанки не должен наследовать с моим сыном Исааком». И это показалось неприятным Аврааму ради его служанки и его сына, что он должен выгнать их от себя. И Господь сказал Аврааму: «Не нужно тебе огорчаться из-за отрока и рабыни; все, что сказала тебе Сара, послушайся ее слова и исполни его, ибо в Исааке наречется тебе имя и семя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Интересная история, не правда ли? Только что мы восхищались верой и благочестием праведника, и вдруг из-за голода Аврам направляется в Египет. И у нас возникает такая мысль: «Праведник, муж веры, мог бы и попоститься». А тут еще и ситуация с Сарой обостряет обстановку. Жене своей Аврам говорит: «Скажи, что ты моя сестра». Представляю, что ответила бы современная эмансипированная женщина! «Я за кого замуж вышла?! Ты муж или…» и тому подобное. А Сара, к нашему удивлению, соглашается. Правда, она действительно была кровной родственницей Аврама. В древности такие браки разрешались, и в них рождались здоровые дети, так как греховная природа человека не накопила еще, можно сказать, столько испорченности. Заметим: в то время статус жены был выше, чем статус сестры. Тем не менее Сара соглашается сказать, что она сестра. Разберемся во всем этом по порядку. Почему Аврам из-за голода принимает решение «сойти в Египет»? Будем помнить, что Аврам не отшельник, не пустынножитель. Он патриарх, он ведет народ в Ханаан – прообраз Царствия Божия. Был бы он один, мог бы и потерпеть голод, но он ответственен за людей и не хочет подвергать их опасности голодной смерти. Сошествие Аврама в Египет – это прообраз сошествия Христа в ад Сошествие Аврама в Египет – это прообраз сошествия Христа в ад. Египет в Библии – прообраз ада. И то, что Аврам мог быть убит за жену, но остался жив, указывает на тайну смерти и воскресения Христа: «Предан будет смерти Христос, и не будет» (Дан. 9: 26). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3: 18–21). Теперь несколько слов о ситуации с Сарой. Можно сказать, что Аврам проявил некое малодушие, прося ее выдать себя за его сестру. Так какой же мы, современные христиане, найдем здесь образ для подражания? А ведь я выше приводил уже слова апостола Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам…» (1 Кор. 10: 11). Но прочтем далее – 12-й стих – и получим ответ, что полезного для нас, для нашего спасения можно найти в этой библейской истории. Это очень важные слова: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10: 12).

http://pravoslavie.ru/102821.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010