«Может быть, я буду иметь детей от нея» 23 . С этими словами она сама передала служанку своему супругу. Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою высокой цели, но он не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастьем: раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница Еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она приходит к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: «В обиде моей ты виновен…; Господь будет судить меня с тобою» 24 . Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: «Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» 25 . Ревность сделала Сару жестокой. Без жалости к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью, она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом 26 , как вдруг слышит нечеловеческий голос: «Агарь, раба Сарина! откуда ты пришла? и куда идешь»? «Я бегу от лица Сары, госпожи моей» 27 . Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им. «Возвратись к госпоже своей, и покорись ей» 28 . Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. «Вот, ты беременна, говорил ей Божественный вестник, и родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил 29 ; ибо услышал Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Немедленно ведь по пришествии в землю ханаанскую он услышал: " потомству твоему дам землю сию " ; и вот, в продолжение стольких лет и сам он оставался бездетным, и бесплодие Сары увеличивалось. " И дала " (Сарра), сказано, " Агарь Аврааму, мужу своему, в жену " (Быт.16:3).   4. Смотри, какое еще в древние времена было любомудрие, как и мужи были воздержны и имели великое попечение о целомудрии, и жены далеки были от ревности. Писание с намерением постоянно говорит: " и взяла Сара, служанку свою, Агарь " ; и опять: " дала ее в жену " , – чтобы ты видел, как бесстрастно у них происходило это дело, и какое у них было любомудрие. " Он вошел " , сказано, " к Агари, и она зачала " (Быт.16:4). Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их бесплодия, а в ее собственном бесплодии: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женского пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. " И увидев " , сказано, " что зачала, она стала презирать госпожу свою " . Таков обычай рабов: получив малое счастье, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этой рабой. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но, возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа. Что же Сарра? " И сказала " , сказано, " Аврааму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьей между мной и между тобой (Быт.16:5). Заметь здесь неизреченное терпение праведника и чувство чести, какое он показал в отношении к Сарре, когда стал просить у нее прощения при столь неразумном ее обвинении. В самом деле, та, которая своими руками передала мужу рабыню и сказала: " войди к рабе моей " , та, которая сама добровольно побуждала его к этому житью, теперь, переменив мысли, говорит: " в обиде моей ты виновен " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою ради высокой цели, но не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастием; раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она пришла к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: “В обиде моей ты виновен Господь пусть будет судьею между мною и между тобою” ( Быт 16:5 ). Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: “Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно” ( Быт 16:6 ). Ревность сделала Сару жестокою к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью; она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом ( Быт 16:14 ), как вдруг слышит не человеческий голос: “Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?” – “Я бегу от лица Сары, госпожи моей” ( Быт 16:8 ). Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им ( Быт 16:9 ). Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. “Вот, ты беременна”, говорил ей Божественный вестник, “и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил 6 , ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих” ( Быт 16:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою ради высокой цели, но не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастием; раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она пришла к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: “В обиде моей ты виновен Господь пусть будет судьею между мною и между тобою” ( Быт.16:5 ). Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: “Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно” ( Быт.16:6 ). Ревность сделала Сару жестокою к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью; она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом ( Быт.16:14 ), как вдруг слышит не человеческий голос: “Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?” — “Я бегу от лица Сары, госпожи моей” ( Быт.16:8 ). Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им ( Быт.16:9 ). Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. “Вот, ты беременна”, говорил ей Божественный вестник, “и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил 7 , ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих” ( Быт.16:11–12 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Но не звучали ли новые имена как насмешка? Как может быть «отцом множества» старик, у которого есть только один сын от наложницы? Казалось бы, давно пора было потребовать от Бога какого-то исполнения всех этих бесконечных обещаний. Авраам ведь уже стольким пожертвовал – так где же награда? У него уже был Измаил, сын от наложницы (в те времена это считалось вполне обычным), но от любимой жены детей у него не было. И вот однажды, во время дневного зноя Авраам недвижно сидел у входа в свой шатер, как и положено старому бедуину. Внезапно на дороге появилось трое путников – Авраам и не знал, кто они такие. Безусловно, по законам бедуинского гостеприимства ему следовало пригласить их к себе, но Авраам пошел гораздо дальше, чем требовала вежливость: велел слугам омыть гостям ноги, распорядился испечь свежего хлеба и даже заколол упитанного теленка. Именно эта трапеза и запечатлена на знаменитой рублевской иконе «Троица» (конечно, иконописец воспользовался этим ветхозаветным сюжетом, чтобы изобразить свое видение новозаветной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа). Необычно повели себя и гости. Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время, и у Сары, жены твоей, будет сын». Сара, как и положено порядочной бедуинке, находилась на женской половине шатра и внимательно слушала этот разговор. В этот момент она молча усмехнулась: наверное, гость хочет польстить хозяину! Какой же новорожденный может быть у пары стариков, которые давно уже утратили способность к деторождению?            Но таинственный гость настаивал: «отчего это рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». Теперь супруги поняли, Кто стоял перед ними. Сара, правда, так и не призналась, что восприняла Его слова с усмешкой. Легко ли спорить с Господом? Тем временем, двое спутников удалились в Содом – город, который Господь пожелал наказать за грехи. Но прежде, чем сделать это, Он решил дать им последний шанс: два ангела должны были войти в город, чтобы проверить, как отнесутся к ним местные жители. Авраам, впрочем, уже предвидел, чем кончится этот визит, и очень беспокоился за своего племянника Лота, жившего в Содоме. И тогда он позволил себе поторговаться с Богом, как и теперь делают бедуины на базаре: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым! Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

http://foma.ru/prizvanie-avraama.html

Объяснение ап. Павлом отношения Агари к Авраму и Саре показывает, как Бог направляет к добру и всякое зло. Здесь был прообраз синагоги и церкви, иудейского и христианского заветов. Обрядовый закон дан был только на то время, пока не пришло обетованное семя; когда церковь была еще бесплодна, синагога занимала ее место; но наконец Сара сделалась матерью многих народов и Агарь должна была удалиться ( Гал. 4 ). Когда Агарь зачала, то, считая себя как бы матерью обетованного наследника, стала с презрением относиться к своей бесплодной госпоже; она видела, как любит и уважает ее господин ее и захотела быть соперницей Сары в ее благороднейших чувствах. Это повело к своим естественным последствиям: неудовольствиям и раздорам. Как впоследствии Феннана огорчала Анну, «побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» ( 1Цар. 1:6 ), так и Агарь, возгордившись вследствие своего положения, начала уязвлять высокомерную госпожу в ее нежнейших чувствах. Будучи достаточно великодушной для того, чтобы принести столь великую жертву для великого дела, Сара не могла выносить теперь постоянного превосходства своей служанки над собою. Ее оскорбленные чувства сделали ее не только жестокою к наложнице, но и несправедливою к своему мужу. Хотя она сама убедила Аврама войти в эти отношения к Агари, однако же его именно она стала обвинять в последствиях своей собственной нетерпеливости; так как он не тотчас же становился на ее сторону и не хотел отмстить за пренебрежение, с которым относилась к ней рабыня, то она роптала на него и всю вину в этом возлагала на Аврама. «В обиде моей ты виновен», запальчиво восклицала она: «Господь пусть будет судиею между мною и тобою». Авраму, конечно, тяжело было поступить жестоко с будущею матерью его ребенка, но он не мог наконец противиться настойчивым жалобам своей жены. Ее естественных прав нельзя было умалять и таким образом необходимо было удалить источник раздора. Он поступил так, как поступил бы и всякий человек в его положении, заботящийся о мире и благосостоянии своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Очевидно, что все это – предания, вышедшие из одного общего первоисточника; но тогда как мрак языческой Халдеи успел многое затмить и обезобразить в этих первобытных сказаниях, чистый свет откровенной истины продолжал сохраняться в линии богоизбранного народа и таким дошел до Моисея, предавшего его письменам под особым руководством Духа Божия. Быт.11:29 . Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; Интересуясь всякой подробностью, касающейся личности и семьи Аврама, бытописатель отмечает и факт женитьбы Аврама и оставшегося в живых его брата – Нахора. «Сара» – имя жены самого Аврама, по более точному переводу, означает «госпожа»; из XX гл. 12 ст. видно, что она доводилась родственницей Авраму – или сводной сестрой (от разных матерей), или даже племянницей, будучи родной сестрой Милки и дочерью уже умершего брата Аврама – Арана ( Быт. 20:12 ). Быт.11:30 . И Сара была неплодна и бездетна. Важная подробность, приготовляющая к последующему повествованию ( Быт. 16:1, 18:11–12 ). Выход Фарры из Ура в Харан Быт.11:31 . И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. Моисей здесь не объясняет нам мотивов переселения Фарры из его отечественной земли, но в ином месте ( Быт. 15:6–7 ) он и сам отчасти указывает, а другие священные писатели и прямо говорят, что это было сделано им в силу особого божественного повеления ( Неем. 9:7 ; Деян. 7:3–4 ), имевшего, очевидно, своею целью сохранение дома Фарры от заражения всеобщим идолопоклонством ( Нав. 24:2–3 ). Из южной области Ура Халдейского Фарра со всеми перечисленными здесь членами своего семейства двинулся на север в землю Ханаанскую, т. е. к пределам Сирии и Палестины; но на пути своего переселения они сделали более или менее продолжительную остановку в Харране, области, лежавшей при реке Белии, на прямом пути между Низибией и Гаргамами, нередко встречающейся в клинообразных текстах и известной также по знаменитой битве Красса с парфянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приведем и другие примеры, обосновывающие данный подход ко греху. Из Ветхого Завета известно, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» ( Быт. 12:17 ), которая была взята в дом фараона за ее красоту ( Быт. 12:14,15 ). Поскольку фараон не знал, что Сара имеет мужа ( Быт. 12:18,19 ), так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности ( Быт. 12:10–13 ), то он (фараон) не сделал сознательного греха. Аналогичный случай приведен также и в Быт. 20: 1–18 . Здесь фактически конкретно говорится о том, что если бы Авимелех сожительствовал с Саррою, то это был бы грех ( Быт. 20:6 ), «ибо она имеет мужа» ( Быт. 20:3 ). Однако Авимелех (так же, как и фараон) не знал о том, что Сарра – жена Авраама ( Быт. 20: 1, 2, 4, 8–10 ), поскольку также был введен в заблуждение Авраамом, сокрывшем свое семейное положение ( Быт. 20: 2, 5, 11–13 ). Таким образом, ни фараон, ни Авимелех, с учетом того, что запреты прелюбодейства и пожелания жены ближнего были даны Богом позже ( Лев. 20:14,17 ), не нарушили какого-либо закона, в том числе данного Богом в совести человека. Их совесть молчала в связи с сокрытием Аврамом (Авраамом) того, что Сара (Сарра) является его женой. Однако действия Бога в отношении фараона и Авимелеха показывают, что они сделали неугодное Богу. В Новом Завете говорится, что люди, слышавшие Иисуса Христа ( Ин. 15:22 ) и видевшие совершенные Им чудеса, каких никто другой не делал ( Ин. 15:24 ) и, при этом, не поверившие в Христа и противодействующие Ему, не имеют извинения в грехе и грех остается на них ( Ин. 9: 41, 15: 22, 24 ). Отметим, что эти люди не поверили Иисусу Христу, потому что не восприняли Его как Сына Божиего, как Богочеловека. То есть, они, по своей духовной слепоте, не поняли (а следовательно и не знали) что Он есть истинный Бог и истинный человек. Потому и молчала их совесть, и не слушали они Его пояснений и толкований закона. Потому и не понимали, что Христос объясняет им, привыкшим исполнять букву закона, его сущность (его дух, основу, внутреннее содержание).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сара горько жаловалась на нее Авраму и сказала, что за обиду, какую делает ей Агарь, будет судить ее с ним Бог . Аврам сказал Саре, что эта служанка в ее руках, и что она может делать с нею, что угодно. После этого Сара стала обходиться с нею строго; тогда Агарь бежала. На дороге в Египет нашел ее странник, который, впрочем, из последующего разговора дал ясно понять, что он посланник свыше, Ангел Божий. Он встретил ее вопросом: «Агарь, раба Сарина! откуда ты пришла и дуда идешь?» Пораженная его проницательностью, она отвечала откровенно: «я бегу от Сары, госпожи моей». Но Ангел Господень сказал ей: «возвратись к госпоже своей и покорись ей». Потом прибавил: «от тебя произойдет потомство, которое Я размножу до того, что и не счесть его от множества. Теперь ты готовишься быть материю, родишь сына и назовешь его Измаил (что значит – услышит Бог), потому что Бог услышал твое страдание. Сын твой между людьми будет, точно дикий осел: он будет поднимать руки на всех, и все на него; а жить будет вблизи единоплеменных народов». Тогда Агарь с благоговением воскликнула: «Ты – Бог, видящий меня!... и неужели я смотрю еще на свет после видения?..». С ужасом останавливается на мысли, что видела Бога и осталась жива. Она возвратилась в дом Аврама и родила ему сына, которому отец дал имя Измаил. Быт. 17 Прошло еще тринадцать лет по рождении Измаила; Авраму было уже 99 лет. Господь явился ему и сказал: «Я – Бог Всемогущий; ходи пред лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленнейшее потомство». Аврам в чувстве благоговения и преданности пал на лице свое. Бог продолжал: «с этих пор ты не будешь называться Аврамом (отцем высоким, знаменитым); но да будет тебе имя Авраам, потому что Я предопределил тебе быть отцом множества народов. И народы, и цари произойдут от тебя. И Я поставлю Мой завет и с тобою, и с потомками твоими на век в том, что Я буду вам Богом и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство. Видимым же знаком завета между Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужской пол был обрезан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Сара притесняет свою служанку – что делать Агари? Она убегает. Она убегает прежде всего от Сары, она убегает в пустыню, и, смотрите, что происходит! В пустыне с Агарь приключаются какие-то удивительные события, которые трудно объяснить и даже трудно понять! « И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру » ( Быт. 16, 7 ). Ангел Господень находит Агарь, потому что есть какое-то намерение Божие относительно ее потомства, Бог как-то хочет использовать ее и ее детей! Святые отцы периода арабо-византийских войн учили, что агаряне (мусульмане) – это наказание для православных за нерадение к собственной вере! Читаем: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши (как здесь не вспомнить жестокостей выходцев с Кавказа по отношению к русской молодежи! – О. С.); и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя (и это тоже наша реальность: инородцы перехватывают все, что производится на нашей земле, и продают нам же с выгодою для себя на захваченных ими наших рынках, – О. С.); и будет теснить тебя во всех жилищах твоих (и это наша реальность: мы уже боимся страха агарянского ради входить в собственные подъезды! – О. С.))…и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе» ( Втор. 28:49–52 ). Нечто подобное мы действительно и наблюдаем и в современной России! Вернемся к тексту: кроме того, Господь заступается за беременную женщину, которая подвергается несправедливому давлению со стороны своей госпожи! Хотя Сара и права, когда она требует от Аврама установить порядок, но в законе Божием говорится, что гнев никогда не должен быть жестоким! Помните, как говорил умирающий патриарх Иаков, имея в виду двух своих сыновей, которые мстили за изнасилованную Дину, их сестру? Он сказал: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…» ( Быт. 49:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010