Аврам в Египте  Быт. 12 Египет в это время находился уже на высокой ступени цивилизации. На берегах Нила возвышались пирамиды. Неограниченный правитель — фараон — считался прямым потомком богов и принимал от своего народа божеские почести. Науки и искусство процветали, и имелась уже значительная литература по разным отраслям знаний, особенно по анатомии и медицине. В больших, богатых городах возвышались многочисленные храмы и обелиски, повсюду можно было видеть множество сфинксов, всевозможных статуй и идолов — из камня, золота, серебра, бронзы и слоновой кости. Богатейшие, покрытые росписями и скульптурными рельефами гробницы с покоящимися в них набальзамированными телами (мумиями), представляли собой целые «города мертвых». Кругом же кипела самая бойкая, цветущая общественная жизнь. Фараонов дворец в Мемфисе был наполнен всевозможными жрецами и волхвами, состоящими в качестве приближенных советников фараона. Все это, несомненно, должно было поразить Аврама, хотя он и видел нечто подобное на своей родине в Халдее. Египетские чиновники не препятствовали кочевым племенам пасти свои стада на свободной земле, но за это они брали с них определенную плату. Кроме того, они иногда забирали у кочевников красивых женщин и посылали их в гаремы вельмож или даже самого фараона. Аврам знал об этом. Боясь, чтобы египтяне не убили его из-за Сары, он просил ее, чтобы она в Египте называла себя не женой, а сестрой Аврама. Предосторожность оказалась не напрасной. Красивая Сара понравилась фараону, и он взял ее в свой дом, а своего мнимого шурина наделил богатыми подарками: мелким и крупным скотом и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами (Быт. 12:16). Но «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт. 12:17), так что он вынужден был возвратить ее мужу и велел им оставить его страну. Покинув Египет, Аврам поселился в обетованной земле в окрестностях Вефиля. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена  Быт. 13–14 Между тем стада Аврама и его племянника Лота умножились так, что им стало не хватать пастбищ. Между пастухами Аврама и Лота то и дело происходили споры из-за пастбищ. Авраму надоели эти семейные ссоры, он позвал Лота и сказал: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими… отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8:9). Аврам великодушно предоставил Лоту право выбора, и тот, не задумываясь, воспользовался им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Берегитесь, — говорил Он дальше, — раздавать милостыню вашу пред людьми с тем, чтобы они вас видели, иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Милостыня, сделанная втайне, а не на глазах людей, будет вознаграждена явно». Он осуждал лицемерную молитву. Ты ведь знаешь, как иногда молятся наши книжники и фарисеи на глазах у всех, и я часто сомневалась, действительно ли они отдают отчет своим действиям, стоя на молитве на углу улицы. Великий Назарянин объяснял, что они делают это только для того, чтобы их видели и прославляли окружающие. Но такая молитва, говорит Он, не может приносить им никакой пользы. «Если ты хочешь, чтобы твоя молитва была услышана, то войди в комнату твою и, затворив дверь за собою, там помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Молясь же, не говори лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь». - Прелестная молитва, — воскликнула Анна, радостно сверкнув глазами. — Его учение совершенно отлично от того, какое известно было нашему народу с тех самых пор, как Моисей вывел его из Египта. - И, не правда ли, Его учение как бы запечатлено истиной. - Да, и мне так кажется! — ответила сестра. - Если ты хочешь дальше слушать, я могу рассказать еще кое-что. Ты не устала? - Нет, совсем не устала. Расскажи, милая Сара, все, что знаешь о Нем. - Я боюсь, что не сумею рассказать тебе всего по порядку, но я все-таки постараюсь передать тебе хоть отрывочно Его учение. Он советовал не копить земных сокровищ, так как они легко уничтожаются молью и ржавчиной и похищаются ворами… И все это сущая правда, дорогая Анна!

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Беседы о праведном Аврааме Друг Божий В Священном Писании имя Аврам, по-арабски «Эль-Халиль», означает «друг Божий», «возвышенный». Немногие древние праведники сподоблялись называться другом Божьим. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея говорит, что древние не имели нужды в Писании, ибо общались с Богом непосредственно, лицом к лицу. Среди тех, кто был возвышен Богом до возможности непосредственно общаться со своим Творцом, были Авраам, Исаак, Иаков и все патриархи израильского народа. Авраам в переводе на русский язык означает «отец множества». Но не сразу Аврам стал называться Авраамом. Когда Господь решил возвеличить этого человека, Он как бы распространил, увеличил его имя – и оно стало звучать Авра-ам, с двумя «а». Аврам был сыном Фарры, потомка Сима. Родился он в Уре Халдейском, где прожил первые семьдесят лет своей жизни. Можно сказать, что вся жизнь Аврама прошла в языческом окружении. Ур Халдейский – это языческий центр, это город, в котором процветали оккультные науки, магические обряды. Когда человеку семьдесят лет, то кажется, что жизнь уже прожита и ничего нельзя изменить в ней. Я знаю людей, которые считали, что в тридцать пять – пятьдесят лет жизнь уже закончена. Человек неправильно понимает свою жизнь. Любой период жизни, будь то детство, юность, молодость, зрелость, преклонный возраст или глубокая старость, – все принадлежит Богу. И Господь призывает людей в любом возрасте – это Его воля, Он Сам знает, когда лучше тебя призвать. Важно, чтобы человек стремился к Богу. Никогда не поздно начать свою жизнь заново, никогда не поздно попытаться исправиться. И если вам сейчас тридцать, сорок или пятьдесят лет, то не жалеть о прошедшей жизни надо, а принимать свой возраст как волю Творца, ведь кто-то и не дожил до этого возраста. Мы должны благодарить Бога за то, что имеем. Авраму семьдесят лет. Многие считают, что жизнь идет к закату. Но настоящая жизнь Аврама начинается именно с этого момента. Сказано в Писании: «Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка… И Сара была неплодна и бездетна» ( Быт.11:27–30 ). Мы видим, что три сына было у Фарры: Аврам, Аран и Нахор. Аран умирает. Как мы говорили уже, жизнь человека в руках Бога. И если Бог решает, что кто-то должен умереть, тот умрет. Нахор не может преодолеть соблазна земной жизни, привязанностей к месту, где родился и жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог одарил Авраама многими знаками любви. Он обещал Аврааму и Сарре, что у них будет сын. В ознаменование того, что они станут прародителями великого народа, Бог переменил их имена: Аврам стал Авраамом, Сара Саррой. Супруги очень хотели сына. Но они были уже преклонного возраста. Услышав Божие обещание, Сарра не удержалась и рассмеялась: «Может ли у стариков родиться младенец?» Потому она и назвала впоследствии сына своего Исаак (смех мой). Он принес родителям великую радость. И сказал Бог , что он установит Завет (согласие) между Собою и Авраамом. То было обетование Божие продолжить дело спасения всех людей посредством Авраама, Исаака и их потомков. Испытание веры Однажды Бог велел Аврааму привести единственного сына Исаака на гору и принести его в жертву Богу. Авраам очень опечалился, но он во всем полагался на Бога и потому был готов исполнить Его поведение. Но когда он связал возлюбленного сына и собирался заколоть его ножом, Господь удержал руку и показал ему на барана, запутавшегося в кустах, чтобы он принес того барана в жертву вместо сына. Бог знал, что вера и упование Авраама подлинны, и обещал ему, что произойдет от него «народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Бог любил Авраама и Сарру. Он знал, что Авраам верен ему и потому не позволил принести в жертву единственного сына. Спустя множество поколений Сам Бог пожертвовал Своего Единородного Сына ради нас. Господь наш Иисус Христос добровольно умер на Кресте, чтобы мы были спасены и удостоились вечной жизни. Сам Бог исполнил то, к чему Он не стал принуждать Авраама. 1-Попечение о земле Люди питаются плодами растительного и животного мира, поэтому они в немалой степени зависят от природы, от погоды, почвы, произрастания плодов земных и т.д. Хотя это касается всех нас, несомненно, что такая зависимость от природы гораздо понятнее и очевиднее людям, живущим в деревне. А сегодня большая часть людей живет в городах. Вместе со своими домашними подумайте о тех видах человеческой деятельности, которые непосредственно зависят от природы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог существует. И это – непреложная истина. Об этом свидетельствует природа ( Пс.19:16 ; Деян.14:17 ; Рим.1:1820 ) и откровение Божье (Ветхий и Новый Заветы). Сомнения в существовании Бога (агностицизм) или полное отвержение Бога (атеизм) – ошибка. Псалом 13:1 утверждает, что только «Безумец говорит в сердце своем: нет Бога». Сотворение человека как по образу Божьему указывает на его радикальное отличие от других творений. И это тоже истина. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Философский натурализм не принимает эту истину. Натуралистический взгляд на происхождение жизни настолько принижает человека, что оставляет его без смысла, без моральных ориентиров, в состоянии экзистенциональной безысходности и депрессии. И это – ошибка. Жизнь «кричит» о вечно-присутствующей возможности для прямого вмешательства свыше. И это – истина. Ветхий Завет изобилует примерами сверхъестественного вмешательства. Будучи бесплодной, Сара зачала и родила Исаака ( Бытие 21 ). Это было чудом. Посылая бедствия на Египет, Бог освобождает свой народ из рабства (Исход 711). Эти могущественные деяния были чудесами Божьими. Чудом было поражение ста восьмидесяти пяти тысяч ассирийских воинов ( Ис.37:36 ). Чудом было освобождение Седраха, Мисаха и Авдснаго из огненной печи (Даниила 3), как и спасение Даниила из львиного рва (Даниила 6). Неверие в чудеса (антисупернатурализм) ошибочно. Оно показывает одновременно интеллектуальное высокомерие и моральную трусость. Бог правит миром справедливо. И это – истина. Библия постоянно напоминает, что Бог оправдывает праведных и срамит и закрывает уста злым. Простые примеры из книги Псалмов говорят сами за себя. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1:6). «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (33:1617).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Быm. XI. 27–32 27. Вот род Фарры. Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28. И умер Аран пред лицем Фарры, отца своего, в земле рождения своего, в Уре, городе Халдейском. 29. Аврам и Нахор взяли себе жен: имя жены Аврамовой Сара; имя жены Нахоровой Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. 30. Сара же была неплодна и бездетна. 31. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтоб идти в землю Ханаанскую; но дошедши до Харрана, они остановились там. 32. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.Умер Аран пред лицем Фарры, отца своего. То есть сын умер еще при жизни отца. О сей смерти многое рассказывают, но все такое, что не подтверждается Св. Писанием. Некоторые раввины говорят, что Аран сожжен, поскольку не хотел поклониться огню; другие – что он погиб, спасая идолов из отеческого дома, зажженного Аврамом; иные – что, видев Аврама, за непоклонение огню брошенного в огонь, но чудесно спасенного, Аран неудачно подвергнул себя такому же опыту (см. Hieron. Quaesfc. Heb. In Gen.). Епифаний (de HaresL. I) думает, что редкая в древности смерть сына прежде отца была наказанием Фарры за идолопоклонство. В Уре Халдейском. Имя Ура, которое значит огонь, подало евреям случай к баснословным сказаниям о Аране и Авраме. Но оно есть в настоящем повествовании имя города, которого должно искать на восточной стороне Евфрата ( Hab.XXIV. 2 ). Из многих городов сего имени, по догадкам Бохарта и Греция, это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин (LXXV, с. 26) указывает между Тигром и Низибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть чрез Харран. Имя Халдеев употребляется здесь не так, как существовавшее во времена Фарры или Аврама, но так, как более другого известное во времена Моисея, ибо оно происходит от Хазада, племянника Аврамова ( Быm. XXII. 22 ). У св. писателей оно иногда смешивается с именем Месопотамии ( Дeяh. VII. 2. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Быт.12:11 . Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: Такой уговор у Аврама с Сарой сделан был гораздо раньше, еще перед самым выходом из Ура Халдейского ( Быт. 20:13 ), так как Аврам, очевидно, знал нравственную распущенность всех племен, среди которых ему придется странствовать и жить. вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; Хотя Саре в это время было уже 65 лет, но так как данный возраст составлял лишь половину всей ее жизни ( Быт. 23:1 ) и так как, с другой стороны, она была бездетна ( Быт. 11:30 ), то и неудивительно, что могла до сего времени сохранить привлекательную красоту. Быт.12:12 . и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов Египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а самая жена бралась в гарем; в особенности широко все это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и ефиоплянками. Быт.12:13 . скажи же, что ты мне сестра, В этих словах Аврама не было полного обмана: во-первых, потому, что на Востоке слово «сестра» не имеет того узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и сестры, а также и племянники с племянницами; во-вторых, и потому, что Сара и в самом деле доводилась Авраму или сводной сестрой, или племянницей ( Быт. 20:12 ). дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. «Это – весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др» (Властов). Как бы мы ни оправдывали поступка Аврама, но однако не в состоянии уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости. Единственным оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и безвыходное положение Аврама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему злу, чтобы избегнуть большего – собственной погибели и полного порабощения Сары. Впрочем, святой Иоанн Златоуст в этом добровольном соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради общего блага (один – правами мужа, другая – достоинством верной жены) видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания. Счастливое избавление от опасности

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 15:19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Кенеи. См. о них пророчество Валаама ( Чис. 24:21–22 ): «и увидел он Кенеев… и сказал: крепко жилище твое и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен». Это было племя, жившее на юг от Ханаана, близ амалекитов. Впоследствии они жили в самой Палестине в колене Иудине ( 1Цар. 27:10; 30:29 ). Кенезеи. У Нав. 14некто Халев называется Кенезеянином, откуда м. Филарет заключает, что и они жили в пределах племени Иудина. Кедмонеи значат восточные. Ермон в 88 псалме ( Пс. 88:13 ) употреблено в смысле востока. Ермон было название места, возле которого жили Евеи ( Нав. 11:3 ), по тексту же Суд. 3Евеи жили на горе Ливане. Поэтому м. Филарет думает, что Кедмонеи суть Хивви, или Евеи, жившие близ Ермона. Быт. 15:20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Хеттеи: новейшие египтологи видят в них известное в иероглифических надписях имя сильного племени Кхета, владевшего Сирией. Цари кхетские (или, по нашему тексту, хеттейские) известны были при Соломоне ( 3Цар. 10:29 ). Их главное местопребывание до создания царства Израильского было при Хевроне ( Быт. 23:10 ) и около Вефиля ( Суд. 1:23–26 ). Ферезеи. См. комментарий к Быт. 13:7 . Особое племя хананеев. Рефаимы. См. комментарий к Быт. 14под буквой а). Быт. 15:21 Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев. Аморреи. См. комментарий к Быт. 14:7 . Хананеи по Быт. 10 – прямые потомки Ханаана, сына Хама. От Ханаана же происходят, между прочим, нижеупомянутые Гергесеи и Иевусеи. В Быт. 10пределы всех Хананеев определены так: «от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши». Здесь, вероятно, надо разуметь одно из колен хананеев, удержавшее имя предка. Евеи. См. комментарий к Быт. 15:19 , кедмонеи. Гергесеи жили на запад от Иордана ( Нав. 24:11 ); иевуссеи покорены Давидом, жили около Иерусалима, который прежде назывался Иевус и город Иевусеев ( Суд. 19:10–11 ). При Давиде ( 2Цар. 24:18–24 ) упоминается об Орне Иевусеянине, у которого Давид купил гумно для создания жертвенника Господу. Странно, что Англиканская Библия читает это место ( 2Цар. 24:23 ) так: «вё это Царь Орна отдает царю», разумея под этим, что Иевуссеяне посреди Палестины удержали собственное управление. По смыслу нашего перевода Орна не называется царём. Глава XVI. Сара отдаёт служанку свою Агарь Авраму; бегство Агари; возвращение её; рождение Измаила

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В говорившем голосе Агарь признала голос Господа. Она могла слышать его не умирая. Источник, который был свидетелем ее видения, был назван источником, посвященным Живому, Который видел ( Быт.16:13–14 — М) 8 . Агарь возвратилась в шатер Мамрийский. Родился Измаил. История не говорит нам, как встретила Сара рождение сына своей рабы. Когда снова открывается пред нами Мамрийский шатер, мы видим там патриарха и его жену во всем блеске их новой славы. Бог, явившись патриарху, назвал его Авраамом —отцом множества, обещал произвести от него царей и народы и установил обрезание как знак союза, который Он заключал с потомками еврейского князя. “Сару, жену твою”, прибавил Господь, “не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее”. Авраам пал на лице свое, но уста его выразили молчаливую улыбку. Ужели от четы постаревшей и слабой родится сын, в котором было отказано молодым супругам? Но Бог, читая мысль патриарха, объявил ему, что на Измаила Он смотрит милостиво, но Исаак, сын Сарры, наследует миссию отца. Сыну Агари благословение Господа, но сыну Сарры Его союз. Был жаркий день. Авраам сидел при входе в свой шатер. Проходили три путника, патриарх побежал к ним и, склонив к земле свое благородное чело, умолял их отдохнуть под тению его рощи и принять его услуги гостеприимства. Путники приняли предложение Авраама. Когда патриарх угощал их под тению дуба, они спросили его: “Где Сарра, жена твоя?” — “Здесь, в шатре” ( Быт.18:9 ), отвечал Авраам. Тогда один из гостей сказал ему, что в следующий год, когда Он в это же самое время воспользуется его гостеприимством, Сарра будет уже матерью сына. Сарра подслушивала извнутри шатра. Та же самая недоверчивая улыбка, которой никогда не мог подавить сам Авраам пред лицем Господа, пробежала по лицу царицы. Господь угадал эту улыбку. “Отчего это”, сказал Он, “рассмеялась Сарра, сказав: «неуже­ли я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году; и будет у Сарры сын”.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010