Жертвенник, по-еврейски «мизбеах», как говорит Англиканский комментарий, имеет значение места, где приносятся кровавые жертвы, а потому нет сомнения, что Аврам продолжал тот же обряд жертвоприношения, который употреблён был Ноем после потопа ( Быт. 8:20 ). Быт. 12:9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. Аврам не путешествовал, а кочевал, как замечает м. Филарет. Всё путешествие Аврама и все его действия носят на себе характер твёрдой и неизменной веры: он идёт из земли своей, входит в землю населённую и, имея обет, что потомство его будет владеть ею, верит и надеется, не имея в будущем по человеческим расчётам возможности ожидать обещанного. Быт. 12:10 И был голод в той земле. Едва Аврам вступил в землю обетованную, как голод заставляет его её оставить – явно это одно из великих искушений веры его. И сошел Аврам в Египет, пожить там, Аврам идёт в Египет, т. е. в нижнюю часть Нильской долины, всегда отличавшуюся плодородием, но идёт не для того, чтобы там поселиться, а только ищет там временного убежища, считая землю Ханаанскую своею отчизною. потому что усилился голод в земле той. Быт. 12:11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; Авраму было 75 лет, Саре – 65; казалось бы, что это годы старости и дряхлости, а не красоты. Но если Сара жила 127 лет, то во время путешествия в Египет она была в возрасте, соответствующем средним летам нашей женщины, т. е. между 30 и 35 годами. Быт. 12:12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; Быт. 12:13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. Это весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которое доказывает необычайную правдивость свящ. летописи именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений величайших и святейших мужей Ветхого Завета – Авраама, Иакова, Давида, Соломона и других. Нельзя скрыть от себя, что Аврам поступил малодушно, два раза в жизни своей выдавая жену свою за сестру свою, хотя Сара и была ему сводная сестра; но именно эта полуправда и была причиной греха владетелей той страны, в которую входил Аврам. М. Филарет в записке своей на Книгу Бытия говорит, что, желая овладеть женою пришельца, египтяне естественно могли прийти к мысли убить мужа, и притом, по всей вероятности, вероломно, где-нибудь из засады. Но, думая, что Сара свободна и зависит лишь от брата, как главы семейства, туземцы, желавшие взять её в жёны, могли открыто искать её руки, а между тем Аврам выгадывал время и мог, переждав голод, уйти из Египта, не открыв никому своей тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И мы переходим к 16-й главе, в которой мы видим решение проблемы потомства, но уже с другой, с женской стороны. Мы читаем: « Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары » ( Быт. 16:1–2 ). Дело в том, что они десять лет прожили на святой земле вместе, но у них не было потомства. Евреи до сих пор считают, что если семья проживает на святой земле десять лет и не рождаются дети – это повод для развода. Если где-то в другом месте, не на святой земле – тогда можно жить в браке и далее. А вот святая земля – это особая земля, она плодоносит, дети должны рождаться, это естественно. И Сара дает Авраму Агарь. Кто такая Агарь? Это египетская принцесса. Когда фараон провожал Аврама из своей земли, он опасался, что Бог прогневается за то, что он чуть не взял себе в жены Сару, и он отдал свою дочь Агарь в служанки Саре. Он решил, что ей лучше быть служанкой у жены праведника, чем принцессой в Египте. «Аврам послушался слов Сары». Святые отцы по этому вопросу говорят, что Аврам не нарушил Божественных принципов, потому что это делается с согласия Сары, потому что это не акт, рожденный сладострастием, а необходимость иметь потомство. «Некоторых может смутить то, что Авраам в то время, когда он уже разговаривал с Богом, входил к служанке… Но давайте сперва рассмотрим, что Авраам жил до Закона Моисея и до Евангелия, и увидим, что прелюбодеяние еще не было запрещено. Наказание за это преступление налагается только со времен Закона, который вменил это в преступление: прежде Закона прелюбодеяние не осуждалось, но лишь начиная с Закона. Поэтому Авраам не преступил, а предварил Закон. Бог в раю, хоть и восхвалил брак, тем не менее не осудил прелюбодеяние… Он предпочитает побуждать мягкими мерами, а не устрашать жестокими. И ты согрешил, когда был язычником, но имеешь оправдание. Ты пришел в Церковь , услышал закон: Не прелюбодействуй, у тебя уже нет оправдания за проступок. Однако поскольку я беседую с записавшимися получить дар крещения (то есть с оглашенными, – О. С.): если кто-то из вас совершил столь тяжелое преступление, пусть знает, что ему будет дано прощение, но подобно тому, кто совершил преступление; пусть знает, что в будущем следует себя сдерживать… Ты совершил прелюбодеяние как язычник, ты совершил его как оглашаемый: тебе прощается грех , отпускается через крещение – иди и впредь, смотри, не греши! У тебя есть только одно оправдание – Авраама» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда все знатные люди собрались на «радостный свадебный праздник», Сарра воззвала к Аврааму и преклонилась перед ногами его. «Видишь, – сказала она ему. – Что ты собираешься делать? Ибо они сразу берут меня, Чем заняты твои мысли? Ибо пока мы едим и пьем, Я очень хорошо знаю, что они меня отберут. Помоги мне и дай мне увидеть твой разум». Когда Сара произнесла эти слова, Авраам онемел (строки 114-118; пер. Brock and Hopkins 1992, 122). Египтяне встают, чтобы забрать ее, при этом: праведная пара села, чтобы заплакать, их умы совершенно ослепились. Она положила голову между коленями и обратилась к нему со стоном: «О сердце, которое я любила с детства, послушай меня, и я скажу тебе, что делать. Взывай к Богу и не отступай; пади пред Ним и взывай к Нему, ибо если Он не спасет мою жизнь, то Он заберет меня от тебя. Увы, господин мой, сколько бы ты не испытывал меня, я так сильно любила тебя, Когда я узнала, что Бог с тобой, я ушла от родителей моих, и куда бы тебе ни было угодно, я пошла с тобой по своей воле. Но теперь ты поставил для меня ловушку, зная, что это будет для меня камнем преткновения, ибо здесь я стою, собираюсь уйти сегодня в качестве жены язычника. Возможно, из-за того, что у меня не было детей, ты отделил меня сегодня от себя. Но я знаю, клянусь Богом, что я печальнее тебя. Увы, эта весть о тебе пойдет по земле, как ты продал меня за хлеб уст твоих! Мужчины очень желали моей юности, но я смотрела на них как на навоз; да воздаст Господь за это в руку мою, если бы я когда-нибудь помышляла о ком-то кроме тебя. О мой венец бракосочетания! Прощай! Воистину, неверные насмехаются надо мной» (строки 120-136; пер. Brock and Hopkins 1992, 122-124). Сара обнимает Авраама, люди фараона выхватывают ее и уводят. Когда фараон увидел ее, «сердце его радовалось, как цветущие розы апреля» (строка 142; пер. Brock and Hopkins 1992, 126). Он сидит рядом с ней, «улыбается ей, и она улыбается ему; он обнимает ее, когда она плачет в сердце» (строка 145; пер. Brock and Hopkins 1992, 126). Она молится Богу теми же словами, что и прежде, и ее молитвы вместе с мужем «достигли престола Божия» (строка 151; пер. Brock and Hopkins 1992, 126), и божественное вмешательство происходит, как только фараон входит в свадебную комнату с Сарой. После того как он был поражен ангелом, который велел не прикасаться к ней, а отпустить ее к мужу. Заявляя о своем неведении относительно их отношений, он слышит слова: «У Сары есть Бог, и Господь ее послал меня к тебе, чтобы поразить тебя этим ударом» (строки 161-162; пер. Brock and Hopkins 1992, 128). Узнав, что его лекарство «лежит у Авраама», фараон вызывает его и возвращает Сару.

http://bogoslov.ru/article/6168532

После некоторых опытов самоотвержения, после некоторых побед над плотию и миром, которых плоды питомец веры одесятствует Богу яко помощнику и обращает во благо ближних, чувствует он иногда себя в таком состоянии недоумения и неизвестности, что колеблется между страхом осуждения и надеждою мздовоздаяния. Утомясь тем, что после нескольких испытаний и очищений духовное неплодство его продолжается, он покушается унизить понятие благодатных обетований до состояния природы, в котором еще находится, вместо того чтобы стараться возвысить свое состояние к чистому понятию духовных обетований. Он опирается на естественные добродетели человеколюбия и милосердия, дабы на них основать все право наследия вечного. Если сие делается не из самолюбия и высокого мнения о своих делах, но из простоты, сознания своего бессилия и неведения высшего пути совершенства, и если человек еще старается между тем приближаться к Богу молитвою, то благодать открывает ему, что внешние добродетели естественные, как порождения плоти и крови, не могут наследовать царствия Божия, но что оно предоставлено внутреннему возрожденному человеку. Тот, кто приемлет сие с чистою верою, вступает на путь оправдания. По той мере, как он утверждается в завете веры и упования на Бога, открывается ему, что и возрожденному человеку предстоять будут новые искушения, изгнания, утеснения, непрестанные кресты, до самого входа в отечество небесное. Рождение Измаила Быm. XVI В сказании о рождении Измаила представляются: брак Аврама с Агарью (1–4), несогласие Сары и Агари, по случаю зачатия Измаила (4–6), откровение, бывшее Агари о судьбе его (7–14), самое рождение Измаила (15,16). Брак Аврама с Агарью XVI. 1. Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. И как у ней была служанка Египтянка, именем Агарь, 2. то Сара сказала Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; итак, войди к служанке моей; может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. 3. Таким образом, по исполнении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою Египтянку Агарь и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. 4. Он вошел к Агари, и она зачала.Не рождала. Хотя Моисей сказал уже прежде о неплодстве Сары ( Быm. XI. 30 ), однако теперь упоминает о нем снова, дабы показать, что теперь искушение обращается от Аврама на нее и что ее неплодством изъяснять должно следующие происшествия: супружество Аврама и рождение Измаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

То есть святые отцы не видят в этом поступке Аврама что-то предосудительное: Сара хочет иметь ребенка, пусть и от служанки, потому что служанка – это зависимая от нее женщина, и Сара уверена, что именно она будет воспитывать ребенка, и ребенок этот будет больше ее, чем Агари. «После потопа и вплоть до этого времени человеческий род был малочисленным, и, опять же, он был благочестив, чтобы не казалось, что кто-то не вернул долг природе (то есть все понимали необходимость чадородия, – О. С.). Наконец, и дочери святого Лота имели подобное извинение ввиду необходимости иметь потомство, чтобы не исчез человеческий род – и потому авторитет общественного долга покрыл личный грех . И не случайно жена здесь представлена как виновник деяния, но чтобы оправдан был муж и чтобы не подумали, будто он увлечен безрассудным заблуждением; и одновременно – чтобы жены учились любить мужей, и не терзались пустым подозрением измены или ненавистью к пасынкам, если сами не имеют детей. Сердце благой жены жаждет, чтобы муж простил ее бесплодие, и, чтобы не стать причиной того, что у мужа не будет детей, она убеждает его войти к служанке. Это сделала Лия, то же позже – Рахиль. Научись, женщина, изгонять ревность, которая часто побуждает женщин к неистовству» 131 . « И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою » ( Быт. 16:3–4 ). Итак, происходит смешение кровей: кровь Аврама – это кровь Сима, благословенного предка, а вот кровь Агари – это кровь Хама, точнее Ханаана, сына Хама, предка проклятого! И вот в Измаиле, в ребенке, который родится от Авраама и Агари, соединятся эти два потока: Хам означает «горячий, вспыльчивый», а от Авраама Измаил (и те, кто произойдут от него) наследует единобожие. Но как и в случае с иудеями, смысл подлинного Божественного единства (триединства), будет скрыт от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

 В разных источниках его возраст варьируется.  «…ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал:  Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе . И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию». – См.:  Антоний Великий , преподобный. Послания.   Иероним Стридонский , блаженный. Библейские вопросы Книги Бытия. Издание МДА, 2009. С. 91.   Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный  Симеон Новый Богослов  и православное предание. СПб., 2001. С. 23.  Имя «Сара» (евр.  Сарай ) означает «борющиеся»; «Сарра» в дальнейшем означает «княжна», «госпожа». Имя Сара встречается в вавилонских письменных документах, то есть было распространенным. Святитель  Димитрий Ростовский  пишет: «Авраам переименовал жену свою Есху (Иску. – см.:  Быт. 11: 29 ) в Сарру. Она почитала своего мужа, называя его господином; также Авраам почитал супругу свою, называя ее госпожою. Ради этого он назвал ее Саррою, что толкуется “госпожа”, ибо это наименование имеет такое именно значение и смысл в еврейском языке». –  Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С. 241.  Имя «Лот» означает «покрывало», сравни: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» ( 2 Кор. 3: 14 ); то есть Лот имел  ослепленный  ум, и Божественный Логос (Слово) не касался его.   Блато  (ц.-слав.) – грязь, болото, тина, ил. Ср.: «И блато и лес, и несть места, еже уклонитеся» ( 1 Мак. 9: 45 ).   Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С.240–241. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ника 3 апреля 2021, 01:24 Уважаемый о. Олег, Вы пишите, что " Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его " . Но св. Иоанн Златоуст пишет, как я понимаю, иначе " Фарра, отец его, хотя был и неверующий, по любви к сыну решился пойти вместе с ним, пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх, по повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую. И точно, Бог вывел его из Харрана не прежде, как по кончине Фарры. " (Беседа XXXI на книгу Бытия).

http://pravoslavie.ru/99067.html

Быт.16:4 И вошел к Агари, и зачала, и (когда) увидела, что имеет во чреве, то презренна стала госпожа пред нею, Быт.16:5 Сказала же Сара Авраму: обижена я тобою. Я отдала служанку мою на лоно твое, а как увидела (она), что имеет во чреве, я презренна стала пред нею. Суди Бог между мною и тобою. Быт.16:6 И сказал Аврам Саре: вот служанка твоя пред тобою. Поступи с нею, как тебе угодно. И озлобила ее Сара, и убежала она от лица ея. Быт.16:7 Нашел же ее ангел Господа Бога у источника воды в пустыне, у источника на пути сурском. Быт.16:8 И сказал ей ангел Господень: Агарь, служанка Сары, откуда идешь, и куда пойдешь? И сказала: от лица Сары госпожи моей я бегу. Быт.16:9 Сказал же ей ангел Господень: возвратись к госпоже твоей, и приклонись под руки ея. Быт.16:10 И сказал ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от многочисленности. Быт.16:11 И сказал ей ангел Господень: вот ты во чреве имеешь, и родишь сына, и наречешь имя ему Исмаил, ибо внял Господь смирению твоему. Быт.16:12 Он будет полевый человек: руки его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всех братий своих поселится. Быт.16:13 И нарекла Агарь имя Господа, говорившого с нею: Ты Бог видевший меня! ибо сказала: пред собою я видела Явившагося мне. Быт.16:14 Посему назвала колодезь тот колодезем, пред которым видела [[Бир – лахай – рои.]]. Он вот между Кадисом и между Варадом. Быт.16:15 И родила Агарь Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила ему Агарь, Исмаил. Быт.16:16 Авраму же было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Исмаила Авраму. Глава 17 Быт.17:1 Был же Аврам лет девяноста девяти, и явился Господь Авраму, и сказал ему: Я есмь Бог твой, угождай предо Мною, и будь непорочен. Быт.17:2 И поставлю завет мой между Мною и между тобою, и вельми размножу тебя. Быт.17:3 И пал Аврам на лице свое; и глаголал ему Бог, говоря: это Я! Вот завет мой с тобою: ты будешь отец множества народов. Быт.17:5 И уже не будет зваться имя твое Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом многих народов поставил Я тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 11:29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; Сара по Быт. 20была сестра Авраму, т. е. дочь отца его, но не дочь матери его. имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. Быт. 11:30 И Сара была неплодна и бездетна. Быт. 11:31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, Вероятно, Харран близ Едессы, где погиб Красс в битве против парфян (см. Плутарха жизнеописание Красса 26, 27, 28). они остановились там. Быт. 11:32 И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране. История Фарры доводится здесь до конца для того, чтобы с следующей главы сосредоточить всё внимание на Аврааме. Глава XII. Призвание Аврама, путешествие из Харрана в Ханаан, голод; путешествие в Египет Быт. 12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; М. Филарет замечает, что повеление, данное Богом, не определяет той стороны, в которую должен был направиться Аврам, упоминание в Быт. 11о земле Ханаанской есть только указание летописца, а не повеление, известное Аврааму и Фарре. Повеление Божие Авраму было дано не в Харране, где временно остановилось семейство Фарры, а в Уре Халдейском, как видно из Быт. 15:7 . Ясно, что важнейшим актом повеления было выселение Аврама из развратной среды, но земля, обещанная ему, была ещё для него неизвестна. Таково толкование и Талмуда, и книги Праведного (Сефер Яшар; см. главу «Ной»). Из Ура вышел не только Аврам, но и всё семейство его, и только в Харран – или потому, что Фарра умер, или потому, что не хотел идти далее. Аврам оставил отеческий дом и шёл далее, доколе не получил опять Божии повеления ( Быт. 12:7 ). Быт. 12 и Я произведу от тебя великий народ, И физически (измаильтяне, идумеи, амалекитяне, Израиль), и нравственно, ибо все верующие суть наследники Авраама ( Гал. 3:7, 9, 14, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В НЗ обрезание заменено крещением ( Деян. 15 )» . Следует также отметить интересный момент. Членом избранного народа может быть не только потомок, родственник Авраама, но и вообще любой человек: «рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени». «Обетования завета распространялись на всех людей, имеющих духовную общность с Авраамом» . Это служит своего рода ответом тем, кто твердо убежден, что Земля Обетованная была уготована исключительно прямым потомкам Сима (и Евера). А в новозаветное время вопрос о «родовой гарантии» обретения Царствия Небесного разрешает Иоанн Креститель: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф. 3:7-9 ). «Игра арамейских слов — “банайя” (сыновья) и “абнайя” (камни) — доносит до нас подлинную речь Иоанна. Он обличает людей, считавших принадлежность к народу Божию гарантией небесного благоволения» . Сара также получает новое имя — Сарра. «Согласно народному пониманию Сара и Сарра — две формы имени, означающего “княгиня”. Сарра будет матерью царей» . Но после обещания Бога, относящегося к Сарре: «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее», — Авраам не мог поверить в услышанное: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» «Смех Авраама и Сарры (18:12; ср. 21:6) происходит от удивления этим, казалось бы, невероятным, обетованием. В ответ Бог исполняет предреченное Им и велит Аврааму дать сыну имя Исаак, сокращенную форму слов “Бог улыбнулся” или “Да улыбнется Бог” (несов. форма), то есть “Да будет благосклонен”» . Этот стих говорит о том, что иногда даже патриархи веры не могли до конца представить неизреченную степень могущества Бога.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Великое обещание было подтверждено заветом, заключенным по обряду того времени при посредстве рассеченных животных, и во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь сделал откровение о дальнейшей судьбе его потомства, именно, «что оно в течение четырехсот лет будет в рабстве и унижении в чужой земле, но выйдет оттуда с большим богатством, возвратится в землю обетованную, и она отдана будет ему во владение – «от реки Египетской до великой реки Евфрата». Все эти обетования требовали от Аврама великой веры, потому что осуществлению их противоречила действительность. Аврам уже приближался к преклонным летам, а все еще был бездетным. Бесплодная и менее участия принимавшая в этих обетованиях Сара, чтобы не оставить своего мужа совершенно без потомства, отдала ему свою служанку Агарь египтянку, в наложницу 30 . Последняя, однако, скоро возбудила ревность в своей госпоже, и Сара стала притеснять ее, так что она убежала от нее в пустыню. Но там явился ей «ангел Господень», который велел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей, обещав ей в то же время многочисленное потомство от имеющего родиться у нее сына Измаила. «Он будет, сказал ангел, между людьми как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих». Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда Агарь родила ему сына Измаила, но его вера должна была испытываться еще в течении четырнадцати лет, когда опять подтверждено ему было прежнее обетование новым торжественным уверением в многочисленности потомства, в знак чего Господь повелел ему отныне называться Авраамом – «Отцом множества народов», а Саре дал имя Сарры, как матери многочисленного потомства. Но вера Авраама как бы отчасти уже поколебалась: «он пал на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» и просил, чтобы хотя жив был Измаил. Тогда Господь сказал ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак (смех).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010