Есть история про некоего человека, который вообразил, что полностью очистился от греха, и ветхий Адам в нем совершенно умер. Кто-то из его знакомых внезапно вылил ему на голову ведро воды. Тот пришел в ярость от такой хамской выходки. “Ну вот видишь – сказал ему этот знакомый – ветхий Адам в тебе не умер. Он только немного задремал, и проснулся от ведра воды”. Хамские, возмутительные, кощунственные выходки Фемен, как внезапный резкий толчок, поднимают со дна душ, то, что там было накоплено. Или скорбь и печаль о таком горьком помрачении молодых женщин, которые могли бы вступить в брак, жить в любви, растить детей, но свернули на путь злобы и отчаяния, или, напротив, ярость и ненависть. И трагическая смерть Оксаны – это тоже такой резкий толчок, который выплескивает содержание человеческих сердец. И часто там оказывается вовсе не Евангелие. Там оказывается такое представление о Боге, которое является проекцией худших человеческих качеств. И нам очень важно напомнить себе и другим, что Евангелие – это не весть о том, что Бог хочет отправить грешников в ад. Это весть о том, что Бог непрестанно ищет спасти грешников от ада, куда они, в своем безумии и ослеплении, устремляются сами. Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим.2:4) “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” (Иез.18:23) Как говорит Господь Иисус, “Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Матф.18:12-14). Смерть человека от собственной руки, в неверии, нераскаянии и отчаянии – это нечто абсолютно противное воле Бога. Выражать тут радость или хотя бы удовлетворение – значит сорадоваться бесам. Небеса радуются о спасении грешников; об их гибели радуются в аду. Люди, которые восклицают, “поделом” или “так ей и надо” и тому подобное, сопричисляют себя к аду, а не к раю. Если люди не поняли даже этого – значит, увы, Евангелие их еще не достигло.

http://radonezh.ru/2018/07/25/bog-hochet...

Желания всегда возвращаются в сердце Где бы ни бегала лиса, она всегда возвращается в свою нору, Стрижи весной летят на старые гнезда, Каждая пчела знает свой улей, Где бы ни блуждали желания человека, они всегда возвращаются в сердце. 43. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…» (1Ин. 3:21). Дерзновение к Богу Грабитель в чужой квартире пугается собственной тени, Заяц в лесу страшится и падающего листа, Дикий зверь боится дневного света, Одинокий человек боится самого себя. 44. «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.» (Пс. 24:5). Истину ищи в своем сердце Затерявшиеся очки ищи у себя на лбу, Потерянное ведро найдешь в колодце, Исчезнувшую со стола рыбу увидишь в когтях у кошки, Если ты ищешь Истину, ищи Ее в своем сердце. 45. «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.» (1Ин. 3:24). Узнаем по духу Когда мать берет плачущего младенца на руки, он сразу замолкает, Когда доносится аромат розы, нет нужды говорить, что она расцвела, Когда ребенок заснул, ему не нужно объяснять, что он спит, Когда человек находит Бога, это понятно ему самому. 46. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). Научись чуткости Если столяра толкать под руку, работа будет испорчена, Если водителя поучать в дороге, не миновать аварии, Если кузнецу показывать куда ему бить, можно лишиться пальца, Если только говорить и не слушать, не найдешь собеседника. 47. «…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4). Опьянение миром Когда собака гонится за зайцем, ее не собьешь со следа, Когда кот играет с пойманной мышью, его не подманишь рыбой, Когда медведь добирается до меда, он теряет всякий страх, Когда богач видит деньги, он забывает обо всем на свете. 48. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18). Плод правды Если не хочешь ничего терять – ничем не владей,

http://isihazm.ru/1/?id=104

Закончив свои дела, отец вышел во двор к сыну, который внимательно вглядывался в ночное небо. – «Папа, вот она?» – указал рукой на звезду мальчик. – «Да, сынок. А почему ты спрашиваешь?» – «Потому что еще не совсем уверен, что это именно она.» – «Когда ты привыкнешь быстро находить Полярную звезду, малыш, – улыбнулся отец, – тогда ты уже никогда не будешь сомневаться в том, она это или нет». 72. «…Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» (Ин. 4:14). Двое друзей и пастух Два друга заблудились летом в горах. Вода у них закончилась, и они сильно страдали от жажды. Неожиданно путники вышли к хижине пастуха, который вынес им ведро чистой и прохладной воды. Они зачерпнули по кружке и стали пить. Один из друзей пил быстро и большими глотками, а другой – маленькими, понемногу, не спеша. Напившись, тот, что пил маленькими глотками, спросил своего друга: «Ты почему так быстро пьешь воду?» – «Чтобы побыстрее напиться. А ты почему пьешь понемногу?» – «Чтобы продлить удовольствие от хорошей воды». Они заспорили между собой, как лучше пить воду? Пастух, услышав их спор, примирил друзей: «Оба способа хороши, – сказал он, – ведь главное – это утолить жажду, а как – это личное дело каждого». 73. «Я был нем и безгласен, и молчал [даже] о добром…» (Пс. 38:3). Легко Легко дышать в комнате, где нет хлама, Легко идти по дороге, без лишнего груза, Легко молчать, когда прекратишь пустословить, Легко и радостно сердцу, в котором нет недобрых мыслей. 74. «Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.» (Пс. 138:5). Познать Истину Дурная мысль может прийти и в храме, Добрая мысль может посетить и в темнице. Впасть в заблуждение можно и рядом со святыми, Познать Истину можно и среди разбойников. 75. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10:37). Побег из дома Два подростка убежали из дома, чтобы пожить на свободе. Прошло пол дня, мальчикам захотелось есть и они воспомнили о доме. – «А как, наверное, переживают наши родители» – сказал один из подростков. – «Верно, очень их жалко. Что-то они сейчас делают?» – заметил другой. – «Как, что делают? Обедают, наверное». Ребята помолчали. «Да и без друзей немного скучно. Интересно, где они сейчас?» – «Как, где? Тоже обедают, что же им еще делать». Подростки переглянулись и один из них предложил: «Знаешь, свобода всегда может подождать, а обед – нет. Бежим домой».

http://isihazm.ru/1/?id=121

заткнись перед лицом Господа Бога. Умолкни. Можно по-разному это сформулировать, мягче или жёстче, но смысл тот же: закрой рот. «Ибо близок день Господень» -  т. е. не придумывай себе оправданий. Примерно в этом духе говорил Иоанн Предтеча. Когда фарисеи и саддукеи приходили к нему посмотреть на него, послушать его, поспрашивать его, то он сказал им: «Змеи, порождение ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» В бедной Украине, помню, такие были случаи - когда я акцентировал внимание людей на словах Предтечи, то многие возмущались и обижались: «Что он такое говорит? Евангелие - это книга любви. Что за грубости такие? Какие-то змеи, ехидны... Зачем об этом проповедовать?» «Кто вам внушил бежать от лица будущего гнева? - говорю, - если не покаетесь, все так же погибнете». Прошли какие-то полтора-два года, оно пришло. Поэтому, слушающий, да разумеет. «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать». Обещает посетить князей, сыновей царя, всех одевающихся в одежду иноплеменников... Слышите? - «одевающихся в одежду иноплеменников», - т. е. перенимающих чужие обряды, перенимающих чужой стиль жизни, влюблённых в чужую жизнь. У нас множество людей больны влюблённостью в чужой образ жизни. Это некие духовные прелюбодеи. Их ожидают посещения некоторые: «Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог», - это значит, соблюдают языческие обряды.  Вот, говорят: «через порог не передавать», «на порог не становиться». Потому, что есть «божество порога», некое священное понятие «порога». Всех перепрыгивающих через порог, плюющих на пустое ведро, боящихся чёрной кошки (всё в одном ряду) - «Посещу всех их». «И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: " не делает Господь ни добра, ни зла " ». Вот как. «Со светильником осмотрю Иерусалим...» Не читавшие Библии, но читавшие другие книги, быть может, помнят, что был такой Диоген, циник (т. е.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

И никакая чужая мысль не может быть правильной, если она противоречит откровению Божию. Это тоже очень важно, потому что многие люди говорят, что мы должны уважать мнение окружающих. А христиане спрашивают: «А почему?» С точки зрения здравого смысла, объясните мне, почему я должен уважать точку зрения окружающих? Это ни на чем не основано. Точка зрения окружающих и окружающие – это совершенно разные вещи. Например, ко мне приходит друг-алкоголик, пытается войти в храм и не может, так как считает, что дверь находится рядом с реальной дверью. Я что его точку зрения должен уважать? Я не буду уважать его точку зрения! Сначала я его в себя приведу, ведро холодной воды на голову вылью, затем введу в храм, усажу его, а когда придет в себя, то мы побеседуем. Если мы не уважаем точку зрения окружающих, это не значит, что мы не уважаем окружающих. Ложь недостойна уважения, она этого не заслуживает, а тот человек, который ее уважает, совершает очень тяжелый грех. Бог говорит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» ( Ис. 5:20 ). Это действительно проклятье Божие. Второе условие правильного функционирования разума: «Не доверяй мнению окружающих, если оно противоречит Божьему». Не важно, сколько этих окружающих, пускай хоть вся планета, от количества нулей их качество не изменится. Мы с вами приходим к тому, что у нас есть фундамент – абсолютная истина, независимая ни от чего. Это Откровение Божие, понимаемое, согласно учению Православной Церкви, согласно учению святых, у которых по всем вопросам, всегда и везде было одинаковое мнение. Писание и Предание должны быть реализованы нами в реалиях нашей жизни. Далее используем знания, которые мы получили в школе, в университете, от знакомых, мы их все должны проверить эталоном истины. Но знание само по себе не способно построить дом, как говорил апостол Павел: «Знание надмевает, а любовь назидает» ( 1 Кор. 8:1 ). Поэтому обязательным условием правильного усвоения знания человеком является любовь к Богу и ближнему. Без этого наш разум не будет построен. Все знания должны быть иерархичными. Нельзя одновременно развивать и душу, и тело, потому что есть единая энергия нашего существа, которая проявляется и в душевности, и в телесности. Если мы сильно много в тело вложим, то у нас будет страдать душа. Поэтому необходимо все поставить на свое место. Есть место тела, которое хорошо работает, подчиняясь разуму. Есть место души, и есть место духа. Разум или дух, по святым отцам, должен быть подчинен Богу, наши чувства и воля должны быть подчинены душе, а наше тело должно быть подчинено воле и чувствам.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Имея точные сведения о всех совершенных Иисусом чудесах, но приписывая их диавольской силе, фарисеи и саддукеи начали спорить с Ним и требовали, чтобы Он показал им знамение от Бога, с неба. Требование это объяснялось как бы желанием их уверовать в Иисуса, если Сам Бог знамением с неба подтвердит им, что Иисус — действительно Мессия. На самом же деле, они лицемерили: они уверены были, что Иисус, ради удовлетворения их любопытства, не даст и теперь им никакого знамения с неба, как не давал и прежде, а это, по их мнению, даст им повод разглашать в народе, что Иисус, не могущий дать знамения с неба, не может быть признан Мессией; а потому они и настаивали на своей просьбе. Зная их лукавые помышления, Иисус с грустью посмотрел на них, глубоко вздохнул и как бы про Себя сказал: для чего род сей требует знамения? Обличение их в лицемерии То время изобиловало поразительными знамениями: седьмины Данииловы окончились; скипетр отошел от потомства Иуды; евреи подчинены языческому царю и ждут обещанного Избавителя; пришел Иоанн в духе и силе Илии приготовить путь Господу; явился Иисус и Своими делами осуществил все, что возвещали пророки о Мессии. Вот знамения, по которым знакомые с Писанием должны были узнать, что наступившее время есть действительно время пришествия Мессии! Но фарисеи и саддукеи настолько ослеплены были своими превратными понятиями о Мессии, что потеряли способность различать эти знамения времен. Хотя они привыкли по известным признакам судить о будущем, например, о предстоящей погоде, и вечером, видя красное небо, говорят: завтра будет ведро, а поутру, видя багровое небо, говорят: сегодня будет ненастье... и потому должны были бы по известным им признакам (знамениям) узнать и наступление времени Мессии, но упорно не хотят узнать. Лицемеры! сказал им Иисус, различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф. 16, 3). Затем, обращаясь, по-видимому, к окружающим Его, а не к фарисеям и саддукеям, Он сказал: Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

«Интересно, — подумал Никонов, — а чтобы бы было, если бы я отдал Пантелея Садальскому?» Мысль ещё не успела зависнуть, а ответ пришёл в образе Понтия Пилата, умывающего руки. Думать во время боя можно, но лучше быстро и чтобы мысль продолжалась правильным движением. Но Олег не стрелял по людям, поэтому позволил себе расслабиться. Он стал реже перебегать от одного окна к другому, а с того момента, как замолчал автомат Макара, он перестал прислушиваться, потому что автомат Старого молотил так, будто у него с собой было ведро патронов или один нескончаемый магазин. Он не видел, как к больнице подрулил, став в проулке, чёрный джип, из которого появился Садальский. Не видел, как тот что-то говорил собранным Эдиком бойцам, а потом выбросил руку в сторону больницы и с кисти его сорвался огненный шар и полетел в направлении окна, где отстреливался Старый. После этого бойцы, как зомби, не побежали, а пошли в полный рост в атаку, почти не стреляя. Этого Никонов не видел, как не видел срикошетившую пулю, которая вошла в его сердце даже не остриём, а плашмя, уже и не пулей в полном понимании этого слова, а куском гнутого металла, отчего в груди стало нестерпимо больно. Так больно, что и подумать напоследок ни о чём не получилось. Если бы кто-то заглянул в задумчивые и даже не казавшиеся мёртвыми глаза Никонова, то увидел бы, как Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного ( Отк. 16:12 ). Он замер, как в ту ночь перед телевизором, наблюдая, как танки пересекают пересохшее русло Евфрата, поднимая клубы пыли, и над ними парят, зависая в этих клубах, вертолёты, похожие на огромную чёрную железную саранчу. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Отк. 16:13-16 ).

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31–33). Терпи, чадо, и шествуй путем скорбей; покой телесный и ослабление в мире сем рождают вечную казнь, а умерщвление тела готовит покой бесконечный. Не послушал брат сих увещаний преподобного, оставил его и ушел в лавру. По его уходе, явился к преподобному некий человек, совершенно неизвестный ему; осёл его был навьючен многим добром: были здесь хлебы чистые и тёплые, вино и елей, сыры свежие, яйца и ведро мёда. Всё это пришедший человек положил перед Иоанном и тотчас удалился. Видя в сем Божие посещение, преподобный радостно благодарил Бога. Брат же, ушедший в лавру, сбился с дороги, три дни блуждал по пустыне и непроходимым местам, весьма устал и, голодный и жаждущий, в изнеможении от трудной ходьбы, едва мог найти снова убежище преподобного. Удивился он обилию брашен и питий, ниспосланных от Бога на праздник преподобному; стыдясь своего маловерия, не смея смотреть в глаза святому старцу; он упал к ногам его и просил прощения. Святой простил его и сказал: — Убедись, брат, что Бог может уготовать трапезу и в пустыне рабам Своим. В то время Аламундарь, вождь сарацынский подвластный Персии, вторгся в Аравию и Палестину, с великим ожесточением нападая на жителей и захватывая их в плен. Множество варваров рассеялось тогда по пустыне, где пребывал Иоанн, и прошла весть по монастырям, чтобы были готовы встретить нашествие варваров. Отцы великой лавры дали знать о варварах Иоанну Молчальнику и советовали ему возвратиться в лавру и пребывать в его келлии. Но блаженный Иоанн, хотя отчасти и боялся варваров, всё же не хотел оставить безмолвного своего пребывания в пустыне. Он говорил в себе: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26:1). Если же Господь не защищает меня, ни заботится обо мне, то зачем мне и жить?» И, в таком уповании на помощь Вышнего, он остался на месте своем без колебания. Бог же, пекущийся всегда о рабах Своих и сохраняющий их во всех путях их, пожелал и сего угодника Своего соблюсти здравым и невредимым, и послал ему стражем льва великого и страшного, который неотступно днем и ночью стерег его; и сколько раз варвары ни нападали на святого, всегда этот лев с великой яростью устремлялся на них, поражал и обращал в бегство, а блаженный Иоанн благодарил Бога, «ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою… Ничего более революционного я не читал с тех пор, как перестал читать анархическую литературу. Я понял, что это знак, и мне нужно «идти в святилище». На следующий день я поехал в область, к двум дорогим мне монахам. У них я воцерковлялся все время, пока они были в городе. Потом они уехали восстанавливать монастырь. Я рассказал им свои злоключения. Один из них сказал: — Я еще слишком зелен и малоопытен, чтобы что-то посоветовать тебе. Но я обещаю, что помолюсь, мы отслужим молебен. Не волнуйся, езжай назад, Господь тебя не оставит. Конечно, я был несколько разочарован таким ответом. Мне хотелось простого и понятного ответа. Но я был глуп в своем маловерии, я был как скот перед Тобою . Развязка была совершенно непредсказуема, и наступила она буквально через пару дней. Один из рабочих, который на сельской остановке зацепился языком со случайным местным жителем, узнал, что его соседка видела, как рано утром один из наших рабочих нес ведро с краской. Нашли соседку, нашли пропажу. По описанию вора мы поняли, что это был Сергей. Он ночью, пока все спали, тихо зашел на склад, открыл окно и выставил наружу краску. Окно он закрывать не стал, чтобы думали, что кто-то влез снаружи. Так он мне решил отомстить за разбитый нос. А потом уехал, от греха подальше, и больше на стройке не появлялся. — Мы с ним разберемся, — сказал бригадир. — Мало ты ему дал, — сказал Витя. После той драки с Сергеем Витя перестал меня подкалывать, и вообще как-то внутренне переменил ко мне отношение. Мы расстались почти приятелями. А нашу бригаду тогда действительно обманули, мотивировав это тем, что их, в свою очередь, обманул кто-то наверху. Сейчас те суммы мне кажутся смешными. И уж тем более они не стоят того житейского опыта, который я приобрел. Опыта собственной слабости, опыта маловерия, опыта монашеской молитвы. Слава Богу за все!

http://foma.ru/72-psalom.html

Кто наблюдает ветер, тому не сеять, И кто смотрит на облака, тому не жать.... гл. 12:1–7: И помни Создателя твоего во дни молодости твоей. Пока не пришли злые дни, И не наступили годы, о которых скажешь: не люблю я их. Пока не померкли солнце и свет, И месяц и звезды, И не нашли новые тучи в след за дождем. В тот день, как задрожат стражи дома, И согнутся мужи сильные, И мололыцицы перестанут молоть, потому что их не много осталось, И помрачатся смотрящие чрез окна; И запрутся двери на улицу, Поскольку голос мельницы затихнет; И будет вставать человек при первом голосе птички, И замолкнут все дщери пения; И высокаго места будешь бояться, И на дороге дрожать; И зацветет миндальное дерево, и утомится кузнечик, И станет бездейственным кипарис, – Потому что отходит человек на вечный дом свой, И на улице готовы окружить его плакальщицы; – Пока не порвалась серебряная цепочка, И не разбилась золотая лампадка, И не разбилось ведро у источника, И не обрушилось колесо над колодцем. И возвратится прах в землю, где он был; А дух возвратится к Богу, который дал его. Но таких мест в кн. Екклесиаст весьма немного, и они только редко достигают полета и полноты древней поэзии. «Скептицизм», говорит Мейер, – «гроб всякой поэзии. Поэзия любит полную, свежую жизнь, и должна быть в силе воодушевляться всем добрым и прекрасным. Но какое воодушевление остается Екклесиасту, который во всем находит только пустоту и ничтожество? ....      При тогдашнем скептическом направлении ума недоставало народу наивности и откровенности – с одной стороны, с другой – созерцания поэтического идеала. Под продолжающеюся тяжестью времени мало по малу установился совершенно тощий, прозаически, болезненно-критический взгляд на жизнь. Это выражается уже в кн. Екклесиаст. Здесь нет собственно поэтического дуновения, нет никакой идеальной черты, которая произвела бы более красивую форму. Скорее можно сказать, что все изложение нисходит часто до простой прозы» 48 . Конечно, на основании этих слов Мейера нельзя еще доказывать того, чтобы в век Екклесиаста не возможна была никакая поэзия, тем более, что с Мейером мы расходимся в определении времени происхождения книги Екклесиаст 49 ; но верна та мысль Мейера, что скептические 50 рассуждения автора, общие абстрактные мысли строгого мыслителя, его обращения к истории и вставка в кратких чертах исторического по форме содержания в свое рассуждение, опровержение противных взглядов, – уже это могло затруднить чистое течение поэтической мысли автора; он по необходимости должен был разбивать оковы поэзии и не подчиняться строгим законам строения стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010