Во время засухи и пожаров Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого бедствия 30 июля, 2010 Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого бедствия Фрагмент статьи: Иконография чрезвычайных ситуаций Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого От бездождия страдала вся природа: «Также и звери видяху по селом хожаху и по градом, смешающеся со человеки медведи, волцы, лисицы и прочия звери. Сухмень же быть тогда велика и зной и жар… Болота высошхи горяху, и земля горяше. И бысть страх и трепет на всех человецех…». Разумеется, усердно молились в такие дни русские люди. Особые песнопения и кондаки для подобных дней появились уже b V—VI вв. Известен кондак преподобного Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста). В константинопольской практике кондаки исполнялись после всенощного бдения. В русских богослужебных книгах имеются особые чинопоследования, которые относятся к стихийным бедствиям. В Большом Требнике содержится общее последование для молений во время стихийных бедствий (»Последование в различные литии и бдения молебнов»), а также особые чины для пения во время «бездождия» (т.е. засухи), «безведрия» (когда нет сухой погоды и идут сильные затяжные дожди); в «страхе труса»; эпидемий; также приведены отдельные молитвы на «прещение» громов и молний, против «злорастворения» ветров и морской бури. Не забыты и бессловесные твари: в Дополнительном Требнике содержится особое последование «во время губительного мора

http://pravmir.ru/vo-vremya-zasuxi-i-poz...

Закрыть itemscope itemtype="" > По следам прочитанной книги Александра Богатырева «Ведро незабудок» 26.01.2016 812 Время на чтение 4 минуты Честно говоря, я был обескуражен. Хотел написать «потрясен», но слово тошнотворно-выспреннее и не отражает даже части впечатлений от встречи... Я знал, что Александр Владимирович - замечательный режиссер и сценарист невиданного количества очень хороших фильмов, независимо от того, про православие он снимал или нет. Но чтобы человек оставался осязаемым как зрение, как прикосновение на бумаге, оставаясь живым между черными значками на белой бумаге, настоящим до боли в пальцах и глубине внутреннего человека! Таков небывалый терапевтический эффект от его литературы. Мы были знакомы с Александром Владимировичем по совместному участию в жюри международного фестиваля «Радонеж». И мне казалось, что я хорошо представляю искусные труды, в которых он принимал участие. Ну, на что это похоже? Это похоже на изумление от обнажающей искренности. Вначале представляется, что это просто зарисовки из мимотекущей жизни, но постепенно открывается вся красота мира образов этих рассказов. Я проглотил книгу целиком за вечер. Но у меня было ощущение, что эти часы пролетели как одно мгновение и были чрезвычайно насыщенными. Потому что автор открыл такие смыслы, такие отношения между людьми, что, даже перечитывая рассказы, будешь задавать себе новые и новые вопросы и открывать новые смыслы. Книги Богатырева довольно особенные. И не только из-за пережитых трагических для Церкви советского времени, когда за одну ночь перед визитом сотрудников КГБ автором судорожно уничтожался целый архив рассказов, стихов и пьес. Времени, когда жизнь гонимой церкви была как абсурдная пьеса, но только не для христиан. Иногда автор дурачится, перекидывая из ладони в ладонь события и смешивая их с буквами. Иногда эта книга - действительно страшная: описываются в ней не только комичные ситуации и глубокие мудрствования, но и безмерно тяжелые события. У Богатырева очень явственен этот таинственный закон жизни: самая большая радость дается именно через страдание, парадоксальным преображением скорби; без скорби просто не высвобождается это пространство радости и благодарности. Но даже то, что я читаю сегодня, воспринимается как настоящая Встреча не только с автором, но и с Богом. Александр Владимирович - как тонкая перчатка на руке хирурга, иногда такая тонкая, что, кажется, чувствуешь папиллярный рисунок на пальцах Бога.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Первое, что бросалось в глаза пришедшим в храм мученицы Татианы в этот зимний вечер, – роскошный букет полевых цветов в ведерке из золотой фольги, напоминающий о названии книги – «Ведро незабудок» – и вообще сыгравший роль своего рода знакового эпитета, отражающего замысел книги и личность самого автора. Александр Богатырев пообещал раздать каждому гостю по веточке от радостного букета, что и выполнил в конце вечера, подписывая книги на память. Тема Промысла Божиего угадывалась в каждой истории, услышанной в тот вечер. Что неудивительно: «зеленая серия надежды», в которой представлена книга А. Богатырева, повествует об удивительном попечении Бога в жизни человека. Главная мысль книги «Ведро незабудок»: там, где человек отвергает Бога, жизнь превращается в бессмысленную гонку за призраками богатства, славы и удовольствий, приводящую к неизбежному тупику и личным трагедиям. Кино и литература Тема кино органично влилась в презентацию книги Александра Богатырева, известного своими авторскими фильмами и сюжетами. В конце вечера был запланирован просмотр одного из них. Ведущий вечера настоятель домового храма МГУ протоиерей Владимир Вигилянский представил публике драматурга, режиссера-документалиста, кинокритика, публициста, прозаика Александра Богатырева в первую очередь как своего друга, чем задал общую тональность мероприятию как встречи старых друзей. – Говорю сейчас с трепетом, – признался отец Владимир, – потому что, когда столько лет знаешь человека, сколько я знаю автора, становится не по себе, ведь этого хватило бы на несколько жизней. Это своего рода уникальное духовное родство, наши семьи знают друг друга очень давно. И хотя мы седые уже и внуков нянчим, но – и я всегда поражаюсь этому – Александр Владимирович полон энергии, молодости – он человек, который трепещет перед каждым своим творческим делом, горит им. И вот вышла его книга художественной прозы. И хотя она написана на основе реальных историй, это, безусловно, художественная литература, где удачно распределились таланты автора. С одной стороны, проявившиеся в кино – по его сценариям было снято около 30 фильмов, в которых отразился его зоркий глаз, поскольку он видит избирательно не только красоту, но и сердце мира или же его отсутствие. С другой стороны, в прозе – это ухо: как он слышит этот мир. Это поразительно, потому что собственно авторского текста, придуманного, в его прозе очень мало. На 70 процентов творчество Богатырева состоит из того, что он слышит, запоминает и излагает потом в своей прозе. Его герои – это собеседники, люди с живым, индивидуальным языком, мировоззрением, которое Александр Владимирович может мастерски передать. Вот это сочетание глаза и уха, которые распределились по видам искусства – в кино и литературе – и взаимодополнимы, и создают тот образ творца, который являет Александр Богатырев .

http://pravoslavie.ru/66817.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  3.9 из  5) Грех малым не бывает Вечер на Николу Летнего выдался теплым и тихим. По случаю именин отца Николая прихожане его храма устроили во дворе церковного дома праздничную трапезу. Был еще один именинник — молоденький монах, приехавший со своим игуменом Мефодием погостить к отцу Николаю. Собственно, они приехали, чтобы помолиться в тишине в горах и собрать там лечебные травы. Отец Мефодий был большим знатоком трав и уже давно занимался лечением братии своего монастыря. К отцу Николаю, построившему церковь в горном поселке, он приехал в третий раз. Они переписывались не по электронной почте, а по старинке: на бумаге. Писем никто из местных жителей не писал и не получал. Единственным занятием почтальона была доставка пенсий старикам. И лишь к отцу Николаю время от времени он заходил с пухлым конвертом. Это были интересные письма. Они обменивались мнениями о происходящих в Церкви событиях, просили друг у друга советов. Отец Николай давно собирался в монастырь. Служить монаху на приходе не просто. Особенно трудно разбирать семейные и молодежные проблемы. Женщин на приходе много. У каждой свой норов. Обидится одна на другую, и пошло-поехало. Начнет союзниц искать, интриговать, козни строить. Дело выеденного яйца не стоит, а весь приход лихорадит. Какой уж тут дух любви! Отец Мефодий до ухода в монастырь 15 лет служил на приходе. Его советы были очень ценны. У него был не только большой опыт, но и дар духовного рассуждения. Он иногда делал пространные выписки из святых отцов, чтобы подтвердить тот или иной совет. Несколько раз присылал книги, изданные небольшим тиражом, которые трудно было достать в провинции. Отец Николай в долгу не оставался: посылал своему другу горный мед и сушеные южные фрукты. В день именин молодой монах Николай вместе с отцом Мефодием спустились с гор. Они принесли Николаю-старшему огромный букет альпийских цветов и целое ведро сморчков и строчков. Пока отец Николай готовил из грибов то, что он называл «соусом», молодой Николай вместе с отцом Мефодием парились в бане. Потом отец Николай открыл банку с айвовым вареньем: нужно было удивить северных гостей экзотическим пирогом. Пирогов с айвой здесь никто не пек. Отчего же не попробовать?! Чем айва хуже яблок?

http://azbyka.ru/fiction/vedro-nezabudok...

     Два года назад, именно Прощеным воскресеньем вспыхнул у нас в ленте социальной сети Facebook ожесточенный спор, окончившийся вполне традиционно: одна из его участниц вместо прощения вылила мне на голову ведро кипятка и забанила меня навсегда. А ведь неглупый совсем даже человек, филолог, литератор… До сих пор не очень хорошо понимаю, чем я вызвала раздражение этой женщины. Я лишь попыталась корректно возразить ей и объяснить, в чем смысл этой старинной благочестивой традиции — просить друг у друга прощения перед Великим постом. Совершенно ни в чем ее не обвиняя, вообще не задевая ее личности. Ей представлялось, что Прощеное воскресенье — это некий лицемерный и ханжеский ритуал. «Можно сколько угодно пакостить ближнему,— раздраженно стучала она по клавишам,— а потом сказать " Прости меня " , и ты опять чистенький, как младенец. Прямо умиление сплошное…». Из не совсем внятного текста можно-таки было уяснить, что кто-то из верующих воцерковленных людей эту женщину обидел, причем давно, а прощения попросил — только в это воскресенье, чем и вызвал негодование: ханжа, лицемер, фарисей, где ты раньше был со своим «простите»?! Меж тем Прощеное воскресенье — это действительно особый день. В этот день мы, при всем нашем вопиющем несовершенстве, ясно видим необходимость быть другими — лучшими, чем мы есть; и именно поэтому пересматриваем все наши споры, конфликты, все те не слишком приятные ситуации, которые, так или иначе, складывались у нас с окружающими людьми. И понимаем, что не можем вот так это оставить. Поэтому, если человек накануне начала поста попросил прощения за то, за что не просил его в течение многих месяцев, да хотя бы и лет — нужно не сердиться, а радоваться за человека, для которого Прощеное воскресенье стало — не ритуалом, и не традицией даже, а реальным событием его духовной жизни. О том, как возникла традиция Прощеного воскресенья, рассказывает житие Марии Египетской, то самое, которое читается в храмах на пятой седмице Великого поста: «В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви.

http://pravoslavie.ru/110795.html

А.В. Попов К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвящ. Иннокентия в сане Епископа Алеутского 27 Сентября 1841 г. Из «Иннокентиевского» архива: 1) Дело о назначении священника И. Вениаминова в Америку на остров Уналашку; 2) Первое – 8-месячное – пребывание в Ситхе о. Вениаминова (Окт. 1823 до Июля 1824 г.). 16 Марта 1822 г. был послан указ Святейшего Синода на имя Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, с предписанием избрать из духовенства священника на остров Уналашку в Америке; при этом сообщалось, что священник будет получать 1 200 руб. жалованья в год, пользоваться «пожертвованиями доброхотных дателей и жизнь свою будет проводить в достатке», а именно, от компании будет выдаваться ему ежегодно: 30 пуд. муки ржаной, 10 п. пшеничной, 3 п. булок, 5 п. сухарей ржаных, 5 п. крупы, 3 п. масла коровьего, 1 ведро хлебной водки, 2 1/2 п. табаку черкасского, 2 п. сахару, 10 ф. чаю, 2 1/2п. мыла и 2 1/2п. свечей сальных. Получив указ, Преосвященный Михаил приказал Консистории объявить оный «города Иркутска священникам и диаконам с тем, – не пожелает ли кто из них отправиться в Америку для занятия столь выгодного священнического места в Уналашке». Все, однако, отказались то по слабости здоровья и преклонности лет, то по семейным обстоятельствам, а главное, по отдаленности расстояния; в числе отказавшихся был и священник Иоанн Вениаминов 4 , не пожелавший занять «столь отдаленнейшее место», в чем он и расписался вместе с прочими (впоследствии эта подпись его зачеркнута). Преосвященный отказавшихся уподобил «званным на брак Царя ( Лyk. XIV, 16–24 ) и не пожелавшим придти по причинам, не заслуживающим внимания», и приказал Консистории предложить место в Уналашке духовенству всей епархии (кроме Камчатской), но и из тех никто не пожелал, ссылаясь в оправдание на те же причины, что и Иркутское градское духовенство. Тогда Преосвященный Михаил сдал следующее предложение в Консисторию от 5 февр. 1823 г.: «никто из священно-церковнослужителей в целой епархии не изъявил добровольного согласия быть священником на острове Уналашке; а как некоторые из тех, коих я лично склонял и убеждал к поездке в Америку хотя также не согласились, но не представили никаких на то благословных вин, кроме своего нехотения, которое считаю безрассудным упрямством.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Закрыть itemscope itemtype="" > Небо. Сталевар. Девушка со сверлом Портрет в интерьере 20.10.2010 450 Время на чтение 4 минуты Небо Аустерлица, когда-то остановившее житейский бег героя русской эпопеи, как никогда актуально для современного человека. Бросить взгляд на бегущие облака, на их отражение в реках и каналах, задержаться взглядом на «ином небе» - синем в звёздах куполе храма... Свой взгляд на этот вечный предмет даёт выставка «Небо в искусстве», проходящая в корпусе Бенуа Русского музея. Начинается она со странноватой конструкции из груды деревянных палок, обсиженной тучей птичек и облепленной разноцветным пухом и перьями. «Небеса - не беса» - так обнадёживающе называется эта инсталляция Алёны Аносовой, претендующая на сакральное звучание. А на противоположном конце выставки - подлинная святость: три иконы, объединённые образом небес, «Преображение» и два «Огненных восхождения Ильи Пророка». (Хотя любая икона изначально есть взгляд из мира горнего, из оБóженных небес, на наш, падший земной мир.) Между этими двумя полюсами зритель проскальзывает сквозь гряды облаков и завихрения туч, охватывая почти полтора века изобразительного искусства - не только живописи и скульптуры, но и всевозможных видеопроекций и инсталляций. Вообще авторы этого выставочного проекта перенасытили пространство актуальным искусством, несколько залов заполнены разными по изобретательности «кунштюками» - от видеоарта до концепт-арта. К примеру, дверь с видеопроёмом в небо (так сказать, экран, а в нём облака). Вместо когда-то знаменитого слова neon - слово «небо» как отдельный арт-объект. Цинковое ведро с подсвеченным, будто лазурное небо, днищем (а рядом - ещё несколько проектов талантливых выучеников академической школы И. Говоркова и Е. Губановой). Кстати, интеллектуалу Ивану Говоркову принадлежит отличная формулировка: «Сегодня абсолютно передовым в искусстве считается то, чего не понимает никто, кроме самого создателя», причём создателем нового «художественного текста» может быть уже не только художник, но и искусствовед-интерпретатор, он же куратор выставок, он же арт-критик. Симулякр там правит бал?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть Благословение Иоанна Крестьянкина Владимир Мельник   00:11 13.11.2010 553 Время на чтение 4 минуты БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА У многих верующих людей есть что вспомнить о благодатном старце из Псково-Печерского монастыря - отце Иоанне Крестьянкине. Вот и наша знакомая баба Шура вспоминала, как в советское ещё время решили они с подругой поехать в Печёры и взять благословение отца Иоанна. Рассказ её представляет интерес. «Когда собрались ехать, Зинаида, попутчица моя, говорит: - Я платков вот накупила. - Да зачем тебе столько, что ты с ними делать-то будешь? - В Пскове продам - хоть дорогу оправдаю. А я думаю: куда мне этим заниматься? Торговать я не умею, да и едем-то не на базар, а в монастырь. Вот приехали, пошли на утреннюю службу. После службы выходит отец Иоанн, а народ уже выстроился, ждёт его благословения. Он идёт, благословляет, просфорки раздаёт. Мне тоже дал. Зинаида стоит возле меня - и тоже руку протянула. А отец Иоанн мимо неё проходит. Она ему говорит: - А меня, батюшка, почему не благословляете? - А зачем тебе? Платки ты уже продала, дорогу оправдала». У ИСТОЧНИКА Недавно довелось мне заехать к источнику святителя Николая в одном подмосковном селе. Обычно у источника толпится много народа: кто набирает воду, кто обливается целебной водой в кабинке. А на этот раз я приехал уже вечером, в полной темноте. Храм был закрыт, вокруг ни души, идти нужно через старое кладбище. Когда спустился к источнику, увидел, что кто-то уже набирает воду, подсвечивая себе фонариком. Передавая друг другу ведро и воронку, познакомились. Андрей оказался верующим человеком, из Электроуглей. Вдруг зазвонил мобильный. Андрей стал разговаривать: «Ну и что? Да нет. Нет. Всё нормально». Усмехнулся и положил трубку. Я понял, что звонили ему из машины, которую я видел у ворот храма: беспокоились за него, видя, что к источнику кто-то пошёл. Что ж, время сейчас тревожное, родных можно понять. А мы с Андреем разговорились: - А в храм сюда ходите иногда? Отца Стахия знаете?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

И.П. Ювачев XXII. Праздник Благовещения В Назарете. – Источник Божией Матери. – Всенощная в православном храме. – Приют русских паломников. – Ночью в городе. – Оливковое масло. – Обедня на праздник Благовещения. – Пляска арабов. – Митрополит Фотий. – Два благовещения Деве Марии. На этот раз я вступил в Назарет с северной стороны. У меня было рекомендательное письмо к одному из учителей здешнего пансиона, К. И. Кеназе. Он принял меня в свою семью с чисто восточным гостеприимством. Мне вдвойне было приятно остановиться у любезного учителя: во-первых, я пользовался удобным помещением, а, во-вторых, я мог непосредственно видеть настоящую арабскую жизнь назаретского жителя, так как отец К. И. Кеназе – природный араб, занимающийся здесь торговлею. Диакон не дождался праздника и уехал отсюда в Кайфу. По своей рассеянности он оставил там, в квартире агента, у которого мы ночевали, около девяти сот рублей. Деньги не нашлись, и диакон, говорят, совсем упал духом. Ему посоветовали пожаловаться русскому консулу в Иерусалиме. Не успели паломники отдохнуть с дороги, как поспешили они ко всенощной в греческую церковь . Народу было и без русских очень много, потому что к этому дню, кануну праздника Благовещения, в Назарет съезжаются православные арабы не только из окрестных деревень, но и из дальних городов. До начала службы русские паломники спешили напиться из святого источника Божией Матери в пещере Благовещения. Один арабский мальчик пробрался к колодцу, завладел большим ведром на толстой железной цепочке и стал давать воду за деньги. Народ тискался в беспорядке, вырывал друг у друга ведро, проливал воду на пол, бранился с мальчуганом, требовавшем деньги... Наконец, наш горячий «бедуин» не вынес этого безобразия в таком святом месте и прогнал арабского мальчика. Сильною рукою он быстро доставал воду из глубокого колодца и поил народ, не выпуская из своих рук ведра. Паломники чинно подходили, шли не торопясь, сколько хотели, даже отливали воду в припасенные бутылки. Мы смотрели и удивлялись на своего неутомимого бедуина. Ведь, чрез его руки таким образом прошло более двенадцати сот человек!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010