19 мая 2007 Память св Иова Многострадального. Вчера звонит в прямой эфир радиослушательница и говорит: «Я не понимаю, почему Господь осудил друзей Иова. Они ведь его утешали именно такими словами и аргументами, которые в наших православных книгах даны». И верно! Друзья Иова говорили ему, что он страдает за какие-то грехи (пусть тайные). И что это его еще Господь милостиво наказывает. «Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе, и открыл тебе тайны премудрости, то тебе вдвое больше следовало бы понести. Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» ( Иов 11, 5-6 ). А другой друг говорит: «Ладно, пусть не ты согрешил, но твои дети». И «если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их (8, 4)». Вот такие аргументы. Или ты согрешил, или твои дети… Но все эти аргументы – ничто перед тайной подлинных Замыслов Божиих. И все эти примитивные человеческие попытки понять то, что не дано понять, – гневят Бога. Вот как начинается 38-я глава, когда к Иову «из бури» начинает говорить Сам Господь: «Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?..»» Как удивительно сказано об этих человеческих попытках понять тайну Божию: «Это слова без смысла», омрачающие Провидение. И вот эти взгляды мы действительно можем найти во многих православных книгах… А как на самом деле? В чем тайна страданий Иова? Книга Иова говорит, что знает это только Господь. Нам не надо пытаться понять, да это и невозможно, планы Божии… Нужно просто смиренно переносить все. Без ропота, без истерии. И доверять Всемогущему и Всеблагому Отцу Небесному. Ответа на вопрос о причине страданий в книге Иова нет. Единственный ответ – указание на Всемогущество Божие. Он – знает, Ему – ведомо. А нам – дай сил все перенести. И тогда будешь вознагражден – как Иов, которому было дано много больше, чем у него было. И тут вспоминаются слова египетского подвижника Аввы Евагрия, что доверяющий Богу и терпеливо переносящий скорби «узрит Бога еще в коже сей» (то есть, еще живя на земле). О, Господи! Дай нам такое терпение и веру!

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

  7Припомни, Господи, сынам Эдома тот день Иерусалима, когда они со злобой говорили: «Снести его! Стереть его с лица земли!» Благословен да будет тот, кто воздаст тебе тем же, что сделала ты нам! 9Благословен да будет тот,   ПСАЛОМ 138 (137) Псалом Давида   От всего сердца благодарю Тебя, Господи, 2 Склоняюсь я перед святым Храмом Твоим и с благодарностью имя Твое прославляю 3В тот же день, как воззвал я к Тебе, ответил Ты мне, ободрил меня и силу душе моей дал. 4Да возблагодарят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова из уст Твоих! 5Да воспоют они о дивных путях Господних, ибо слава Господа велика! 6Как ни высоко Господь, а смиренного Он видит и гордеца издали узнаёт.   7Когда хожу я среди опасностей, жизнь мою Ты оберегаешь, какой бы сильной ни была ярость врагов моих. Ты руку Свою простираешь, 8 Верю, исполнит Господь мне обещанное. Вечна, Господь, любовь Твоя неизменная! Не предай забвению дело рук Твоих.   ПСАЛОМ 139 (138) Руководителю хора Псалом Давида   Ты испытал меня, Господи, и знаешь меня. 2Знаешь Ты, когда сажусь я и когда встаю, 3 Иду ли я, отдыхаю ли — всё это у Тебя как на ладони, и Ты хорошо знаешь обо всех путях моих. 4 Слово еще не слетело с языка моего, как оно уже, Господи, Тебе ведомо. 5Спереди и сзади Ты оградил меня и руку Свою на меня возложил. 6Удивительно знание Твое – выше оно моего понимания, не постичь его мне.   7Куда уйду от Духа Твоего? От присутствия Твоего куда укроюсь? 8Взойду ли на небо — Ты там; 9Полечу ль на восток я на крыльях зари, 10и там Ты будешь вести меня и поддерживать правой рукою Своей. 11 Если бы даже сказал я: «Тьма пусть сокроет меня, вместо света пусть ночь окружит», 12но и тьма не темна для Тебя, и ночь так же светла, как и день: сама тьма светом была бы Тебе.   13Всё, что есть во мне, — это Ты создал, соткал меня во чреве матери моей. 14 Славлю Тебя за то, что я так удивительно, так превосходно создан. Дела Твои дивны, и душа моя хорошо это знает. 15Не были сокрыты от Тебя кости мои, когда втайне я был созидаем,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А в услужении у нее было множество рабов и рабынь. Посмеялся блаженный безумию этой женщины и сказал ей: «Напрасно трудишься, не можешь ты прельстить меня тленными вещами этого мира. Пойми это и не трудись напрасно». Она же сказала. «Или ты не знаешь, что ты мне продан? Я никак не отпущу тебя живого, после многих мук смерти тебя предам». Он же без страха отвечал ей: «Не боюсь я того, что ты говоришь. С этих пор я буду иноком. Богу так угодно». В те дни пришел со Святой горы один инок, саном иерей. По наставлению Божию, пришел он к блаженному и облек его в иноческий образ. Много поучал он Моисея о чистоте, а когда ушел, стали искать его и нигде не нашли. Тогда ляхиня, потеряв всякую надежду, пришла в отчаяние и велела растянуть Моисея, и бить палками, так что и земля напиталась его кровью. Бьющие же говорили ему: «Покорись госпоже своей и исполни волю ее. Если ты не послушаешься, мы на куски раздробим твое тело». И отвечал Моисей: «Братья! Не медлите, делайте, что вам велено. А мне никак нельзя отречься от иноческой жизни и от любви Божией. А этой бесстыдной женщине не покорюсь я, не исполню волю окаянной!» – Сильно печалилась вдова, желая отомстить за свой срам. И вот посылает она к князю Болеславу с жалобой на преподобного и спрашивает, что ей делать с ним? Князь велел ей приехать к себе и привести с собой Моисея. Она пришла к нему и Моисея привела. Болеслав много принуждал его взять за себя эту вдову, не уговорил и сказал ему: «Отныне будь тебе ведомо: перед тобой на выбор – жить или умереть, или волю госпожи своей исполнить, от нас в чести быть и великую власть иметь или, ослушавшись, после многих мук смерть принять». Ей же сказал: «Делай с ним, что хочешь». И сказал Моисей: «А что говорит Бог: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мк. 8:36,37 ). Что ты-то мне обещаешь славу и честь? Сам ты скоро лишишься ее, и гроб примет тебя, ничего не имеющего. Эта же скверная женщина в злых муках убита будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

арфы и псалтириона и симфонии и музык всякого рода, падет и поклонится образу золотому, который поставил [[Этих слов нет в евр. тексте и в влантион. Паремейнике.]] ты: а не то, будет брошен в печь, раскаленную огнем. есть же мужи Иудейские, которых приставил ты к делам области вавилонской. Седрах. Мисах. Авденаго. которые не исполнили повеления твоего, царю. и богам твоим не служат. и образу золотому, который поставил ты, не кланяются. тогда Навуходоносор в гневе и ярости сказал: привесть Седраха, Мисаха и Авденаго. и сии мужи приведены были пред лице царя. и отвечал Навуходоносор и сказал им: вправду ли, Седрах, Мисах, Авденаго, богам моим не служите вы, и образу золотому, который я поставил, не покланяетесь? теперь же будьте наготове. и когда услышите голос трубы, свирели и кифары. арфы и псалтириона и симфонии. и музык всякого рода. падши, поклонитесь образу золотому, который я поставил. если же не поклонитесь, то сейчас будете брошены в печь, раскаленную огнем. и кто тот Бог, который избавит вас из рук моих? и отвечали Седрах, Мисах и Авденаго. говоря царю Навуходоносору: не имеем мы нужды отвечать тебе на сие слово. ибо есть у нас Бог на небесах. которому мы служим, могущий освободить нас из печи, раскаленной огнем. и из рук твоих, царю, он избавит нас. а если и не так, то да будет ведомо тебе, царю, что богам твоим мы не служим, и образу золотому, который поставил ты, не покланяемся. тогда Навуходоносор исполнился гнева. и вид лица его изменился от негодования на Седраха, Мисаха и Авденаго. и сказал он: раскаливайте печь седмь раз, пока она окончательно раскалится. а людям сильным сказал: оковавши Седраха, Мисаха, Авденаго, ввергните их в печь, раскаленную огнем. тогда мужи оные были окованы в гащах их [[Σαραβ ροι, Шаравары, по старославянски; гаща – исподница с гасником.]] и тиарах. и в обувях и одеждах их: и ввержены в средину печи, раскаленной огнем. Поскольку слово царя превозмогло, и печь раскалена была чрезмерно: то людей тех, которые ввергали туда Седраха, Мисаха и Авденаго, убило их пламя огня вокруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бог, – говорил он в объяснение Своей смерти тайному ученику Своему Никодиму, – так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16). Следовательно, по собственному слову Его учения, Он добровольно принес Себя в искупительную жертву, чтобы Своей неповинной смертью спасти от погибели жизнь грешного мира и таким образом исполнить святую волю Отца Своего. Это значение крестной смерти И.Христа как искупительной жертвы за грехи мира представляет собой основной догмат апостольского вероучения. Вся сущность апостольской проповеди заключается в изложении веры апостолов, что кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха, потому что в Своей крестной смерти, именно как Сын Божий, Он явился действительным умилостивлением за грехи наши, и не только за наши грехи, ной за грехи всего мира (1 Иоан. 1, 7; 2, 2). Поучению апостолов, смерть И.Христа потому именно и совершилась, что она еще прежде создания мира была назначена Богом для искупления человека от преступлений его суетной жизни (1 Петр. 1,18-20; Ефес. 1, 3-7; Апок. 13, 8). Именно еще прежде создания мира Богу подлинно было ведомо, что в мир войдет грех и что вследствие этого мир сделается недостойным своего Творца и даже бросит тень несовершенства на благую и премудрую творческую деятельность Его; и тем не менее Бог все-таки осуществил Свою мысль о создании мира, потому что единородный Сын Божий также еще прежде создания мира благоволил принять на Себя будущий грех его (Евр, 10, 5-LO), и потому в определенное время Он действительно явился в м:1р для уничтожения греха Своей жертвенной кровью (Евр. 1, 2-3). В силу особой цели Его явления в мире оно естественно было не каким-нибудь чудесным откровением Его в полноте Его божественной славы, а, напротив, явным самоуничижением Его в человеческом рождении от Девы Марии; потому что рожденный от нее Младенец Иисус и есть именно Спаситель мира – единородный Сын Божий (Гал. 4, 4-5; 1 Иоан. 4, 9-15), который предал Себя за час в приношение и жертву Богу (Ефес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Бог от юга грядет! Правда Царства Божия торжествует. И, риторически, вопрошает пророк: Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? Разве на реки негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Эти пророческие вопрошания относятся к двум поразительным событи­ям исхода израильтян из Египта и их вступления в Обетованную Землю. Чудесный переход под водительством Моисея через Чермное море и гибель в нем колесниц фараоновых при исходе и вновь чудесный переход через Иор­дан израильского народа под водительством Иисуса Навина при вхождении в Ханаан. Поэтически это было некогда воспето псалмопевцом: Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять. 562 Разве... на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ярость Божия развела море в разные стороны, чтобы, как посуху, прошли израильтяне, и вновь сомкнула его над колесницами фараоновыми, мчавши­мися погубить Израиль. Разве на море была ярость Божия, когда Бог гнал его сильным восточным ветром всю ночь? Нет! То воспылал гнев Ягве на неправ­ду и жестокое сердце фараона и начальников Египетских. Пришло время, и правда Божия должна была осуществиться, обетования Божии исполниться. Когда фараон запряг колесницу свою и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, разве ведомо было кому, что это сам Бог восходит на коней Своих, на колесницы спасительные?! Сыны Израилевы, оглянув­шись, увидели всадников смерти своей, а они оказались для них колесницами Господа спасительными. Они слышали топот коней Божиих! О, непостижи­мые пути правды Божией! Гнались колесницы фараоновы, неся гибель, а не­слась колесница правды Божией, открывая путь из рабства и изводя из него. И природные стихии – в услужении Творцу. Святой псалмопевец воскли­цает: Ягве, Боже мой! Ты дивно велик …………………………………………….. делаешь облака твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра, Ты творишь вестниками Твои ветры, служителями Твоими огонь пылающий. 563 На колесницу облаков неба, на крылья ветра восходит Господь и соверша­ет суды Свои на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29—30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней : «если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно...» б) Афинагор : «надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;» в) Климент Александрийский : «учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατα μρος );” г) Киприан : «говорить, что ничто даже малейшее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;» д) Кирилл Александрийский : «к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы.» Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, — то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что н е хочет . Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 ); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29–30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней: “если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из су­ществ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно..”. 1548 б) Афинагор: “надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но по­печение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;” 1549 в) Климент Александрийский : “учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и Промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατ μρος);” 1550 г) Киприан: “говорить, что ничто даже малей­шее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;” 1551 д) Кирилл Александрийский : “к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы”. 1552 Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если Промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, – то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что не хочет. Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Ветхом Завете и до Завета было то же очищение и прощение, что и сейчас, поскольку Жертва Христова была не случайной, а требовалась волей Божией, Его любовью к людям и Его правосудием. Православная Церковь определенно учит, что ветхозаветные праведники оправданы Жертвой Христовой. Св. Григорий Богослов говорит: " Есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероятное для меня и для всякой боголюбивой души), по которому из достигавших совершенства прежде пришествия Христова никто не достигал его без веры во Христа. Ибо Слово, хотя ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до Христа. Почему и Маккавеев нельзя унижать за то, что страдали прежде Креста. Но поскольку пострадали по закону крестному, то и достойны похвал " Св. Григорий Палама учит: " Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени как придет, Антихрист уже среди нас, говорит, что " тайна его деется среди нас " (2 Фес. 2:7). Так и Крест Христов, и не явившись еще, был уже среди праотцев: ибо тайна Его совершалась среди них " И далее: " Чтобы мы допустили включение в число спасаемых силой крестной и всех тех, которые были в ветхозаветное время прежде закона и под законом, не Сам ли Христос, через Которого и в Котором все, сказал прежде наступления Креста: " Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10:38)? Видите, как и до того, как Кресту было суждено водрузиться, Крест уже был спасающим " Такое прощение грехов, которое себе представляет проф. Осипов - то есть без закона и Жертвы - невозможно, не потому что Бог не милостив или не всесилен, а потому что Его закон полезен для твари. Когда " Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха " (Рим. 4:6-8), то Апостол указывает: " А впрочем не отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего " (Рим. 4:23-25).

http://moral.ru/Osipov.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010