И мы писанъе своих пословъ вычли гараздъ и вси твои объявления вразумели; ино таковое твое объявление, не токмо намъ меж себе приязни статися не пригоже, и доброе пожитие и покой хрестиянству разораеть и на кровопролитъство наводить, но и потомком нашымъ на многие лета не возможно в приязни быти, развее на долгий час межъ себе кровопролитъство вести безъпрестанное. А науку намъ достаточную и моц полную болшей того какъ давати? А что пишешъ о своемъ войску, что будуть близко наших границ, ино от того убытокъ будеть, ино то давно ведомо, что ты завсе прагнешъ на кровопролитъство хрестиянское! А что город Себежъ намъ разрушити, а землю его тобе поступитися, ино то к доброму делу не пристоить; и коли бы ты хотелъ покою въ християнъстве, и ты бъ к городу к Полоцку не ходил и его не ималъ, ино бы то все была одна земля, ино бранитися не о чом. А и тутъ похочешъ правды держати, ино Себежъ с Полоцкомъ при старшемъ Жикгимонъте короли и при новомъ Жикгимонте Августе короли перемирие былъ, а брани ни о чомъ не бывало, а ты нынеча все зъ задоромъ пишешъ. А что твои панове рада говорили, что ты против Себежа велиш Дрис зжечъ – ино такъ младенъцовъ омыляють, 471 какъ твои панове то говорили; а намъ в томъ которой прибытокъ? Мы Себежъ велим зъжечи, а ты велишъ Дрис зъжечи, а обе земли у тебя будуть! И ты, зжогши, да опятъ велишъ поставить. Ино то твоих пановъ ухищрение, а не дело! А что пишешъ в своей грамоте, чтобъ намъ миритися межи себе такъ, какъ бы доброе дело непорушно утверъжалося на добро хрестиянъское, а межи бы насъ приязнь множиласе, а малымъ бы деломъ болших делъ порушити не хочешъ, – и ты пишешъ, чтобъ было дело доброе непорушно, а сам же всякими обычаи доброе дело разрушаешъ, а малым бы делом болших не порушити, и ты ни малого ни болшого дела въ крепости не поставишъ, толко одно то, чтобъ воевати! А что писалъ еси о купецкихъ людехъ, ино тые задержаны по тому, что учинилася межъ нас розмирица, а держать их во всякомъ покое, а не якъ вязней, и товары ихъ вси у нихъ не поотниманы, на тых же у нихъ дворехъ стоять, на которых дворех они стоять, а не отпустимъ ихъ для того, чтобъ они, пришедши к тобе, вестей не сказывали, что они в нашемъ государстве ведають, по тому жъ, какъ ты для вестей и за нашимъ прошениемъ наших вязней не выдаешъ на окупъ и на отмену для того, чтобъ намъ про тебе и про твою землю ведома не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И после, – заключает свой рассказ князь Голицын, – видя несклонность везирскую и совершенной отказ, и говорить болыни того не стал». 20 августа 1701 года Досифей в тайном письме к послу князю Голицыну писал следующее: «О Святом Гробе и тысящью аще им будете говорить, кроме сего, что вам сказали, иного не скажут. Однако извольте (отправиться) к муфтию, и говорить и ему доведетца. И так как прежде вы просились ехать к муфтию, паки проситесь ехать. И хотя и он скажет вам то ж, однакож доведетца ехать и услышать и от него. Грамоты, которые дадут вам о деле Святаго Гроба, что напишут, возмите, а буде не дадут вам списков, не труждайтесь. Они вам дадут и салтан, и везирь, и муфтий грамоты и, для ведома нам, отворим одну и увидим, что пишут. Однако сиятельство твое проси токмо списки салтановой грамоты, чтоб тебе и нам видеть, а буде не дадут ево, не проси прилежно, но, как рекли есмы, отворим одну грамоту и увидим. Глаголем паки, что изволь к муфтию и говори о деле Святаго Гроба; чтоб услышать тебе и из уст ево, что имеет вам сказать, и потом впредь ничего ни везирю, ни муфтию не говори, и какия грамоты тебе дадут, возмешь. И потом: буде не учинят то, что обещают, великий государь пусть говорит и чинит, что изволит. А сиятельство ваше, что довелось – говорил, что довелось – делал; одно токмо осталось – ехать к муфтию, и впредь ничего не говори, токмо грамоты возьми. И не прогневись, что многословил, понеже дело так требует». Вследствие этого письма Досифея князь Голицын 26 августа побывал у муфтия, который говорил с ними не особенно ласково. На требование посла дать ответ на грамоту государя о святых местах муфтий подал ему свою ответную грамоту к царю, «и посол ту грамоту принял и говорил, чтоб он, муфтий, ему, великому послу, явил словесно, что о том есть салтанова величества указ, чтоб ему, великому послу, было о том ведомо. И муфтий говорил: слов моих с ним, послом, никаких не будет и что было говорить, и то писано в грамоте, и болыпи о том с ним, послом, говорить не будут, чтоб он, посол, ехал в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

123 . Итак, существует единство знания. Открывает дающий Духа откровения Отец, открывает и Сын, как написано: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ). О Сыне сказано больше, но не потому, что Он имеет больше, чем Отец, но чтобы не подумали, что меньше. Он открывает так же, как и Отец, поскольку знает Отца так же, как и Он знает Сына. 124 . Убедись, что и Дух знает Бога Отца. Написано: как никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем, так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Никто не знает, кроме Духа Божия. Может, исключен из этого знания и Сын Божий? Ничего подобного! Как и Святой Дух не был исключен там, где Писание говорит: Отца не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). 125 . Единой природой и единым знанием обладают Отец, Сын и Святой Дух. Нельзя причислять Святого Духа ни к чему, сотворенному Сыном, так как Он знает Бога Отца, Которого, как написано, не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). Если Святой Дух знает, то под «никто» понимается все творение, но не Святой Дух. 126 . Я хочу, чтобы еретики ответили еще на один вопрос: какая часть человеческого существа знает то, что в человеке ( 1Кор. 2:11 )? Без сомнения, это умное начало, возвышающееся над остальными силами души и признаваемое главным в человеческой природе. Что такое Дух, Который проницает глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ) и через Которого открывается всемогущий Бог ? Может ли быть менее значим в полноте божества 78 Тот, Кто и в этом рассуждении должен быть признан единосущным Отцу? О чем может не знать Тот, Кто знает советы и тайны Божьи, от века сокрытые? 79 Что может утаиться от Знающего все Божье? 127 . Воистину Дух проницает и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). Предотвращая неверное мнение, что Дух проницает то, чего не знает, и проницает для того, чтобы узнать, апостол сказал: Нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ). Наставляя тебя, что Дух знает открываемое нам через Него, он продожает: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор. 2:11 ). Если человеческому духу ведомо человеческое, и ведомо еще до того, как он его проницает, что в Боге может остаться неизвестным Духу Божьему, по верному и уместному слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Он знает не потому, что изучил, но знание свойственно Ему по природе, и знание вещей божественных для Него не случайное качество, а природное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3. Видишь, что молитва обращена здесь к Христу? Он назы­вается не только Богом, но и прямо Спасителем. Он есть и слава имени Бога, т.е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца ( Евр.1:3 ). И дальнейшие слова ясно показывают, что речь идет о Христе. Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего. Пусть ни когда не говорят язычники: «Где Бог их?» И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» ( Пс.78:9–10 ). Кому свойственно очищать ради собственного имени грехи, как не Христу, Который прио­брел очищение? Он снискал очищение грехов иудеев, когда распи­наемый говорил Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Потому и Павел говорит о Нем: «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» ( Римл.3:25 ). Милостивым же к грехам иудеев Он является не только ради их самих, а го­раздо более ради язычников, чтобы последние, не зная милосердия Божия, не сказали: «Где Бог их?»? и не впали бы в обман в силу сво­его неверия, а напротив, чтобы, познав это милосердие, руководились им, обращались бы со всем усердием и спасались. Дальнейшие слова могут служить для тебя подтверждением сказанного. И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих». Почему пророк хочет, чтобы отмщение стало известно языч­никам? Потому что оно должно было совершиться над демонами, ко­торые кровь, т.е. души рабов Божиих, иудеев, осквернили идоло­служением. В чем же состояло мщение? В ниспровержении идолов, в сожжении бесовских храмов, которое совершается пред глазами иудеев; они видят совершающееся, но остаются безучастными. Напро­тив язычникам отмщение ведомо; они знают, какою рукою и чьею это производится и совершается, и приписывают погибель видящих кресту Христову. «Пусть достигнет Теб я стон узников, могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных» ( Пс.78:11 ), не же­лезными узами, а узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Чтобы это воздыхание было услышано Богом, пророк об этом и просит, дабы могло случиться то, о чем говорится дальше. могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных». Мышцею Отца называется, как многократно мы говорили, Христос; по Его величию, т.е. великим таинствам Его богоявления, каковые суть крест и воскресение. Пророк просит Бога сохранить не умерщвленных, а сыновей этих последних; умерщвлены же были те, кто не верил в продолжение настоящей жизни; а сынов их, уловлен­ных апостолами, было великое множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VI. Затем насильник двинулся отсюда и пошел к низу и появился в Тпилиси, (Луарсаб) же был при нем. И говорил он лукаво сему святому: " Поедем со мной до города Тпилиси, чтобы радоваться нам вместе и веселиться и затем прими все царство твое, а меня отпусти в мое царство, ты же мирно и своевольно царствуй в стране твоей " . Но затем, когда достигли города Тпилиси и пробыли там несколько дней, вновь стал с лукавой лаской понуждать проводить его (далее) вниз до рубежей Грузии. И в таком лицемерии не отпускал его и говорил: " Хочу поглядеть на охоту в Карая, по каким это правилам проводите вы охоту в тех местах. Поедем туда и затем отпущу тебя с миром " . И сопровождая его, начали охотиться, а шах Аббас якобы по случаю охоты подарил блаженному стрелу. Когда же завершилась охота, тот же безбожный шах Аббас ночью велел вору и своровали ту стрелу у богоугодного царя. А шах Аббас якобы весьма опечалился и счел это оскорбительным для себя. Отправил сторожевых и поставил их вокруг шатра святого, якобы для защиты от (возможных) похитителей. А в сердце его было лукавство – не выпустить святого из рук своих. Святой сердцем понял его вероломство. Стал печалиться и тужить, ибо не было сил вырваться из рук его. И добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром и, если на то будет воля Божия, украситься мученичеством. Молился желанный в слезах и стенаниях и говорил: " Владыко, Иисусе Христе, Бог мой, ведомо Тебе, что у меня нет никого, кроме Тебя, ни отца, ни матери, ни братьев и никого нет вне Тебя и присного Отца Твоего и беспредельного всесвятого Духа Твоего, которые из ничего сотворили все сущее, явное и тайное и силою Твоею держишь все тварное и знаком Твоим повелеваешь всему сущему. Ведомо Тебе, что я юн и неопытен в такой хитрости и коварстве. Защити меня, Всемогущий, от рук сего лукавого, чтобы не дрогнул разум мой от злобного его лицемерия, ибо я никогда не отрину любови Твоей и не отрекусь от имени Твоего. Да станут руки Твои тверды во спасение мое, ибо Тебе поклоняется душа моя и к Тебе обращено упование мое и я готов ко смерти за святое имя Твое " . И затем умножил он молитвы и воздержания жарче прежних.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

            -           Можешь ли ты мне сказать, сколько иголок на этой сосне?             -           Миллионы...             -           Миллионы. Да, но я хотел бы знать точно.             -           Чтобы сказать точно, надобно их сосчитать.             -           Никогда ты не сможешь их сосчитать, даже если всю свою жизнь посвятишь этому! И не только потому, что они бесчисленны, что их миллионы, как ты правильно заметил, но и потому, что каждый раз у тебя получались бы разные результаты! Так вот, ни ты, ни я этого знать не можем и не узнаем никогда. Только Бог знает, даже не считая их. И Он знает количество иголок не только на этой сосне, но и на каждой из них. Ему ведомо также, сколько листьев на каждом дереве, большом или малом. И, что самое важное, Он наблюдает за ними и хранит каждое из них со дня рождения до дня гибели. И Он знает, когда каждое из деревьев упадет. Так же точно Ему ведомо, сколько волос на твоей и моей голове, сколько волос на голове у каждого человека, и ни один волосок не упадет без того, чтобы Он этого не знал, а в особенности если не будет на то воли Его!             Итак, если Бог знает такие маловажные вещи, как число листьев на деревьях, число волос на голове каждого человека и заботится обо всем, то может ли быть, чтобы Он не знал о твоей проблеме? Более того, чтобы Он был безразличен к ней? Конечно нет! Тысячу раз нет! Следовательно, что происходит?             -           Я не знаю, Батюшка. Вы мне скажите, что происходит?             -           Почему я тебе должен это говорить и почему сам ты этого не понимаешь? Ты ученый, ты сын священника, ты вырос в церкви, твой родной отец - отец Иоанн, святой человек. Он ежедневно учил тебя нашей святой вере, ты столько книг прочел и столько лет являешься моим духовным сыном и, однако, до сих пор не понимаешь, почему в таких случаях Господь отказывается нам что-либо дать?             Я молчал.             -           Так вот. Когда Бог нам чего-то не дает, а мы продолжаем от Него упорно требовать, то Он молчит. И это случается по двум причинам: либо Он нам не дает чего-то ради нашего блага, либо мы не знаем, что и когда просить у Него. Не исключено, что в данном случае обе причины имеют место.

http://isihazm.ru/1/?id=744

Благодарите Господа, что сподобил Вас посвятить свои силы церковному приходу. Труд этот спасительный. Нужно, чтобы община ваша жила по началам христианской любви. Чтобы люди чувствовали в ней тепло, которого так не достает в этом мире. Все мы призваны к тому, чтобы, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12 ). Грех ли кодироваться от алкоголизма? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По поводу кодирования надо сказать вполне определенно. Метод кодирования совершенно противоречит христианской духовности. Заключается он в введении смыслового кода в сознание больного после предварительной психотерапии. Используется гипноз. Для избавления от этого страшного недуга на первом месте должна быть духовная помощь. Допустимы химиотерапевтические способы лечения. Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? иеромонах Иов (Гумеров) Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях. Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением ( Втор.10–12 ; Мих.5:12 ). В книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили. Св. Даниил сказал: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан. 2:27 ). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая – духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вместе с тем, разумеется, он должен избегать вульгарности и излишней эмоциональности, которые, к сожалению, встречаются в некоторых современных переводах. Текст должен быть достаточно ясным для неподготовленного читателя, поэтому в него имеет смысл вносить некоторые уточнения, без которых он не будет понят верно. Он должен преодолевать не только лингвистический, но и до некоторой степени культурно-исторический барьер, отделяющий современного человека от древнего текста. Такой перевод может быть выполнен с критического текста как наиболее распространённого в современном мире. Впрочем, нет никакой тесной связи между этой пере­вод­ческой методикой и выбором определённого базового текста. Итак, вот пробные варианты этих трёх переводов на примере Послания Иуды. Литургический перевод 1 Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова — тем, кто в Боге-Отце пребывает, кто Иисусом Христом освящен, кто зван и соблюден. 2 Милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 Возлюбленные, стараясь поведать вам об общем спасении вашем, решился я написать вам, моля вас подвизаться в вере, единожды переданной святым. 4 Ибо приступили к вам некие люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, Бога нашего благодать превращающие в скверну, и Единого Владыку, Бога и Господа нашего Иисуса Христа отвергающие. 5 Напомнить же вам хочу, что уже ведомо вам: Господь Свой народ из земли египетской спас, а затем неверовавших погубил; 6 и ангелов, не сохранивших служения своего и оставивших обиталище своё, до суда великого дня в узах вечных во мраке блюдет. 7 Как Содом и Гоморра с окрестными городами, подобным образом впавшие в блуд и искавшие плоти иной, всем в назидание понесли кару вечного огня, 8 так и сии сновидцы оскверняют плоть, господство отвергают и славу хулят. 9 Михаил архангел, когда с диаволом спорил о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “Да запретит тебе Господь”. 10 Они же не ведают, что хулят; а что по естеству им, как бессловесным животным, ведомо, тем оскверняют себя.

http://pravmir.ru/poslanie-iudyi-tri-tse...

Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять чрез человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи. Светлая цель последняя есть “в меру полного возраста Христова”, — возраст “в мужа совершенного”. Что есть муж совершенный в обычном порядке всем ведомо, и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж, совершенный в Господе, никому не ведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужеским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить “все старание”.   Понедельник (33–й) . (1Пет.2,21–3,9; Мк.12,13–17). Ныне Апостол указывает нам на “сокровенного сердца человека”, как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Его в себе образованием надлежит нам благоукрасить себя. Что же это за потаенный сердца человек? Тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства. Пересмотри эти расположения и чувства и увидишь лик сокровенного в сердце человека. Вот эти расположения! “От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия” и с своей стороны “прилагая к сему все старание, —пишет св. Петр, — покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь” (2Пет.1, 5–7). Подобно этому перечисляет внутренние добрые расположения сердца христианского и св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Почему мы не верим, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 )? Ведь если бы поверили, то исполнилось бы в нас написанное: «Богатством своим человек выкупает жизнь свою» ( Прит.13:8 ). Но как мы можем думать об этом, верить этому, понимать это, когда мы даже не собираемся, чтобы об этом послушать? Ибо кто из вас, когда читают Писание, слушает внимательно? Бог через пророка грозит, и притом в сильном гневе: «Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Но ныне Он не посылает Своей Церкви ни голод, ни «жажду слышания слов Господних». Ибо есть у нас «хлеб, сшедший с небес» (ср. Ин.6:41 ), и есть у нас «вода живая, текущая в жизнь вечную» (ср. Ин.4:10,14 ). Так почему же во времена изобилия мы сами морим себя голодом и мучаем жаждой? Ленивой и праздной душе свойственно голодать, когда вокруг для нее столько пищи. Разве не знаете вы из Божественных Писаний, что в людях между плотью и духом идет битва, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 )? Разве не ведомо вам, что если питаете плоть свою роскошью и бесконечной чередой наслаждений, она неминуемо враждует против духа и становится сильней его (ср. Мк.3:27,29 )? И если это происходит, то плоть непременно подавляет дух и подчиняет его своим законам и порокам. Но если ты часто ходишь в церковь , слушаешь Божественные Писания, если принимаешь объяснение небесных повелений, как плоть принимает яства и наслаждения, то дух через Божье слово и суждение укрепляется и, став сильней плоти, понуждает ее подчиняться его законам. Таким образом, пища для духа – Божественное чтение, непрестанная молитва , слово учения. Этой пищей питается дух, через нее делается сильней, через нее побеждает. А раз вы не делаете всего этого, то не жалуйтесь на немощь плоти, не говорите, что хотите, но не можете, что хотите жить воздержно, но плоть своей слабостью обманывает вас и терзает своими прихотями. Ты потакаешь своей плоти, вооружаешь ее и делаешь ее могущественной в борьбе против духа, когда пресыщаешь ее мясами, когда наполняешь ее без меры вином, когда нежишь ее в роскоши, когда питаешь ее всякими соблазнами. Или не ведомо тебе, что здание Церкви невозможно построить из прокаженных камней? Послушай, что говорит Апостол: «Малая закваска квасит все тесто. Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» ( 1Кор.5:6–7 ). Однако вернемся к нашему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010