Н.И. Гиббенет Глава XVI. Заключение Мы видели, патриархи Паисий и Макарий явились на собор не с тем, с чем явились греческие архиереи на собор 1660 года; они не сказали: «если патриарх Никон нужен и потребен, то можно снова его призвать на патриарший престол»: патриархи не указали тех примеров снисхождения, на которые указывали греческие архиереи. Как например на собор в Памфилии. Оказавший снисхождение епископу Евфимию; суд был строгий. Между прочим, положение названных патриархов было крайне затруднительно; оставались они в Москве довольно долго; Паисий и Макарий отлучились от своих престолов в дальний край, за пределы турецких владений, без ведома Порты; возвращаться к своим местам им было крайне неудобно, так как на их местах были уже поставлены другие патриархи; царь Алексей Михайлович, принял в деле патриархов горячее участие. Решено было, чтобы патриархи написали сами от себя грамоты к своим архиереям, и к другим влиятельным лицам, но так, как будто они о своих патриарших престолах нечего не знают, а в грамотах выразили бы только чувства христианской любви, молитву и благословение. Если патриархи будут писать к таким лицам, к которым великому государю царю писать невозможно, то его царское величество велит кому-нибудь из своих ближних бояр написать, и тот боярин напишет к тамошним архиереям, как наместникам и ревнителям Христовым, а к мирским, как разумным и достойным людям, что его царское величество писал ко всем четырем вселенским патриархам, для общего их известия, и просил их прийти в его столицу для исправления духовных дел и умиротворения российской церкви. Когда же его царское величество узнал, что александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий находятся в Грузинской земле в сопредельных с его государством городах, для сбора милостыни, то велел призвать их в Москву, как наместников Христовых, «исправления ради патриаршего престола». Ныне же его царскому величеству ведомо учинилось, что на их архиерейские места поставлены другие патриархи; но так как означенные патриархи приехали в Московское государство по письмам от его царского величества для исправления церкви Христовой, то великий государь будет писать к турецкому султану, чтобы утвердить их на их патриарших престолах по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В.В. Виноградов Ведомо, без ведома, с ведома Ведомо, без ведома, с ведома. Процессы превращения падежных форм имен существительных в наречия протекают в современном языке очень активно. Разные именные формы, вступившие на путь адвербиализации, находятся на разных этапах этого пути. По отношению ко многим словам трудно решить вопрос, осуществят ли они с течением времени весь путь адвербиализации или же сразу перейдут в предлоги, минуя наречия. Например, бывшее слово ведомо в выражениях без ведома, с ведома, не имеет форм ни числа, ни склонения, ни даже рода в собственном смысле, хотя оно явно не женского рода (ср.: с моего ведома, без вашего ведома). Но признать выражения без ведома, с ведома наречиями невозможно. Этому противоречит их способность иметь при себе в качестве определения местоименное прилагательное и возможность отделения от них предлога посредством вставки определяющего слова (ср. с их ведома). Так как выражения с ведома и без ведома сочетаются только с родительным падежом (с ведома начальства, без ведома родителей) и согласуемые формы родительного падежа местоименных прилагательных здесь равносильны родительному определительному падежу имен существительных (ср. с моего ведома, но: с его ведома), то, по-видимому, перед нами – обороты, застывшие на промежуточной стадии между именем существительным и предлогом (ср. замечания об истории этой формы у Потебни: «Ведомо, синонимичное по отношению к известно, будучи формой явно причастной, по направлению к наречности переходило через субстанциальность, заметную в без ведома (без вести): ”а тогда на них (переветников) не было ведома никакого“ (Пск. I, 233), что предполагает ”какое ведомо“ (т. е. имя существительное среднего рода)» (Из зап. по русск. грамм., 3, с. 470). (Виноградов. Русск. язык, с. 380). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Наконец, Сигизмунд приехал в Вильну, где московские послы представились ему и начали переговоры. Послы требовали, по обычаю, царского титула для Бориса. Сапега отвечал жалобой: – Как приехал я в Москву, и мы государских очей не видали шесть недель, а как были на посольстве, то мы после того не видали государевых очей 18 недель, потом от думных бояр слыхали мы много слов гордых, всё вытягивали они у нас царский титул. Я им говорил так же, как и теперь говорю, что нам от государя нашего наказа о царском титуле на перемирие нет, а на окончанье наказ королевский был о царском титуле, если б государь ваш по тем по всем статьям, которые мы дали боярам, согласился. Били мы челом государскому сыну, просили его доложить отцу, чтоб нас задерживать не велел, велел бы отпустить без дела; но нашего челобитья не приняли и к тому нас привели, что мы просили себе смерти: ни дела не делают, ни отпускают. Да и то нам люди вашего государя сказывали, что хотят нас разослать по городам и засадить, что и дворы уже поделаны, где нам сидеть, и мы с сердца приставам говорили: если государь ваш не велит нас отпустить, то мы на коней сядем и поедем сами, а кто нас станет бить, и мы начнём бить, потому что пришло нам не до государской чести, нам жизнь своя всего дороже, в неволе жить не привыкли. И видя над собою такую тесноту, мы приговорили на перемирье по неволе. А что государя нашего не назвали в грамоте шведским королём, то мы с боярами много говорили и плакали: Боже святый, увидь неправду государя вашего над государем нашим, что без Божией воли отнимают титул дедовский! И на то нас неволею привели, что и титул государя своего мы из грамоты вычеркнули. Послы отвечали, что Сапега говорит это всё на ссору, что задержанья и тесноты ему не было, а задержались послы на Москве оттого, что великий государь ножкою долгое время недомогал, выходу его царского не было. Паны настаивали, чтоб Сигизмунд назывался в грамотах по-прежнему королём шведским, так как Карл есть похититель. Послы отвечали: – Вы говорите, что государь ваш короновался шведской короной; но великому государю нашему про шведское коронованье государя вашего никакого ведома не бывало, с царским величеством Сигизмунд король не обсылывался 3 . Только про то нам ведомо, что государь ваш Жигимонт король ходил в Швецию и над ним в шведской земле невзгода приключилась. Если б государь ваш короновался шведской короной, то он прислал бы объявить об этом царскому величеству и сам был бы на Шведском королевстве, а не Арцы-Карло (герцог Карл).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Еф.3:8 . Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: «я недостоин называться апостолом» ( 1Кор.15:9 ). благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово Какая благодать, говорит, мне дана? «Благовествовать язычникам». Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее? Еф.3:9 . и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, – кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо. создавшем все Иисусом Христом, Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все Бог чрез Христа. Ибо «без Него», говорит, «ничто не начало быть» ( Ин.1:3 ). И это чрез Него открывает. Еф.3:10 . дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь , то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет «премудрость» не просто различной, а «многоразличной», указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти – жизнь, из немощи – сила, из бесчестия – слава и из всего, казалось бы, низкого – благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они – чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь , и чрез нее приходя к познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

 Вторник. (2 Кор 12:20-13, 2; Мк 4:24-34). Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатию Божиею засеменяемого и блюдомого, а в отношении к человечеству — постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами. Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божиею, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо.  Среда. (2 Кор 13:3-13; Мк 4:35-41). Ученики плывут по морю; поднимается буря и поставляет их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю. Другое фактическое представление порядка Божественного промышленная. И каждый человек, и народы, и Церковь — плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям, силами Им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседейстующь, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его беспредельной премудрости и правде. Молитва — приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною, как изволишь!»

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

И как съезжаются с злыми полки татарскими и с сорок и дву богатыри цареградцкими, свиснули, крикнули богатыри богатырскым голосом. От свисту и от крику лес росстилается, трава постилается, добрыя кони на окарашки падают, худыя кони и живы не бывали. Не птицы соловьи в дуброве просвистали, свиснули, гаркнули русския богатыри, Илья Муромец с товарищи. Говорит цареградский богатырь Идол Скоропеевич: «Государи мои товарищи! Сердце ся у меня ужаснуло, трепещется, и голова вкруг обходит, и очима не мощно на свет глядет большо, ей, нам быти побитым всем!». Взговорит Тугарин Змиевич «Большо, ей, нам, товарищи, коли бы смерти минутися, ли ся храбрость наша преложися на тихость; не мощно руки поднять, скоро нас страсть взяла большо Илья Муромец сам пришел!». Напустил Илья Муромец встречу цареградским богатырем от своих товарищей в полуверсте, и все товарищи скоро поехали за ним. И ударилися крепко на копья булатныя, и учалися твердо бить и неподвижно, колды копья у них булатные приломалися и доспехи крепкие. Сбил Илья Муромец с добра коня Идола Скоропеевича, а Тугарина руками взял; а обеих богатырей, Идола и Тугарина, живых взяли, и всю силу татарскую побили, и тех сорока богатырей побили, а Идола-богатыря и Тугарина-богатыря живых ведут их во Царьгород, и ставятся перед царевою полатою. Говорит Илья Муромец с своими товарищи таково слово «Тебе, царю, ведомо было, что твоих 42 богатырей побили и всю силу татарскую поганую побили, а твоих лучших богатырей, Идола Скоропеевича да Тугарина Змиевича, живых взяли. Да потому, царю, тебя ничем не двигнули, ни крянули 540 , ни черным волосом, что ездим мы без государского ведома. А похвалу есми видели твоих богатырей похвала мужу – великая пагуба! А татар всех побили – тем на Русь не бывати! Только, царю, теперво тебе челом бьем Идолом-богатырем, чтобы ты на нас не кручинился, а Тугарина тебе, государю, не дадим, отвезем великому князю, с чем нам ко князю Владимиру появитися». И дают богатыри царю Идола, а Тугарина с собою емлют. Не белая лебедь воскликала, восплакалася мати Тугарина Змиевича и бьет челом благоверной царице Елене «Государыни благоверная царицы Елена! Упрошай ты, государыни, у русских богатырей молода Тугарина Змиевича!» Говорит благоверная царица «Государи естя русския богатыри, Илья Муромец с товарищи! Таких грозных богатырей не бывало в Цареграде, не побивали наших цареградских богатырей, не уведите для моих слез младово Тугарина Змиевича!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Глаголеши, толковниче (говорит Патриарх Никон Лигариде): ныне милостию Божиею и благодатию Господнею живет и царствует Москва: чего ради ты отнимаешь от нея престол и преносишь в монастырь, то без ведома особного царского величества и без совета всех Архиереев и всего священного чина, для того что ты не сам един глава и самовластель… яз не без ведома царева отшел. Ведал государь царь потому гнев почал быть на мя не по правде, и приходили от нево государя ево государевы ближние люди: князь Юрье Иванович Ромодановской, да Афонасей Иванович Матюшкин, и им то говорено, что от немилосердия ево государева иду из Москвы вон. Пусть ему государю просторнее без меня, а то на мя гневаяся к церкви не ходит, и про тот гнев всему Государству ведомо, что он государь гневаяся на меня не приходил. А всей Святей Церкви обид много стало и Божественных заповедей Христовых и святых апостол и святых отец правил, как обещал на нашем поставлении, не почал соблюдать. А мы на избрании своего Патриаршества и сами обещали клятвою и с подписанием руки своея Божия заповеди и святых отец хранити, а он, великий государь, чрез Божественные правила суд церковной отнял. Нас самех, епископов и архимандритов и игуменов и весь священнический чин велел своим приказным людем судить, якоже и ныне от всех зрится. И о том о всем после Святыя службы как нам идти с Москвы во святой Церкви пред Богом и святыми Его Ангелы засвидетельствовано, и пред Святым Евангелием и всеми священными церковными вещами и обретшимися в то время архиереи и иереи и всем священным собором и всеми людми, а не безвестно отшел, ихже государь царь принудили сказати то мое свидетельство отреканием и многими пытками стращали, велели сказывать нашему государю годно, и велел Архиереом свое государево жалование давати для тово чтоб на меня подписалися к ево годности. И про то ведомо всему Государству… «И опять глаголеши: после отъезду своего чего ради не известил чрез писание, но оставил речь на долгое время на 4 годы и болше чтоб дело в молчании было?» Писано было от Божественного Писания о всех его царских превосходящих делех, и он, великий государь, не слушает, но паче гнев на гнев прилагает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

151) писмо послал я, богомолец твой, к тебе, великому государю, под сею отпискою. А белозерские, государь, монастыри вологоцкому архиепископу не приказаны и не отведены, и владеть ими не велено, и указу у него об том нет. А даны, государь, ему за Пермь и за Пермский уезд белозерские прихоцкие церкви. И те, государь, церкви обложили они великими десятинами втрое и вчетверо, и большы без твоего, государева, указу и без патриарша ведома, и от того, государь, их болшого накладу прихоцкие церкви вельми оскудели. И на то, государь, неправедное собирание строит он, архиепископ Симон, каменной себе двор со многими полатами. А чаять, государь, что и то он делает без твоего же, великого государя, ведома. А как, государь, был я, богомолец твой, на патриаршестве, и в то время били челом мне, богомольцу твоему, Белозерского уезду Кирилова и Ферапонтова и иных монастырей власти, чтоб, государь, велети мне в те монастыри вологоцкому архиепископу священников и дьяконов ставить для волокиты далные, чтоб, государь, им, для поставления, к Москве ходя, болших проторей не было. А те, государь, белозерские монастыри приписаны к патриаршей области, к Московской епархии, а он, архиепископ, их своит без твоего, великого государя, указу, и без патриарша ведома, и без соборного приговору. Милостивый, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, не вели, государь, вологоцкому Симону архиепископу в белозерские, в патриаршы, монастыри по обиходы десятилников ево и дворовых людей присылать, и монастырей тощить, и прихоцких церквей новонакладными десятинами обидить. А которые, государь, запасы по твоему, государеву, указу из монастырей дают мне, богомольцу твоему, и монастырями, государь, за скудостию своею, и об том скучают.// Письмо патриарха Никона Вологодскому архиепископу Симону (л. 152) Никон Божиею милостию патриарх Симону епископу. Писал еси к столнику князю Самойлу Шайсупову, что тебе учинилось Б ведомо, что я, Никон, в твоей Вологоцкой епископии в Ферапонтове монастыре, а в церковь ни к которому пению не прихожу, и тебе об том сумнително, и чтоб мне тебя пожаловать и писанием тебе возвестить, в котором разуме я то чиню: не имею ли я того монастыря на игумена з братьею каковой ереси и с восточною церковию в пении, и в служении, и в чине какова раздору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два практических вопроса связываются с предложенным мною суждением о молитве. Первый вопрос касается молитвы за других. Если мы ничего не знаем ни о силе зла, ни о путях спасительного Божиего промысла в жизни людей, то имеет ли вообще реальный смысл наша молитва за других? Ведь Богу ведомы от века все дела Его, и Он знает прежде прошения нашего, в чем кто имеет нужду. Не достаточно ли при таких условиях одного нашего искреннего благожелания без горделивой мысли повлиять на решение Божией воли своею молитвою? Отвечаю на этот вопрос тремя соображениями в пользу молитвы. Первое, что такая молитва за других заповедана Господом и завещана нам Его учениками. Следовательно, она важна, необходима и богоугодна. Второе: Богу все ведомо, и Он творит все. Но Сам Бог дает место, и притом великое, человеку в своем созидании Царства Божия. Мы все соработники Бога в деле Его спасительного домостроительства. В этом основа всей нашей христианской работы, и было бы непостижимо странно выбросить из этой работы молитву – делание наиболее важное в жизни верующего. Бог питает птиц и полевые лилии. Тем более людей, как Сам Он сказал 53 . Но это Он делает и через нас, и наш прямой долг – накормить голодного и одеть нагого. Бог , конечно, желает спасения и всякого блага людям, но также не без нас, и наша молитва есть также духовный хлеб и одежда любви, которыми мы служим Богу в лице Его младших братьев. И еще того более. Если жизнь Церкви верующих на земле есть воинствование против зла, то всякое увеличение добра не только благотворит духовно нуждающимся, но и вообще содействует спасению жизни в мире. Третье: Богу от века ведомы все дела Его. Это истинно так. Но здесь-то и лежат глубочайшие корни нашего долга молитвы. Если зло и добро суть проявления свободной стихии, в известной мере независимые от благой воли самого Творца, то и молящийся человек есть один из факторов, решающих мировую судьбу вообще и в каждом отдельном случае в частности. Богу, конечно, всегда ведома наша молитва прежде ее произнесения, но именно эта молитва как свободная стихия нашей веры и любви и учитывается – простите за грубое слово – в Царствии Божеской благодати как данное для того или иного решения Божией воли в каждом отдельном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Новый интерес представляет здесь еще то обстоятельство, что именно сам Механиков сделал первый шаг к печатному оповещению „ всех и каждого о не прекращении своей полемики со Швецовым для облечения его еретических мнений, и что это, без сомнения, сделано им с ведома самого Картушина, если только и на сей раз он не был опять лишь „орудием в руках“ Картушина, который, надобно полагать, вызван был на такой решительный шаг, обострившийся с некоторого времени отношениями его к Швецову, о чём мы уже имели случай говорить в другой книжке 55 . Итак, г. Швецов весьма ошибся, если действительно рассчитывал своим упорным молчанием на последнее письмо к нему Механикова положить конец богословским препирательствам с этим последним и достигнуть того, что все случившееся после издания их общего Исповедания веры останется без огласки, но будет ведомо даже и старообрядцам, за исключением его ближайших клевретов. Теперь все прискорбное и позорное для старообрядцев австрийского согласия дело о крайних еретичества их великого апологета, именуемого епископа Арсения, обличаемого в сих еретичества их же именуемым священником по благословению самого их именуемого архиепископа Иоанна, предано полной гласности. Остается ожидать последствий этого печатного оглашения. Как же старообрядцы австрийского согласия СНИМТЪ с себя тот позор, что у них столько лет беспрепятственно существовал и существует доселе, отправляя все архиерейские действия, и даже пользуется особым авторитетом епископ, многократно обличенный и досель обличаемый их же духовными лицами в тяжких еретичествах, в повреждении основных догматов православной веры? – вот в чем теперь вопрос. Приложения Предисловие к первому сочинению Механикова В октябрьской книжке „Братского Слова“ за 1898 г., на стр. 358, пришлось прочитать нам весьма неутешительные строки, тронувшие нас до глубины души: „Главным основанием для него Швецова) 56 , как известно уже, поставлено было то обстоятельство, что Швецов проповедовал и проповедует 57 еретические учения, был некогда обличён в еретичестве собором старообрядческих епископов и дал обещание этому собору более не проповедовать своих еретических учений, однако же, проповедует доселе...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010