С точки зрения христианской оценки эта эволюция представляется в ином виде. Бес всегда так и останется бесом. Образ его может видоизмениться, из животного превратиться в человекообразный, из страшного в привлекательный. Но, по существу, сверхъестественное существо, о котором с самого начала было известно, что оно принимает и исполняет молитвы, вызванные греховными побуждениями и связанные с греховными сопереживаниями, всегда остаётся злым, а следовательно, и аморальным, потворствующим дурным инстинктам своих поклонников. Истоки индуизма Попробуем с этой точки зрения подойти к рассмотрению исторического развития религии Индии. Древнейший период этого исторического развития принято называть «ведийским» или «ведическим», потому что памятниками этого периода являются сборники религиозных произведений, которые именуются ведами (vedas) и из которых главными являются Rigveda и Atharvaveda. Религию этого периода принято изображать как обоготворение явлений природы. Это совершенно неправильно. Гимны, посвящённые обоготворённым явлениям природы (небу, земле, водам, солнцу, ветру), в Rigved’e очень малочисленны, и ничто не указывает на то, чтобы эти явления занимали сколько-нибудь выдающееся место в религиозном сознании. В традиционном перечне великих богов, призываемых при жертвоприношении в честь «всех богов» (devas), эти обожествлённые явления природы не упоминаются, за исключением утреннего ветра (Vayu), который, как самый быстрый из богов, первый прилетает к алтарю и раздувает жертвенный огонь. В общем, явления и предметы природы воспеваются и обоготворяются лишь постольку, поскольку они являются элементами и аксессуарами жертвоприношения: заря (Ushas) – как время и сигнал утреннего богослужения; ветер (Vayu) – как раздувающий своим дуновением жертвенный огонь; сам огонь (Agni) – как основной аксессуар жертвоприношения; наконец Soma – растение, из сока которого приготовляется опьяняющий напиток того же имени, служащий главным предметом жертвоприношения. Но точно так же обожествляются и отвлечённые понятия, связанные с богослужением, – самое богослужение (Brahman или Brihaspati, Brahmanaspati), молитва (Vas) и т.д.

http://azbyka.ru/religii-indii-i-xristia...

Завершая обзор исторического индуизма, заключаем, что полиморфность этой религии есть многообразие живого язычества, на протяжении веков вбиравшего и переваривавшего разнородные культы народов и племен, населяющих Индостан, и в своем противостоянии мировым религиям сумевшего сохранить свою идентичность, несмотря на испытанное влияние буддизма, ислама и христианства. Деятели неоиндуизма представляют как некую исключительную веротерпимость индуизма типичное для развитого политеизма и пантеизма свойство — абсорбировать чужих богов и по своему интерпретировать заимствованные религиозно-философские системы. Один из крупнейших индологов XX века Пауль Хакер назвал такую кажущуюся толерантность инклюзивизмом. Он убедительно показал, что индуизм использует инклюзивизм как миссионерское оружие против других мировоззренческих комплексов, несущих угрозу идентичности индуизма или даже самому его существованию. Угроза преодолевается тем, что чужое интерпретируется как подчиненное своему или ему уступающее. Примеры применения этого оружия в современном индуизме будут представлены ниже. 4. Неоиндуизм Что же такое собственно неоиндуизм? Неоиндуизм возник в XIX b. как реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей для Индии и к пропаганде реформированного индуизма на Западе. Сами деятели неоиндуизма называли свое движение индуистским возрождением. Для “возрождения” типично обращаться “к истокам” и отвергать позднейшую традицию как “искажения”. При этом явные модернистские новации реформаторов, стремящихся приспособить традицию к духу времени, подаются (и осознаются) ими как воспроизведения классической древности. Историю развития неоиндуизма можно разделить на два этапа. Первый период развития неоиндуизма открывается реформаторско-просветительским обществом “Брахмо самадж”, деятельность которого носила западнический характер. “Брахмо самадж” был основан в 1828 году Раммоханом Роем (1772–1833), бывшим служащим Ост-Индской компании. Рой, один из первых индийских интеллигентов, видел настоятельную необходимость в возрождении индуизма как ведийской (в его понимании) религии. Рой предлагал утвердить единобожие, отбросив политеизм, идолопоклонство, веру в перерождения и различные изуверские обычаи, в первую очередь сати — самосожжение вдов. В рационалистическом западном духе выдержано представление “Брахмо самаджа” о священных писаниях индуизма: они должны приниматься только в той мере, в какой не противоречат высшему авторитету разума и совести. Рой был едва ли не первым брахманом, перебравшимся на Запад, в страну “млеччхов” (варваров-неиндуистов) — Англию, где прожил несколько лет до самой смерти. В Англии он приобрел популярность среди интеллектуалов и ученых, увидевших в нем человека, который соединил в себе Запад и Восток.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Завершая обзор исторического индуизма, заключаем, что полиморфность этой религии есть многообразие живого язычества, на протяжении веков вбиравшего и переваривавшего разнородные культы народов и племен, населяющих Индостан, и в своем противостоянии мировым религиям сумевшего сохранить свою идентичность, несмотря на испытанное влияние буддизма, ислама и христианства. Деятели неоиндуизма представляют как некую исключительную веротерпимость индуизма типичное для развитого политеизма и пантеизма свойство – абсорбировать чужих богов и по своему интерпретировать заимствованные религиозно-философские системы. Один из крупнейших индологов XX века Пауль Хакер назвал такую кажущуюся толерантностьинклюзивизмом. Он убедительно показал, что индуизм использует инклюзивизм как миссионерское оружие против других мировоззренческих комплексов, несущих угрозу идентичности индуизма или даже самому его существованию. Угроза преодолевается тем, что чужое интерпретируется как подчиненное своему или ему уступающее 355 . Примеры применения этого оружия в современном индуизме будут представлены ниже. 4. Неоиндуизм Что же такое собственно неоиндуизм? Неоиндуизм возник в XIX в. как реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей для Индии и к пропаганде реформированного индуизма на Западе. Сами деятели неоиндуизма называли свое движение индуистским возрождением. Для «возрождения» типично обращаться «к истокам» и отвергать позднейшую традицию как «искажения». При этом явные модернистские новации реформаторов, стремящихся приспособить традицию к духу времени, подаются (и осознаются) ими как воспроизведения классической древности. Историю развития неоиндуизма можно разделить на два этапа. Первый период развития неоиндуизма открывается реформаторско-просветительским обществом «Брахмо самадж» , деятельность которого носила западнический характер. «Брахмо самадж» был основан в 1828 году Раммоханом Роем (1772–1833) , бывшим служащим Ост-Индской компании. Рой, один из первых индийских интеллигентов, видел настоятельную необходимость в возрождении индуизма как ведийской (в его понимании) религии. Рой предлагал утвердить единобожие, отбросив политеизм, идолопоклонство, веру в перерождения и различные изуверские обычаи, в первую очередь сати – самосожжение вдов. В рационалистическом западном духе выдержано представление «Брахмо самаджа» о священных писаниях индуизма: они должны приниматься только в той мере, в какой не противоречат высшему авторитету разума и совести 356 . Рой был едва ли не первым брахманом, перебравшимся на Запад, в страну «млеччхов» (варваров-неиндуистов) – Англию, где прожил несколько лет до самой смерти. В Англии он приобрел популярность среди интеллектуалов и ученых, увидевших в нем человека, который соединил в себе Запад и Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

011 «Индийский историк Р. Тхапар, суммируя общие тенденции в исследованиях индуизма, выделяет три четко различимые системы верований и практик, изначально формировавших индуизм: 1) брахманизм (поздний этап ведийской религии), шраманизм (ереси, возникавшие за пределами влияния брахманизма) и шактизм (культ женского начала). Полноценный индуизм – в классическом виде – зафиксирован в древних эпических поэмах «Махабхарата» (середина I тысячелетия до н.э. – начало н.э.) и «Рамаяна» (рубеж двух эр) и укрепился в статусе государственной религии во время правления династии Гуптов ( III- IV вв.), а затем пышно расцвел в литературе пуран (вторая половина I тыс.)» (Глушкова И. П. Введение//Древо индуизма. М., 1999, с. 10). У Блаватской и Рерихов, впрочем, вообще поразительно мало интереса и знания реального многообразия индийской религиозной мысли. Например, они предпочитают говорить просто о «буддизме», не различая в нем никаких школ. Да и различия между буддизмом и индуизмом, как правило, игнорируются ими… Показательно также, что брахманистов, о которых можно говорить лишь в связи с «Упанишадами», Блаватская выдает за творцов гораздо более древних «Вед»: «… учениями ранних брахманистов, ныне зафиксированных в древних Ведах» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1. М., 1993, с. 559). 012 Между прочим, сами творцы герметических трактатов не видели в индусах своих единомышленников, но именовали их «варварами» и в апокалиптических тонах рисовали ужасную картину, при которой накануне гибели мира «И населит Египет скифы, индиец или кто-либо еще из соседних варваров… И тогда Египет, лишенный богов и людей, опустеет» (Асклепий, 24//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I- XIV веков. М., 1996, с. 25). 013 Этот труд Казобон предпринял по просьбе протестантского короля Англии Иакова I как критику католической версии церковной истории («Церквные Анналы» кардинала Барония). Бароний с энтузиазмом, заменяющим всякую критику, доверял «языческим пророчествам о пришествии Христа», среди которых он числил и книги Гермеса Трисмегиста. Казобон показал, что подлинно древние языческие авторы ничего не знают о герметическом корпусе, зато, напротив, книги, подписанные именем древнего Гермеса, содержат упоминания о Фидии и о Пифийских играх, а также цитаты из многих позднегреческих авторов.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Брахманы «Брахманы (т.е. книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, прежде всего, по–видимому, усилением социального неравенства, развитием системы варн. ... Брахманы, как литература комментаторская, в философском плане не имеют большой ценности». 418 (Варна – название социальных групп в древнеиндийском обществе.) Араньяки Позднейшая часть вед. «Араньяки (букв. «лесные»; лесные тексты) – это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и ее природе». 419 Упанишады Позднейшая часть вед. «Упанишады – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле этого слова, а собрания текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами в различное время на различные темы. Каждый текст представляет собой более или менее краткое изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца». 420 Особенности использование вед в исследовании религии древней Индии Для выяснения верований протоиндийской религии необходимо обратиться к древнейшим ведическим текстам, так как трансформация верований происходила достаточно быстро и не могла не отразиться на более поздних произведениях, искажая древнейшие верования. Вторичные произведения – брахманы, араньяки и упанишады не могут быть использованы в этих исследованиях, так как не носят самостоятельного характера и являются более поздними произведениями. Древнейшими произведениями являются самхиты, но Ахтарваведа собственно ведой не является и была причислена к ведам в более позднее время. Самаведа и Яджурведа не носят самостоятельного характера и в значительной мере повторяют Ригведу. «... среди четырех вед самой древней является РВ, поскольку, по словам Рену, она не предполагает ни одного санскритского памятника, в то время как все они предполагают ее. К тому же язык РВ более архаичен, чем язык остальных вед, не говоря уже о языке других произведений ведийской литературы». 421

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Все основные школы классической индийской философии так или иначе отходят из положений, заключенных в РВ, то, принимая их и разрабатывая дальше, то, полемизируя с ними. Знаменитое индийское языкознание, вершина которого представлена грамматикой Панини (V в. до н.э.), сложилось постепенно на базе фонетических трактатов ( prbkmiзbkhya ), целью которых было сохранение правильного произношения священного ведийского текста. Точные науки, как математика и геометрия, берут свое начало из расчетов, связанных с построением алтаря, определенным образом ориентированного в отношении сторон света. Астрономия начинается с изучения положения светил на небе, определяющих время жертвоприношений в РВ. Современный индуизм корнями уходит в ведийскую религию, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли свое место в новой системе (ср. культ Вишну, вед. Рудры – индуистск. Шивы, брахмана – молитвы как одного из абстрактных космогонических принципов и др.). Религии, зародившиеся первоначально как «еретические», буддизм и джайнизм, не стали в Индии господствующими. На смену им пришел индуизм. И хотя отход от РВ произошел сравнительно рано, – оставаясь в чем–то чуждой и постепенно все более непонятной, она сохранила свой непревзойденный авторитет в Индии и по сей день. Мантры (стихи) РВ сопровождают индуса во все ответственные моменты на протяжении всей его жизни: при рождении, наречении именем, при посвящении брахмана, на свадьбе и на похоронах». 504 Современный индуизм использует тексты Ригведы, имена ряда богов, которые в ней упоминаются. Но все это служит прикрытием изменения самой сути религии: – архаичная религия, носящая элементы веры праотцев, превратилась в открытое поклонение сатане и ангелам его. Все религиозные группы индуизма делятся на две группы: – ортодоксальные, признающие авторитет вед, и неортодоксальные, не признающие авторитета вед. К ортодоксальным относятся веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Неортодоксальные школы: – черваков – локаятиков, буддийская и джайнийская.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Нам важно установить сначала формальный признак мистического богопознаниия в противоположном рационалистическому, заключающийся в опыте, чтобы потом перейти к определению критерия истины и лжи внутри единственно «правильного» по методу, мистического богопознания. Уже в основе богопознания культурных и не культурных языческих масс можно находить религиозный опыт в примитивной форме мистических переживаний, навеваемых природой вообще или какой-либо, отдельной группой явлений, напр., астрономических. В частности фетишизм, эта типичная, наиболее грубая религия дикарей является, почитанием отдельных неодушевленных предметов на основании ошибочно ассоциированного с тем или другим из них религиозного чувства. Обоготворение различных сил и явлений природы – этот религиозный натурализм также может быть понят лишь в том случае, если мы будем смотреть на него как на выражение общей мистической эмоции человечества, чувствующего «Бога в природе». При отсутствии иных высших, объективных коррективов, этот естественный натурализм или развивается в грубый политеизм, свойственный даже образованным народам, напр., древним грекам, современным японцам, или в более духовный пантеизм, столь типичный для индийских религий. Характеризуя индийский восток и античный запад в их противоположности между собою, Рабиндранат Тагор, знаменитый в настоящее время, увенчанный нобелевской премией, индийский поэт и мыслитель, говорит; греческая цивилизация носила «городской» характер и оттого менее интересовалась природой ради нее самой, стремясь лишь к овладению ею; наоборот, цивилизация древних индусов была «лесною», так как возникла среди девственных дубрав. Этой близостью природы, ее мистическими влияниями он объясняет своеобразный склад ведийской религии, всюду чувствующей Бесконечное 219 . Помимо грубых форм религии, не только в национальных, более или менее организованных культах, но и в советизме исследователи находят веру в Единое Существо. Однако, эта вера, как представляющая собой оазис среди грубых политеистических форм, обязанный или древнейшей традиции, или гениальному прозрению отдельных личностей, не составляет характерного явления в языческой массе, более или менее дисгармонирует с ее общим религиозным состоянием и, потому, должна быть отнесена на счет иного высшего мистического опыта. Лишенное этого высшего откровения, предоставленное собственным силам и окружающей природе, человечество, хотя и могло познать Бога 220 , однако, ограничиваясь одним естественным откровением, читая лишь книгу природы, не пошло далее обоготворения себя и мира, оставаясь впрочем, и в таком искажении истины религиозным 221 . Следуя своему ограниченному опыту, – тому неопределенному чувству Бесконечного, которое будила окружающая природа и самонаблюдение в связи с элементарными спиритическими явлениями и волшебством, язычник, естественно, отожествлял себя и мир с Богом, «творил» Его по образу и подобию себя и мира, облекая Его в антропоморфный, зооморфные и т. п. конечный формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

На каком-то этапе Рой делает вывод, что «ведийский монотеизм» превосходит христианский, потому что последний содержит в себе тринитарную доктрину, противоречащую чистому монотеизму. В дальнейшем это привело его последователей к комплексу «индийского превосходства». После смерти Рам Мохан Роя Брахмо самадж разделился на несколько групп, а радикальные прозападно настроенные реформаторы образовали Брахмо самадж Индии, который возглавил Кешаб Чандра Сен (1838–1884), отвергавший кастовость общества и образцом религии считавший протестантизм. Вместе с тем, сохраняя близость к христианству, радикалы обращаются к вайшнава-дхарме, и вводят в ритуал вишнуитские песнопения (санкиртана). В 1872 г. им удается провести закон, разрешающий внекастовые браки, а в брачный обряд вводится формула: «я не индус, не мусульманин и не христианин» 157 . Усиливаются претензии К. Ч. Сена на универсальность его учения, в 1880 г. он объявляет о создании церкви Нового Произволения (Нававидхан) и подчеркивает универсалистский дух новой религии: «Брахмоизм против сект … это универсальная религия, это кафолическая религия человечества» 158 . Индии, по его мнению, предстоит стать родиной новой всеобъемлющей религии, предназначенной для спасения человечества. Традиционалистское движение. Другим течением раннего неоиндуизма являлась охранительная реакция на взаимодействие с западной культурой. Уже через два года (в 1830 г.) после возникновения Брахмо самадж, Радхаканта Деб (1784–1867) в противовес ему создал общество Дхарма сабха 159 . Свою задачу общество видело в утверждении кастовости, защите сати, борьбе с миссионерами христианства и в развитии традиционного санскритского образования. Членами Дхарма сабха были знатоки индуизма, профессионально толковавшие священные тексты (пандиты) и, тем не менее, перенимавшие у реформаторов их опыт работы. Радхаканта Деб сотрудничал с западными учеными и ничего не имел против западного образования. Возникновение неоиндуизма. Взаимодействие этих двух движений готовило почву для мировоззрения, которое попыталось бы соединить в себе и стремление к защите ценностей традиционного индуизма и открытость к восприятию западной мысли.

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

Митра (друг) есть Бог солнца или точнее древнего света, Варуна (всеобъемлющий) в древних Ведах – Бог звёздного света, блистающего ночью. О каждом из них говорится, что он творец всего мира. Вместе с Варуной и Митрой другие адитии называются Ардегаман (благодетель), Бага (благословляющий), Анеа (товарищ), Дакша (проницательный). Дальнейший ряд дев составляют: Агни (огонь, ignis) Индра (бог неба?) Сома, Маруты (боги ветров) и единственное женское божество Уша (утренняя заря); все они занимают служебное, подчиненное место. Об антропоморфических степенях родства, о браке и происхождении одного бога от другого нет никакой речи в древней ведийской религии. Всего чаще упоминаются и призываются из богов четверо: Варуна, Митра, Индра и Сома и о каждом из них говорится: «он величайший из всех богов;» точно также и Агни представляется равным четырем богам. Все сказанное доселе убеждает нас, что девы древнейших вед – не различные индивидуумы, мыслимые рядом друг с другом, но πρσωπα одного невидимого святого Бога, различные формы откровения, в которых проявляет свое бесконечное богатое существо и в каждой совершеннейшим образом один Бог. В Ведах даже долгое время сохранялось ясное сознание существенного единства всех дев или адитиев и различие их лишь по форме, т.е. что все эти боги суть только имена одного Бога. В гимне, принадлежащем не особенно древнему времени мы читаем: «они называют его Индрой, Митра; Варуна, Агни; он есть также воздушный небесный Гарутмат, то, что одно, мудрый называет разнообразно; они называют его Агни, Яма, Матарисван» 349 . – Вот исторические основания первоначального монотеизма религии человечества. Глава II. Происхождение и развитие язычества Каким же образом из этого монотеизма выродился пестрый и разнообразный политеизм языческих религий? В решении этого вопроса мы получим новое подтверждение нашего предположения о первоначальном виде религии, как монотеизме; так как увидим, что все попытки объяснить происхождение язычества, как натуральный и законный продукт религиозного развития человечества, без предположения нравственного переворота, совершившегося в духе человека после его падения, не выдерживают строгой критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

16. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998. — С. 181. 17. Псевдо–Макарий. Гомилия 33. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. -М., Путь. 1994. — С. 182 18. Даршана – в индуизме интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С.161. 19. В индуизме есть ортодоксальные и неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы признают авторитет Вед, неортодоксальные — отвергают. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда/Традиционный индуизм: краткая характеристика. 20. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998. — С. 181. 21. См.: Виталий Питанов Избранные вопросы православной апологетики/Богооткровенность Священного Писания. 22. См.: Виталий Питанов Избранные вопросы православной апологетики/Необходимость Священного Предания. 23. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. 24. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. «Восточная литература» РАН. 2002. — С. 172. 25. Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С.201. 26. Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С. 113. 27. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998. — С. 181. Рекомендуемые статьи 2 комментария Самое популярное Сейчас в разделе 18  чел.

http://sueverie.net/tozhdestvenen-li-smy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010