Тайножены – это – те из федосеевцев, кои «для общей плотской жизни втайне» сходились «вдовцы с девицами, холостые со вдовицами – по домашнему началу пред святыми иконами», давая обещание друг другу «почитать себя якобы в союзе супружеском, уверяя друг друга: я твой, а ты моя, и она взаимно: я твоя, а ты мой, и хранить сие втайне, никому о сем не объявляя; в публике показываться безбрачными, жить в раздельности, посещать друг друга как можно сокровеннее под видом дружества или знакомства, a детей подкидывать». Эти лица не только не отлучались от общества федосеевского, но даже «одобрялись на исповеди духовниками» за то, что «в супружестве законном не числились». Наконец были в рассматриваемое нами время между Московскими федосеевцами и такие мужчины и женщины, которые, не желая стеснять себя «обязательным союзом» ставили себе правилом: «каждый для всякой и каждая для всякого, кому, когда и где прилунится желание свое исполнить»; этих-то беспардонных развратников и развратниц и называл Сергеев «многоженами», или «проклятыми магометанами»; одни из них подкидывали своих детей, другие оставляли их при матерях – «девицах и вдовицах» в качестве незаконнорожденных, a «нецыи имели и детогубление отравою». Те из многоженов, кои умели вести дела свои осторожно находились «в соединенности церковной, яко целомудренные и чистого жития;» a неумелые и явные развратники «точию в подозрении» были и хотя «подлежали» некоторым «взысканиям церковным», но «в числе ревностных и твердых христиан являлись» 203 . Такими образом, и в рассматриваемое нами время, как и при Гнусине, начала, которыми руководилось и жило большинство Московских федосеевцев, были следующие: девство на словах и полный разврат на деле, безбрачие в теории и самое разнообразное наложничество на практике. Это – худо, но в скором времени открылись в Московской федосеевщине явления еще более возмутительные. Мы видели, что в числе разных форм, в которых проявлялось федосеевское безбрачие было, между прочим новоженство. Хотя новоженство федосеевское было не больше как открытое наложничество, тем не менее наставники Преображенского кладбища смотрели на него очень неблагосклонно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   бб) Как частнее поступать с вдовицами (1Тим. 5:9-15)    Со стиха 9 до 15-го идет речь об особых некиих вдовах; но с стиха 11 видно, о каких вдовах идет речь, именно о юных; о каких же говорится в стихах 9 и 10-м, не ясно видно. Что это вдовы, не вообще призреваемые Церковию, видно из ограничений: не меньше шестидесяти лет, одного мужа жена, много потрудившаяся в служении другим. Ибо, по вышесказанному, церковного призрения заслуживает всякая беспомощная вдова; а такою может быть и не столь старая, и не одного мужа жена, и не могшая послужить другим сказанным образом. Так это особые некие вдовы. Какие же? Не диакониссы ли? Похоже на это, как можно судить по тем добрым качествам и делам, какие от них требуются: одного мужа жена, чад воспитала, «странныя прият». Ибо такие доброты требуются, по Апостолу, от лиц избираемых в клир (глава 3), к которому причислялись и диакониссы. Но служение диаконисе требовало сил: ибо, кроме прислуживания при крещении жен и смотрения за порядком среди них в Церкви, на них лежало ходить по бедным и посещать больных; а в шестьдесят лет какая сила у женщин? Если же не они, то кто же такие? Приходит на мысль предположить, что это вдовы, долго пожившие и много потрудившиеся для других, — и выбившиеся уже из сил, которым потому нужны и кров, и содержание, и уход. Можно дополнить сие предположение так, — что, тогда как всем вообще вдовицам давалось пособие в дополнение к тому, что они добывать могли своими трудами, эти вполне были обеспечиваемы пищею, одеждою, кровом и уходом. В числе их и могли, и должны были быть и диакониссы. — Наши толковники все не видят здесь диаконисс и слова Апостола разумеют, как продолжение речи о вдовицах вообще. Святой Златоуст говорит: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает, что она должна иметь».     α) Престарелыми (1Тим. 5:9, 10) 1Тим. 5:9, 10. Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена, в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быст, аще всякому делу благу последовала есть.     «Да причитается», καταλεγεσθω, — да вносится в каталог вдовиц, или «да вчиняется во вдовье учреждение, εις το χηρικον» (Экумений). «Справедливо быть внесену в церковные памятники той, которая явила себя достойною того прежнею жизнию. Достойно приемлется в лоно Церкви (на попечение ее) та, которая прежде посвящала ей труды свои» (Амвросиаст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таинство брака принадлежит, братие, к необязательным. Брачный союз, необходимый для Церкви Христовой, как благословенный способ распространения чад ее, не составляет необходимости для каждого человека в отдельности. Девство почитается лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. Об этом именно сказал Иисус Христос: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит ( Мф.19:11–12 ). Девство почитается выше супружества потому, что в нем беспрепятственнее можно служить Богу. Женатый человек обязывается заботиться о жене и детях, и чрез это отвлекается от постоянного служения Богу, сохраняющий же девство свободен от этих забот. Вот почему многие угодники Божии уклонялись от брака и сохраняли девство. Об этом преимуществе девства пред супружеством так говорит ап. Павел: глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жена. Вдаяй браку свою деву, добре творит, а не вдаяй, лучше творит ( 1Кор.7:8;9:32,33,38 ). Но при этом, братие, нужно заметить, что только девство, хранимое в чистоте, лучше супружества и удобнее для служения Богу. Безбрачие же, не хранимое в чистоте, не угодно Богу и строго порицается в слове Божием: блудники царства Божия не наследят ( 1Кор.6:9,18 ). От вступающих в брак, братие, нашими церковными и гражданскими законами требуются особые условия. Лица, вступающие в брак, должны быть оба православного вероисповедания. Впрочем, допускается брак православного супруга с неправославным католиком или протестантом, но только с условием, чтобы имеющие произойти от них дети были воспитаны в православной вере. Между брачующимися не должно быть близкого родства кровного или духовного. Они должны иметь взаимное, непринужденное согласие на вступление в брак, дозволение родителей и начальства, если жених состоит на военной или гражданской службе, и свидетельство о приписке к отбыванию или о самом отбывании воинской повинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Но так как, по свидетельству дееписателя, верующих более и более присоединялось к Господу, множество мужей и жен ( Деян. 5:14 ), то, конечно, этому множеству уже не было возможности пребывать в постоянном и непосредственном общении между собою, а потому при возникновении каких-либо вопросов, касавшихся всей общины, апостолы стали созывать особые нарочитые собрания. Когда, напр., возникли некоторые неудовольствия по поводу ежедневной раздачи потребностей вдовицам, апостолы нарочито созвали множество учеников и предложили им избрать из своей среды на это дело семь диаконов, что и было исполнено ( Деян. 6:1–5 ). Но слово Божие, говорит дееписатель, росло и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, а затем слово Господне распространилось по всей стране ( Деян. 6:7; 13:49 ). Когда таким образом верующие стали считаться многими тысячами и распространились по всем концам страны, стало невозможным созывать их всех хотя бы только иногда на общие собрания. Как же при таких условиях поддерживалось в церковной жизни желанное единение? А вот тому пример. Среди верующих в Антиохии возникло разногласие по вопросу об обязательности для христиан исполнения Моисеева закона. Тогда они послали к апостолам в Иерусалим Павла и Варнаву и некоторых других. Апостолы созвали собрание и при участии присланных из Антиохии лиц рассмотрели и обсудили вопрос, после чего, изложив соборное решение в послании, отправили его в Антиохию чрез тех же антиохийских посланных и своих уполномоченных. Отправленные пришли в Антиохию и. собрав людей, вручили письмо ( Деян. 15 ). Этот пример показывает, что когда, по многочисленности верующих и дальности расстояния, утратилась для них возможность принимать всем непосредственное участие в общецерковном собрании, отдаленная община посылала своих представителей, которые принимали участие в обсуждении вопроса, а затем состоявшееся решение и словесно, и письменно сообщалось по назначению. Таким образом, малая первохристианская община вся в совокупности сходилась на свои собрания, а получив широкие размеры, стала принимать участие в обсуждении возникавших вопросов, посылая на общецерковные собрания своих представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Еще молимся о сохранении града сего и всяк град и страну неподвижиму и неопалиму и неосквернену граду нашему, всякому граду и стране. Еще молимся Господу Богу нашему и пакы оуслышати ему глас молитвы нашея и милостиву и долготрепеливу и умилену быти и тиху человеколюбцу Богу о гресех наших, и помиловати нас и возвратити ему гнев свой от нас, о избавитися от належащего праведного прещения его, за избавления рода сего и всякого града и страну и места, и от глада и погибельства, от труса и потопа, огня и меча и различных болезней, и от напрасныя смерти, от нашествия иноплеменник и от нападения вражия и междусобныя рати, избавити ны Господу Богу от належащих бед сих и дати рабом своим тихо и мирно лето и оутеши Господи скорбящая люди своя, вопием ти вси с слезами рекуще: Господи святый услыши и помилуй. И ркут ecü Керьелесон. Еще молимся за всю братию и за вся христиане о здравии. Священник возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе слава. Диакон. Господу помолимся. Священники мол. велегласно. Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, приклони оухо твое и услышы ны припадающа имени твоему святому от всех и всяческая, воньми ны вопием к державе твоей и власти и силе, молим тя припадающе, Христе Боже наш, даром божественным, вонми ны и оуслыши нашего худого моления. Помилуй Господи вся плавающая по водам и в поуть ходящая, тружающаяся; пленником спасению их помысл створи. Помяни Господи вдовица и сироты, и странствующа нищая, и алчущая и жаждущая, и милостию твоею богатою и божественною помилуй. Помяни Господи сущая в темницах и в бедах и в плачи и в истужении всех и в болезни тяжцей держимых; великая твоя милость да окружит их, человеколюбче Господи, скорбящих и душевне блудящих, оуязвляеми лукавого стрелами греховными. Помяни Господи мучащихся и в тесноте пребывающих и всех иже в бедных напастех стражущих зле, и каплю сладости на сердцах их от святого твоего Духа животворящего, и наслажаеми и насыщаемы славят твою благостыню, и да не в хуле истлеют; тобою видехом благоухание твое подающи зело в истинну терпящиим и в трудех и болезнех и напастех в утешении самовольных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

(Отнош. ирк. общ. губ. упр. в ирк. дух. конс., от 18 июля 1870г. §43. Условия совершения Таинства Брака Апостол Павел, называя брак великою тайною ( Еф.5:31–32 ), чрез то свидетельствует, что он совершался уже во времена апостольские и, конечно, подобно прочим Таинствам, с благословения епископского – в церкви. Так как ни в одном Таинстве интересы Церкви не соприкасаются с интересами государства столь тесно, как в Таинстве Брака, вследствие непосредственного и весьма важного влияния его на жизнь семейную и общественную, то совершение брака соединено с многоразличными условиями, ограждающими, с одной стороны, правильность совершения, а с другой – святость и нерасторжимость брачного союза. Условия эти двоякого рода: физические и нравственные. §44. Физические условия, необходимые для вступления в брак 1) Совершеннолетие. Лица, вступающие в брак, должны иметь установленное законом совершеннолетие, именно: жених не менее 18 лет, а невеста 16 лет. В Закавказском же крае, по местным климатическим условиям, дозволяется природным жителям Кавказа вступать в брак жениху – 15-ти, а невесте 13-ти лет (Св. Зак. т. X, ст. 3). В необходимых случаях закон предоставляет епархиальным архиереям право разрешать браки, по личному своему усмотрению, и в том разе, если жениху или невесте не достанет не более полугода до узаконенного совершеннолетия (Там же, прим. к ст. 3. Ук. Св. Синода 31 мая 1857г.). Кроме того, для совершеннолетних законы назначают определенный срок, после которого нельзя вступать в брак: так, по древним церковным правилам, запрещалось вступать в брак 60-тилетним вдовицам (Вас. Вел. пр. 24); а по действующим у нас постановлениям, последним пределом для вступления в брак считается восьмидесятилетний возраст (том X. ст. 4), без различия пола. 3) Здравый ум (Св. гражд. зак. т. X, ч. I, ст. 5). Вступление в брак безумных или сумасшедших законы признают делом несвободным, как учиненным без рассудка и сознания, и относят такие браки к разряду браков, совершенных по насилию или обману (т. X, ст. 37. Сравн. Ук. Св. Синод. 1722г. апр. 12 д., Уст. Конс. ст. 205:208). Впрочем, если бы один из супругов подвергся сумасшествию или беснованию после бракосочетания, то это обстоятельство не может служить препятствием к продолжению супружества. §45. Последствия нарушения физических условий для брачующихся и для совершивших брак

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Зонара . Похищающих жен и тех, которые содействуют им, святый отец определил отлучать от общих молитв на 3 года, то есть стоять им в предхрамии вместе со слушающими . А если жена предаст себя добровольно, и если этому не предшествовали ни растление, ни татьба, то есть тайное смешение, то взявший ее не подлежит наказанию, так как тут не было насилия, и это – в том случае, если жена была полновластна; ибо если она была подвластна, то, отдавшись мужу без согласия того, кто имеет ее под своею властию, она не считается вступившею в брак, и тот, кто имеет ее под своею властию, может, если захочет, расторгнуть сожительство, как говорят 38е , 41е и 42е правила (сего святаго отца). Отсюда он выводит, что так как вдова властна сама в себе и от нея зависит, то есть состоит в ея воле, последовать мужу, то взявший ее не подвергается наказанию. Слова: « нам не должно пещися о показуемых видах » дают такую мысль, что в то время вдова имела, как кажется, какой-то особенный вид одежды, например, траурный, или другой какой-нибудь, отличный от одежды замужних. Но кто-нибудь может сказать иначе, именно: как ныне вступающие в монашескую жизнь не тотчас постригаются, но предварительно переменяют одежду, и, таким образом, спустя некоторое время постригаются, так и тогда делалось по отношению к вдовам, имевшим быть зачисленными в чин вдовиц, снабдеваемых от церкви: оне прежде переменяли одежду и таким образом по времени сопричислялись к чину ( церковных вдовиц ). Итак, если вдова, переменившая одежду, но еще не причисленная к церковным вдовицам, возьмет мужа, то о внешнем виде, говорит святый отец, мы не заботимся, и она не должна подвергнуться епитимии за внешний вид, что делается ныне и с монахами. Ибо хотя бы кто и переменил одеяние, но еще не был пострижен, и не дал обетов пред Богом, а поколебался бы ввиду тягостей монашеской жизни и отступил, не подвергается епитимии. Так точно Василий Великий в своих постановлениях о подвижничестве, выражая мнение относительно детей, принимаемых в братство, повелевает воспитывать их, обучать искусствам и упражнять во всякой добродетели; но когда прибудет у них разума и разовьется способность рассуждения, тогда, вместе с усовершением разума, допускать их к обету девства; а кто не принимает жизни в девстве, тот, как неспособный к совершению подвигов, благоугодных Господу, пусть будет отпускаем при свидетелях. Но я думаю, что слова: « не должно пещися о показуемых видах » лучше понимать так, что если жена, стыдясь, может быть, отдаться любящему, или любимому человеку, потому, что он низкого происхождения, показала вид, что она похищена, а в действительности добровольно последовала за ним, то мы не заботимся о том, что притворно показывается, но обращаем внимание на истину. Должно прочесть также 53е правило сего святаго.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Сего ради, Преблагий Владыко, многое Твое человеколюбие в стужение претворихом окаяннии, и многая Твоя благая дарования в казнь безумно нам преложихом: отнюдуже ниже от сущих нам благих, ниже от болезней ближних лучши бывше, праведно на ны сами Твоего праведнаго наказания язвы подвигохом. Но не яростю Твоею обличи нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, Господи. Тебе Единому согрешихом, но Тебе Единому и покланяемся, и сокрушенным сердцем, яко жертву чистую, исповедание Ти приносим: ослаби, Человеколюбче Владыко, устави праведно наносимую рану: да победит множество щедрот Твоих, грехав наших лукавое собрание, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Имамы в руках Твоего человеколюбия образ и величество: разбойника, мытаря, блудницу и блуднаго сына, иже вси паче нас в покаянии благоискусствующе, в Небесное Царство предвзыдоша. С ними убо и ны исповедающяся и припадающя Ти приими, Владыко: аще же и тех всяческаго обращения и покаяния множества отстоим, недоставшее да исполнит безмерная благость Твоя, паче же и все, понеже и всего воистину отстоим. Приносим Ти рыдания убогих и гласы младенцев, смиренную и препростую, всякаго возраста молящихся часть, достойную щедрот и прощения Твоего. Имаши к сему на милосердие и милость преклоняющыя Тя крест и вольную смерть, юже за ны неблагодарныя претерпел еси, подвиги ктому апостолов, преподобных, постников, и мучеников крови: пред всеми же общую всех надежду и спасение, паче слова без семене рождшую Тя: ихже мольбы человеколюбно прием, услыши ны, Иисусе Сладчайший, молящыя Ти ся, и ниже токмо о нас самех, но и о нихже должни есмы: пособствуй благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Николаю Александровичу всея Россиии и всему царствующему дому, всей палате, воинству и всей державе их, даруй на супостаты победу, и царство их миром огради. Спаси же и помилуй святейший правительствующий Синод, со всеми благочестивыми архиереи, и весь освященный чин и причет церковный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию святых апостол и святых отец, на вселенских соборах Духом Святым узаконенному, исправляти слово Твоея истины: заблуждшыя же от православныя веры еретики и отступники к познанию истины призови: неверныя просвети, да Тя уведят: грешныя к покаянию приведи: девствующим чистоту и воздержание даруй, брачным святыню: вдовицам и сирым даруй воспитание, нищим покров, странствующим возвращение, плавающим пристанище: кающимся прощение даруй, плачущим утешение, благим во благости пребывати, средним лучшым быти, согрещающим во исправление приходити.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

   С большим удобством и с большой быстротой, надо полагать, распространилось право епископского суда не на всех мирян по некоторым делам гражданского характера, а — на некоторых людей по всем делам, не только церковным, но и гражданским. Именно потому, что лица этой последней категории составили собственное ведомство церкви: «людей церковных, богадельных». По Уставу Владимира сюда принадлежали:    монашествующие, черное духовенство и белое с семействами,    миряне, служившие церкви — просвирни, лекаря (в новгородской грамоте Всеволода Мстиславича: «свещегас», т. е. церковный прислужник),    люди убогие и вообще призреваемые церковью — странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, т. е. холоп, пожертвованный церкви господином в услужение на помин души, «прощеник»).    Последний термин составляет некоторую загадку. По словам Герберштейна, в XVI в. русские толковали ему это слово в смысле обозначения лиц, отмеченных каким-нибудь чудесным исцелением — eos qui miraculum ab aliquo sanctorum acceperint, — так толкует и преосв. Макарий. Но в до-монгольскую пору едва ли была заметная категория таких лиц, потому что чудотворных икон еще почти не появлялось, а мощи были в одном только Киеве. Поэтому Голубинский обращает внимание на замечание Маржерета (нач. XVII в.), что «в России есть особенный орден, состоящий из людей, которые, предчувствуя приближение смерти, были соборованы маслом, однако не умирали. Такие люди обязываются носить до самой кончины платье, похожее на монашеское, что считается очень богоугодным делом». Этих то людей Голубинский и переносит в до-монгольскую эпоху и разумеет под прощениками. Нам думается, возможно более буквальное понимание разбираемого термина. Из Русской Правды видно, что несостоятельный должник в древней Руси становился полным холопом своего кредитора. Но кредиторы, по истечении некоторого времени порабощения, под влиянием церковной проповеди, внушавшей милосердие к рабам, и для спасения своей души, прощали должнику долг и пускали его на свободу. Замечательно, что в нескольких редакциях грамоты Всеволода Мстиславича, представляющей буквальное повторение с добавлением Владимирова Устава, пишется не «прощеник», а «пущеник». Таких людей могло быть значительное количество, и по только что упомянутой грамоте именно лица такого юридического и экономического положения и приписывались к обществу призреваемых и судимых церковью. По новгородской грамоте принадлежали к церковным людям «изгои». Это — неграмотный попович, выкупившийся холоп, обанкротившийся купец и осиротевший князь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

То же бывает и с просфорами. Просфоры, по уставу церковному, должны быть изготовляемы нарочито для сего избираемыми благочестивыми людьми, в монастырях монахами, а в приходах вдовицами и девами, из чистой пшеничной муки, приличного, им усвоенного вида. Но вы покупаете на торжищах просфоры черные, иногда черствые, запыленные, неприличного вида, несете их к алтарю Господню, и тем вынуждаете священников изготовлять из них св. Агнец для великого Таинства Св. Тела и Крови Христовой, и вынимать из них за здравие живых и за упокой усопших части, которые по чину литургии, по совершении Таинства, погружаются в Св. Кровь нашего Господа с словами священника: отмый Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною. Не оскорбительны ли для сего Таинства просфоры нечистые, и не требует ли подобное злоупотребление немедленного исправления? Наконец, нередко и красное вино вы приносите для литургии за упокой усопших (а иногда покупают и сами церковные старосты для богослужения), совсем не похожее на сок виноградной лозы, чем оно быть должно, а представляющее какую-то острую, неблаговонную, окисшую смесь, напоминающую тот оцет или уксус, с желчью смешанный, который воины давали пить Господу во время Его распятия ( Матф. 27, 34–38 ). И такое вещество, особенно вместе с черною просфорой, предлагается для великого Таинства; не грех ли это? Вы приносите Господу жертву от усердия, зачем же вредите вашему благочестивому делу недостойным его исполнением? Свечи на рынке дешевле, просфоры и вино хорошее дороже. Но зачем вы избираете для Господа худшее и более дешевое, а не лучшее и более ценное? Он дает вам дары Своей милости для потребностей вашей жизни, – и хлеб, и плоды, и вино, и елей и все прочее, – не избирая для вас из хорошего худшее, а вы иногда проходите лишнее пространство, чтобы купить свечу не в храме, где свечи всегда есть, а на рынке, где дешевле; а просфор и вина не заботитесь покупать там, где можно найти лучшие. Лучше ставьте пред иконами свечу меньшую, но чистую, лучше приносите свечи в храм и от усердия вашего просфоры и вино реже, но надлежащего качества. Не свеча, не просфора и вино, а доброе расположение сердца вашего нужны Господу. Зачем же вы допускаете непрямоту и неправоту в сердцах ваших, которые и жертвы ваши делают недостойными святого имени Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010