При этом перечень устава Владимира содержит такую важную статью, как дела по имущественным отношениям между супругами, дела об оскорблении ударом и о недостойных формах драки (зубоядение). Перечень устава Владимира пополнен, очевидно, несколько позже, чем соответствующий перечень Смоленского устава. Можно предполагать, что первый перечень принадлежит середине или второй половине XII b. Тогда общий источник перечней, древнейший их слой, мы должны отнести к XI – началу XII b. В Смоленском уставе нет статьи с перечнем церковных людей, там есть лишь упоминание (ст. 8), что церковные люди судятся у своего епископа. Устав Владимира включает подробный перечень этих людей, причем в разных текстах он значительно различается. Сравним перечни в Архангельском изводе Оленинской редакции с Синодальной (III по С. В. Юшкову) и Владимиро-Волынской редакциями. Курсивом выделен текст, общий для всех редакций, который может быть сближен с текстом протографа статьи. Между текстами двух последних редакций наблюдается большая общность, объясняемая происхождением их от одного архетипа Синодально-Волынской группы. Архангельский извод Оленинской редакции Синодальная редакция Владимиро-Волынская редакция «Митрополичи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, поповичеве, чернец, черница, диакон, дияконовая, проскурница, понамарь, вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетници церковнии». " А се церковные люди: игумен, поп, дьякон, дети их, попадия и кто в клиросе, игуменья, чернец, черница, проскурница, паломник, лечец, прощеник, задушный человек, стороник, слепец, хромец». «А се церковнии люди: игумен, поп, диакон и кто в клиросе, чернец, черница, попадия, попович, лечец, прощеник, задушный человек» Древнейшая основа статьи о церковных судах включала, очевидно, по крайней мере тех людей, которые упоминаются в перечнях и Оленинской редакции, и Синодально-Волынской группы. Это игумен, чернец, черница, поп, дьякон, попадья, проскурница, «задушный человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, школа могла возмутить спокойствие наследников только временно, пока они были еще неученые. Когда все наследники стали учеными, борьба против них очевидно должна была прекратиться и наследственный порядок занятия церковных мест, разумеется, в тех границах, каких требовала от него развившаяся епархиальная централизация, мог свободно продолжать свое существование со всеми своими принадлежностями и проявлениями, сдачей и предоставлением мест по родству, отдачей места в приданое, куплей, продажей и т. п. Самая обычная форма наследственности церковных мест через предоставление этих мест сиротам умершего священнослужителя постоянно поддерживалась самою иерархией, которая видела в этом предоставлении даже свой священный долг, христианское дело милосердия к сирым и вдовицам. Замечателен один указ московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, в котором он горячо вооружается против искателей священнослужительских мест после умерших священнослужителей помимо сирот, называя это перебивание мест у сирот «предосудительною алчностью», и предписывает по своей епархии, чтобы «никто в таковые безвременные (даже еще до похорон умершего), человеколюбию и христианскому благочестию противные просьбы вступать не дерзал» 191 . Сам св. Синод в одном указе 1767 г., разосланном по московской епархии, узаконял: „если после умерших священнослужителей останутся дочери и племянницы девицы, а жены умерших на места мужей своих к тем своим дочерям и племянницам пожелают кого принять, таковых по их желаниям, достойных и ежели законоправильных препятствиев не окажется, определять. Буде после умерших священнослужителей останутся малолетние дети мужеска полу такие, кои действительно уже обучаются в школах, то до изучения и возрасту их на отцовское место никого не определять, а велеть содержать из получаемых от тех церквей доходов викария. Когда же оные выучатся и в совершенная к производству их в священнослужительские чины лета придут и достойны явятся, тогда производить их самих» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

И диаконы, которых назначение – служить Евангелию и таинствам, должны быть избираемы из лиц честного поведения и глубоко преданных истине, возвещенной Иисусом Христом и проповеданной апостолами. Такие пороки, как двоедушие и непостоянство в словах и поведении, наклонность к пьянству, нетерпимы в диаконском звании, и лица, подверженные этим порокам, не могут быть допускаемы к святому служению. Диаконское служение должно быть предоставляемо лицам, имеющим одну жену и преимущественно тем из них, у кого есть семья, и кто мудро управляет своим домом и своими домочадцами 335 . Высокие нравственные качества требуются также и от диаконисс, – имевших в первенствующей церкви своей обязанностью – готовить к крещению оглашенных женщин и помогать при самом крещении их священнодействующим. Условия, допускающие избрание лиц женского пола в диакониссы, таковы. Диакониссой может быть вдовица, не моложе 60 лет, бывшая однажды замужем и заслужившая хорошую репутацию о себе христианским воспитанием детей, ласковым и приветливым обращением со всеми и странноприимством, помощью ближним в скорбях и несчастьях и денной и ночной усердной молитвой. Молодые вдовы не могут быть избираемы в диакониссы по следующим причинам. С одной стороны, по слабости своей природы, они нелегко расстаются с грубыми чувственными удовольствиями, к которым должен быть нечувствителен каждый, посвятивший себя на служение Богу и Церкви; с другой стороны, они не умеют надлежащим образом пользоваться самостоятельной жизнью и, вместо служения Христу, предаются праздности, любопытству, болтливости и вообще недостаткам, свойственным их возрасту и полу, пагубным для благочестия 336 . Само собой разумеется, всеми указанными качествами лица, призванные в служители Божии, должны обладать еще до своего вступления на священное служение. Поэтому тот, кому предоставлено право и власть раздавать священные должности, должен тщательно разведать и строго испытать, имеют ли лица, ищущие той или другой степени церковного служения, соответственные душевные качества; в противном случае, поставивший недостойного на служение Церкви принимает на себя вину его греха. Личный опыт, приготовление возводимых на церковные должности и продолжительное испытание их – вот наилучшие руководители при предоставлении лицам церковных должностей. Пред лицом испытания не устоит ни один недостойный; рано-ли, поздноли откроются его недостатки; время обнаружит и действительные достоинства ищущих священнослужения 337 . Господь Бог призывает к служению Себе, кого хочет 338 . Но особенно благоприятны для священнослужения лица, принадлежащие к семействам, где вера наследственна, где процветает благочестие и чистота нравов, где нелицемерно исполняются христианские обязанности, – лица, с малолетства изучившие закон Божий и приобретшие навык к добрым делам. Все это должны иметь в виду те, кому вручена Святым Духом власть возводить на церковные должности 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Митрополит Иларион: Меня очень впечатлили эти цифры, но еще больше меня впечатлило то, что я увидел в 2018 году, когда сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в его поездке в Когалым. Прежде всего, это очень благоустроенный город. Это современный красивый город, где современные дома, школы, два прекрасных храма. Там есть школа для детей, которые страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Это такой центр, где они и обучаются, и проходят разные процедуры и упражнения. О них заботятся, с ними занимаются, с ними работают. То, что мы там увидели, трудно передать словами. То есть для детей созданы максимально благоприятные условия, чтобы они жили и развивались. Но я хотел бы еще сказать и о тех пожертвованиях, которые делаются не крупными компаниями, а нашими обычными гражданами. Хотел бы здесь в связи с этим вспомнить один эпизод из Евангелия от Луки, когда Иисус Христос сидел на ступеньках Иерусалимского храма и смотрел, как люди кладут в сокровищницу деньги. Пришел богатый человек, положил большую сумму, а потом пришла бедная вдовица и принесла две лепты и положила в эту сокровищницу. И Господь на нее посмотрел и сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:3-4). Удивительно, как сердца людей откликаются на человеческое горе и когда люди даже с очень-очень скромным достатком находят возможности для того, чтобы поделиться с малоимущими и страждущими. Е. Грачева: Владыка, лично для Вас каким стал главный итог 2018 года? Митрополит Иларион: Не скрою от Вас и от телезрителей, что это был трудный для меня год, потому что в течение всего времени моего пребывания в должности председателя Отдела внешних церковных связей события на внешнецерковном поприще развивались более или менее предсказуемо или более-менее спокойно. Именно 2018 год стал тем кризисным годом, когда мы столкнулись с очень большой проблемой. Эта проблема привела к церковному расколу, а мне как председателю Отдела внешних церковных связей, конечно, приходилось всегда быть на передней линии фронта. Поэтому год выдался тяжелый, но очень хотелось бы надеяться на то, что мы в 2019 году не увидим повторения подобного рода событий и что 2019 год принесет нам больше радостей, чем скорбей.

http://patriarchia.ru/db/text/5340318.ht...

   Общим правилом было то, чтобы епископы раздавали пособия нуждающимся и достойным. Они должны были «о сиротах пещись как родители, о вдовицах как мужья, взрослых сочетать браком, ремесленнику доставлять работу, страннику кров, алчущим пищу, нагим одежду, болящим посещение, заключенным вспоможение». Из числа сирот девицу, как скоро она достигла брачного возраста, епископы должны были отдать замуж, а мальчика снабдить средствами, чтобы он мог научиться мастерству и стал пропитывать сам себя. Если мальчик научился ремеслу, ему должно было на церковные деньги купить инструмент, чтобы затем не отягчать собой уже Церкви (Пост. Апост. IV, 2). При раздаче церковных пособий епископы должны были твердо помнить правило: кто не трудится, тот пусть не ест. Всякий, кто предан расточительности или пьянству, а так же ленивый, и вследствие этого терпящие нужду, не только не заслуживали никакой помощи, но считались даже недостойными церкви Божьей. «Праздность есть воистину мать голода» (Пост. Апост. II, 4).    Чаще всего на церковные средства содержались вообще бедные. Св. Иустин говорит: «Собираемое приносилось епископу, и он оказывал пособие сиротам, вдовам и таким, кто или по болезни, или по другим причинам впал в нужду, а также заключенным в тюрьме, странникам, кратко сказать: епископ заботился обо всех нуждающихся» (Апол., гл. 67). Совершенно согласно с этим Тертуллиан замечает, что благочестивые приношения тратились на пропитание и погребение бедных, на сирот, престарелых верующих, на потерпевших кораблекрушение, на тех, кто сосланы в рудокопни и на острова, заключены в темницы, если все это случилось ради Христовой веры (Апол., гл. 39).    Особенными заботами окружались лица, гонимые за веру. Многие из них во время гонений лишались всего своего имущества, и, однако же, несмотря на бедность и преследование, верно служили Господу, показывая образец веры для прочих христиан; поэтому они заслуживали сугубой любви и поддержки от Церкви. После исповедников пользовались попечениями Церкви вдовы и сироты. Однако же, вдовам не отдавалось исключительного предпочтения: замужняя женщина, но обедневшая, обремененная детьми, болезнью, даже предпочиталась вдове (Пост. Апост. II, 4). На епископе лежало попечение о бедных больных; он должен был удовлетворять даже их мелким потребностям: если они нуждались в глиняном сосуде, то он должен дать и это.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А тем временем распорядись ты, как следует, нашим церковным имуществом». Проводивши святителя к темнице, Лаврентий поспешил исполнить его приказание насчет церковных сокровищ, которые были тогда на его руках. Спустя несколько времени он был схвачен и представлен императору. – А где ваши церковные сокровища? – спросил его Валериан, узнавши от приведших его, что за человек Лаврентий. Лаврентий молчал. Валериан приказал отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать от него о сокровищах церковных. Чрез несколько времени опять представили Лаврентия к императору. – Оставь же ты свое упорство и скажи нам наконец о ваших сокровищах, где они у вас хранятся, – опять спрашивал Валериан Лаврентия. – Государь, дай мне два-три дня сроку, отпустивши на свободу, – и я покажу тебе наши сокровища, – ответил наконец Лаврентий. Валериан с готовностью отпустил его на этот срок на свободу, распорядившись, чтобы в это время за ним зорко следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какие-то переговоры со всякого рода бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами и вдовицами, которые были, как оказалось потом, на попечении римской церкви. В назначенный день стали собираться к царским палатам десятки, сотни разного бедного и немощного люда. Явился в этой толпе и Лаврентий, как ее руководитель. – К чему все это? – недоумевают придворные и сам император Валериан. – Вот где наши сокровища! – заговорил наконец громко архидиакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков, – в этих нищих, как в сосудах, наши вечные сокровища; кто вручает этим бедным свое достояние, тот с лихвой получит его в загробной жизни. Оскорбительным показался для властей такой ответ святого, и он был жестоко замучен: его изжарили на железном одре. II. А где же наши церковные сокровища? Быть может, кто-нибудь из вас пожелал бы знать, куда именно идут те деньги, которые вы жертвуете в пользу церкви, при покупке свечей, при сборе на храм и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Доступ в духовных класс в древней Руси был свободный; в священники поступали и миряне, и иеромонахи, а более всего дети священно- и церковнослужителей. Кроме священников, церковные причты состояли из дьяконов, дьячков и пономарей. Так как в древности никакая община и приход не мог совсем обходиться без человека грамотного и умеющего писать, то звание дьяка (как церковного чтеца, певца и светского писаря) в древности было очень высокое и влиятельное. К церковным причетникам надо причислить и просвирницу, которая, кроме своей обязанности смотрительницы женских отделений в церкви, ибо в древности строго соблюдался обычай отделения мучит и женщин при богослужениях 40 . В Уставе св. князя Владимира (X в.) в перечислении «церковных людей» отмечается и просвирня. (Кстати, любопытен сам перечень тех занятий и состояний, которые тысячелетие назад усвоялись к церковным: «А се церковнии люди: игумен, поп, диакон, и дети их, попадиа, и кто в клиросе, чернец, черница, проскурница, паломник, лечец (лекарь – Ред.), вдовица, .. слепец, хромец…» 41 ). В старинных писцовых книгах в перечне служителей при церкви обязательно отмечалась просвирница: «при церкви поп Тихон Андриянович, дьячок Потапко, просвирница Мавра» 42 . Наши древние церковные правила, по замечанию проф. С. Смирнова, много занимаются просвирней: «А проскурницы (просфорницы, просвирни – Ред) бы были вдовы единого мужа, не менши 50 лет», т.е. вдовы после первого брака и притом пожилые, замуж выходить им запрещалось 43 . Частные лица, строящие храм за свой счет и бравшие на себя обязанность обеспечивать ее имуществом и содержанием, именовались ктиторами. Ктиторы (от греч. ktitwr – строитель, создатель) выступали строителями общественных церквей в Византии, получая по отношению к ним особое «ктиторское право», в силу которого они (и их потомки) управляли доходами храма единолично и безотчетно, на правах вечной аренды 44 . И в России, осуществляя свои права, ктиторы владели и распоряжались денежными суммами, представляли епископу кандидатов на должность священно- и церковнослужителей и вступали с ними в соглашения насчет их содержания.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Но в целом виде аргументация не совсем совпадает с тем, что говорится о старцах в Апокалипсисе. – «Должны быть пресвитера». Этим указывается, что церковные каноны разумеют очень небольшую церковную общину. Но этим отнюдь не исключается возможность иметь и многих пресвитеров. Памятник, как видно из аргументации его по поводу двойственного числа пресвитеров, настаивает главным образом на том, чтобы пресвитеров было четное число в данной церкви. Под „сонмом ангелов“ разумеются верующие, как под «владыкою» (выше) – епископ. 9 πως τιμσωσι κα ντιμηθσιν. Здесь слово τιμ ν употреблено в его первоначальном значении – вознаграждать. Подобно как в этом случае, с такими же значением данное слово употребляется например в Постан. Апост. (II, 28): „если кто желает и пресвитеров почтить ( τιμ ν), пусть дает им двойную долю, как и диаконам“. Пояснением к вышеприведенному (в тексте) месту могут служить следующие слова Постановлений Апостольских: „подаваемые по заповеди Божией десятины и начатки, пусть расходует он (епископ), как человек Божий. Приношения добровольные на убогих пусть разделяет правильно сиротам, вдовицам, страждущим и не имущим странникам. Разделяя же всем нуждающимся, и сами (епископы) пусть пользуются от благ Господних, но не злоупотребляя ими“ (II, 25). 10 „Один“, это числительное ставить в тексте Гарнак, опираясь на то соображение, что число лиц известного ранга в клире в других местах памятника, хотя и не везде, тоже указывается. 11 Такое подробное и тщательное исчисление качеств, требуемых от чтеца, представляет явление исключительное в древнехристианской литературе. – „Он первый из приходящих в церковные собрания“; это замечание, по разысканию Гарнака, находит себе пояснение в след, каноне Ипполита: etiam anagnostae habeant festiva indumenta et stent im ambone... donec totus populus congregetur. 13 Под „тайными делами“ нужно разуметь раздаяние милостыни, вообще благотворения. Этого требует контекст речи, тем более, что в Евангелии восхваляется тайная милостыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иустин Философ указывает своим оппонентам–язычникам на обилие И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого народа . Минуций Феликс свидетельствует: Очень многие отличаются всегдашним девством своего неоскверненного тела, и этим не тщеславятся . Герма заявляет, что его жена «имеет сделаться его сестрой»  . Официальным служением в Церкви девственницы делаются не раньше конца II века. Надо думать, впервые о появлении собственно церковного служения девственниц мы узнаем из трудов Ипполита Римского и Тертуллиана. Римский пресвитер Ипполит (165 — 236 гг.) описывает основную функцию девственниц — сугубая церковная молитва: Вдовы и девственницы пусть постятся часто и молятся в церкви  . Ипполит не случайно упоминает рядом служения девственниц и вдовиц. По существу своего служения эти два института мало чем отличались друг от друга. Пожалуй, основным отличием церковных девственниц от церковных вдовиц было то, что вдовицы избирали девственную жизнь после закончившегося брака. Майкл Пенн приводит мнение Шарлоты Мэтьен, что во втором веке «вдовицами» могли называться не только жены умерших мужей, но и любые женщины, ведущие целомудренный образ жизни, то есть в том числе и девственницы  . Видимо, этим и объясняется загадочная фраза Игнатия Богоносца о «девственницах, называемых вдовами»  . Как бы то ни было, в III веке мы имеем дело с двумя совершенно разными институтами. В процессе работы над курсовым сочинением нам посчастливилось познакомиться с замечательной работой Сюзанны Эльм «Virgins of God». The Making of Ascetism in Late Antiquity»  , в которой она исследует возможные формы женской аскетической жизни в эпоху поздней античности. По ее мнению институт церковных parqenoi в своем развитии прошел три стадии. Раньше всего избравшие девственный образ жизни девушки продолжали жить в своих же семьях, оставаясь предметом опеки и попечения своего отца. Сюзанна Эльм приводит текст одной из недавно найденных проповедей IV века, в которой говорится, что отец должен превратить дом в тюрьму, чтобы оберечь свою дочь, что он не может даже отправлять ее на ночные богослужения. В дальнейшем девственницы начинают жить отдельно от своих семей в отдельных домах, принадлежащих общине  . Наконец, уже к середине IVbeka общины живущих уже часто вне городских стен девственниц ничем не отличаются от монашеских общин.

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

Чтобы более ясно представить дело и дать возможность каждому проверить нас, не имея под руками нашего Стоглава, мы предлагаем далее самый точный список (оглавление) глав, как они расположены в нашем Стоглаве. Мы приводим этот список глав дословно, со всеми теми ж ошибками, описками, знаками препинания и правописанием, какие мы нашли в нашей рукописи. Вот начало новооткрытого памятника. «Сказание главам внастояще сей книзе. Глава. Црьския вопросы. И соборные ответы о многоразличных церковных чинех О предисловии О царьском рукописании. Иж на том же соборе вдаст царь свое рукописание. збогодухновенным наказанием. зело полезно слышащим. и внемлющим сия имуще сице И потом царь вдаст на соборе иная писания о новых чюдотворцех и о многих, и различных церковных чинех. И вопросех имуща сице О тридесят и седми царьских вопросех и церковном строении И о тех о всех царьских вопросах соборной ответ. О освящении церкви. и о том соборной ответ. по священным правилом О священии церкви Ответ о венечной пошлине. Соборной ответ о антиминсе и о священии церквей О святых честных монастырех о том соборной ответ по священным правилом Ответ о священническом и иноческом чину Ответ о приходящих священникех и дияконех Указ о звону. и о церковном пении по уставу и по священным правилом ничтоже претворяюще Указ божественныя службы како достоит священнику и дияконом служити или единому Ответ соборной, о запоне святаго олтаря. когда отверзаетца. и когда затворяетца. по уставу честных монастырей. святыя горы и царствующаго града —15— О священном олтаре. ничто же от брашен в жертвенник да не вноситца Ответ от священных правил о жертвеннике и о кутейнике Ответ соборной о священническом сану, по священным правилом О детинном крощении Ответ о обручении и венчании Чин и указ. аще будет. поняти вдовцу девица или за юношу идет вдовица Последование ино О втором браце иже во святых отца нашего никифора Константина града исповедника О том же блаженнаго Никиты митрополита Ираклийскаго. ответы к некоему Констянтину епископу, о них же вопрошен бысть о двоеженцех запрещение О втором же браку и о треженцех О четвертом же отреченном браку и о третием О крестном знамении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010