Это вторая причина, почему отрицать должно юных вдовиц. Апостол говорит как бы: пусть иная и не будет иметь желания вступить во второй брак, после обета — не вступать в него; но если она не возьмется строго за дела вдовства — уединение, труд и молитву, — чего естественно ожидать от юной, — то скоро сделается праздношатайкою, болтливою и пытливою на соблазн всем, — и своим и чужим. И этого одного достаточно, чтоб относительно них действовать осторожнее. Святой Златоуст говорит: «не этой только вине (нарушению обета) подлежат они, но и другим грехам (праздности, шатанию по домам). Что пользы из того, когда они откажутся от попечения о мужах и не приложат старания о Боге? Тогда они без сомнения соделаются праздными, болтливыми, без нужды пытливыми; потому что тот, кто не заботится о своем, непременно будет заботиться о чужом, равно как пекущийся о своем и говорить не станет о чужом, и не будет иметь никакого о том попечения. Нет ничего до такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела, — притом не только женщине, но и мужчине, ибо это есть величайший признак бесстыдства и наглости».    Поводом или исходным началом к такому уклонению молодых вдовиц от благообразного поведения может послужить, как полагает блаженный Феодорит, само церковное обеспечение. «Пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит с собою лукавые мысли». А от мыслей потом и самое поведение теряет свое благообразие: от праздности по домам ходят, — бывают «блядивы», — то есть болтливы, φλυαροι, — «и оплазивы», — то есть любопытны, περιεργοι. Это тем неодобрительнее, если при сем прикрываются своим званием вдовства. «Почитая вдовство, достаточные принимают их в свои домы, а они, узнав, что им приятно слушать, собирают по другим домам и к ним переносят; за это пользуются от них подачами — и навыкают таким образом жить более сплетнями, чем трудами рук своих» (Амвросиаст). 1Тим. 5:14. Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сколько у тебя есть, за столько и купи… Купи небо, не потому, что небо дешево, но потому, что Господь человеколюбив. …Подай чашу холодной воды. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, (ради Меня)… не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Предметом купли и продажи – небо, и мы не заботимся! …Дай бедному, и – пусть сам ты будешь молчать – тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит (тебя): милостыня есть выкуп души. Поэтому, как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой руки души милостынею. Не ссылайся на бедность. Вдовица и в крайней бедности ввела в дом свой Илию и бедность не была (для нее) препятствием, но с великою радостью она приняла его; потому и получила достойные плоды и собрала жатву милостыни. Но, может быть, слушатель скажет: дай мне Илию. Что ищешь Илию? Господа Илии даю тебе – и не питаешь Его: как же ты принял бы Илию, если б нашел его? Христос, Господь всяческих, сказал: кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, Мне сотворил (Мф. 25, 40). c. 324–325. Беседы о покаянии. Беседа 3] Молитва есть огонь, особенно когда она воссылается трезвенною и бодрствующею душою; но этот огонь нуждается и в елее, чтобы достигнуть до самих небесных сводов; а елей для этого огня есть не что иное, как милостыня. Подливай же этот елей щедро, чтобы, ободряясь правым делом, ты мог совершать молитвы с бóльшим дерзновением и большим усердием. Как не знающие за собою ничего доброго не могут и молиться с дерзновением, так сделавшие что-нибудь правое и после праведного дела приступающие к молитве, ободряясь воспоминанием о сделанном добре, возносят молитву с бóльшим усердием. Поэтому, дабы наша молитва сделалась сильнее и оттого, что наша душа во время молитвы будет ободряться воспоминанием о добрых делах, будем приходить на молитву с милостынею и тщательно помнить все сказанное; а больше всего другого соблюдайте в памяти то мое сравнение, по которому я сказал, что бедные, стоя пред дверями молитвенных домов, выполняют такую же нужду в отношении к душе, какую умывальница в отношении к телу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Появление нищенства современно началу нашего государства. Повидимому, откуда было взяться нищим в такой девственной и малонаселенной стране, какою представлялось тогда наше отечество? Вот как разрешает это недоумение один из наших историков. «Все обстоятельства древне-русской жизни, говорит он, так слагались, чтобы плодить нищую братию: их плодили и воеводы, и дьяки, и приказчики, и помещики, и ратные люди, и татары. Как набежит Ногайская орда из степей, да пожжет хлеб на полях, а в селениях избы, – жители, успев спастись от татарского аркана в болотах и лесах и очутившись без крова, и без хлеба, расходились по Руси просить милостыни» 252 . Впервые нищих мы встречаем при св. Владимире. Благоверный князь, по свидетельству летописца, дозволял всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать себе, что только нужно: пищу, одежду, деньги; повелел развозить по всему городу хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, мед и квас и раздавать все это тем несчастным, которые, по немощи, не могли сами приходить за милостынею на княжеский двор. Вместе с тем Владимир одевал нагих, посылал всякого рода утешения больным, искушал должников, освобождал содержимых в рабстве 253 . Митрополит Иларион, в своем знаменитом слове «О Законе и Благодати», подтверждает свидетельство летописца... «Кто изобразит, восклицает оратор, множество твоих милостынь и щедрот, которые ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, болящим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милостыни?...» И в другом месте: ... " ты, честная главо, был одеждою нагим, ты был питателем алчущих, ты был прохладою для жаждущих, ты был помощником вдовицам, ты был успокоением странников, ты был покровом не имущим крова, ты был заступником обижаемых, обогатителем убогих» 254 . При Ярославе Мудром нищие получают уже юридическое значение в обществе, они становятся «людьми церковными». Постараемся проследить, на основании летописных и прочих подобных им указаний, как развилась благотворительность в последующие времена русской истории. В 1113 г. вдова Святополкова разделяет богатство свое «в монастыри, попам и убогим, яко дивитися всем человеком» 255 . Владимир Мономах поучает своих детей: «всего паче убогих не забывайте, но, елико могуще, по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами» 256 . В 1154 г. Ростислав раздает монастырям, церквам и нищим порты, золота и серебро 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угодник Божий Лев, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из области Равеннской [ 1 ]. За свое чистое житие и разум он был удостоен всех по порядку священных степеней, а по преставлении блаженного Савина, епископа Катанского, избранием Божиим, был возведен на епископский престол. Город Катана находится на острове Сицилии, недалеко от горы Етны, которая и до ныне извергает огненную лаву. Приняв престол епископский, святой Лев принял на себя и все труды, соответствующие новому его сану. Он заботился о сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами; он был милостивым отцом к своим чадам и верным пастырем своего стада, но для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков. Во дни его в Катане был некий волхв, по имени Илиодор; он был сыном верующих во Христа и благочестивых родителей, и сам был просвещен святым крещением, но потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись от одного иудеянина волхвованию. Таким образом он считался христианином, но на самом же деле был язычником, служителем бесовским и великим волхвом, нисколько не лучше того древнего волхва Симона, которого своею молитвою предали смерти святые верховные Апостолы Петр и Павел; во всем был подобен ему и Илиодор: совершая удивительные волшебные чудеса, он, чрез свое внушение, достигал того, что людям казалось, будто по сухой земле, на путях и стогнах, текут реки, так что граждане обоего пола, обнажившись, среди города переходили, как им казалось, реку; камни он обращал в золото, но лишь на малое время; на торжищах волхвованиями своими он причинял купцам большие убытки; благородных девиц, дочерей честных и сановитых граждан, он своим волшебством так возбуждал к плотскому греху, что они, забыв стыд, оставляли свои кровы и родителей и ради любодеяния бегали по различным местам. Когда же игемон Луций сделал донесение о нем царям Льву и его сыну Константину Багрянородному [ 2 ], то цари послали повеление — взять его; но Илиодор сам отдался в руки людей, искавших его; он сел с ними на корабль в Катане и в тот же день пристал к Царьграду, проплыв в один час такое расстояние, об котором имеют понятие только люди, переплывающие с Запада — от Сицилии на Восток — до Фракии. Явившись пред царями, он был осужден ими на смерть, но тотчас же на царских глазах стал невидим и опять появился в Катане; будучи вторично призван в Царьград и осужден на усечение мечем, волхв снова стал невидим в то самое время, когда воин, подняв меч над его головою, сильно взмахнул им, так что меч ударил только по воздуху; и опять этот чародей очутился в Катане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так почему же сегодня уставным выражением лица у слишком заметной части наших прихожан считаются тоскливые глаза бассет-хаунда? Почему столь мрачны наши одежды? Один из знаков катастрофы, которая с нами произошла, это революция в церковно-национальном костюме (национальный костюм и церковное платье для меня одно и то же, ибо с нацией можно встретиться только в храме, а не в метро). Если в XIX веке женщины одевали в храм самые яркие, самые сарафанистые платья 192 , то сегодня, напротив, преобладают черно-коричневые тона. А где знаменитые «белые платочки»? Сравните фотографии церковных служб сорокалетней давности и современную картину. Именно белых платочков в храмах стало меньше. Темные цвета стали основными. Верный знак перемены религиозной психологии. Однажды меня потрясло письмо блаженного Августина . Он жестко выговаривает одной своей прихожанке – Экдиции – за то, что та при живом муже стала носить черную одежду вдовы 193 . Такой выговор означает, что в православных храмах пятого столетия по одежде можно было опознать: это – девица, это мужняя жена, а это – вдовица. Но в наших храмах, судя по одежде, теперь все вдовицы. Начиная с трехлетнего возраста! Однотонно мрачный стиль наших церковных одежд означает, что ушла культура праздника. И это катастрофа не меньшая, чем демографическая. Ушло радостное переживание народом своей веры. «И дам этому народу сердце, иссушенное печалью, взор унылый и потухший, душу, снедаемую скорбью…» ( Втор. 28,65 ; перевод с греческого 194 ). Вот, читаю как-то книжечку об одной новоявленной чудотворной иконе Божией Матери, и какая-то женщина говорит в этой брошюрке: «Когда чудотворную икону принесли к нам в храм, я как ее увидела, мне тут же захотелось умереть» 195 . Но почему же ей, бедняжке, не хочется жить и работать во славу Божией Матери, почему сразу умирать? Не слишком ли часто наши «мироносицы» так все и продолжают нести миро и слезы на могилу Того, Кто Всемогущ и Пасхален? В какой морок мы впали, я вижу по тому, как церковные аудитории реагируют в случаях, когда обращаешь к ним простой вопрос: «Скажите, при каком именно царе-батюшке строилось так много храмов на Руси, как сейчас?». Напоминаю: к началу 90-х годов в России (РСФСР) было порядка трех тысяч действующих храмов. Сегодня их – 16 000. По тысяче храмов в год открывалось в годы тех «реформ», что принято сейчас проклинать! По три храма в день!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 3-м правиле Трулльского Собора делаются исключения из применения этого закона, такие, однако, которые имеют лишь историческое значение и действовали лишь по отношению к современникам Трулльского Собора. В преамбуле канона говорится о том, что представители Римской церкви предлагали неукоснительную строгость по отношению к вступившим в незаконные браки, а подвластные Константинопольскому престолу - кротость и снисхождение. И далее читаем: «Мы, отечески и вместе богоугодно совокупив то и другое во едино, да не оставим ни кротости слабою, ни строгости жестокою, особенно при таких обстоятельствах, когда грехопадение, по неведению, простирается на немалое число людей, согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и, даже до пятагонадесять дня протекшаго месяца яннуария, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятаго года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. Что же касается до тех, которые, хотя впали в таковый грех второбрачия, однако прежде сего нашего определения полезное познали, и зло от себя отсекли, и несвойственное и незаконное совокупление далече отринули, или у которых жены втораго брака уже умерли, и которые притом воззрели ко обращению, вновь поучаясь целомудрию, и от прежних своих беззаконий вскоре отбегнув, пресвитеры ли то или диаконы: о таковых разсуждено, да удержатся от всякаго священнаго служения, или действования, пребывая под епитимиею некоторое определенное время, а честию седалища и стояния да пользуются, довольствуясь председанием, и плача пред Господом, да простит им грех неведения. Ибо несообразно было бы благословляти другаго тому, кто должен врачевати свои собственныя язвы. Сочетавшихся же с единою женою, аще поятая ими была вдовица, подобно и тех, которые, по рукоположении, приобщились единому браку, то есть, пресвитеров, диаконов и иподиаконов, по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епетимии, паки возстановляти на свойственныя им степени, с возбранением возводити их на иный высший степень, и притом, явно, по расторжении неправильнаго сожития. Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятагонадесять дня месяца яннуария четвертаго индикта обличены в вышеозначенных винах, токмо для священных лиц...»

http://sedmitza.ru/lib/text/432473/

Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Сохранились три сочинения, принадлежащие Спиридону. Два из них написаны по заказу, следовательно, он был известен как человек пишущий. Первым по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона является «Изложение о православней истинней нашей вере», обращённое им ко всей его духовной пастве. В самом начале «Изложения» он сообщает о целях своего сочинения – описание семи Вселенских Соборов. Далее Спиридон рассказывает о себе, о своём поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями, Спиридон каждый раз добавляет о своём отрицательном отношении к этим ересям и предаёт их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст «Изложения», он обращается к самим иерархам – «настольникам» и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а «не на своя страсти». «Изложение» митрополита Спиридона даёт повод догадываться, что хотя он не был принят королём и находился в заточении, но ни православная литовская паства, ни её святители не чуждались его как своего первосвятителя, может быть, потому именно, что он поставлен был самим патриархом в Царьграде, и, не доверяя слуху, будто бы поставлен по мзде и по приказанию султана. Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительностью, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения. «Изложение о православней истинней нашей вере» не опубликовано, рукопись хранится в ГПБ, Соф. собр., 1451, л. 243–261 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Для поставления (о ) митрополита, говорит далее наше правило, необходимо пригласить епископов и из соседней епархии. Так бывало, говорит в толковании данного правила Вальсамон, ради важности митрополичьего сана Третье постановление этого правила повторяет в главных чертах 57 лаодикийское правило относительно того, что не должно поставлять епископов в небольшия местечки и села. Цель последнего, как говорит правило, не умалять имени и власти епископа ( ευε- о оυ εоυ о ε). Если же народонаселение известного места увеличится и само оно окажется заслуживающим иметь своего епископа, то правило допускает, чтобы таковой был туда поставлен. Примечания: 15. Аф. Синт., III,247. Ср. и толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,245. 16. Аф. Синт., III,246. Правило 7. Осий епископ рек: безвременные, весьма частые и несправедливые прошения наши сделали то, что мы не имеем толикия благодати и дерзновения, каковые имети долженствуем. Ибо многие из епископов не пристают приходити в воинский стан, а наипаче африканские, которые, как мы уведали от возлюбленного брата нашего и соепископа Грата, полезных советов не приемлют, но презирают так, что един человек приносит в воинский стан прошения множайшия и различные, не могущие быти на пользу церквам, пособствует и покровительствует, не бедным и простолюдинам, или вдовицам, как было бы должно и прилично, но мирских достоинств и должностей ищет для некоторых. Таковое невежество причиняет нам ущерб, не без соблазна некоего и зазора. Приличнейшим же почитаю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого либо стесняется, или естьли которая вдова обиду претерпевает, или сирый кто либо лишается принадлежащего ему, есть ли притом и по сим предметам прошение будет справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие в (Антиох. 11; сердив. 8, 9, 20, 21; карф. 104, 106). Примечания: Смотри толкование к правилу 9 Правило 8. Поелику было рассуждаемо, дабы кто из епископов не подпал осуждению, приходя в воинский стан: сего ради, аще которые из них имеют такие прошения, о каковых мы выше упомянули, да препосылают их чрез своего диакона. Ибо служебное лице не подлежит уверению и скорее может донести то, что ему поручено будет. Ответствовали все: и сие да будете постановлено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1321...

Тайножены – это те из федосеевцев, кои «для общей плотской жизни втайне» сходились «вдовцы с девицами, холостые со вдовицами – по домашнему началу пред святыми иконами», давая обещание друг другу «почитать себя якобы в союзе супружеском, уверяя друг друга: я твой, а ты моя, и она взаимно: я твоя, а ты мой, и хранить сие втайне, никому о сем не объявляя; в публике показываться безбрачными, жить в раздельности, посещать друг друга как можно сокровеннее, под видом дружества, или знакомства, а детей подкидывать». Эти лица не только не отлучались от общества федосеевского, но даже «одобрялись, на исповеди духовниками» за то, что «в супружестве законном не числились». Наконец, были в рассматриваемое нами время между московскими федосеевцами и такие мужчины и женщины, которые, не желая стеснять себя «обязательным союзом», ставили себе правилом: «каждый для всякой и каждая для всякого, кому, когда и где прилучится желание свое исполнить»; этих-то беспардонных развратников и развратниц и называл Сергеев «многоженами», или «проклятыми магометанами»; одни из них подкидывали своих детей, другие оставляли их при матерях – «девицах и вдовицах», в качестве незаконнорожденных, а «нецыи имели и детогубление отравою». Те из многоженов, кои умели вести дела свои осторожно, находились «в соединенности церковной, яко целомудренные и чистого жития»; а неумелые и явные развратники «точию в подозрении» были и хотя «подлежали» некоторым «взысканиям церковным», но «в числе ревностных и твердых христиан являлись» 202 . Таким образом, и в рассматриваемое нами время, как и при Гнусине, начала, которыми руководилось и жило большинство московских федосеевцев, были следующие: девство на словах и полный разврат на деле, безбрачие в теории и самое разнообразное наложничество на практике. Это – худо, во в скором времени открылись в московской федосеевщине явления еще более возмутительные. Мы видели, что в числе разных форм, в которых проявлялось федосеевское безбрачие, было, между прочим, новоженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

иером. Иаков (Цветков) Св. пророку Исаии 78 (Мая 9-го). Кондак, глас 2-й. Подоб. В молитвах неусыпающую... Восприяв дар пророчества, ты, пророкомучениче (προφητομρτυς), Исаия проповедниче, всем сущим под солнцем уяснил воплощение Божие, велегласно вопияв: «Се Дева во чреве приимет». Икосы·. Всецело пребывая мертвым (прегришеньми), и имея нечистыя уста, как принесу я Тебе, Христе, достойную песнь. Но зная милосердие Твое, – ибо Ты спасаешь приходящих к Тебе с верою, – подобно как некогда и оная вдовица, две лепты принесшая, приношу Тебе слова скверных устен (моих), и припадаю к Тебе, взывая: «Просвети ум мой, Владыко, да реку вместе с пророком Твоим: Се Дева во чреве приимет». Снидемся все мы, верные, со страхом, чтобы достойно воспеть Исаию, чуднаго между пророками. Он, восприяв конец пророчества (πρας τς προφητεας εσδεξμενος), просвещает мир, и вместе проповедует и величает пред всеми тайну Божия единства, сущим во тьме предвозвещая свет, со всеми сими воюя: С нами Бог невидимый, рождшийся от Девы Богоотроковицы; се Дева во чреве приимет». Ныне богоглаголивый язык твой, пророче Божий, озаряет всякое место; ибо ты с дерзновешем провещал непреложное, бывшее к нам снисхождение Вышняго, которое истинно созерцая, мы божественно воспеваем тебя: ибо ты привлек от тьмы к свету божественному всех, велегласно проповедующих: «С нами Бог невидимый, рождшийся от Девы Богоотроковицы; се Дева во чреве приимет». 78 Переведено из „Anal, sacra». Творение неизвестного песнописца. Что касается до замечания к Питры, что в семь песнопения Romanus (св. Роман псалмопевец) se μεγαλοφνως prodit. то с этим мнением мы не можем согласиться потому, что св. Роман, как песнописец V в., очевидно, не мог писать по образцу творения св. Косьмы Маиумскаго, жившего в VIII в., которому и принадлежать собственно кондак: В молитпвах неусыпающуюя следующие за ним икоса. В Афон. кондакарию помещены 2 и 3-й икосы; (см. кондак, архим. Амфилохия, стр. 116); разночтения не встречается. Акростиха не положено. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010