Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать. Ибо вдовы верных не должны были получать пропитание от неверных, чтобы не казалось, будто имеют в них нужду. Выражением должны их довольствовать апостол указал на достаточное удовлетворение нужды, а не на роскошь. И не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Таким образом, верные, питающие своих вдов, вместе помогают и вдовам церковным, именно тем, что Церковь не обременяется и вследствие этого лучше может довольствовать тех, которых она питает, именно истинных вдов, то есть совершенно беззащитных и одиноких. Достойно начальствующим (προεστωτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Кто достойно начальствует — этому учит Господь, говоря: пастырь добрый полагает жизнь свою (Ин. 10:11), ничего не щадя ради попечения об овцах. Честью апостол называет доставление всего необходимого, как видно из последующего. Ибо учители в изобилии должны иметь необходимое, дабы, ничем не развлекаемые, заботились об учении. Так жили и левиты в Ветхом Завете. Сугубую честь, или по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто — сугубую честь, то есть великую. Где же говорящие, будто не нужны слова, а нужна жизнь? Пусть они послушают теперь Павла, как он слово ценит больше всего, говоря: сие нужно нам, равно как и другое. Ибо когда речь идет о догматах, тогда какую имеет тут силу жизнь? Слова же апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего (Втор.25:4); и: трудящийся достоин награды своей (Мф. 10:10). Приводит свидетельства- одно из закона, другое свидетельство Христа. В том и другом смотри, какой труд требуется от учителя. Молотить — это самый тяжелый труд: и учитель также должен быть готов ко всякого рода трудам, нуждам и огорчениям. Выражением трудящийся апостол показывает, что не должно искать неги и покоя. Трудящийся достоин награды своей, или пищи. Этими словами апостол указывает на благосостояние: ибо если трудящийся достоин награды, то тем более пищи. Но нетрудящийся — недостоин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Из этого правила могут быть, однако, исключения. Иные из чтецов обладают даром вкладывания в молитву такого религиозного чувства, которое увлекает всех слушающих их. Так, о. Иоанн С. имел всегда обыкновение сам читать канон на утрени. Он читал его так, что многие присутствующие плакали. Про чтение молитвы в храме о. Иоанн С. писал так: «Глаголы Святого Духа, дышащего в молитвословиях Таинств и церковных служб... при настоящем тщании и радении служат источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитв при службах и Таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно и с горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять самое тело наше. Это дознано опытом». А вот другой пример. В г. Петракове в городском соборе в начале этого столетия был псаломщик, еще не старый человек. При чтении первого часа на всенощном бдении он выходил на середину собора и читал его так, что большинство из присутствовавших молились с ним со слезами. К моменту чтения первого часа не только никто не уходил из собора, но многие из прихожан приходили к концу всенощной специально для того, чтобы прослушать его чтение. Следует подчеркнуть, что помимо общей храмовой или семейной молитвы каждому из христиан непременно надо иметь и свою личную молитву: каждому надо приучать себя к личному общению с Господом. Вместе с тем у каждого могут быть и даже должны быть и свои личные просьбы к Господу, которые возможно принести лишь при личной отдельной молитве.  Глава 16 БДЕНИЕ Это — ночь бдения Господу. Исх. 12, 42 Евангелист Лука пишет про Господа: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6, 12). Итак, пример ночной молитвы дан нам Самим Господом. Молились ночью и апостолы. Апостол Павел пишет про свой образ жизни: «в трудах, и бдениях, и постах»; «часто в бдении, в голоде и жажде» (2 Кор. 6, 5; 11, 27). В письмах к Тимофею ап. Павел так характеризует вдову-христианку: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Необязательность брака . Вступление в брак не признается Церковью обязательным для всех. Девство лучше супружества, если кто может сохранить его в чистоте и желает беспрепятственно посвятить все свои силы на служение Богу и ближним, не отвлекаясь мирскими заботами о семье. О девственном состоянии Господь Иисус Христос говорит: Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит ( Мф.19:1112 ). Не все вмещают слово сие (то есть слово о том, что лучше не жениться), но кому дано (от Бога). Кто может вместить, да вместит 135 . О преимуществе девства перед супружеством у ап. Павла читаем: Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (то есть одним совсем не жениться, а другим не вступать в брак после вдовства). Но если не могут, пусть вступают в брак. Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит ( 1Кор.7:8, 9, 3233, 38 ). Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится и мирском, как угодить жене. Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше. О таинстве елеосвящения Понятие о таинстве елеосвящения . Елеосвящение есть таинство, в котором на больного, при помазании тела его елеем, призывается благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные 136 . Божественное установление этого таинства . Таинство елеосвящения ведет свое начало от самих апостолов. Посылая апостолов на проповедь Евангелия по иудейским городам и селениям, Господь Иисус Христос дал им власть исцелять болезни, и апостолы мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху – многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Это таинство апостолы передали священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов ап. Иакова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь. И аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак.5:1415 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Вдова — статус женщины после смерти супруга; церковный чин. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков.  Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Поставляемы на служение были епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Гюстав Доре. Грош вдовы ( Мк.12:41-44 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от прочих прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы, и заботятся об украшении церкви (На 1Кор. Часть 30). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. члены сестричеств. «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» ( 1Тим.5:9-11 ).  Канонические правила о церковных вдовах: Карф. 38(47) ; Василия Вел. 18 и 24 . Последнее упоминание о церковных вдовицах в канонах содержится в 40м правиле Трулльского Собора (691–692). Цитаты о вдове «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». 1Кор.7:39-40 «Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vdova

26. О втором браке И что говорить о браке? Апостол узаконил даже и второе супружество. Ибо сказал: «глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» ( 1Кор. 7, 8–9 ). «Разжизанием» же назвал не тяжесть борения с похотию, но преодоление оной. И чрез несколько слов подтверждает закон, говорит же так: «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе» ( 1Кор. 7,39 ), то есть целомудренно и законно, с мужем благочестивым и верным. А о воздержании дает совет: «блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету» ( 1Кор. 7,40 ). И несомненность закона доказывает чрез наведение; " мнюся бо, – сказал, – и аз Духа Божия имети». Не человеческими умствованиями водясь, узаконяю это, но как соделавшийся орудием Духа Божия. Надлежит же заметить, что воздерживающуюся назвал не блаженною, а блаженнейшею, научая сим, что и возлюбившая второй брак не вовсе лишена блаженства, если только прияла на себя иго установленному закону. И пиша к римлянам и изъясняя различие закона и благодати, Апостол представил в пример второй брак. Ибо говорит: «или не разумеете, братие: ведущым бо закон глаголю: яко закон обладает над человеком, во елико время живет? ибо мужатая жена живу мужу привязана есть законом: аще ли же умрет муж ея, разрешится от закона мужескаго. Темже убо живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному: аще ли умрет муж ея, свободна есть от закона, не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному» ( Рим. 7, 1–3 ). Посему и здесь, имея в виду доказать иное, доказал вместе, что второй брак не отметается. Также, пиша к блаженному Тимофею, излагая законы о чинах церковных и входя в подробности о звании вдовиц, присовокупил: «юных же вдовиц отрицайся» ( 1Тим. 5, 11 ); и объясняя причины, прибавляет: «хощу убо юным вдовицам посягати, чада рождати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради» ( 1Тим. 5,14 ). Но когда Павел говорит: «хощу», Новат осмеливается сказать: не хочу. И мы следуем законам Павловым, а высокомерию Новатову предоставляем плакать о себе. Читать далее Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского/[Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, с. - (Библиотека отцов и учителей церкви)/Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   На небе, когда почтенные и важные особы кланяются Богу, то они кладут пред Ним свои короны, как видел это Богослов: «Падаху двадесять и четыри старцы пред Седящим на престоле и кланяхуся Живущему в веки веков, и полагаху венцы своя пред престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь» (Апок. 4:10, И).    Мы на такой поклон неспособны, ибо мы еще не имеем корон и венцов небесной славы, мы еще не увенчаны небом; и, Бог знает, кто сего удостоится. Ну что же? Поступим по земному, по обычаю нынешних приношений! В нынешние времена, когда кланяются младшие старшим, подданные господину, то приносят ему деньги — серебряную иди золотую монету, вместо округлых корон — большие, круглые золотые червонцы, из которых иные называются коронатами. Господь же Бог и таких поклонов не презирает, ибо принял и похвалил даже и малые два гроша, две лепты вдовицы. А что, если бы та вдовица положила пару золотых червонцев? Какой бы похвалы она удостоилась от церковных собирателей? Поистине они, принимая их, сказали бы: «Сия убогая вдовица вложила больше всех». Но и на такой поклон не у каждого из убогих хватит. Богатый скуп, а убогий не имеет.    Посему-то я недостойный и убогий помыслил с Бо-жиею помощью взять, как духовная (хотя и грешная) особа, из духовного, богатого и неистощимого хранилища три таинственных червонца, выкованных в Священном Писании из веры в Святую Троицу, и принести их на поклон Святой Троице от трех частей человека — от души, от тела и от духа: от души — Богу Отцу, от тела — Богу Сыну, от духа — Богу Духу Святому.    Священное Писание, поучающее вере, есть как бы золотая руда, как самое золото, даже лучше золота и топазов, почему великие учители веры и были названы златоустами, златословесными и златоглаголивыми. Да будет же позволено сделать из сего злата червонцы, согласно словам Давида, говорящего: «Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра» (Пс. 118:72), то есть, лучше тысяч золотой и серебряной монеты. Говоря проще, слово Божие, уверяющее человека в Боге и научающее его богоугождению, лучше тысячи золотых червонцев и тысячи чеканеных талеров: «Паче тысящ злата и сребра». Тот царь был, кто считал тысячами; для нас же, бедных рабов, достаточно и того, если мы звякнем пред Господом хотя бы тремя червонцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Епископской попечительности наш памятник поставляет на вид все невыгодные для нравственного характера условия вдовьей жизни, проходящей среди мира, поставлены на вид те недостатки, какие естественно воспитывает в себе вдова, живущая среди мира, как напр. склонность к сплетничеству, ханжеству, скупости, обжорству, сварливости, болтливости, интриганству и т.п. Посему-то дисциплинарные правила, предписываемые далее уставами св. апостолов для причтенных в чин церковных вдовиц, и имеют целью вкоренять в них наклонности и добрые нравственные качества, как раз противоположные вышеназванным нравственным недостаткам, отличающим по преимуществу обыкновенных мирских вдов. „Вдовицам надлежит быть честными, повинующимися епископу, пресвитерам и диаконам, а также диакониссам 124 , совестливыми, стыдливыми, скромными, не самочинными, не делающими ничего против устава ( παρ τν διαταγν) без ведома диакона, напр. к кому-нибудь уходить, чтобы там есть и пить, или что-нибудь взять у него. Если же делает что- либо таковое, да подвергнется запрещению постом или и отлучается как дерзкая“. „Есть некоторые, называющие себя вдовицами, а заповеди вдовства не соблюдающие. Не знают они, что не имя вдовицы ведет их в царство (небесное), а истинная вера и добрые дела. Если же какая стяжала имя вдовицы, а на деле преследует противоположные начинания, то не вменится ей вдовство ее и извергнутая из царства она предана будет вечному мучению. Ибо слышим, что некоторые вдовицы – ревнивы, завистливы, клеветницы, завистливые к милостыне, получаемой другими (вдовицами). Таковые – не Христовы, не последовательницы учению Его. Ибо им надлежит, в случае если совдовица их кем-либо будет одета, или получит от кого деньги, пищу или питье, или обувь, при виде этой наслаждающейся довольством сестры своей говорить: благословен еси, Боже, удовольствовавший совдовицу нашу; благослови, Господи, и прославь послужившого ей и да взыдет дело его в истине к Тебе и помяни его во благо в день посещения его, и епископа моего, добре служащаго Тебе и научившаго подать благовременную милостыню сестрице моей, в наготе бывшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

«У нас атрофировалась целая сторона церковно-хозяйственной жизни, пропала церковная благотворительность» 57 . И такое ограничение назначения церковного имущества в настоящее время считается какою-то церковною нормою, не подлежащею сомнению, не допускающею возражений. Раз имущество пожертвовано в пользу церкви и причта (напр. 700 десятин земли) – доход с него идет только на нужды церкви (т. е. храма) – в известной части и причта. Остаток сберегается для удовлетворения потребностей церкви в будущем. На дела приходского благотворения отчисления сделано быть не может: это есть имущество приходской церкви 58 . Да, пусть храм вдадеет тысячными доходами и недвижимым имуществом: он блестит золотом и драгоценными каменьями, ремонтируется превосходно и за всем тем денег некуда девать: что ж? Остаток пусть обращается в процентный капитал может быть пригодится в будущем. Но уделить из него хоть малую крупицу на то, чтобы накормить голодного, одеть нагого, помочь сироте и вдовице – нельзя: это дела благотворения, а не дела церкви. Ужасным холодом веет из такой церковности! И невольно воспоминается дух старой престарой церковности в следующих словах древне церковных памятников: «О бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них, как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому: вдовицам, сиротам, беспомощным и находящимся в бедствии. А если иные не вдовицы, не вдовцы, между тем нуждаются в помощи по бедности, или по болезни, или для пропитания детей? – Ты должен всех призирать и обо всех пещись. Ибо те кои дают подаяния не без разбору дают вдовицам, но вносят их в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им от подаяния, со тщанием, как добрый домостроитель: ибо Бог знает, кто дал, хотя бы ты уделял нуждающимся и в отсутствии давшего и сей имеет награду за благотворение, а ты – за добросовестное домостроительство – ублажение» 59 ... «Вы, епископы, заботьтесь о нужном для пропитания сирот, отнюдь не оставляя их, но о сиротах пекитесь, как родители: взрослых сочетавайте браком, мастеру доставляйте занятие, немощному оказывайте сострадание, странникам доставляйте кров, алчущим пищу, жаждущим питие, нагим одежду, болящим посещение, заключенным вспоможение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В подобном изображении вдовиц тяжело не увидеть настоящей неприязни к «болтливым, злоречивым, наглым» вдовицам и к их служению. Чем вызвано подобное отношение? Ответ на это вопрос дает сам автор «Апостольских постановлений». По его мнению, истинная, добродетельная вдовица отличается всецелым послушанием иерархии. Так, вдовица «ничего не должна желать без воли диакона»  , «должна быть покорна епископам и пресвитерам и диаконам, а сверх сего — диакониссам»  . Вспомним, что именно подобное «встраивание» служения диаконисс в существующую иерархию обеспечило институту долгую жизнь. Майкл Пенн вообще видит прямое соответствие между ростом влияния диаконисс и падением авторитета вдовиц. Ключевым, как почти всегда, был вопрос власти и авторитета в общине. Церковные вдовицы, благодаря своему служению и целомудренной жизни, были носителями большого авторитета в глазах христиан. Благодаря безбрачию, специфически женской активности и близости к массам этот авторитет мог быть даже большим, нежели у женатого клира. Все это усугублялось особой женской религиозной ментальностью, объяснимой неспособностью разобраться в тонкостях вероучительных сложностей, частым нежеланием подчиниться епископу. Естественным выходом избежать разрушительного влияния была институционализация служения, включавшая регламентацию функций вдовиц и четкое подчинение надзору клиру. Майкл Пенн в своей работе пишет: «На протяжении всей античности раннехристианские общины колебались между оказанием помощи вдовицам и регулированием их влияния и власти в общине. Раннехристианские лидеры рассматривали вдов как почетное служение, которое нуждалось в поддержке, тем не менее, вдовы оказывались потенциальной угрозой Церкви и поэтому нуждались в контроле»  . В той борьбе за перераспределение власти в экклесии, которая началась в IVbeke, вдовицы оказались ключевой фигурой. Майкл Пенн справедливо замечает, что «Риторика Дидаскалии представляет идеальную вдовицу как пассивный, послушный инструмент клира; концепция бунтующей вдовицы имеет своей целью оправдание попытки иерархии установить контроль над этими женщинами. Обязанность вдов молиться использована с тем, чтобы минимизировать ее контакты с миром»  .

http://predanie.ru/book/217334-zhenskie-...

   А се церковныя люди: игумен, игумения, поп, диакон и дети их (—); а (—) се (—) кто в крылосе: попадья, чернец, черница, паломник (пришлец), свещегас, сторожник (стороник), слепец, хромец, вдовица, пущеник, задушный человек, изгойской (изгои трои): попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает,— а се и четвертое изгойство и себе приложим: аще князь осиротеет; монастыреве, больницы, гостинницы, странноприимницы, то люди церковныя, богадельные (и) или митрополит, или епископ – те ведают между ими суд, или обиду, или кому прикажут, или котораго задница, или будет иному человеку с теми людьми речь или общий суд; своим тиуном приказываю суда церковнаго не обидети; а с суда давати девять частей князю, а десятую святей Софеи за княжу душу. А кто преобидит суды церковныя, платит(и) ему собою, а пред Богом тому же отвещати на Страшном суде пред тмами ангел, идеже когождо дела не скрыются, благая же и злая, идеже не поможет никтоже никомуже; но токмо правда избавит от вторыя смерти, и от вечныя муки, и от огня негасимого, якоже есмы управили по святых отец правилом и по первых царей и князей уряжению. А кто имет преступати сие правило: или дети мои, или внучата, или правнучата, или в коем городе наместник, или тиун, или судия, или кто ин, а пообидит суды церковныя,— да будут проклята в сии век и в будущий седмию Соборы святых отец вселенских. А та вся дела приказах святей Софей и всему Новуграду моим мужем десяти сотским: вы соблюдите, а не со (воз) блюдете, и вы сами за то ответ дадите в день Страшнаго суда пред лицем Царя славы. Аминь.    А се изыскахом: у третьей жене и у четвертой детем прелюбодейная часть в животе. Аще будет полн животом, ино даст детем третией жены и четвертой по уроку, занеже те и от закона отлучени. А человеку ся получает по грехом, занеже прелюбодейний(янии, а), не благословеннии Богом. И аз сам видех тяжу промежу первою женою и детей с третьего женою и с детьми и с четвертою женою и с детьми. Из велика живота дата урочная часть по оскуду, а из мала живота, како рабочичищу(цу) часть, конь, да доспех, и покрут по рассмотрению живота, а тое все приказах епископу управливати, смотря в Номоканон. А мы с своей души сводим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010