На следующее утро, по Божьему смотрению, как кажется, а не по старанию диавола, епископ, проснувшись, раскаялся, что отставил Феофила от экономской службы. Послав людей, чтобы снова призвать его к себе, в архиерейский дом, он с большими почестями возвел его в прежнюю должность, воздал ему двойную честь и вручил еще большую власть над церковным имуществом и над всеми делами. Сверх того, епископ в присутствии причта и граждан испросил у Феофила прощение. — Прости меня, брат, — сказал он, — прости, я согрешил перед тобою, обесчестив твою святыню, когда поставил на твое место человека недостойного. Теперь я отставляю его, тебя же молю снова принять экономское управление. С этого часа Феофил начал жить в своей прежней чести и власти, почитаемый выше всех, и заведуя всеми экономским делами. Не только причт и граждане воздавали ему великие почести и со страхом повиновались, но и сам епископ возымел к нему уважение, а прежние враги со стыдом замолчали и начали смиренно искать его милостей. В это время нечестивый и хитрый волхв часто навещал Феофила. — Видишь ли, господин мой, — говорил он, — как я и мой князь помогли тебе по твоему желанию, и как скоро ты получил от нас помощь. — Воистину получил. — отвечал Феофил, — и очень благодарю вас. Прожив недолгое время в таком богоотступничестве, Феофил начал как бы пробуждаться от сна и приходить в себя, сознавая свою погибель. Создатель и Искупитель наш, Христос Бог не хотящий смерти грешных, но милостиво ожидающий их покаяния вспомянул прежнюю добродетельную жизнь и труды Феофила, его многочисленные дела милосердия, заботы о нищих и вдовицах, воспитание сирот, защиту обижаемых, помощь всем, требовавшим помощи и всё множество его благодеяний. Не презирая Своего создания по Своей неизреченной благости, Господь явил на нем Свое милосердие ибо нет греха, побеждающего Его человеколюбие: тайным и божественным Своим внушением, Он вложил в сердце Феофила мысль о покаянии и обращении. Придя в чувство, Феофил начал размышлять, какое великое и ужасное совершил он злодеяние, отрекшись от Христа Бога и Пречистой Богоматери ради временной и ничтожной человеческой чести. Он начал страдать в душе, мысленно скорбеть и каяться, тяжко вздыхая из глубины сердечной, ударяя себя в грудь, горько плача и рыдая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Идти наперекор естественным запросам этого рода, противопоставляя им безусловное требование единобрачия, во многих случаях значило бы подвергать непосильному искушению человеческое несовершенство и отдавать его в жертву невоздержания, находящего себе удовлетворение во внебрачных связях. Отсюда становится совершенно понятным раскрываемый древнехристианскими писателями церковно-аскетический взгляд на повторяемость брака, как на remedium incontinentiae – предохранительное средство против полового невоздержания 26 . Но многократное обращение к remedium не соответствует достоинству христианина, как свидетельство о крайне нездоровом его нравственном состоянии, и потому естественно вызывает неблагосклонное отношение к себе со стороны церкви. «Non prohibemus secundas nuptias, sed non probamus saepe repetitas 27 – вот общая древнецерковная точка зрения на последовательное многобрачие, соответственно которой представители церковной власти, «заботясь о подобающем христианской жизни благоприличии», настойчиво стремились – как мы видели – к тому, чтобы насколько возможно ограничить повторяемость браков. Но какова же была при этом собственно догматическая точка зрения на второй и третий брак? Вполне определенного и прямого ответа на этот вопрос мы напрасно стали бы искать у древних христианских писателей. Но некоторые, и притом довольно твердые, на нашъ взгляд, основания для богословских соображений по этому вопросу у них все же есть. Исходным пунктом таких соображений должны служить слова св. ап. Павла, разрешающего юным вдовицам вступать в новый брак, «точию о Господе» (μνον ν Κυρ, – 1Кор., 7:39). Смысл этого изречения у древнехристнских толковников достаточно определен. В их изъяснении слова: «точию о Господе» являются предостережением со стороны апостола юных вдовиц от возможности вступить, в брак, не соответствующий христианско-церковным требованиям относительно этого союза 28 . Очевидно, слова «о Господе» при таком толковании отмечают собою именно те черты, которые отличают собственно христианский брак от брака вообще, в смысле естественного, общечеловеческого союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Сегодня поутру, до утрени я возмутился зрелищем собачей злости на плацу западном: от английского пастора выбежали две собаки тупорылые и набросились на черную смирную собаку, загоняли ее и загрызли ее, хотя не до смерти – мужик разогнал их, а то бы загрызли – такие злые. Проклял я этих гадин пасторских. В них демонская злость. Помяни, Господи, без вести пропавшего Кузьму. Помяни, Господи, настоятеля нашего Павла протоиерея, служащего нам преткновением во многом: в жестокосердии к бедным, в сребролюбии (хотя и я не чужд этих грехов), в затворении вещей церковных и удержании их от употребления, в неучастии в деле попечительства приходского, в нерадении к богослужению до неприличия и самого тупого отношения к нему, в крайней поспешности до безобразия (в полчаса утреня отходит), в удалении от братии и в несочувствии к сиротам и вдовицам. О, горе бедным и обнаженным от всякого дела блага душам нашим, не чувствующим своей бедности! Господи! Сотвори его образ 146 пастве Твоей и нам во всем, да не мертвит ее и нас, но да оживляет. Яко пастырь, яко настоятель, яко старец, ему же конец близок, хотя и от нас недалек, не своих си 147 да ищет, но еже ближняго яко предпочтенный, яко поставленный на свещнице. Просить протоиерея завтра послужить за меня обедню и крестный ход совершить. Прости мне беззаконие мое, Господи, что я позавидовал в сердце и вознегодовал на господина Леопардова, добившегося при отставке ордена святой Анны первой степени, когда он уже имел Станислава той же степени и чин действительного статского советника. В земных ли преимуществах завидую я, земной человек? Не суета ли это земная – почести и награды? Не до могилы ли только? Да и при жизни разве они делают человека счастливым, спокойным, довольным? Изменяют ли они его душу, сердце на лучшее? Избавляют ли от грехов, страстей, от упреков совести? Избавляют ли от будущего суда? Если бы не был другом его министр [Л...], коему он прежде служил, не видать бы ему ни чина действительного статского советника, ни орденов Станислава и Анны первой степени; случай дал ему возвышение необыкновенное, хотя нельзя отвергать и трудов его. Но многие трудятся не меньше его и не хуже его и между тем не награждаются так. Но прости мне, Господи, суетность мою, зависть мою. Она свидетельствует о низости и неблагородстве души, в которой она гнездится, о землепристрастности, о том, что удел мой есть только здешняя жизнь, а не будущая, что я не оставил её с грехом и не переселился духом в будущую жизнь, нетленную. Ценить много чины и ордена могут только люди здешнего света, не стремящиеся к почести горнего звания, к наследию нетленному, нескверному, соблюдаемому на небесех нас ради [ Флп.3:14 ; 1Пет.1:4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Диаконы наблюдали за порядком в храме, по указанию епископов раздавали милостыню, оказывали вспомоществование сиротам, вдовицам, девственницам и бедным, вообще, были посредниками между епископами и паствой. К епископам они стояли даже ближе, чем пресвитеры и иногда больше их имели влияние на ход церковных дел. С постепенным увеличением числа верующих церковная жизнь осложняется, осложняется и церковное управление. Прежний главный епископский совет подвергается значительной перемене. Состав его ограничивается лишь клириками, и главным образом пресвитерами; является «πρεσβυτεριον», который служит вспомогательным органом епископского управления. — «Епископы не одни несут бремя церковного служения и управления, — пишет о нем св. Киприан Карфагенский, — его (бремя) разделяют с ним пресвитеры, которые составляют как бы совет епископа и заседают вместе с ним в собраниях, служа ему своим мнением и опытом. Они могут в отсутствие епископа даже исполнять за него то, чего требует церковное управление» (Письм. 27; срав. 21, 30, 32). В члены этого πρεσβυτεριον-а входили лица преимущественно кафедрального духовенства. Права и значение пресвитеров этого совета оставались те же. В IV веке новое положение Церкви в государстве вызвало появление при кафедрах епископов новых должностных лиц, которым поручалась та или иная часть епархиального управления. Явились — для заведования недвижимым имуществом Церкви должность эконома, для заведования церковной казной — сакеллария, церковной утварью — скевофилакса, для церковного суда над клириками и мирянами, надзором за состоянием веры и нравственности, для хранения деловых церковных бумаг — хартофилаксы, для защиты интересов Церкви в судах — должность дефенсора или экдика, для наблюдения за церковным благочинием в епархии — периодевта, для наблюдения за монастырями — появились власти монастырские, для посредничества между церковью и государством — должности апокрисиариев и референдариев. При каждом из этих епископских сановников впоследствии, около VII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВЕРСЫ [лат. conversi - обратившиеся], в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру (синоним religiosi). Строгих канонических правил в отношении К. в отличие, напр., от пенитентов (публично кающихся) разработано не было. Сальвиан Массилийский упоминает К. между пенитентами и вдовицами церковными и девами ( Salvian. Ep. 9. 10-11// Salviani Opera omnia/Ed. F. Pauly. W., 1883. P. 220. (CSEL; 8)). Вероятно, одним из критериев для выделения К. в особую группу было то, что они состояли в браке, продолжали жить в своих домах и не меняли рода деятельности. Но, даже состоя в браке, К., видимо, воздерживались от супружеских отношений (отсюда их др. наименование - continentes ( Victricius Rothomagensis. De laude sanctorum. 3//PL. 20. Col. 445-446)). К. отличала особая одежда коричневого или черного цвета ( Julianus Pomerius. De vita contemplativa. II 4. 1//PL. 59. Col. 448; Greg. Magn. In Ezech. I 8//PL. 76. Col. 889; Ruricii Ep. 2. 32//CSEL. 21. P. 415; ср.: Caes. Arel. Reg. ad virg. 5 (4); 19-й канон Аврелианского (Орлеанского) Собора (549) - Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. le Clercq. Turnhout, 1963. P. 155). К. вели благочестивый образ жизни: постоянно постились, молились и совершали дела милосердия ( Ruricii Ep. 2. 15//CSEL. 21. P. 395). Они могли участвовать в покаянных обрядах, подобно пенитентам, но добровольно, при этом не отделялись от верных. Вероятно, к К. принадлежал Кассиодор (PL. 70. Col. 1240, 1322). Спустя какое-то время К. могли вступить в клир и принять сан (22-й канон Аравсионского (Оранжского) Собора 441 г. разрешает поставлять диаконами женатых мужчин только после того, как они стали К.; 16-й канон Собора в Агате (ныне Агд) 506 г. уточняет, что в этом случае К. должны стать оба супруга; ср.: Caes. Arel. Serm. 1. 14). В Испании эта категория существовала по крайней мере до араб. завоевания (711) (в Liber Ordinum встречается чин благословения К.- Ordo conversorum conversarumque, согласно к-рому К.-мужчины получали тонзуру, а женщины должны были носить особую одежду, см.: Le Liber ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne du cinquième au onzième siècle/Éd. M. Férotin. P., 1904. P. 82-85).

http://pravenc.ru/text/1841878.html

К описываемому времени можно отнести окончательное составление краткого домостроя, который в некоторых сборниках называется «Поучение владыки Матфея сарайского к детям моим». Это сочинение замечательно тем, что в нем три раза преподается наставление хорошо обращаться с прислугою. Сначала говорится: «Не морите их голодом и паче того, ибо это домашние нищие: нищий выпросит себе в другом месте, а прислуга в одни твои руки смотрит». Потом снова наставление: «Челядь свою милуйте и учите, старых на свободу отпускайте, молодых на добро учите». В заключение опять наставление: «Челядь свою кормите. Холопа или рабу твою убьют на воровстве – тебе отвечать за их кровь». Тут же советуется не щадить жезла на непослушных рабов, но не давать, однако, более 30 ран. От митрополитов Киприана и Фотия дошли до нас прощальные грамоты. За четыре дня до преставления своего митрополит Киприан написал грамоту, по выражению летописца, незнаему и страннолепну, в которой всех прощал и благословлял и сам требовал от всех прощения и благословения с приказанием прочесть эту грамоту во всеуслышание, когда тело его будут класть во гроб, что и было исполнено. Фотиева грамота подобна Киприановой, только более распространена в начале, там, где митрополит говорит о своих трудах и печалях, и в конце, где говорится о церковных имуществах. Митрополит Киприан написал житие предшественника своего, св. Петра. Вот образец слога Киприанова: «Праведницы вовеки живут, и от господа мзда их, и строение их от вышнего, и праведник аще постигнет скончатися, в покое будет, и похваляему праведнику возвеселятся людие занеже праведным подобает похвала. От сих убо един есть, иже и ныне нами похваляемый священноначальник, и аще убо никто же доволен ныне есть похвалили достойно его по достоинству, но паки неправедно рассудих, таковаго святителя венец не украшен некако оставити, аще и прежде нас бывшии самохотием преминуша, смотрение и се некое божие мню и святаго дарованя, яко да и мы малу мзду приимем, ако же вдовица она, принесшая две медницы, тако и аз убо многими деньми томим и привлачим любовию ко истинному пастуху, и хотящю ми убо малое некое похваление святителю принести, но свою немощь смотряющу недостижну ко онаго вечествию и удерживахся, паки же до конца оставити и обленитись тяжчайше вмених».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

298 И если апостол Павел в одном из своих посланий выражает ту мысль, что для женщины, под известными условиями, средством к её спасению служит деторождение, 299 то без сомнения, это нельзя понимать в том смысле, чтобы супружество и соединяющееся с ними деторождение апостол считал каким-нибудь необходимым условием её спасения; в этом не высказывается какое-либо побуждение для женщины ко вступлению в супружество, так как оно предполагается уже существующим, а просто выражается только то, что брак, как скоро он уже существует, не только не составляет какого-либо препятствия к спасению, но что верное и должное исполнение супружеского призвания, требующее со стороны женщины великих подвигов любви, послушания, самоотвержения, особенно в деле воспитания детей, может послужить для женщины одним из верных средств к её спасению. 6) Наконец, что касается изречения апостола, что «епископ должен быть мужем одной жены», то в нем совсем нельзя находить указания на то, чтобы в первенствующей церкви среди христиан были примеры полигамии и что этими словами апостол выражает запрещение её только для тех, кто занимает церковные должности, а для всех других членов церкви признает её дозволенною. Если в эпоху первоначального распространения христианства полигамия и могла встречаться среди язычников и даже у иудеев, то несомненно только как очень редкое исключение из общего правила; 300 совсем невероятно, чтобы примеры полигамии могли встречаться среди христианского общества. Если бы такие примеры существовали, то, как-бы редки и исключительны они ни были, апостол не только не мог отнестись к ним сколько-нибудь снисходительно, но, в виду ясно установленного Иисусом Христом моногамического принципа брака, естественно должен был-бы выступать против них с решительным осуждением и безусловным запрещением. Словом, это предположение о существовании в первенствующей церкви полигамии крайне невероятно. Что приведенное изречение апостола, действительно и не содержит в себе указания на полигамию, это ясно открывается из аналогичных слов его, сказанных относительно вдовиц–диаконисс: между другими условиями, которым должна удовлетворять вдовица, избираемая для служения при церкви, апостол выставляет требование, чтобы это была женщина, «бывшая женою одного мужа»; 301 без сомнения, здесь уже никаким образом нельзя видеть указания на то, что во время апостола были женщины, которые одновременно имели более одного мужа, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Но прежде всего хиротонию она получала затем, чтобы, согласно кн. 8, гл. 20 и 28, охранять святые врата и ради целомудрия и благоприличия служить пресвитерам при крещении женщин. Там написано: «Диаконисса не благословляет и не совершает ничего из того, что совершают пресвитеры и диаконы» (PG 1, 1117A, 1125A). Епифаний также говорит о диакониссах (гл. о ереси 79): «Только церковный чин диаконисс имел нужду в женщинах, и их называли вдовицами, а старейших из них – старицами, но ни в коей мере им не было предписано становиться пресвитершами или священницами. Ведь и диакону в церковном чине не доверено совершать какое-либо таинство: ему можно только служить при таинствах, которые совершают иереи» (Epiph. Adv. haer. 79. 4//PG 42, 745A). И еще: «Чин диаконисс в Церкви существует не ради того, чтобы они священнодействовали и брали на себя отпущение грехов, но ради охранения чести женского пола, например, во время крещения, или при посещении в страдании и болезни, или в тех случаях, когда по необходимости женское тело обнажается – чтобы только диаконисса видела его, а не священнодействующие мужи» (Ibid. 79. 3//PG 42, 744D). Правда, и Вальсамон отвечает на 35-й вопрос Марка Александрийского, что диакониссы имели степень служения в алтаре, но месячные очищения сделали их степень и служение чуждыми алтарю. Однако же сам он, в свою очередь, в том же ответе говорит, что в Константинополе диакониссы назначались не для какого-либо участия в делах служения в алтаре, но для того, чтобы исполнять многочисленные церковные служения и согласно с церковными порядками наставлять женщин. Климент Александрийский говорит в «Строматах» (кн. 3), что апостолы брали с собой на проповедь жен как сестер и сослужительниц ради тех женщин, которые не выходили из дома. И через этих помощниц учение Господне входило в женские покои, т. е. на женскую половину дома (Clem. Alex. Strom. III, 6. 53//PG 8, 1157A). В некоторых книгах находятся сведения о том, как происходила хиротесия диакониссы: она преклоняла голову, и архиерей, возлагая на нее руку, трижды осенял ее крестным знамением и прочитывал над ней молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прежде всего, для них было важно уметь держать себя пред богачами и бедняками, принадлежащими к общине: богачу не следовало отдавать предпочтения, бедняка не следовало притеснять; главная задача диаконов состояла в том, чтобы вынуждать богатых к подаянию и вызывать к добрым делам, совершаемым тайно. Поэтому они должны быть людьми ловкими. Но так как к щедрости может возбуждать только тот, кто сам щедр, то они (диаконы) должны и сами охотно благотворить. Диаконы, как образцовые люди в общине и как люди совета, имеют право на честь, уважение и страх со стороны верующих. Все это черты, которыми описывается звание диакона в памятнике. В заключение (гл. 4) еще выразительно замечается, что диаконы представляют род полицейской власти над теми, кто „ведет себя беспорядочно“. Средства, которыми они пользуются, применяя эту власть к делу, – суть внушения, увещания, угрозы, а презрителей надлежало совершенно предоставлять самим себе. Здесь, в этом случае, нет указания на власть отлучать от церкви, а просто указывается правило для образа действования диаконов. Ясно не сказано, но само собою предполагается (в особенности на основании первых слов 4-ой главы: „три – ибо написано: при трех станет всяк глагол“). – Переходим к рассуждениям Гарнака о вдовицах, поскольку о них речь идет в памятнике (в 5-ой главе). Совершенно ново здесь – пишет этот ученый – как распределение труда между вдовицами, так и их число, соответствующее числу диаконов. Что вдовицы были молитвенницами за общину и заботились о женщинах – это давно известно. Но что эти обязанности делились, это так неожиданно. По свидетельству нашего памятника две вдовицы назначались для молитвы и – что составляет новость – и восприятия откровений и не имели никаких отношений к попечению о женщинах. Такое назначение – πρς  τς  ποκαλψεις – указывает на глубокую древность и воскрешает воспоминания о самых древних порядках вещей. В διδαχ мы читаем о пророках, говорящих „в духе“ совершающих „в духе“ евхаристию для других, „в духе“ же ходатайствующих за неимущих и возбуждающих к благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

35 . Надлежит же вам знать, что хотя и освободил вас Господь от рабства введенных уз и извел вас на отраду, не позволив вам впредь приносить безсловесных животных в жертву за грехи, и освободил от очищения, отпущений, непрестанных омовений и окроплений; однако не освободил вас от взносов, которыми вы одолжены священникам, и от благотворительности нуждающимся. Вам говорит Господь в Евангелии: «если не превзойдет правда ваша больше книжников и фарисеев, не войдете в царство небесное». Да умножится же правда ваша так, чтобы больше промышлять вам о священниках, сиротах и вдовицах, как написано: «расточил, роздал убогим, правда его пребывает во веки»; и опять: «милостынями и верами очищаются грехи»; и опять: «всякая простая душа благословенна». Ты так и поступишь, как Господь постановил, и дашь священнику должное ему, – начаток гумна и точила и приношения о грехах, как посреднику между Богом и нуждающимися в очищении и заступлении; ибо тебе прилично давать, а ему – раздавать, потому что он – домостроитель и правитель церковных дел. Только не требуй у епископа своего отчета и не наблюдай за домостроительством его, – как, или когда, или кому, или где, хорошо ли, или худо, или так ли, как должно, совершает он его. У него есть свой Требователь отчета, Господь Бог, вручивший ему такое домостроительство и сподобивший его такового места в священстве. 36 . Имей пред очами страх Божий, всегда памятуя о десяти словах Божиих. Люби одного и Единого ЯХВЕ Бога всею крепостию. На идолов или на другое что, на богов, то есть бездушных или безсловесных или бесов, не обращай внимания. Познавай различное строительство Божие, получившее начало чрез Христа, и субботствуй ради Переставшего творить, но не переставшего промышлять; но субботствуй, упражняясь в законах божественных, а не предаваясь праздности. Всякое пожелание незаконное, всякий вред на погибель людей и всякий гнев удаляй от себя. Родителей чти, как виновников бытия. Ближнего своего люби, как самого себя. В потребном для жизни имей общение с нуждающимися. Клятвопреступления и частой клятвы понапрасну бегай; ибо не останешься неповинным. Пред священниками не являйся с пустыми руками, но непрестанно приноси добровольные дары свои. Церкви Христовой не оставляй, но ходи в нее поутру прежде всякого дела, и, опять, вечером ходи в нее, благодаря Бога, что даровал тебе жизнь. Работай, будь прилежен, трудись, приноси Господу добровольные дары свои; ибо сказано: «чти ЯХВЕ от праведных твоих трудов». Если не можешь положить в сокровищницу церковную, то хотя бы странникам дай одну, или две, или пять лепт. Собирай себе небесное богатство, которого не повреждают ни моль, ни воры.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010