Мысль о нравственном характере отношений вытекает также из слов Адама, увидевшего в первый раз жену: " Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея. Сия наречется жена (иша, то есть мужиня), яко от мужа (иш) взята бысть сия " (Быт.2:23). Ближайшим образом Адам, произнося эти слова, имел в виду физическое единство с женой, от него происшедшую с одинаковой с ним природой и отличающуюся от него только полом; но нельзя не признать, что в то же время он, хоть и не вполне ясно, сознавал обязанность жить с ней душа в душу как, с существом, обладающим одинаковыми духовными человеческими достоинствами, ибо она такой же человек (иша), как и он (иш); сознавал, что он не может отделять интересов своей жизни от ее интересов - не может, например, унизить жены, не унижая себя самого; сознавал, что он должен заботиться о жене, любить ее, как самого себя, ибо " никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю " (Еф.5:29). Весьма далее знаменательно то, что Бог не только создал Адаму жену, но и привел ее к нему (Быт.2:22). Если Господь не предоставил одному инстинкту соединение мужа и жены, а счел нужным явить Свое непосредственное участие в устроении их супружеских отношений, если Он Сам привел жену к мужу, - то что это значит, как не то, что Господь сообщил особенное благословение и освящение их супружескому союзу? В акте приведения Самим Богом жены к мужу заключается первообраз тех религиозных действий, которыми впоследствии принято освящать брачные союзы. Создание жены от мужа указывает, наконец, на зависимость ее от мужа. По слову апостола, " муж есть глава жены (1Кор.11:3), и на жене отражается слава мужа (1Кор.11:7), ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа " (1Кор.11:8-9). Эта зависимость жены от мужа должна была увеличиться после грехопадения. " И той тобою обладати будет " (Быт.3:16), - сказал Господь жене, изрекая ей Свой приговор в наказание за то, что она не только сама преступила заповедь Божию, но и вовлекла в преступление мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/192/...

Мысль о нравственном характере отношений вытекает также из слов Адама, увидевшего в первый раз жену: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея. Сия наречется жена (иша, то-есть мужиня), яко от мужа (иш) взята бысть сия» ( Быт. 2:23 ). Ближайшим образом Адам, произнося сии слова, имел в виду физическое единство с женою, от него происшедшею с одинаковою с ним природою, и отличающеюся от него только полом; но нельзя не признать, что в то же время он, хоть и не вполне ясно, сознавал обязанность жить с нею душа в душу, как с существом, обладающим одинаковыми духовными человеческими достоинствами, ибо она такой же человек (иша) как и он (иш), – сознавал, что он не может отдалять интересов своей жизни от её интересов, – не может например унизить жены не унижая себя самого; – сознавал, что он должен заботиться о жене, любить её, как самого себя, – ибо «никтоже когда плоть свою возненавиде, во питает и греет ю» ( Еф. 5:29 ). – Весьма далее знаменательно то, что Бог не только создал Адаму жену, но и привёл её к нему ( Быт. 2:22 ). Если Господь не предоставил одному инстинкту соединение мужа и жены, a счёл нужным явить своё непосредственное участие в устроении их супружеских отношений, если Он сам привёл жену к мужу, – то что это значит, как не то, что Господь сообщил особенное благословение и освящение их супружескому союзу? В акте приведения самим Богом жены к мужу, заключается первообраз тех религиозных действий, которыми впоследствии принято освящать брачные союзы. – Создание жены от мужа указывает наконец на зависимость её от мужа. по слову апостола, «муж есть глава жены ( 1Кор. 11:8 ), и на жене отражается слава мужа ( 1Кор. 11:7 ), ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11:8–9 ). Эта зависимость жены от мужа должна была увеличиться после грехопадения. «И той тобою обладати будет» ( Быт. 3:16 ), сказал Господь жене, изрекая ей свой приговор в наказание за то, что она не только сама преступила заповедь Божию, но и вовлекла в преступление мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На вопрос же о том, всякий ли взгляд на женщину осуждается этой заповедью, отвечает святой Афанасий Великий : «Любодействует с женой в сердце, кто согласен на дело, но препятствует ему в этом или место, или время, или страх гражданских законов». Наставление как избегать соблазнов Говоря о соблазне, вовлекающем в грех, Иисус сказал: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну . Мнение Иоанна Златоуста о соблазнах, о правом глазе, о правой руке «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах, нет! Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце. Когда душа наша бывает обращена на другие какие-либо предметы, тогда глаз часто не видит того, что находится перед ним. Следовательно, не все надо приписывать действию глаз. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе и притом не о правом только, но об обоих. Ведь, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него, как на правый глаз свой, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя. В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собой губит, то какое было бы человеколюбие обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись?» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея. 7, 3 ). Так же толкуют это изречение Иисуса блаженный Августин, блаженный Феофилакт и др. Учение о браке и разводе Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует . Допущение Моисеем развода

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Нам всем надо научиться одинаково хорошо (спокойно) принимать от Бога то, что нам кажется бедствием, злом и искушением, равно как и благо, радость и счастье. Ибо все, что Господь посылает нам, Он посылает нам, имея в виду только благо, только счастье, только блаженство. Смысл шестого прошения Молитвы Господней: «и не введи нас в искушение», – умолить Бога о том, чтобы нам не растеряться, когда то или иное зло, бедствие или искушение непрошеным гостем ворвется в нашу жизнь. Блаж. Феофилакт поясняет: «Мы люди слабые, поэтому не должны ввергать себя в искушения, но если впали в искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден, но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцов и славы». Именно поэтому ап. Иаков и учит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» ( Иак. 1:2 ). Искушений избежать невозможно, значит, их надо побеждать. Особенно искушениям подвергаются те, которые имеют намерение и служат Богу. В Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно…» ( Сир. 2:1–4 ). Итак, все, что случается в нашей жизни, в том числе бедствия и искушения, надо принимать охотно и даже с радостью. Но все же, что же такое искушение и почему Господь попускает его в нашей жизни? Само слово «искушение» чаще в Библии означает соблазн, происходящий от диавола. В жизни верующего человека такой соблазн может появиться только по Божьему попущению, как, например, в случае с праведным Иовом (См.: Иов 1:12 ). Если под различными искушениями понимать особенные для человека обстоятельства, при которых он может впасть в грех или, преодолевая искушения, выйти победителем из этой духовной брани, то надо заметить, что каждый из нас достаточно часто оказывается в подобном положении. Следовательно, для религиозного человека небезынтересно знать, как преодолевать искушения, коль скоро мы выяснили, что без них нам не обойтись. «…Приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся», – дает нам наставление Премудрый Сирахов. Но ведь именно в искушениях мы и обнаруживаем отсутствие в нашем сердце твердости, когда именно всевозможные смущения наполняют нашу душу. Авва Сисой учил: «Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: „это по милости Божией“». То есть, даже в искушении мы должны искать Божий Промысл, задаваясь вопросом: для чего Господь посылает нам это испытание? Ведь Слово Божие говорит нам о том, что у нас «и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не природа тела, а произволение души бывает при­чиною того и другого.    7. Не напрасно Писание дважды называет ее девою. Сказав: «девица была», оно прибавило: «дева, которой не познал муж». Так как многие из девиц, сохраняя тело свое нерастленным, имеют душу исполненную великого разврата, украшаются, чтобы привлечь к себе отовсюду толпы поклонников, и обольщают взоры юношей, строя им козни и вовлекая их в пропасти, то Мо­исей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: «девица была;... дева, которой не познал муж». Между тем у ней было много поводов, по которым она могла быть познанною мужчинами: и во-первых — ее красота телесная, во-вторых — образ ее занятий. Если бы она постоянно сидела в женских покоях, как нынешние девицы, никогда не выходила на площадь и не оставляла родительского дома, то никакой похвалы не составило бы сказать о ней, что «которой не познал муж». Но когда ты видишь, что она выходила на пло­щадь, будучи вынужденною ежедневно однажды, дважды и бо­лее ходить за водою, и при всем том осталась незнаемою ни­каким мужчиною, тогда можешь видеть в этом особенную похвалу ей. В самом деле, если иная девица, не много раз выходя на площадь, в сопровождении многих служанок, и притом, будучи не хороша собою и безобразна, часто теряет чистоту нравов от этих прогулок; то эта, ежедневно одна выходившая из родительского дома, и не только на площадь, но к источ­нику для черпания воды, где необходимо стекались и многие другие, не достойна ли великого удивления, когда она не испор­тилась нравами ни от частых выходов, ни от красоты лица, ни от множества встречавшихся, и ни от чего другого, но оставшись нерастленною и по телу и по душе, и сохранив целомудрие лучше тех, которые сидят в женских покоях, пребыла такою, какой ищет Павел, когда говорит: «быть святою и телом и духом» (1Кор.7:34)? «Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт.24:16—20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого. 7. Не напрасно Писание дважды называет ее девой. Сказав: «девица была», оно прибавило: «дева, которой не познал муж». Так как многие из девиц, сохраняя тело свое нерастленным, имеют душу исполненную великого разврата, украшаются, чтобы привлечь к себе отовсюду толпы поклонников, и обольщают взоры юношей, строя им козни и вовлекая их в пропасти, то Моисей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: «девица была;... дева, которой не познал муж». Между тем у неё было много поводов, по которым она могла быть познанной мужчинами: и во-первых – ее красота телесная, во-вторых – образ ее занятий. Если бы она постоянно сидела в женских покоях, как нынешние девицы, никогда не выходила на площадь и не оставляла родительского дома, то никакой похвалы не составило бы сказать о ней «которой не познал муж». Но когда ты видишь, что она выходила на площадь, будучи вынужденной ежедневно однажды, дважды и более ходить за водой, и при всем том осталась незнаемой никаким мужчиной, тогда можешь видеть в этом особенную похвалу ей. В самом деле, если иная девица, не много раз выходя на площадь, в сопровождении многих служанок, и притом, будучи не хороша собой и безобразна, часто теряет чистоту нравов от этих прогулок; то эта, ежедневно одна выходившая из родительского дома, и не только на площадь, но к источнику для черпания воды, где необходимо стекались и многие другие, не достойна ли великого удивления, когда она не испортилась нравами ни от частых выходов, ни от красоты лица, ни от множества встречавшихся и ни от чего другого, но оставшись нерастленной и по телу, и по душе и сохранив целомудрие лучше тех, которые сидят в женских покоях, пребыла такой, какой ищет Павел, когда говорит: «быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 )? «Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все]. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» ( Быт.24:16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Небесный Иерусалим. Миниатюра из «Liber Floridus». XV в. (Музей Конде в Шантильи. Ms. 724. Fol. 44v) Небесный Иерусалим. Миниатюра из «Liber Floridus». XV в. (Музей Конде в Шантильи. Ms. 724. Fol. 44v) VIII. Божественная власть и трансцендентность. В совр. зап. богословии апокалиптический образ Бога как трансцендентного Правителя и Судии иногда подвергался критике как результат религ. проекции и оправдания патриархальных отношений власти. Исторически в христ. мире такое действительно часто имело место. Напр., когда правление монарха рассматривалось как образ власти Бога, чем обосновывалась и оправдывалась абсолютная монархия. Однако это совершенно противоположно тому, как Божественная власть изображается в И. Б. О. Абсолютная власть, по определению, принадлежит лишь Богу, и признавать ее в качестве таковой означает релятивизировать власть человека. Трансцендентность Бога исключает всякую антропоморфность в изображении, и ап. Иоанну удалось найти соответствующий религ. язык. Так, уже наименования Бога примечательно неантропоморфны, они подчеркивают, что отношение Бога к миру трансцендентно человеческим аналогиям. Что же касается престола, то Иоанн использует этот образ не только для того, чтобы изобразить трансцендентное, но и полемически против тенденций обожествления человеческой власти, имевших место в его мире. Др. род распространенной критики представления о Боге в И. Б. О. заключается в том, что Его трансцендентность отдаляет Бога от мира и не вовлекает Его в жизнь сотворенного. Эта критика - следствие неправильного понимания трансцендентности Бога. Она всегда подразумевает отличие Бога от Его творения, но не дистанцию от него. Бог трансцендентен именно потому, что Он не конечное создание среди подобных. Близость Бога к Его творению в И. Б. О. (21. 3-4) столь же подчеркнута, как и Его трансцендентность в гл. 4. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Даже образ престола в Новом Иерусалиме становится выражением близости Бога к людям. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (22. 3-4).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Неудивительно, что среди христиан находятся те, которые впадают в грех – человек слаб, и в духовной брани не все побеждают. Но вот то, что находятся люди, которые оправдывают грех и называют себя при этом православными христианами – это удивительно и абсолютно недопустимо. Хуже самого греха может быть только оправдание греха. Потому что после греха человек может ещё покаяться, а оправдание греха закрывает для него путь к покаянию, ведь если ты считаешь, что все сделал правильно, тогда тебе не в чем каяться. Кроме того оправдание греха представляет его как что-то нормальное в среде других людей, и таким образом человек не только сам совершает грех, но и становится соблазном для других. Поэтому апостолы указывали, что особенно нужно беречься тех, которые, называя себя братом во Христе, при этом являются блудникам. Апостол Павел об этом говорил: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего… ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником» ( 1Кор. 5:9–11 ). Здесь сказано также, что вот эта чужая жена, которая вовлекает в грех, «умягчает речи свои». Добронравные люди не послушают, если им сразу прямо скажут: «Пойдём, займемся прелюбодеянием!» Это оттолкнет их. Но коварные прелюбодейки могут представлять дело совсем невинно, начинать все с самых обычных поводов для общения, постепенно все больше сближаться с человеком, и затем, когда представится благоприятная возможность, уже вовлечь его в грех. Подобным образом могут действовать и мужчины-блудники. И так нелегко бывает заранее распознать это коварство, что тут действительно нужна помощь Божия, разум от Господа для того, чтобы различить путь погибели, на который человека вовлекают. Сказано также, что «дом её ведёт к смерти и стези её к мертвецам, никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни». Здесь говорится о жизни вечной, потому что и во времена Соломона было известно, что не каждый, кто совершал прелюбодеяние, сразу же умирал после этого. Речь идёт, во-первых, о духовной смерти, поскольку грех есть смерть души; а во-вторых, речь идёт о вечной смерти, которая поджидает человека, идущего сознательно на совершение смертного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Никто не считает, что такие культы могут быть терпимы – напротив, полиция уничтожает такие сообщества и заключает их членов в тюрьму. Конечно, никто не действует с суровостью Иисуса Навина – мы другие люди и находимся в совершенно других условиях. Но мы не готовы это терпеть рядом с собой. К счастью, мы обладаем подавляющим превосходством над любыми культистами, практикующими человеческие жертвоприношения – и чисто силовым, и идеологическим. Нам (пока, по крайней мере) не стоит опасаться, что подобные культы станут главенствующими и официальными, как это было у соседей Израиля в древности. Никаких массовых обращений в такие культы не происходит – это загнанное в глубокое подполье ничтожное меньшинство. В эпоху Иисуса Навина (и долгое время после него) ситуация была другой. Именно язычество с принесением детей в жертву идолам было доминирующим. Именно то, что этого делать категорически не следует, было новой и с трудом приживавшейся идеей. Пророкам Ветхого Завета пришлось приложить огромные усилия к тому, чтобы удержать народ Божий от совращения к той же практике. Как говорит псалмопевец об отступниках-израильтянах, они «проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс.105:38 ). Нам сейчас это трудно и вообразить, но сжигать детей в жертву идолам было обычным для язычников, и в это вовлекались – даже долгое время спустя после Иисуса Навина – и израильтяне. Как говорит Пророк, «Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Моё, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» ( Иер.7:30,31 ). Но нас, конечно, шокирует то тотальное истребление хананеев, которое описано в книге Иисуса Навина. Для нас – после двух тысяч лет христианства – важно тщательно отделять лично виновных от невиновных. В нашем мире это далеко не всегда так на практике, но в теории мы это хорошо усвоили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Но и этот суд Божий не вразумил непокорный народ израильский. Еще не раз во время странствования по пустыне восставал он против Бога и Моисея. Так, один раз подняли бунт против Моисея и Аарона некто Корей с Дафаном и Авироном и в заговор свой вовлекли 250 других знаменитых израильтян. Они начали укорять Моисея и Аарона во властолюбии и требовали, чтобы весь сонм израильский мог равно участвовать в правлении и священстве. Но Моисей отвечал им на это: «Приходите завтра перед Господом с вашим фимиамом, и тогда откроется, кого изберет Господь». Корей, собрав соумышленников своих, действительно явился перед скиниею свидения. Тогда открылась Слава Господня, и из облачного столба Господь сказал Моисею и Аарону: «Отступите от среды народа сего, Я сейчас истреблю всех их!» Но Моисей и Аарон возопили к Господу, говоря: «Боже духов и всякия плоти! Неужели ради греха одного на весь сонм гнев Твой?» Тогда Господь сказал: «Скажи же народу, чтобы отступили они от сонмища Кореева и от сонмища Дафанова и Авиронова». И лишь только народ отступил от них, как земля разверзлась и поглотила преступников со всеми семействами, с палатками и имением их, а на остальных 250 бунтовщиков упал огонь с небеси и пожрал их. Но жестокосердый народ не вразумился и этим; поднялся новый ропот на Моисея и Аарона за то, будто они одни были причиною погибели сих людей. Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поскольку вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010