а) Первый тот, что клевета есть великий грех, которого нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближняго, не почивает, по словам препод. Саввы, ни смирение, ни благодать Божия. аа) «Слово Божие учит»: «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Eф. IV, 31 ). Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Nemp. III, 10 ). Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет оть Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближняго своего ( Nc. XIV, 1, 3 ). бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку. «Св. Антоний Великий » пишет о клевете: «язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многия и полезные общества... Кто принимает к себе такого человека, того вовлекает он во многие грехи; кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцею; убийца и клеветник производят одинаковыя действия: как убийца мечем умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение. Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленныя, удаляйтесь клеветника, – убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом». (Слов. о смирении).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостол Павел не считал ущербностью принадлежность к Израильскому народу. Свое новое членство в теле Христовом он приписывает Богу, Который открыл ему Сына Своего, «чтобы я благовествовал Его среди язычников» ( Гал.1:16 ). Он говорит об «откровении» воскресшего Христа, подчеркивая внешний характер этого явления ( Гал.1:12 ) 142 . Слава, которую увидел Павел по дороге в Дамаск, была славой грядущего века, которую Павел испытал уже в этом веке. И благодаря этому опыту апостол полагал «все ущербом ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, ради Которого я во всем потерпел ущерб и все считаю сором, чтобы приобрести Христа и быть найденным в Нем не со своей праведностью, которая от Закона, но с той, которая чрез веру во Христа, с праведностью, которая от Бога по вере» ( Флп.3:8–9 ). Некоторые толкователи указывают на отрывок Рим.7:7–25 , который они считают автобиографичным, как показатель внутреннего напряжения. Испытанного Павлом накануне его общения. «Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти» ( Рим.7:9–10 ). Это место толковалось как намек на то, как жил Павел до принятия заповеди жить по-иудейски 143 . Также автобиографичным, относящимся к жизни Павла в фарисействе или, возможно, к его христианскому опыту, считается отрывок «Ибо я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу, это делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я это совершаю, но живущий во мен грех» ( Рим.7:19–20 ) 144 . Эти отрывки представляются не соответствующими уже цитированным нами отрывкам из Посланий к Галатам и Филиппийцам, в которых описывается безмятежность и определенность Павла в его бытность фарисеем. Тем не менее, большинство современных толкователей отказывается от теорий о том, что эти отрывки автобиографичны, и не берется на их основании сделать из Павла «молодого Лютера» 145 . Мысль, заключенная в Рим.7:9–10 , является не итогом пребывания Павла под законом, а скорее толкованием Быт.2:4–3:24 , рассказа об отношениях Адама к Богу и его грехопадении. «Заповедь к жизни» ( Рим.7:10 ), которую имел в виду апостол, когда писал эту главу, была заповедью, данной Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Змей, приблизившийся к жене с вопросом: «Подлинно ли сказал Бог “не ешьте ни от какого дерева в раю”»? ( Быт.3:1 ), вовлек Еву в разговор о заповеди Божией, которую змей представляет искаженно, вызывая таким образом грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Также и в Рим.7:19–20 «я» не является автобиографичным, а обобщенным «я», под которым подразумевается все человечество. Используя термин «я», Павел в краткой форме представляет то, что случилось с человечеством без Христа. Поэтому в Рим.7 мы видим не автобиографический комментарий, а перспективу истории спасения. Явление и видения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Богочеловеческое всерадостное благовестие: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом (δι του Κυρου=через Господа) нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:57 )! Даровал Он нам победу над адом, так что мы как победители смело можем спросить: Ад! где твоя победа? Даровал Он нам победу и над смертью, так что и ей мы можем бесстрашно задать вопрос: Смерть! где твое жало? Даровал к тому же Он нам победу и над грехом, так что мы в состоянии одолеть, победить и умертвить всякий грех. Разумеется, лишь – Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:55–57 – Примеч. ред.). Если мы со Владыкой Христом в Богочеловеческом Теле Его Церкви, со святыми таинствами и святыми добродетелями, то мы побеждаем и смерть, и грех, и ад. Если же Владыкой Христом нам даруется победа над адом, смертью и грехом, над этими нашими злейшими и самыми грозными врагами, – то тем более вручается нам победа и над всем тем, что служит греху, смерти и аду и что вовлекает в грех, в смерть, в ад. Все обстояния, все скорби, гонения, голод, наготу, опасности, – все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас, то есть силою Владыки Христа ( Рим.8:35, 36 ). Поистине только Он нас, действительно, и любит: ведь для нас и вместо нас победил Он наших непобедимых врагов: грех, смерть и диавола. И всегда подает нам Божественную силу и крепость, чтобы и мы их побеждали. Всеобщий и последний Суд При Своем Втором Пришествии Владыка Христос, воскресив мертвых, совершит Всеобщий и Последний Суд. Этот Суд охватит всех людей всех времен: никто из людей не сможет его избегнуть. Об этом святой апостол Павел пишет: Всем нам должно явишься пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Все люди – хотят ли они того или нет – спешат через врата смерти ко Всеобщему Суду и к Вечному Судии, ко Христу. Почему Он Вечный Судия? Потому что во всем людском роде Он – Единый Безгрешный и потому Единый Непогрешимый. На Своем Суде Он не ошибется, но со всеми поступит справедливо, по правде. Ибо Он – всеведущий и всевидящий. Всё – от самого значительного до самого мельчайшего в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой душе, в нашем человеческом мире – известно Ему до малейших тонкостей. А Его уникальная всеправедность и всемилосердие – залог того, что Его Суд о каждом из нас будет и всеправедным, и всемилостивым, и безгрешным, и непогрешимым. Счастье человеческого рода, и причем исключительное его счастье, – как раз в том, что Суд над нами принадлежит именно Владыке Христу, Богочеловеку, а не какому-то существу низшему, которое бы в силу самого того, что оно – не Богочеловек, обречено быть погрешимым или, во всяком случае, невсеведущим и невсевидящим в своих суждениях о таком несказанно сложном и загадочном существе, каков человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Болеют гражданской скорбью о народном разорении – и сплошными забастовками вовлекают доверчивых простецов в пучину невообразимых бедствий. Жалуются на обуявшую всех „власть тьмы» – и насильственно гасят свет всякого знания. Возмущаются „страшным упадком органа морального обновления» – и „лгут до усталости» на церковь и духовенство. Негодуют на возмутительный бесчинства войск – и к тем же войскам обращаются за спасением от хулиганских орд. Взялись „просвещать» народ – и попирают его исконные святыни. Одушевляются беззаветною любовью к народу – и его же нарекают „черной сотней» за то, что, по мере прозрения, он грудью защищает Веру и Государя. Взывают к совести и правде – и сами отрекаются от той и другой. Не верят правительственным сообщениям – и гнусной ложью своих инсинуаций подрывают всякое доверие к печатному слову. Настаивают на правовом порядке – и стремглав несутся к самой хаотической анархии. Выступают на защиту слабых и угнетенных – и вооружают кинжалами школьных детей... Дальше идти, кажется, некуда! Остается разве только отречься и от своего христианского звания и от Христова имени, чистосердечно сознавшись в роковом недоразумение благодаря которому лица известного направления только „числятся» в Православной Церкви. Тогда, по крайней мере, они будут действовать „на законном основании», но таким же образом потерпят и поражение, „злые зле и погибнут». Избави нас Бог желать несчастья другим, считаемым нами не за „товарищей» только, но, как заповедал нам Спаситель, за своих „братьев». Мы хотим высказать лишь ту евангельскую заповедь, что истинная „вечная жизнь» состоит в познании Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Иоан. 17, 3 ), состоит в познании воплощенной для нашего спасения Истины, Которая дарует человекам блаженную свободу ( Иоан. 8, 32 ), ибо „Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода« ( 2Кор. 3, 17 ). И, действительно, в обильной духовными дарами первенствующей церкви „у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Быт. 19 :4. Прежде чем они легли спать, городские жители, Содомляне, с юноши до старца, весь народ толпою (собравшись) окружили дом, Быт. 19 :5. И звали Лота и говорили ему: где мужчины, вошедшие к тебе ночью? выведи их к нам, чтобы нам быть с ними. Быт. 19 :6. И вышел к ним Лот в преддверие, а дверь затворил за собою. Быт. 19 :7. И сказал им: нет, братья, не делайте зла! Быт. 19 :8. Есть у меня две дочери, которые не познали мужа, выведу их к вам и поступайте с ними, как вам угодно, только мужам сим не причиняйте обиды 272 , ибо ради этого они вошли под кров дома 273 моего. Быт. 19 :9. А они сказали ему: 274 уходи отсюда, ты пришел (сюда) 275 жить, ужели и суд производить (будешь)? Ныне поступим с тобою хуже, чем с ними. И весьма грубо насильно оттолкнув 276 мужа сего, Лота, приблизились ломать двери. Быт. 19 :10. Тогда мужи 277 , протянувши руки, вовлекли Лота к себе в дом и двери дома заперли. Быт. 19 :11. А людей, бывших пред дверями дома, поразили слепотою, от малого до большого, так что они обезсилели ища двери. Быт. 19 :12. И сказали мужи Лоту: есть ли у тебя здесь: зятья, или сыновья, или дочери? или еще если кто есть у тебя другой в городе, выведи (их) 278 из этого места. Быт. 19 :13. Ибо мы истребляем это место, так как вопль на них дошел до Господа, и Господь послал нас истребить его 279 . Быт. 19 :14. И вышел Лот, и говорил зятьям своим, взявшим дочерей его, и сказал: вставайте и выходите из места сего, ибо истребляет Господь город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Быт. 19 :15. А когда настало утро, Ангелы принуждали Лота спешить, говоря: вставай, бери жену свою и двух дочерей своих, которые с тобою, и выходи, чтобы не погибнуть тебе, за беззакония города. Быт. 19 :16. И пришли они в смущение 280 , и взяли Ангелы за руку его, и за руку жену его, и за руки обеих дочерей его, ибо Господь пощадил его. Быт. 19 :17. И когда они вывели их вон, сказали: спеши спасти свою душу 281 , не оглядывайся назад и не останавливайся нигде во всем (этом) 282 пределе, спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть вместе (с ними).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В день его памяти я бы хотел сказать несколько слов о церковной гимнографии и о том, как ее использовать. Многие люди, которые ходят в Церковь, занимаются всем, чем угодно, только не слушают богослужение, они говорят, что им нужен настрой, ощущение. Но тогда непонятно, зачем нужно богослужение? Может тогда поставить орган, как у католиков? Он ведь тоже создает неплохой настрой. Вы не думали, почему Церковь запретила органы и ввела богослужебное пение? Для того, чтобы люди умом и сердцем возносились к Богу. Церковное богослужение нужно для того, чтобы мы с вами учились благочестию. Чтобы люди знали, как Бог создал мир, как Он спас нас через Господа Иисуса Христа, каким образом Он освящает нас Святым Духом, как подвизались праведники, сражались мученики, побеждали страсти преподобные, каким образом бороться с грехом и учиться добродетелям? Всему этому учат церковные гимны, церковное песнопение, воспеваемое устами христиан. Церковные молитвенные священные тексты – это не обычные тексты, они восходят к Господу Богу – Духу Святому. Как говорил апостол Павел: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» ( Рим. 8:26-27 ). Все наши песнопения идут от Духа Святого, Который в Церкви молится через нас Отцу Небесному, подвигает нас к Отцу Небесному, и таким образом мы входим в Троическую жизнь. Первопевцом является Иисус Христос: «Посреди церкви воспою Тебя» ( Евр. 2:12 ), говорит Христос Богу-Отцу. Отца в Церкви прославляет Христос Спаситель, и мы вовлекаемся в вечную славу, когда Сын прославляет Отца, Отец прославляет Своего Сына, а Дух Святой славит и Отца, и Сына. Недаром все наше богослужение построено на словах Святого Духа. Почти все богослужение Православной Церкви соткано из слов Священного Писания. И гимны (каноны, стихиры, тропари) тоже вдохновлены Святым Духом, они основаны на Священном Писании. Наша задача — учиться по тому, что поют в Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

В дохристианскую эру было жизненно важно оградить это общество от идолопоклонства, привить ему веру в Единого Бога, утвердить в мысли, что помимо Единого нет и не может быть других богов. Указания же на троичность Бога по Лицам давались в ограниченной форме, с учётом ветхого состояния и опасности уклонения иудеев в язычество. «...Моисей знал безумие иудеев, – пишет преподобный Иосиф Волоцкий , – такое, что и после безмерных и неописуемых чудес, явленных им Богом, они стремились к многобожию и поклонялись идолам вместо истинного Бога; самого же Моисея хотели побить камнями. Вначале научились они вере в Единого Бога, чтобы из-за различия Лиц не провозгласили бы они различие Существа и не вовлеклись бы тем в идолослужение. Спустя немного времени они бы научились веровать в Триипостасное и Единосущное Божество, как божественные апостолы научились, и в то веровали, и научили многих иудеев, которых и сосчитать невозможно...» с. 49]. Так, ветхозаветные Книги изображали Создателя совещающимся с Лицами, равными Ему по достоинству ( Быт. 1:26; 3:22; 11:6–7 ); указывали на троичность Божеских Лиц ( Быт. 18:1–2 ; Ис. 6:3 ); обозначали Их имена и взаимные отношения ( Пс. 2:7; 48:16; 109:3 ); наконец, прямо называли Отца и Сына и Святого Духа Господом, Богом ( Пс. 44:8 ; Ис. 61:1 ). С наступлением полноты времени Бог благоволил раскрыть истину о Себе как о Троице в более ясных чертах. Между тем, многие иудеи, не признавшие во Христе вечного Владыку, отказались от Его Благовестия и отвергли идею о Божественном Триединстве. Одним из ярчайших новозаветных свидетельств об Отце и Сыне и Святом Духе стало Богоявление, исторически и духовно связанное с Крещением Иисуса Христа ( Мф. 3:16–17 ). Другим – обетование, произнесенное Им незадолго до Крестных страданий: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:16,26 ). Вернейшим удостоверением истинности веры в Вышнюю Троицу служит заповедь о крещении народов: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В древности ниневитяне, услышавшие пророка Иону, проповедавшего им гнев Божий и разрушение города за злодеяния живущих в нем, покаялись в строгом посте («ничего не ели,... и воды не пили» – Ион.3:7 ), «и крепко вопияли к Богу», дабы Господь умилосердился над ними, кающимися, и – как уже отшедших «от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Ион.3:8 ) – помиловал их. И Господь, видя их так кающихся и видя дела их, отменил уже определенное им наказание, не поразил гневом Своим город и не навел бедствия на население его (ср. Ион.3:10 ). По примеру древних ниневитян и нам, обреченным за тяжкие грехи на погибель вечную, следует в посте и молитве смиренно Раскаяться пред Богом в нечестии своем и в гнусных делах своих; – «может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:9 ). Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.14:15 ). Значит, свою покаянную молитву пред Богом о прощении наших личных грехов мы должны предварить 6 прощением всех согрешивших против нас. Простим же всех, кто чем-либо нас оскорбил, обругал, осудил, огорчил, обидел или какое-либо зло сделал нам... Господи! прости всех согрешивших против нас, мы их прощаем. Помилуй их и нас, Господи, по велицей милости Твоей! И укрепи нас Своею благодатью, чтобы нам впредь жить без греха, все делая во славу Твою. Аминь. 15. III. 94 Господи! Как много еще имеется во мне непреодоленных чувств от человека ветхого! 7 А ведь часто бывало в прошлом (и особенно на молитве и в напряженности духовной), когда я новым человеком являлся. Вот только при воспоминании о ребрышке, я сознаю ветхость в себе и желание вновь наслаждаться им. Господи! Ты насквозь проницаешь меня, и очи святые Твои видят ясно всё тайное во мне, всё сокровенное. Со стыдом пред Тобою, Господи, мне должно признаться в том, что порою я все еще хочу того, чего мой дух не хочет. Мое желание плотское противится во мне тому, к чему мое духовное «я» стремится: 8 Мое худшее воюет с моим же лучшим, и я в себе самом сражаюсь сам с собою. «Я – образ Божий, вовлекаюсь в греховность» – читаем у свт. Григория Богослова . Худшее во мне несправедливо противится лучшему и тогда я или убегаю грехов и противлюсь им, но не без труда, после многих борений и при небесной только помощи» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В. Каково отношение Церкви к дуэли (поединку)? О. Право разрешать частные распри принадлежит законной власти, дуэль же есть способ самому решать дело, с опасностью смерти. Отсюда в дуэли тройной грех: самосуд, убийство и самоубийство. В. Какой вид убийства совершается и без причинения телесной смерти? О. Убийство духовное. Таким убийством – убийством самой души человека, – является соблазн, когда кто совращает ближнего своего (особенно – юных и неопытных) в неверие или разврат, и вообще в беззаконие, и тем вовлекает его в духовную гибель. О тяжести этого греха Господь сказал так: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему на шею жернов мельничный и потопили его в глубине морской» ( Мф. 18, 6 ). В. Как нужно понимать учение Спасителя – «не противиться злу»? О. За зло личное, причинённое христианину, сам он не должен и не может мстить, «давая место гневу Божию» ( Рим. 12, 19 ). Но в жизни государственной и общественной власть законная, имеющая меч от Бога, не только может, но и должна быть «отмстителем в наказание делающему злое» ( Рим. 13, 4 ). В. Как смотреть христианину на смертную казнь и на убийство на войне? О. И то, и другое не должны бы существовать в совершенном христианском обществе, и исчезли бы вовсе, если бы люди начали жить по-христиански. Но так как при существующем историческом строе государства и общества, и казнь смертная, и войны, с убийствами на них, являются естественным и пока почти неизбежным порождением, изуродованной грехом, нашей природы, то как то, так и другое не есть законопреступное убийство – в том случае, когда первая (смертная казнь) положена по суду законной властью, а второе – убийство на войне – необходимая принадлежность защиты «веры и отечества», где доблестные воины, «полагая душу свою за други своя», тем самым исполняют высший закон христианской любви ( Ин. 15, 13 ). В. Что запрещается 7-й заповедью? О. Всякое нарушение целомудрия, иначе – всякий НЕЗАКОННЫЙ ПЛОТСКИЙ СОЮЗ, от которого более, чем от всякого другого греха, грязнится собственное тело человека и вся вообще личность его. «Бегайте блуда, – призывает ап. Павел; – «всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудяй в свое тело согрешает» (грешит против собственного тела) ( 1Кор. 6, 18 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В притче о неверном управителе Господь не предлагает подражать мошенничеству управителя, а поучает тому, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, но пытаться делать все, чтобы выйти из крайне затруднительного положения. Качество это важно иметь последователям Спасителя как ввиду того, что они живут в мире, полном искушений, так и в ожидании будущего Суда. В притче высказано поучение: сыны века сего догадливее сынов света в своем роде ( Лк. 16:8 . Принципиальное значение имеют последние слова в своем роде. Они важны для правильного толкования притчи. Этим обозначена граница, т. е предел сближения сынов света и сынов века сего. При толковании слов: обретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители ( Лк. 16 :9ключевым является понятие богатство неправедное. Здесь говорится о мирском богатстве в противоположность понятию сокровища на небесах. Раздавая мирское богатство в качестве милостыни, мы приобретаем друзей: получившие милостыню выступят как ходатаи за нас перед Богом, чтобы нам войти в вечные обители. Кто такой «бог века сего», который «ослепил умы» неверующих? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел имеет в виду сатану ( Мк. 4:15 , князя мира ( Ин. 12:31 , миродержителя тьмы века сего ( Еф. 6:12 , который духовно ослепляет людей и берет их в плен, потому что они ведут греховную жизнь, основанную на самоугождении. Целое полчище падших духов распространяет и поддерживает власть сатаны над людьми посредством страстей, к удовлетворению которых они хитро и усердно вовлекают самоугодливых людей. Омрачают разум неверующих тем, что все внимание и сознание их стараются сосредоточить на видимом и чувственном, чтобы они не признавали мира невидимого. Таким недоступно спасительное благовествование о блаженной жизни в Царстве Небесном. Можно ли проклясть человека невольной мыслью? иеромонах Иов (Гумеров) По причине греховной испорченности в человеке могут возникнуть помыслы зложелания. Но это еще не проклятие. Проклятие есть осознанное словесное действие. Оно опасно не для того, кого проклинают, а для самого проклинающего, ибо, согласно Священному Писанию, является тяжелым грехом. Озлобивший человека и доведший его до произнесения проклятия разделяет с ним вину: «Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым» ( Притч. 30:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010