Итак, в злострадании и скорби человек лучше познает суету мирской жизни и скорее всем сердцем и умом обращается к Богу. Потому и Господь говорит человеку: «призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя» ( Пс.49:15 ). В скорбях человек смиреннее бывает духом; в смирении же только и удостаивается он Божьей благодати. Скорби приводят человека в познание прежних его грехов; прекрасным примером тому служат братья Иосифа прекрасного, которого они продали и от которого они после потерпели немало скорби, причем и говорили: «точно мы наказываемся за грех против брата нашего… за то и постигло нас горе сие» ( Быт.42:21 ). И что еще особенного делают скорби? Они заставляют человека мудрствовать о бессмертии души; потому и сказано о страждущих: «ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» ( Прем.3:4 ). В скорби укрепляется в нас надежда вечных благ, как и говорит апостол Павел: «кратковременное легкое страдание наше производит в безсмертном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). Впрочем, это бывает только тогда именно, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое. Да и, вообще, скорби бывают для нас спасительны тогда именно, когда мы более и более начинаем ненавидеть суетные радости и блага, более и более привлекаемся сердцем к Богу, смиряемся пред Ним, чрез что и удостаиваемся большей Его милости. В противном же случае скорби производят в нас мирскую только печаль, которая, по словам апостол Павла, ведет в муку ( 2Кор.7:10 ). Кто ищет спасения и не старается сносить приключающихся ему скорбей, тот не на пути спасения; ибо Господь сказал: «кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27 ). Не будучи же учеником Христовым, как достигнет и того царства, где Он уготовал престол Свой ( Пс.102:19 )? «Неужели же, в самом деле, – скажет иной, – только в скорбях можно спастись?» «Входите тесными вратами, – Господь говорит, – потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» ( Мф.7:13–14 ). Кто не рассудит, что не зла же нам желает Господь, когда велит идти путем прискорбным? Если бы можно было спастись нам иначе, то благий Человеколюбец не стал бы вовлекать нас в скорбный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Итак, закон обессиливался плотью, то есть не делал праведными преданных плоти, но «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греха» ( Рим.8:3 ). Ибо [Его] плоть не была плотью греха, так как не от плотского наслаждения родилась, однако было присуще ей подобие плоти греха, поскольку она была смертной плотью. А смерть Адам навлек на себя не иначе, как грехом. Но что сделал Господь? «Из греха осудил грех во плоти», то есть в силу того, что принял плоть грешного человека и наставил [нас], как нам жить, осудил грех в самой плоти, чтобы дух, пламенеющий любовью к вечному, не вовлекался как пленник в союз с похотью. «Чтобы праведность закона, – говорит апостол, – исполнилась в нас, ходящих не по плоти, но по духу». Итак, заповеди закона, которые не могли быть исполнены посредством страха, исполнены по любви. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют», – то есть жаждут плотских благ вместо благ высших, – «а живущие по духу о духовном. Помышление плоти – смерть, а помышление духа – жизнь и мир, поскольку помышление плоти – вражда против Бога» ( Рим 8:5–7 ). Апостол сам показывает, что означает вражда, чтобы кто не подумал, что от противного происхо-дит другое начало, потому он добавляет и говорит: «Ведь закону Божию не покоряется, ибо и не может». Поэтому поступать против закона и означает быть во вражде против Бога, не потому, что нечто может повредить Богу, но» [поскольку] себе вредит всякий, кто противится воле Божией; ибо это то же, что идти против рожна, как было сказано свыше апостолу Павлу, когда он еще преследовал Церковь ( Деян.9:5 ). Сказано же [у апостола] таким образом: «Ведь закону Божию не покоряется, ибо и не может», как если бы сказали: снег не согревает, ибо и не может. Ведь до тех пор пока он снег, он не согревает, но может быть растоплен и нагрет, чтобы согревать; однако если способен к этому, то уже не снег. Так и помышлением плоти называют, когда душа вместо высших благ страстно желает благ временных, поскольку пока душе присуще подобное влечение, она не может быть покорной закону Божию, то есть не может исполнять того, что предписывает закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, император, я более расположен быть в общности с тобой в хорошем, нежели в плохом, и потому твоей милости должно быть неприятно молчание священника и должна нравиться его свобода. Ибо ты вовлекаешься в опасность моим молчанием, но имеешь добрую поддержку в свободе. Итак, я не вставляю то, что является неподходящим и недолжным для меня, не надвязываю, другим, но я подчиняюсь должному, я повинуюсь указаниям Бога. Я поступаю так прежде всего из любви к тебе, ради твоей милости и из желания возвратить твое благополучие. Если бы я в это не верил или мне это было бы запрещено – я говорю поистине из страха обидеть Бога. Ибо если моя опасность могла бы освободить тебя, я терпеливо предложил бы себя за тебя, хотя и неохотно, ибо я предпочитаю, чтобы ты был принят Богом и покрыт славой без моей опасности. Но если молчания моего лицемерие и вина и меня отяготит, и тебя не освободит, я предпочитаю быть более назойливым, чем бесполезным или недостойным... Итак, то, что ты охотно принимаешь в тех, кто вам я служит, может ли это казаться неестественным в священниках, так как мы говорим не то, что мы хотим, а то, что нам предписано... И если я говорю о делах государства, хотя справедливость должна соблюдаться также и в них, я не буду сжат таким страхом, если я не буду выслушан; но в деле Бога кого ты еще выслушаешь, если не священника, которого прегрешение ввергает в еще большую опасность? Кто осмелится сказать тебе правду, если не осмелится священник? Я знаю, что ты благочестив, милостив, миролюбив и спокоен, имеешь в сердце веру и страх перед Богом, но часто некоторые вещи остаются для нас незамеченными.. «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» ( Римл. 10, 2 ). Я знаю твое благочестие по отношению к Богу, твою мягкость по отношению к людям, я сам обязан своим милостивым благодеяниям. И тем не менее, я еще больше боюсь, я еще сильнее встревожен, чтобы даже ты сам позднее меня не осудил, так как из-за моей или скрытности, или лести ты не избежал оплошности. Если бы я увидел, что ты прегрешил против меня, я не должен бы был молчать: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Матф. 18, 15–16 ). Должен ли я молчать, если дело касается Бога? Итак, рассмотрим то, чего я должен бояться.»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

к. «корень зла» унаследовали «все... происшедшие» от Адама (3 Езд 3. 21). Ездра говорит о том, что Адам преступил заповедь «с сердцем лукавым» (cor malignum; это выражение восходит, по-видимому, к Быт 6. 5: «...все мысли и помышления сердца их были зло»); источник этого «лукавого сердца», злой воли Адама, вовлекшей его в грех, Ездра не называет. Нигде в книге не говорится, что источником этой злой воли и соответственно зла в мире является Бог; более того, Ездра молится «о даровании сердцу... чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный, кто будет носить имя человека» (3 Езд 8. 6); в конце времен «изменится сердце живущих и обратится в чувство иное» (3 Езд 6. 26), что можно понимать как освобождение Адама от тяготеющей над ним власти греха. В отличие от Е. т. к. в раввинистических источниках прослеживается мысль о том, что творцом злой человеческой воли является Бог, Который, однако, даровал людям и способность преодолевать ее (подробнее см.: Urbach E. E. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Camb. (Mass.), 1987. P. 472). Преступление Адама, происшедшее от «сердца лукавого», привело к известным последствиям. Он сам и его потомки были осуждены на смерть (3 Езд 3. 7; ср.: Быт 3. 19; Рим 5. 12-14; 1 Кор 15. 21-22), жизнь на земле наполнилась бедствиями, и «сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными» (3 Езд 7. 12; ср.: Быт 3. 17-19). Однако, несмотря на это, в книге неоднократно утверждается наличие у людей свободной воли, благодаря к-рой имеется возможность исполнять заповеди Божии (3 Езд 7. 19-24; 8. 56-62). Противопоставление настоящего и будущего века занимает в книге важное место. Наиболее ясно о «двух веках» говорится в 3 Езд 7. 50: non fecit Altissimus unum saeculum sed duo (перевод по тексту Вульгаты: сотворил Всевышний не один, но два века; в др. местах книги говорится о 2 временах - 3 Езд 6. 7). В книге содержатся различные характеристики буд. века: он будет пространным и безопасным (3 Езд 7. 13); его началом будет «день суда» (dies...

http://pravenc.ru/text/189579.html

К одним народам закон повелевает относиться благосклонно, от общения с другими он повелевает усиленно уклоняться и, наконец, третьих он прямо предписывает истреблять. «Не гнушайся идумеянином, говорится в законе, ибо он брат твой, не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» ( Втор. 23, 7 ). В том же месте говорится об аммонитянах и моавитянах: «аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» ( Втор. 23, 3 ). О хананеянах дается повеление: «и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой, и не служи богам их, ибо это сеть для тебя» (Второз. 7, 16). Об Амалике отдается приказ: «изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь» (Второз. 25, 19). Если бы рукою того, кто диктовал эти повеления, водил только гнев или жестокий национализм, то эти повеления не дополнялись бы и не разъяснялись другими, смысл всех каковых один: нужно уничтожать злое, все равно израильское или нет – и нужно сохранять все доброе, откуда бы оно ни происходило. Закон, повелевающий истреблять всех врагов, не всегда и не безусловно повелевал избивать женщин враждебного народа. Естественно было бы повидимому в националистическом законе продиктовать правила, по которым избранный народ может делать пленных женщин своими рабами и наложницами, но так как закон был дан свыше, то мы и находим в нем иное. В 21 гл. 10–14 ст. Второзакония дозволяется еврею делать пленную женщину своею женою, но 1) он должен дать ей наперед месячный срок, чтобы ей оплакать отца своего и матерь свою; если после месячного срока она не понравится ему, 2) он должен отпустить ее, куда она хочет. Но женщинам преступным не было доступа в богоизбранную общину. Так был отдан приказ избить всех жен мадиамских, которые вовлекли в грех израиля, и оставить в живых только детей женского пола не познавших мужа ( Числ. 31, 17–18 ). Тиранническая жестокость знает только разнообразие карательных мер, но не знает постепенности оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Какие признаки истинной любви? Она, прежде всего, простирается до самопожертвования. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ) ... Добрые христиане такую любовь и стараются воспитывать в сердце своем. Поразительна была в этом отношении любовь первых христиан. Епископ Киприан Карфагенский 131 свидетельствует, что когда в Александрии появилась страшная болезнь – чума и жители от страха бежали от мертвецов, одни только христиане ухаживали за больными и хоронили умерших, и этим самопожертвованием приводили в удивление язычников, которые невольно начинали прославлять Бога христианского. Всегда ли будет самопожертвованием, если кто из-за ближнего и ради ближнего лишает себя жизни? Да, если кому-либо угрожает смерть, и ты жертвуешь своею жизнию, например, спасаешь утопающего, бросаешься в огонь, чтобы спасти горящего,– это все проявления высокой любви христианской, простирающейся до самопожертвования. Но вот, если влюбленный лишает себя жизни от неудачи, невозможности брака и т. п. и другого вовлекает туда, якобы ради вечной любви, то это будет не самопожертвованием, а самоубийством и гнусным убийством другого. Вот если бы ты все меры употребил спасти от подобного замысла человека, хотя бы тебе было необычайно трудно,– то была бы настоящая любовь, простирающаяся до самопожертвования. Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается. Господь, раз возлюбив мир, не перестает его любить. Человек пал; кажется, оставалось его только истребить; но Господь Своего Единородного Сына посылает на спасение наше. И добрые христиане такую непрестающую любовь и возгревают в сердцах своих. Недавно нам пришлось быть свидетелями этой любви. Был в Москве добрый пастырь о. Валентин 132 . При жизни он многих привлек к себе, ибо помогал нуждающимся, утешал скорбящих, приводил к покаянию грешников. Теперь он умер. Кажется, можно было бы и забыть о нем. А нет: любящие его духовные чада продолжают ходить на его могилку и жить доброю памятью о нем. В этом любовь непрестающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Ключ к этому счастью заключается прежде всего в исполнении одной заповеди — чти отца твоего и матерь… да благо ти будет, и долголетен будеши на земли . Когда-то во времена Иеремии пророка Господь сказал ему: «Позови сынов». Пророк пригласил их и налил им по чаше вина. Они сказали: «Мы не будем пить», хотя им говорил пророк. «Почему?» — спросил Иеремия. «Потому что завещано отцом нашим не пить ни вина, ни хмельного ни нам, ни детям нашим, ни внукам. И мы сохраняем эту заповедь». И тогда Господь сказал Иеремии пророку: «Скажите Израилю, пусть они поучатся у них. Я Господь Бог ваш, и вы так меня не слушаете, как они слушают заповедь отца своего. А им скажи: за то, что они так исполняют заповедь отца своего, то благословение Мое да будет на них во веки». И митрополит Макарий говорит, что ключ к благоденствию семей, к благоденствию народа — в исполнении заповеди о почитании родителей. Протоиерей Валериан Кречетов Всегда ли нужно слушаться родителей Святой апостол учит: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем ( Кол. 3:20 ). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать в том, что угодно Господу: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господ е ( Еф. 6:1 ). Если же повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в Святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Святитель Тихон Задонский Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души; когда родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите ( Деян.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Когда израильтяне остановились при Иордане против Иерихона, Валак, царь Моавитский, послал с подарками старейшин моавитских и мадиамских 244 в Пефор на реке Евфрате 245 за Валаамом, чтобы он пришел и проклял израильтян, потому что верили, будто кого благословит Валаам, тот будет счастлив, а кого проклянет, тот погибнет. После двукратного приглашения Валаам поехал в Моавитянскую землю на ослице. В одном месте стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему ехать далее. Ослица увидела Ангела с мечом в руке и своротила с дороги на поле. Валаам стал бить ее, чтобы направить на дорогу. Потом Ангел стал на узкой дороге между виноградниками, где с той и другой стороны была стена. Ослица, увидев его, прижалась к стене и придавила ногу Валаама. Он опять стал бить ее. Наконец, Ангел стал в тесном месте, где некуда было своротить ни направо, ни налево. Ослица, увидев его, легла на землю. Разгневался Валаам и начал бить ее палкою. Тогда Господь отверз уста ослице, и она сказала Валааму: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уж в третий раз?» И открыл Господь глаза Валааму, и он увидел Ангела, который сказал ему: «За что ты бил ослицу? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо мною. Если бы она не своротила, Я убил бы тебя». Валаам хотел возвратиться назад, но Ангел сказал ему: «Поди, только говори то, что Я скажу тебе» 246 . Когда Валаам пришел к Валаку, Валак трижды заставлял его проклинать израильтян; но Валаам, по повелению Божию, трижды благословил их. Наконец, по внушению Божию, он сказал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» 247 . Когда Дух Божий оставил Валаама, он научил Валака вовлечь израильтян в идолопоклонство и другие беззакония чрез женщин. Господь прогневался на израильтян за нечестие и беззакония, поразил их язвою и велел казнить виновных смертью. Погибло 24000 человек. Благочестивая ревность Финееса, сына первосвященника, прекратила язву. Чрез несколько времени, по повелению Божию, израильтяне поразили мадианитян за то, что они вовлекли их в идолопоклонство и беззакония 248 . Между мадианитянами убит был и Валаам ( Чис. 22–25, 31 ). Приготовление израильтян ко вступлению в землю обетованную, перепись народа, назначение преемника Моисею, распоряжения о владении землею обетованною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Когда человек подавляет вначале эти движения внешних чувств, тогда диавол уходит , ибо нет, чем ему питаться. Так: «могучий лев погибает без добычи» ( Uob. IV, 11 ). 135. Как предохранять себя от расположения грешить против 7-й Заповеди? Необходимо следовать такому порядку жизни, при котором трезвение духа и живая деятельность берут все силы и время: 1 .    Первостепенное значение имеет молитва . «Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всих святых» ( Eф. VI, 18 ). 2.    К трезвению относится наблюдение за своими помышлениями . " Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль« ( Bmop. XV, 9 ). Здесь важно иметь в памяти слова Спасителя: " Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ... ( Mф.V, 29 ). 3 . Самолюбие, уныние (духовная лень) и похоть суть страсти, находящияся во взаимной зависимости, как говорит опыт самопознания аскетов. – » Самолюбие есть безразсудное любление тела . Отсекший его, отсек и все страсти, кои из него» (св. Максим Исповедник ). – « Печалится... не улучивший плотских утех ; презревший их беспечален пребывает» (Авва Фалассий). – « Бегай ничего неделания и лености, – стой бодренно » ( Никодим Святогорец ). 136. Бели мы не побеждаем греха против 7-й Заповеди, то каковы будут меры правосудия Божия? Духовная смерть прежде смерти телесной. Оскудение в грешнике, и даже отнятие, Божиих дарований . Порочность души и тела, неудачи, отчаяние. 137. Каковы телесныя последствия укоренения греха? Разслабление, скверныя болезни, умственныя повреждения, разстройство нервов, слабыя и болезненныя дети. Окончательное безумие после утраты упования на исправление. 138. Только ли себе приносит вред нарушающий 7-й Заповедь? Это грех одновременно: против себя самаго, против того, кто вовлекается в грех, а также против общества, среди которого грех может распространиться. Обличения от пророков и апостолов указывают на общественное значение этого греха ( 2Nem. I, 4 ; 1Фec. IV, 3 ; Иуд. 7 ; Исх. XXXIV, 16; Oc. I, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Конечно, любая реституция создает конфликт интересов. И, как это всегда бывает — так устроен этот мир — конфликт интересов выдает себя за конфликт ценностей. Оппонент не просто угрожает моим интересам, он, мерзавец и негодяй, покушается на наши общие ценности.  Димитрий Серебрянник, который упоминается в Деяниях, начинает с того, что обозначает угрозу экономическим интересам своих коллег, а потом уже переходит к ценностям. “Друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!” (Деян.19:24-28) Лютеранская кирха Святой Марии Конфликт интересов оказывается в контексте уже существующих общественных разделений, те или иные партии используют его, чтобы заявить о себе, помахать флагами, людей посмотреть и себя показать — так уж работает политика, высокие конфликтующие стороны призывают на помощь кого только могут призвать, и все это имеет место на фоне еще более широкого контекста идеологического противостояния между либералами и консерваторами, которое происходит во всем мире. В конфликт — и на уровне рядовых участников, и на уровне тех, кто стремится им управлять — вовлекаются самые разные люди с самыми разными целями. Разумеется, вступив в конфликт с ефесским профсоюзом серебрянников, св. Апостол Павел услышал много интересного о своем моральном и духовном облике, целях и замыслах. Репутация Апостола вообще постоянно находилась под ударами с разных сторон — иудеи, язычники, даже христиане из им же основанных общин выражали к нему претензии. Мы это знаем, потому что в своих посланиях он посвящает некоторое время их опровержению.

http://pravmir.ru/chernaya-ryasa-zolotyi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010