Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит — казаться одним, и быть другим. А обновиться (νανεουσθαι) духом ума вашего. А обновиться (νανεουσθαι) духом ума вашего. Чтобы кто-нибудь не подумал, что вводит другого человека, он говорит: обновиться, то есть само обветшавщее обнови и сделай другим. Так что предмет — один и тот же, перемена же только в характере и мысли. Каким же образом могло бы произойти это обновление? Чрез Святого Духа, Который поселяется в нашем уме, потому что Дух не терпит ветхих деяний. Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим. И облечься в нового человека. И облечься в нового человека. Видишь ли, предмет один, который вовлекает с себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека — добрый ли он, или злой. Итак, новый человек — это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости. Созданного по Богу, в праведности и святости истины. Созданного по Богу, в праведности и святости истины. Этот человек, говорит, создан не по похоти, а по Богу, то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но в праведности и святости. Ибо в том — сущность такового человека. Правда — вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф. 5:20), — разумеет здесь всякую добродетель. Святость же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσαν — когда кто по отношению к ним исполнил должное [ 10 ], и еще φιοσμην (я отделался — все совершил).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Ибо научил вас Господь не потому, что ненавидит [вас], но потому, что желает спасения ваших душ через наилучшее обращение к Нему и покаяние». И, таким образом, он отпустил его. 19. Исцеление маркионитки, жены губернатора Антиохии. В те дни была расставлена диавольская западня в Антиохии и во всей окрестной стране, и многие попадались в нее. Ибо тогда открыто проповедовалась ересь маркионитов 1161 , и приверженцы этой ереси имели молитвенные собрания, вовлекая многих из самых простых людей в свой соблазн. И даже правитель города принадлежал к их нечестивой секте, и через него многие, отрекшись от православной веры, подчинились им. Бог же, желающий, чтобы все пришли к познанию Его 1162 , и всегда спасающий человеческий род, используя любой повод, сотворил им это знамение через святого своего Иоанна, чтобы вырвать многие души из их ереси и заблуждения. Ибо жена упоминаемого правителя заболела дизентерией и очень страдала поносом, вовсе не имея облегчения ни ночью, ни днем. Осматривали же ее все врачи в городе, показав на ней все усердие и попечение своего искусства, чтобы вылечить ее. Ей же день ото дня становилось все хуже и хуже. Врачи, таким образом, находясь в недоумении и более не зная, что делать, чтобы победить болезнь, отказались от нее. Супруг же ее, увидев неудачу врачей, пригласил в свой дом последователей ереси, которой он придерживался, умоляя помочь ей и попросить исцеления. И они делали это с большим старанием, молясь о ней непрестанно в течение трех дней. Когда же оказалось, что и они не смогли ничего сделать своими напрасными молитвами, женщина призывает своего мужа и говорит ему: «Благодарю тебя, господин мой, за то, что ты старался спасти меня. Ведь ты собрал и множество врачей, и призвал большое число маркионитов, но я не чувствую себя лучше, Теперь же я боюсь, чтобы ты не отказался от того, о чем я прошу тебя, ибо я воистину уверена, что, (если) ты выслушаешь рабу твою, я буду полностью исцелена». Он же, отвечая, сказал ей: «Если ты попросишь меня дать все имение мое для того, чтобы ты выздоровела от этой болезни, не презрю просьбы твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

иеромонах Пимен (Цаплин) Не может у нас и у иудеев быть один небесный Отец – ибо Спаситель сказал иудеем: «… если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому-что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня; почему вы не понимаете речи Моей? Потому-что не можете слышать слова Моего; ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» (Евангелие от Иоанна гл. 8. ст. 42–44). Когда душа проходит мытарства? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По мнению святителя Иоанна (Максимовича) , великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых «мытарств», на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы. Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той «невидимой брани», которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4—8), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: «Сей путь повелений моих, и закон сей во век. Вей держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть» (Вар. 4:1—4). «Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир» (Вар. 3:14). «Посему любовию вечною возлюбил тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися» (Иер. 313—4). «Стоните на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим» (Иер. 6:16). И опять говорится через Исаию: «Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская» (Ис. 48:17—18). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: «блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего» , — то есть [совлек] «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», и облекся в благолепие, яже от славы Божией вовек , — то есть [облекся], — в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного» , — то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему «Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и снова благочестия» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3629...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13:4–8 ), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: Сей путь 546 повелений моих, и закон сей во век. Вси держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть ( Вар. 4:14 ). Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир ( Вар. 3:14 ). Посему любовию вечною возлюбих тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися ( Иер. 31:3–4 ). Станите на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим ( Иер. 6:16 ). И опять говорится через Исаию: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская ( Ис. 48:17–18 ). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего 547 – то есть [совлек] ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях; и облекся в благолепие, яже от славы Божией во век – то есть [облекся] в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного – то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и слава благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; именно поэтому он был рукоположен Павлом во епископы острова Крита, и ему было поручено рукоположение и суд над многими епископами. Ему, как совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этим посланием, которое Павел пишет ему до заключения своего в узы, когда он был еще на свободе. Ибо нигде он здесь не упоминает об испытаниях. Поэтому мне кажется, что это послание предшествует второму посланию к Тимофею, ибо то писал он при конце жизни. Он постоянно упоминает здесь о благодати, которой мы спасены, зная, что она служит великим утешением. Кто вспомнит, кем он был прежде и каких после того удостоился даров и благодати, тот приложит все старание, чтобы не прогневать своего Благодетеля. Нападает также и на иудеев, но не удивляйся, если он порицает весь народ. Он делает это не для оскорбления, а из любви к Богу и по пламенной ревности, подобно как и Христос многократно обличал книжников, но не за Себя, а за то, что они других вовлекали в погибель. Апостол пишет краткое послание, чтобы даже и этим научить нас добродетели Тита. Ибо он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании. ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа. Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном. По вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию. Понимать это можно по-разному: или - что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или - что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: и познанию истины, то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал, подобно; прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: истины. Ибо они - не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий. Сказав: истины, прибавил: относящейся к благочестию, потому что и в житейских делах есть познание истины. Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об истине по благочестию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/995/...

Иоанн Лествичник рассказывает о настоятеле одного монастыря, который, когда узнал, что один монах оклеветал другого, тотчас без всякой жалости выгнал его, сказав: «Нам достаточно одного клеветника, диавола» (Лествица. 4, 14). Евангелие запрещает не только лгать и клеветать, но даже укорять других в действительных пороках, если нас не уполномочивает на это должность или священный сан. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7, 1–5 ). Если нас вовлекают в осуждение, нельзя молча слушать или тем более соглашаться, но, по совету преподобного Иоанна, должно ответить: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи – и как я могу его осуждать?» Так ты сделаешь два добрых дела и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать (Лествица. 10, 7). Рассказывают про одного монаха, который жил очень нерадиво, и когда он умер, то настоятель монастыря думал, что тот погиб в вечности. Он молил Бога, чтобы Бог открыл ему участь умершего, и вот однажды в видении увидел монаха в Раю. Он удивился и спросил его: «Как же ты смог спастись, живя так нерадиво?». На это монах ответил: «Если бы Бог судил меня, то я бы, конечно, погиб. Но в этой жизни я ни разу никого не осудил, и Господь исполнил свое обещание: “Не судите, и не будете судимы” ( Лк. 6, 37 ) и потому спас меня». Чтобы избежать падения в эти грехи, надо обуздывать свой язык. По словам апостола Иакова, «если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие… Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак. 1, 26; 3, 2 ), поэтому всякий, кто может управлять своим языком, истинно свободен и исполнен благородства Христова. Десятая Заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иосиф оставался непобедимым, а госпожа его продолжала искать удобного случая, чтобы привлечь его к себе. Случилось в один день, что Иосиф по какому-то делу вошел в дом. Никого из домашних в нем не было. Вдруг Иосифа схватила госпожа и повлекла на постель. Обнажившись, она стала принуждать его к прелюбодеянию. Целомудренный и святой юноша, видя ее наглость, отвернулся от наготы ее и, вырвавшись силою, выбежал вон. Верхняя одежда его осталась в руках госпожи. Так Иосиф порвал все сети диавола. Орел, когда увидит охотника, взлетает еще выше. Так поступил и Иосиф. Он убежал от женщины, потому что не хотел, чтобы ее сети вовлекли его во грех. Жена же Пентефрия, видя, что Иосиф избежал ее рук, сильно испугалась; ею овладел великий страх. К тому же, ей стало стыдно. Она стала придумывать, как бы получше оклеветать юношу, чтобы муж рассердился на него и из ревности убил его. Она подумала: — Лучше будет, если Иосиф умрет. Его смерть облегчит меня. Я не могу видеть такой красоты без того, чтобы не насладиться ею. Меня же он только презирает. После того она, громко призвала рабов и рабынь и сказала им: — Посмотрите, что сделал со мной этот раб еврей! Мой муж дал ему власть над всем домом, он же самым бесстыдным образом захотел изнасиловать меня. Ему мало владеть домом, он пожелал и меня отнять от мужа моего. Он пришел ко мне и сказал: «Ложись со мной», — на это я, как вы сами слышали, громко закричала. Иосиф испугался этого крика и убежал вон, оставив одежду свою у меня. Все слушающие удивлялись происшедшему, потому что никто из них не ожидал, чтобы Иосиф был настолько наглым. Когда Пентефрий явился из царских палат, супруга его взяла Иосифову одежду и показала ему. Затем, как целомудренная, она начала жаловаться на Иосифа и сказала: — Ты привел этого еврея для того, чтобы он надругался над нами. Неужели ты научил его так оскорбить и обидеть меня? Он нашел в доме меня одну и хотел изнасиловать меня. Если бы я не закричала, а домашние не подоспели на мой крик, то он совершил бы насилие, ибо я, слабая, не могла бы вырваться из рук его, более сильного. Когда он услышал, что я закричала и что на мой крик бегут домашние, он убежал из дому, оставив у меня свою одежду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно, и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [открывается и благодетельствует]». Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом. Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь. В четвертую Неделю Великого поста О молитве и посте Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Так отвечал Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса из отрока, одержимого духом немым. Эти слова Господа вполне разъясняют и нам причину, по которой часто мы не можем отогнать от себя демонов, вовлекающих нас в разные грехопадения. Причина такого бессилия в борьбе с окружающими нас духами тьмы — это наши маловерие, и нежелание поститься, и неохота молиться.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010