Корень греха таится в самом человеке, в человеческом сердце, в его сознании и его желаниях. Общая греховность (влечение ко греху) – это печальный удел всего человечества. «Всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). И апостол Павел пишет: «Мы знаем, что закон духовен, а я (человек) плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:14–15, 19–20 ). И действительно, кто не испытал на себе силу влечения греха, захватывающего нас помимо нашей воли? Очень часто бывает, что мы намерены сделать одно, а делаем совершенно другое, даже противоположное своим намерениям. Хотим утешить человека, хотим сказать ему доброе, ласковое слово, а в разговоре, неожиданно для себя, вставим колкое, обидное слово или даже обличительное. Хотим встретить и проводить любимого и уважаемого нами человека, оказывая ему все знаки внимания и почтения, а расстаемся чуть ли не врагами... Человек как бы сам не свой бывает, когда находится во власти греха. Он действует вразрез со своим самыми истинными убеждениями и искренне добрыми намерениями. Поэтому и говорится, что согрешить – дело человеческое, но пребывать во грехе нераскаянным – диавольское. Господа Бога не столько раздражают наши грехопадения, сколько наше нежелание исправиться, наше коснение во грехах. Когда мы невольно вовлекаемся в грех, тогда должны с особо сильным чувством сокрушения и раскаяния умолять Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь о помиловании, ибо это признак того, что в нас живут и действуют другие грехи, которые мы любим и с которыми не хотим расстаться. Вот они-то и вовлекают нас в новые грехи, в которые мы и не хотели бы впасть. Бывает иногда так: вдруг (особенно во время разговора) на душу налегла тяжесть. В чем дело? Оказывается, это голос совести: «Кончай. Грешишь». Стоит только поскорее уйти от собеседника, а иногда переменить тему разговора, и в душе опять мир, тишина и даже радость. А если не обратить внимания на эту тяжесть и продолжать свое дело (празднословие, осуждение, а то и клевета), тогда тяжесть усиливается, усиливается... Совесть уже не с нежностью предостерегает, а громко, т.е. чувствительно требует: «Остановись! Не греши!» Если и в этом случае не послушаешься совести, то она умолкает. В душе – ни тяжести, ни радости... пустота! Благодать оставляет человека до времени покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Кто такие моавитяне? Это ближайшие родственники евреев – потомки племянника Авраама Лота, который вместе с ним вышел из Вавилонии, где жил их род, и пришел в землю Ханаанскую, обещанную Богом в наследие потомкам Авраама. Некоторое время Лот ходил вместе с Авраамом, но потом они расстались из-за того, что « непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе » (Бытие 13:6). В конечном итоге Лот поселился в Содоме, жители которого, как известно, были « злы и весьма грешны пред Господом » (Бытие 13:13). Кончилось это всё весьма печально – на Содом обрушился гнев Божий, и спаслись только Лот и две его дочери (подробности я рассказывать не буду – наверняка всё более-менее представляют себе эту историю). Дальше происходит история, чем-то похожая происшедшую на три поколения позже историю с Фамарью, но куда более неприглядная: « И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя » (Бытие 19:30-32). Дочери, как мы видим, рассматривали свою связь с отцом как вариант своего рода ужичества, но если история с Фамарью ещё находится на грани допустимого и недопустимого (по обычаям того времени свекр мог «восстановить семя», хотя это и не приветствовалось), то история с дочерями Лота – безусловно, за этой гранью. Гвидо Рени. Лот и его дочери В результате дочери рождают сыновей: старшая прямо называет своего сына Моав, т. е. «от отца», младшая более завуалировано называет его «Бен-Амми», т. е. «сын моего народа». От них ведут своё родословие два народа – моавитяне и аммонитяне (первые жили на юго-востоке от Мёртвого Моря, вторые – примерно на территории нынешней Иордании). Когда Израиль после исхода из Египта шел в Землю Обетованную, Господь прямо запретил захватывать земли ближайших родственников: моавитян, аммонитян и идумеев (потоков Исава – брата Иакова, продавшего тому, как известно, своё первородство за чечевичную похлёбку). Несмотря на это, моавитяне и аммонитяне повели себя враждебно – в частности, наняли небезызвестного Валаама, чтобы проклять Израиль, а когда это не удалось (Валаам так и не смог произнести проклятие и вместо этого благословил Израиль), по совету всё того же Валаама моавитянские женщины вовлекли израильтян в блуд и идолопоклонство, что привело к гневу Божию и поражению впавших в эти грехи. В результате закон Моисеев запретил браки с аммонитянами и моавитянами: « Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки » (Второзаконие 23:3).

http://blog.predanie.ru/article/rodoslov...

Литургия с проскомидией вовлекают дух вглубь всех веков, к началу человечества, к перво-человеку Адаму. Вспоминаются трагические последствия его падения и Воплощение Бога ради спасения мира. Через священника пройдут мощные волны космической жизни. Он будет жить нужды и страдания всего человечества. Приношение сей святой жертвы любви потребует от иерея всецелого самопредания, вынуждая и сердце, и ум расширяться до беспредельности, объемлющей множество жизней и всю длительность временных веков. Так включается он в мироискупительную жертву Самого Христа. В акте причащения он жаждет не только принять Тело и Кровь Христа, но и войти, насколько возможно, в Его Божественную Жизнь по дару благодати Святого Духа. Голое интеллектуальное понимание таинства далеко не достаточно. Все существо иерея – сердце, ум, тело – должно слиться воедино в скорбной молитве за мир. И чем острее и глубже со-страдание, тем могущественнее целительная сила его молитвы в ее воздействии на мир. По существу, нет иной Литургической Чаши, кроме той единственной, которую принес Сам Господь перед исходом Своим на искупительную жертву. Он один есть воистину Перво-Священник. Его благоволением литургия, будучи неповторимой, в веках повторяется. В этом повторении вечного по сущности Таинства проявляется его актуальность, неизменное присутствие в рамках истории. Неделимая литургия дробится и непрестанно распространяется во все концы вселенной. Сионская горница дивным образом расширяется, чтобы стать доступной все новым и новым поколениям «верующих в Него» (ср. Ин.17:20). Через святое причастие Христос собирает преданных Ему в то единство, которое задано нам Творцом нашим. Созданный «по образу и по подобию» – призван к единству по образу Святой Троицы. «Отче Святый! – молился Господь, – соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Люди, устремившись ко греху, испытывают колебания в экономике за свое поколение. Хотя Господь предупредил людей, что может наказать детей за вину отцов до третьего и четвертого колена, но каждый страдает «за свое собственное беззаконие» ( Иер. 31:30 ). Сказано, что дети не отвечают за грехи родителей, но они как бы удобопреклонны ко греху ( Рим. 7:18–20 ). Бог не понуждает человека принимать благодать, в увлечение грехом всегда присутствует свобода человека. Каждый раз, попуская скорби людям, Господь стучится в их сердца ( Откр. 3:20 ), не откроют ли, не образумятся ли. Таким образом, по мнению автора, наблюдаемые колебания в экономике имеют не столько материалистическое, сколько духовное происхождение, являясь внешним, видимым проявлением отношения человека к Богу. Автор убежден, что объяснение развития экономики регулярными волнообразными циклами является попыткой экономистов измерить волю Божью циркулем. Теории, если они верны, должны обладать свойством предсказания, однако этого не наблюдается при гипотезе о волновых циклах в экономике, ибо Бог «не в рукотворенных храмах живет… Сам давая жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). О поступательном росте экономики в последнее столетие Очевидно, что за последние столетия экономика мира значительно изменилась. Из года в год товарооборот между народами растет, в орбиту научно-технического прогресса вовлекаются народы, обитающие в самых дальних уголках планеты. Бог попускает человечеству строительство новой технократической башни «высотою до небес» ( Быт. 11:4 ). Господь предсказал, что в последние времена мира вера в людях будет умаляться ( Лк. 18:8 ), они будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы» ( 2Тим. 3:2–4 ). И это наблюдается в наши дни, усиливается служение маммоне, оттого и торговля растет. Следует отметить, что при этом реализуется и другое предсказание Господа о наступлении времени технического рабства, когда «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» ( Откр. 13:17 ). Новые изобретения появляются не случайно. Мобильные приборы, спутники связи, цифровая документация, совершенствуясь и распространяясь как бы во благо технического прогресса и социального спокойствия, поступательно становятся видимым инструментом контроля за человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/6/biblejskaja-...

Малая закваска заквашивает все тесто. Чтобы не сказали: " зачем так сильно упрекаешь нас (ведь только одну заповедь мы нарушили) и преувеличиваешь нашу вину? " - он говорит, что это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо, как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе. Полагаюсь, говорит он, на вас, потому что я знаю своих учеников, знаю способность вашу к исправлению. Итак, я надеюсь, что вы можете исправиться. Надеюсь также и на Господа, Который не желает гибели какого бы то ни было человека. Таким образом, он побуждает их употребить и собственные усилия, и надеяться на Господа. Ибо иначе невозможно получить что-нибудь от Бога, - если вы не приложите, говорит он, собственного усердия. А смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение (). Хотя вы, говорит он, исправитесь, но обольстившие вас вследствие этого не освободятся от наказания, но подвергнутся суду, как бы великими и достойными веры они ни казались. Ибо это значат слова: кто бы он ни был. А говорит это с тем, чтобы и другие не поверили им. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Так как клеветники говорили, что он лицемер и проповедует в одном месте обрезание, а в другом нет, то он говорит: вы свидетели того, что меня преследуют иудеи. Если я проповедую обрезание, за что же другие меня преследуют? Очевидно, преследуют меня за нарушение отеческих их постановлений. А если я проповедую обрезание и охраняю отеческие постановления, зачем после этого меня преследуют? Что же, говорят, из этого? Не обрезал ли ты Тимофея? Да, но это с особой целью. Да притом одно дело - обрезывать, и другое - проповедовать обрезание. Ведь он не сказал: " если совершил обрезание " , но: если проповедую. Ибо тот, который проповедует, учит, что это всегда должно быть, как безусловно прекрасное, а тот, который делает что-нибудь по особым целям, исполняет это не потому, что оно безусловно хорошо, но потому, что полезно в данном случае.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

Между тем как темные слова апостола толкуются гадательно одними так, другими иначе, несомненно одно: Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем придет для обольщения мертвых душою Его противник, антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело тайного божественного суда. Ибо пришествие его будет «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих». Тогда получит свободу сатана и посредством его самым чудесным, хотя и лживым образом будет действовать антихрист. Часто спрашивают: потому ли эти знамения и чудеса называются ложными, что он будет обольщать смертные чувства призраками, так что будет казаться делающим то, чего не делает; или потому, что эти чудеса, хотя сами по себе и истинные, будут вовлекать в обман тех, которые, не зная силы диавола, поверят, что они могли совершаться только божественной силой, – и это тем более, что он получит тогда такую власть, какой никогда не имел. Ведь не призраки же то были, когда упал с неба огонь и одновременно уничтожил множество слуг и многочисленные стада святого Иова, а налетевшая и разрушившая дом буря умертвила сыновей его; а между тем, это были действия сатаны, которому Бог дал подобную власть ( Uob. I ). Итак, по какой из этих двух причин чудеса и знамения названы ложными, это прояснится в надлежащее время. Но по какой бы причине они ни были так названы, обольстятся этими знамениями и чудесами те, которые заслужат быть обольщенными «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». И затем апостол, не колеблясь, прибавляет: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи». Пошлет Бог, потому что Бог допустит дьявола совершать это, – допустит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет совершать по неправедному и злому умыслу. «Да будут осуждены все не веровавшие истине, но зазнобившие неправду». Судимые, они подвергнутся обольщению и, обольщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению судимые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно тайными, которыми не переставал Бог судить с самого начала греха разумной твари; а обольщенные осудятся последним и явным судом через Иисуса Христа, праведнейшего будущего судию, неправеднейшим образом осужденного. Глава XX. Что говорил тот же апостол о воскресении мертвых в первом послании к тем же солунянам

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Мир не борется за него, и он не волнует историю. Единственная историческая сила — это хлеб земной. Хлеб же небесный не вовлекается и не включается в историческое мировое действо. Так что же это такое — этот новый способ удовлетворения жажды? Что это такое — хлеб небесный? Каково его значение и смысл? Имеет ли инквизитор хоть какие-то основания для того, чтобы дар, который Христос принес людям, отодвигать куда-то на окраину их жизни, а в ее центре устанавливать хлеб земной? В христианском Откровении, на котором основывается вся легенда Достоевского, проблема хлеба присутствует постоянно. В самом первом благодатном состоянии человека мы находим символическое «дерево жизни», которое «произрастил Господь Бог» «посреди рая (Быт., 2, 9) и питаясь плодами которого, человек мог бы жить вечно (Быт., 3, 22). Это дерево жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр., 22, 2) вновь появится тогда, когда человек будет находиться в преображенном, окончательно довершенном и очищенном состоянии. Между этими двумя полюсами — между раем и небесами — стоит Христос, обещая хлеб небесный: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей будет жить вовек» (Иоанн, 6, 48-51). Таким образом, хлеб как условие человеческой жизненности неким загадочным способом тесно связан со всем христианским Откровением. Он появляется и в начале человеческого существования (рай), и в его процессе (история), и в его преображенном состоянии (небо). Символические образы Откровения отчетливо говорят нам о том, что человек постоянно нуждается в объективном, рядом с ним находящемся объекте, который он смог бы вобрать в себя и благодаря которому мог бы быть и раскрываться. Это содержание должно быть во всякой форме человеческого существования: будь то невинный первобытный рай, или тяжелой поступью ступающая история, или, наконец, непорочное небо. Первые люди, совершив преступление, утратили непорочную форму существования, тем самым утратив и то изначальное дерево жизни, которое гарантировало им бессмертие. Попав в историю, они обрели только хлеб земной, только материальное содержание, которое, правда, могло поддерживать их плотское существование, но обессмертить это существование оно не могло. Сверхприродное содержание, дающее бессмертие, было уже утрачено. История человечества превратилась в арену постоянно беснующейся смерти. Однако Христос пришел в мир для того, чтобы уничтожить первородный грех и выпрямить искаженную форму человеческого существования. Одной из главных задач Христа было возвращение людям того сверхприродного содержания, которое поддержало бы жизнеспособность их духа и сущностно защитило бы их от смерти. Поэтому проблема хлеба оказалась в центре подвига Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Можно им просто сказать: если будешь делать хорошо, Бог тебя наградит. И это будет чистой правдой. Но наградит не в этой жизни, а в будущей. А будешь делать зло, Бог тебя накажет — и в этой жизни, и в будущей, что тоже является чистой правдой. Утверждение, что мы не должны быть корыстными, не совсем точное. Мы должны быть корыстны, но в надлежащем месте. Можно сокровища собирать? Можно, только там где их не украдут — на небесах. Иисус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. ( Мф. 6, 19-21 ) Дети должны учиться милости  Кстати, из этой заповеди Господней следует очень важный момент. Мы должны приучать к милостыни детей с самого раннего детства. Милостыню надо обязательно давать. Всем или не всем? Можно поступать и так, и так. Подаете милостыню? Дайте ребенку, пусть он даст. Милостыня нарабатывается как рефлекс. Если ребенок у вас будет ее давать автоматически, если мы не будем давать милостыню всем, то у нас получится следующее. Алкоголик явно на бутылку просит, и такому можно дать. Но не денег, а, скажем, сока. Сейчас много информации о нищенском бизнесе. Люди часто жульничают, что тоже правда. Но я боюсь другого — под этим соусом люди вообще перестают быть милостивыми, они жестоки к окружающим. Я не верю, что у вас в подъезде каждом не было реально нуждающегося человека. Есть наверняка бедные бабульки, многодетные семьи, которые нуждаются в нашей помощи. Неужели сложно им-то подать? В это важно вовлекать наших детей. Дети должны учиться милости. Кстати, именно поэтому советуют иногда полезно дома держать животных, если квартира позволяет. Но не надо давать своим детям на вас сваливать обязанности по уходу за ним. Дети хитрые — они с большим удовольствием возьмут животное, и с большим же удовольствием возложат уход за ним на плечи папы с мамой.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Моисей перед лицом фараона совершал необычные вещи: превращал жезл в змею, наводнял жабами землю египетскую. До некоторого времени и волхвы Египетские делали то же своими чарами ( Исх. 7:11 ). Сила египтян истощилась, когда персть земная стала мошками (см.: Исх. 8:17 ). Далее действовал Моисей, а египтяне терпели. Подобным образом Илия не ограничивался доводами рассудка и напоминанием заповедей Закона. Он вызвал жрецов Ваала на состязание в чуде, при котором проигравшую сторону ждала неминуемая смерть! Это были точки крайнего напряжения в ветхозаветной истории. Но именно эти двое – Моисей и Илия – явились преобразившемуся Христу на Фаворе, Христу, принесшему в мир нравственные требования неподражаемой высоты. Эти двое были ближе всех ко Христу, живя до Его пришествия. Они говорили и действовали с силой и властью, подобно тому, как впоследствии действовал и говорил Сам воплотившийся Господь. Итак, дух должен победить дух. Дух целомудрия и праведности должен одержать победу над духом блуда и нечестия. К этой мысли нам придется возвращаться неоднократно и в жизни, и в печатном слове. В молитве Ефрема Сирина , которая, если не по великопостному богослужению, то хотя бы по пушкинскому поэтическому переложению должна быть известна многим, тоже об этом говорится. «Дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не дай мне» – с одной стороны. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви даруй мне» – с другой. И там, и там – просьба о «духе». То же противостояние разных «духовных практик» можно наблюдать на всем пространстве священной истории. Что противопоставить новому Содому Вот слова Иеремии: Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня ( Иер. 7:18 ). Здесь видно, что греховный образ жизни вовлекает в свою деятельность всех: и отцов, и детей, и женщин. Но можно увидеть и то, что церемония имеет эротический характер. Текст намеренно скуп. Во-первых, все знали, о чем идет речь. Во-вторых, не стоит соблазнять несведущих. В наше время гей-парадов и легальной порнографии последний аргумент не работает. Эротичность празднования в данном отрывке заключается в том, что пирожки пеклись особой формы, символизирующей женское начало. И сам праздник, посвященный Астарте, заканчивался оргиями. Эта сторона языческой действительности неплохо изучена и подробно описана. Все это было не просто стыдливым развратом, боящимся солнечного света, а мощным потоком различных ритуальных действий, где были стонущие флейты, ритмичные удары в бубны, и совокупления, и жертвоприношения. Действия совершались не то что без стыда, а с гордостью. Тогдашние женщины с радостью ходили на регулярную сексуальную повинность в храм богини.

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Мы не знаем, что будет завтра. А астролог заявляет гордо: «А я знаю, что будет завтра». Или экстрасенс: «А я знаю, что будет через год!» К кому они обращаются за знаниями о будущем? Это же не наука. Она может быть наукообразием, как в своё время марксизм, объявленный высшим научным достижением («учение Маркса всесильно, потому что оно верно» – говорил Ленин). Астрология тоже зачастую наукообразна. Необходимо чётко понимать, что духовные практики могут иметь источником инфернальную сферу – общение с сатаной и его демонами и бесами. Мы ясно это видим в событиях на Украине, когда тела украинских воинов-нацистов расписаны сатанинскими символами и фашистскими знаками. Они сами обозначили духовный источник, из которого черпали своё мировоззрение и отношение к людям. К таковым говорил Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Несовместимость с Истиной, со Христом наглядно проявлена в том, что на Украине устраивают гонения против канонической Украинской Православной Церкви! Православная Церковь чётко фиксирует различие между духовностью от Бога и духовностью от дьявола. В России предлагают легализовать сатанинскую духовность, так, чтобы люди не пострадали от шарлатанства, предлагая отделить шарлатанов от настоящих сатанистов, служащих бесам и губящих человеческие души. В данном случае шарлатаны менее вредны – они грабят людей, а настоящие служители сатаны губят бессмертные души! Более того, не только души, но и телесное здоровье. Общение с бесами ради мнимой пользы не проходят бесследно. Решив какую-то локальную проблему с помощью демонов, человек получит проблемы не только на свою голову, но и могут пострадать его близкие. Человек вовлекается в круговерть бесовского общения и вслед за «слепыми вождями» становится слепым и вместе их «ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:42).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/in...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010