Память преподобного Филиппа Рабангского Преподобный Филипп полагал начало монашескому житию в обители преподобного Дионисия Глушицкого. В 1447 году он основал на реке Сухоне и Рабанге обитель с храмом Преображения Господня. Это в нынешнем Кадниковском уезде, в 32 верстах от Вологды. Здесь и почил он ноября 15. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 году 842 . День шестнадцатый Преставление преподобного Сергия Малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при Малопинежской приходской церкви Сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16-го ноября 1585 года на 92 году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 году 843 . День восемнадцатый Блаженной Магны Анкирской «В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 844 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностью. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим. 6, 6–7 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак. 1, 27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5, 17 ). Таково учение апостольское! Так и поступала блаженная Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1620 г. Каргопольский уезд, ссылаясь на разорение и запустение края от польских и литовских шаек, просит дать в Каргополь и Турчасово «государева писца с мерою и вервью» и произвести новое описание 369 . В 1643 и 44 гг. Сольвычегодский уезд подавал челобитные о писце, указывая на запустение деревень и тяжесть налогов. Государь указал в 1645 г. отпустить писцом к Соли Вычегодской Михаила Ртищева. Ртищев почему то долго не мог собраться в путь, и уезд подает новую челобитную о скорейшей отправке писца 370 . Результатом этих ходатайств и была посылка писцов Б. Приклонского и О. Трофимова в 1645 г. 371 . Ходатайствуя о новом описании, северные миры просят также о перемене единицы —408— обложения, жалуются на неравномерность существовавших в Поморье «малых сошек» и высказывают желание быть поверстанными в большие московские сохи. Сольвычегодский уезд указывает, что писцы П. Мансуров, И. Благов и подьячий В. Архипов, производившие описание в 1624 г., устанавливали чрезвычайно неравномерные, мелкие сошки, разнообразя их по волостям, кладя в сошку в иной волости по 5–8 вытей, а в иных волостях по 10–13 вытей. В Усольском уезде, замечает челобитная, добрых земель и угодий нет, земли плохие, песочные и безугодные, и от неравенства податных единиц крестьяне разоряются, бредут врознь и «скитаются меж двор». Уезд ходатайствовал о включении в наказ писцу, который будет послан, предписания класть землю в большие московские сохи 372 . Неправильные приемы описания, а тем более злоупотребления писцов, исходившие из корыстных стремлений и направленные к повышению тягла, вызывали жалобы земства. При разборе большого устюжского ходатайства 1638 г. мы уже видели такую жалобу: писцы писали леса и болота в подлежащую обложению пашенную землю. С подобными же челобитьями выступает тотемское всеуездное земство в 1624 и в 1646 гг., жалуясь на писцов, положивших в вытную пашню лесные кратковременные розчисти 373 . В 1626 г. Сольвычегодский уезд жаловался на писцов, писавших на выть слишком мало сена, по 40 копен малых летних волоковых, которых на одном возу умещается по пяти и по шести штук, так что всего количества сена, положенного на выть, не хватит на корм одной лошади в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кайгородское земство в 1635 г. жалуется на чердынцев и соликамцев, задерживающих кайгородских лошадей и т. д. 400 . Препирательства чердынского земства с Соликамским из-за разверстки ямского тягла продолжаются и во второй половине столетия 401 . В 1661 г. чердынцы заявляют, что для них ямское тягло много обременительнее, чем для усольцев; чердынцы должны посылать своих ямщиков с подводами стоять на Соликамский ям, —415— тогда как для усольцев этот ям у себя дома, «живут в домех своих и проести им и волокиты перед чердынцами ничего нет». Наоборот усольцы обвиняли чердынцев в получении непомерно большой, непропорциональной поставляемым ими подводам, доли из той денежной подмоги, которая доставлялась вятским земством на содержание Соликамского яма. Вятское земство бьет челом о счете его в ямском тягле с пермским 402 . В 1632 г. в г. Котельниче был устроен средствами трех земств: хлыновского, котельнического и орловского небольшой ям из четырех ямщиков. В 1635 г. ямщики эти разбежались, и Котельническое земство ходатайствует об их возвращении 403 . В 1638 г. Сольвычегодск жалуется на кайгородское земство, которое в 1635 г. задержало 686 усольских да 437 устюжских подвод, которые перевозили ехавших через Сольвычегодск в Сибирь стрельцов и ямщиков. Эти 437 устюжских подводы были поставлены под стрельцов тремя волостями Устюжского уезда: Кивокурской, Черевковской и Ягрышской. В Сольвычегодске эти подводы не были переменены. Сольвычегодцы пропустили их в Кайгород, и поэтому устюжские волости взыскивали их на сольвычегодском земстве, а сольвычегодское на кайгородском, каждое посылая жалобу в Москву 404 . Эти расчеты в подводах между соседними земствами XVII в. напоминают теперешние расчеты между железными дорогами. Существовали освященные стариною обычаи такого расчета. Так напр., расчет между Сольвычегодским и Яренским уездами всегда совершался таким порядком, что яренцы присылали для этой цели уполномоченных в Сольвычегодск. В 1640 г. яренцам удалось выхлопотать предписание производить этот расчет не в Сольвычегодске, что их тяготило, а где-либо на пограничном между обоими уездами пункте на Усть-Виледи или в Чаколе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воевода или сам удовлетворял земское ходатайство или, если почему либо в этом затруднялся, пересылал его в Москву в соответствующий приказ при своей отписке. Для наглядного примера укажем несколько случаев того и другого рода. В августе 1646 г. к сольвычегодскому воеводе обращались с челобитными Учецкая, Лальская и Ратмировская волости с жалобой на то, что волостным обществам приходится платить за брошенные впусте деревни, даже и за те, которые взяты прежними владельцами или другими съемщиками на льготу. На каждой из челобитных воевода наложил свои резолюции, которыми предписывал привлечь к платежам крестьян, пометавших деревни и потом взявших их на льготу 90 . В ноябре 1652 г. Варженская волость Устюжского уезда ходатайствовала о разрешении произвести переверстку тягла. Волость жаловалась, что после писцов мир произвел вытную разверстку только один раз, более двадцати лет тому назад. Теперь обстоятельства изменились. Деревни, которые тогда только вновь заселялись, начинали распахиваться и были поэтому обложены легко, теперь пользуются хорошими урожаями, а старые де- —139— ревни, которые тогда складывались тяжелее, теперь выпахались и стали «нехлебны». Воевода разрешил произвести переверстку, по сделать ее предписал самому волостному земскому собранию, а не одной только земской управе: «окладываться крестьяном тяглом всем меж себя с совету всей волости крестьян, а заочи судьям и целовальником никого тяглом не окладывать» 91 . Но вот случаи отсылки местной администрацией земских ходатайств в Москву. В 1636 г. устюжский воевода препроводил ходатайство нескольких устюжских волостей с жалобами на отказ устюжских монастырей и «деревенских владельцев» из посадских людей платить тягло с своих деревень вместе с волостным миром 92 . В 1650 г. волость Лузская Пермца подала сольвычегодскому воеводе просьбу об уменьшении числа кабацких целовальников, которых волость обязана была выбирать, так как раньше в ней числилось 87 вытей, а по новому письму она была положена только в 42 выти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Пора действительно настала. Крови же было пролито не очень уж много. По очень глупой практике старорежимных судов — на виселицу шли «безусые энтузиасты», пойманные на убийстве. Властители же дум, идеологически организовывавшие эти убийства, отправлялись «во глубину сибирских руд» — руд, правда, давно уже не было никаких. И где-нибудь на Алтае занимались охотой и размышлениями о собственном благородстве и величии... пока не надоедало. Когда надоедало и когда ветреная интеллигентская Дульцинея начинала заглядываться на нового донкихота революционной идеи, мученик забирал свои чемоданы и без особых пересадок перекочевывал то ли в Женеву, то ли в Лондон. А то и в Петербург.   М.Алданов приводит биографическую справку о Сталине. Сталин был сослан шесть раз: в 1903 году — в Восточную Сибирь, в 1908-м — в Сольвычегодск, в том же году снова в Сольвычегодск, в 1911 году — в Вологду и в 1913-м— в Нарымский край. И шесть раз тихо и комфортабельно бежал. «Жизнь Сталина, — говорит М.Алданов, — поистине может служить уроком смирения для департамента полиции». Может. Но не для него одного. Департамент полиции ничего не мог больше сделать по закону и ничего не мог сделать против закона — это все-таки не чрезвычайка. Но некоторые уроки смирения могла бы извлечь и интеллигенция. Можно было бы вспомнить о тех слезах умиления и сострадания, которые вызывала вологодская участь какого-нибудь Сталина или Дзержинского, а также и о воплях негодования, которые неслись в сторону департамента полиции.   Но сейчас ни об этих слезах, ни об этих воплях вспоминать не любят. Освобожденные из-под департамента полиции Дзержинские проявили совершенно неслыханное свободолюбие: ночь, черный ворон и подвал. Ни законов, ни суда, ни адвоката, ни последних, ни предпоследних речей подсудимого. Почти по Достоевскому: «О, у них — все смертная казнь, три с половиной человека подписывают» («Бесы»). Почти по Достоевскому, ибо для смертного приговора даже и трех с половиной подписей не потребовалось — «тройка ПП ОГПУ». И — вечное молчание над миллионами казненных — «имена же их Ты, Господи, веси».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=495

Ежегодно, вместе с открытием торжища, правительство назначало для него торговое начальство. Главным лицом был гость, определенный для сбора пошлин и управления торговыми делами; когда ярмарка оканчивалась, то и он уезжал в Москву с собранною казною и таможенными книгами для отдачи думному дьяку Новгородской Чети. Когда начали посылать таких начальствующих лиц – неизвестно; но обычай этот был наблюдаем уже в царствование Михаила Федоровича. Под начальством гостя было двое таможенных голов и выборные целовальники. Таможенные головы выбирались из торговых людей московской гостиной сотни, а из целовальников двое были из гостиной сотни, двое из суконной и сверх того еще несколько – сколько пригоже – из местных жителей. Но в 1658 году замечено, что целовальники последнего сорта выбраны были из пахотных людей, ничего не смысливших в торговле, а потому поставлено вперед выбирать шесть целовальников из торговых людей городов: Ярославля, Вологды, Устюга, Костромы, Яренска и Сольвычегодска. Вскоре это число целовальников было удвоено. В 1667 году постановлено, чтоб перед открытием ярмарки гость выезжал в Архангельск с одним таможенным головою и шестью целовальниками, по два человека из городов: Каргополя, Устюга и Сольвычегодска, а другой таможенный голова или товарищ гостя должен был ехать в Вологду также с шестью целовальниками, по два человека из городов: Ярославля, Костромы и Вологды и находиться там во все время нагрузки и сплава в Архангельск купеческих судов с товарами, а по окончании сплава ехать в Архангельск; там все таможенное начальство должно находиться вместе в продолжение всей ярмарки. Сверх того, им придавались подьячие для ведения торговых дел и записки пошлин. В Архангельске устроена была корабельная пристань и при ней таможенный двор. Еще в 1635 году устье Двины с обеих сторон было ограждено стрелецкими караулами, которые останавливали плывущие суда. В 1667 году всякий иностранный корабль на самых устьях Двины встречал шанцы, где был построен двор. Командир плывущего корабля должен был объявить находящемуся в этом дворе приказному человеку название корабля, имя хозяина, имена торговцев, прибывших или посылающих свои товары в Россию на этом корабле, и подать роспись самых товаров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы «Страшный Суд» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы «Страшный Суд» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на сев. дверях алтаря, ведущих в протесис (жертвенник храма), что обусловлено как символическими толкованиями храмового пространства, вост. часть к-рого связана с представлениями о рае, так и преданием о том, что разбойник был распят на Голгофе по правую руку Спасителя. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю. Как правило, эта иконография встречается как самостоятельный сюжет, но может появляться и среди сцен притчевого характера, восходящих к текстам Патериков и Прологов (напр., сев. алтарная дверь, 1554, из ц. св. Саввы Освященного в Москве, вклад Семена Андреева). Отмеченное исследователями широкое распространение сев. дверей с композицией «Б. р.» в среде старообрядцев, возможно, объясняется их перемещением из патриарших церквей в старообрядческие после реформ Патриарха Никона. Однако в сер. XIX в., в период активной конфискации икон у старообрядцев, подобные изображения зачастую воспринимались как плод «раскольничьего мудрования». Лит.: Блинов Н. Благоразумный разбойник//Тр. Вятской учен. архив. Комиссии, 1913 г. Вятка, 1913. Т. 1/2. Смесь. С. 129-132; Модестов Н. , свящ. Об иконе «Благоразумного разбойника»: (К истории древнерус. иконографии)//Там же, 1916 г. Вятка, 1916. Вып. 1/2. С. 96-104; Талин В. Об иконе «Благоразумного разбойника»//ЖМП. 1959. 7. С. 60-64; Пуцко В. Г. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерус. изобразительном искусстве//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 407-418. Н. В. Пивоварова Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/149319.html

В фондах Сольвычегодского историко-художественного музея хранятся материалы экспедиции его первого директора, в том числе и несколько фотографий часовни, датированные 1921 годом. Это фото Простомолотова В.А. «Церковь-часовня в деревне Романов Остров Гавриловской волости, Сольвычегодского уезда», снимок Томского И.И. «Церковь-часовня в деревне Романов Остров Выйско-Ильинской волости Сольвычегодского уезда». На снимке - деревянная шатровая однокупольная церковь со звонницей. Снимок сделан с юго-западной стороны. Стеклянный негатив «Стеклянная оконница из часовни в деревне Романов остров Гавриловской волости Сольвычегодского уезда» и фотография Барановского П.Д. «Церковь-часовня в деревне Романов Остров Выйско-Ильинской волости Сольвычегодского уезда. Снимок с северо-запада». Илья Иванович Томский и Петр Дмитриевич Барановский не датировали Георгиевкую часовню. Однако если сравнить форму мощного повала и шатра, характер его покрытия лемехом, конструкции невысокого восьмерика на массивном четверике и некоторые другие детали, то ближайшим аналогом храма-часовни несомненно является часовня в Усть-Вые 1729 года. Не подлежит никакому сомнению, что обе они относятся к одной эпохе. В клировых ведомостях часовни, со ссылкой на единственный документ, в котором она упоминается – грамоту архангелогородского архиерея – названа несколько более поздняя дата – 1776 год (записи И.И. Томского). Таким образом, часовню можно примерно датировать в диапазоне от 1720-х – до 1770-х годов. Ильинская церковь того же погоста, так поразившая Петра Дмитриевича Барановского своим величественным, открытым изнутри шатром, явно была срублена много раньше. Об этом же говорит и высокий «от пошвы» (т.е. от земли) восьмерик. Однако присутствуют и определенно родственные черты: форма алтарного сруба (особенно бочки), «епанча» шатра с большим выносом и форма главки. Интересной деталью является также незатейливая звонничка при Георгиевской часовне. Это простая деревянная крестовина под навесом с небольшим покатом. Любопытно, что согласно зарисовкам П.Д. Барановского, при часовне в Усть-Вые существовала (помимо известной) точно такая же звонница. Впрочем, подобные простейшие сооружения для нескольких колоколов небольшого веса с самыми разнообразными нюансами конструкции были распространены повсеместно.

http://sobory.ru/article/?object=53767

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010