В итоге многих лет путешествий в этом краю, я воспринимаю его как своего рода «резервацию» русского национального духа, чудом сохранившуюся в тисках тяжелейших исторических испытаний. Творчество писателей Бориса Шергина и Степана Писахова, чьи книги говорят на языке корабелов, искусных резчиков по дереву, мастеров росписи прялок, «заборьев» в домах, коробеек – тому живое свидетельство. Моя единокровная очарованность заповедной древней Русью вылилась в трилогию «Северные притчи». Но последуем за открытиями «американского Колумба» – Уильяма Брумфилда. Профессиональный историк, описание каждого селения или города, какие ему довелось посетить, он предваряет подробной справкой, ориентируясь на широкого читателя. Камертон настроения автора – ощущение ауры духовной старины, и сейчас ещё сохранившейся на севере России, наследнице древней Руси, особенно на Архангельской земле. «Въехав в СОЛЬВЫЧЕГОДСК, городок, население которого составляет всего 4000 человек, вы будто попадаете в XIX век». И это – несмотря на фатальные разрушения церковного уклада жизни в советское безвременье. Приводит статистику: «В начале ХХ века в городе было 12 каменных церквей, 8 из них разрушено. Но «бриллианты короны» сохранились: Благовещенский XYI столетия и Введенский – XYII –го соборы сохранились». И тот, и другой – наследие «империи Строгановых», которые не один век «жертвовали огромные суммы денег не только на строительство храмов, но и «на поддержку искусств и ремёсел». Возник своеобразный «строгановский стиль», который и поныне означает, - пишет автор, - изощрённо украшенные формы в архитектуре, иконописи, церковной музыке. И простирается этот стиль от Сольвычегодска до Нижнего Новгорода и Перми». Брумфилд не обходит «острые углы» советского периода России, имеющего негативные последствия и сегодня. Город КОРЯЖМА, возникший как монашеское поселение в 1535-м году, славен церковью Спаса - Нерукотворного. Три столетия монастырь способствовал развитию здесь экономики и культуры. На этой основе была построена новая Коряжма. Целлюлозно-бумажный комбинат – основное промышленное предприятие города. Ради его строительства – и это отмечает Брумфилд – в 30 –е годы здесь была создана Колония заключённых Вредные выбросы в воздух от индустриального гиганта и сегодня нарушают экологию.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/16/...

– То есть получается, прямое следствие отступления от христианства, от религии? – Да. Его надо было полностью уничтожить. Но есть кое-где счастливые исключения: в Великом Устюге всё более-менее сохранилось, там и резьба сохранилась больше, чем обычно. В Вологде, в Тотьме, в самом Каргополе кое-что всё-таки осталось. Тут большую роль играла местная специфика. Кто из начальников подписал приказ о разрушении, кто не позволял, и т.д. и т.п. В любом случае, разрушения были. В Сольвычегодске было 13 храмов, осталось только три. В руинах стоит четвертый. Громили интерьеры, сожгли иконы, оскверняли мощи, уничтожали колокола. Ну ладно, это всем известно, так что это просто какое-то бешенство. Введенский собор Сольвычегодска, 1689-93 – Бешенство, которое пострашнее, чем свиной грипп? – Гораздо страшнее. Достоевский всё это в «Бесах» описывает. То, что охватило Россию, можно назвать торжеством верховенских, абсолютно безжалостных людей – как к ближним, так и к самим себе. С другой стороны, был же огромный подвиг в советское время. Не надо отрицать этого. Огромный подвиг самопожертвования в войне, феномен индустриализации, восстановления страны и т.д. – тут просто какое-то чудо Божие, не позволившее России окончательно погибнуть. Так что не надо говорить только о разрушении, надо помнить всё. И я думаю, Церковь продолжала играть большую роль в духовной жизни страны, даже в эпоху гонений. Достаточно вспомнить подвиг новомучеников и исповедников. Но, возвращаясь к вопросу об иконах, – в Каргополе сохранились иконы только в Христорождественском соборе и в нескольких других храмах. Я был почти во всех. Видел в основном новые иконы или иконы XIX века. Но старые памятные иконописи – только в Христорождественском соборе. – Понятно. Ну и тогда последний вопрос, не менее проблематичный, не менее больной. Сейчас храмы восстанавливаются, возвращаются Церкви. Всё ли идет, на ваш взгляд, гладко, что касается сохранности храмов, фресок, икон?  – Проблем много, просто уйма проблем. Во-первых, Каргополь – это не богатый город, там финансовые проблемы, бюджетные проблемы, и там небогатый приход. Главная трудность при сохранении храмов, на мой взгляд, заключается в недостатке средств у приходов. Музей героически работает, но у них тоже мало денег. Я там был два года назад – там везде леса, и леса просто гниют… Якобы «восстанавливают структуру». Но на самом деле никто не работает, потому что денег нет. И даже леса около Христорождественского собора отсырели. До этого я был в Каргополье, когда леса еще не поставили. А сейчас – ну что сделать, надо восстанавливать.

http://pravmir.ru/to-chto-oni-sdelali-so...

При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Ближайшая к монастырю железная дорога – Ярославско-Вологодская – проходит от него в 6 верстах. Коряжемский Николаевский монастырь в Сольвычегодском уезде. Коряжемский Николаевский монастырь находится в 15 верстах от уездного города Сольвычегодска и в 558 верстах от города Вологды. Он расположен на высоком берегу близ устья реки Коряжемки, впадающей в р. Вычегду. Вид монастыря на этом возвышении, среди сосновых и кедровых лесов, с противоположного низкого берега Вычегды очень красив и живописен. Основателем монастыря был прд. Логгин Коряжемский (ск. в 1540 г.) вместе со своим спутником и сотрудником Симоном Сойгинским (ск. в 1561 г.). В 1585 году эти иноки пришли в Коряжемские леса, поставили здесь келию для пустынножительства, а немного спустя соорудили небольшую церковь во имя св. чудотворца Николая. Так получила свое начало новая обитель, которая стала называться Коряжемской Николаевской. Прп. Логгин до самой своей кончины был первым игуменом созданной им обители. Материальное благосостояние монастыря стало быстро упрочиваться вскоре же после его основания. Причиной этому были щедрые пожертвования и энергичная поддержка со стороны московских царей, а особенно со стороны Иоанна Грозного. Слух о новооснованной обители на Коряжме скоро достиг до него в Москву, и он вместе с своею кроткою, благочестивой царицей Анастасией Романовной был первым и наиболее щедрым благотворителем монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами. Процветанию и украшению обители много способствовали своими обильными пожертвованиями также и знаменитые колонизаторы северо-восточного края Строгоновы. С 1764 года, когда монастырские имения были отобраны в казну, начинается упадок Коряжемской обители, который еще усиливался различными неурядицами в ее внутренней жизни. Этот упадок, постепенно развиваясь, привел монастырь к закрытию (1863 году): он был приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Обитель возродилась вновь только в 1896 году, благодаря крупному пожертвованию (45000 руб.) одного благотворителя (кяхтинского купца Хаминова), который сделал свое пожертвование Коряжемскому монастырю под условием восстановления его самостоятельности. Управляет монастырем игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сольвычегодский купец Иоанн Ермолаев, часто бывая по делам торговли в Усьянских волостях и особенно в Верюжской, и видя множество чудес от мощей праведного Прокопия, возимел усердие написать его образ, почему и стал молиться угоднику, чтобы позволил изобразить себя на иконе. Прокопий праведный явился ему и дал дозволение, и Ермолаев в 1652 году (7160) призвав иконописца Онисима Карамзина, поручил ему написать образ святого 222 . Когда Верюжская Введенская церковь из Новгородской епархии отошла к Холмогорской, то первый же Холмогорский архиепископ приказал мощи праведного Прокопия освидетельствовать, и «7204 (1695) года, августа в 11 день, при державе великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея России самодержца, и при святейшем Кир Адриане патриархе Московском и всея России, по благословению и по указу преосвященного Афанасия, первого архиепископа Холмогорского и Важеского, сей почивающей праведный Прокопий свидетельствован Важеского Благовещенского собора священником ключарем Иовом со священниками и монахами, и тело его в 7205 (1696) году, марта 21 дня, по благословению того же преосвященного и тем же ключарем Иовом, с прилучившимися тут священниками и монахами переложено из ветхого в новый гроб. А в 1739 году, октября 28 дня, но указу Ее Императорского Величества Анны Иоанновны, самодержицы Всероссийской, и святейшего Правительствующего Синода, и по грамате преосвященного Саввы епископа Архангелогородского и Холмогорского сей праведный Прокопий вторично свидтельствован Важеского Благовщенского собора протопопом Михаилом и Кодемской пустыни строителеы иеромонахом Григорием, со священниками дестью человеками, и при сем свидетельстве замечено было следующее: на главе и на лице до очей и носа надлежащее тело есть, токмо к кости присохло, а очей и носа и власов на главе и уха десного невидимо; однако же на главе под тем ухом кость видима малые части, точью тела нет же, а левое ухо есть, только сухо и сверху не много его нет же, а на устех верхние губы, а нижние малые части, а зубы все целы, а глава приклонилась на левую сторону, а лицом прямо к верху, шея и плечи целы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви рака пр Логгина 18 марта 1872 г. была перенесена в теплую Спасскую церковь и поставлена близ северной стены ее, за левым клиросом. Служба пр. Логгину составлена в половине XVII в. Александром. Епископом вятским и великопермским. По штатам 1764 г. Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, но в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Преподобный Симон Сойгинский Преподобный Симон, сын Никиты Тентюкова, одного из жителей Сольвычегодска, рано почувствовал в себе отвращение от мирской жизни и в молодых годах оставив дом родителей, пришел в монастырь к пр. Корнилию Комельскому, усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец,. склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона, и после пострижения в мантию, поручил его одному опытному старцу. Преподобным Корнилием дан был своей обители особый устав, строго определявший обязанности каждого инока. Симон всего себя посвятил тщательному исполнению его и подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему великому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики пр. Корнилия: Геннадий Любимский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский и Лаврентий Комельский, новый инок скоро и сам приобрел навык в иноческой жизни и в течении многих лет, до самой кончины пр. Корнилия, неисходно подвизался в его обители. Более и более возрастая и укрепляясь в жизни духовной, Симон сделался примером для многих из братии и от всех заслужил себе уважение. За долго до кончины пр. Корнилия Симон случайно познакомился с единоправным себе иноком соседнего Павлова монастыря Логгином и стал питать к нему братскую любовь, так как оба они стремились к одной цели. Начиная тяготиться многолюдством своих обителей и частым присутствием в них мирских людей, Логгин и Симон во взаимных беседах часто выражали друг другу желание жизни пустынной, отшельнической, оба находили уединенную жизнь более для себя полезною и спасительною.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строгая жизнь преподобного не нравилась некоторым. Мало-помалу усилилось неудовольствие против него. Старец решился уклониться от зла, тем более, что может он, думалось ему, послужить краю на другом пути. – Он передал управление обителью ученику своему Ионе Мамину. Последний, будучи из дворян Московских, легко достиг того в Москве, что определён был в настоятеля обители Вятской. Старец отправился странствовать. Никита Строганов построил для изгнанного старца келью в Сольвычегодской Введенской обители и содержал его на свой счёт. Старец пожелал помолиться в Соловецкой обители. Строганов дал ему судно с запасами и людьми, для доставления на остров; но старец, так жаловался впоследствии Строганов, отпустил людей, продал запасы и судно и, побывав в Соловках, употребил дары Строганова для Вятской обители. – Строганов не совсем понимал старца. Душа старца горела желанием содействовать христианскому просвещению глухого края, тогда как Вятская сторона имела нужду и в монастырях, и в храмах, и даже часовнях. В это время устроился в Слободском монастырь в честь Богоявления Господня 123 . И на устроение этой обители старец отдал часть даров Строганова. Блаженный понимал, что достанется ему от Строганова за неточное выполнение воли его. Но любовь терпелива. Поныне ещё целы часовни по берегам Камы и Вятки, которые строил Трифон на пути от Строгановых варниц к Хлынову. – По дороге из Слободского в Кай в селе Верхосвятском стоит «обыденная» церковь , ныне весьма ветхая, построенная блаж. старцем во время болезни 124 . Вот на что употреблял блаженный старец дары Строганова! В новой Слободской обители с радостью покоили старца, заботливого о ней. Он не хотел быть никому в тягость; напротив, горел желанием облегчать других. С учеником своим Досифеем отправился он в Сольвычегодск за милостыней для новой обители. С простотой любящей души явился он к благодетелю своему Никите Строганову; но тот с гневом прогнал его от себя. Преподобный покойно отправился в другие дома, а вечером сказал ученику своему: «необходимо терпение для добра; завтра ты один явишься к Строганову в храме, после утрени». Строганов, узнав, что Досифей – ученик Трифона, сверх ожидания принял его с смиренной любовью. «За оскорбление раба Божия я много страдал в эту ночь», говорил он. Потом рассказал, что давно знает Трифона и много помогал ему, и что поступок Трифона с судном, назначенным в Соловки, вызвал из души его гнев, с каким вчера принял его; «чувствую и исповедую мой грех , прибавил добрый христианин; проси отца Трифона посетить дом мой благословением». – Принятый с любовью Строгановым, старец Божий получил щедрую милостыню для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павел по прежнему жил отшельником на горе, в своей келье и приходил к братии на молитву только по субботам и дням воскресным. В эти дни разделял он с братиею трапезу, но вкушал только хлеб с водою и овощами; ни масла, ни молока, ни рыбы он никогда не вкушал. Здесь дивный подвижник достиг редкой старости – ста двенадцати лет, из которых слишком девяносто провел в подвигах монашества и преставился 10 января 1429 года. Мощи его почивают под спудом, в соборном храме Павлова Обнорского монастыря. На серебряной раке его, устроенной в 1878 г., лежит медный осьмиконечный крест – благословение чудотворца Сергия Радонежского. В церкви замечательна икона чудного пустынножителя Павла, писанная преп. Дионисием Глушицким. В трапезе Павловской церкви хранится в стеклянном футляре остаток липового дупла, в котором преп. Павел обитал три года по подобию пернатых, вместе с ними славословя Отца небесного в необозримой дубраве; внутри дупла около четырех аршин в окружности. На Московском соборе 1547 года, преп. Павел, вместе с другими угодниками Божиими, причислен к лику святых. В обители его воспитались три угодника Божия: 49. Преп. Лонгин Коряжемский долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан из Павловой пустыни ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Лонгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Лонгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, говорил он, попирали его входящие в храм. Скончался 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Откуда Марко был родом и какого происхождения – неизвестно, но как в челобитной своей он указывает на малый остров незначительного и удаленного от города, а также и от больших дорог, Белавинского озера 260 , почти неизвестного в Вологде, то можно думать, что и родина его была недалеко от озера, в каком либо из окрестных сел. Иначе трудно было и знать о нем. Блаженный старец, устроивши на острову келейцу, подвизался в ней в совершенном безмолвии до самой своей кончины и погребен на месте своего подвига. Впоследствии на месте, освященном его подвигами, люди, благоговевшие к его памяти, построили небольшую церковь Богоявления и составился монастырь, в 1799 году снабженный угодьями, а в 1801 году приписанный к Каменному, который с того времени и получил название Белавинского. В списке вологодских святых митрополита Евгения, напечатанном в вологодских епархиальных вдомостях (1864 г. 1), сказано, что преподобный пустынник Марко преставился в 1492 году, но это очевидная погрешность. В древнем подлиннике библиотеки Филимонова, в книге, глаголемой: описание о Российских святых, библиотеки московской академии и киевософийского собора, память его 8 октября. Ни в историческом словаре о святых, ни у Филарета Черниговского сего преподобного нет. В древних рукописных святцах, в книге глаголемой: описание о Российских святых, (рукописи XVIII в. библиотек Московской Духовной Академии и Киевософийского собора) лицевом подлиннике библиотеки Филимонова и списке вологодских святых, составленном в 1811 году, митрополитом Евгением, а также и на древних иконах вологодских чудотворцев, находятся еще святые: преподобный князь Феодор Всеволодович в Вологде, преподобный Кирилл пустынпик, преподобный Тимофей на Кубенском озере (скончался в 7000 г.) блаженный Фома юродивый в Сольвычегодском Введенском монастыре, блаженные: Иродион, Михаил, Иоанн и Василий юродивые в г. Сольвычегодске; (в подлиннике Филимонова память Иоанна 3 июня, Фомы, Михаила и Василия 3 июля) но об них не дошло до нас решительно никаких известий. Нельзя не пожалеть об этой утрате дорогих для нас подробностей об образе жизни и подвигах как сих, так и многих других из святых угодников Вологодских. Но возблагодарим Бога и за то, что уцелело и дошло до нас, и постараемся усвоить себе дух их. А все они, к какому бы званию и состоянию ни принадлежали, земледельцы, рабы, бояре и владетельные князья, бельцы, простые иноки, власти монастырские и святители, одинаково, всем сердрцем, хоть и различными путями, стремились к одной цели – спасению души, и горя любовью к Богу, не переставали любить и земное свое отечество, радоваться его радостям и успехам и скорбеть о его бедствиях и несчастиях, все были самыми преданными и послушными сынами православной церкви и строгими исполнителями ее уставов, верными подданнымн и усердными слугами Государя, деятельными и полезными членами общества, не щадившими жизни своей для его блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8/21 июля. Прокопий Устьянский, праведный Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке в Вельском уезде Вологодской земли, на берегу реки Устьи, неподалеку от приходского храма села Верюги. Земля обнажила гроб, сплетенный из ивовых прутьев. В нем лежало целое, как будто только что погребенное тело, которое издавало благоухание. От мощей стали происходить благодатные исцеления, и окрестные жители поставили над ними часовню. Вскоре неизвестный праведник явился благочестивому местному жителю Савелию Антропову и приказал сделать ему новый гроб. На вопрос Савелия, кто он, явившийся назвал себя Прокопием и объяснил, что он тот, чьи нетленные мощи недавно явились при приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Савелий рассказал народу о бывшем явлении и сделал новый гроб, в который с благоговением переложил святые мощи, а старый гроб был бережно разобран верующими по прутикам в благословение. Так стало известно имя праведника. После того, как Введенская церковь обветшала, выстроили новую деревянную, около южной стены которой и были поставлены святые мощи. Там они находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. Святые мощи праведного Прокопия почивали в старинной деревянной гробнице, украшенной резьбой, под балдахином. Благодаря заботам сольвычегодского купца Иоанна Ермолаева, усердно почитавшего и молившегося праведному Прокопию, в 1652 году иконописец Онисим Карамзин написал образ праведника. В 1645 (или в 1696) и в 1739 гг. мощи праведного Прокопия были освидетельствованы, после чего в 1764 году был освящен придел во имя праведного Прокопия, а в 1774 году среди поля над источником устроена часовня, в которой находился чудотворный образ святого Прокопия. В 1818 году было установлено повсеместное празднование святого в 8-й день месяца июля. Преосвященный Онисифор, епископ Вологодский, писал в Священный Синод: «Убеждаясь совестию и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми…» Июль 10 Силуан схимник, преподобный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

в Тотьме, где первой каменной постройкой стала Преображенская ц. Спасо-Суморина Феодосиева мон-ря (1685-1689). В композиции и в декоре собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Устюжне (1685-1691), пограничной с ярославскими землями, можно видеть черты зодчества соседнего региона. Особое место в рус. зодчестве занимает строгановский стиль. В 1688-1693 гг. Г. Д. Строгановым был построен Введенский монастырский собор в Сольвычегодске. Бесстолпный на высоком подклете храм увенчан пятиглавием с золочеными ажурными крестами и окружен с 3 сторон 2-ярусной крытой галереей. Конструкция перекрытий 3-светного храма создает необычайно просторный и светлый интерьер. Не имеет равных на Русском Севере белокаменный, майоликовый, изразцовый, лепной, с западноевроп. декоративными элементами декор фасадов. В соборе сохранился 7-ярусный иконостас работы московского мастера Григория Иванова (1693). Строгановым была сооружена и Казанская ц. в Устюжне (1694, действующая). Бесстолпный, выделяющийся стройностью объема храм поднят над невысокими одноэтажными приделами. Западноевроп. барочный вид ему придает оформление сложным декором, с виноградной лозой, фасадов, завершенных разорванными лучковыми фронтонами. 8-гранные главы храма, увенчанные «процветшими» крестами, расположены на 2-ярусных барабанах. К формам нарышкинского барокко, архаичным для времени их постройки, тяготеют 2 сохранившиеся церкви Сольвычегодска: Спасообыденная (1680-1697, 1730) и Рождества Пресв. Богородицы (1776-1778). Церковь во имя прор. Илии в Каменье. 1698 г. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прор. Илии в Каменье. 1698 г. Фотография. 2004 г. Важное значение имело строительство в XVII в. монументальных монастырских укреплений, напр. в Спасо-Прилуцком мон-ре (окончены в 1656), в Новом городе (на Подоле) Кириллова Белозерского мон-ря (1653-1682) - «Великой Государевой крепости», работы подмастерьев каменных дел Кирилла Иванова Серкова и Семена Васильева Шама (впосл. принявших монашество). III. Архитектура XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010