На северо-востоке Поморья, в Кеврольском и Мезенском уездах на реке Печоре и в обширном Яренском уезде значительных монастырей мы не встречаем; там были только небольшие пустыни. В Сольвычегодском уезде в XVII в. было всего два монастыря, оба крупных, поддерживаемых пожертвованиями Строгановых: Николо-Коряжемский – при впадении Коряжемы в Вычегду, и Введенский, находившийся в самом посаде. В Устюжском уезде – целая группа крупных монастырей; два из них – на посаде: Архангельский и Ивановский; Троицкий-Гледенский – при слиянии Юга с Сухоной в Быкокурском стану; Телегов – на Двине, при впадений речки Телеговки в волости Канзе Комарицкого става; Николо-Прилуцкий – на Двине в Ярокурском стану. Устюжские монастыри занимаются преимущественно сельским хозяйством. Их владения состоят из пахотных земель, сенных покосов и лесных угодий; рыбные промыслы в реках, при которых расположены монастыри, служат лишь потребностям монастырского обихода. Монастырские владения достигают громадных размеров в Вятской и Пермской землях, и их колоссальный рост совершается в течение XVII в., параллельно с тем, как колонизуется эта страна. Главной обителью Вятской земли был Успенский-Трифонов монастырь, основанный по ходатайству вятского земского мира. При основании ему было пожаловано несколько пригородных пустошей. В 1678 г. писцы насчитали в двух слободках, расположившихся под оградой монастыря, 57 дворов, а в его вотчинах, раскиданных по всему Хлыновскому уезду, 1.090 крестьянских дворов с населением в 5.276 чел. мужского пола. В Пермской земле крупнейшим был Пыскорский монастырь в Соликамском уезде, основанный Строгановыми в 1558 – 60 годах и бывший для них семейной святыней. Строгановы уже при основании отвели ему обширные земли по обоим берегам реки Камы и впоследствии увеличивали их количество новыми пожертвованиями. Вотчина монастыря представляла сплошную территорию и была выделена в особый административный округ, независимый от уездного управления. По переписи 1624 г. в ней считалось 35 дворов. Перепись 1647 г. насчитывала уже 365 дворов; это число понизилось к 1678 г. до 271, что объясняется переселением крестьян с монастырских земель в Кунгурский край, которое было предпринято правительством с целью колонизации этого края меж переписями 1647 – 1678 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В большой Введенской церкви, иконостас Готической архитектуры, резанный Московским мастером Григорием Ивановым, а иконы все писаны в 7207 (1693) году превосходным искусством с самых лучших Итальянских картин Русским славным тогдашнего времени живописцем Стефаном Дометиевым Нарыковым, из домовых Строгановых людей, обучавшимся в чужих землях, что по тогдашнему времени можно считать замечательной редкостью. Церковь сия, однако же, кроме под папертью тёплой церкви Богоявления Господня, освящённой в 7202 году, стояла по создании 17 лет неосвящённой, а освящена уже в 1712 году Июня 8, Преосвященным Иосифом, Архиепископом Великоустюжским. При этой церкви ещё приделы в верху во имя Всех Святых, а внизу во имя Грузинской иконы Богородицы. Кроме этих церквей находится при них каменная колокольня с боевыми часами, а особо – каменные Настоятельские кельи и братский деревянный, вновь выстроенный, корпус. Там же находится духовное правление и особый корпус для приезда Архиереев. Монастырь весь окружён каменной оградой. По переписным книгам 7186 (1678) года значилось во владении сего монастыря 88 крестьянских половничьих дворов, а по первой переписи 1722 года – 533 души мужского пола, земли – 298 четвертей, а сенокоса – на 13.313 копен. Сверх того, в близлежащем от сего монастыря соляном заводе были и монастырские солеварни. В прежнем Борисоглебском монастыре по Летописцу Сольвычегодскому значатся 7 Архимандритов и 27 Игуменов, бывших Настоятелями, а по соединению оного с новосозданным сим Введенским монастырём были также Настоятели иногда Архимандриты, а иногда Игумены. Но по штатам 1764 года поставлен он Игуменским в 3 классе степенью 81, а с 1798 года учреждена в нём третьеклассная Архимандрия, и в сан Архимандрита того же 1798 года, Ноября 6, посвящён Вологодского Корнилиева монастыря Игумен Гедеон прозванием Тихий, который там и скончался в 1811 году, Мая 13. Вторым Архимандритом из Игуменов того же Корнилиева монастыря посвящён в 1811 году, Августа 30 Герман Троицкий, который и находится доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Начало этого монастыря надобно отнести к бывшему в том же городе Борисоглебскому монастырю, существовавшему ещё до 7006 (1498) года там, где ныне городская Борисоглебская церковь , а потом переведённому на место нынешнего Введенского который первоначально основан был деревянным по благословению Ростовского и Ярославского Архиепископа Никандра в 7073 (1563) году тремя братьями: Иаковом, Григорием и Симоном, детьми Иоаиникиевыми, потомками знаменитых Строгановых, в Сольвычегодске до половины почти XVIII столетия родовое пребывание имевших. Первая деревянная этого монастыря церковь заложена была в том же 1565 году, Августа 30, во имя Введения Божьей Матери, а потому и монастырь начал именоваться Введенским. В 1594 году из той же фамилии Строгановых именитый человек Никита Строганов построил там храмы деревянные над оградными вратами во имя Всех Святых, да под деревянной колокольней, во имя Богоявления Господня, и между ними – деревянные переходы. После построена была ещё при больнице церковь во имя Грузинской иконы Богородицы. Все эти здания, однако же, в бывший потом пожар сгорели, а вместо оных около 7190 (1689) года один из потомков Строгановых, именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов, предпринял иждивением своим воздвигнуть в этом монастыре каменную церковь и по данной на имя его от Преосвященного Александра, Епископа Устюжского и Тотемского грамоте 7196 (1688) года, Мая 19, основал оную в прежнее именование Введения Божьей Матери. Церковь эта строилась восемь лет, ибо чрезвычайно огромна, в два этажа с галереями в нижнем и балюстрадами в верхнем этаже. Фасад весь великолепной Готико-римской архитектуры, коего чертёж сочинён был в Голландии, да и мастера некоторые для строения оной вызваны были из чужих краёв, ибо Строгановы вели торги с иностранцами. Все карнизы, фронтоны, украшения окон и дверей и все около них и углов колонны разных орденов гладкие и витые, а пилястры высечены из цельного белого камня. Кровля крыта свинцом, в верхней церкви в алтаре и пред иконостасными иконами, пол мраморный, а во всей церкви – чугунный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Князь Александр Крупский бит кнутом за то, что жену убил. В 1694 году явились в воровстве по язычной молвке стольники Владимир с братом Васильем Шереметевы; в этом деле пытаны князь Ив. Ухтомский, Лев и Григорий Ползиковы. Леонтий Шеншин: языки на них с пытки говорили, что на Москве они приезжали середи бела дня к посадским мужикам и домы их грабили, смертные убийства чинили и назывались большими. Шереметевы были освобождены на поруки и даны для береженья боярину Петру Вас. Шереметеву; и после того языки их казнены. В том же году изменил Федор Дашков, поехал было служить к польскому королю; пойман на рубеже, расспрашиван и повинился и отъезде; из Смоленска прислан скованный в Москву, в Посольский приказ, а из Посольского приказа освобожден, потому что дал думному дьяку Емельяну Украинцеву двести золотых. В 1693 году послана была царская грамота алатырскому воеводе о посылке стрельцов в Печерскую пустынь для обереженья Богомольцев от разбойников: «В ту пустынь ежегодно, июля к 8 числу, к чудотворному образу Казанской Богородицы бывает съезд для Богомолья, и в то же время от воровских людей и от разбойников на пустынь, и на братию, и на Богомольцев бывает всякое разорение и разграбление, и в прошлых годах ту Печерскую пустынь разбойники разбивали не по одно время». В том же году по указу великих государей в Сольвычегодске бывшему земскому всеуездному старосте Пачезерской волости крестьянину Степану Пустынникову велено учинить наказание: на площади перед приказной избою бить батоги, сняв рубаху, нещадно, для тою что он, будучи в малых числах (короткое время) во всеуездных старостах по совету с малыми людьми, без ведома усольцев посадских и уездных людей. бил челом великим государям, будто со всего мирского ведома, о Максимке и Федьке Пивоваровых, чтоб им быть по-прежнему в приказной избе в подьячих, и к той челобитной он, Стенька, дважды руку приложил: вверху подписался старостою Стенькою Пустынниковым, а в другой раз вместо выборного Козырева и за себя подписался крестьянином Пачезерской волости Стенькою Федоровым; кроме того, посылал челобитную, будто от всего мира, на именитого человека Григория Дмитриевича Строганова; писал челобитье, в котором челобитье архимандрита Введенского монастыря называл ложным, затейным и своевольным, писал, что от этого в мире учинилась смута; к своему выбору и к челобитным велел прикладывать руки выборным и посадским и уездным людям, а посадские люди и волостные крестьяне с мирского совета его в старосты не выбирали, и выборному посадскому и волостным выборным его выбирать не велели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

221. Иона Сысоевич , Ростовский митрополит 1652–1691 г. Когда патр. Никон, уверенный в том, что царь желает примириться с ним вполне, прибыл из Воскресенска к утрени в Успенский собор (это было на праздник чудотворца Петра митр.) и стал на патриаршем месте, Иона, вместе с соборянами, подошел и принял от патриарха благословение. По воле Никона, он отправился к царю известить его о прибытии патриарха к праздничной утрени. За это лишили его должности патриаршего местоблюстителя. В 1657 г. основан им в Ростове Белогостицкий монастырь; огромный архиерейский дом в Ростове также им построен. Окружное послание митр. Ионы Словарь (I, 304) относит к митр. Ионе II; это ошибка. Превосходное послание писано в 1652 г. (изд. в IV т. Ист. акт. 172–177), и след. митр. Ионою Сысоевичем. В послании пастырь сперва увещевает всех жить христиански и в повиновении к пастырю. «Если не примете сего от нас и сколько-нибудь не исправитесь, то та же церковь , которая любит, будет мстить вам за свое безчестие. Тогда кто пособит вам»? Обращаясь к духовенству, пишет: «Вразумляйте прилежно каждый день народ Божий, особенно тех, которые не бывают в церкви Божией... В правилах написано: если поп или дьякон не учит людей, да извержется из чина». Предлагает правила о церковном пении, о исповеди, о благочинии. «Пусть и то будет известно вам, продолжает пастырь, что если в городе, или селе, или где-нибудь явится противник делу Божию и будет восставать на учение Св. Писания, или начнет поносить законного пастыря и учителя, архимандрита ли или игумена, священника ли или диакона, мы с помощью Божиею готовы против таких раскольников, станем ловить таких волков; на них, как на духовных злодеев, готов у нас жезл... Дорожите душами вашими. Бог создал нас на служение Ему. Не смейте красть винограда Божия, не смейте грязнить дара Божия». Объяснив сотворение и назначение человека, убеждает наконец жить трезво. Тою же пастырскою ревностью дышат: а) грамота его в Кириллов монастырь о строжайшем соблюдении монастырского благочиния (А. э. т. IV, 335); б) о том же в Сольвычегодский Введенский монастырь (там же, 253); в) грамота в Устюжну и в Сольвычегду, с запрещением скоморохам и медвежьим поводчикам играть бесовские игры и песни (там же, 98). Кроме того, есть его распорядительные грамоты (там же, 80, 229, 333) и письмо (Чт. М. Общ. ист. 1847 г.). В 1652 г. свидетельствованы им мощи преп. Даниила Переяславского и едва ли не им описаны житие и чудеса преподобного (Толстого II, 296. XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После многолетних трудов и подвигов в Павлове монастыре, блаженный старец как будто для того и вызван был Промыслом на пустынные берега Вычегды, чтобы устроить здесь иноческую обитель и, по устроении ее, переселиться в обитель вечную. Блаженная кончина его последовала 10 февраля 7048 (1540) года. Умирая, старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм, у самого церковного крыльца, чтобы все, идущие в церковь и из церкви, попирали его могилу. Так смиренная душа, бегавшая славы человеческой при жизни, не хотела ее и по смерти! Как ни тяжело было для братии исполнение этого завещания, однако они не смели преступить его, и погребли своего отца «у лестницы папертныя», там, где он сам приказал. Но Бог , смиряющий гордых и возносящий смиренных, не допустил, чтобы многотрудное и святое тело Его угодника навсегда оставалось в небрежении, и было попираемо, и еще при жизни и в виду тех, которые погребали, прославил его нетлением и многоразличными чудесами. По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви, гроб преподобного Логгина 18 марта 1872 года был перенесен в теплую Спасскую церковь и поставлен близ северной стены ее, за левым клиросом. По штатам 1764 года Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе; в 1863 году приписав к Сольвычегодскому Введенскому монастырю, но в 1895 г. возведен на степень самостоятельной общежительной Обители 9 . Измлада возлюбивший Христа и всю жизнь к Нему стремившийся, преподобне Логине, молитвами твоими возжги и в наших хладных сердцах огнь сей божественной любви, да ничто же возможет отвлещи нас от Сладчайшаго Иисуса, Господа и Спасителя нашего! VIII. Преподобномученики Павлообнорские – Ефрем, Герасим, Исаакий, Даниил и Митрофан В сонме блаженных подвижников, в обители преподобного Павла Господеви благоугодивших, встречаются лица, завершившие подвиг свой кончиною мученическою. Это были здешние иноки – Ефрем, Герасим, Исаакий, Даниил и Митрофан. Обстоятельства их кончины заключаются в следующем. В январе 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ранние надписи (1560-е годы – 1670 год) о вложенных мощах гравированы на гладком окладе креста: на рукояти в верхней её части, а также на оборотной и на боковых поверхностях. Более поздними (начало XVII века) являются надписи о вложенных мощах, гравированные также на рукояти креста: в нижней её части на оборотной стороне, на боковых поверхностях и полностью на лицевой стороне. Поздние надписи были вырезаны более мелким шрифтом, чем первоначальные. Тогда же, вероятно, в начале XVII века, все резные изображения и надписи были выделены золочением. Ранние гравированные изображения на кресте сделаны под влиянием образцов местной ранней иконописи XVI века 1353 , в отличие от несколько ремесленно-сниженного уровня поздних поновлений. Все резные изображения и надписи, сделанные первоначально, имеют заметные следы изношенности и затёртости, в сравнении с более поздней гравировкой. Нижняя перекладина креста расположена горизонтально, что изредка встречается среди новгородских и московских предметов середины XVI – начала XVII века 1354 , повторяющих формы более древних памятников. Итак, если допустить, что крест является вкладом Иоанникия Строганова, следовательно, он датируется 1560-ми годами – 1570 годом, а поновления – началом XVII века. Стилистический и технологический анализ резных изображений на предмете допускают такую датировку. К интереснейшим образцам русского серебряного дела относится восьмиконечный напрестольный крест, украшенный с лицевой и с боковых сторон сканью и эмалью по канфаренному фону, крупными жемчужинами и камнями (кат. 2). Этот крест является вложением Никиты Григорьева сына Строганова во Введенский (тогда ещё деревянный) собор, освящённый в 1596 году 1355 . В конце XIX – начале XX века крест хранился в ризнице собора 1356 , а в настоящее время находится в собрании Сольвычегодского музея. По особенностям стиля и технологии его следует датировать концом XVI – началом XVII века. Этот сольвычегодский памятник аналогичен кресту 1595 года из Печерского монастыря Нижнего Новгорода 1357 и псковскому кресту 1603 года из Светогорского монастыря 1358 . Схожи не только формы всех трёх крестов, но и композиционное расположение литых дробниц на фоне сканого узора с эмалью: Распятия, поясных фигур предстоящих, скорбящих ангелов, Спаса Нерукотворного. Однако на этих крестах тип сканого узора, цвет эмали, характер пластики Распятия имеют отличия, свидетельствующие, что они сделаны разными мастерами и в разных художественных центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

577 Выше на основании Муравьева мы говорим, что осмотр происходил в Феврале 1757-го года. Но в рукописи доношения, которую мы имеем под руками, читается, что осмотр имел место 15-го Январи 1757-го года. 580 Между свв. Димитрием Ростовским и Иннокентиев Иркутским, по хронологическому порядку установления празднований, занимает место преп. Феодосий Тотемский. Донесений комиссий, свидетельствовавших мощи Феодосия, нам неизвестно; а в указе св. Синода от 30-го Сентября 1798-го года о явлении его мощей говорится только, что «при учиненных оному (Феодосия) телу трех свидетельствах оказалось оное тело нетленно». 581 Святцы 1621-го года написаны в Коряжемском монастыре, который в Вологодской губернии, в Солвычегодском уезде, в 15-ти верстах к востокуот Сольвычегодска (в 1868-м году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю); в настоящее время находятся в библиотеке Ундольского (принадлежащей Московскому Публичному Музею), 287. Святцы, написанные неизвестно где между 1606–1625-м годами, в настоящее время находятся в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке, – 51. Об обоих списках святцев, равно как и вообще о святцах с подробными записями Русских святых, см. преосв. Сергия, Полный месяцеслов Востока, т. I, изд. 1 стр. 290 sqq, изд. 2 стр. 852 sqq. 582 Труд неизвестного Троицкого монаха, по всей вероятности – Силона Азарьина, не получивший распространения, читается в двух рукописях фундаментальной библиотеки Московской Духовной Академии: 201. лл 302–340, в 203, лл. 247–277, из коих во втором черновой список, а в первом – беловой. Что выписка сделана к 1657-м году, видно из того, что от преставления преп. Сергия (в 1392-м году) до того времени, как она совершена, полагается 265 лет, – 201 л. 327 об. Митр. Платон, не знавший употребления слова: «летописец» в особенном смысле кратких отдельных о чем-либо записей (в данном случае – записей биографических о святых) зачеркнул слова: «иже с летописцем» и на верху нависал: «иже в летописцех», при чем поправка, так как вдействительных летописцах нет никаких святцев, вышла весьма неудачной (А. Н. Муравьев, не понятно – для какого эффекта уверяющий, будто нашел нашу выписку в куполе (!) Новгородского Софийского собора, – в предисл. к Сентябрю месяцу Житий Русских святых, выдает себя тем, что приводит ее заглавие по неудачной поправке Платоновой).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В грамоте в сольвычегодский Введенский мон-рь, написанной в янв. 1605 г., И. вместе с освященным Собором извещал о Лжедмитрии и благословлял молиться о царе Борисе (ААЭ. Т. 2. С. 78-81, 28). Аналогичные грамоты, по-видимому, были посланы и в др. места. На послание патриарха ссылался Новгородский митр. Исидор в письме о самозванце в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь (Там же. С. 81-84, 29). Соборные грамоты с известием о том, что самозванец - это беглый мон. Григорий Отрепьев, были отправлены польск. королю, сенату, западнорус. духовенству и кн. Константину Константиновичу Острожскому, а также «по городом на Украину к воеводам». Однако послания не возымели действия. Перед кончиной Бориса Феодоровича 13 апр. 1605 г. И. причастил царя и постриг в монашество с именем Боголеп ( Арсений Элассонский, архиеп. Мемуары из русской истории//Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 176). После смерти Годунова на престол вступил его 16-летний сын Феодор Борисович . Царица-вдова Мария Григорьевна просила И. «и весь Собор и боляр великих» о поддержке сына (РИБ. Т. 13. Стб. 574). Патриарх с Собором «благословили великого государя царя и великого князя Федора Борисовича… на Московское государство и на все государьства всея Великия Росии» (ААЭ. Т. 2. С. 87, 32). И. послал окружную грамоту о воцарении Феодора Борисовича (СГГД. Т. 2. С. 189). Патриарх направил в войско под Кромы Новгородского митр. Исидора, для того чтобы тот принял присягу новому царю. Часть войска принесла присягу, но большинство полков 7 мая перешли на сторону самозванца. 1 июня 1605 г., когда войска Лжедмитрия приближались к Москве, посланники самозванца на Лобном месте зачитали грамоту Лжедмитрия москвичам, в которой была описана история «спасения царевича Дмитрия», москвичам обещались всевозможные льготы. В тот же день самозванец отправил в Москву послание, видимо являвшееся ответом на рассылавшиеся по стране соборные грамоты. Называя И. «изменником», Лжедмитрий порицал одновременно и весь «богоненавистный» освященный Собор (ПСРЛ. Т. 34. С. 242). В Москве началось восстание в пользу Лжедмитрия, восставшие арестовали Феодора вместе с матерью и сестрой. 10 июня юный царь и царица Мария Григорьевна были убиты. Вскоре после их гибели подвергся поруганию патриарх, служивший литургию в Успенском соборе, был разграблен патриарший двор. И. так описал эти события: «Множество народа царьствующаго града Москвы внидоша во святую соборную и апостольскую церковь со оружием и дреколием во время святого и Божественного пения... и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша во церкви, и по площади таская, позориша многими позоры» (ААЭ. Т. 2. С. 154, 67).

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010