12. Ровинский Д. А. Подробный словарь русскихъ граверовъ XVI – XIX вв. Томъ 1. А – I. Санктпетербургъ. Типография императорской Академии наукъ. 1895. Стр. 51. 13. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 15. 6. 1900. Стр. 138. 14. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - Л., 1983. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Монастырские церкви: Соборная Михаило-Архангельская, 1653 года, каменная, престол в честь Архангела Михаила. Введенская с трапезной, 1653 года, каменная, престолы в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный, Всех Святых. Этой церкви предшествовала деревянная тёплая церковь с трапезой и с келарской, шатровая, на подклете. Преполовенская (Киприановская), 1780 года, каменная, под спудом - мощи преп. Киприана Устюжского, престолы в честь: Преполовения Пятидесятницы - главный, сщмч. Киприана Карфагенского. Надвратная Владимирская церковь, 1688 года, каменная, престол в честь иконы Божией Матери «Владимирская». В церкви св. прав. Иоанна Устюжского чудотворца 10 декабря 1872 г. освящён придел во имя мцц. Софии, Веры, Надежды и Любви. Иеромонах Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Рафаил, исполняющий пастырские обязанности на эскадренном броненосце " Цесаревич " , 12 апреля 1904 г. награждён набедренником. ВЕВ. - 1873, с. 52-53; 1904, с. 143.Описание Великого Устюга в устюжской писцовой книге " письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году " .//Бысть на Устюзе... Историко-краеведческий сборник. - Вологда: ЛиС, 1993.Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. С. 29-30, 135, 136, 201. Михаило-Архангельский монастырь Общие принципы организации монастырского ансамбля нагляднее всего можно проследить на примере древнейшего из всех устюжских монастырей - Михайло-Архангельского. По сведениям летописца, монастырь этот был заложен в 1212 г., когда основатель его монах Кип-риян " ...изобрел место при езерах за острожною осыпью " . Участок, выбранный Киприяном для строительства монастыря, представлял собой в то время невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. С юго-западной стороны территорию монастыря ограничивал ручей Криночный с двумя озерками, а с северо-востока к монастырю примыкал обширный пруд, названный позднее Архангельским. По мнению автора " жития " Киприяна, основной причиной выбора именно этого места послужило то, что среди дремучего непроходимого бора этот холм был менее залесен, что значительно облегчало его освоение. Кроме того, расположение в глубине территории на расстоянии около километра от берега реки и непосредственно за вновь основанным городом-крепостью обеспечивало этой первоначально маленькой и скромной " пустыне " сравнительно надежную защиту от нападения врагов.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Из этой выписки видно, что Архангельский монастырь на Устюге совершил всего 50 беспошлинных земельных приобретений, из которых 47 залогов, 2 вклада и 1 куплю. Ссуды выдавались устюжским крестьянам и посадским людям, владевшим деревнями в уезде. В качестве залогов только в трех случаях было принято по целой деревне. Обыкновенно же принимались 1 / 2 1 / 3 1 / 4 и другие более мелкие дроби деревни. Наибольший размер ссуды было 800 руб. (единственный случай), наименьший – 14 руб. Наиболее часты были мелкие ссуды, от 50 р. и ниже. Всего монастырь приобрел по этим 50-тя сделкам земель на 7.008 руб. За то же время другой из устюжских монастырей, Троицкий-Гледенский, совершил 42 сделки, преимущественно залоги на сумму 4.114 руб. 16 алт. 4 деньги, Никольский-Прилуцкий – на 1.076 р., Ивановский – на 995 р., Телегов – на 228 р. Из двух сольвычегодских монастырей Введенский – на 200 р. и Николо-Коряжемский – на 100 р. Всеми этими сделками: вкладами, куплями и залогами, монастырь с какою-то силою магнита тянет к себе мелкими частицами земли, и справедливо писали еще в 1627 г. крестьяне нескольких волостей Устюжского уезда в своей коллективной жалобе царю на старцев Телегова монастыря, которые не послушали указа о запрещений монастырям приобретать черные земли: «и ныне беспрестанно в черных волостях у тяглых крестьян деревни и пожни, и пашни, и всякие угодья покупают и за вклады емлют, и что, Государь, было в тех волостях лучших деревень и крестьян, то они старцы все побрали к себе за монастырь». Хозяйственные операции, предпринимавшиеся монастырями, и многочисленные юридические сделки, в которые они вступали, создавали для них постоянные и неизбежные отношения с соседями, с целыми земскими мирами, посадами, сельскими волостями, как и с отдельными их членами, окутывая монастыри сложной мелкой паутиной житейских, привязывавших их к земным интересам, нитей. Нельзя сказать, чтобы эти отношения были всегда гладки. Даже более того, нередко они были прямо враждебны. В отношениях к монастырю древне-русское общество обнаруживает ту же двойственность, которую оно проявляло вообще к духовенству, без которого не могло обойтись и которое часто не уважало. Чтя святыню монастыря и неся в монастырь обильные пожертвования, оно постоянно спорит, ссорится и судится с монастырем. Хорошо известно из житий, как недружелюбно встречали отдельные сельчане и целые деревенские общества святых отшельников, пытавшихся основаться в пределах их владений, как искони ненавидящий Благо человеческого рода дьявол влагал в сердца этих сельчан размышления в роде таких, что «аще не престанут бывати чудеса... и состроится монастырь, и вселятся ту мниси, по мале времени совладеет нами и селы нашими».., и как эти неблагодарные люди «от прилежащие веси» обращались к святому отшельнику со словами: «отче, неугодно нам твое зде пребывание», а иногда и выгоняли его от себя силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Юрьевский Петропавловский , 3 кл., общ., близ г. Юрьева. Существовал еще в XVI в. и был мужским; разграбленный в XVII в. литовцами, он затем не возобновлялся. Настоящий жен. мон. был учрежден здесь в 1874 г. При нем школа и богадельня. Владимирская община, при Димитриевском погосте, Ковровского у. Учреждена в 1897 г. Знаменская община в г. Коврове. Учреждена в 1899 г. При ней школа с классами рукоделия. Свято-Николаевская община при Николаевской церкви, близ с. Назарьева, Ковровского y., учрежденная в 1898 г. Вологодская епархия Мужские: Введенский , 3 кл., в г. Сольвычегодске. Основан в 1565 г. Церковь Введения, построенная в кон. XVII в., замечательна своей архитектурой. Близ неё находится гробница Фомы юродивого, чтимого местными жителями. Глушицкий Покровский , в 4 в. от Дионисиева мон. Основан в 1413 г. пр. Дионисием; с 1680 г. приписан к Дионисиево-Глушицкому мон. Здесь находятся гробницы иноков Макария, Тарасия 65 и Феодосия (ученика пр. Дионисия). Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий , 3 кл., общ., в 22 в. от г. Кадникова, на бер. р. Глушицы. Основан в 1420 г. пр. Дионисием Глушицким (см. 1 июня). Здесь почивают мощи препп. Дионисия и Амфилохия (см. 12 октяб.) и находятся: чудотворный деревянный резной крест, сделанный пр. Дионисием и писанные им иконы Божией Матери – Покрова в Знамения и резная – Одигитрии. В часовне, устроенной над колодцем, выкопанным пр. Дионисием, доныне хранится большой крест из сосновых брусьев, сделанный в 1602 г. из остатков громадной сосны, от которой и получил свое название мон. Заоникиевская Владимирская пуст., общ., в 15 в. от г. Вологды. Основана пр. Иосифом в 1588 г. (см. 21 сент.). Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме, в приделе его имени; над гробницей преподобного – высеребренная рака чеканной работы и образ его во весь рост; здесь же гробницы двух сподвижников его – Антония и Иоанникия. В мон. находится явленная пр. Иосифу Владимирская икона Божией Матери, известная под именем Заоникиевской. Ежегодно 23 июня в мон. совершается крестный ход из церкви св. Василия Великого , находящейся в 7 в. от мон.; 21 сент. бывает крестный ход из мон. в часовню, находящуюся в дер. Обухове, где родился пр. Иосиф. При мон. школа (с 1889 г.) и богадельня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. Основным источником сведений об И. С. является его Житие, написанное современником святого и вошедшее в «Историю города Соли Вычегодской древних и нынешних времен» А. И. Соскина (1789). И. С. «родом бе двинянин», в Соль Вычегодскую (ныне Сольвычегодск) пришел в молодости; имел обычай «бегати» зимой и летом «в единой срачице и не обувен, босыми ногами», никогда не принимал милостыню. Он нередко посещал сольвычегодский Введенский мон-рь (основан в 1565 братьями Строгановыми), ночевал здесь в «поваренной келии». Юродивый часто бывал в роще, где свивал кольца из тонких березовых ветвей «и по три кольца, вместе связываемыя, меташе по земли». Пророчества И. С. излагал «прикровенными речьми». Святой предсказал опустошительный пожар в Соли Вычегодской 25 сент. 1656 г., смерть в 1664 г. внука боярыни М. И. Строгановой (в монашестве Марии) и др. события. Перед кончиной он исповедался архим. Введенского мон-ря Герасиму «не яко юрод, но в целости умней со многими слезами», причастился Св. Христовых Таин; завещал похоронить себя рядом с др. сольвычегодскими блаженными. В «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. сообщается: «7177 года генваря на 28 число ночью преставися Иван Самсонович блаженный, а погребен 29 числа с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». И. С. упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В «Иконописном подлиннике» Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы в сольвычегодском Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий, иже Христа ради юродивые, в Введенском монастыре, новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». Память святых отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 гг.). Митр. Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Канонизация И. С. совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/471492.html

Рубрики Коллекции Священномученик Зосима Трубачев: его охраняли рабочие, взявшись за руки, они не допустили избиения верующих... 6 мин., 26.02.2024 Поделиться  Чтобы привлечь православных переходить к обновленцам, власти разрешили последним совершать крестные ходы по городу, тогда как православные на это права не имели, и в случае неповиновения им грозили различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменять крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали агрессивно теснить атеисты, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму и духовенство охраняли прихожане храма — ивановские рабочие. Взявшись за руки, они оцепили процессию и не допустили избиения верующих... Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году — Московскую духовную академию. Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера, большого почитателя иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому он нередко обращался за советами. Протоиерей Зосима Трубачев Душевные качества Зосимы, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Патриарх Тихон рукоположил его во священника.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-zosim...

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь, и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе, и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться. Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение, и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь, и пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе, и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келью и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского, Варлаама, антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро, и прозвал его Недумою рекою, по следующему случаю. При рытии канала, Леонид ужален быль змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда, и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря однако и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода, во время разлива реки Лузы, потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером, при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид, с благословения Ростовского митрополита, церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря, Арсением, 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители, преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по пасхе.

http://pravicon.com/info-2778

Христофорова Пустынь. Христофорова Богородицкая Пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1555. Адрес: Архангельская область, Вилегодский район, Христофорова Пустынь Координаты: 61.187052, 47.22279 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским, учеником и пострижеником преподобного Лонгина, игумена Коряжемского монастыря, через десять лет после кончины которого он поселился в верховьях речки Малая Коряжемка, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Сольвычегодска. Вскоре к нему начали приходить послушники и около 1555 года основалась там под его настоятельством обитель. Здесь была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой и от которой происходили многие исцеления. Обитель прославилась примерным житием тружеников и открывшимся рядом целебным источником, от которого царица Анастасия, супруга царя Иоанна Василиевича Грозного, получила облегчение в болезни. Царь щедро наградил Христофора, пришедшего в Москву за подаянием на строительство. По окончании обительного здания, в 1572 году, преподобный оставил тайно братию свою, и куда он скрылся, и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. С сайта храма Всех Святых Христофорова Богородицкая (во имя иконы Божией Матери Одигитрия) мужская пустынь была основана в 1555 г. прп. Христофором, Вологодским чудотворцем. С 1582 по 1764 г. пустынь была приписной к Николаевскому Коряжемскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Храм обращён в приходской. Каменная Богородская церковь находилась в с. Богородское, построена в 1763 г. Была известна чудотворной иконой Божией Матери Одигитрия. К началу XX века церковь обветшала, в 1909 г. её решено было разобрать, но Императорская археологическая комиссия своего согласия на это не дала. Вторая церковь - Введенская - была разобрана, вместо неё построена новая, освящённая 1 марта 1907 г. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Александр Амосов.

http://sobory.ru/article/?object=22135

ГЛЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в двух верстах от уездного города Великого Устюга, на высокой горе, называемой Гледень, между реками Сухоною и Югом, которые здесь соединясь, текут под именем северной Двины; состоит под управлением Игумена. – Основан в XII веке. Около этой обители был в древности (с XI до начала XIII в.) Город Великий Устюг, до перенесения на нынешнее место. – Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Тихвинской Божией Матери, теплая, и 3) вне монастыря, св. Иоанна Устюжского, построенная на месте рождения этого святого, и принадлежавшая прежде к отдельному монастырю (см. Ивановская пуст.). ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Сольвычегодске; находится под управлением игумена. Основан в 1563 году. Здесь соб. церковь Введения Божией Матери, с двумя приделами, которой нынешнее здание начато строиться в 1680, кончено в 1689 году; вообще храм этот великолепно украшен иждивением Г. Григория Дмитриевича Строгонова. Внизу под папертью собора устроена еще церковь Богоявления Господня. – Между погребенными в этой обители, есть гробница Юродивого Фомы, которого память почитается окрестными жителями. – В этом монастыре помещено Духовное Правление и находится дом для приезда Архиереев. Ризница здешняя, Обогащенная драгоценнейшими вкладами Г. г. Строгоновых, есть одна из замечательных по всей губернии. КОРЯЖЕМСКИЙ, муж. 3 класса, в 16 верстах от уездного города Сольвычегодска, на реке Вычегде, при впадении в нее речки Коряжемки; находится под управлением игумена. Монастырь этот основан в 1535 году Преподобными Логгином и Симоном, последователями св. Стефана, первого епископа Пермского: они первоначально построили здесь, в пустынном месте, часовню и келью, а потом деревянную церковь Николая Чудотворца и собрали братство. Преподоб. Симон, вскоре после основания Коряжемской обители, удалился за 60 верст оттуда, в пустыню, где впоследствии устроил Сойгинский монастырь; а св. Логгин оставшись настоятелем обители, по кончине своей, был здесь погребен, вне церкви; но чрез 16 лет, по некоторому видению Устюжскому воеводе, мощи его перенесены в самую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1914 году настоятелем пустыни назначается иеромонах Леонид (Молчанов). Его труды по материальному и церковному укреплению пустыни были замечены. В марте следующего года о. Леонид возводится в сан игумена. Имя игумена Леонида (Молчанова) на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века (будучи настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря, в 1918 году о. Леонид был признан врагом советской власти и расстрелян). В 1918 году имущество обители было национализировано, в монастыре открыт детский дом для сирот гражданской войны, а монахов обязали работать в сельскохозяйственной артели по обслуживанию детей. С 1925 года в пустыни разместился дом отдыха «Андога» Леноблсовпрофа. В 1927 году обитель была закрыта. Колокол с колокольни сняли, да тот не дался в руки – упал с лодки, по сию пору лежит на дне Андоги напротив монастырских ворот. Во время Великой Отечественной войны в монастыре открыли госпиталь. После войны госпиталь преобразовали в дом инвалидов войны, а с 1974 года – в интернат для психбольных. В 1995 году администрация Кадуйского района безвозмездно передала Вологодскому епархиальному управлению бывший Андогский психоневрологический интернат для восстановления и использования под монастырь. Петербургский архитектор Е.П. Варакин сделал архитектурные чертежи монастыря (сейчас они находятся в Воскресенском соборе). Монастырь пытались реставрировать, но из-за недостатка финансирования дело забросили. Большой ущерб был нанесен монастырю в результате пожара летом 1996 года.  В 2000 г. были обретены мощи Филиппа Ирапского на месте его погребения (возле стены Троицкого собора) и перенесены в восстановленную часовню преподобного в центре Череповца. http://manorg.ucoz.ru/publ/7-1-0-4 Восстановление монастыря, абсолютное большинство построек которого было доведено до аварийного состояния, а часть находилось и вообще в руинированном состоянии, началось летом 2016 года. В августе здесь было официально открыто архиерейское подворье во главе с настоятелем иеромонахом Феодосием (Беловым) и строителем иеромонахом Геронтием (Чудневичем). За прошедшие полгода были проделаны огромные работы: были восстановлены ряд келейных корпусов, трапезная, баня, гостиница, на значительной части построек перекрыта крыша, полным ходом идет восстановление древнего Казанского храма (1755 года постройки), выстроена новая деревянная часовня. Расчищена территория вокруг монастыря. Число насельников выросло до 30 человек.

http://sobory.ru/article/?object=08797

Сведений о строителях и обстоятельствах сооружения пока не найдено. А ведь они могли бы объяснить феномен памятника, который один стоит целого ансамбля. В Великоустюжском филиале госархива Вологодской области удалось обнаружить только договор на роспись верхнего храма у паперти с устюжскими мещанами Андрнаном Протопоповым и псаломщиком Успенского собора Семеном Поповым (1779 г.). Проработав на Лузе «два лета», они, как жаловались заказчики, «работы... не окончили и теперь уже по третий год... не приехали да, может, и впредь... быть не намерены». Нельзя сказать, что Покровская церковь вовсе не имеет аналогов. Сам тип двухэтажного культового здания со ступенчатым построением алтарной части, при котором храмовое помещение нижнего этажа находится под апсидой верхнего, появился в Великом Устюге ранее. Для этого региона характерно и завершение храмов малыми ярусными восьмериками — именно отсюда оно пришло на Вятку. Однако многие композиционные черты Покровской церкви индивидуальны. Во-первых, сочетание нижнего алтаря из двух полукружий с верхним пятигранным. Во-вторых, местоположение колокольни. Первоначально она, быть может, даже не предусматривалась. На это указывает западный фасад. Его великолепная декорация — где еще этот фасад так решался! — в случае пристройки оказалась бы заслоненной. Лишь ближе к концу VIII века колокольня была все же возведена, но прикомпонована к северо-западному углу здания через соединительный притвор. В основании колокольни и притвора — лестница на второй этаж. До этого туда вели, очевидно, высокие деревянные крыльца, примыкавшие к обеим сторонам трапезной: на ее стенах сохранились порталы. И, в-третьих, пропорции, особенно храмового завершения. Основной восьмерик не только крупнее, но и удлиненнее, чем в любом другом однотипном памятнике — потому и его взлет, продолженный еще двумя восьмериками, столь динамичен. Видимо, чтобы не спорить с верхом храма, и колокольню намеренно занизили. Сложное впечатление производит и фасадное убранство Покровской церкви. С одной стороны, ко многим его слагаемым нетрудно подобрать параллели в лальском Воскресенском соборе, о связи которого с Введенским в Сольвычегодске уже говорилось. Нам знакомы капители в виде валиков, ордерные наличники с колонками, витыми или обработанными «под резьбу», тяжеловатые разорванные фронтончики и т. п. В наличниках нижнего алтаря употреблены и гшлястрочки, суживающиеся книзу. Есть на фасадах и популярные в Устюге бровки. Тем не менее все это «аранжировано» или прямо переосмыслено. Например, бровки, как правило, отрывающиеся от обрамления, здесь прикреплены к антаблементам окон. Исключительна пластика деталей. Пожалуй, нигде на Севере не встретить в XVIII столетии такой сочности и чисто дворцовой пышности.

http://sobory.ru/article/?object=12547

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010