30 сентября 1918 г. в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии: «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти...» В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева. Далее «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять». Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли. В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев. В 2005 году Феодосий (Соболев) архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых. С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=06445

" Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 3-го округа. По Едомской Введенской церкви. Деревянная, одноэтажная церковь древней, но обыкновенной архитектуры, начата строить 1738 г. вместо ветхой деревянной же по благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила, а окончательно построена посвящена 1748 г. во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В сем храме достопримечательны по своей древности три иконы, 1-я Покров Пресвятой Богородицы, 2-я Великомученика Георгия с чудесами и 3-я Знамение Божией Матери, они чисто русского письма; но когда именно и кем писаны неизвестно. Удостоверяют, что упомянутые иконы перенесены из ветхой дер[евянной] церкви Покровской, существовавшей до 1738 г. А в настоящее время эти же самые иконы перенесены в новоустроенный каменный храм и поставлены в местный иконостав. В утвари церковной, в облачениях и в библиотеке по сей церкви замечательных предметов древности не оказалось.   ...   Благочинный Красноборский Спасский иерей Николай Аксенов. 1854-го года сентября 10 дня " . ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 107-108. А вот что указано в ИИАК (вып. 61, Петроград, 1916, с.30) :  С. Едома. Николаевская церковь, 1748 г. Деревянная, ярусная. На верху клетскаго храма срублен небольшой восьмерик, имеющий только декоративное значение. Он завершается очень красивой главкой, шея которой поставлена наподобие купола. Как глава, так и шея с подножием сохранили еще чешую. Рис. 31, 32. Церковь. Рисунок, разрез, план. В приходе существовали две церкви - Введенская (1842 г., каменная) и Покровская (1748 г., деревянная, однопрестольная). Церковь Покрова Богородицы в Сидорове Едоме, в Двинской трети Устюжского уезда, упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Едомская Введенская церковь имела три престола - Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца. Холодный храм во имя апостолов Петра и Павла освящён 8 июня 1880 г.

http://sobory.ru/article/?object=24421

26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители. Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному. Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «...в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти. По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян. Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно. Монастырь позже был упразднён, колокольня и ограда были сломаны. От него остался только один храм Введения.

http://sobory.ru/article/?object=06445

... Существующий каменный собор относится к концу XVII века. Заказчиком его являлся представитель уже следующего поколения Строгановых — Григорий Дмитриевич (1656-1715). Знаменитый человек, крупный промышленник и одновременно вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома и самого Петра I, он был явным приверженцем новых светских форм в искусстве. Так, на средства Д. Строганова в 1679 г. издается первый русский теоретический трактат по музыке композитора Н. Дилецкого «Мусикийска грамматика», с авторским посвящением «во благородных благородному». А церковные хоры строгановских крестных с многоголосием пользовались широкой популярного в столице, сыграв большую роль в утверждении нового стиля в русском церковном пении конца XVII века. Г.Д. Строганов, сосредоточив к 1688 г. в своих руках огромное состояние, возводит в Сольвычегодске в фамильном монастыре монументальный храм Введения вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви. В своем строительстве он явно стремится не только следовать примеру своих предков и заслужить тем самым «себе вечную память и славу», как об этом сообщает Соскин, но и, безусловно, превзойти их, соорудив более пышный и нарядный храм. Заложенный в 1688 г. Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 г. Устройство в 1691 г. теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Кроме того, создание в 1693 г. икон для иконостаса собора служит достаточно веским основанием для датировки тем же годом и окончания его строительства. Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII—XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г.Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы. Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Его сильно вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами, выглядит парадно-торжественно. Это впечатление усиливают высокий подклет и двухъярусная арочная, первоначально открытая галерея (заложена в XVIII в.) с эффектным крыльцом с запада, которая охватывает четверик с трех сторон. Хотя собор в целом и принадлежит к бесстолпным, пятиглавым постройкам с трехапсидным алтарем, то есть к широко распространенной в XVII столетии типологической схеме, он решен совершенно необычно.

http://sobory.ru/article/?object=06445

1843 г., – родилась дочь Екатерина. 1846 г., – родился сын Иннокентий. 1846–1848 гг., – учитель Шадринского сельского училища. 1848 г., – в Вологодской духовной консистории рассматривалось дело о «предосудительных поступках священника Иоанна Верюжского » по от ношению к своим прихожанам. Перемещен к Богоявленской церкви в селе Пежма Вельского уезда. 1848 г., – родился сын Дмитрий. 1850 г., – родилась дочь Александра. 1854 г., – родилась дочь Антонина. 1855 г., – родился сын Владимир. 1857 г., – родилась дочь Мария. Между 1857 и 1862 гг., – скончалась супруга о. Иоанна. 1860–1863 гг., – учитель в Василистовском сельском училище. 1863–1867 гг., – катехизатор при Троицком соборе в Вельске. Памятные даты 1864 г., – умерла дочь Екатерина. 1865 г., – следствие консистории по жалобе прихожан на священника Иоанна Верюжского . 1867 г., – переведен к Троицкой церкви в селе Верхняя Тойма Сольвычегодского уезда. 1868 г., – уволен от Троицкой церкви, причислен к вологодской градской Казанской церкви; утвержден в должности учителя Вологодского духовного училища. 1868 г. 14 ноября, – награжден набедренником. 1870 г., – постановлением училищного собрания священнику Иоанну объявлена благодарность, однако епископ Палладий (Раев -Писарев) постановление не утвердил. 1871 г., – объявлена признательность архиерея за труды по «обревизованию» приходо-расходных книг и отчетов за 1871 г. семинарии и 6 духовных училищ. 1874 г., – уволен от учительской должности и определен к вологодской Мироносицкой церкви. 1875 г., – награжден скуфьей. 1877 г., – перемещен к кладбищенской Введенской церкви. 1877 г., – утвержден депутатом на епархиальный училищный съезд. 1879 г., – произнес слово на основание храма в Заоникиевой Владимирской в честь Богородицы пустыни. 1880 г., – вышла книга «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых». 1880 г., – из-за болезни уволен сначала от Введенской церкви, затем из Вологодской епархии. 1882 г., – принят в братство Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

В летнее время здесь бывают крестные ходы с чудотворной иконой Успения: 1 июня – в Николаевскую Пустораменскую церковь , 20 июля – в город Вологду и 16 августа – в город Кадников. При пустыни имеется гостиница и странноприимный дом с бесплатным довольствием богомольцев. Ближайшая станция «Семигородная» Московско-Архангельской железной дороги находится в 5 верстах от пустыни. Сольвычегодский Введенский монастырь. Введенский монастырь находится в самом центре города Сольвычегодска. Основан он в 1565 году тремя братьями известной фамилии Строгановых, – знаменитых колонизаторов северо-восточного края. Первоначально ими был здесь построен один деревянный храм в честь Введения, отчего обитель и стала называться Введенской. Впоследствии делались новые деревянные постройки. В конце XVII столетия весь монастырь был истреблен пожаром. Тогда Григорий Дмитриевич Строганов начал постройку новой каменной церкви, благополучно законченную к 1689 г. Новопостроенная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы весьма замечательна в архитектурном отношении. Храм имеет форму квадрата. громадной башней возвышающегося над обширным шестиугольным основанием; над плоской крышей высятся пять грушеобразных куполов. Вокруг кровли идет обширная терраса, с которой открывается великолепный вид на город и его окрестности. Роскошный иконостас отличается художественной резьбой. Иконы скопированы с картин знаменитых художников. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя Свв. прпп. Антония и  Феодосия Печерских и во имя Св.  Митрофана Воронежского . На северо-запад от храма возвышается высокая колокольня. Между храмом и колокольней находятся могилы юродивых: Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Весь монастырь обнесен каменной оградой. Управляет им игумен. Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь в Кадниковском уезде. Сосновецкий монастырь находится в 22 верстах от уездного города Кадникова на берегу реки Глушицы, по соседству с Покровским Глушицким монастырем. Основан он в 1420 г. прп. Дионисием Глушицким. Преподобный Дионисий, основатель Покровского монастыря, подвизался долгое время в нем. Ища уединенного безмолвия, он часто удалялся из него за 4 версты в лес, где под толстой развесистой сосной устроил себе келию; это место потом стали называть Сосновицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вскоре после того святой явился одному земледельцу, по имени Савелию Онтропову, и велел сделать себе новый гроб. На вопрос Савелия: кто он? – явившийся назвал себя Прокопием и объяснил, что он, тело которого недавно явилось при церкви. Савелий, исполнивши повеленное, объявил народу о явлении ему праведника, тело которого было переложено в новый гроб, а ветхий гроб по прутьям народ разобрал на память себе и благословение. Много лет св. мощи почивали в часовне, привлекая себе поклонников из окрестных мест, так как слух о происходящих от них исцелениях распространялся все более и более; хотя по простоте времени совершавшиеся тогда чудеса ни кем не были записываемы и с годами приходили в забвение, – не смотря на то вера в св. Прокопия, как несомненного угодника Божия и почитание его мощей постоянно возрастали и дошли до того, что когда вместо обветшавшей Введенской церкви построена была новая деревянная церковь , тогда и мощи перенесены были в нее из часовни и поставлены подле южной стены. С того времени, вероятно, стали совершать прав. Прокопию и церковную службу по особой книжице. По усердию Сольвычегодского купца Иоанна Ермолаева, видевшего чудесные исцеления от гроба праведн. Прокопия, в 1652 году иконописцем Онисимом Карамзиным был написан образ праведника. Мощи прав. Прокопия были свидетельствованы в августе 1696 года по указу Афанасия, архиепископа Холмогорского и вторично 28 октября 1739 года при императрице Анне Иоанновне. С того времени, со второго освидетельствования, стали устраивать и храмы в честь его. Так в 1764 г. был устроен придел при Верюжской Введенской цекрви, где мощи почивают. В 1774 г. среди поля под ключом воды устроена часовня, в которой находился чудотворный образ праведн. Прокопия; сюда 8 июля ежегодно приходит множество богомольцев. В 1818 году Св. Синод приказал Вологодскому епископу вновь освидетельствовать мощи праведн. Прокопия и о последствиях о сем донести. 1 августа 1818 года мощи прав. Прокопия в третий раз были освидетельствованы. По освидетельствовании оных, преосвященный Онисифор писал в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма) – приходской храм города, являвшейся до 1989 года храмом Николо-Коряжемского монастыря. Содержание История [ править править код ] Коряжма молода как город, но история ее восходит к 1535 году, когда два монаха Вологодских монастырей Лонгин и Симон основали на берегу реки Коряжемки маленькую часовню в честь Николая Чудотворца. Позже на этом месте был построен монастырь, который по названию реки Коряжемки и часовни Николая Чудотворца был назван Николо–Коряжемским, а настоятелем его был сам Лонгин. До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1671 году взамен деревянной Благовещенской церкви был построен каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь. В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей. В 1896 году по указу Святого Синода монастырь становится самостоятельным. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи. Николо-Коряжемский монастырь. Фото 1909 года Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Лонгина_К...

С сайта  Южный Куст Николо-Коряжемский монастырь (город Коряжма). Дата постройки: Николаевский собор (1904-1913), Спасская церковь (1746), Колокольня (1996-1998), надкладезная часовня (1994), часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами (нач. ХХ века). Время основания монастыря относится к 1535 году, когда двумя преподобными Лонгином и Симоном здесь были построены часовня и деревянная церковь в честь святого Николая Мирликийского чудотворца. Отсюда и название монастыря - Николаевский. Коряжемский - от речки Коряжемка, в устье которой он расположен. До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1665 году взамен деревянной Благовещенской церкви был основан каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. " Строил его по великому обету о памяти родителей своих и себя Великий Господин просвященный Александр, Епископ Вятский и Великопермский своею келейною " казною в 1667 - 1671 годах. В 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь. В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей. 32 года монастырь был " приписанным " , т. е не имел самостоятельности и штата. В 1896 году по указу Святого Синода монастырю была восстановлена самостоятельность. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи. Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием. Колокола сообщали о приближении неприятеля: такая функция была у поморских колоколен, например, в годы Крымской войны: «...назначены на колокольнях постоянные караулы, ... таким образом, что при первом появлении неприятеля... караульный ударит в набат» 9 . Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. У церкви Вознесения Господня на Соловках «над колокольнею находится деревянная глава... а поверху главы устроен деревянный фонарь со стеклом, который служит маяком». Рейнеке в «Гидрографическом описании Белого моря» упоминает при маяке на Мысе-Острове башенку с колоколом, «который звонит во время тумана» 10 . Память о такой функции колоколов сохранилась в народной молве 11 . Аналогичную функцию выполняла звоница Петропавловской церкви Чёлмужского погоста. В.П. Орфинскнй пишет, что в «туманные дни рыбачьи лодки, заблудившиеся в шхерах прибрежных островов, находили дорогу домой по призывному колокольному звону и мерцанию огонька на звоннице» 12 . В поморском селе Ненокса также били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью. Аналогично использовали колокола почти во всех северно­русских деревнях, с жителями которых мне приходилось разговаривать о подобной функции колоколов. Колокола размеряли время. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI в. в большом количестве появляются также башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами. Самые первые такие часы на Севере были установлены Семеном Часовиком, архиепилем (мастером архиепископа новгородского и псковского) в Соловецком монастыре в 1539 г. В Спасокаменном монастыре на Кубенском озере имелись «колоколенные» часы, сделанные в 1670 г., на колокольне Архангельского монастыря Устюга Великого – «часы железные боевые». В книге «Развитие хронометрии в России», откуда взяты сведения о башенных часах, имеется также изображение часов на колокольне Выгорецкого монастыря 13 . Из других источников узнаем о существовании подобных часов в Вологде, в Сумпосаде, в Верколе, на колокольне кафедрального собора в Архангельске, в монастырях Троице-Стефано-Ульяновском, Кожеостровском Николо-Карельском, Шенкурском женском, Онежском Крестном, Сямском, Михаила Архангела в Архангельске, Сольвычегодском, Введенском и других. Приведенный список явно не полон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010