Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1535. Адрес: Архангельская обл., г. Коряжма, ул.Кедровая Координаты: 61.315472, 47.187132 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевский Коряжемский монастырь, общежительный, в 15 верстах от села Сольвычегодска, при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду. Основан в 1-й половине XVI века пр. Логгином (см. 10 февраля) вместе с иноком Симоном Сойчинским (24 ноября 1561 года). Упраздненный в 1863 году, он в 1896 году был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 году и возобновленном в 1887 году, покоятся под спудом мощи пр. Логгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранятся холщевая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтится икона святого Николая чудотворца. Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Коряжемский храмовый комплекс посвященный преподобному Лонгину и вначале назывался Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Первое упоминание о монастыре относится к 1535 году, когда монах Лонгин основал обитель, в устье реки Коряжемка. на берегу реки Вычегда, на пустом болотистом месте Лонгин поставил келью, затем часовню. Монастырь постепенно стал заселяться монахами, была построена церковь во имя Николая Чудотворца. Лонгин стал игуменом монастыря. Скончался преподобный в 1540 году. Его тело было погребено близ церкви Николая Чудотворца. Через 17 лет мощи Лонгина были перенесены на новое место — под спуд церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, у северной стены подле алтаря.  В 1864 году монастырь был причислен к сольвычегодскому Введенскому монастырю. После 1917 года монастырь перестал существовать, монастырские земли передали колхозам, в 1927 году монастырь был закрыт, в поздние времена здание использовалось под склад, на втором этаже размещались кабинеты служащих. В 1970 году здание забросили, сломали купол.  Раньше возле монастыря была кедровая роща и колодец, выкопанный Лонгином. После закрытия монастыря они были уничтожены. Бесследно пропали и мощи святого Лонгина. В 1988 году монастырь был передан Церкви, сюда были возвращены власяница и вериги основателя монастыря, здания  отреставрировали, территорию монастыря  обнесли новой оградой.

http://sobory.ru/article/?object=06309

В нач. XIX в. в К. м. часто менялись настоятели. В отдельные периоды мон-рь и вовсе оставался без игумена, как, напр., после кончины престарелого игум. Корнилия († 1802). При следующем игумене, Варлааме, братия состояла в основном из белого духовенства, присылаемого в К. м. за различные проступки. В 1803 г. игум. Варлаам получил назначение прибыть в Вологду для участия в крестном ходе. Игумен был освобожден от назначения, т. к. служить в К. м. некому: иеромонахов в обители не было, казначея за проступки лишили клобука, рясы и камилавки, а проч. насельников оштрафовали. Следующий игумен, Арсений, за различные проступки был лишен управления обителью и в 1812 г. сослан в сольвычегодский Введенский мон-рь, архимандрит к-рого стал временно управлять и К. м. В 1819 г. игум. Арсений был запрещен в священнослужении и сослан в Семигороднюю пуст. Кадниковского у. Состояние К. м. несколько улучшилось после назначения на игуменство в 1819 г. иером. Гавриила, строителя великоустюжского Знамено-Филипповского мон-ря. Вместе с бывш. устюжским послушником Виктором Базилевским, к-рый принял постриг с именем Вениамин, он занялся благоустройством обители. Иером. Гавриил продал участок в Сольвычегодске, с 1806 г. принадлежавший монастырю, но не приносивший дохода, а также начал сбор средств для ремонта церквей и др. монастырских зданий. Надвратную церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня разобрали из-за угрозы обрушения. Для налаживания уставной жизни иером. Гавриил получил разрешение не выдавать деньги братии, а снабжать их одеждой и кормить. За заслуги в 1821 г. иером. Гавриил был возведен в сан игумена, а в Сольвычегодском духовном правлении назначен присутствующим с правом старшинства перед благочинными Гавриилом Кубеницким и Андреем Громовым. Последние остались недовольны этим назначением и, освидетельствовав в 1823 г. монастырскую ризницу, подали на игум. Гавриила жалобу. Однако епископ признал игум. Гавриила невиновным (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 12. С. 316). Благодаря стараниям игум. Гавриила К. м. стал получать ежегодную сумму из гос. казны в размере 1460 р. Кроме того, мон-рь был освобожден от ежегодной высылки денег на «заведение приличного одеяния» и обуви крестовой братии, а также от содержания певчих архиерейского хора.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В 1825 г. временно управляющим К. м. был назначен насельник Гледенского во имя Св. Троицы монастыря иером. Варлаам. Однако вскоре его уличили в пьянстве и подаче «бессмысленных рапортов», запретили в священнослужении и вернули в Гледенскую обитель (Там же. С. 317-318). К. м. возглавил архимандрит сольвычегодского Введенского мон-ря Августин (Марсов). В это время в К. м. числились лишь белый свящ. Михаил Селянинов (более 90 лет), иеродиакон и 2 несовершеннолетних послушника. По просьбе архим. Августина иером. Варлааму вернули право священнослужения и вновь поставили управлять обителью. С 1828 г. настоятелем стал бывш. строитель Лальского мон-ря Иероним. При нем был произведен ремонт обветшавших монастырских зданий, пополнилась ризница. Последним настоятелем К. м. до приписки к сольвычегодскому Введенскому мон-рю в 1864 г. был Фалласий. 22 янв. 1864 г. К. м. потерял самостоятельность: монастырскую казну описали и сочли ее скудной (ок. 400 р.), штатный оклад К. м. по решению Синода был переведен во вновь учрежденный Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . (Неверно интерпретировав понятие «штаты», В. С. Безроднов посчитал, что в Самарский Никольский мон-рь переехали насельники К. м.- Безроднов. 2011. С. 57.) Немногочисленную братию (10 чел.) перевели в Сольвычегодский мон-рь. В 1896 г. указом Синода была восстановлена самостоятельность К. м. и был введен строгий устав Саровского мон-ря. Возможно, причиной такого решения стало завещание 1-й гильдии купца М. А. Хаминова мон-рю 40 тыс. р. при условии его восстановления как общежительной обители. Помимо этого К. м. получил 5 тыс. р., на проценты с которых следовало ремонтировать постройки. Игуменом был назначен казначей вологодского Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса монастыря Нектарий (Акиндинов). Вместе с ним в К. м. переехали насельник Заоникиевской пуст. иером. Амфилохий и послушник. В мон-ре они обнаружили запустение и нищету. Один из прибывших в К. м. вместе с игум. Нектарием подробно описал неприглядную обстановку и бедность жилых помещений.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены… 30 сентября 1918 года в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии, где указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…». В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева. Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять». Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли.

http://sobory.ru/article/?object=41850

Башня над источником Башня над источником, которая, возможно, использовалась как часовня, предположительно построена в начале ХХ в. Здание расположено в южной части монастыря, стоит над источником, из которого вытекает ручей. Сложено из бревен, обтесанных снаружи, рублено " в лапу " . Представляет собой двухъярусную башню, восьмигранную в плане. Второй ярус значительно шире первого, покрыт высокой восьмискатной кровлей. Завершается небольшим открытым ярусом, в котором восемь круглых в сечении столбиков несут восьмискатную кровлю, увенчанную невысоким шпилем. Покрытие кровель дощатое. В нижнем ярусе с севера устроен входной проем. На двух гранях нижнего яруса и на всех гранях верхнего по центру расположены прямоугольные окна. Внутри башня открыта на всю высоту. Во втором ярусе по периметру стен устроена на ширину выноса яруса небольшая галерея. Пол в первом ярусе земляной. Монастырское здание (ул. Советская, 15) Со слов местных старожилов, здание принадлежало Введенскому монастырю. В нём держали мелкий рогатый скот и свиней. После революции здание было передано Сольвычегодскому курорту в качестве свинарника. Есть основания предполагать, что оно было возведено в качестве культового сооружения. Одноэтажное каменное здание, размером 24х14 м, построено из большемерного кирпича и имеет полуподвальный этаж. Толщина стен от 100 до 160 см. Основу композиции в плане составляет прямоугольник, перекрытый коробовым с распалубкой сводом. С запада к нему примыкают три разновеликие помещения. Все они перекрыты коробовыми сводами. Вход в основной объем и боковые помещения осуществляется через центральное помещение. С востока к центральному объему примыкает квадратное в плане помещение, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и помещение, напоминающее половину пятистенной алтарной аспиды. Внутреннему членению снаружи соответствуют широкие лопатки со спаренными колоннами. Над окнами треугольные фронтончики, по сторонам окон колонны. Одно из древнейших сооружений города. Входит в комплекс Введенского монастыря. Дата постройки: время построения здания не установлено. Предположительно XVII-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=41850

1398 А. Введенский упоминает мастеров разных специальностей, работавших в иконных горницах» Строгановых: «тёрщики» приготовляли краски, «писчики» писали надписи, «крестещики» изображали кресты (Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 196). Однако, по нашему мнению, крестечники-«крестещики» – это мастера-специалисты в области миниатюрного рельефа, вырезавшие из дерева или из кости кресты напрестольные, наперстные или нательные. 1399 В Сольвычегодске мастерские Строгановых производили различную продукцию, необходимую для обслуживания вотчин, в том числе и серебряные сосуды «для своих вотчинных церквей». Затем всё это «вывозилось из строгановских сольвычегодских дворов по Сибирскому тракту через Пыелдинский ям на р. Сусоле и Кай-городок на Каме в пермские строгановские вотчины и зимним и летним путём» (Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 198). 1400 Архивные документы свидетельствуют о том, что после смерти Никиты Строганова (1616 год) от него осталось множество икон-пядниц, резных по дереву складней в окладах и без окладов, золочёных и без позолоты. Причём оклады упоминаются – сканые, басменные, чеканные и резные, и часть деревянных образов не доделана – «в полуделе», и такие иконы сохранились в Сольвычегодском музее. И. И. Плешанова упоминает о подобных резных «микитинских» иконах, которые вывозились для продажи в Москву (Плешанова И. И. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI–XVII веков//Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 102). Всё это свидетельствует о налаженном письме не только икон, но и работе мастерских по изготовлению окладов на иконы и кресты, и работе в Сольвычегодске резчиков крестов и складней в последней четверти XVI – первой четверти XVII века. 1401 О налаженном изготовлении окладов на иконы и кресты в Сольвычегодске свидетельствуют также описи 1627 года, где упоминаются заготовки для икон «4 нки образовые», 22 узла с медными гвоздями для набивания окладов: «образного гвоздья медного в мешочке 22 узла, а в узле по 1000» (Введенский А. Торговый дом XVI–XVII веков. Л., 1924. С. 32; Введенский А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962. С. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В XVIII веке об этом прикладе упоминает сольвычегодский летописец Алексей Соскин: «на том же образе немалое число положено святых крестов и протчих привесов чеканных и резных, серебряных и обложенных из дерев и костей серебром, а иные и с жемчюги» 1389 . В XIX – начале XX века эти небольшие кресты вместе с другими вещами приклада хранились в ризнице Благовещенского собора 1390 . Среди них крест наперсный корсунский красной яшмы с серебряными золочёными накладками 1391 и нательный крест с резным изображением на кости великомученика Никиты, побивающего беса, в серебряной оправе (кат. 8). Этот четырёхконечный нательный крест с изображением великомученика Никиты, побивающего беса, можно датировать второй половиной XVI века. Такой крест имеет аналоги среди меднолитых нательных крестов XV–XVI веков 1392 . В отдельных случаях в описи указывались вкладчики подобных привесных крестов. Так, «инока» Евфросиния Несторовна Строганова 1393 к иконе Богоматери Одигитрии приложила «дна креста серебряные вольяшные (т. е. литые. – В. И.), с ручками; весом оба креста одинадцать алтын две деньги; а те кресты оба позолочены на обе стороны» 1394 . Большая часть рассмотренных нами крестов разных типов была создана в Сольвычегодске местными серебряниками, которые работали в мастерских Строгановых наряду с мастерами других специальностей. Скорее всего, серебряники и крестечники относились к дворовым «рукодельным» людям Строгановых, но могли и приглашаться из Москвы, Новгорода, Ярославля или других художественных центров для временной работы. В Сольвычегодске при своих хоромах Строгановы в 1570-е годы создали художественные мастерские – «иконные горницы» 1395 , где работали иконописцы 1396 , серебряники 1397 , крестечники 1398 и другие мастера. Здесь писались иконы, вырезались кресты и складни, создавались для них драгоценные оклады и другие предметы, необходимые для внутреннего убранства Благовещенского собора с многочисленными приделами, для Введенского и Коряжемского монастырей, а также для многочисленных отдалённых храмов в вотчинных землях Строгановых 1399 . Создание крестов и икон в драгоценных окладах было необходимо также для «поставления» их в хоромы среди домашних святынь. Такие художественные мастерские по производству икон и предметов церковной утвари были во дворе Никиты Григорьевича 1400 и, скорее всего, во дворе Максима Яковлевича Строгановых. Расцвет этих мастерских приходился на последнюю четверть XVI – первую четверть XVII века 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

При отсутствии внутренних столбов не только центральная, но и боковые главы Введенского собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством. Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Сомкнутый, четырехлотковый свод с «выемками» в углах как бы прорезан в центре каждой из сторон крупной распалубкой. Подобная форма свода изнутри, пожалуй, напоминает две пары перпендикулярно перекрещивающихся подпружных арок, которые опираются на сильно выступающие из стен пилястры. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами. Не менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Судя по декору, зодчий собора был хорошо знаком с ордерной системой, использовав ее в качестве основы всего внешнего убранства здания. Применение ордера вообще типично для русской архитектуры рубежа XVII—XVIII веков и знаменовало собой сближение ее с западноевропейской. Однако элементы и детали ордерной системы в руках русских мастеров обычно приобретали довольно свободную, как правило, декоративную интерпретацию, складываясь в тот самый своеобразный стиль, условно называемый московским или нарышкинским барокко. В соборе ясно видно более глубокое понимание ордера, который, несмотря на свою декоративную основу, интерпретирован гораздо строже, каноничнее, чем в других постройках этого времени. Необычность архитектуры Введенского собора даже породила легенду о возведении его каким-то иностранным мастером — голландцем, якобы специально нанятым для строительства Строгановым. Однако с таким предположением согласиться довольно трудно. Несмотря на отдельные аналогии, которые можно найти в постройках Нидерландов эпохи барокко, общая трактовка форм Сольвычегодского храма все же остается русской. Да и все детали собора имеют свои аналогии в памятниках русского зодчества этого времени. Кроме того, голландская архитектура еще во второй трети XVII в. отказалась от барокко и прочно перешла на позиции классицизма. Скорее всего, зодчим сольвычегодского Введенского собора был кто-то из крупных столичных мастеров рубежа XVII-XVIII вв. Белокаменный декор здания, как теперь уже известно, был изготовлен в Москве и затем отправлен на место строительства с соответствующей маркировкой деталей для сборки (буквы-цифры на них хорошо видны и сейчас). Очевидно, такой же путь проделала и цветная майолика для панно, которую на основе сравнительного анализа можно даже отнести к работе мастерской выдающегося московского гончара второй половины XVII века Степана Иванова Полубеса. Роскошно оформленное крыльцо с двойными арочками и крутой двухмаршевой лестницей ведет на широкую паперть-галерею, прямо к главному, западному входу в собор. Его украшает нарядный портал с белокаменными резными колонками на постаментах и пышным фронтоном, контрастирующий с тяжелыми железными полотнищами дверей из кованых полос.

http://sobory.ru/article/?object=06445

(никто, вероятно, не знал... л. 1–4). Кстати заметить, роспись с добавочными домовыми кафедральными монастырями по числу проектируемых епархий не согласна ни с царским предложением, ни с челобитной. Она представляет собой скорей канцелярскую справку из другого документа при новой (третьей) росписи проектируемых кафедр. 756 Светской или духовной власти принадлежит эта роспись с 22 новыми епархиями, сказать мудрено. Царь, по-видимому, является третьим примиряющим между двумя сторонами. Нет даже возможности указать, хотя бы приблизительно, время составления последней росписи. Издана она вместе с росписью от 27 ноября 1681 г. Представляется, что документ изданный в IV т. Собрания Государ. Грам. и Договор., ничто иное, как справка, сделанная при составлении новой третьей росписи после соборного челобитья. В эту справку вошли первое и второе предложения. Сравнительно с первыми предложениями остается 72 – 53=19 епископий. Причем 5 прежних епископий – Вологодская, Суздальская, Коломенская, Холмогорская, Устюжская и Севская названы архиепископиями. Дальше названы 47 городов, где, по первому росписанию, должны быть епископии, и которых нет в предполагаемом третьем росписании. Эта предполагаемая третья роспись ближе всех подходит к росписи с прибавочными монастырями и к редакции соборного постановления, напечатанного в Акт. Ист. V, 75 и несомненно, составленного после челобитья. Только по ней в Севске предположено открыть архиепископию с припиской Путивля и других городов, а Крутицкая митрополия оставлена по-прежнему. Эта, по мнению проф. П. Ф. Николаевского, окончательная (окончательная ли?) редакция собора (Патр. область и русск. епарх. в XVII в. стр. 187), конечно, состоялась не в ноябре 1681 г., хотя издана под этим годом и месяцем. Тоже нужно заметить и о росписях, изданных в IV т. Собран. Госуд. Грам. и Догов. 128. 760 Там же, V, 87. Кроме денег брали лошадей под военные снаряды и отправляли в Рыльск (там же, V, 39). В 1679 г. шел повсюдный сбор. Вятскому воеводе велено собрать по полтине со двора по случаю войны с крымским ханом (там же, V, 42). Нижегородским вотчинникам и помещикам в 1680 г. объявлено готовиться выступить в поход по случаю нашествия на Малороссию и Украйну турок и крымских татар (там же, V, 54). 761 Русск. Ист. Библ. XII, 123, стр. 505–513; 145, стр. 600. О лишних поборахь полтинных денег, сверх запросных, поступавших в патриарший дворцовый приказ, били челом в 1678 году власти Троицкого, Ивановского, Троицкого, Прилуцкого, Телегова, Сольвычегодского, Никольского, Корежецкого, Введенского, Ротмерского монастырей, Соловецкой и Устьнедумской пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010