Надписи на О., состоящие из разных по смыслу фраз, можно условно разделить на вкладные, литургические, поминальные, охранительные, с наименованием частиц мощей и др. ( Игошев. 2009. С. 27-42). Изучение клейм, особых отметок мастеров позволяет точно датировать серебряные О. Самые ранние московские клейма относятся к 1651-1652 гг. В региональных центрах, как показали исследования М. М. Постниковой-Лосевой и ее коллег по хранению драгоценных металлов в ГИМ, до 1700 г. на серебряных изделиях клейма не ставили или могли поставить в Москве в Серебряном ряду (Золотое и серебряное дело. 1983. С. 119, 121, 129). Технологические приемы изготовления О. сохранялись на протяжении средневековья. Серебряными и золотыми О. украшали деревянные кивории, раки, «поставные» и «вислые» светильники, деревянные посохи, предметы для святительских ризниц и храмового убранства. Вероятно, золотыми и серебряными деталями обивали наиболее значимые и почитаемые изображения на древнерус. фресках. В ярославских храмах в XVIII-XIX вв. отдельные изображения на стенописи были выделены чеканными венцами и окладами. Для крепления металлических пластин О. к деревянной иконе использовали гвоздики или мастику, к-рая также предотвращала появление на тонком металле деформаций и вмятин. Перед креплением О. его оборотную сторону нередко покрывали клейкой смесью смоляной или восковой мастики с различными наполнителями, она встречается на басменных О. древнерус. икон, верхних крышек Евангелий, богослужебных крестов. В домонг. период гвозди нередко изготавливали из медного сплава, шляпки золотили; позднее небольшие гвоздики делали из медных сплавов или серебра с округлой плоской прокованной шляпкой. В 1634 г. для гвоздиков на О. Евангелия московскому мастеру Серебряного ряда С. П. Сорокину из царской казны было выделено серебра 31/4 золотника ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 123). В XVI-XVII вв. гвозди изготавливали из проволоки на специальном инструменте - «гвоздильне» («гвоздильнице»), представлявшей собой 2 железные пластины с прорезанными на них желобками для гвоздей с небольшими расширениями в местах шляпки. Такой инструмент отмечен в монастырских документах: напр., 3 «гвоздильницы» - в Описи Спасо-Каменного мон-ря 1628 г. (Опись Спасо-Каменного мон-ря. 1628 г.//Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1985. Ч. 4. Вып. 1. С. 198). Гвозди для О., как правило, изготавливали в больших количествах ремесленники-«гвоздари»: в 1654 г. для басменных и чеканных О. на деревянные напрестольные кресты и деревянные крышки Евангелий в московскую Серебряную палату были куплены «окрепованные гвозди… 4000 трубных, 11 000 мелких» ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 71). Купленные в 1627 г. для О. в строгановские мастерские в Сольвычегодске 22 узла с медными гвоздями («а в узле по 1000») свидетельствуют о налаженном производстве ( Введенский А. А. Торговый дом XVI-XVII вв. Л., 1924. С. 32). В XIX в. О. крепились на фабричные гвоздики.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

В 1803 г. указ о переводе символа веры , десятословия и молитв был разослан по епархиям, где были инородцы, и епархиальные начальства озаботились переводом кратких катехизисов на разные инородческие языки. В течение 1803–1809 гг. были напечатаны и пущены в обращение краткие катехизисы на олонецком, корельском, чувашском, черемисском, мордовском (1804), татарском (1805), калмыцком и персидском (1807) языках, кроме того на мордовском и черемисском краткий катехизис и молитвы с исповедью, а на чувашском и татарском (1809) одни молитвы с исповедью. Скудость религиозно-образовательных средств для крещеных инородцев Поволжья и соседних местностей в более заметной степени стала восполняться после открытия в Нижнем, Казани, Астрахани и Вятке отделений Библейского общества, которые начали деятельно распространять, если не между самими инородцами, то по крайней мере между духовенством инородческих приходов, библейские переводы и благочестивые переводные брошюры. На татарском языке вышло несколько переводов св. книг, в 1814 г. издан весь новый завет, потом в 1818 г. снова на ногайском наречии в Астрахани, в 1820 г. одно Евангелие на оренбургском наречии, в 1818–1819 гг. книга Бытия и Псалтырь на ногайском наречии; кроме того, в значительном числе распространены были Библии и Новые заветы на языках арабском, персидском и татаро-турецком. На чувашский, мордовской и черемисский языки с 1819 г. переродили Новый Завет священники казанской епархии Федоров, Алмазов, Альбинский и Охотин; сначала напечатано было Четвероевангелие (в Казани), потом на мордовском и черемисском языках весь Новый Завет (в Спб.). Для корел тверской епархии священниками Золотницким и Введенским переведено Евангелие от Матфея (1821). На калмыцкий язык перевод того же Евангелия сделан казначеем Библейского общества Шмитом (1815). Для пермских инородцев в 1821 г. учитель сольвычегодского дух. училища Александров перевел Евангелие Матфея на зырянский язык (изд. 1822); других евангелистов и книгу Деяний перевел устьсысольский дьякон Лежнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

переводом Евангелия, внесли деньги на подготовку перевода Евангелия на бурят. язык. В С.-Петербург приехали 2 зайсана, чтобы под рук. Шмидта переводить Евангелия на бурят. язык. В РБО было прислано переведенное на карел. язык священниками Тверской епархии М. Золотинским и Г. Введенским Евангелие от Матфея (изд. в 1821). По решению РБО в его Казанском отд-нии к 1819 г. на чуваш. и марийский языки был переведен весь НЗ, а в 1820 г. напечатаны Четвероевангелия на чуваш., марийском и мордов. языках. Вятский комитет РБО представил в 1823 г. перевод Евангелий от Матфея и от Марка на удмурт. язык, подготовленный местными священниками. Перевод Евангелия от Матфея на коми-зырянский язык, выполненный учителем Сольвычегодского духовного уездного уч-ща А. Шергиным, был напечатан в 1822 г. Перевод др. Евангелий и Деяний св. апостолов был сделан диак. г. Усть-Сысольска М. Лежневым, однако остался неопубликованным. Пермское отд-ние представило перевод Евангелия от Матфея на коми-пермяц. язык. Комитет принял решение сделать издание Четвероевангелия на осет. языке в переводе, выполненном дворянином И. Ялгузидзе с груз. перевода (Тифлис, 1786), и в 1824 г. поручил печатание его Московскому отд-нию РБО. В Тобольском отд-нии об-ва готовились переводы на хантыйский, мансийский и ненецкий языки, занимались подготовкой переводов на тунгусский и др. языки Сибири. Продолжались переводы Четвероевангелия и др. частей Свящ. Писания на калм., удмурт., казах. и татар. языки. Эти первые переводы из-за их несовершенства не были изданы, но активная переводческая деятельность того времени послужила благоприятной почвой для появления новых переводов. Именно об этом говорил архиеп. Филарет (Дроздов) на годичном собрании Московского отд-ния в 1824 г.: «...сеющий слово Божие сеет для вечности, и не поздно будет, если всход посеянного окажется только во втором роде» ( Пыпин. С. 92). За 10 лет своей деятельности РБО распространило 675 тыс. экз. Б. на 29 языках народов, проживавших в России. Всего же за 13 лет деятельности РБО было впервые переведено и издано Свящ.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенных каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Парадно-торжественный вид собора усиливает роскошное и нарядное декоративное убранство. Столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами более не встречается в архитектуре Севера. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Украшением интерьера является семиярусный иконостас, изготовленный московским резчиком Григорием Ивановым с артелью в 1693 г. Иконы для этого иконостаса писал в 1693 г. строгановский иконописец Степан Нарыков. Собор построен в стиле " московского барокко " . Это один из немногих сохранившихся соборов подобного стиля. Мехреньгина З.Н. Чем богато " захолустье " ?/З.Н. Мехреньгина//Музей. - 2009; Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси/М. Мильчик//Искусство. - 2008; Антипина Ю. Подумайте о душе!/Ю. Антипина//Вечерний Котлас. - 2005; Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск/Ю. Зуева//Двинская правда. - 2002; Брумфилд У.К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере/У.К. Брумфилд//Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. - Архангельск, 1999; Котяхова О. Введенский храм в Сольвычегодске/О. Котяхова//Двинская правда. - 1998; Ноговицын В. У Соли Вычегодской/В. Ноговицын ; худож. Ю.И. Чирков. - Котлас, 1992; Булкин В. Сольвычегодские соборы/В. Булкин, О. Овсянников//Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991; Субочев С.А. Каменная летопись Сольвычегодска/С.А. Субочев//Двинская правда. - 1991; Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма/Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983; Брайцева О.И. Сольвычегодск конца XVII века/О.И. Брайцева//Архитектурное наследство. - М., 1976; Подъяпольский С.С. Сольвычегодск/С.С. Подъяпольский//Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. - М, 1968.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Сольвычегодск. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Всех Святых , Антония и Феодосия Печерских , Богоявления Господня , Грузинской иконы Божией Матери , Митрофана Воронежского Архитектурные стили: Строгановская школа , Нарышкинский Год постройки:Между 1688 и 1696. Ссылки:     Адрес: Россия, Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, Советская ул., д. 5 Координаты: 61.332973, 46.926699 Проезд: от ж/д вокзала Котлас автобусом 350 Котлас-Козьмино. Автобус подходит к паромной переправе через Вычегду напротив Благовещенского собора. На машине следует двигаться по трассе М-8 в направлении Архангельска до поста ДПС в Чекшино, где повернуть направо и ехать до Великого Устюга. Из Устюга следует ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от ж/д вокзала Котлас автобусом 350 Котлас-Козьмино. Автобус подходит к паромной переправе через Вычегду напротив Благовещенского собора. На машине следует двигаться по трассе М-8 в направлении Архангельска до поста ДПС в Чекшино, где повернуть направо и ехать до Великого Устюга. Из Устюга следует доехать до Котласа и выехать из города в сторону Коряжмы. Далее по трассе до указателя " паром " (левый поворот). После поворота дорога выведет в деревню Козьмино, за которой находится переправа. В зимнее время из Котласа идут прямые автобусы на Сольвычегодск, переезжающие Вычегду по понтонному мосту в Коряжме. Этим же мостом можно воспользоваться и автомобилистам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм находится в городе Сольвычегодске и относится к Архангельской и Холмогорской епархии. Построена в 1689-1693 гг. из красного кирпича в стиле «московского барокко». Это одна из немногих сохранившихся церквей подобного стиля. Введенский собор стоит на высоком подклете, с севера, запада и юга окружен крытой галереей и увенчан пятью большими восьмигранными барабанами с луковичными главками. Фасады собора щедро украшены белокаменными декоративными элементами: резными столбиками и колонками, портиками, наличниками окон, карнизами – а также цветными изразцами. Внутри собора сохранился деревянный семиярусный иконостас, сделанный резчиком Г. Ивановым по рисунку художника С. Нарыкова в 1693 г. В настоящее время Богородицкий собор является действующим.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Однако отливал пастырь не колокола, а пушки. Так, в описи имущества, составленной после его смерти в 1702 г. находим «три пушечки медные домовые его архиерейского-литья, одной длина три четверти аршина, другая десять вершков, третья пол-аршина на станочках деревянных, окованных железом» 334 . Был развит литейный промысел и в Сольвычегодске. А. Морозов, ссылаясь на писцовую книгу 1678 г., называет две пушки, отлитые там. Одна из них – железная, другая – медная. Медную пушку назвали «Змей», так как она имела изображение драконов, традиционное для русских пушек. Эта пушка была отлита в 1614 г. (мастер Мокий Гребешков) 335 . Об отлитых в Сольвычегодске в первой половине XVII в. еще трех пушках и о двух медных пищалях сообщает О.В. Овсянников, делая вывод о «развитом металло­обрабатывающем посадском ремесле» 336 . В XVIII в. в Сольвычегодске отливают большие колокола: два колокола, весом «около 36 пудов» и «около 70 пудов», были отлиты в Сольвычегодский Введенский монастырь в 1738 г. Самый большой колокол, отлитый сольвычегодскими мастерами, весил 170 пудов. Он также располагался на колокольне Введенского собора 337 . Сольвычегодский литейный центр пользовался популярностью на Русском Севере. Например, в XVIII в., в царствование Екатерины II сольвычегодскими мастерами для по­ морского села Нёнокса был вылит колокол весом в 60 пудов. Характерная деталь: колокол был отлит не в Сольвычегодске, а в городе Архангельске, как повествует отлитая на нем надпись. Вероятно, в ряде случаев приглашали мастеров-литейщиков для работы в места, расположенные недалеко от заказчика. Возможно, такая традиция способствовала и распространению литейного ремесла, ибо подмастерьями часто выступали местные жители. Так, я не исключаю возможности, что именно сольвычегодские мастера как-то повлияли на формирование колокололитейного центра под. Архангельском, в Кегострове. Приглашал неоднократно мастеров-литейщиков в Соловецкий монастырь. Так, в 1738 г. монастырь вел переписку с Андреем Федоровым сыном Молировым, «московского Успенского большого колокола подмастерьем», об отливке самого большого колокола для обители с предполагаемым весом в 1150 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

преподобным Арсением Сухарусовым , который прежде был игуменом Сергиевой лавры (1525–1527); е) Катромский Николаевский при озере Катромском в 104 верстах от Вологды, основан неизвестно когда преподобным Онуфрием, но упоминается в 1532 г.; ж) Коряжемский Николаевский близ устья реки Коряжмы в 15 верстах от Сольвычегодска, основан в 1535 г. преподобными Логгином и Симоном; з) Сойгинская Преображенская пустынь при устье реки Сойги в 75 верстах от Сольвычегодска, основана в 1540 г. тем же самым преподобным Симоном, который был сотрудником преподобному Логгину при устроении Коряжемского монастыря; и) Черниговский Предтечев на устье речки Черной, в бывшем городке Чернигове близ Сольвычегодска, в 1546 г. сгорел, а в 1586 г. в нем жили только один иеромонах и два монаха . Из монастырей 2-й половины XVI в. в обозреваемых нами местах известны: а) Телегов Троицкий в 70 верстах от Устюга к северу по Двине, построен в 1553 г. преподобным Нифонтом; б) Тотемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске — первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых — Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний — детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла — благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

В верхней части появился ряд (иногда 2 ряда) икон со Страстями Христовыми. Изредка встречался ряд «апостольских страданий», или деяний апостолов (иконостасы Большого собора Донского мон-ря, 1689, Введенского собора в Сольвычегодске, 1693, иконописец Степан Нарыков). Более распространенное новшество - размещение дополнительного ряда икон под местным рядом, на подиуме («тумбах») И. Его тематика ни в XVII в., ни позднее строго не определялась: она могла быть связана с местными иконами, как в греч. традиции, с евангельскими притчами, ветхозаветными сюжетами, иллюстрациями к синодику (И. ц. апостолов Петра и Павла в Вел. Новгороде, нач. XVIII в.). Наиболее оригинальный состав «подместного» ряда - иконы «еллинских мудрецов» и сивилл, будто бы пророчествовавших о Христе и Богоматери (И. Троицкого собора в Пскове, 1699). Самый грандиозный сохранившийся И. этого времени находится в Успенском соборе Рязани. Он имеет высоту 25 м и состоит из 9 рядов: подместный, местный, праздничный, деисусный, деяний апостолов, пророческий, деяний пророков, праотеческий и Страстной в резных картушах - всего 165 икон (1702, иконописец Николай Соломонов с товарищами). Уникален по составу И. Рождественского собора в Суздале (80-е гг. XVII в.), исполненный по заказу Суздальского митр. Илариона: над апостольским Деисусом помещен ростовой ряд св. мучеников, центром которого служит икона «Распятие Христово». Под деисусным рядом располагается не праздничный, а Страстной ряд; 3 праздника (Рождество Христово, Сретение, Св. Троица) написаны в навершиях над царскими и боковыми вратами. Под местным рядом находятся иконы на сюжеты кн. Бытие, Евангелий и Деяний апостолов. Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске. 1693 г. Иконостас Введенского собора в Сольвычегодске. 1693 г. В XVIII в. И. развивались в рамках тех же композиционных схем (за исключением И. Петропавловского собора в С.-Петербурге с его уникальной иконографической программой, ориентированной на личность и деяния Петра I). В барочных И. неск.

http://pravenc.ru/text/389068.html

Сольвычегодск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицерождественская церковь, Климентовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1768 и 1778. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Сольвычегодск, Советская улица, 11 Координаты: 61.331604, 46.927823 Проезд:Здание детского санатория по улице Советской. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1768 году, освящена в 1778 году. Прихожанами церкви были сольвычегодские воеводы. Одноэтажное каменное здание с пятигранным алтарем и приделом с северной стороны сильно вытянуто по продольной оси. Нарядное убранство фасадов храма выдержано в духе нарышкинского барокко. Второй деревянный ярус и колокольня были надстроены позднее. Каменный храм с деревянною выштукатуренной до амвона над папертью колокольню начали строить в 1778 году. По данным, имеющимся в церкви, известно, что еще в 1586 году тут стояли две церкви: одна во имя Пророка Илии, другая - во имя Святого Климента, папы Римского. Те же данные говорят, что обе церкви сгорели, вероятно, в 1579 году в пожар Строганова, а затем погорели вторично. В 1613 году, когда по летописи во время взятия Сольвычегодске польским паном Яковом Яцким с товарищы и русскими ворами казаками «на торговой площадке и на посадке, кооме двух монастырей Борисоглебского и Введенского, да Афанасьевской стороны и церквей Спаса Нерукотворного и Успения, Пресвятыя Богородицы, что у города у старого острога и около Благовещенского собора и Строгановых дворов, всецеркви и дворы теми злодеями сожжены». А оба эти храма находились в кругу пожара, затем в 1625 году в писцовой книге говорится, что здесь на новом остроге стояли снова «церковь Илии Пророка... да церковь теплая Климента папы Римскаго», из коих первая до 1710 года почему-то, конечно, после пожара 1656 года именует здесь деревянныя церкви Рождества Пресвятой Богородицы, холодную и теплую святого священномученика Климента папы Римскаго. Позднее были пристроены два каменных придела: один – Рождества Богородицы, другой – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Когда упразднен престол святого Климента – неизвестно. Церковь находилась недалеко от Введенского монастыря, на том месте, где сейчас располагается здание детского санатория по улице Советской. Разрушена в 1970-е годы. Памятник Котласского района. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40006

(† 5.05.1642), блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Сольвычегодский. Согласно позднему «Летописцу о граде Сольвычегодске», М. появился в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в кон. XVI в., умер 5 мая 1642 г. и был погребен в сольвычегодском Введенском мон-ре, основанном в 1565 г. братьями Строгановыми: «В 7100 лето объявися у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре с Фомою и Родионом блаженными». М. упоминается еще раз в том же «Летописце» под 1669 г. и в Житии сольвычегодского юродивого Иоанна Самсоновича в связи с преставлением последнего 28 янв. 1669 г., 29 янв. погребенного «с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) имя М. помещено в перечень Сольвычегодских святых. В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы во Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий иже Христа ради юродивые в Введенском монастыре в городе Соли Вычегодской новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». А. И. Соскин, 1-й историк Соли Вычегодской, составивший в 1789 г. описание города, уточнил место погребения юродивых: в Введенском мон-ре «близ нынестоящей соборной, каменной церкви, на северной стране между притвором и колокольнею» ( Соскин. 1997. С. 169). Он также отметил, что «из народа некоторые над ними поминовение творят, и частию понахиды отправляют». Память святых отмечена в «Алфавите русских святых» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819) старообрядческого мон. Ионы Керженского . Еп. Евгений (Болховитинов ; впосл. митрополит) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. В. Попов в своем соч. «Сольвычегодская старина» (1865-1870 (?)) отметил местное почитание юродивых, в его время память о месте погребения святых уже была утрачена: «Из лиц памятных по богоугодной жизни в Введенском монастыре во время его трехсотлетнего существования именуют блаженнаго Фому и неизвестно, где опочивших Иродиона, Михаила, Иоанна и Василия, почитаемых в народе за святых, хотя церковь и не признала еще их таковыми» ( Попов. 1994. С. 103). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/2563618.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010