Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ» иконографический сюжет в основе к-рого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерус. письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков) «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блж. Евлогии, видевшем во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им по окончании богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а нек-рые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл к-рого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград - т. е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра, серебро - те, кто служат от полуночи до утра, медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах, просфоры - усердным в чтении книг, куски просфор отдаются новоначальным, помазуются миром послушливые, кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит», оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви. Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ) Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ) В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе ц. св. Николая мон-ря Йошаница близ Светозарева (Сербия, ок. 1400), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на зап. стене нартекса, изображена сцена, содержание к-рой близко к рассказу о блж. Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к 3 ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображен монах, к-рому 3 др. ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или зап. частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.

http://pravenc.ru/text/158402.html

В ней две церкви каменные: 1) во имя Введения Пресвятой Богородицы; 2) теплая во имя Св. Николая Чудотворца. В ней иконостас серебряной, местами с позолотой, а образа Греческого писания. Введенский женский, 2-го класса, Черниговской Епарх. близ города Нежина; основан Стародубского полка Полковницею Анной. В нем церковь соборная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а другая во имя Св. Пророка Илии. Введенский женский, 3-го класса, в Губернском городе Орле; построен в начале XVII столетия. В нем соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский девичий, 2-го класса, степенью 2, Новгородской Епархии в городе Тихвине, возобновлен в 1616 году супругой Царя Иоанна Васильевича Дарьею Алексеевной, которая в сем монастыре схимонахинею и скончалась; гроб ее находится в паперти соборные церкви. В нем церковь соборная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами: во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Преподобного Кирилла Белоезерского. 2) Теплая во имя Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя Св. Иоанна Новгородского. Введенский женский, 3-го класса, Владимирской Епархии в Юрьеве Польском. В нем две церкви: 1) во имя Введения во храм Божией Матери; 2) во имя Св. Николая Чудотворца. Введенский мужеский, 3-го класса, степенью 41, Вологодской Епархии, в городе Сольвычегодске, состоит под управлением Архимандрита; первоначально был построен в 1563 г. В нем церковь соборная во имя Введения Пресвятой Богородицы, великолепно построенная в 1680 году на иждивение Г. Строгонова. Под папертью сей церкви храм во имя Богоявления Господня. В нем помещено Духовное Правление. Веркольский мужеский, заштатный, Архангельской Епархии на реке Пинеге, от города Пинеги во 151 верст, в Вервольской волости; начался со времени явления мощей ныне во оном почивающего Св. Артемия, обретенных в 1577 году. Ныне в сем монастыре церковь каменная во имя Св. Артемия Веркольского, отстроена в 1793 году. Верхочепецкий Крестовоздвиженский мужеский, 3-го класса, степенью 39, Вятской Епархии близ города Слободска, переведенный сюда от реки Чепцы в 1775 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1659 году в храм попала молния. Заново возведённая в 1660 году деревянная церковь на средства посадского человека Михаила Семёнова, снова сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на её месте выросло новое каменное здание Казанского храма. Заботами Григория Строганова было возведено много церквей в других русских городах, причём некоторые из них очень похожи на Устюжинский храм. Таковы, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь и храм Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Подобные аналогии наводят на мысль об одном и том же архитекторе, но его имя доподлинно неизвестно. Есть основания предполагать, что им был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия XVII века, как раз в то время, когда были построены все эти церкви. Точно лишь известно, что Степан Нарыков расписывал иконостас Введенского собора в Сольвычегодске и писал иконы для храма в Великом Устюге. Вполне возможно, что по его проектам и были построены " строгановские " храмы, обладающие несомненным сходством в планах и в декоративном решении необычайно живописных фасадов, напоминающих нам о барочной европейской архитектуре. Благодаря искусству неизвестного архитектора (или архитекторов), а также заслугам Григория Дмитриевича Строганова, этот вид барокко пришёл в русскую архитектуру, получив наименование " строгановский стиль " . Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на исходе XVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружён северный Екатерининский придел. Остальной ансамбль церкви расширялся в последующие столетия - в 1767 году была построена высокая шатровая колокольня, а южный Антипьевский придел был пристроен в середине XIX века вместе с закрытой папертью вдоль западного фасада и каменной оградой. Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом. Его яркий красный цвет, просвечивающий летом сквозь зелень деревьев, напоминает о Неопалимой Купине - горящем кусте, в котором, согласно Ветхому Завету, Бог явился Моисею. Красочные барочные украшения фасадов - белокаменная резьба, фигурные фронтоны, витые колонки - также привлекают взгляд. Казанский храм в плане квадратный. Массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны. Барабаны обработаны квадратными и прямоугольными филёнками и окаймлены карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Карниз с филёнками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включён массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проёмы.

http://sobory.ru/article/?object=00239

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

бывш. Авнежского мон-ря, прп. Агапита - в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского мон-ря, прав. Прокопия Устьянского - в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона - в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии - в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна - в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана - в Михаило-Архангельском мон-ре Вел. Устюга, прп. Филиппа - в Янковском Знаменском мон-ре близ Вел. Устюга, прп. Симона - в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского мон-ря Великоустюжского у., прп. Леонида Усть-Недумского - в приходской Богородицкой ц. бывш. Усть-Недумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского - в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского - при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина - в Коряжемском Никольском мон-ре, прп. Симона - в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского - в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского - в Воскресенской ц. Тотьмы. Святые источники Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского мон-ря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого мон-ря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского мон-ря берегу р. Нурмы - 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием. Другие святыни В Павловом Обнорском мон-ре почитается камень-следовик, возле к-рого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского р-на почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в дер. Чирково Усть-Кубинского р-на - вериги прп. Александра Куштского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В результате можно сделать вывод, что анализируемый напрестольный сканый крест (кат. 2) был сделан специально к освящению деревянного Введенского собора в 1596 году. Скорее всего, крест был изготовлен в Сольвычегодске в мастерской Никиты Григорьевича Строганова, так как в Сольвычегодском музее известны другие предметы, сделанные в это же время и в такой же технике, о чём будет сказано ниже. Аналогичным вышеописанному кресту является сканый напрестольный крест из Благовещенского собора г. Сольвычегодска; так же, как и первый, он – «положение» Никиты Григорьевича Строганова (кат. 3). При большом сходстве у этих крестов имеются и различия. Оба сканых креста украшает трёхцветная эмаль (тёмно-синяя, зелёная-травяная и бирюзовая), характерная и для других работ сольвычегодских мастеров конца XVI – начала XVII века. Аналогичный узор и такая же техника трёхцветной эмали по скани в сочетании с проработкой фона канфарником широко использовались в этот период времени сольвычегодскими мастерами при изготовлении различных предметов церковной утвари 1359 . Подобная расцветка эмали, техника и характер орнамента во многом сходны с приёмами на новгородских предметах церковной утвари последней четверти XVI и начала XVII века 1360 . Однако, несмотря на близость сольвычегодских предметов к новгородским образцам, оба рассмотренных нами напрестольных креста из Введенского и Благовещенского соборов были сделаны по заказу Никиты Строганова, вероятно, в его мастерских в Сольвычегодске 1361 . Второй крест, вложенный в Благовещенский собор, сделан, вероятно, также в мастерских Никиты Строганова, в конце XVI – начале XVII века 1362 (кат. 3). Оба креста являются замечательными высокохудожественными памятниками русского серебряного дела конца XVI – начала XVII века, они дают представление о высоком уровне работы сольвычегодских мастеров по скани и эмали. В Сольвычегодском музее сохранился восьмиконечный крест из тёмного восточного дерева, отмеченный в описи Благовещенского собора: «Крест синалойный Распятие Господне и святые, литые серебряные, позолочены, благословенной. Поставление Никиты Строганова» 1363 (кат. 4). Этот крест красивых пропорций с литыми серебряными изображениями и с восемью серебряными наконечниками на концах его ветвей. Все литые изображения, в том числе и Распятие, аналогичны литым деталям, крепящимся на кресте 1596 года из Введенского монастыря 1364 (кат. 2). Анализ стиля и техники изготовления позволяет сделать вывод, что этот памятник выполнен сольвычегодским мастером в конце XVI – начале XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Едомский погост (Сидорова Едома), урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Введенская Едомская церковь (деревянная) Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1738 и 1748. Адрес: Архангельская область, Красноборский район, урочище Едомский погост (Сидорова Едома) Координаты: 61.68315, 45.185835 Проезд:От церкви в Черевково отходит дорога на юго-запад, через 7 км развилка, на ней прямо. Еще через 4 км дорога выведет на открытое место, начнется подъем к церкви. Менее чем через 1 км в просвете дороги покажется главка. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одноэтажная каменная церковь построена в 1842 году. В ней по правую сторону придел во имя Введения Божией Матери, освящен в 1848-м году. Иконостас состоит из одного яруса - с местными иконами. По левую сторону придел во имя великомученика Георгия, освящен в 1849 году. Иконостас и здесь из местных только икон. Между сими алтарями - вход в холодную церковь, которая освящена в 1845-м году, во имя святых Верховных Апостол Петра и Павла. Иконостас очень хороший, резной и весь золоченый, состоит из местных икон, Новозаветной Церкви и Голгофы. Деревянный холодный храм построен и освящен в 1748-м году, во имя Введения Пресвятой Богородицы. Не представляя ничего особенного, резко выражает сельский только вкус и простоту. Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. (ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 23 об.-25 об.)   Цит. по http://parishes.mrezha.ru Иногда встречается другое посвящение деревянной церкви 1748 года - Покровская. Из нижеприведенного фрагмента (цит. по http://parishes.mrezha.ru ) следует, что освящена она была как Введенская. Дата документа делает несостоятельной также версию, что после постройки в 1842 г. каменной церкви (не сохранилась) и освящения в ней Введенского придела в 1848 г. деревянная Введенская церковь была переосвящена в Покровскую по наименованию предшествующей деревянной церкви, разобранной в 1738 г.

http://sobory.ru/article/?object=24421

Инициатором строительства каменного собора был Григорий Строганов. На храмовых работах трудилось более 400 рабочих. Наиболее сложные детали убранства делались в Москве, а к Соли Вычегодской привозились в ящиках, обитых войлоком. Судьба Введенского собора бывшего Введенского монастыря оказалась не совсем удачной. В восемнадцатом веке рухнули все пять глав собора вместе с крестами, и при падении повредили декоративные детали фасада. Позднее, в 1883 г. от сильного ветра на своды упал крест весом в тридцать пудов. В 1920 г. Введенский собор передали Сольвычегодскому музею. В 1930 г. колокольня, ограда и часть монастырских строений собора были сломаны, так как комиссия решила, что они не имеют художественного значения. В 1943 г. Введенский собор благодаря просьбам верующих и разрешению властей приходу вернули. В настоящее время Введенский собор является действующим. Дата постройки: 1689-1693 г.г. Собор, поставленный на высокий подклет, представляет собою вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса с трехаспидным алтарем и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами. Ажурная двухэтажная галерея, охватывающая храм с трех сторон, первоначально была открытой. Зрительно это очень облегчало нижнюю часть здания, благодаря чему верх словно парил над легкой двухъярусной аркадой. Обычных в таких случаях приделов, завершающих галерею с юго-востока и северо-востока, в соборе нет. Далеко выдвинутый на восток алтарь уравновешивается богато орнаментированным крыльцом в западной части здания, в общей композиции которого отчетливо читается сдвиг основного объема к востоку. При отсутствии внутренних столбов центральная и боковые главы собора сделаны световыми, открытыми внутрь, благодаря уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Храм перекрыт сводом усложненной конструкции, представляющим комбинацию сомкнутого четырехлоткового свода с врезанными по главным осям здания распалубками. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Введенский монастырь (первоначально - во имя святых Бориса и Глеба; ныне недействующий) расположен в городе Сольвычегодске. Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 г. на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра, архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова - Яков, Григорий и Семен - поставили в 1565-1570 г.г. в монастыре деревянный собор во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор был освящен в 1570 г. Аника Строганов пожертвовал храму икону «Введение». Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре. В 1688 г. вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 г., однако освящен лишь в 1712 г. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас был изготовлен в 1693 г. артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. ... После революции монастырь был упразднен, настоятели расстреляны, колокольня и ограда сломаны. Остался только один собор Введения… С 2010 г. по настоящее время Введенский собор удалось отреставрировать более чем наполовину. По мнению специалистов, в реставрации также нуждаются оконные и дверные проемы, западное крыльцо, иконостас летнего храма, необходимы работы по сохранению живописи в подклетах, вертикальная планировка и благоустройство территории для водоотвода от стен собора. В мае 2018 г. завершился еще один этап реставрации Введенского собора. В 2017-2018 г.г. реставраторы работали на северном и южном приделах собора. Подрядная организация выполнила реставрацию кирпичной кладки стен, белокаменных поверхностей, части майолики, кованых оконных решеток, архитектурных деталей карнизов, капителей колонн, а также воссоздание балясин.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Кроме соборного храма, в Козельской Введенской Оптиной пустыне, по описи (составленной игуменом Аристархом при приеме обители от казначея Серапиона) 1771 года, значится в монастыре еще колокольня каменная; небольшая и тонкая шейка и голова обиты железом по дереву, крест местами позлащен, а большая часть выкрашена ярью: состроена в 1769 году. На ней пять колоколов небольших 336 . На западной стороне, против собора Козельской Введенской Оптиной пустыни, четырехъярусная колокольня, готической архитектуры. В третьем ярусе девять колоколов: 1) Бденный или праздничный, с надписью: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем образа: Казанской Богоматери, Св. Николая Чудотворца. 2) Полиелейный, с надписью: «Во славу Божию и святых угодников Его от усердия Христолюбцев, вылит сей колокол полиелейный, для Козельской Введенской Оптиной пустыни, при строителе иеромонахе Моисее 1828 года января 15 дня в Москве. Весу 100 пуд. 35 ф.». Образа на нем Георгия Победоносца, Федора Стратилата, Пафнутия Боровского Чудотворца, Собор Иоанна Предтечи и Владимирской Богоматери. 3) Повседневный с надписью: «1832 года августа при строителе иеромонахе Моисее с братиею, иждивением неизвестнаго вкладчика; в Москве, весу в нем 56 пуд. 15 ф.». Образа на нем: Казанской Богоматери, Святителей Московских: Ионы и Алексея, и Иоанна Крестителя. 4) Трапезный, весу 24 пуд[а] 2 фунта]. Лит в Туле, на заводе Черниковых. Образа на нем: Казанской Богоматери и Св. Николая Чудотворца. Пять Зазвонных колоколов; все вылиты в 1828 году 337 . Набожный старец Ханайченков, столь украсивший Успенский собор в Харькове в 1851 году увенчал свои приношения тем, что купил на свой счет колокол в 364 пуда 338 . Рядом с церковью в Сольвычегодском Введенском монастыре против западного входа находится невысокая колокольня со шпилем, похожая на башню, на ней большой колокол весом в 160 пудов, немецкого литья. В куполе отличные старинные боевые часы 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010