По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви, гроб преподобного Лонгина 18 марта 1872 года был перенесен в теплую Спасскую церковь и поставлен близ северной стены ее, за левым клиросом. Служба преподобному Лонгину составлена в половине XVII века Александром, епископом Вятским и Великопермским. По штатам 1764 года Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, а в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. 11-й день. Преподобный Димитрий Прилуцкий Великий угодник Божий и чудотворец святой Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском от благочестивых и богатых родителей купеческого звания и под их бдительным присмотром провел юношеские годы. Родители его, естественно, смотрели на сына своего как на будущего купца, которому они передадут свои капиталы, а он будет продолжать их торговлю. Такими надеждами они могли утешаться тем более, что Димитрий еще мальчиком отличался благонравием, и отец с матерью, может быть, не один раз горячо благодарили в душе Бога за своего сына, за то, что собранный ими капитал – труд всей их жизни – перейдет в надежные руки и не изгибнет прахом. С этой целью они отдали его учиться грамоте, которой он выучился скоро, и старались передать ему познания, необходимые в их быту. По купеческому обычаю Димитрий, вероятно, рано стал знакомиться с торговлей под руководством отца, которому и помогал, как мальчик толковый и грамотный. Ожидания родителей, однако, не сбылись, хотя сын и не промотал отцовского состояния. Иной, высшей цели посвятил себя Димитрий. Достигнув юношеских лет, он настолько изменился в своих привычках и образе жизни, настолько охладел к торговле, что сами родители поняли несбыточность своих надежд. В цветущие годы жизни молодой человек отказывается от родительского наследства в пользу своего брата, оставляет отцовский дом и принимает пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре 64 . Удостоенный сана священства и влекомый постоянным желанием устроить общежительную обитель для иноков, преподобный Димитрий основал в родном городе своем Переяславле новый монастырь в честь святителя Николая и оттуда часто посещал другого великого подвижника, преподобного Сергия, который в шестидесяти верстах от него сиял святостью жизни посреди дремучего леса и с которым он познакомился, по всей вероятности, в 1354 году, когда смиренный Радонежский подвижник приходил в Переяславль для посвящения в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В основе грушевидных глав, или «бань», чередующих широкие «пучины» и узкие «заломы», лежит образ тамбурного К. с фонариком типа собора св. Петра в Ватикане. Эта форма пришла на Украину через Польшу и Юж. Германию, где были распространены сложные формы купольных кровель. Развившийся на рубеже XVII и XVIII вв. в Москве нарышкинский стиль соединил укр., нем. и польск. влияния с традициями московской архитектуры и породил множество новых форм, что отразилось и на устройстве К. и глав. Основной конструктивной формой стал световой восьмерик, подменивший собой цилиндрический барабан. Восьмерик на четверике мог завершаться сомкнутым сводом, на к-ром ставились еще один или неск. меньших восьмериков один над другим и главка - так получалась ярусная композиция (ц. св. царевича Иоасафа в Измайлове, 1678, «трехбанная» надстройка 1687-1688, не сохр.; ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, 1698-1703, с ярусом звона над световым восьмериком). Распространились центрические храмы с 4-лепестковым планом и укр. пятиглавием по странам света (Новый собор Донского мон-ря, 1684-1698, с традиц. московскими луковичными главами на круглых световых барабанах; ц. Покрова в Филях, 1690-1693, с ярусной композицией «восьмерик на четверике» под звоном, пониженными экседрами и гранеными луковичными главками на глухих восьмериках). В то же время традиц. московское пятиглавие трактовалось по-новому (надвратная ц. Преображения Новодевичьего мон-ря, 1687-1688, завершенная украинизирующими «банями»; ц. Николы «Большой Крест» на Ильинке, кон. XVII в., не сохр., с рельефными звездами на луковичных главках). Т. н. строгановские храмы сочетали пятиглавие «по-украински» (ц. Рождества в Н. Новгороде, ок. 1700) или «по-московски» (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689-1693) с новаторскими конструкциями бесстолпных четвериков. Существовали экзотические варианты завершений: напр., в ц. Успения на Покровке (1695-1706, не сохр.) световой восьмерик на четверике был увенчан меньшим восьмериком с грушевидной главой, а по углам располагались 4 малые главки на глухих шеях; при этом с востока и запада композицию усложняли 2 световых восьмерика с главками на граненых шеях. Знаменская ц. в Дубровицах Московской обл. (1690-1704), единственная среди рус. храмов, отличается своей устремленной ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золоченой короной. К необычным архитектурным гибридам следует отнести восьмерик на четверике с «ложным пятиглавием» (Троицкий собор в Верхотурье Свердловской обл., 1703-1709).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Рубрики Коллекции Сколько рядов должно быть в русском иконостасе? 1 мин., 25.09.2021 Поделиться Классический высокий иконостас — пятиярусный. В местном ряду обязательно помещают образы Христа, Богоматери, храмовую икону. Выше находится деисусный чин, где Спасителю предстоят святые в молении. Третий ряд с иконами главных праздников так и называется — праздничный. Четвертый чин — пророческий, с ветхозаветными праведниками, обращенными к иконе Божией Матери «Знамение». Верхний чин — праотеческий, с иконой Святой Троицы в центре. Обычно мы встречаем в храмах иконостасы в три-пять рядов. Но есть алтарные преграды, которые насчитывают шесть, семь и даже девять ярусов. Поражающие своей высотой иконостасы появились ближе к концу XVII века, когда Большой Московский Собор постановил помещать в них «страсти Спаса нашего Иисуса Христа» и венчать Распятием. Так из праздничного чина выделился отдельный ряд. Он посвящен последним дням земной жизни Христа — от «Предательства Иуды» до «Положения во гроб». Страстным чином с «Распятием» в центре обычно завершали иконостас. Страстной ряд стал шестым. Откуда же взялись огромные иконостасы в девять ярусов? Циклы начали делить, чтобы уместить все сюжеты. Тем более что к изображению Страстей Христовых добавились сцены апостольских страданий. Например, во Введенском соборе Сольвычегодска сохранился пышный иконостас. В нем помещаются и два ряда праздников, и страстной чин. «Снятие со креста» и «Положение во гроб» мастера вынесли в навершие, по сторонам от «Распятия». Встречается также ряд с образами серафимов и херувимов. А еще Большой Московский Собор запретил прихожанам приносить на богослужение свои иконы. Но их можно было пожертвовать церкви. Так над местным чином появился пядничный ряд — высотой «в пядь» (около 20 см). Пядничные иконы называли также «штилистовыми», потому что на их золочение уходило ровно шесть листов сусального золота. Фотографии: depositphotos.com Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/skolko-rjadov-dolzhno-byt...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (24.12.1893, с. Пучуга Сольвычегодского у. Вологодской губ.- 26.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из старинного рода священнослужителей Вологодской епархии. По окончании в 1908 г. Устюжского ДУ поступил в Вологодскую ДС, в 1914 г.- в МДА. Под рук. свящ. Павла Флоренского написал канд. соч. «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам» (ркп. находится в фондах Музея П. Флоренского в Москве). В студенческие годы управлял 2-м хором ДА и хором при домовой ц. во имя равноап. Марии Магдалины в убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевском посаде. Часто посещал старцев Зосимовой в честь Смоленской иконы Божией Матери пустыни . Сщмч. Зосима Трубачёв. Фотография. 20-е гг. XX в. Сщмч. Зосима Трубачёв. Фотография. 20-е гг. XX в. 24 марта 1918 г. рукоположен во диакона, а 8 мая Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры - во иерея ко храму Покрова Пресв. Богородицы при МДА. После окончания академии в 1918 г. со степенью канд. богословия был направлен в Богородице-Рождественский храм с. Подосиновец Никольского у. Вологодской губ. Накануне приезда З. здесь претерпел мученическую кончину прежний настоятель прот. Николай Подьяков, был убит и священник соседнего прихода. З. не ограничивал свои труды храмовым богослужением, он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины правосл. веры, приходил на помощь нуждающимся. Он взял на воспитание 13-летнюю дочку утонувшего помора. На Рождество в доме З. устраивалась елка для детей. Награжден набедренником (1920) и камилавкой (1921). В 1922 г. З. арестован во время кампании по изъятию церковных ценностей , заключен в тюрьму г. Вел. Устюг. Вскоре, однако, был освобожден. С сент. 1924 г. служил в храме в с. Кохма Иваново-Вознесенского у. и губ. В 1925 г. (по др. данным, 17 сент. 1926) возведен Иваново-Вознесенским еп. сщмч. Августином (Беляевым) в сан протоиерея и назначен настоятелем Введенского храма г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), т. к. его настоятель отпал в обновленчество . Приход оказался разрушенным, богослужение совершалось небрежно. З. потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта к небрежному отправлению чинопоследований. Несмотря на угрозы, З. не согласился отменить крестные ходы (власти разрешили совершать их лишь обновленцам). З. выстроил колокольню при храме. По воскресеньям после вечернего богослужения проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни св. мучеников.

http://pravenc.ru/text/200025.html

Родился в семье дьячка Введенской церкви села Верюга. Благодаря чему Иоанн получил топонимическую фамилию — Верюжский. Отец Иоанна умер рано. В 1832 года Иоанн, как сирота, поступил учиться Вельское духовное училище, которое окончил в 1836 году. В этом же году поступил учиться в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил 24 сентября 1842 года по первому разряду. 24 сентября 1842 года епископ Вологодский и Великоустюжский Иринарх рукоположил Верюжского в священника, после чего иерей Иоанн был назначен сверхштатным священником церкви Рождества Христова села Шадринское (Шадрино) Вельского уезда. С 16 января 1846 года по 1848 Иоанн был учителем Шадринского сельского училища, где преподавал безвозмездно. 10 октября 1848 из-за жалобы прихожан Верюжского перевели и сделали сверхштатным священником Богоявленской церкви села Пежма Вельского уезда. В 1857 году умерла жена Иоанна и он остался один, воспитывая семь детей; старшей его дочери было 14 лет. В 1860 по 1863 год Иоанн был учителем в Василистовском сельском училище, с 1863 по 1867 год он был катехизатором при Троицком соборе города Вельска. В 1864 году умерла старшая дочь Верюжского от родов. На Иоанна была подана жалоба от прихожан в Вологодскую консисторию о событиях десятилетней давности: Иоанн промедлил и не успел крестить младенца, из-за чего последний умер некрещёным; кроме того, совершил погребение умершей крестьянки, не напутствовав ее перед смертью. Рассмотрев жалобу, консистория вынесла решение: «О. Иоанна Верюжского по окончании сельских работ послать в вельский собор на усмотрение в поведении через настоятеля собора... сроком на один месяц». 1 января 1865 года Верюжский написал ходатайство об отмене наказания правящему архиерею Вологодскому и Тотемскому Христофору. Епископ удовлетворил прошение Иоанна. 4 декабря 1867 года Иоанна перевели и сделали вторым штатным священником Троицкой церкви села Верхняя Тойма Сольвычегодского уезда. После прочтения пробных лекций в Вологодском духовном училище Иоанн занял первое место среди трёх кандидатов учительской должности, 18 сентября 1868 года он был назначен священником и пятым наставником Вологодского духовного училища на жалованье. С 14 декабря 1868 года он — учитель латинского языка, с 1869 года Иоанн — преподаватель краткого катехизиса, Священной истории, чтения, пения и чистописания, с 7 июля 1869 он вновь — учитель латинского языка в училище. С 1871 года Верюжский публиковал свои сочинения в «Вологодских губернских ведомостях».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Будет канонизирован еще один новомученик Архангельск, 12 ноября 2003 г. Состоялось очередное заседание Архангельской епархиальной комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру Христову на территории Архангельской области в XX веке, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. На нынешнем заседании было рассмотрено три кандидатуры. Архимандрит Феодосий (Соболев), расстрелянный в 1918 году, священник Иоанн Родимов (1937 год) и его сын, псаломщик Тимофей Родимов, жестоко убиенный в 1918 году. Принято окончательное решение о канонизации архимандрита Феодосия - настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря, убиенного без суда и следствия. Профессора Поморского университета Елена Галимова и Марина Карушева будут составлять житие новомученика. В Сольвычегодский музей послан запрос о фотографиях архимандрита, которые, возможно, сохранились в архивах. По фотографиям будут работать архангельские иконописцы. 12 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8159.html

5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов 5. 17; Пс 93. 12). Вместе с тем в ВЗ прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс 15. 1, 10): «Блаженство [   - приятности] в деснице Твоей вовек» (Пс 15. 11). Эсхатологическую окраску понятие Б. приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...» (Ис 25. 8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис 35. 10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание... и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12. 2-3). Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Сущность Б. в полноте раскрывают учение Христа и Свящ. Предание Церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником Б. и Сам называется блаженным (1 Тим 1. 11; 6. 15): «...подлинно блаженно сие источное добро, к Которому все обращено, Которого все желает...» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 1). Б., единением с Богом в любви ( Basil. Magn. Hom. 9), было райское состояние человека ( Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 11). Райское Б. человека все более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца ( Aug. De Gen. XI 18. 24). Через человека в обожении должно было объединиться все мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное Б. ( Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 76-77; ср.: Лосский В. Догматическое богословие. С. 244-245). Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт 3. 1-7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние Б. (Быт 3. 16-24). Представление о благе потеряло для падшего человека четкие ориентиры.

http://pravenc.ru/text/149367.html

Исход, гл. 13 1. Рече Господь к Моисею глаголя: 2. Освяти ми всякаго первен­ца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых от человека до скота, яко Мне есть. 12. И отлучиши всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, всякое разверзающее ложесна от стад или от скот твоих, елика будут тебе, мужеск пол освятиши Господу . 13. Всякое разверзаюгцее утробу ослю премениши овцею; аще же не премениши, искупишие, и всякаго первенца человеча сынов твоих да искупиши. 15. Егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия, сего ради аз жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякаго первенца сынов моих искуплю. 1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. 12. Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского иола, – Господу , 13. а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 15. Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю. Жертвы из крупного и мелкого рогатого скота, а также из птиц (горлиц) приносили Моисей с Аароном и все праведники Ветхого Завета. В Библии много страниц уделено предписаниям о «правильном» жертвоприношении. Наиболее обстоятельному изложению этой темы посвящена библейская книга Левит. «Заклание тельца». Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». Северное письмо. Сольвычегодск. Начало XVII века. (СИХМ) По Закону в жертву приносили так называемых чистых домашних животных – парнокопытных жвачных, которые действительно являются «удобными» для жертвоприношения. Они как бы «предназначены» для заклания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании количество коней не указано: Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более ( 4Цар.2:11–12 ). В «Подлиннике иконописном» в прописи для иконы Огненное восхождение Илии Пророка изображены два крылатых коня. На некоторых иконах видим четырех коней, но запряженных в колесницу не квадригой (в один ряд), а цугом (попарно): икона начала 16 в. (Гос. Историч. музей) и икона кон. 15 в. (Гос. Русский музей). Редко, но встречается изображение трех коней (икона 17 в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Что означают буквы на нимбе икон Иисуса Христа? иеромонах Иов (Гумеров) Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя. 1 . Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке – знак над сокращением слова). 2 . Крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву. 3 . На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы – O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий – одно из имен Божиих ( Исх. 3:14 . В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху – W (омега), а N (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой От, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева От, вверху О (он), а справа – Н (наш). Почему праздник Богоявления называется Просвещением? иеромонах Иов (Гумеров) Название этого великого двунадесятого праздника Просвещение или праздник Светов выражает ту богословскую истину, что Бог есть свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной ( Мф. 4:16 ). Раньше в Навечерие праздника Богоявления крестили оглашенных. При этом горели многие светильники, знаменующие свет познания истинного Бога. Откуда взята фраза: «Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите…»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рай – Небесный Иерусалим. Алтарная дверь Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг. Пришествие Царства Божия – событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих. В 3-й Книге Царств описывается явление Бога пророку Илии, которому Господь говорит: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ). Это повествование в христианской традиции часто воспринимается как прообраз той встречи с Богом, которая происходит в сердце человека благодаря молитве. В свете сказанного слова молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое» вовсе не следует понимать как просьбу о приближении второго пришествия Христа. В древней Церкви существовало представление о том, что второе пришествие должно наступить уже при жизни первого христианского поколения. Апокалипсис, являющийся по своему содержанию литургической книгой, завершается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Представление о том, что Иисус должен прийти «скоро», было следствием буквального толкования Его слов: «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф.10:23 ). В соответствии с этими эсхатологическими настроениями Тертуллиан писал: «Да придет Царствие Твое». Молитва сия, как и предыдущая, имеет тот же смысл: да придет или да будет Царствие Твое в нас... Но если пришествие Царствия Божия согласно с Его волей и требует конца мира сего, то зачем просим мы Его иногда, чтоб Он продлил дни наши на земле? Царствие, испрашиваемое нами у Него, есть конец времен, исполнение веков мы молим Его о скорейшем вступлении в сие Царствие, а следственно, и о недолгом задержании нас в рабстве 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010