Со второго класса семинарии я начал заниматься репетиторством слабых учеников, конечно за плату. В старших классах пел в архиерейском хоре и там же исполнял обязанности надзирателя за маленькими певчими хора, почему некоторое время и жил при Архиерейском доме. Все это естественно отвлекало от самого главного – учения своего и я к искреннему сожалению своему окончил Духовную Семинарию только по второму разряду, закрывшему мне доступ в высшие учебные заведения. —150— По окончании Семинарии, я не ушел в чужую сторону, а имея наклонность к духовному званию, поступил в клир церковный – псаломщиком в одно село Ливенского у., откуда был перемещен в город Орел на ту же должность. Через полтора года моего псаломщичества покойным Преосвященным Епископом Орловским Иринеем был рукоположен во священника к Введенской церкви гор. Болхова, где и священствовал почти десять лет. В 1912 г. у Преосвященного Епископа Орловского Григория испросил себе перемещение в настоящий приход, так как имел желание заняться сельским хозяйством, каковым занимаюсь и теперь. Но всегда у меня была мечта о знании, какое дают высшие учебные заведения. В настоящее время Духовные Академии широко открыли свои двери для желающих учиться, но опять для окончивших Духовные Семинарии по первому разряду, а не второразрядников. Не имея чести принадлежать к первым, я и не пытался проникнуть за заветную дверь. Но мировая война, заставившая всех пересмотреть свои правила и уставы, заставившая мобилизовать все силы страны для защиты отечества и взявшая в ряды защитников даже студентов Академии, побуждает меня не ослабевать в своем стремлении к знанию, а стремиться к нему. И я осмеливаюсь обратиться в Святейший Правительствующий Синод с покорнейшей просьбой: ради важности переживаемого времени нашей матерью-Родиной, разрешить мне второразряднику, для получения высшего Богословского Образования, поступить в текущем же году в одну из Православных Духовных Академий. А так как, занятый делами по устроению приходской жизни, по призрению семей наших страдальцев – воинов, а также и своих хозяйственных, я не имел возможности подготовиться к вступительному экзамену, то и освободить от оного».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Алексий (Макринов), иеромонах. Вклад С.-Петербургской... Духовной академии в развитие библеистики//Богословские труды: Юбилейный выпуск, посвященный 175-летию С.-Петербургской Духовной академии. М., 1986. С. 199–210. 3. Алтайская миссия в самом начале ее существования (из письма ее основателя архимандрита Макария)//Православный Благовестник. 1909. 18. С. 243–244. 4. [Башуцкий А.] Алтайская церковная миссия. СПб., 1865. 5. Аничков-Платонов И. Н. О мирном распространении Христианства в России. М., 1845. 6. Арсеньев В.С. Отец Макарий Алтайский : Из семейных преданий. Орел, 1912. 7. Арсеньев В.С. Письма к Д. Ф. Голубинскому : Автограф, 1887, 1830–1892 гг. – НИОР РГБ, ф. 76/II, п. 1, ед. хр. 54. 8. Архимандрит Макарий Глухарев: Биографический очерк//Письма архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии/Под ред. К.В. Харламповича . Казань, 1905. С. 1–69. 9. Архимандрит Макарий Глухарев: (К сведениям о его личности и к материалам для его биографии)/Сост. священник Илия Ливанский. Орел, 1895. (То же. Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1895. Вып. II. С. 51–100; Вып. III. С. 45–76.) 10. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии//Томские Епархиальные Ведомости. 1897. 10. Отд. неофициальный. С. 7–16. 11. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М., 1908. Май. С. 129–155. (То же. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997.) 12. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии: Краткие сведения о его жизни и деятельности. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года). СПб., 1892. (То же. Ястребова. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года). Бийск, 1893.) 13. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии.=Aлmaйckie мucciяhы тозогон архимандритъ Makapiй: на рус. и алтайском яз. Томск, 1882. (То же. На рус. яз. Томск, 1882.) 14. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1888. 46. С. 1264–1267; 49. С. 1380–1387; 50. С. 1411–1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

У крестьян Кленовской волости Чарондской округи захватывают сенные покосы крестьяне Ковженской волости Каргопольского уезда 363 . Разверстка тягла приводила также к недоразумениям, вызывавшим взаимные челобитные. Так напр., волости Орловская и Ивановский погост Устюжского уезда подают одна на другую жалобы, споря о количестве подвод, которое должна выставлять каждая под проезжих приставов и стрельцов 364 . Дмитриевская Устья некая волость в 1628 г. жалуется на соседние и связанные с нею Введенскую, Никольскую и Шангальскую Устьянския волости, что эти последние не производят за долгое время с 1589 г. переверстки податей, «дани не перерубают» и вследствие этого крестьяне Дмитриевской волости «зарублены данью», т. е. отягощены не по промыслу и не по животам и от такого притеснения оскудели 365 . Те же вопросы делались поводами конфликтов между волостным и всеуездным миром; те же споры о долях тягла, в которых всеуездный мир не может рассчитаться с волостью, жалующеюся на чрезмерное обременение не в уровень с другими волостями. Не будучи в состоянии ужиться друг с другом или тяготясь ролью части в притесняющем и эксплуатирующем целом, миры обращаются с просьбами о разъединении, «отписке» —405— их друг от друга в тягле, о выделе части в самостоятельное целое, с ходатайствами, которые с другой стороны, от других заинтересованных миров вызывают контрходатайства о сохранении прежних единства и связи. Процессы интеграции и дифференциации миров, которые можно наблюдать в областном делении Поморья и шли именно путем таких земских ходатайств. Такою же непрерывною полосой тянутся в земской жизни споры между уездами и между «землями». Конфликт возникает иногда благодаря какому-либо возбуждающему недоразумение эпизоду. Так напр, в 1622 г. Устюжский уезд жалуется на двинское всеуездное земское управление, задержавшее устюжские суда со снастью, на которых привезен был в Холмогоры хлебный запас из Устюга 366 . Обыкновенной наиболее частой причиной междууездных конфликтов служат также вопросы, связанные с тяглом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Я – крестьянин Алексеево-Орловской волости, Таганрогского Округа, Евфимий Данилов Бойко. В 1906 г., когда мне исполнилось 18 лет, я переехал из своей деревни в Ростов н/Д. и вскоре поступил кучером к одному зажиточному хозяину. Прожил я на месте около двух недель и вижу, что хозяева жалеют меня, как своего сына. Одно меня смущало: хозяева говорят по-русски, вспоминают часто имя Господа нашего Иисуса Христа, а сами не крестятся, в доме не имеют икон и, несмотря на Великий пост , едят мясо. Подходит праздник Пасхи. Хозяин и говорит мне: «Евфим! Сегодня – пятница; пойдём в баню». Я согласился. Когда мы разделись, хозяин увидел у меня на шее крест и говорит: «Скажи, пожалуйста, Евфим, какую он тебе приносит пользу, – только шею трёт». – А почему же крест носят все православные христиане – ответил я. – «Они – люди тёмные и не знают Писания, а в Писании запрещено поклоняться кресту». – Ну, хорошо, сказал я, можно крест и продать. – «Какой же ты после этого будешь христианин? – заметил хозяин. – Слово Божие говорит: чего не желаешь себе, того не желай и другим». После этого снял с меня крест и бросил его в отхожее место, а меня начал водить в собрания баптистов, где он был старшим пресвитером. По своей юности и темноте, я увлёкся сладкими речами и жалобными напевами баптистов и принял их крещение. Такими хорошими и добрыми показались мне новые мои братья. И целых пять лет пребывал я в их среде. Благодарение Господу, скоро открывшему мне глаза, постепенно стал я замечать, что благочестие и набожность баптистов – лицемерные и наружные. Они, по слову Апостола, «имели только вид благочестия, силы же отверглись» ( 2Тим. 3:5 ). Обвиняя православное духовенство в том, что оно за свой труд получает вознаграждение, сами на своих собраниях обременяли членов всякими общинными взносами и своим пресвитерам и проповедникам выдавали большое жалование. Изображая из себя людей трезвых, баптисты не прочь сами покутить в ресторанах и прокатиться на автомобилях... Проповедуя целомудрие и воздержание, в то же время баптисты бросали своих законных жён и вступали в связь с посторонними женщинами. И кто же это делал? Не рядовые только братья, а сам – пресвитер баптистов. Вот до чего доходит двуличие и фарисейство баптистов, так жалобно распевающих свои псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Физический кабинет состоит из 197 приборов. Все нужные приборы имеются, но с 1914 г. кабинет не пополнялся и не исправлялся. Председатель педагогического совета Орловской духовной семинарии В. Сахаров Товарищ председателя А.                  Соломин Члены педагогического совета: А. Бобров, В. Чанцев, Г. Павский , Д. Покровский, А. Крутиков, А. Ключев, В. Чулков, П. Введенский, А. Триумфов, А. Уваров, М. Полунин, В. Васильевский . Секретарь                                     А. Успенский Приложение к п. 16 анкеты. Суммы, назначенные на содержание семинарии в 1917 г., распределяются по источникам доходов следующим образом: 1. Сбор с церквей епархии на содержание духовно-учебных заведений – 21 272 руб. 04 коп. 2. Плата, поступающая от своекоштных воспитанников за содержание в общежитии, – 15 480 руб. (Деньги эти в действительности не поступали, так как общежитие было закрыто). 3. Доход с принадлежащих семинарии благотворительных капиталов, назначаемый на пособия беднейшим ученикам, на содержание больницы и на приобретение книг для воспитанников – 676 руб. 4. Воспособление на содержание семинарии из Государственного казначейства – 68 794 руб. 38 коп. 5. Оборотные и случайные поступления – 933 руб. Итого: 107 155 руб. 42 коп. Расход этих сумм разассигнован был следующим образом: 1. На содержание лиц управления и учащих – 50 393 руб. 02 коп. 2. На содержание воспитанников – 30 863 руб. 3. На выдачу пособий воспитанникам – 579 руб. 4. На содержание дома – 14 820 руб. 5. На библиотеку и физический кабинет – 787 руб. 6. На ученическую библиотеку – 30 руб. 7. На канцелярские потребности – 400 руб. 8. На содержание больницы – 560 руб. 9. На мелочные и экстраординарные расходы – 258 руб. 10. На выдачу пенсий – 8465 руб. 40 коп. Итого: 107 155 руб. 42 коп. Действительное поступление, не считая платы за содержание своекоштных воспитанников в общежитии, было менее предположенных по смете сумм: по 1-му пункту доходов – на 601 руб. 73 коп.; по 5-му пункту доходов – на 49 руб. 33 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

277 Он, по благословению патр. Никона, в третий раз отправился в Шацкий уезд «мордву и татар в крещение приводить» и там устрелен стрелою в деревне Ямбирине около государева дворцового села Конобеева, близ Шацка, во вторник на Страстной неделе 9 апреля 1656 г., а умер 17 числа в четверг на Святой. Погребён в Рязанском Архангельском соборе на правом клиросе, причём над гробницею, в стеклянном футляре, висит его мантия с тремя прошибинами от стрел и следами крови. Мисаил проповедовал не мещере, а мордве и убит мордвином Горечишкой. О сем см. у С. Н. Введенского, Миссионерская деятельность Рязанского архиепископа Мисаила среди инородцев Тамбовского края в 1653–1656 гг. в «Богословском Вестнике» 1910 г., 7–8, стр. 527–551. 278 Их очень много претерпел Архипастырь в разных видах во своей любимой, как мы видели, и им оплаканной Пастве [Орловской]. – О. Иерофей. 279 Не дышит ли и это писание духом пророческим! – Преосвященный Смарагд был уважаем в Рязани при жизни его. Об этом доходили до нас весьма благоприятные слухи. Но, вот со смертью Святителя, явились, кажется, искушения, к нему относившиеся в новых формах, в новых переплётах, что также, к прискорбию, не миновало слуха нашего. – О. Иерофей. 282 Ср. сообщение прот. H. А. Ильдомского в «Страннике» 1861 г., 11, отд. IV, стр. 188–191, и у ο. И. Добролюбова, Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии I (Зарайск 1884), стр. 11, а также в ином освещении у † проф. П. С. Казанского в «Богословском Вестнике» 1904 г., т. стр. 78. См. и ниже письмо 59. 287 Это тот самый, который воздвиг клеветы на Преосвященного Смарагда, пред выездом его в Рязань, по делам Кромских раскольников. О чём выше было сказано. – О. Иерофей. См. к письму 46 на стр. 78–80. 288 В Киевской ред. первоначальный текст зачёркан, и всё место читается так: «Сказав о болезненном состоянии своего брата C., говорит далее». Семён Петрович Крыжановский страдал приверженностью к винопитию. См. письма 57 и 59. 290 Это послесловие к предшествующему письму и предварение к последующим взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 86–87 Киев. ред. и л. 87–88 об. Ряз. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На могиле В. Д. Кудрявцева. Жестокая смерть беспощадной рукой Жизнь косит на лево и право, – Взмахнула... свершился удар роковой, И нет у нас больше тебя, дорогой, Тебя, наша гордость и слава! В холодном гробу одинок ты лежишь, Не видишь печали и муки; Взываем к тебе, – но ты нем, ты молчишь, Не слышишь рыданий и слезы не зришь Родных и питомцев науки. Нежданно угас ты... Утрата горька! При звуках надгробного пения Тяжелая сердце сжимает тоска! Ужасна потеря, печаль велика! Но все же и есть утешенье: Нет, мы не вполне, расставаясь с тобой, Осталися здесь сиротами: Лишь прах твой – наследие тьмы гробовой, Но светлой и чистой жив ты душой, Жив в памяти вечной меж нами. И нам ли забыть, если в жизни твоей Явил ты нам столько благого?! Ты жил, озаряя нас светом идей, Ты жил, поучая нас жизнью своей И силой горячего слова... И вот ты замолк и посыпан землей В могиле сырой и холодной: Но образ твой, вечной сияя красой, Средь тьмы заблуждений в юдоли земной Нам будет звездой путеводной. Н. Успенский. В скорбные дни Академии получены были выражения скорби в телеграммах: из Чернигова от Епископа Сергия, из семинарий Рязанской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Вологодской, из Задонского училища, от профессора Харьковского Университета М. А. Остроумова, из Астрахани от преподавателей семинарии и училища, от студентов Киевской Академии; в письмах: от Почетного Блюстителя Н. М. Федюкина, от профессора Казанской Академии А. Ф. Гусева , от доцента Московской Академии (из Берлина) А. И. Введенского , от двоих воспитанников XLVI курса С. Соколова и Ф. Делекторского, из Казани от А. Рождествина. 1 История Московской Духовной Академии Прот. С. К. Смирнова. Москва, 1879 года. Стран. 230. 3 С редким единодушием окружили его тогда тесной толпой его питомцы и почитатели, кругом обложили подарками, засыпали совсем всякого рода приветствиями. 4 Перед благородной популярностью философских сочинений почившего всякая другая популярность многих современных философствующих писателей, в сочинениях которых minimum философской мысли разведено на множестве страниц популярной фельетонной болтовни, является популярностью рынка и толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «25 июня 1913. Согласен». 2 сентября 1913 года. 13 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Иларион, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарные профессоры – А.А. Спасский, М.М. Тареев и М. М. Богословский ; экстраординарные профессоры – П.П. Соколов, И.В. Попов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , священники Д. В. Рождественский и священник В.Н. Страхов. – С правом совещательного голоса: доценты – Н.В. Лысогорский и Н. Л. Туницкий; и. д. доцента – Ф.М. Россейкин, священники И. В. Гумилевский, священник И. М. Смирнов, иеромонах Варфоломей (Ремов) , священник В.И. Зыков и Ф. К. Андреев; лекторы новых языков – священник Н. А. Преображенский и Г.Я. Томсон. Отсутствовали из числа членов Совета: и. д. ординар- —430— ного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессоры – С.И. Соболевский и С. С. Глаголев ; экстраординарные профессоры – С.И. Смирнов и А.П. Орлов. Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «19 июня 1913. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 15 июня за 17: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 31 мая сего года за 2159, журнал Комитета, 336, о вызове в состав новообразуемых в 1913 году курсов Императорских духовных академий воспитанников из духовных семинарий. Приказали: Рассмотрев изъясненные в представлениях Преосвященных Митрополитов С.-Петербургского, Московского и Киевского и Архиепископа Казанского предположения академических Советов относительно вызова к поверочным испытаниям для поступления в Императорские духовные академии окончивших курс духовных семинарий и донесения епархиальных и семинарских начальств о числе воспитанников, признанных благонадежными для прохождения академического курса, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: 1) из числа рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами воспитанников духовных семинарий вызвать к поверочным испытаниям для поступления в академии в 1913 году 78 воспитанников, а именно: в С.-Петербургскую академию 20, – по одному воспитаннику из семинарий: Новгородской, Олонецкой, Рижской, Тверской, Холмской, Псковской, Литовской, Волынской, Воронежской, Полтавской, Таврической, Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Орловской, Ярославской, Рязанской, Вятской и Симбирской; в Московскую академию 20, по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Новгородской, Подольской, Нижегородской, Тверской, Пензенской, Курской, Тамбовской, Тульской, Ярославской, Вифанской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Смоленской, Самарской и Тобольской и трех воспитанников из Московской семинарии; в Киевскую академию 20, – по одному воспитаннику из семинарий: Ви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) По определению Святейшего Синода от 4 мая–3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено 30 казённых вакансий“. Определил и: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтёрам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Святейшем Синоде. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1903 г. Апр. 5. Утверждается“. —64— 21 апреля 1903 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , С. Глаголева , А. Шостьина , А. Введенского , А. Спасского и В. Мышцына . Слушал и: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1903 г. Марта 26. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 22 марта за 2555: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 4 марта сего года за 151, с ходатайством об увольнении экстраординарного профессора Московской Духовной Академии Статского Советника Анатолия Спасского, согласно его прошению, от должности редактора журнала „Богословский Вестник“ и о назначении на сию должность экстраординарного профессора той же Академии Коллежского Советника Ивана Попова. И, но справке, приказали: Во внимание к настоящему ходатайству Вашего Преосвященства Святейший Синод определяет: уволить экстраординарного профессора Московской Духовной Академии Статского Советника Анатолия Спасского, согласно его прошению, от обязанностей редактора журнала „Богословский Вестник“, а на его место редактором сего журнала назначить экстраординарного профессора той же Академии Коллежского Советника Ивана Попова; о чём и предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору уведомить Главное Управление по делам печати, на каковой предмет передать в Канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода выписку из сего определения, а Вашему Преосвященству послать указ“. Определил и: 1) Принять к сведению. 2) Поручить экстраординарному профессору Ивану Попову принять от бывшего редактора академического журнала „Богословский Вестник“ – экстраординарного профессора Анатолия Спасского редакционные приходо-расходные книги, документы и денежные суммы, какие могли находиться у него, согласно п. 3

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010