433 ...на принятие должности начальницы Александро-Мариинского института... – Речь идет об Александро-Мариинском институте благородных девиц для обуче­ния дочерей офицеров, военных чиновников и врачей, служивших в Москов­ском военном округе, имени кавалерственной дамы В.Е. Чертовой, располагав­шемся в особняке князей Долгоруковых на улице Пречистенка. 435 Сегодня же дорогой отец Иоанн, отслужив обедню в Вознесенском женском монастыре... – Вознесенский женский монастырь, основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, располагался на территории Московского Кремля и был разрушен в 1929 г. 436 ...все по его благословению удалось и аренду мне оставили... – См. примеч. 428 к настоящей части. 437 После этого Батюшка прочел поданное мною письмо от орловской игумении, в котором она жаловалась на нездоровье и просила у него благословения оставить игуменство... – В личном архиве отца Иоанна сохранилось несколько писем от игумении Орловского Введенского монастыря Антонии (Соколовой). Так, в письме от 14 февраля 1900 г. она писала, что «со скорбию» приняла пожелание отца Иоанна «дожить до 50-летия монашества»: «...еще осталось полтора года, а физических сил быть настоящей настоятельницей не осталось» (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 7а, л. 41–42). 438 Отец Иоанн сказал, что отказываться от игуменства он не благословляет: «Незачем, ведь уже теперь недолго, пусть потерпит до конца»... – Игумения Антония скончалась в сентябре 1907 г. Должность настоятельницы Орловского Введенского монастыря она исполняла с 15 сентября 1874 г. и была уволена от должности за несколько месяцев до смерти по причине преклонного возраста и болезненного состояния. 439 ...22 марта он служил в Никитском монастыре... – Необщежительная Никит­ская женская обитель находилась на Большой Никитской улице. Монастырь был основан в 1582 г. дедом царя Михаила Федоровича, сильно пострадал в 1812 г. и был возобновлен к середине XIX века. К началу XX века обитель имела три храма: во имя св. вмч. Никиты (XVI в.), во имя св. вмч. Димитрия Солунского и церковь над колокольней. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт, в 1930-х гг. – разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В сент. 2018 г. в мон-ре проживали игум. Олимпиада (Рожновская) и ок. 30 насельниц. Духовник сестер - схиархим. Илий (Ноздрин). Арх.: Писцовая книга г. Орла и Орловского у., 1685-1686 гг.//РГАДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Д. 10049; Об устройстве девичьего мон-ря при Христорождественской ц. в г. Орле, 1846-1847//РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 122. Ист.: Автобиография игум. Серафимы/Предисл.: Г. М. Пясецкий//Орловские ЕВ. 1891. Отд. неофиц. 12. С. 818-852; 13. С. 879-886; Антония (Соколова), игум. Сказание о явлении Балыкинского чудотв. образа Божией Матери в Черниговской губ. и чудесных знамениях от списка с оного в Орловском Введенском девичьем мон-ре, сост. на основании достоверных свидетельств и письменных док-тов. Орёл, 1895; Смирнова-Россет А. О. Дневники. Воспоминания. М., 1989. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 507; Военно-стат. обозрение Рос. империи. СПб., 1853. Т. 6. Ч. 5: Орловская губ. С. 125; Макарий (Миролюбов), еп. Слова и речи, произнесенные в Орловском Введенском жен. мон-ре, по случаю погребения настоятельницы оного мон-ря игум. Амфилохии, 5 авг. 1874. Орёл, 1874; Пясецкий Г. М. Ист. описание Орловского Введенского девичьего мон-ря. Орёл, 1886; он же. Пожар орловского Введенского девичьего мон-ря и положение обители до восстановления ее при Христорождественской ц.//Орловские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. 5. С. 351-360; 7. С. 457-469; 8. С. 562-575; он же. Ист. очерки Орловского Введенского девичьего мон-ря. Орёл, 1896; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899; он же. Забытая история Орла. Орёл, 1993; Духонин М. Свято-Ольгинская церк.-приходская школа при Орловском жен. мон-ре//Орловские ЕВ. 1892. Отд. неофиц. 23. С. 676-681; Кулжинский Г. Балыкинский чудотворный образ Божией Матери в Черниговской губ. и список с онаго в г. Орле//Черниговские ЕИзв. 1896. Ч. неофиц. 11. С. 343-348; 12. С. 376-383; Описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1901; Веселовский А. Н. В. А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения».

http://pravenc.ru/text/2581557.html

После вечернего богослужения монастырские ворота стали закрывать, а ключи сдавали игумении, без благословения к-рой никто не покидал обитель, причем молодые сестры могли выходить из мон-ря только в сопровождении старших монахинь. В 1828-1829 гг. настоятельница упразднила проживание мирян в иноческих кельях, а также покупки дворянками и купчихами келий с последующей их продажей. Когда сестры начали роптать из-за нововведений, игум. Серафима сообщила о нестроениях в О. В. м. еп. Никодиму (Быстрицкому), и тот заставил всех насельниц дать подписки о том, что они обязуются исполнять распоряжения игумении. «Монастыри обогащаются не деньгами, а благочестием: живите благочестиво и монастырь никогда не оскудеет»,- наставляла сестер игум. Серафима. В 1837 г. О. В. м. посетила имп. Александра Феодоровна, наслышанная об игумении-подвижнице. Схиигум. Серафима была награждена золотым наперсным крестом. Благодаря ее «распорядительности» монастырские доходы выросли с 1500 р. до 4485 р. ассигнациями в год. В 1829-1833 гг. во Введенском храме был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена холодная ц. во имя Св. Троицы с приделом вмч. Пантелеимона, а нижняя Введенская ц. с приделами переоборудована в теплую. Указом Синода от 19 авг. 1841 г. мон-рю был отведен лесной участок в 75 дес. из казенной Песочной дачи (см. подробнее: Черты из жизни Введенского Орловского мон-ря игум. Серафимы. М., 1861; Пясецкий. 1896. С. 80-92). После пожаров в авг. и в сент. 1811 г. О. В. м. застраивался без единого плана: в 1825 г. орловский губернатор сообщал еп. Гавриилу (Розанову), что в монастыре «беспрестанно производятся деревянные новые постройки келий и исправление старых без фасадов и соблюдения интервалов, что иногда в несчастном случае пожара может подвергнуть смежные строения опасности» ( Пясецкий. 1889. 5. С. 352). В ночь с 31 мая на 1 июня 1843 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря, в т. ч. свыше 70 келий. Орловский и Севский еп. Евлампий (Пятницкий) , прибывший в обитель, лично вынес престол из полыхавшего Введенского храма, участвовал в спасении от огня др.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

В 1923 г., при последней игумении Алексии (Тимашевой-Беринг), мона­стырь был закрыт и разорен. В это тяжелое время сестрам много помогал духовным советом Орловский епископ священномученик Сера­фим (Остроумов). Уникальные фотодокументы и исторические сведения об истории Орловской епархии в 1920–1930-е годы, о жизни насельниц женского монастыря после его закрытия в 1923 году опубликованы в 2008 г. в книге «Праведный верою будет жив». Книга составлена сестрами обители на основании архивных документов и достоверных письменных и устных свидетельств. В 1932 г. игумения Алексия выслана из Орла, в 1940 г. после ссылки вновь арестована в Вологде, в 1941 г. скончалась в тюремной больнице в возрасте 75 лет. Отрывки из духовных дневников и писем Матушки (в схиме – Евгении) также вошли в упомянутую книгу. Возрождение монастыря, 1993 г. В 1937 г. арестовано и выслано в лагеря больше ста бывших насельниц Введенской обители, продолжавших жить в Орле небольшими мона­ше­с­кими общинами. Глава этого «нелегального монастыря»монахиня Кира (Нарышкина) – была настолько любима сестрами, что они подражали ей во всем, «даже в том, как ходит, как держит руки». Монахиня Кира расстреляна 27 ноября 1937 г. Расстрелян и последний духовник сестер протоиерей Павел Святицкий. Вечная память! 1949 г. – в бывшем монастыре стала хозяином артель Коопремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался обувной валяльный цех и склад. С 1965 г. здесь находится Орловский завод резинотехнических изделий, который занял часть территории монастыря, здания Тихвин­ской надвратной церкви и Воскресенской церкви-усыпальницы. Две едва уцелевшие угловые башни-часовни стали трансформаторной будкой и пивным ларьком. К началу 1990-х гг. на бывшей территории монастыря сохранились здания школы и странноприимного дома и 37 монашеских домиков-келлий – уникальная жилая монастырская типовая застройка. Живут в них мирские люди. В 1993 г. по благословению преосвященного Паисия, епископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал восстанавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

Нижегородской Епархии заштатный мужской. Находится в Нижегородском уезде на низменном месте среди самого селения. Построен при Государе Царе Михаиле Феодоровиче дворянином Петром Глядковым по случаю явления образа Пресвятой Богоматери Владимирской в 1629 году на месте, где монастырь устроен, именовавшемся Славенская гора, а по устроению обители – Оранополе; потому что для монастыря расчищен лес в окружности и земля была распахана; от чего и монастырь наименован Оранским. Здания в нём ныне примечательнейшие каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери явленного образа Её, который во всём подобен Иверскому, находящемуся в Москве; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ ; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) в ОГРАДЕ купеческие ЛАВКИ. Настоятельство в этой обители было Строительское, Игуменское и Архимандричье по рассмотрению Преосвященных. Крестьян имелось 104 души. По Штатам 1764 года оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Орбозомский Благовещенский монастырь См. Ворбозомский Благовещенский. Орденская или Рденская пустынь Упразднённая. См. Рденская. Ордынская Порецкая пустынь См. Ардынская. Оредежская Успенская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде на реке Оредеже, и построена была Пр. Макарием, учеником Пр. Александра Свирского . Орловский Введенский монастырь См. Введенский-Орловский. Орловский Троицкий монастырь Женский, давно уже упразднённый. Находился в городе Орле или Орлеце, построенном Новгородцами в XIV столетии в Великоустюжском уезде, на реке Юге в 40 вёрстах от Великого Устюга. В этом монастыре постриглась и была Игуменьей около 1480 года Наталия, мать блаженного Иоанна Юродивого, устюжского Чудотворца. Город Орлов, а следовательно, и монастырь в нём, упразднён уже в XVII столетии; ибо о нём упоминается и в Большом Чертеже, или древней карте Российского Государства, писанной в начале XVII века (напечатанной в СПб., в 1794 году, стр. 307). Ныне на месте сего городка стоит Орловская волость при речке Моленге. Из остатков города виден ещё городовой ров, глубиной от 6 до 8 саженей. Но текшая в древние времена там река Юг далеко уже отклонилась, и на месте бывшего течения её приметны только многие озерки, которые также время от времени пересыхают. Орловский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Песоцкий мужской монастырь существовал до 1706 года, когда он был упразднен. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. В Брянске, на месте настоящей Воскресенской церкви был Воскресенский женский монастырь. Когда Петр Великий, воюя со шведами, начал укреплять города на западной границе, Брянск тоже подвергся перестройке. Так как Воскресенский монастырь служил помехой при постройке укреплений, то он был уничтожен: церковь была сломана, а кельи обращены в казармы. Монахини его были переведены в Песоцкий монастырь, а монахи Песоцкого — в Петропавловский. Таким образом, на месте мужского Песоцкого монастыря учреждена была женская обитель, удержавшая свое прежнее название Воскресенской. Но эта Воскресенская обитель существовала здесь недолго. Лишь только окончилась великая Северная война, как старицы с м. Неониллою во главе, стали опять проситься на прежнее место. Просьба их была уважена. Воскресенский монастырь перевели в город. При этом, однако, не все монахини вернулись на старое место: часть их осталась за рекой и образовала самостоятельную обитель, независимую от Воскресенской, а известную уже под именем Вознесенской. Эта Вознесенская обитель существовала до 1767 года, когда она упразднена, а церковь ее сделана приходскою. Имущество обители и утварь перешли было в руки Покровской соборной церкви, но когда священник пожаловался архиерею, что он не может служить без утвари, то половина последней была возвращена Вознесенской церкви. В 1781 году началось дело о восстановлении Вознесенского монастыря. Именно, когда гражданское начальство нашло положение орловского Введенского монастыря несоответствующим плану Орла и когда Амвросий, епископ Севский и Брянский, не знал, что едать с этим монастырем — игуменья Введенского монастыря Феофания просила преосвященного перевести подведомственный ей монастырь в Брянск на место упраздненного Вознесенского. Брянское общество, в свою очередь, поддержало эту просьбу, обещаясь дать необходимые средства для восстановления существовавшей обители. В виду этого преосвященный Амвросий сделал в Св. Синод представление о том, чтобы «упраздненный в Брянске Вознесенский монастырь включить в штат, а орловский упразднить и учинить приходскою церковью». Мера эта имела успех. Св. Синод потребовал только смету и план Вознесенского монастыря. Тогда игуменья Феофания, думая, что все кончено, и родная обитель восстановлена (она была из Вознесенского монастыря), отправилась на год в Брянск и здесь думала привлечь граждан на свою сторону, чтобы с их помощью поправить обветшалую обитель. Но желаниям ее не суждено было исполниться.

http://sobory.ru/article/?object=55734

10 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Крестительском кладбище, или, как его называли в народе, Крестительский храм, был построен в конце XVIII в. В 1772 г. за городом было отведено и освящено место для кладбища. В 1774 г. было дано архиерейское благословение на строительство при кладбище церкви. Храм был построен на средства орловских граждан и освящён 20 июля 1777 г. В 1827 г. была пристроена трапезная с колокольней и два придела: в честь икон Матери Божией «Всех скорбящих радосте» и Казанской. Внутренние росписи храма воспроизводят росписи храма Христа Спасителя в Москве. При храме существовала богадельня, которая была впоследствии преобразована в приют для вдов и сирот духовного звания. С 1899 г. при храме действовала школа грамоты. В 1938 г. Крестительский храм закрыли. В 1942 г. во время оккупации службу возобновили, но в 1944-м богослужение было вновь запрещено, и здание храма передано под склад. В 1960 г. Крестительская кладбищенская церковь была окончательно возвращена Церкви. Службы в ней совершаются до настоящего времени. В храме хранится часть мощей прп. Анны Кашинской. 11 Введенский женский монастырь основан в 1686 г. Наибольшего расцвета достиг в начале XIX в. при схиигумении Серафиме (Соковниковой), известной своей подвижнической жизнью. В 1843 г. монастырь сгорел дотла и был перенесён на другое место. В обители было построено пять храмов: соборный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Тихвинской иконы Божией Матери, Воскресения Словущего, храм-усыпальница во имя Живоначальной Троицы и Воскресения Христова. Главная святыня монастыря – чудотворный список Балыкинской иконы Божией Матери, подаренный обители в XVII в. свт. Иоанном (Максимовичем) , митрополитом Тобольским. В XIX в. икона прославилась многими чудотворениями. После революции, в начале 1920-х гг., все монастырские храмы были постепенно закрыты, а в 1923 г. официально прекратил существование и сам монастырь. В 1932 г. была арестована и сослана последняя игумения Алексия (Тимашева-Беринг). Сестры организовали трудовые артели, что дало возможность монастырю тайно просуществовать до 1937 г. Своё возрождение Орловский Введенский женский монастырь начал в 1993 г. В 1995 г. в обитель была возвращена сохранённая святыня –Балыкинская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Введенский женский монастырь (Орёл) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Введенский монастырь основан в 1685 году, здесь хранится почитаемый чудотворным список Балыкинской иконы Божией Матери. Содержание История [ править править код ] Монастырь стал строиться в 1685-1686 годах в Орле, на месте сгоревшего храма во имя Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Построенная церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь получил свое название по наименованию своей главной церкви — Введенский. В 1769-1770 над вратами монастыря возведена Тихвинская церковь. К первой трети XIX века монастырь становится истинным украшением Орла, жители вносят в его устроение значительные пожертвования. Он ограждается каменными стенами с башнями по углам. Центром монастыря становится Введенская церковь с колокольней, которая отстроена заново из камня. На самой территории монастыря размещены порядка 75 отдельных небольших деревянных домиков — келий для монахинь. Но в 1843 году монастырь полностью сгорает в результате страшного пожара. Без крова над головой оказались двести его насельниц. Несмотря на постигшее бедствие, сестры не согласились на переход в другие епархии и несколько лет жили в богадельнях. В 1844 году Указом Синода новым местом для монастыря определено за городом, на высоком берегу Оки. Монастырь решено восстановить в уединенном месте, на территории вокруг приходской Христорождественской церкви с колокольней. И в 1848 года возрожденный Введенский монастырь официально, в торжественной обстановке открывается. В 60-е годы XIX века монастырь строится, расширяется. В нем опять 75 монашеских келий. А в 1865 году епископом Орловским Поликарпом была освящена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На стене храма сохранилась до сих пор, несмотря на страшные годы безбожия, фреска с изображением священномученика Поликарпа Смирнского — небесного покровителя епископа. В эти годы Введенский монастырь становится общежительным. Игумения и сестры обращаются за советами и за молитвенной помощью к Оптинским старцам.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Капшин Знаменский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Тверской Епархии в Кашинском уезде от Кашина к югу. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 616 душ крестьян. А по Штатам оставлен на своём содержании и вскоре упразднён. Карачевский Введенский монастырь Женский упразднённый, и отданный в ведение военной Коллегии для помещения в оном Тобольского Карабинерного полка. Находился в Орловской Епархии, в городе Карачеве. Соборная церковь во имя Введения во храм Божьей Матери с приделом Св. Апостолов Петра и Павла построена иждивением Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича и Царевны Софии Алексеевны. До Духовных 1764 года, Штатов было за монастырём сим 47 душ крестьян. Добавление из VI тома Карачевский Воскресенский монастырь См. Тихонова Воскресенская пустынь. Карачевский Николаевский Одрин монастырь См. Одрин Николаевский Карачевский. Карачунский Богородицкий монастырь Мужской. Воронежской Епархии, в Задонском уезде, собственно сказать, был вотчинное подворье Воронежского Архиерейского дома. Однако же назывался и писался монастырём и имел вместо настоятелей Архиерейских управителей вотчин. По податям 1703 года видно, что в сие время было в нём Архиерейских крестьянских дворов 21. В сей вотчине был знатный лошадиный завод Архиерейского дома. Когда этот монастырь строен, не известно; но уничтожен с прочими в 1764 году. Церковь оного превращена в приходскую села Карачуна, находящегося вверх по реке Воронеже в Задонской округе, расстоянием от Воронежа в 30 вёрстах. Карашевский Воскресенский или что на Караше монастырь См. Воскресенский, что на Караше. Каргопольский Спасский монастырь Или Спасо-Преображенский Каргопольский Новгородской Епархии заштатный мужской. Находится в Каргопольском уезде на берегу реки Онеги, которая, протекая мимо монастыря сего, местоположение его делает приятным. Сею невинной приятностью, соединённой с некоторыми выгодами, пленившись инок Вассиан, избрал сие место для своего пребывания. Ревнуя спокойствию его жизни окрестные обыватели начали приходить к нему для соучастия в оном, и мало-помалу умножаясь, наконец составили на сем берегу реки Онеги братское общежительство, наименовав оное пустынью, а по имени основателя Вассиановой, к которому впоследствии времени придано ещё название, Строкинская, что на болоте, а наконец переименована Спасо-Преображенским Каргопольским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

святынь. После пожара более 100 насельниц были размещены в кладбищенских богадельнях и купеческих доходных домах. Указами Синода от 4 сент. и 30 окт. 1844 г. О. В. м. был переведен на юго-вост. окраину Орла, к Курской заставе. Здесь при ц. Рождества Христова (1801-1822) по проекту архит. Д. В. Орехова «без пособия от казны» строились здания возрожденной обители. После кончины схиигум. Серафимы О. В. м. возглавляла в 1845-1858 гг. игум. Еликонида (Булгакова), 15 окт. 1848 г. принявшая Христорождественский храм в свое ведение ( Он же. 1896. С. 127). 31 окт. 1848 г. архиеп. Орловский и Севский Смарагд (Крыжановский) возглавил торжественное открытие новоустроенного мон-ря, к-рый во 2-й пол. XIX - нач. XX в. иногда именовался Христорождественским. Ц. Рождества Христова была перестроена в русско-визант. стиле, в 1849 г. в расширенной трапезной освящены правый придел в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и левый - в честь Рождества Пресв. Богородицы. Вскоре сооружены каменные сестринский корпус (1852-1853), ограда с башнями (1852-1857) и др. здания. Среди тех, кто жертвовали на возрождение сгоревшего мон-ря, были вел. кн. Константин Николаевич Романов и вел. кнг. Александра Иосифовна (50 р. серебром), митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) (300 р. серебром), еп. Дмитровский Иосиф (Кобыльский-Богословский). В 1851 г. мон-рь был наделен 106 дес. 591 саж. земли в Ливенском у. При настоятельнице (1858-1867) игум. Мелитине († 1869) над св. воротами была устроена и 24 авг. 1865 г. еп. Орловским и Севским Поликарпом (Радкевичем) освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Позже на нижнем этаже церкви на пожертвования мон. Епифании (Черепенниковой) был освящен храм во имя Св. Троицы (1886-1887), в склепе которого положены останки схиигум. Серафимы (Соковниной), в 1886 г. перенесенные с городского кладбища по просьбе сестер и при большом стечении народа (подвижница пользовалась почитанием, к ее могиле приходили паломники). Введенский храм на первоначальном месте О.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010