26 марта 1938 года протоиерей Павел был арестован и заклю­чен в рязанскую тюрьму. Допросы шли в течение полутора меся­цев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на это ответил: – С политической стороны названных мною лиц охарактери­зовать не могу, так как с ними на политические темы не разго­варивал. – Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения села Гавриловского. Дайте показания по этому вопросу. – Никогда никакой антисоветской агитации я среди населе­ния села Гавриловского не проводил. – Следствие располагает данными, что вы, будучи контррево­люционно настроенным, среди населения вели контрреволюци­онную агитацию. Вы подтверждаете это? – Нет, не подтверждаю. – Вы даете неверные показания. Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной органи­зации церковников. Дайте правдивые показания. – В контрреволюционной организации церковников я никог­да не состоял. – Вы продолжаете давать неверные показания. Следствие рас­полагает достаточными данными о вашей принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Следствие тре­бует от вас правдивых показаний. – Я еще раз заявляю: в контрреволюционной организации церковников я не состоял. 29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР при­говорило протоиерея Павла к восьми годам заключения в испра­вительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из Караган­динских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года. Протоиерей Павел Добромыслов скончался 2 февраля 1940 года в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 187-198 Примечания Группа обновленцев – «Союз общин древлеапостольской церкви», возникший в 1922 году и возглавляемый А.И. Введенским. Программа этой организации носила открыто антиканонический характер. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/80/pavel/

Для примера приведём здесь один или два отрывка из тех „открытых писем”, опубликование которых, как сказали мы выше, особенно желательно среди наших пасомых. Открытое письмо крестьянина Бойко православным христианам о том, как он совратился в баптизм и познал потом ложь этого учения. Я – крестьянин Алексеево-Орловской волости, Таганрогского округа, Евфимий Данилов Бойко. В 1906 г., когда мне исполнилось 18 лет, я переехал из своей деревни в Ростов-на-Дону и вскоре поступил кучером к одному зажиточному хозяину. Прожил я на месте около двух недель и вижу, что хозяева жалеют меня, как своего сына. Одно меня смущало: хозяева говорят по-русски, вспоминают часто имя Господа нашего Иисуса Христа, а сами не крестятся, в доме не имеют икон и, несмотря на Великий пост , едят мясо. Подходит праздник Пасхи. Хозяин и говорит мне: „Евфим! Сегодня – пятница: пойдём в баню”. Я согласился. Когда мы разделись, хозяин увидел у меня на шее крест и говорит: „Скажи, пожалуйста, Евфим, какую он тебе приносит пользу? – только шею трёт”. – А почему же крест носят все православные христиане? – ответил я. „Они люди тёмные и не знают Писание, а в Писаниях запрещено поклоняться кресту”. После этого снял с меня крест и бросил его в отхожее место, а меня начал водить в собрания баптистов, где он был старшим – пресвитером. По своей юности и темноте, я увлёкся сладкими речами и жалобными напевами баптистов и принял их крещение. Такими хорошими и добрыми показались мне новые мои братья! И целых пять лет пребывал я в их среде. Но благодарность Господу! Постепенно стал я замечать, что благочестие и набожность баптистов – лицемерные. Они, по слову апостола, „имели только вид благочестия, силы же отверглись” ( 2Тим. 3:5 ). Обвиняя православное духовенство в том, что оно за свой труд получает вознаграждение, сами на своих собраниях обременяли членов всякими общинными взносами, и своим пресвитерам и проповедникам выдавали большое жалованье. Изображая из себя людей трезвых, баптисты не прочь были покутить в ресторанах и прокатиться на автомобилях, как это делал регент хора ростовской общины, Антонов, на занятые у брата Марченко деньги. Проповедуя целомудрие и воздержание, баптисты в то же время бросали своих законных жён и вступали в связь с посторонними женщинами. И кто же это делал? Не рядовые братья, а сам пресвитер ростовских баптистов, – отец 7-х детей, которого братья в час ночи поймали с одной девушкой возле тюрьмы. – Вот до чего доходит двуличие и фарисейство баптистов, так жалобно распевающих свои псалмы!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Молодые послушники предались вполне подвижнической жизни: они держались уединения, избегали многолюдства, хранили себя всячески от вредных для безмолвия впечатлений окружающей среды, избегали ненужных встреч и лишних знакомств, чтобы держать себя в строгом молчании и блюдении ума. Все силы души были направлены у них к богомыслию и молитве. Отдельное помещение в монастырском саду, вне всяких сообщений, доставляло им желанный покой: молодые подвижники радовались своему отшельничеству. Так провели они зиму 1829 года. Димитрий Александрович, от природы наделенный способностью литературного творчества, любил созерцать картины природы и из них извлекать содержание для своего богомыслия, которое и изображал искусным пером. Здесь он написал свой «Сад во время зимы». К тому же роду литературного творчества принадлежит и другое его произведение: «Древо зимою пред окнами келлии», написанное немного прежде, в Свирском монастыре. В этих двух произведениях высказались взгляды и чувствования богомысленной души, предавшейся религиозной созерцательности, под влиянием молитвенных состояний, что испытывается лишь безмолвниками. Но недолго пришлось молодым отшельникам пользоваться мирным приютом в Площанской пустыне: им готовилось тяжкое испытание. Между строителем пустыни иеромонахом Маркеллом и старцем о. Леонидом возникли неудовольствия, вынудившие последнего оставить Площанскую пустынь и переселиться в скит Оптиной Введенской пустыни, находящейся в Калужской губернии. Брянчанинов и Чихачов также получили приказание немедленно выбыть из обители и отправиться куда угодно. Поскорбели монастырские братия на безвинное изгнание никому ничем не досадивших благонравных молодых послушников и проводили с чувствами глубокого сожаления и уважения за их тихую и строгую жизнь, дав им на дорогу пять рублей, собранных складчиной. Трудно было с тощим кошельком странствовать двоим товарищам по неизвестной стороне, не имея в виду определенного места; они старались, как можно, сократить свое путешествие и направлялись к Белобережской пустыне в той же Орловской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Многие воспитанники семинарий, ушедшие на войну добровольцами, проявили на полях сражений воинскую доблесть. Так, по сообщениям «Церковного вестника», пал смертью храбрых бывший воспитанник Орловской духовной семинарии прапорщик К.А. Апполонов. Другой бывший ученик этой семинарии, прапорщик К.Е. Введенский, попал в плен, будучи тяжело раненым (19.С.1108). Харьковская семинария получила известие о геройской гибели в бою бывшего ее воспитанника прапорщика Б.Н. Липского. Имя героя решено было занести, по начавшей складываться в те годы в семинариях традиции, на мраморную доску. Героями проявили себя и ушедшие на войну добровольцами из Воронежской семинарии В. Голубятников, Д. Олимпиев, Н. Федоров и Харитонов. Виктор Голубятников был за свои подвиги награжден Георгиевским крестом и серебряной медалью на Георгиевской ленте (15.С.543-546). Георгиевскими кавалерами стали также Федоров и Харитонов. В «Церковном вестнике» был помещен отрывок из письма отцу погибшего на фронте Дмитрия Олимпиева, написанного ротным командиром. «Ваш Дмитрий, – говорится в письме, – убит пулею, находясь в полевом карауле… Я с чувством любви и уважения к доблести Вашего покойного сына до сих пор не могу помириться с утратой, которую понесла наша военная семья – рота. Сын Ваш участвовал со мною во всех боях, всегда был первым охотником на всякую опасность. Все мы одинаково скорбим о потере. …Я счастлив перед Вами – отцом скромного героя – засвидетельствовать его беззаветную храбрость и безропотно перенесенные невзгоды тяжелой войны. Похоронен сын Ваш на кладбище у села Лысакова Цехановского уезда. На могиле поставлен крест» (18.С.1042). На полях сражений I-й Мировой войны многочисленные примеры героизма, любви к Родине и ближним, христианской жертвенности были проявлены священнослужителями Русской Армии и Флота, большинство из которых являлось выпускниками духовных семинарий .   Источники и литература 1. А.К. Новая программа по Догматическому богословию для Духовных Семинарий.//Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915. - 8. – с. 258-259.

http://bogoslov.ru/article/4309741

Определили: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, смоленской, Тамбовской, Тифлисской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сиё представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по Священному Писанию Нового Завета, общей (до разделения церквей) и русской (до учреждения Святейшего Синода) церковной истории, латинскому языку и —39— одному из новых языков, по выбору экзаменующихся: для письменных упражнений дать три темы: по нравственному богословию, обличительному богословию и философии. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: 1900 г. Апр. 22. По статьям XIV и XVI. Разрешается помощнику инспектора Харьковской духовной семинарии Чистосердову переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра, студенту Челаку сдать устное испытание после летних каникул. Прочее читано и утверждается». 31 марта 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета академии, кроме профессоров: В Ключевского, не присутствовавшего по болезни, В. Соколова , Н. Заозерского , И. Татарского и И. Попова , находящихся в отпуске. В собрании сем преподаватель Нижегородского епархиального женского училища, кандидат богословия, Николай Боголюбов защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 года. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре метафизики и логики Алексей Введенский и экстраординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук Сергей Глаголев .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили 1) Полную премию, в 500 руб., Митрополита Московского Макария назначить доценту Николаю Заозерскому , а половинную, в 250 руб., – экстраординарному профессору Николаю Каптереву ; доценту Александру Жданову назначить большую премию покойного Епископа Курского Михаила в размере 247 руб. 80 коп., а меньшую премию в 221 руб. отложить до —47— следующего года. 2) Две премии покойного митрополита Макария, по 300 руб. каждая, назначить доцентам: Алексею Введенскому за сочинение: „Вера в Бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии“. Москва, 1891 г. и Александру Голубцову за сочинение: „Прения о вере, вызванные делом Королевича Вальдемара и Царевны Ирины Михайловны“. Москва, 1891 г. 3) Мнение сие, на основании §§ 3 и 16 утвержденных Св. Синодом положений о премиях, благопочтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. Б) О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: „Совет Академии пред началом академического года, по расчислении, сколько из каждой семинарий предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в Академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную“. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено по 30 казенных вакансий. 3) По § 81 лит. а п. устава духовных академий, назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты Академии относится к делам Совета Академии, окончательно решаемым самим Советом. Определили: В состав нового академического курса вызвать на казенный счет, из семинарий Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по I воспитаннику из каждой, – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в „Московских ведомостях“ и „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Св. Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мая 9 (22) Священномученик Василий (Колосов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился в 1891 году в селе СпасДощатый Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексия Колосова. По окончании Рязанской Духовной семинарии до 1927 года он служил псаломщиком в Введенском храме в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области. В этом же году Василий Алексеевич был рукоположен во священника к Введенскому храму. Первое время своего служения он часто говорил в храме проповеди, но вскоре до него стали доходить сведения, что некоторые его проповеди истолковываются как антисоветские, и он перестал проповедовать. В Подлесной Слободе было всего триста домов, но поскольку в селе размещался сельсовет, то было много коммунистических активистов и активных безбожников, готовых перетолковать всякое слово священника; для них он в силу самого церковного служения был врагом и социальным противником. В декабре 1929 года ОГПУ арестовало нескольких крестьян из Подлесной Слободы, предъявив им обвинение в агитации против создания колхозов. Начав ограбление крестьянских хозяйств, местные власти потребовали уплаты налога и со священника, оценив его годовой доход в 800 рублей, и отец Василий, хотя и с большим трудом, выплатил 300 рублей, которые от него требовали. Как только это произошло, они пересчитали сумму дохода и стали утверждать, что священник получает за год 1800 рублей, и потребовали уплаты налога в сумме дополнительных 300 рублей. Поскольку у священника такой суммы не было, 27 января 1930 года сельсовет реквизировал часть его имущества, но и этого не хватило на покрытие долга. 30 января 1930 года председатель сельсовета Подлесной Слободы дал показания против арестованных крестьян и еще не арестованного священника. Он заявил, что священник систематически проводит антисоветскую агитацию, заключающуюся в утверждениях, что советская власть, отбирая землю у единоличников, вскоре их всех оставит без земли, а коллективам это ничего кроме закабаления и разорения не даст. В коллективах будет барщина и крепостное право, но скоро придет конец этому издевательству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Традиции рус. стиля отмечаются в ряде построек Орла сер.- 2-й пол. XIX в. и вплоть до 1-го десятилетия XX в. В этой стилистике была возведена однокупольная 4-столпная Воскресенская ц. (1840-1865, не сохр.) с прямоугольной трапезной и многоярусной колокольней (1890); центральный четверик завершался крупным цилиндрическим барабаном, перекрытым большим луковичным куполом. При старой каменной церкви (1688) в 70-80-х гг. XVIII в. была устроена богадельня; храм с богадельней орловцы называли «Воскресенской Лаврой». Традиции русско-визант. стиля прослеживаются в формах Преображенской ц. (1871-1886, 10-е гг. XX в.) в с. Салтыки Орловского у.- крупный двусветный четверик завершается небольшим граненым барабаном, что объясняется изменением плана из-за нехватки средств при строительстве; к четверику примыкают полукруглая апсида, небольшая односветная трапезная и ярусная квадратная в плане колокольня. Небольшая ц. святых Кирилла и Мефодия (1892-1894, взорвана в 1943 при отступлении немцев) в Орле была построена как домовый храм при Первом ДУ и представляет собой четверик, увенчанный пирамидальной кровлей и главкой на 4-гранном барабане с шатровой колокольней, примыкающей к основному объему; стены четверика были декорированы поребриком и завершены поясом килевидных кокошников. Мотивы русского шатрового зодчества отразились в формах надвратной Тихвинской ц. (1865) в орловском Введенском мон-ре, представляющей 2-этажный кубический 4-столпный храм с апсидой, вписанной в основной объем; храм увенчан световым граненым барабаном, завершенным шатром на квадратном постаменте и небольшой главкой на тонком граненом барабане. Декором в рус. стиле отличалась Покровская ц. (заложена в 1853, в 1863 обрушился центральный купол, достроена в 1885-1904) в Орле - большой кирпичный храм эклектичной архитектуры, построенный на месте каменной церкви 1749 г. и представляющий собой 4-столпное 5-купольное здание с трапезной и многоярусной колокольней. Стены четверика поделены на 3 лопатки с килевидным завершением, оконные проемы, соединенные по 3, также имеют килевидные наличники, демонстрирующие элементы древнерус.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Поверьте, тогда детки не только не будут бояться „попа”, как это бывает в деревнях, а, напротив, будут тянуться к вам, между вами и ими образуется духовная безмолвная связь, они будут считать вас родным человеком, они будут встречать вас далеко за деревней, когда станут подрастать, будут считать за счастье подойти к вам под благословение. А вы пользуйтесь этою детскою любовью, чтобы привлечь их к храму Божию, чтобы сделать их участниками в чтении, а потом и пении раньше, чем они придут к вам в школу. Дети деревенские рано развиваются, рано приучаются к труду; вспомните того некрасовского мальчугана, которому только, „шестой годок миновал”, но который, погоняя лошадку с возом дров, уже с благородною гордостью говорил: „Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я”. Надобно пользоваться и этою чертою русского ребёнка, с колыбели приучая его к себе и не упуская случая засеять в его нежную душу любовь к родной Церкви, к её обрядам, её порядкам. Из детей надо готовить будущих своих прихожан послушных чад Церкви, преданных ей, крепко её любящих. Не следует забывать, что такое доброе, сердечное отношение священника к детям, несомненно, будет тотчас же замечено их матерями, которые с радостью пойдут навстречу священнику в деле воспитания их детей в духе церковности. Матери всегда, конечно, отплатят батюшке своею преданностью, своею готовностью помочь ему и его матушке в их трудах по сельскому хозяйству. Вот, когда таким образом мы привяжем детей к себе, приобретём их любовь, расположение, доверие, тогда только и можно приступить к их обучению и наставлению. А в обучении дети очень и очень нуждаются. Есть много таких, которые никаких религиозных познаний не получили, никаких нравственных истин не имеют. Их-то и нужно наставить, научить, вразумить. Иначе придут сектанты и посеют в чистой детской душе богомерзкие плевелы. Занятия с мальчиками дошкольного возраста могут ограничиваться хотя бы только беседами или же научением грамоте. И этого с них достаточно будет. Всё-таки будут у дела, при учителе, и потому меньше будут озорничать и распускаться. В первом томе публицистических статей В. В. Розанова , озаглавленных: „около церковных стен”, мы находим такие строки: „Только что вернулся из поездки в Орловскую губернию один мой родственник, – пишет Розанов, – и рассказал о селе, где он провёл недели две: – Сельчане не нарадуются на своего молодого диакона. Вот, барин, послал нам Бог ангела; такого, сколько ни живём, не запомним. Всё-то он с нашими ребятками. Бывало, они распущенные бродят по селу, шалят, озорничают, портятся, сызмальства развращаются. А теперь постоянно около отца диакона и всё-то грамоту слушают. То он им читает что, то картинки показывает и объясняет, то сам рассказывает. Во, как любит наших ребят!” 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Но как исполнить это? Огромное большинство русских монахов не имело понятия о греческом языке, да и самые рукописные подлинники позднейших святоотеческих писаний сделались к концу XVIII века величайшей редкостью, а немногие существовавшие русские их переводы, следуя общей судьбе рукописных книг, с течением времени наполнились самыми безобразными ошибками. Сначала Паисий попытался было исправлять их, но скоро убедился в бесполезности такой работы, ибо исправлять было не по чему . И вот у него явилась смелая мысль: переводить эти книги самому. Легко сказать - переводить, не имея ни греческих подлинников, ни основательного знания греческого языка, весьма поверхностно изученного им в молодости!.. Но несокрушимая воля и пламенная жажда истины преодолели все эти препятствия. С неимоверным трудом после долгих напрасных розысков Паисию удалось приобрести на Афоне списки важнейших нужных ему книг, и вот он засел за работу, зараз и учась по-гречески, и переводя... Плодом многолетних трудов его явились переводы множества писаний древних Отцов. Долго не решался Паисий не только печатать, но даже рассылать свои переводы. Только за год до его смерти была напечатана в Москве важнейшая из переведенных им книг, «Добротолюбие» - сборник писаний 24 подвижников, большинство же переводов еще много лет оставалось в рукописях. Проведя всю свою иноческую жизнь вне России, Паисий не переставал лелеять мечту о подъеме русского монашества. Он переписывался со многими выдающимися русскими подвижниками, в том числе с упомянутым выше отцом Александром и со своим сверстником архимандритом курской Софрониевой пустыни Феодосием, которого вместе с его учениками вызвал из Валахии князь Потемкин. К Феодосию написано длинное послание Паисия, в котором он подробно рассказывает всю историю приобретения и перевода им греческих книг. Послание это дышит трогательной простотой и искренностью и живо рисует величавый образ неутомимого труженика . Через восемь лет после издания «Добротолюбия» на русском языке, в 1801 году, в первый год XIX столетия, пришли в Россию два ближайших ученика Паисия, старцы Клеопа (+1816) и Феодор (+1822). Большую часть остальной своей иноческой жизни они провели в монастырях Орловской епархии - Белобережской пустыни и Челнском. Их ученик отец Леонид (+1841) был первым по времени знаменитым старцем козельской Введенской Оптиной пустыни. К нему, как к отцу Филарету в Москве, стекалось множество народа. Умирая, он передал руководство своей паствы ученику и другу Макарию (+1860) . Наследником отца Макария был недавно скончавшийся старец Амвросий (+ 1891).

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/25/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010