«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». 15. Светлое и доброе торжество. – Пасхальное послание 1957 года Христос Воскресе! «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего светлого и доброго торжества» (Св. Иоанн Златоуст ). Светлое Христово Воскресение озаряет неизреченным светом воскресения всю вселенную. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Пусть же и наше сердце не будет робким и печальным в этот светлый день. Присоединимся и мы к торжеству Ангелов и святых и всех угодивших Богу. Отнесемся с доверием к Пасхальным призывам св. Церкви, воспримем богатство благости и будем праздновать праздников праздник не только как благочестивый обычай, но и как светлое таинство, воскрешающее нас к новой во Христе жизни. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается». Вот где причина нашей робости. Нужно утвердить наше сердце во Христе Спасителе нашем, возлюбить Его всею душею и тогда ничто не омрачит нас, и мы воистину будем участниками сего дивного пира веры. Без Христа нет жизни, и воскресения, и радости, а духовная робость есть преддверие смерти. Со Христом веселие вечное и вечная жизнь. Св. Церковь Христова, Его Непорочная Невеста, встречает ныне Его, возстающего из мертвых, и всех зовет насладиться сего светлого и дивного торжества. Зовет и духовно богатых и убогих, и первых, потрудившихся ради Христа от юности, и вторых, пришедших к Нему с замедлением, и воздержанных от страстей и ленивых, впавших в рабство им, и постившихся постом благоприятным, и непостившихся. «Вси восприимите богатство благости, вси насладитеся пира веры. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Пятый, нижний, ряд – местный. В центре, перед вами – Царские врата, названные так потому, что через них на Литургии проходит Сам Царь славы – Христос для преподания верным Своих Святых Таин. Итак, Сам Небесный Царь готов выйти к вам прямо навстречу. Лишь бы вы готовы были принять Его. Священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения. На самих царских вратах вы видите икону Благовещения Божией Матери – с этого события Бог пришел в наш мир, земля приняла долгожданную весть спасения. Здесь же иконы четырех евангелистов, а иногда – святых Василия Великого и Иоанна Златоуста , записавших богослужение Литургии. Пред царскими вратами диаконы во время службы возглашают о лица всего народа ектении – прошения. Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, а слева – Богородицы. В этом ряду ставится храмовая икона, то есть того праздника или святого, в честь которого освящен храм, и иконы местночтимых святых – которые наиболее почитаются в данной местности. В местном ярусе есть еще северные и южные врата (или двери), называемые также диаконскими, поскольку во время богослужения через них проходят в основном диаконы. На дверях полагаются иконы святых диаконов, либо архангелов, поскольку небесные силы сослужат в храме при совершении Таинств. Наконец, над Царскими вратами вы видите икону «Тайная вечеря», а в некоторых храмах теперь помещается более древняя икона «Евхаристия». А теперь нам стоит задать очень важный вопрос: Что человек ищет в храме? Почему эти люди идут в храм? Разного возраста, уровня образования, социального положения – идут, молятся, крестятся, выстаивают долгие службы – как будто им за это деньги дают. Почему? В одном селении жили двое портных, хорошо знакомые друг с другом. Один имел большую семью: жену, детей, престарелых родителей. Он был благочестив и ежедневно ходил на богослужение и в церковные праздники не принимался за работу. Труды его всегда были вознаграждаемы, хотя он и не славился искусством в своем ремесле. Жил он не только достаточно, но имел еще избыток.

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

Один из главных критериев — поведение на следствии. При чтении житий новомучеников остается странное ощущение: нечеловеческая жестокость и встречная стойкость, но часто ни слова о вере. В чистом виде мученической смерти, которой можно было избежать, отрекшись от Христа, смерти как следствия собственного выбора, удостоились единицы. Сразу после революции и во время Гражданской войны духовенство истребляли не за веру в Бога, а как одно из эксплуататорских сословий, которое должно было исчезнуть. Помещиков убивали только за то, что они помещики, купцов — за то, что они купцы, казаков — за то, что они казаки. Интеллигентов и офицеров, не пошедших на службу Советской власти, — за то, что не пошли. А был ли кто-то из них благочестив или нет, большевиков совершенно не интересовало. Первый из зверски растерзанных священнослужителей, один из самых влиятельных архиереев дореволюционной России, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) был убит в 1918 году как представитель власти: так же могли порешить губернатора или генерала. А другой канонизированный архиерей, убитый в 1922 году, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), напротив, очевидный пример мученической гибели за веру: противостоял обновленческому расколу (инициированной большевиками попытке создать альтернативную «советскую церковь»), вины на следствии не признал, в своем последнем слове доказывал невиновность других арестованных по его делу. Идея массовой канонизации привела к тому, что не только мученики за веру, но и жертвы социальной расправы были прославлены как святые. Во время Большого террора духовенство и мирян-«церковников» судили в основном по 58-й статье, пункты 10 и 11 — «антисоветская агитация и пропаганда», совершенная в одиночку или группой лиц. Многие были судимы за контрреволюционную и террористическую деятельность. Задачей следователей было инкриминировать обвиняемому политическое преступление, заставить его в нем сознаться и выдать как можно больше соучастников. Поэтому основным критерием канонизации служил засвидетельствованный советскими следственными органами отказ признать себя виновным и выдать других людей. Самооговор, подпись под протоколом, признательные показания — все это становилось препятствием для канонизации.

http://pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Живем мы, возлюбленные братья и сестры, в миру, и все без исключения занимаемся обычными делами. Спрашивается, как же при таких обстоятельствах нам совершать дела, которые бы были угодны Богу? Как направить все житейские попечения на спасительный путь так, чтобы они нам не только не мешали, а, наоборот, помогали бы в деле нашего спасения? На первый взгляд может показаться, что одно несовместимо с другим — забота житейская с заботой о душе. Но, оказывается, если мы глубже поразмыслим над этим вопросом, то, конечно, сможем успешно сочетать одно с другим, ибо не ложно свидетельство ап. Павла: «Аще пиете, аще ядите, аще иное что делаете, все делайте во славу Божию». Значит, не только душеспасительные дела, но и дела обычные, житейские можно направить на богоугождение. Каким же образом это можно совершить? Послушаем рассказ о подвижниках благочестия, которые своей жизнью освоили это искусство. В одном из египетских монастырей проживал некий инок Ефросин. Он происходил из простолюдинов, был необразованным и не знал книжного писания. Когда он пришел в монастырь, игумен испытал его и нашел, что тот, хотя и не умеет читать, но благочестив. Тогда он поручил ему послушание на кухне — готовить пищу для братии. Обратите внимание, возлюбленные братья и сестры, как этот простец, не умевший читать, смог угодить Богу быстрее, чем те подвижники, которые были разумными и сведущими и в Свящ. Писании, и вообще в духовной жизни! Он совершал послушание с большим желанием, никогда не допуская в сердце ни ропота, ни раздражения. Ефросину не приходилось посещать храм даже в праздничные дни, потому что он должен был успеть приготовить пищу к приходу из храма братии в монастырскую трапезу. Как же мог он в таких обстоятельствах угождать Богу? А вот как: когда он выполнял свое послушание на кухне, то и ум свой, и сердце устремлял ко Господу, а взирая на горячую печь, он, обращаясь к своей душе, говорил: «Душе моя, душе моя, ты вот допускаешь нерадение, а смотри, огонь уготован той душе, которая нерадит о спасении своем! Плачь, рыдай о себе! Плачь о том, что ты не только неученая, но еще допускаешь ряд грехопадений! Достоин я быть здесь у этой печи и смотреть на этот огонь, потому что все лучше меня и все спасутся, а только я один уготовляю свою душу вечному неугасимому огню». Так он размышлял в течение всего дня, взирая на этот вещественный огонь и оплакивая свою душу. Тем самым Ефросин ограждал себя от греха в простоте своей прямо на кухне. И он действительно угодил Богу своим простосердечием, незлобием и богоугодным размышлением.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

На третий год летом была засуха, а осенью наступили ранние морозы, от чего наступил голод, великая скорбь и нужда. Сверх этих бедствий, ниспосланных Господом за грехи людей, много было в Великом Новгороде внутренних смут и нестроений, виновниками которых были сами люди. Быстро менялись князья в вольном городе, вслед за ними и посадники, и при этом разные партии веча враждовали между собою. Были нестроения и в церковной жизни Новгородского края. В то время на Руси было много двоеверных христиан, т. е. таких, которые, приняв христианское крещение, не оставляли языческих обычаев, жизни и обрядов. Среди сельского населения были и совсем некрещеные. Приходские пастыри не отличались образованностью и разделяли суеверия своих пасомых. Все эти бедствия и нестроения обязывали епископа утешать несчастных, благотворить неимущим, обращать заблуждающихся на путь Христовой истины, неусыпно надзирать за духовенством. И св. Аркадий был истинным пастырем. Живя благочестиво и добродетельно, он святительствовал в продолжении восьми лет и многих утвердил в вере и доброй жизни, многих наставил на разум. Преставился он в 1163 г., месяца сентября в 18–й день, в среду, после вечерни. На другой день в присутствии всего причта и паствы честное тело его было торжественно погребено в южной паперти новгородского храма Святой Софии. Молитвами святого и мы да получим оставление грехов. Сентябрь 19 Феодор Ростиславич благоверный князь Ярославский и Смоленский Святой благоверный князь Феодор Ростиславич, прозванный Черный, был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, происходил из племени Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха. Год его рождения неизвестен. Несомненно, родился св. Феодор в первой половине XIII столетия. Воспитанный в страхе Божием, князь еще в юности был боголюбив и благочестив, усердно читал Божественные книги, украшал себя кротостью и целомудрием, соблюдал чистоту душевную и телесную. Вместе с тем св. Феодор отличался воинской отвагой и мужеством. По смерти князя Ростислава Мстиславича старшие братья св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Царь – покровитель Церкви, но ограничивает щедрость к ней умирающих. Никто не может основать монастыря без его разрешения. (Пальмер добавляет: «а когда он дает разрешение, хотя бы Патриарху, то бояре заставляют взять его обратно, побуждают Восточных Патриархов простить это, как акт слабости, и благословить его за нарушение Богу данных обетов, и побуждают Царя подводить себя под свои собственные проклятия»). Он смело занимает деньги у церковного казначейства и откладывает платеж ad calendas graeca. (Бояре говорят, что Никон, еслибы имел власть и время, захватил бы 1/3 государства; но когда Никон предложил условия своего ухода и заметил, что патриарший дом может же чем-нибудь содействовать его содержанию, ибо он увеличил его доход до 20.000 руб. ежегодно, то они не смогли согласиться). В заключение Коллинс говорит: «без сомнения Царь благочестив, милосерд и хороший Государь, но, что касается его людей и министров, то они подобны слугам и министрам других стран, готовы на все за взятку или деньги и обманут кого могут». В этих отзывах указана безпристрастными современниками и причина падения Никона (П. III, 537). xxxii) Униат Кульчинский Униат Кульчинский, помещенный в словаре духовных писателей Митрополита Евгения (II, 121–122), пишет, что «Никон хотел носить титул Папы по примеру Восточных Патриархов, писавшихся иногда папами, что будто у него заготовлены были папские регалии»; он писал разные несообразности о Никоне, навязывая ему католичество, связывая это и с напечатанием Дарственной грамоты Константина Великого ; он писал, что Никон не соглашался на войну с Польшей, что он аппеллировал к папскому престолу, но говорить о переходе в католичество Никона – величайшая несообразность, когда Никон не допускал даже влияния католической живописи, органов, и на суде обозвал Лигарида еретиком латинским, и даже всю иерархию русскую обвинял в приобщении к католичеству за допущение в свое лоно католика Лигарида. Дело в том, что многие смотрели на распрю Алексея Михайловича и Никона, как на политическое дело, и противники России пользовались ею в своих интересах; католические писатели хотели использовать и помещение грамоты Константина Великого в Кормчую, и связь с южнорусскими учеными, которые были и в сношениях, и в борьбе с католичеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

обр. дети горожан. Не полностью сохранилась книга списков учеников за 1587-1596 гг. (АЮЗР. Т. 10. С. 57-60; 1586-1590 гг.). В 1587 г. в школе было 22 ученика, в 1588 г.- 26 учеников: дети львовских мещан, предмещан, духовенства и неск. человек из др. городов. Обязательными в списке учеников были сведения о родителях. Мн. правосл. священнослужители (Вознесенской, Николаевской церквей) отдавали детей в братскую школу. В школе учились дети членов братства: 2 сына И. Красовского, сын И. Рогатинца и др. В 1592 г. кн. Константин Константинович Острожский отдал своего младшего сына Александра на попечение братства, чтобы избежать влияния на него «западных людей веры и науки». И все же факты обучения знатных детей в братской школе были единичными. Решение о зачислении детей в школу принималось на собраниях братства. Школу возглавлял избиравшийся братством ректор, в его ведении была учебно-воспитательная работа. Организационно-хозяйственными вопросами занимались выборные «провизоры» или «дозорцы школы» от братства. Решение о приеме в школу дидаскала также принималось на собраниях братства. Каждый кандидат должен был представить в устной или письменной форме свой план обучения. Известны 2 записки учителей за 1699 г.: Георгия Лапчинского и Теодора Рудкевича (ЦГИАЛ. Д. 689, 759). К учителям братство предъявляло высокие требования - как профессиональные, так и нравственные. По уставу братства, дидаскал должен быть «благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересем, но благочестию поспешитель, образ благих во всем себе представляющим и в сицевых добродетелех, да будут ученици якож учитель их» (Там же. Д. 87. Л. 1 об.). Учителя получали от братства жалованье и обеды, которые предоставляли по очереди родители учеников. В 1592 г. по ходатайству кн. Константина Острожского и Ф. И. Скумина-Тышкевича кор. Сигизмунд III дал братству грамоту, в к-рой братское уч-ще получило статус школы свободных искусств («гимнасион»), где преподавали предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, музыка, астрономия).

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Если это так, то ложно предание Соборной Церкви о том, что верный божественный апостол и евангелист Лука написал образ Пречистой Божией Матери и Единородного ее Сына, Бога–Слова, и принес его к Божией Матери; Она же, похвалив образ, сказала: „Благодать, которая во Мне, да будет с ним " . После того, как Афродитиан обличен в стольких и таких страшных выдумках, составленных им против слова истины и против апостольской истинной веры, —кто сколько-нибудь станет внимать ему? Напротив, если кто благочестив, то не возгнушается ли таким его сочинением и не бросит ли его в огонь, как плевел лукавого и злокозненного беса, всеянный среди чистого пшеничного поля благоверия? Если же кто после этого будет принимать его сочинение как благоверное и будет иметь его в чести, то пусть знаете, что он далеко отпал от благоверия и подобно ему мудрствует и утверждает, а потому подлежит одинаковому с ним наказанию по уставу Соборной Церкви, который говорит: „Еретик есть и подлежит законным наказаниям для еретиков, —тот, кто и мало нечто изменяет в православной вере " . А кто услаждается и соглашается с противоречивым сим сочинением, тот не малое что-либо изменяет в православной вере, но отвергает самую суть нашего спасения, как достоверно и истинно показано мною пророческими свидетельствами. Если же некоторые, побеждаясь своим расположением к спорам, недугуют относительно нашего по Богу братолюбия и этого нашего напоминания и совета, и отступить от такового хульного Писания не хотят, признавая его правильно исповедающим Господа нашего Иисуса Христа Слова, собезначальным Отцу и источником жизни и нетления, ради человеколюбия сшедшего с небес, чтобы обновить созданного рукою Божиею по образу и по подобию Божию человека: таковые пусть узнают, что все вообще зломудренные еретики имеют обыкновение примешивать в своих Писаниях и некоторые справедливые догматы, чтобы этим способом придать достоверность и сделать удобоприемлемыми для православных составленные ими хулы. По этой причине Владыка всех и Бог, Ипостасная Премудрость Отчая, Господь наш Иисус Христос, зная, как Бог, эту их злохитрость, предупреждаем Своих учеников, а чрез них и всех нас, верующих в Него, и строго заповедует нам, говоря: «внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Пусть же и у нас, долгие годы находящихся вдали от нашей священной Родины, неумолкаемо звучат в эти Пасхальные дни победные гимны воскресения и пусть они озаряют и окружающий и приютивший нас мир,по отношению к которому мы исполнены благодарности и доброжелательства. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Воистину Воскресе Христос! 24. Пасхальное послание 1968 года Христос Воскресе! «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества» (Св. Иоанн Златоуст ). Христова Пасха – это праздник жизни, победа жизни над смертию, когда «жизнь жительствует», как учит Св. Иоанн Златоуст . Сущность жизни состоит в любви, ибо Творец и Начальник жизни «Бог есть любовь» ( 1Иоан. 5, 16 ). О том, что Бог есть любовь мы познаем преимущественно через крест Христов, даровавший нам спасение и вечную жизнь. Господь сказал «сия же жизнь вечная да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Иоан. 7, 3 ). Знание Бога состоит не в знании сущности Божества, непостижимой для нас, а состоит в том, чтобы через познание Промысла Божия, Его искупительного подвига и Его действий в мире, – мы возлюбили бы Господа Бога нашего всем сердцем, всею душою и всем разумением и возлюбили бы ближнего своего, как самого себя ( Матф. 22, 37–38 ). Выражение в действии этой любви и является жизнью, принесенной Христом на землю. Эту любовь нам необходимо приобрести при помощи благодати Божией трудным подвигом нашей жизни. Преимущественно же божественная любовь открывается в день Светлого Христова Воскресения, когда «небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное». (Из Пасх. канона). В этом веселии и состоит блаженство рая, начинающееся на земле в Христовой Церкви и переходящее в безпредельную вечность на небе. Для приобретения же вечного веселия нам необходимо очистить свое сердце от гнездящегося в нем зла и нечистоты, наполнить его Христовой любовию и изливать ее на окружающий нас мир, духовный и земной, в наших чувствах, словах и делах, тогда и ответный духовный огонь будет возгораться в людских сердцах и Царство Божие будет расти и умножаться, не взирая на земныя скорби и огорчения. Страшный опыт злосчастного коммунизма и греховная жизнь ясно показывают, как зло и грех ведут к скорби и смерти и как добро и праведность – к жизни и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Сдержанность, серьезность придавали его словам особенную значимость, а истинно подвижническая жизнь свидетельствовала о величии старца.В боярских домах пожертвования в пользу лопарей текли обильно. ВидЕние Грозного Восемь лет миновали. Трифон возвратился на Печенгу. Благодетеля своего и избавителя от голодной смерти-лопари и печенгские иноки встретили радостно. Обитель устроена. Но неспокоен еще Трифон. Не дает ему покоя мысль, что в будущем обитель может подвергаться всяким напастям со стороны властей. Оградить Печенгский монастырь от этих случайностей становится заветною мечтою апостола далекого Севера. Это последнее, что надо сделать для обители. Конечно, придется в третий раз покинуть тундру, но разве можно останавливаться перед трудностью путешествия, когда дело касается святыни, когда необходимо укрепить ее благосостояние? Кто-нибудь другой, но не Трифон, может ставить собственные удобства выше братских, выше благополучия обители и тех, кто удалился в нее от мирской суеты. Отложить путешествие Трифон также не может. Куда же надобно отправляться ему? Кто может оградить обитель от случайностей на вечные времена? Надобно идти в Москву. Царское слово — только оно и в силах оградить.Шел 1573 год.Трифон в это время был уже 78-летним старцем. Преклонные лета не давали возможности откладывать на завтра то, что можно было сделать сегодня. Болезни подкрались давно уже и могли уложить его на смертный одр, так что пришлось бы расстаться с мыслью об исполнении заветной мечты. Трифон глядел вперед, стараясь предусмотреть неприятное и предохранить от этого новую обитель. Медлить нельзя, говорил он себе, надо идти в Москву. Надо, надо. Надо просить царя оградить святыню от бед, хотя бы и мимолетных, и малых. Царское слово — закон. Царское слово — вернейший и надежнейший оплот. Это щит, которого не пробить никакой стреле произвола и насилия. Царь благочестив, думал инок. Благочестие — опора его. И наша. Царь щедр на дары обителям, сознавая, что иноки — истинные молитвенники об оставлении людских грехов вольных и невольных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010