Феодора умерла в 538 г. в страшных мучениях от рака 888 . Краткие сведения об остальных святых императорах Византии Феодосий I Великий (379–395) . Память 17 января. Крестился в 380 г. При нем был созван Второй Вселенский Собор и издан манифест о вере, признающий Никейское исповедание единственно верным и лишающий всех, кроме никейцев, звания кафоликов и соответствующего положения в империи 889 . Память супруги Феодосия Великого св. Плакиллы 14 сентября. О ней есть слово свт. Григория Нисского 890 . Феодосий II Новый (408–450) . Память 29 июля. При нем был созван Третий Вселенский Собор (431 г., Ефес). Император был блестяще образован и благодаря влиянию своей сестры св. Пульхерии – благочестив. Он любил читать христианских писателей и петь церковные гимны. Однажды на ипподроме вместо ожидавшегося зрителями ристалища он устроил грандиозный молебен, на котором сам регентовал. Церковный историк Сократ пишет, что его никто из ближних не видел разгневанным. Некто спросил его, почему он никогда не наказывает смертью оскорбившего его человека. «О, если бы, ответил император, возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но, раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога» 891 . Феодосий активно преследовал язычников. В 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия – место культа Зевса и проведения посвященных ему олимпийских игр. Он издал указ против книг философа-неоплатоника Порфирия, в котором говорилось: «Предписываем все, что Порфирий (или кто-либо другой), гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей» 892 . При Феодосии II в столицу были с почетом привезены мощи свт. Иоанна Златоуста . Император, преклонив колена, молился о прощении грехов его родителей виновников страданий и смерти великого святителя 893 . Вместе с Феодосием почитается и его супруга Евдокия (память 13 августа, †460 в Палестине).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И когда они согласно скажут и в третий раз, что он достоин, да будет потребован от всех условленный знак одобрения и дающие его благосклонно да будут выслушаны 104 . Затем, при наступившем молчании один из первых епископов весте с двумя другими, став близ жертвенника, в то время как прочие епископы и пресвитеры молятся в молчании, а диаконы держат на главе рукополагаемого раскрытые божественные Евангелия, говорит к Богу“. (Далее следует молитва рукоположения). По окончании этой молитвы прочие священники скажут аминь и с ними весь народ. и затем по молитве один из епископов да принесет жертву в руки рукоположенного; а на утро да посадится он на престол на приличное ему между прочими епископами место, при целовании его всеми целованием о Господе“. „Добрая похвала христианину ни с кем не судиться. Если же кому случится по роду своей деятельности или по некоему искушению впасть в тяжбу, пусть старается уладить дело миром, хоть при этом пришлось бы и ущерб понести, а не идет в языческое судилище. Не допускайте того, чтобы мирские начальники судили ваши дела: чрез них диавол наносит зло рабам Божиим и возводит на них упрек, как “не имеющим и единаго мудраго, который мог бы решить спор о праве и разрешить пререкание“ 105 . Итак, пусть язычники не знают о ваших несогласиях между собою, не давайте на самих себя послушества неверных, не позволяйте себе быть ими судимыми, не оставайтесь у них в долгу по части даней и повинностей, но воздадите кесарева кесареви и Божие Богови, будет ли то дань, кинсон, или дидрахма, как и Господь наш дав статир, освободился от повинности. Итак, предпочитай лучше терпеть ущерб и ревнуй о мире не только с братиями, но и с неверными, – ибо потерпев ущерб в чем-либо житейском, ты не погубишь сим божественного, если ты благочестив и живешь по заповеди Христовой. Если же братья имеют между собою (вражду) – чего да не будет; – то вы, начальствующие, должны разуметь, что таковые совершают не дело братьев о Господе, а лучше сказать – (дело) врагов воюющих. И если один из них окажется кротким, справедливым, сыном света, а другой – неукротимым, дерзким, корыстолюбивым, то сей по дознании (что он таков), да будет в запрещении, да отлучится, да понесет наказание братоненавистничества; если же потом раскается, да будет принят. Вразумляемые так (враждующие) облегчат ваши судилища. Должно вообще прощать обиды не судьям, а тем самим, кто имеет распрю, как открыл Господь мне, Петру, вопросившему: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До седьми ли раз? И сказавши: не говорю тебе до седьми, но до седьмижды седьмидесяти раз“ 106 . Ибо такова воля Господня, что те, кто суть истинные ученики Его, не должны никогда ничего ни против кого иметь, напр. безмерного гнева, или ярости неукротимой, или несправедливого пожелания, или непримиримой ненависти. Итак, гневающихся старайтесь соединить в дружбу, враждующих в единомыслие, как говорит Господь: “блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся” 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Но для того, чтобы наша душа способна была отозваться на этот призыв, а не пройти мимо него, как одного лишь холодного обычая, нужно иметь нам в душе благочестие, т. е. церковную жизнь, и боголюбие, т. е. почитание и исполнение заповедей Божиих. «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего светлого и доброго торжества». Нужно, чтобы мы в своем сердце сказали бы вместе с псалмопевцем Давидом: «Причастник аз есмь, Господи, всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя». Не взирая на все наши грехи и отступления от Твоих спасительных повелений, мы всем своим сердцем желаем принадлежать к Твоему стаду, к Твоей Св. Церкви, мы стремимся к Тебе всей своей усталой душой и вместе с благоразумным разбойником вопием к Тебе: Помяни мя Господи, во царствии Твоем. Если сердце наше будет утверждено в таком исповедании, тогда прозвучит в нем ответ Христов: «днесь со Мною будеши в раи», очи наши станут тогда источником слез умиления, и явимся мы действительными участниками пира веры и вкусим духовной сладости, ибо сия светозарная ночь есть ничто иное, как преддверие рая. Приидем же, братие, и станем пить питие новое, чудесно изводимое не из безплодного камня нашего сердца, но из гроба Христа, на котором мы да утверждаемся. 16. Пасхальное послание 1958 года Христос Воскресе! «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Можем ли и мы, хотя бы отчасти, вместить в свое сердце это светлое ликование? Да, можем, если только очистим наши грешныя чувства, уразумеем тайну Воскресения Христова и сами станем его участниками. Св. Иоанн Златоуст , или лучше сказать его златословесными устами Св. Церковь Духом Святым, объясняет нам какое имеет значение для нашей личной жизни Воскресение Христово из мертвых. «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос и ты низверглся еси. Воскрес Христос и падоша демони. Воскресе Христос и радуются Ангелы. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос и мертвый ни един во гробе: Христос бо воста от мертвых, начаток усопших бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Псалом избранный Святителю. По полиелеи седален, глас 8. Пастырскую мудрость смиренномудрием стяжав, ты, великий Святителю, и в краткое пребывание свое в Сибири нетесно в сердце своем вместил еси заботы о просвещении светом Христова учения многочисленныя инородцы Тобольскаго края: вогулы, остяки, татары: тем же мощей нетлением прослави тя Мздовоздаятель Господь, Его же непрестанно моли прегрешений оставление даровати чтущим любовию святую память твою. Слава и ныне. Небесную дверь и кивот, всесвятую гору, светлый облак воспоим, неопалимую купину, словесный рай, Евы воззвание, вселенныя всея великое сокровище, яко спасение в Ней соделася миру и оставление древних согрешений; сего ради и вопием Ей: молися Сыну Твоему прегрешений оставление даровати благочестно поклоняющимся всесвятому Рождеству Твоему. Первый антифон 4 гласа. Прокимен глас 4. Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех яже воздаде ми. Всякое дыхание. Евангелие от Иоанна, зачало 35. По Евангелии стихира, глас 6. Преподобие отче, всея Сибири чудотворче, Святителю Иоанне, умоли Господа даровати нам веру непоколебимую, надежду светлую, любовь нелицемерную, яко же ты сам, отче, сими добродетельми Отца нашего Небеснаго прославил еси. Не забуди в молитвах твоих чад твоих, честныя твоя мощи лобызающих и чтущих память твою, нищелюбца и молитвенника. Параклисис Богородице на 6 и Святителю на 8. Канон Святителю, глас 1. Песнь 1. Ирмос. Песнь победную поем вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися. Слове Божий, помози ми достойно воспети чудотворца Сибирскаго, Святителя Иоанна, моя прегрешения презирая и подавая мудрость сердцу и устом моим. Был еси, Святителю Иоанне, юноша благочестив, родителем утешение, книжному учению прилежен, умудряя разум свой высокими познаниями и к Господеви всем сердцем прилеплялся. Глубокой веры причастник был еси, Преподобие, егда, обучая юношей, стремление ко Господу в сердцах их мудро пробуждал еси, наставляя их вся обращати во славу Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Обретение честных мощей свв. Гурия и Варсонофия казанских. (Христианин есть странник на пути к небу). I. Ныне празднуется обретение св. мощей иже во св. отец наших Гурия и Варсонофия казанских. «Св. Гурий» был архиепископом казанским. Он происходил из боярского рода города Радонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Он был очень скромен и благочестив, за что любили его князь и княгиня. Товарищи по зависти оклеветали его в одном тяжком и гнусном преступлении, касавшемся чести княгини. Князь, не разобрав дела и поверив клевете, заключил его в подземную темницу. Находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «без наказания душа моя могла бы остаться неисцеленною», и писал маленькие весьма полезные книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамский монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия, и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. «Св. Варсонофий», в миру Иоанн, родился в Серпухове и был сын священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-летним юношею взяли его в плен, где пробыл он три года. Горький свой плен Иоанн сносил с терпением и полной преданностью воле Божией, ибо он знал, что испытание посылается нам волею Отца небесного для нашего же блага. В плену он изучил татарский язык. Воротившись из плена, поступил в Андроников монастырь. При отправлении св. Гурия в Казань, святой был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Bapcohoфiй был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархиею. Удалившись на покой и приняв схиму, он жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 году. Чрез 30 лет после смерти св. Варсонофия, были открыты нетленные мощи их обоих, источающия исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Андрей 27 октября 2015, 11:47 Да, пшеница и плевелы растут в одной ограде до тех пор, пока не настанет жатва. " Церковного " зла быть не может, ибо Церковь свята, но " внутрицерковное " зло реально. С кого спрос за это зло? Ответ Господь даёт в 1-й книге Царств, когда говорит первосвященнику Илию: " Для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля? " (1 Цар. 2:29). Что было с Илием и его сыновьями, вспомнить нетрудно. И современным нечестивцам Слово Божие не оставляет надежды. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр. 22:11-12) Когда есть понимание неизбежности Стращного Суда, захочется ли переживать о плевелах в церковной ограде и производимых ими нестроениях? Господь с ними Сам разберётся, посредством скорбей и нападений внешних врагов, подобно тому как убрал Саула посредством филистимлян. Кто истинно благочестив, тот, подобно Давиду, в известное Господу время будет призван из безвестности, - если на то будет Божия воля. Но даже если и не будет призван в этом веке, то не потеряет награды в вечности. Игорь 27 октября 2015, 11:08 Бывает, такое: и вопрос хороший и ответ хорош(как все говорят), а на душе пусто? Или, как говорят, " и сила есть, и воля есть, а силы-воли нету " . Действительно, разве дело в том, что священник=человек грешен? Нет же, и здесь все понятно. И Церковь Христова свята, кто же поспорит? Вопрос в администрировании и в институтах. И здесь очень много вопросов. Стоит ли упрощать ? Ведь так можно дойти и до профанации. Разве сегодня не видно, как мелкие храмы превратились в СОБЕСы. Где труждаются батюшка и вся его многочисленная родня. Но и это не столь уж важно. Но, от подобных священников можно услышать с амвона на проповеди, что мол какие хорошие мусульмане .... у них много коров и скота и живности. Они любят трудится.... Или услышать, от священника, про то какие русские глупые....

http://pravoslavie.ru/87127.html

Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Уже наступает для нас время подготовки к Великому посту, к тем святым и драгоценным для нас неделям, когда мы с вами словно останавливаемся, оглядываемся на свою жизнь, подводим итоги, проводим строгий суд над самими собой, приносим к алтарю свое покаяние и готовимся через покаяние и очищение встретить светлый день Пасхи Христовой. В течение всего этого времени, и подготовительного, и самого поста, Церковь избирает из Евангелия те строки, те наставления, притчи, рассказы евангелистов, которые особенно важны для нашей с вами внутренней, духовной жизни. А основа духовной жизни, ее фундамент, ее прочное основание — это, конечно, молитва, обращение сердца к Богу беседа души со своим Творцом. Без молитвы не бывает веры. Именно поэтому все начинается с сегодняшней притчи о молитве. Она именуется притчей о мытаре и фарисее. Так же называется и нынешний воскресный день. Но сама эта притча уже тогда, когда Господь ее произносил, имела отношение не только к мытарю и не только к фарисею, но к каждому из нас. Вот что говорит евангелист, поясняя: «Сказал также некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь»  . Кто же они были — фарисей и мытарь? Фарисеи были люди, самые уважаемые в народе. Это сейчас у нас уже слово «фарисей» стало нарицательным, обозначающим человека–ханжу, который только по внешности благочестив, а в сердце своем он гнилостен и пуст. Но, конечно, не все фарисеи были такими. Мы знаем, что Никодим, который приходил ночью к Спасителю беседовать, и праведный Иосиф Аримафейский были фарисеями. Фарисеи считали, что нужно с необычайной строгостью выполнять все церковные правила; не только заповеди Закона, но и все, что требовало от человека Предание. Они вели очень умеренный, воздержанный образ жизни. Некоторые из них вели полумонашеский образ жизни. Фарисеи считались образцом правоверия, набожности, и, конечно, многие из них этим гордились и считали себя благочестивей, лучше, праведней, чем другие люди. Но, как всегда бывает в жизни, среди них встречались разные люди. Были действительно люди, чистые сердцем, были и лицемеры, и те, которые не осознавали своего лицемерия. Так вот, здесь Господь приводит пример фарисея, который был человеком праведным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Теми словесы своими Аввакум показует себе быти лжива, еретика, кривотолка и богохульника, еже абие рассмотрительнымь рассуждением обличится. Лжет Аввакум, нарицая нас правоверных Христиан родом Никонианским. Еда ли Российское Христианство от Никона прият свой начаток? еда ли от того святым крещением просветися? Слышим, яко святейший Никон бе архиерей Божий великий, патриарх Московский, муж в Святом Писании искусен и благочестив, и житием свят: но нам не родоначальник ни по плоти, ни по духу, не от него бо родихомся, ни от него веру прияхом. Но произыдохом рождением по плоти от племене Иафета–сына Ноева: рождением же духовным от святого равноапостольного князя Владимира, от того бо веру и крещение вся Россия прият; Владимир же прият от Греков, Греки прияша от древних Святых архиереев и учителей вселенныя; древние архиереи и учители прияша от святых Апостолов; Апостолы прияша от самого Христа: убо есмы Христиане, а не Никониане есмы, по словеси святого апостола Петра, род избран, царское священие, язык свят, людие обновления 605 . Аввакум же с своими ученики, отпадший церкве Христовы и православный веры, чий еси род? Разве род противника Христова – диавола. Лжет паки Аввакум, клевеща на нас, акибы мы не исповедуем в единородном Сыне Божием Христе Господе нашем двух естеств – божества и человечества, стекшихся нашего ради спасения. Он сам то творит, якоже прежде в первой части, во второй статии. показася, идеже обличися еретическое его умствование, сказующее особного Сына Божия быти на небеси со Отцем, а особного во утробе пречистыя Девы. Еретичествует Аввакум, хуля наше треперстное в знамении крестном сложение, и ересию то нарицая, имже мы благочестно и правоверно изобразуем три лица Пресвятой Троицы, и полагающе на себе треперстным сложением знамение крестное, глаголем: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Он же то треперстное сложение отметая, отметает Троическое исповедание. Кривотолк, купно и богохульник великий показася быти Аввакум, неправо толкуя словеса, яже во Апокалипсисе, в главе 16, пишутся сице: видех из уст змиевых, и из уст звериных, и из уст лживого пророка, духи три нечистыя яко жабы исходящая 606 , и проч. Он же та словеса кривым своим толком наводить на наше треперстное сложение, акибы мы трема персты знаменаемся в три духи нечистыя, и в три жабы, на вселенную исходящая. Наводя же то, хулит самую Пресвятую Троицу, в еяже имя мы трема персты знаменаемся, глаголюще: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А он. Отца, и Сына, и Святого Духа, нами призываемого Бога, нарицает трема духами нечистыми, и трема жабами. О хулы тяжкия! о хулы богомерзкия! о нечестия богопротивного! Кто когда от века слышал таковую хулу на Пресвятую Троицу? никая же ересь, ниже кое нечестие похули тако Пресвятую Троицу, якоже Аввакум богохульник похулил есть. Такового учителя имеют себе раскольщики, таковому последствуют, таково их правоверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда человек сидит в безмолвии, то сердце его сохраняет благие помыслы, которые свет души. Потому и Писание говорит: иже хранит свои уста, – соблюдает свою душу ( Прит.13:3 ); и любобезмолвный Исаак учит: «паче всего возлюби молчание. Сперва насильно принуждай себя к молчанию, и от молчания со временем родится в душе удовольствие, которое насильно повлечет тебя к тому, чтобы пребывать в молчании. Если же начнешь сим образом жительствовать, то, не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда». Сказано: от многоглаголания не избежишь греха; щадяй же устне разумен будеши ( Прит.10:19 ). И Арсений Великий говаривал: «после бесед я часто раскаивался; а после молчания никогда». Апостол же Иаков возвещает: если кто из вас думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ). Он же еще говорит: кто не согрешает в слове; тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак.3:2 ). Новое побуждение к безмолвию! Страсти телесные не уничтожаются и человек близким к Богу быть не может, пока совершенно не обезмолвится. «Рассказывал мне некто из собственного опыта, – так повествует преподобный Исаак Сирианин , – в которые дни имею беседу с кем-нибудь, в те съедаю по три или по четыре сухаря на день, и если стану принуждать себя к молитве, то ум мой не имеет дерзновения к Богу, и не могу устремить к нему мысли. Когда же разлучусь с собеседниками на безмолвие, первый день принуждаю себя съесть полтора сухаря, во второй один, а как скоро утвердится ум мой в безмолвии, усиливаюсь съесть один целый сухарь и не могу: ум же мой непрестанно с дерзновением беседует с Богом, хотя и не принуждаю к тому, и светозарность Божества не оскудевая, осиявает меня, и влечет видеть красоту Божественного света и веселится ею. Если же во время безмолвия приведется кому прийти и поговорить со мною хоть с час один, тогда уже невозможно мне не прибавить пищи, не оставить чего из правила, не расслабеть умом к созерцанию сего света. Вот видите, – в заключение говорит Исаак, – как прекрасны уединение и терпение (молчание) и какую силу доставляют они подвижникам! Блажен, кто пребывает в безмолвии ради Бога, – он всегда беседует с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Перед причащением мирян иеромонах Роман, который вырос в Сан-Франциско и мальчиком прислуживал Владыке, в тишине наполненного богомольцами храма, громким, срывающимся от величия переживаемого момента голосом, сказал слово: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества». Так призывает нас святой Златоуст в ночь Святой Пасхи. И ещё раз повторим эти слова... ибо сегодня Господь подаёт нам великую милость. Наступило долгожданное время – великий наш святитель Иоанн причисляется к лику святых. Пройдёт лишь только несколько часов, и святые нетленные мощи владыки Иоанна будут перенесены из усыпальницы сюда, и мы ещё раз сможем припасть со слезами к Владыке и лобызать его честное тело. Но не со слезами печали и скорби, как было 28 лет тому назад, а со слезами радости и утешения, ибо Господь его прославил. Церковь на небе и Церковь на земле в тесном общении. Как только владыка Иоанн скончался, мы сразу молитвенно начали обращаться к нему, ибо мы, христиане, веровали, что Господь услышит его молитвы, и наша вера не была посрамлена. Сколько чудес совершилось и совершается по его святым молитвам! И сейчас Господь свидетельствует о святости владыки Иоанна и показывает нам его нетленные мощи. Это не может не повлиять на нас, мы не сможем отойти от них не изменившимися. Самое горькое и неприятное для владыки Иоанна было то, когда его чада, его пасомые не ладили, спорили, враждовали. Он переживал это и плакал, ибо он видел и понимал, что этой вражде сатана радуется и издевается над человеком, венцом Божия творения, и над Самим Богом. Также Владыка видел, как бес путает людей в своих гибельных сетях. А самым радостным для Владыки было то, когда люди жили в мире, в единении, когда прощали друг другу свои обиды. Итак, братия и сестры, встретим нашего любимого и великого Святителя, как подобает православным христианам, имея любовь между собой. Сегодняшняя служба подобна Великой Субботе, так как мы чувствуем, что стоим на пороге чего – то великого и таинственного. Как перед Пасхой, мы приготовляемся духовным очищением и прощением, по словам стихиры Пасхи: «просветимся торжеством и друг друга обымем; рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением». И только с таким настроением можем надеяться достойно встретить святителя Иоанна и приобщиться этому великому торжеству. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010