Его кончина приходится на март или апрель 586 г. Главным достижением Леовигильда стало почти полное объединение Иберийского полуострова под своей властью и достижение определенной консолидации его подданных, слияние двух народов – готов и испано-римлян – в единую испанскую нацию, хотя непреодоленным препятствием здесь оставалось конфессиональное разделение – арианское исповедание малочисленного, но господствующего готского элемента. Оставшись единственным сыном и наследником Леовигильда, прославленный победой над могущественным Франкским королевством, Реккаред без помех взошел на трон отца. Продолжая начатую отцом политику консолидации подданных, Реккаред решился на шаг, который был призван устранить главное средостение между двумя этносами, вестготским и испано-римским, – конфессиональное разделение. Убедившись в бесперспективности навязать православному большинству населения Испании арианство, на что, возможно, рассчитывал еще его отец, Реккаред подтолкнул к принятию православия господствующий арианский элемент. Не исключено, однако, что его мотивы носили по преимуществу не политический, а религиозный характер и его инициатива проистекала из его личного обращения в православие, тем более что до него православие принял его злосчастный единокровный брат Герменегильд. Так, Исидор определенно противопоставляет Реккареда Леовигильду, подчеркивая свойственную ему, в противоположность отцу, религиозность: «Ведь тот был нечестив и неутомим в войнах, этот – благочестив, прославился верой и миролюбием. Тот расширял власть над народами силой оружия, этот же прославился тем, что тот же самый народ возвысил через торжество веры» 825 . Реккаред, как рассказывает Григорий Турский , «созвал епископов своей веры и сказал: «Отчего между вами и теми епископами, которые называют себя православными католиками, постоянно возникают ссоры и почему те благодаря вере своей творят множество чудес, а вы ничего подобного не можете совершить? Посему прошу вас, соберитесь вместе и обсудите вероучение обеих сторон, дабы нам установить, какая вера истинная. И тогда или они примут ваше учение… или вы, познав их истину, будете веровать в то, что они проповедуют» 826 . Так Реккаред устроил диспут между православными и арианскими епископами, на котором арианская сторона признала свое поражение. В феврале 587 г. король присоединился к Православной Церкви. Вслед за тем в апреле того же года в столице королевства Толедо был освящен православный храм в честь Богородицы Марии. Тогда же, вероятно по приказу короля, был схвачен и казнен убийца Герменегильда Сисиберт. Реккаред вернул православным монастырям и приходам конфискованное у них ранее имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им пра­вил шах Йездигерд, положение персидских христиан измени­лось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только сво­боду вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 г. христианским общинам даровано было пра­во открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 г. в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиеписко­па Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколе­ния поколений и на годы годов» 567 . По словам историка Феофана Исповедника , «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопо­тамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, впол­не сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов), как обманщиков, но на двадцатом году скончался» 568 . Этому сообще­нию вполне соответствует одиозная репутация Йездигерда, кото­рую он снискал среди приверженцев зороастризма. После его смерти в 420 г. на престол шахиншахов вступил его сын Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения на христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступ­ком. Как рассказывает Феофан Исповедник , «Авда, епископ столицы Персии... увлекаясь божественной ревностью и не по-должному пользуясь ей, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики; ибо волхвы тщатель­но отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не пока­зать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а дру­гие бежали к римлянам» 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Моими страданиями уврачевать страдания других, и древом исцелить ту язву, которая нанесена людям посредством древа. Мне должно низойти в самую глубину преисподней, ради содержимых там мертвецов. Мне должно тридневною смертью Моей плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно возжечь светильник Моего тела для тех, кои сидят во тьме и сени смертной. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу царствующего во Мне Адама. Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу, так как Мария уготовала Мне для рождения свое чрево. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские, подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Преподай Мне крещение так же, как Дева преподавала Мне млеко. Приклонись Моей главе, пред которою благоговеют и которой покланяются Серафимы. Коснись десницею твоею той главы, которая соединена с тобою союзом крови. Коснись того, что по естеству может быть держимо. Коснись того, что для сего и уготовано Мною и Отцем. Коснись Моей главы: ибо, кто только с благовением прикоснется к ней, тот никогда не потерпит кораблекрушения. Крести Меня, Который водою, духом и огнем имею крестить верующих: водою, которая может омыть греховные нечистоты, – духом, который может соделать земных духовными, – огнем, который может попалить терние беззаконий». Выслушав сие, Креститель, обратив внимание на цель спасения и уразумев таинство, покорился Божественному велению (ибо он был вместе и благочестив и послушен), и, простерши с радостью и трепетом свою десницу, крестил Господа, иудеи же, стоявшие вблизи и в отдалении, помышляли и говорили сами с собой: „разве мы напрасно думали, что Иоанн – более и совершеннее Иисуса? Разве мы несправедливо полагали, что первый важнее последнего? Не свидетельствует ли самое крешение Крестителево, что сей более Того? Не крещает ли Его сей, как превосходнейший Его; а Тот не крешается ли от сего, как низший?» Когда таким образом размышляли сами с собою люди, не понимавшие таинства смотрения Божия: тогда Тот, Кто Един есть Господь и по существу Отец Единородного, Кто Един подлинно и совершенно знал Того, Которого родил Един без страдания и возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

797. Голос Божий в душе язычника. Листок первый Святой Апостол Павел, рассуждая о язычниках, говорит: «Когда язычники, не имеющие закона (писанного), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим. 2:14,15 ). Итак, хотя люди и забыли Бога и стали поклоняться идолам, но Бог не забыл их: в их сердцах, в их совести, хотя и смутно, все же слышался голос Божий, и лучшие из язычников не переставали искать Божией правды, следуя внушениям своей совести, этого гласа Божия в душе человеческой, этого неподкупного судии помышлений сердечных, этого закона, написанного не на бумаге, а на сердцах человеческих. Правда, страсти и грех заглушали сей глас Божий, искажали то, что говорила совесть; но душа человеческая и сквозь мрак, ее окружавший, все же искала Бога и правды Его, искала как бы ощупью, как говорит Апостол Христов: «От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земному, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян. 17:26,27 ). Послушаем же, что говорила совесть – сей глас Божий в душе человека-язычника; посмотрим, чему учила она лучших из язычников – их мудрецов. (Имена их означаем в скобках). Душа человеческая бессмертна и в сущности она не погибает никогда (Пиндар Фиванец). Кто желает быть бессмертным, тот должен жить благочестиво и праведно (Антисфен). Если будешь благочестив, то не потерпишь никакого зла, когда умрешь: дух твой будет пребывать на небе (Эпихарм). Человек живет для того, чтобы уподобляться Богу (Платон). Делать добро и высказывать истину – вот дела богоподобные (Демосфен). Благополучие состоит в том, чтобы, имея многое, издерживать это на добрые дела (Ксенофонт). Когда Аристотеля упрекнули, что он подал милостыню дурному человеку, то он сказал: «Я оказал милосердие человеку, а не нраву его». Что для храма жертвенник, то для человеческой природы милосердие (Пифагор).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Естественно, что при таких стеснительных обстоятельствах жизни о. Петра, сын его должен был получить первоначальное воспитание слишком незавидное и нисколько не отличавшееся от того, какое в былое время получали да и доселе еще получают почти все бедные дети священнические. Он развивался сам собою, совершенно самостоятельно, без всякого постороннего влияния: рос одиноко, точно сирота бесприютный, совершенным дикарем, нигде в чужих людях не бывал, никого из порядочных людей не видал, и всегда прятался за дверь от постороннего человека, которому когда-нибудь случалось быть в доме о. Петра. Отец и мать не заботились о том, чтобы хоть сколько-нибудь приучить его к развязности. «Зачем – думали они – нашему сыну нужно быть резвым? Наше дело не богатое, да и ему не Бог весть какими средствами придется располагать в жизни, но также придется жить бедно, как и мы живем, если еще не беднее... Ему нужнее всего быть благочестивым и кротким, ко всем почтительным, покорным отцу с матерью и терпеливым. Пусть же растет себе, как Бог велит!»... И, нужно сказать правду, мать сумела такие же мысли вложить в сердце своего сына, но вместе с тем она незаметно развила его сердце, сделала его нежным и впечатлительным; она хотела достигнуть лишь того, чтобы сын ее был добр, сострадателен и благочестив, и потому заставляла его всегда выносить и подавать милостыню всякому нищему, кланяться всякому мужичку, за все благодарить Бога и усердно молить о том, чтобы Он дал ему доброе и непорочное сердце, полное любви к Богу и ко всем людям. И Владиславлев всегда чуть не стремглав летел в избу, когда бывало чуть заслышит голос нищего, распевающего под окном своего неизменного «Лазаря», – бежал он за тем, чтобы кто-нибудь другой не подал милостыни нищему, и всегда подавал такой большой кусок хлеба, какой можно было бы безобидно подать двум-трем; каждому мужичку он низко кланялся, встречаясь с ним на дороге. Всегда вместе с матерью бывал в церкви, и вместе с нею усердно молился. В этом собственно и состояла вся заслуга матери по отношению к воспитанию Владиславлева.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 16:00 Епископ Феодосий: В годы советского безбожия отец регулярно водил меня в храм 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Божественной литургией в большом соборе Донского ставропигиального монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского.   Слово архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Смотрением Божиего Промысла, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне предстоит принять жребий архипастырского служения. Это служение очень велико; также велика ответственность пред Богом за вверенную паству, за которую нужно ежедневно полагать свою жизнь, чтобы привести к Пастыреначальнику Христу. В этот священный и трепетный момент моей жизни, предстоя пред вами, я вспоминаю слова святого апостола Павла, который говорит в своем послании к Титу, что епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и поставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9). Обращая свой взор внутрь себя, я вижу свое недостоинство, свою нищету, греховность, немощь, недостаток нравственных и интеллектуальных качеств, неопытность и неподготовленность к столь великому служению. Но твердо веря, что, по словам апостола Павла, никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4), я возношу свой ум к Великому Архиерею и подвигоположнику нашей веры Иисусу, который во исполнение воли Отца Небесного пришел на землю и послужил искуплению рода человеческого. Вверяя Ему свою судьбу, принимаю это определение и назначение мое на архипастырское служение как Его благую волю.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_feodosi...

Епископ, наконец, есть главный правитель в своей церкви (Деян. 20:28, 1 Тим. 5:19). Он обязан наблюдать за исполнением Божиих Заповедей и церковных законов, руководить жизнью церквей, находящихся в его епархии, назначать священников на приходы.   Духовные качества священнослужителей В своих «пастырских» посланиях ап. Павел несколько раз останавливается на теме, какими качествами должны отличаться священно-служители. Например: «Епископ должен быть непорочен… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Апостол Петр так наставляет епископов и священников: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-5). Ап. Павел наставляет Тита, что поставляемый им пресвитер [епископ] должен быть «непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не задорный; не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:5-10). Ожидая от священнослужителей высоких нравственных качеств, верующие должны при этом учитывать, что благодать священства, хотя и помогает человеку в духовной жизни, не делает его совершенным. Священник или другое духовное лицо- тоже человек, обремененный общими всем человеческими немощами и подверженный тем же искушениям, что и мирские люди. Поэтому Церковь всегда учила, что действенность таинств и благословения священнического зависят не от степени духовной высоты совершающего, а от веры и благоговения принимающих .

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Если смиришься, увидишь пришествие в тебя Бога, Который превратит твоё сердце в Вифлеемские ясли Более того, в смирении, по словам старца Паисия, заключается Таинство Богоматеринства. Это учение разрабатывал один из любимых авторов старца Паисия преподобный Симеон Новый Богослов. Вот, что пишет сам старец Паисий: «Страшно, если задуматься! Маленькая девочка говорит: “Величит душа моя Господа… яко призре на смирение рабы Своея”. В немногих словах такой смысл! Большую пользу можно получить, если вникнуть в смысл этих слов. Коротко, но сильно. Если будешь в них вникать, возлюбишь смирение, и если смиришься, увидишь пришествие в тебя Бога, Который превратит твоё сердце в Вифлеемские ясли» . А еще: «Смиренный источает все ароматы духовного благоухания: простоту, кротость, любовь без границ, доброту, незлобие, жертвенность, послушание и т. д. У него есть нищета духа, поэтому он и владеет всем духовным богатством. Ещё он благочестив и молчалив, а потому он того же рода, что и Преблагословенная Богородица Дева Мария, Которая обладала великим смирением. Нося в Себе воплощенного Бога, Она ответила: “Се, раба Господня: буди мне по глаголу твоему”. Не сказала: “Я стану матерью Сына Божия”. Она молчала, молчала, пока не заговорил Христос в тридцать лет» . Может быть, поэтому еще старец Паисий говорил: «Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя» . Как надо поступать, чтобы помочь Преподобный Паисий различал вынужденное смирение, смирение добровольное и совершенное. Он отмечал: «Если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит» . Любимый старцем Паисием преподобный Исаак Сирин писал: «Кто уклоняется от скорбей, тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелию. Если вожделеешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение… Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» . Оттого-то нам, христианам, и сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Когда Христос приял оплевания, заушения и побои, – говорит старец Паисий, – тогда сокрушились царство и власть диавола. Каким же удивительным образом Христос одержал над ним победу! “Тростью сокрушилась держава диавола”, – говорит один святой. То есть власть диавола сокрушилась, когда Христу был нанесён последний удар тростью по голове. Стало быть, оборонительное духовное средство против диавола – терпение, а сильнейшее оружие против него – смирение» .

http://pravoslavie.ru/143902.html

л. 393. Сказание на 18 псалом, к томуже иноку. Нач. От нихже по многому твоему смиренномудрию изволил и спросил мя еси толк речениих писаний. л 397. Повесть о воздвижении пресвятыя Богородицы хлеба. Нач. Иже Божий единородный Сын и Слово, нас ради быв человек, кроме же греха. л. 399. Блаженнаго Иванна Златоустаго, о приносимей фимиане или фимиаме толк, (потом) о томже, Великого Василиа. Две небольшие выписки. л. 401. Сказание о присносуществене и о преславном рожении единороднаго Сына и Слова Божиа Господа нашего Ис. Христа. Нач. Просиши у мене изъяснение глупого вопроса Епифаниева и глупейшаго ответа Юродиваго. Негли, о Григорие, тот Епифаней не слышал николиже Моисея боговидца, глаголющаго. л. 402. О Валтасаре царе вавилонском. Нач. Валтасар царь вавилонский сын Новуходоносоров, пируя повеле казначею своему принести на пиру священныя сосуды Соломоньскиа. л. 403. Сказание живущим во гресех неотступно, а каноны всякими и молитвами преподобных молящимся Богу по вся дни, надеющимся спасение получити. Нач. Молитвы многи и различны обретошася древними святыми и преподобными Отцы, всем же сим един есть разум и действо. (лист 101 порожний). л. 405. Сказание сея речи: ступайте людие мои и прочая. Нач. Божественыя речи пр. Исаии, глаголющия: ступайте людие мои, внидете в клеть вашу, затворите дверь вашу и прочая, тако есть толк, елико можно мне достигнути. (лист 407 порожний). л. 408. Повесть о Соборе, хотевшем уставити, дабы попы и дияконы и подъяконы без жен были. Нач. Пафнутей, единого града горних Фиваид епископ, муж благочестив чюдотворец, егоже во время гонениих око вывертели гонителие. л. 408 об. Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты. Нач. Еже по нуже велицей и желанию получения чего от дела полезных обрещися Богу добрым изволением, везде во святых писаний обретаю хвалима дела исполняемо. л. 412. Поучение ко иноком, о исправлении иноческаго житиа, и кая есть сила великиа схимы. Нач. Видех неразумевающих, глаголет божественое слово и истаях, чесо ради зане, рече, словес твоих не сохраниша, сиречь заповеди твоя и оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

б)      Показывает неуважение к имени Господа Бога тот, кто произносит имя Божие без внимания, когда, например, без внимания произносит молитву, или без благоговения и рассеяно поет священные песни. в)      Показывает неуважение к имени Господа Бога тот, кто произносит и повторяет имя Божие лицемерно, чтобы другим показать, что он благочестив и но­сит имя Божие в устах своих. Оскорбляют имя Божие различно. а)      Оскорбляют имя Божие богохулением, когда произносят дерзкие слова против Бога, как например псалмопевец говорит: рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ), или как нечестивые иудеи, на­смехаясь над страждущим Господом Иисусом, возло­жили надпись на кресте: сей есть Иисус, Царь иудейский ( Мф.27:37 ); также в поношение Господа говорили: разоряяй церковь , и треми денми созидаяй, спасися Сам: аще Сын ecu Божий, сниди со креста. Иные спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Мф.27:40–42 ), и пр. б)      Оскорбляют имя Божие ропотом на Бога, и на Его провидение, как псалмопевец говорит о роптавших на Бога израильтянах во время странствования их в пустыне: и искусиша Бога в сердцах своих вопросити брашна душам своим. И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни ( Пс.77:18,19 )? в)      Оскорбляют имя Божие кощунством, или насмешками над священными предметами; ложною клятвою, когда утверждают клятвою что-либо такое, о чем знают, что этого нет в самом деле; клятвопреступлением, когда не исполняют законно данной клятвы; нарушением или неисполнением данных Богу обетов, без не­обходимости; божбою, или легкомысленным употреблением клятвы в обыкновенных разговорах. Итак, братия, помните третью заповедь Господню: не возмеши имене Господа Бога твоего всуе, и старайтесь соблюдать ее. Старайтесь и произносить и в мыслях представлять имя Божие благоговейно. Помните, что Гос­подь вездеприсущ, и все видит, слышит, знает. Поз­волит ли кто себе в присутствии царя произносить имя его нескромно, без благоговения к царю? Как же мы осмеливаемся легкомысленно произносить имя Царя неба и земли, всесвятого, всесовершенного, беспредельного, вездесущего Господа Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010