Но, как у нас есть обязанности частные и особенные, то и благочестие образуется из исполнения их частное, особенное. Наприм., есть благочестие собственно пастырское; есть благочестие родителей, судей, начальников, есть благочестие купующих и продающих. Есть, сказали мы, благочестие собственно пастырское. Кто же из пастырей есть пастырь благочестивый? Тот, кто проповедует и распространяет Божие слово благовременно и безвременно, т.е. при всяком случае; кто не только проповедует и учит, но первее всех сам творит и исполняет то, чему учит: кто пасет стадо Божие, какое есть у него, непринужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия. Есть благочестие родителей – отца и матери. Кто же есть отец и мать детей своих благочестивые? Те, кои чад своих воспитывают в Божием страхе, кои первее всех наук стараются преподать им науку христианскую – науку, обучающую, как жить и вести себя по-христиански, Богобоязненно, подавая им пример христианского жития своею жизнью. Есть благочестие особенное начальников и судей. Оно в том состоит, чтобы начальствующие с отеческою благопопечительностью заботились о временном и вечном благополучии подвластных; чтобы начальствующие охраняли их от всякого зла и опасности; а судии судили суд Божий и воздавали каждому правдою и милостию, бескорыстно и беспристрастно. Дабы не продолжить слова, можно размышлением своим всякому дополнить, в каких действиях выражается благочестие и прочих частных званий, наприм., звание купующих и продающих, звания господ и слуг. Конец же слова нашего: кто бы ты ни был, пастырь, или пасомый; начальствующий, или подначальный; купующий или продающий; господин или слуга – молю тебя, будь благочестив во всем, и всегда; Бога бойся; заповеди Его храни; обязанности, возложенные на тебя Промыслом Божиим, исполняй бескорыстно, верно и благосовестно. Буди благочестив. Ибо благочестие на все полезно, обетование имеюще живота нынешнего и будущего. Аминь. Поучение 4 И мимоидый (Иисус Господь) виде человека слепа от рождества. И вопросиша Его ученики глаголюще: сей ли согреши, или родители его; яко слеп родися? – Слова ныне чтенного Евангелия ( Ин. 9:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

3. Во-первых, истинное благочестие не может состоять в том, что одинаково присуще как христианам, живущим в Боге, так одновременно и лицемерам и неверующим людям. Следовательно, если человек удерживается от грубых грехов и пороков, не пьянствует, не крадёт, не сквернословит, не ссорится и т.д., но проводит внешне честную, добропорядочную, нравственную, умеренную, тихую, одобряемую обществом жизнь, – это ещё не есть доказательство, что он благочестив и живёт в Боге. Более того: если у человека всё это наличествует, но ничего большего в нём нет, а при этом он считает себя благочестивым, то он лицемер и далёк от Бога. 4. Можно быть крещёным, ходить в церковь и причащаться; можно усердно исполнять внешние обряды и церковные установления (сами по себе вполне добрые); можно читать душеполезные книги, учиться богословию, размышлять о Боге, совершать молитвословия, поститься, давать милостыню (Лк. 18, 10-12); можно хвалить и по-своему любить благочестие и благочестивых христиан и иметь общение с ними (Мк. 6, 20; Мф. 52, 1-12); можно иметь в своей голове вполне верные представления об истине (Рим. 1, 27; 2, 17-20), уметь хорошо и пространно об этом говорить – и при всём том по сути своей быть совершенно чуждым Бога (Деян. 26, 28; Мф. 5, 20). 5. Можно быть уверенным в бытии Божием и в истинности Его слова вплоть до того, что это будет трогать сердце, и человек будет радоваться или плакать (Втор. 1, 45); можно внимать обличениям совести, страшиться их и слушаться их (Деян. 24, 25; 3 Цар. 21, 29); можно возжелать обращения к Богу и положить начало этому обращению (Мф. 13, 20-21), также и действительно измениться и исправиться во внешнем (Мф. 23, 25) и избегать явных грехов; даже можно стараться воздерживаться и от тайных грехов, которые человек любит в глубине своего сердца, ради мучений совести и страха перед адом, – и всё же не быть истинно благочестивым христианином, то есть не пребывать в богообщении. Всё это подробно описано многими писателями , всем это известно, – и тем не менее, если бы мы отделили тех христиан, кто ограничивается только вышеназванным, от тех, кто подлинно благочестив, то последних, боюсь, нашлось бы по всей земле очень немного.

http://bogoslov.ru/article/5141999

– В перечне Фабриция приводится заглавие поучения (38-ое) в среду шестой недели перед открытием монастырских ворот (προ τς νοξεως το μοναστηρου), но за неимением этого слова в подлиннике, им должны повторить замечание, сделанное нами по поводу субботы акафиста. В Студийском монастыре на Великий пост главные ворота затворялись, и входить за монастырь никому не дозволялось до окончания поста. В уставе патриарха Алексия ворота положено отворять в пятницу на 6-й неделе. – Лазарева суббота, неделя ваий и страстная неделя упоминаются вообще, без указания на подробности службы. – В оглашении на Пасху 89 приводится известное с именем Златоуста поучение на Пасху, начинающееся словами: «аще кто благочестив». Феодор Студит приводит его как произведение Иоанна Златоустог о, и тем самым подтверждает подлинность этого слова, признаваемого Монфоконом за подложное. Из этого указания открывается, что слово «аще кто благочестив» принималось за произведение Златоуста в VIII–IX веках, употреблялось на пасхальной службе, хотя и разделяло эту честь с некоторыми другими чтениями, как увидим далее. Включив это слово в свою пасхальную речь, студийский проповедник присоединил к нему и своё обширное поучение, отчего слово Златоуста является как бы в оправе. – Преполовение пятидесятницы – μεσοπεντεκοστ – упоминается в 6 оглашении (col. 516). – Понедельник Св. Духа считался днём праздничным и отмечается как нарочитый 90 . – Неделя всех святых была собственно днём празднования мученикам и следовала за пятидесятницей 91 . – Из постов, кроме Великой четыредесятницы, упоминается только о четыредесятнице св. Апостолов. Был, конечно, и пост перед Рождеством Христовым, но о нём в сочинениях Студита не упоминается 92 . Из особых обычаев, которые имели место при Феодоре Студите и отмечены в его сочинениях, заслуживают внимания следующие: ежегодное общее поминовение умерших и погребённых на монастырский счёт в начале индикта и в продолжение пятидесятницы. При этом устраивались агапы, т.е. поминальные столы для братии (γπη παρακλσεως σωματικς 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Воскресший Христос, победитель ада и смерти, Источник жизни, облекает непобедимой силой в Него верующих и Его волю творящих. Той силой обильно напоены угодники Божии и изливают ее на к ним прибегающих. От Воскресения Христова все блага в жизни грядущей. От него истинная радость и веселие в нынешней жизни. Днесь светлое торжество всего мира! Рыдают ныне только бесови, злобствуют их приспешники. Приидите, вси насладитеся пира веры! Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества! Что препятствует кому возрадоваться всем сердцем, и свету воскресения озарить его душу? Печали ли житейские? Оставим, забудем ныне кратковременные печали, предвкусим вечной радости днесь воссиявшей. Разлука ли с отошедшими в иной мир близкими? Они ныне ликуют и веселятся в светлых чертогах! Маловерие ли, соблазны греховные? Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася. Узрим не телесными очами, узрим очами сердечными, и «радуйтеся» ясно услышит сердце наше, Христа рекуща. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя! Да наполнятся тем светом и души наши! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Светлое Воскресение 1954 г. Брюссель-Версаль». Западно-Европейской и Восточно-Азиатской пастве «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества». Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Воскресение Христово ангелы поют на небесах. Славят чистии сердцем людие на земли. Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе. Днесь Адам ликует и радуется Ева. Радуются ныне апостолы, узрев воскресшим своего Учителя. Радуются мироносицы, обретши живым Того, Кого они почитали мертвым. Радуются вси любящие Христа Его восстанию из мертвых. Радуются все верующие в Него, зная, что Он и всем нам Своим Воскресением дарует жизнь вечную. Радуются Христову Славу зрящии праведники, наслаждаясь зрением Божественного Света. Радуются в покаянии скончавшиеся грешники, снисшествием Христа во ад освобождаемые от уз и изводимые к свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Что есть благочестие? – Христианское благочестие в том состоит, чтобы знать Бога, Творца всяческих, искупителя и освятителя нашего. Знать Его и веровать в Него так, как научает Божие слово, содержащееся в сем Евангелии и в книгах Пророческих и Апостольских, и как преподает Матерь наша Святая, Православная Церковь , отревая всякое ложное понятие лжеименного разума и отвращаясь ереси и расколов. – И так по праву именуется благочестивым тот, кто право верует и ясно разумевает, что Господь Бог есть Един и несть разве Его иного Бога; что Господь Бог наш, будучи един по естеству, есть троичен в лицах. – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. – Бог Отец послал в мир Единосущного Сына Своего, да спасется Им мир, Бог Сын, благоволением совечного Отца сошел с небес, воплотился от Духа Святого и приял человечество от Пресвятой Девы Марии бессеменно. – Дух Святой наитием Своим на Пресвятую Марию, снисшествием Своим в виде голубя на Богочеловека Иисуса при Иордане; явлением и сошествием на учеников Его в горнице Иерусалимской в виде огненных языков и на верующих повсюду невидимо содействовал и содействует в деле нашего искупления. – Бог Отец, Вседержитель, весь свой суд и власть над нами отдал и предоставил Сыну Своему, за нас пострадавшему и умершему. Бог Сын паки в определенное время снидет с небес с Ангелами Своими во Славе Отчей, чтоб судить живых и мертвых. Дух Святой Своею благодатью уготовляет избранных к непостыдному ответу на сем страшном суде Христовом. – Сие разуметь, братия, сие памятовать, сему поучать и поучаться есть христианское благочестие – но не все, а токмо половина одна. – А другая, вопросите, какая половина христианского благочестия? – Другая часть христианского благочестия в том состоит, чтобы не токмо веровать в Триединого Бога, но исполнять Его заповеди и веления. Итак, благочестив тот из нас, братия, кто благоговейно и осторожно ходит пред лицом Господа Бога всемогущего, вездесущего и всеведущего; кто, веруя в Бога праведного, избегает лжи и обманов; кто, памятуя о Боге всеблагом и милосердом, сам милосердует об алчущих, о жаждущих, о бескровных. Благочестив тот, кто не приемлет имени Божия, имени святого и страшного, всуе, во лжи и клятвах маловажных; кто помнит дни праздничные и воскресные и свято проводит их, не предаваясь забавам или работе, но пребывая в молитве и в поучении Божию слову. Рачительный исполнитель сих и прочих Божиих заповедей есть человек и христианин воистину благочестивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

С толпою нельзя было сладить; Сергий попробовал поговорить с Геронтием в келье при немногих свидетелях; но и этот спор кончился ничем; Геронтий говорил: «Прежде от Соловецкого монастыря вся Русская земля всяким благочестием просвещалась и ни под каким зазором Соловецкий монастырь не бывал, яко столп и утверждение и светило сиял; вы теперь новой вере от греков учитесь, а греческих архиереев самих к нам в монастырь под начал присылают, они креститься не умеют, мы их самих учим, как креститься». Сергий, чтоб сломить противника, прибег к страшному средству; он стал спрашивать: «Великий государь царь Алексей Михайлович благоверен ли, благочестив ли, и православен ли, и христианский ли царь?» «Благоверен, благочестив и православен», – отвечал Геронтий с товарищами. Сергий продолжал спрашивать: «А повеления его, к вам присланные, православны ли?» Застигнутые врасплох, принуждаемые или к противоречию, или к произнесению страшных слов против царских повелений, противники замолчали. Сергий продолжал: «Освященный собор православен ли?» «Прежде патриархи были православны, – отвечал Геронтий, – а теперь Бог весть, потому что живут в неволе, а российские архиереи православны». «Соборное повеление, с нами присланное, православно ли?» – спрашивал Сергий. «Повеления соборного не хулим, – отвечал Геронтий, – а новой веры и учения не приемлем, держимся предания св. чудотворцев и за их предания хотим все умереть». Сергию велено было взять из монастыря книги, которые будут годны к «соборному деянию», но монахи не пустили его в книгохранительную палату; росписи именам своим не дали. Сергий и товарищи его все время пребывания их на острове жили за монастырским караулом, а московские стрельцы подслушали, как мирские соловецкие люди переговаривали между собою: «Которые московские стрельцы теперь здесь, в монастыре, тем мы указ учиним, и которые за монастырем в ладьях, и тех захватим, будто морем разбило: следует их побить каменьем, потому что посланы от антихриста прельщать нас». Но монахи попытались, нельзя ли отстоять свои убеждения, не прибегая к силе, не разрывая с верховною властию; они послали к царю челобитную: «Бьют челом Богомольцы твои государевы: Соловецкого монастыря келарь Азарий, бывший Саввина монастыря архимандрит Никанор, казначей Варсанофий, священники, дьяконы, все соборные чернецы и вся братия рядовая и болничная и служки и трудники все.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

4, стр. 70–71). Из этого примера видите, братия, что без единения с святой православной Церковью в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в рассказе старец Феофан был благочестив и хотел угождать Богу подвигами иночества. И что же? Достаточно ли было этого для спасения? Нет! Видение показало, что человеку первее всего необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с православной Церковью и покоряться ей; иначе ничто не спасет человека от вечной погибели. Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела; пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что и молитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом: без единения с Церковью ни своей верой, ни жизнью, ни делами они не достигнут вечного спасения, ибо их благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в православии, исповедуемом единой, святой, соборной, апостольской и вселенской Церковью, суть не что иное, как искусственные цветы, привешенные к сухому дереву. Сухое дерево не может иметь цветов, потому что в нем нет сков, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоит на своем корне; так точно и человек, чрез неправомыслие в вере отделившийся от православной Церкви, не может стяжать истинных, угодных Богу добродетелей, не может украситься цветами богоугодной жизни, потому что он лишен внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей в нас добрые хотения и действия и совершающей в нас богоугодные плоды христианской жизни. III. Не увлекайтесь, поэтому, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 16). Беспрекословно и истинно спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной Церкви, утвержденой на основании апостолов и пророков и имеющей главой и краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, поставившего в Церкви Своей одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблюдимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Праздник св. Пасхи или Светлого Христова Воскресения, установленный св. церковью в воспоминание Воскресения Господня из мёртвых и – всех тех неисчислимых благодетельных для нас последствий, какие с ним непосредственно связаны, естественно называется в «слове» св. И. Златоуста прекрасным и светлым торжеством (доброе и светлое торжество). Дни, которые почему-либо торжественны для той или иной семьи, обыкновенно выделяются ею из ряда других, между прочим, и обилием и качеством яств, употребляемых в течение их. День Христова Воскресения из мёртвых является наиболее торжественным по сравнению со всеми остальными, так как Господь Своим тридневным Воскресением всего более принёс благ людям, – благ неизглаголанных и неисчислимых. В этот день духовная трапеза отягчена (трапеза исполнена) духовными яствами – плодами искупительных заслуг Христовых, переполнена в большей степени, чем во всякое другое время. На трапезе лежит большой, тучный, упитанный телец, приготовленный исключительно для желающих веровать во Христа, для них и только для них «закланный» и привлекающий к себе всех сладостью своей плоти, вкушение которой доставляет им обладание вечной жизнью, и проч. Словом, обилие духовных яств – полное! Яств хватит на всех желающих, сколько бы ни оказалось последних. Остаётся теперь пригласить их к трапезе и к вкушению лежащих на ней яств. Делается в «слове» подробное приглашение принять участие в «трапезе», обращаемое к различным лицам. Прежде всего, к наслаждению настоящим прекрасным и светлым торжеством приглашается всякий, кто – благочестив и боголюбив (аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества). Это и естественно. Люди, настроенные достодолжным образом, ведущие себя согласно с велениями божественного закона, всячески и постоянно проявляющие и питающие в себе чистую и крепкую любовь к Богу за все бесчисленные и непрерывные Его блага, конечно, всего более имеют право принять участие в рассматриваемом духовном торжестве, тем более, что сущность последнего вполне соответствует их настроению, их свойствам и качествам: ведь они постоянно только и думают о том, чтобы воспользоваться плодами искупительного дела Христова, плодами Воскресения Господня, воспоминаемого в день св. Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Он был покорен начальству, послушен, ни с кем не ссорился, не скандалил, с каждым жил в мире и любви. Если ему кто и делал недоброе, то он это терпеливо переносил. Был благочестив, регулярно по праздникам ходил в церковь . Хотя он и был бедным, но, по возможности, сам помогал бедным людям; одним словом, был человеком почтительным и богобоязненным. Но в последние дни ощутил большую боль в животе. Видя, что его здоровье ухудшилось, он позвал священника, чтобы тот его исповедал и причастил. После этого не прошло еще и двух недель, как он опять зовет священника, чтобы тот его исповедал и причастил, что и было исполнено по его желанию. Через два-три дня он опять позвал священника, чтобы тот соборовал его. Изо дня в день жизнь явственно покидала его. Однажды он увидел возле своей постели множество злых духов, а подальше от них – двух прекрасных юношей в белых одеждах. Между теми и другими шел спор о душе больного. Злые духи говорили, что душа больного принадлежит им, а юноши – что им, потому что он всегда был благочестив и грехи свои очистил покаянием перед Богом. Нечистые духи говорили, что больной имеет несколько грехов, которые он еще никогда не исповедовал и поэтому его душа принадлежит им. И туг они показали ему некоторые грехи, которые он совершил еще в юности. Когда больной услышал об этом, то вспомнил, что эти грехи он никогда не исповедовал. Оправдываясь, он хотел сказать, что грехи остались неисповеданными не намеренно, но по забывчивости. Но вместо него ответили светлые юноши, что больной имеет время, чтобы свои забытые грехи исповедать еще при жизни. После этого злые духи пропали и видение прекратилось. Огорченный больной сразу же попросил позвать священника, которому и рассказал все, что видел и слышал. Забытые грехи он исповедал, после чего вскоре умер». «В другом месте жил старик восьмидесяти лет. Он, будучи при смерти, велел своим домашним позвать священника, чтобы его исповедали и причастили. После того как священник исповедал его, больной хотел причаститься, но когда священник протянул к его устам лжицу, то частица Святых Таин упала из нее на стол.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поднялся общий шум, раздались неистовые крики и бранные слова. Архимандрит с товарищами едва уговорил шумевших, чтобы они выбрали из среды своей двух или трех, с кем бы можно было благочинно беседовать о деле, и братия указали на черного попа Геронтия. Геронтий, тотчас же приведя слова молитвы «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», спросил Сергия: «За что вы отъемлете из сей молитвы Сына Божия?» И все закричали: «Ох горе нам, отнимают у нас Сына Божия! И где вы девали имя Сына Божия?» Потом Геронтий спрашивал: «Зачем вы велите говорить аллилуйя трижды и четвертое — слава Тебе, Боже? В житии св. Евфросина Псковского не велено говорить аллилуйю трижды». И, став высоко на стуле, начал читать всем это житие, и возбудил шум и крики еще больше прежнего. Что ни говорил Сергий в ответ на предложенные вопросы и для вразумления заблуждавшихся, его слов никто не хотел и слушать. Ввиду такого упорства Сергий и его товарищи стали спрашивать соловецких иноков: «Царь государь православен ли и благочестив?» Отвечали: «Православен и благочестив». «А повеления его и грамоты, которые с нами к вам присланы, православны?» На этот вопрос отвечали молчанием. Еще спросили: «Восточные патриархи и русские архиереи со всем освященным Собором православны ли?» «Патриархи прежде были православны, а ныне Бог их весть, потому что живут в неволе, а русские архиереи со всем Собором православны».— «А соборное повеление их, с нами к вам присланное, как вы считаете?» — «Повеления их не хулим, а новые веры и учения не принимаем, держимся предания св. чудотворцев и за их предание хотим все умереть охотно». Тогда Сергий, показывая присланную с ним следованную Псалтирь преподобного Зосимы чудотворца, спросил: «Вашей ли обители эта книга и признаете ли ее честною и святою?» Отвечали: «Мы слышали про ту книгу, но кто приписал ее преп. Зосиме и совершал ли чудотворец Зосима по ней правило, не ведаем». Сергию поручено было обозреть по грамоте Новгородского митрополита Питирима соловецкую библиотеку и взять из нее под расписку книги, какие окажутся годными для Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010