Выдающийся этнолог Лев Николаевич Гумилёв в известном трактате «Тысячелетия вокруг Каспия» в этой связи замечает: «Часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно ни было, исчезло безвозвратно и, следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. “Нам нужны современность и знание о ней!” — этот тезис приходится слышать и в беседах за чаем, и в случайных разговорах в поездах, и на научных заседаниях, причём каждый раз с нескрываемым апломбом. Да и как не быть апломбу, если мнение столь очевидно и оспаривать его может только чудак ?! Однако если подумать, большинство очевидностей ложно. То, что солнце обходит плоскую землю очевидно, но ведь уже некому доказывать, сколь это неправильно… То же и в нашем случае. Достаточно спросить себя, откуда начинается так называемая “современность “? Пять минут тому назад ? Или месяц ? Или десятилетие?Или век, но если так, то почему не несколько веков? На этот вопрос ещё никто не мог ответить. Это первое. И второе, ведь даже момент, любое переживаемое мгновение тут же становится прошлым. А раз так, то оно ничем не отличается от аналогичных же моментов до новой эры или после неё…» …Потоками слёз и крови орошены эти благодатные земли, омываемые Каспием и заманчиво простирающиеся для бесчисленных орд завоевателей на важнейшем перекрёстке Великого шёлкового пути. Не миновали их армии Александра Македонского, татаро-монгольская Орда и полчища Тамерлана. Но именно здесь, в древней Кавказской Албании, наряду с Персией, также являющейся родиной предков современных азербайджанцев, два тысячелетия назад — в начале I века по Р.Х. — воссиял свет Христовой веры. Христианская Церковь Кавказской Албании имеет апостольские корни. Первым проповедником истиной веры сюда явился святой Елисей, ученик святого апостола Фаддея из числа двенадцати, мученик за веру Христову, рукоположенный первым Патриархом Иерусалима, братом Господним святым апостолом Иаковом, и получивший себе в удел восточные страны. Местная традиция именует его ещё и Апостолом Албании. Ему же приписывают и строительство первой церкви в Албании в местечке Гис (Киш), которая была «первоматерью всех церквей на Востоке». Настанет время — и в долине Зергун, «в краю маскутов», апостол Елисей примет мученическую смерть, а тело его сбросят в яму. Во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрёл мощи святого, а над местом его мученической кончины возвёл часовню. По мнению историков, он проповедовал на территории нынешнего Азербайджана: в Огузском районе и Карабахе.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Артём 1 февраля 2012, 21:52 Скорее всего Сергей ВАчаганович, от армян. имени Вачаган) Евфросиния 1 февраля 2012, 10:22 согласна со всеми комментариями, Свет Христов так и сияет на фотографии, многая и благая лета вам, дорогия сестры и братья!:)) Дмитрий 1 февраля 2012, 09:27 Бог в помощь! Спаси вас Господи! Людмила 1 февраля 2012, 08:05 Слава Богу за Все! Спасибо Вам за заботу и милосердие! Сердце наполняется радостью, когда понимаешь, что вот так Господь через этих прекрасных людей спасает обреченных людей. Спаси Вас всех Господь! Елена 1 февраля 2012, 02:33 Такие прекрасные,чистые лица на фото...полна земля чудес Твоих,Господи... Виктор 1 февраля 2012, 00:04 Спасибо за Ваш труд и Вашу доброту! Помогай Вам Господь! Елена Меркулова, журналист 31 января 2012, 22:13 Спаси Господи за такие теплые отзывы!)) Очень рада, что Вам понравился наш материал. С ним было много искушений... И не все они еще кончились. Большая просьба помолиться за героиню материала, за меня и редакцию. Елена 31 января 2012, 20:45 Милые сестрички,как же нужна нам ваша помощь в работе.Когда-то я работала врачем,то,что кто-то был верующим скрывали.Идёшь на вызов,а перед дверью больного тихонечко крестишься.Матери ребятишек смотрят в глаза с надеждой,что сейчас скажешь: " Всё будет хорошо,только чуть-чуть подождать надо,ему же сейчас хуже,чем Вам,а он на Вас смотрит, чувствует " .Смотришь,приободрились.Сестрички всех на участке знали вплоть до бабушек и дедушек,кого поддержать,кого поругать.Как они,миленькие,сейчас работают,задушенные документами.Бегут,не замечая какое время года наступило.Такие же заботы:сын поступил,мама далеко от дома умирает,сноха одна с внучкой и тут же квартальный отчёт,пятиминутка в среду утром,по этому адресу принудительно госпитализироовать,прививки не все по плану,обложки на карточки сделать.Очень хочется думать,что и они верующие,ведь нельзя,невозможно так мчаться,не зная о Том, кто их поддержет,даст сил,утешит.Спаси Бо за то,что Вы есть. Александр 31 января 2012, 20:07 Спасибо Маргарита Михаиловна за ваше доброе и чуткое отношение к больным.

http://pravoslavie.ru/51290.html

Но где будут эти «храбрецы» тогда, когда откроются суды Божии?! Обоснованием страха перед Господом и необходимости прославления Его является то, что «Ты един свят». Точнее надо перевести: «Ты един благочестив» (здесь не γιος, но σιος). В славянском переводе: «преподобен». Понятие «благочестив» обычно прилагается не к Богу, а к людям. Если же здесь это сказано о Боге, то ради того, чтобы сопоставить истинного Бога с бесами языческими и антихристом. «Нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс. 85:8 ). Языческие боги (по мифологии) не были благочестивы, но грешны. Не будет благочестив и антихрист, который выдаст себя за истинного Бога. Только Господь, Творец неба и земли, может быть назван истинно благочестивым. «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19:17 ). 4-я строфа: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Сегодня многие не желают поклониться перед Богом. Но откроются суды Его, изольются семь чаш Его гнева, и тогда поклонятся все. Но это уже не будет поклонение в духе и истине, каких поклонников Себе ищет Бог ( Ин. 4:23 ), а поклонение в отчаянии и страхе перед открывшимися судами Божиими. Это будет поклонение Богу в силу чрезвычайности явления Его гнева. О душа, спеши же сегодня с сокрушенным сердцем поклониться перед своим Творцом! Откр.15:5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И после сего – после созерцания святых и стеклянного моря перед престолом, после пения святыми песни Моисея и песни Агнца – Иоанн снова взглянул на небо, И вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Здесь он видит ту небесную скинию, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную ( Исх. 25:8–9; 26:30 ). Отверзся перед взором тайнозрителя не двор скинии с ее святилищем, они были открыты и доступны всегда, но храм скинии , т. е. Святое Святых, всегда скрытое от взора людей, куда войти мог только первосвященник и то только раз в году. Собственно само внутреннее Святого Святых и имело значение свидетельства , «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (ковчега – Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово на день Сретения Господня. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем ( Лук. 2:25 ). Что лучше, что преславнее сей похвалы? Эту похвалу провещал Дух Святой, написал Евангелист, проповедует во вселенной Церковь : Симеон бе человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в Нем. Соберитесь со всей вселенной, мудрецы и витии, и составьте из премудростей ваших похвалы какому-либо высочайшему в земной славе лицу. Если тот, кого вы хвалите, неугоден Богу и не имеет хвалы от Него, если он не праведен и не благочестив, если в нем нет чаяния утехи Израилевы, если в нем не живет и Дух Святой: то напрасны все хвалы ваши. Высочайших похвал на небе и на земле достоин тот, кто угождает Богу правдою и благочестием; бессмертной Славы достоин тот, в ком есть чаяние утехи вечной и жительство Духа Святого. Симеон был муж праведен: это звание почтеннее самых почетных званий, так как и Сам Бог чествуется тем званием в Святом Писании, как вешает во Второзаконии Моисей: Праведен и преподобен Господь (Второзак. 32:4); и Давид говорит: праведен Господь во всех путех Своих ( Пс. 144:17 ). Праведническая почесть выше самой высшей, царской почести: в царской почести еще не известно, будет ли (человек) спасен; у христиан было много царей, но не все получили спасение; а в праведничестве известно спасение: не видех праведника оставлена, говорит Псалмопевец ( Псал. 36:25 ). Если Бог не оставляет праведника во временной жизни, то тем паче не оставит его в вечной, но дарует ему спасение. Кто праведен, у того – несомненная надежда получить венец небесного царствия. Некогда Давид вопрошал Господа: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? и услышал ответ Духа Святого, говорящего в сердце его: ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем: иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла ( Пс. 14:1–3 ), и прочее, что пишется в Псалме четырнадцатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Много нас, – христиан, но не все мы почитаем Христа благо (истинно), скорее же почитаем Его зло; устами только почитаем Его, а сердцем далеко отстоим от Него, – имеем только вид благочестия, а духа и силы его не имеем, – носим только имя христианина, а поступаем, как неверные, – называемся правоверными, а берем пример с неверных: какое же это – благочестие? Устами исповедуем истинную веру, а своею беззаконною жизнью отврашаемся от Бога, в Которого веруем: какое же это – Богопочитание? Поклоняемся Христу, а своими делами вторично распинаем Его и ругаемся над Ним: какое же это – христианство ? К каждому такому Господь говорит в Апокалипсисе: вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси ( Апок. 3:1 ), – жив телом, а мертв душою, – носишь имя христианина, а дела творишь бесовские, – Христу молишься, а демону угождаешь, Христа же постоянно прогневляешь: какое же это – благочестие? Истинное благочестие познается в самых делах: кто действительно благочестив и почитает Бога, тот старается и жить благочестиво. Жизнь св. Симеона Богоприимца свидетельствует о его праведности и благочестии, потому что в отношении к людям он был праведен во всех своих делах и словах, – никого не обижал, не лгал, не клеветал, не осуждал, не ссорился: так и в отношении к Богу он всегда был благочестив, – почитал Господа, прилежно соблюдал Его заповеди, тщательно хранил себя от всякого небогоугодного дела, и не позволял себе даже и помыслить что-нибудь злое. Потому-то он Святым Евангелием, паче же Самим Богом, почтен и восхвален сугубым тем званием праведного и благочестивого: Симеон человек праведен и благочестив. Живя праведно и благочестиво, угодник Божий ожидал утехи Израилевы. Какая же это – утеха? Пришествие Спасителя нашего в мир: ибо ему бе обещанно Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. Помыслим же, что каждый человек, живущий праведно и благочестиво, и ныне чает утехи Израилевы, т. е. наслаждения лицезрением Господа в жизни будущей: ибо вся утеха, все веселие и радость для нового Израиля, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В твёрдой надежде на милосердие Божие, радостно воскликнем: . В конце Пасхальной заутрени читается в храме к народу “Огласительное слово” святого Иоанна Златоуста . По своему размеру это слово очень небольшое, но глубокое по содержанию. Оно читается на церковно-славянском языке и быть может не каждому слушателю понятно всё, о чём оно говорит. Оно имеется в русском переводе, но за Богослужением читается только по-славянски. “Огласительное слово” святого Иоанна Златоуста не сразу после его смерти (ум. в 407 г.) вошло в чин Богослужения. В богослужебную практику оно входило постепенно и медленно, приобретая всё большее и большее значение в Церкви. Сначала его читали за Пасхальным Богослужением отдельные пастыри, но с течением времени оно читалось уже повсеместно. О времени включения “Огласительного слова” в чин Пасхального Богослужения точных сведений не сохранилось. Но уже от 9–10 века имеются сведения о существовании его в чине Пасхальной заутрени. Так, в одном памятнике от этого времени говорится, что после прочтения Евангелия от Марка “Минувшей субботе” патриарх читает слово Иоанна Златоуста громогласно: “Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится добраго сего и светлаго торжества.” В половине 11-го века появляется полная запись Студийского Устава, известная под именем Устава патриарха Константинопольского Алексея. В нём упоминается, что в конце Пасхальной заутрени бывает “целование и чтение “Слова” Златоустого, начинающегося словами: “Аще кто благочестив.” Из древнерусских церковно-богослужебных памятников сохранился пасхально богослужебный чин от 16-го века (в Типиконе святого Варсонофия, Триоди и др.), где говорится, что после христосования “начинает игумен чести слово: “Павлова уста – Христова устава, а Павлова уста, – уста Златоустого.” – “Аще кто благочестив и боголюбив.” Таким образом “Огласительное слово” св. Иоанна Златоуста читается за пасхальным Богослужением в Православной Церкви неизменно в течение уже многих столетий и сделалось составною частью этого Богослужения. Жаль, что многие уходят из храма ко времени чтения этого прекрасного и глубоко-поучительного Слова. Пассивное и бездушно формальное отношение к пасхальному Богослужению губит многие хорошие христианские души. Древние Пасхальные обычаи в Православной церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Златоуста читалось во время пасхальной утрени в православных храмах уже в разгар господства у нас устава иерусалимского, который вообще «у нас начал входить в употребление» со «второй половины XIV-ro» ещё «века» 24 . Но, что это «слово» имело указанное своё употребление и в более раннюю ещё эпоху, не подлежит сомнению. «С половины XI-ro века», по словам проф. И.Д. Мансветова 25 , «появляется полная запись студийского устава» (ср. об употреблении его на Руси в нашей статье несколько выше), «известная под именем патриарха Алексия» 26 . Здесь, между прочим, читаем, что после бывающего во время пасхальной утрени «целования»... «чтется слово... Златоустца на св. пасху, ему же начало: иже кто благочестив и Христолюбив» 27 . Таким образом, мы поднялись к довольно раннему времени. В данном случае представляет для нас интерес ещё «устав константинопольского неизвестного монастыря», известный нашему времени. «Этот», по словам архим. (еписк.) Сергия, «весьма замечательный, без сомнения, единственный во всей России устав находится в московской синодальной типографской библиотеке (под 1206). Срезневский, по письму, относит его к XII веку. Он может быть отнесён и к XI веку, какой век и показан на рукописи другим ценителем древности... Этот устав весьма сходен со студийским» 28 . В данном типографском уставе также упоминается о чтении во время пасхальной утрени («после целования») «игуменом» «слова: иже кто благочестив и боголюбив»... 29 – В «краткой записи студийского устава (ποτπωσις)», происхождение которой падает на время «приблизительно между половиной IX-ro и Х-го века» 30 , к сожалению, нет речи 31 о чтении данного златоустовского слова 32 ; говорится только, что «по окончании утрени бывает целование и отпуст» 33 . Нет 34 той речи и в «начертании устава пр. Афанасия» 35 (ум. в 980 г.) 36 , где читаем только следующее: «по окончании же утрени бывает целование при пении братьями: Христос воскресе. Потом читается: Воскресения день. Затем тотчас же эктения и отпуст» 37 . Нет 38 той же всё речи и в «синайском канонаре IX века – в чине, бываемом на утрени Пасхи»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   Но тут, братие, как я сказал, только часть тайны Симеоновой, а не вся тайна. Спасение, виденное Симеоном, видели очами своими многие из современников Симеона, видели гораздо более и долее Симеона, однако же мы не видим в Евангелии, чтобы кто другой, кроме Симеона, сказал:  ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... с миром! Было нечто в Симеоне, что спасение, виденное им наравне с другими, усвояло ему несравненно перед другими. Это важное нечто, умолчанное Симеоном по смирению, открывает евангелист, когда изображает лицо Симеона.  И человек сей, - говорит он о Симеоне, - бе  праведен и благочестив, чая Утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лк. 2; 25-26), то есть в Симеоне был целый собор добродетелей: любовь к ближним питала в нем любовь к Богу и страх Божий; страх и любовь укрепляли веру в Искупителя; вера привлекла Духа Святаго; Дух удостоил откровений и дал возможность увидеть Спасителя; лицезрение Спасителя изгнало страх смерти, - и Симеон отходит с миром туда, куда другие не могут и воззреть без трепета!     Таким образом, вот святая тайна Симеона! Вот как дошел он до драгоценной возможности - умереть в мире! Кто хочет смерти Симеоновой, тот иди путем Симеоновым: будь праведен и благочестив, веруй в Искупителя, старайся соделаться жилищем Духа Святаго, - и удостоишься лицезрения своего Спасителя!     И, во-первых, для мирной смерти потребна, братие, правда и непорочность. И в продолжение жизни тяжело бывает, когда совесть живо представляет какую-либо обиду, нанесенную ближнему, но стократ это должно быть при смерти, когда совесть сама делается несравненно живее и чище. Угасающий взор, по необходимости, ищет тогда, на чем бы успокоиться: судите же, каково должно быть это успокоение, когда ему представится целый ряд жертв собственной жестокости или лукавства! И не это ли те ужасные призраки, кои нередко мучат умирающих явлением своим? Мы привыкли изъяснять их мучения страданиями тела, но тело ли всему виною? Ах, как иное, совершенно иное услышали бы мы от многих умирающих, если бы языку их, связанному узами смерти, дано было разрешиться и проглаголать нам ужасную истину! Страдания тела бывали и у людей праведных, но душа их отходила ко Господу в мире. Почему? Не потому ли, что жила с Господом в мире? Не оттого ли, что совесть у них, будучи совершенно мирна, умиротворяла и тело, а душа, будучи свободна от тяжестей греховных, по тому самому удобно возносилась над землею и парила к небу? Какова жизнь, такова и смерть! 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

более можно бы указать примеров особенного Божеского попечения о праведниках новозаветных. Повествование о святых Апостолах и мужах Апостольских, о святых мучениках, исповедниках, подвижниках и множестве святых мужей и жён раскрывает дивный путь попечения Божия о святых Его. Псалмопевец сказал: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс.28:11); и видим мы в их жизни и делах, как Господь Своею невидимою десницею укреплял их к перенесению всех трудностей подвижнической, праведной жизни, и среди великих скорбей и страданий украшал их обильными дарами Своей благодати. Благодать Божия всегда присуща любящим Бога: она их укрепляет, она дает им мир и утешение в непоколебимом уповании на Бога. Нет другого способа заслужить нам особенное Божие попечение о себе кроме истинного благочестия и ревностного исполнения заповедей Божиих. Кто истинно благочестив и добродетелен, и сим путем идет твёрдо и постоянно, тот истинно счастлив. Кто благочестив и добродетелен, тот будь тверд и непоколебим в благочестии и добродетели: Господь печется о тебе. Не бойся никаких превратностей жизни, а непоколебимо уповай на Господа. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс.54:23). Будь верен Богу, и рука Господня будет с тобою, и что бы ни постигло тебя в жизни - Господь сохранит тебя среди всех испытаний, и рукою промысла Его все направлено будет к твоему благу. И тебе Господь скажет, что древле чрез Пророка говорил Своему народу: Мой еси ты. Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис.43:1-3). Грешно сквернословить Ведь стыдно сказать, а надобно признаваться: многие сквернословят, не стыдясь ни родителей, ни жен, ни сестер, ни собственных детей. А для детей-то сквернословие поистине есть огонь, сожигающий их невинные души, и яд смертоносный (Иак.3:6.8). Дети обыкновенно всему научаются от старших, все стараются от них перенять, особенно, что часто слышат и видят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

– „Друг», обратился он к товарищу: „у меня нет денег... А ей нужно отдать. Отдай за меня»... И тот отдал деньги. Когда золото зазвенело в руках девушки, – что-то дрогнуло, какая-то струна зазвенела в ее душе. И блудница забилась в страшном припадке у ног юноши. Это было пробуждение грешной души, которая по чужому наущению захоте-ла нанести обиду юноше – и не знала, что он так похристиански примет ее. А юноша молился Богу о прощении и спасении ее грешной души. Непоказное благочестие. Благочестие – не праздничная одежда, но повседневная. Некоторые христиане думают, что религиозность можно надевать и снимать, как праздничную одежду. Такую религиозность лучше всего раз навсегда снять с плеч. Кто не всегда благочестив, тот никогда не бывает благочестив. В праздник мы должны служить Господу, „во псалмех, и пениих, и песнех духовных» ( Еф. 5:10 ); но это праздничное служение тогда только доходно до Бога, когда мы Ему и в прочие дни служим честностью и чистотою в слове и деле. Истинный христианин старается не только в храме побывать, но и дом свой уподобить церкви, не только участвовать при святой жертве, но и дома принятие пищи обратить в вечерю любви. Изобличенное лицемерие. Константинопольский житель, совращенный вместе с женой в ересь Македония, был приведен проповедями Златоуста к раскаянию и возсоединен с Церковью . Но жена его упорствовала в своем заблуждении и только под влиянием угроз мужа разойтись с нею, притворно согласилась на возсоединение с православными. Она тайно сходила на литургию еретиков, получила от них евхаристический хлеб и дала его на сохранение служанке. В назначенный день она пошла с своим мужем в православный храм для приобщения, уверяя его, что она вполне единомысленна с православными. Когда пришло время принимать евхаристический хлеб, женщина неприметно для других передала принятое служанке, а от нея, по предварительному уговору, получила хлеб с еретической литургии. Только что она приняла этот хлеб, как он во рту ее обратился в камень. Несчастная обманщица во всем призналась Златоусту и уже чистосердечно соединилась с Церковью. В Константинопольском храме долгое время показывали этот камень, образовавшийся из евхаристического хлеба еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010