Общий тропарь святителям раскрывает обе стороны святительского делания, называя святителя «правилом веры и образом кротости». Не все епископы непременно занимались литературной деятельностью, но быть для своей паствы правилом веры (т.е. предлагать нормы православного учения) и образом кротости (т.е. являть своей жизнью нравственный образец) было безусловной внутренней обязанностью каждого святителя. Не грамотный руководитель или искусный администратор, но христоподобная личность, сплачивающая верных святостью жизни и учения – таков истинный архиерей. Апостол Павел в послании к Евреям дает образ единственного Первосвященника, Господа Иисуса Христа, которому должны уподобиться и предстоятели Церкви: «святой, непричастный злу, непорочный... и превознесенный превыше небес» ( Евр 7,26 ) – и конкретизирует это в послании к Титу: «непорочен как Божий домостроитель..., страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова» ( Тит 1,7–8 ). И к Тимофею: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим 4,12 ). Таким образом, святительство есть, прежде всего, святое и примерное пастырство, полагающее «душу свою за овец» ( Ин 10,13 ). Иными словами, это есть образец жизни для других, жизни ради многих, вверивших ему себя, чтобы спастись. Это делание, в котором «полагающий свою душу» пастырь ежедневно отдает свою жизнь ради «овец», ничего не оставляя для себя («любовь не ищет своего» – 1Кор 13,5 ). При этом пастырь не имеет права ошибиться ни в слове (в учении), ни в деле (в жизни), потому что любое его преткновение может стать гибельным соблазном для пасомых. Чтобы пастырь мог привлекать всех, он должен иметь безукорозненную совесть и чистоту жизни. Он должен с такой силой и ясностью проповедовать слово Божие и правду Православия, чтобы ни одно из его чад не заблудилось, помраченное наваждениями чуждых учений. И, наконец, по образу своего Пастыреначальника каждый пастырь-святитель должен, видя все свое стадо в целом, одновременно быть чутким и внимательным к конкретной нужде каждой своей овцы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Тебя не наставляют творить зло, красть. Наоборот, спрашивают: ты хочешь сделать доброе дело? И каким-то образом это доброе дело всякий раз расходится с учением Христовым. Ну и, конечно, те люди, которые смогли разбогатеть благодаря этим семинарам, ведь не даром все получили, тут не должно быть иллюзий. Все, что дает им «Новый век», – это ключ к тому, как с помощью методик научиться обмануть свою совесть, оправдать жадность. – Вспоминается богатый юноша из Евангелия, который был добр, благочестив, но отказался ради спасения души расстаться с богатством. – Все искушения, которые превозмог Господь в пустыне , в «Нью эйдж» получают свое обоснование. – Насколько активно на семинарах учат манипулировать людьми? – Это одна из основ, первейших признаков человека нового времени. Его оружие – не пистолет, не отмычка, а способность влиять на себя и управлять окружающими. Методики есть самые разные – от простых, в духе Карнеги, до нейролингвистического программирования (НЛП). – Что это такое? – Я расскажу, при каких обстоятельствах впервые прозвучал этот термин – НЛП. Его создатель ехал на свой семинар, но был остановлен полицейским за превышение скорости. На вопрос, куда он так мчится, изобретатель вдруг ответил представителю закона: «На семинар по нейролингвистическому программированию». Полицейский отдал честь и отпустил нарушителя – вместо того, чтобы взять с него штраф. То есть НЛП – это методика управления сознанием – своим, чужим, во благо, во зло. Основами его владеют, например, многие мошенники. У них это называется «запудрить мозги». Идея НЛП в том, что человека можно программировать и перепрограммировать подобно компьютеру. Но только с помощью слов. – Как в «Нью эйдж» рассматривается проблема антихриста? – Там говорят, что это просто система страха в одной из мировых религий. Впереди – лучезарное будущее. – А агрессивность к христианству никак не проявляется? – На встрече лидеров «Нью эйдж» в Польше одна русская женщина предложила зайти в православный храм. Был праздник Николая Чудотворца , и все дружно пошли, всем понравилось. Попадая в Россию, некоторые нью-эйджеры проникаются симпатией к нашей вере, начинают помогать Церкви. Это все очень лично. Агрессии, как правило, нет. Наоборот, прививается терпимость ко всем религиям. И ты сам любую можешь исповедовать, использовать ее как средство, но не как цель, разумеется.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-odnim-iz-b...

Опираясь на образы отцовства и сыновства, данные нам Священным Писанием, мы можем сформулировать, в чем же состоит миссия мужа и отца, его служение, его роль и место в современной семье. 1. Отец как священник и предстоятель Как творец, отец имеет свойство рождать детей и по плоти и духовно. Как священник, отец представляет свою семью — малую Церковь   — Богу в ходатайстве и молитве за нее. Как священник, отец ответствен за духовное и душевное состояние доверенных ему Богом людей — жены и детей. Как священник, отец заботится о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слышит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и принять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают. «Отец — это воплощенная жертвенность и любовь. Отец в духе — это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Отец — это тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец всей своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы» . Отец являет собой Бога своей семье, хочет он этого или нет, верующий он или агностик. Современные психологи и социологи согласны в том, что у ребенка формируется представление о Боге от его отца. Именно поэтому от того,какого отца имел человек, во многом зависит его представление о Боге и его реакция на веру. 2. Отец как царь и правитель Как известно, главная обязанность царя — управлять и защищать. К тому же, как мы знаем, призван и мужчина в семье. Отличие царя от, например, президента в том, что царь является помазанником Божьим, то есть в Таинстве миропомазания ему преподаются Божественная благодать и благословение на управление людьми и государством. Мужчине такая благодать сообщается в Таинстве венчания, когда на головы мужа и жены надеваются брачные венцы — символ новой жизни, подвига и мученичества, символ царского достоинства человека.

http://azbyka.ru/deti/ottsy-i-deti-segod...

2014/04/28, 21:52:55 Пресвятая Богородица!Прости меня грешную,не оставь нас Тебя Пресвятая Богородица!!!Слава Богу за все!!! Наталья 2014/04/28, 09:55:56 Пресвятая Богородице, прости меня грешную. Не остави нас грешных Сергея, Валентину, Михаила, Игоря, Евгения и Наталью. Даруй нам здравие духовное и телесное. Вразуми меня в принятии правильного решения, умудри, просвети и направь на пусть истинный. Благодар тебя, Пресвятая Матушка Богородица! Слава Богу за все!!! р.Б. Наталья 2014/04/19, 18:31:43 Матушка Пресвятая Богородица ! Прошу простить мне прегрешения вольная и невольная РБ Елена помоги прошу мне устроиться на работу в хорошей коллектив с достойной оплатой . Помолись за РБ Вадим о даровании здравия душевного и телесного прошу чтобы ему выделили средства на учебу даруй ему способности к наукам и прилежание избавь его от людей лукавых и табакокурения. Помолись Матушка за людей делающих нам зло наставь их на путь истенный . Аминь. 2014/04/07, 15:11:23 Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Андрей 2014/04/02, 06:50:13 Пресвятая Богородица помолись за РБ Анна излечи ее ноги плечо. Даруй ей здравие душевное и телесное .Аминь. 2014/04/02, 06:47:33 Матушка Пресвятая Богородица помолись за РБВадима избавь его от зависимости ком игр наставь его на путь истенный помоги ему встретить благочестив девушку на его пути . Аминь. 2014/03/24, 12:07:21 2014/03/12, 12:17:49 Богородица, пусть все попытки сотрудников нашего Центра будут безрезультатны и они никогда не смогут меня изжить с работы и новую медсестру ЛФК никто и никогда не сможет устроить в тренажерный зал. ..Аминь. Лариса 2014/03/02, 01:39:06 Пресвятая Владычице Богородице! Не остави помощи Твоей нас, украинце и росиян, которые удумали воевать друг против друга.Вразуми их, посели в наши сердца любовь и милосердие. Защити семью мою от всякого зла.Деткам моим р.б. Дионисию и Иоанне, маме р.б Анне, мужу Сергию, мне, рб Елене, милости испроси у Бога и помощи. Защити нас всех, матерь Божия.

http://isihazm.ru/?id=639&c_pid=3

В лице св. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны представляется нам пример долголетней жизни, увенчанный мирною кончиною. Кто из нас не желал бы достигнуть такого бесстрашия при расставании с земною жизнию, какое проявил праведный Симеон? Все мы должны рано или поздно умереть. О, если бы Господь сподобил и нас, при кончине дней своих, в нелицемерной совести спокойно сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром!» И св. Церковь наша при ежедневных богослужениях просит для нас у Господа «христианския кончины живота нашего непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судище Христове». Между тем многие ли из нас умирают спокойно? Не все ли мы трепещем при одном воспоминании о смерти? Отчего же праведный Симеон не боялся смерти? Где тайна его бесстрашия? Часть этой тайны сказывает сам Симеон: «яко видеста», взывает он ко Господу, «очи мои спасение Твое!» т. е., как бы так говорил праведник: мне нечего уже делать на земле, ибо я видел все – Спасителя и самое спасение; увидев Его, мне нечего страшиться и за пределами земли; ибо с Ним – всемогущим Спасителем моим, «аще пойду и посреде сени смертной, не убоюся зла». Но тут, братия, как я сказал, только часть тайны Симеоновой, а не вся тайна. Спасение, виденное Симеоном, видели очами своими многие из современников Симеона, видели гораздо более и долее Симеона; однако же мы не видим в евангелии, чтобы кто другой, кроме Симеона, сказал: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром». Другую часть тайны мирной кончины Симеона, умолчанной им по смирению, открывает евангелист, когда изображает лице Симеона: «человек сей» говорит он о Симеоне, «бе праведен и благочестив, чая Утехи Израилевы, Дух бе Свят в нем, и бе ему обещанно Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня» ( Лук. 2, 25. 26 ), т. е. в Симеоне был целый собор добродетелей: любовь к ближним питала в нем любовь к Богу и страх Божий; страх и любовь к Богу укрепляли веру в Искупителя, привлекли Духа Святого; Дух Святый удостоил его откровений и дал возможпость увидеть Спасителя; лицезрение Спасителя изгнало страх смерти; – и Симеон отходит с миром туда, куда другие не могут и воззреть без трепета!

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В этой же церкви была временно поставлена и икона Божией Матери, принесенная Андреем из Вышгорода. Впоследствии она была перенесена Андреем Боголюбским во Владимир, почему и получила свое название Владимирской. Позднее она была перенесена из Владимира в Москву, где и находится теперь в Кремле, в Успенском соборе. Перенесение столицы во Владимир. Так заблаговременно Андрей Боголюбский создал задуманный им план перенесения столицы суздальского княжества, а со временем (с 1169 г.) и всего великого княжества русского во Владимир. Когда Юрий Долгорукий умер в Киеве, то ростовцы и суздальцы, вопреки распоряжению умершего князя, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, где он построил великолепный храм Успения Божией Матери, в который перенес из Боголюбова и чудотворную икону Богоматери. Он так поступил потому, что решил утвердить новый порядок управления государством и возвысить власть и значение князя. Андрей Боголюбский знал, что в старых городах – Ростове и Суздале были и старые предания и привычки, значительно ограничивавшие власть и нрав князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея своим князем на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания с горожанами, которые гордились своим старшинством и ревниво оберегали свои права. Напротив, во Владимире, который ему всецело был обязан своим возвышением, Андрей мог чувствовать себя спокойнее и распоряжаться свободнее. Так он, действительно, и поступал. Решительный в своих действиях, он удалил от себя братьев и других родичей, а также и тех из своих бояр, которых считал недостаточно преданными себе. Такими мерами Андрей Боголюбский сосредоточил в своих руках сильную единодержавную власть. Живя во Владимире, Андрей, как сильнейший князь, подчинил себе и других русских князей и распоряжался делами всей русской земли. Он не думал о совершенном уничтожении уделов, но только желал, чтобы удельные князья были в полной зависимости от него, были скорее наместниками его, чем самостоятельными князьями. За это многие удельные князья не любили Андрея Боголюбского. Ненавидели его также и многие из его бояр за то, что он не спрашивал их советов и не терпел ни малейшего противоречия с их стороны. На этой почве возник заговор против князя. Андрей Боголюбский был убит своими родственниками Кучковичами в селе Боголюбове, где он проводил большую часть времени. За его мученическую кончину и добродетельную жизнь Церковь причислила князя Андрея к лику святых. По отзывам своих современников, он был набожен, благочестив, сострадателен к бедным. Нередко, он по ночам сам входил в храм, зажигал свечи и подолгу молился пред образом. Свою ревность к вере православной он обнаружил еще несколькими походами против соседнего болгарского царства, населенного магометанами. Походы его увенчались успехом, и многие болгары-магометане крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Полное отречение от мира и мирских благ и удовольствий, и следование за Христом дает человеку не только избыток земных благ, но и возможность, и способ высшего и совершеннейшего пользования ими. Ищите, сказал Спаситель, прежде царствия Божия и правды его, а сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Заповеди Христовы тем и отличаются от ветхозаветных, что исполнение их сообщает человеку такое блаженство, довольство, которого сами страдания нарушить не могут: зане, якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Кто не может подняться до высшего побуждения самоотверженной любви, тот может сладость исполнения закона Христова испытать, ощущая в этой жизни высшее наслаждение от исполнения малейшей Его заповеди, и таким образом восходить от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Закон Христов не отрицает также и побуждений пользы. Иисус Христос спасение души, по его значению и пользе для человека, ставить выше обладанья всем миром (Мф.16:25–26); Он кротким обещает наследование земли (Мф.5:5). Ап. Павел в совершенной нравственной жизни усматривает залог временного и вечного благополучия: благочестив на все полезно есть: обетование имуще живота нынешнего и грядущаго ( 1Тим.4:8 ). Пожертвование жизнью для блага ближнего считается совершеннейшим видом истинной любви ( Ин.15:13 ); а милость и сострадание к ближнему это такие дела, за которые главным образом мы получим оправдание на страшном Христовом суде ( Мф.25:34–46 ). Исполнение нравственного долга в христианстве получает определенное содержание. Мы должны любить Бога и прощать своим врагам, потому что Бог прежде всего возлюбил нас и простил нам наши грехи ( Мф.18:27 и 33). Не сознание своего человеческого достоинства, а сознание своего христианского звания для нас должно быть выше и дороже всего ( Еф.4:1 ). Ни прельщение благами мира сего, ни мучения и пытки, ни даже самая смерть не могли в первых мучениках христианства поколебать этого сознания: «я христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

За дурную жизнь, за нечестие людей Бог , после многих увещаний и угроз людям, покарал их всемирным потопом. Вода покрыла всю землю, все высочайшие горы. Все люди и животные погибли; остались целы в корабле только Ной праведный сам восьмым с женою и тремя женатыми сыновьями и те животные земные, которые взяты были Ноем в корабль свой или ковчег. После потопа от детей Ноевых народилось новое поколение, образовались целые народы и разошлись они из Азии по разным странам. Но и эти люди не были богобоязненными; они оставили истинного Бога, не слушались Его; и стали уже больше надеяться на свои силы и на другие твари, а не на Творца Господа. Так прошла тысяча слишком лет от всемирного потопа. § 18. Авраам Среди развращенных людей оставался только один человек, который веровал в истинного Бога и вел добрую жизнь. Это был Авраам, человек праведный, Богу послушный до того, что готов был сына своего принести в жертву Богу. Его-то Бог и отделил от его старшей родни и перевел па землю незаселенную; ему назначил сохранить то обещание об Избавителе мира, какое было Богом возвещено падшим, но раскаявшимся первым людям Адаму и Еве. Ему было сказано, что от него до старости бездетного будет потомство, которое займет обширные страны земли и будет иметь Спасителя из своего рода. Потомство Авраама У Авраама был добрый сын Исаак; у Исаака – добрый сын Иаков и Исав; у Иакова было двенадцать сыновей; между ними был особенно благочестив любимый сын Иосиф, по зависти проданный своими братьями в рабство Египтянам. Но он не был оставлен Богом без милостей и в Египте. Еще достопамятен сын Иакова Иуда, из племени которого родился Спаситель. От двенадцати сыновей Иакова и произошел весь еврейский народ, который Богом был избран на сохранение обетований о Спасителе. За свои грехи, за свое неверие Богу много евреи перестрадали: терпели и рабство, и изгнание, и болезни, и недуги: но если они каялись, то Бог посылал им Свои милости. § 19. Моисей Чтобы еврейский народ был более верен Богу, Бог дал ему особого вождя-начальника – Моисея пророка 5 . Моисей был сын добрых евреев; родился в несчастное для них время, когда они были в рабстве у Египтян, когда их старались истреблять. Три месяца мать кормила и тайком держала при себе милого сына, но наконец должна была расстаться с ним. Она положила его в осмоленную корзинку, как бы в маленькую лодочку, и пустила его в реку Нил среди тростников, растущих по этой реке. На реку пришла с служанками дочь Египетского царя Фараона; она услышала голос малютки; приказала достать корзинку из реки; узнала в нем еврейское дитя и решилась воспитать его. Кормилецею у Моисея в египетском дворце была родная его мать. Моисей воспитывался и обучался наукам при дворце Египетского царя до сорока лет: потом он захотел лучше страдать с своим народом, чем жить в довольстве и видеть скорби и стеснения братьям своим от Египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Освободясь от него таким образом, Валент продолжал свой путь. Исаакия же ангел чудесно спас от неминуемой гибели. И снова Исаакий предстал пред императором и начал говорить ему: «Иисус Христос даровал мне спасение и сохранил жизнь мою, которую ты хотел отнять у меня. Еще раз умоляю тебя: отвори церкви православным, и если ты это сделаешь, то, будь уверен, возвратишься победителем». Неожиданное появление человека, которого считали уже погибшим, изумило императора. «Что же будет, если я не отворю ваших церквей?» – спросил он. – «Тогда, – отвечал Исаакий, – знай, что ты побежишь с поля битвы, гонимый врагами, будешь искать убежища, скроешься в хижине и будешь сожжен в ней». Император, озлобленный этим пророчеством, подозвал двоих приближенных и приказал им схватить преподобнаго, сказав: «возьмите этого лживого старика, свяжите его и держите в темнице, пока я, возвратившись из похода, не воздам ему должного наказания за его дерзость». Исаакия связали и повели в Константинополь, а император продолжал путь свой, и вскоре увидел воочию исполнение предсказанного преподобным. Хотя греки долго и мужественно бились с готфами, но не устояли против числа их и обратились в бегство. Император едва ускакал от преследователей и с немногими воинами скрылся в одной хижине; готфы настигли его, зажгли хижину, и Валент погиб в огне. Некоторые из греческих воинов, вернувшись в Константинополь, не знали еще о гибели Валента: желая испытать Исаакия, они сказали ему: «Император возвращается с победою, готовься к ответу». – «Неправда, – отвечал преподобный, – семь дней назад он был сожжен, как я и предсказал ему». Через несколько дней истина слов Исаакия вполне подтвердилась, и он был освобожден из темницы, и все стали ему оказывать великое уважение, как пророку. Из сего примера видите, братия, что без единения с святою православною церковию в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя бы налагал на себя подвиги иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несчастия и бедствия, какие мы терпим в жизни, постигают нас главным образом за наши грехи. В самом деле, Господь всегда готов отвращать от нас все бедствия и напасти и охранять от них и охраняет все наши святыни, если мы оказываемся того достойны. Наша правая вера, наше благочестие, наша праведность служат залогом милости Божией к нам и лучшей охраной, как для нас, так и для святынь наших, от бед и напастей. Напротив, наши грехи, наше неверие и нечестие — истинные виновники наших бед и напастей. Судьба народа израильского и святынь его убедительно говорит нам об этом. В Своем благоволении к израильскому народу Господь охраняет его от всех врагов, венчая победами брани Израиля с враждеб­ными соседними племенами, и благоустрояет жизнь его в земле, текущей медом и млеком. Кивот завета действитель­нее всякого оружия поражает врагов Израиля, пока он благочестив и богоугоден: перед лицом кивота разрушаются и падают стены иерихонские. Но как скоро Израиль впадает в нечестие, Господь отвращается от него и не только в праведном Своем гневе предает избранный народ Свой в руку врагов и поражает его разнообразными бедствиями, но не щадит самых святынь Своих, карает грешный народ в самых святынях его. Кивот завета не только не сокрушает филистимлян, но и делается добычей врагов, когда несут его на место брани нечестивые сыны первосвященника Илии и когда победы от святого ковчега чает народ не чествую­щий. Величественные храмы иерусалимские, первый, в котором Господь обещал пребывать Своим именем, Своими очами и сердцем во век ( 3Цар.9:3 ), и второй, который благоволил Сам Господь Иисус Христос несколько раз посещать, обрекаются Богом на совершенное разруше­ние за нечестие израильского народа. По разрушении второго храма, в честь Тита, победителя иудеев, устроен был в Риме великолепный триумф, во время которого несены были, между прочим, жертвенник храма, золотой семисвещный светильник и священные книги еврейские; а самый народ еврейский с того времени теряет свою политическую самостоятельность и рассеевается по всему миру.

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010