Вопрос прихожан. Можно ли спастись и в мире или для сего непременно нужно идти в монастырь? Ответ священника. Можно спастись и в мире. Следующая священная повесть объяснит мои слова. «Один городской житель сказал преподобному Нифонту: – Обращаясь в мире, невозможно спастись, если человек сам по себе благонравен, но другие приводят его в соблазн. Сверх того, сколько переговоров! Одним кажется, что богомольцы слишком умствуют, другим не нравится отменный от прочих образ жизни; те осуждают за то, что они не наблюдают благоприличии света, другие называют их нелюдимыми – и сие, для поползновенного сердца, весьма опасно. Выслушав сие, преподобный Нифонт отвечал: – Чадо, место не спасёт человека и не погубит, одни дела спасают и погубляют. Нет пособия ни от святого сана, ни от святого места тому, кто не исполняет заповедей Господних. Саул жил посреди великолепия царского и – погиб; Давид жил посреди же великолепия и – принял венец; Лот жил посреди беззаконных содомлян, и – спасся; Иуда находился в лике апостолов и – наследовал геенну. Кто говорит, что не можно спастись в мире с супругою и детьми, тот льстит своему безумию и порокам. Авраам имел супругу и детей, триста восемьдесят рабов, столько же и рабынь и множество злата и сребра, однако же, сие не препятствовало ему приобрести имя друга Божия. Сколько спаслось служителей церкви и пустыннолюбцев! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и земледельцев! Сколько посреди шумных столиц и безмолвных пустынь! Прочитай жития святых, и узришь имена угодников Божиих. С другой стороны, в сих же санах и сословиях, в сих же местах и в то же время бесчисленное множество людей погибло... От царей до рабов – чада Небесного Царствия, и от царей до рабов – есть чада погибели. Сын Церкви Христовой! Не соблазняй ума твоего: на всяком месте обретается спасение Божие, если исполняешь волю Его. Господь в объятия свои приемлет душу праведную равно – с престола, и от сохи, из алтаря и с поля брани. Итак, живет ли кто в мире? Да не отчаивается. Согрешит ли? Покаянием может опять приближиться к Богу. Каждый исполняй все добродетели звания, которые Бог возложил на него; сверх того, будь благочестив и человеколюбив, тогда каждый спасется. Напротив того, если кто и удаляется в безмолвную пустынь, но злых дел или злого произволения далече за собою не оставит, тот погибнет неминуемо». 71 488. Что должно делать в горести?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

А он только ел, пил со своими женами, пировал с дружиною, жил в свое удовольствие. С тех пор не знал покоя князь Владимир и задумал сам переменить веру и народ свой вывести из тьмы язычества на путь вечного душевного спасения. Долго рассказывать о том, как Владимир посылал послов узнавать разные веры, как он сам принимал послов от различных народов, которые хотели иметь могущественного князя своим единоверцем. Довольно сказать, что князю Владимиру более всего понравилась вера христианская, православная, – та, которую исповедовала в то время Греция, и которую теперь содержим мы с вами. Крестился князь Владимир, крестилась его семья, крестилось его войско – дружина, крестился русский народ. Это случилось более 900 лет тому назад. Как не бывало прежнего князя – язычника Владимира! Не слышны пиры, не видно разгула, нет дикого распутства, не забыты нужды народа. С утра до вечера ласковый князь Владимир судит свой народ, защищает правых, помогает вдовам, избавляет от притеснения сирот. Ходит он по тюрьмам, милует преступников кающихся; каждый день целыми возами рассылает с княжеского двора милостыню. Всегда он в совете с духовными пастырями, строит церкви, заводит училища, путешествует по всему лицу земли русской. Так и остался он в народной памяти под именем Владимира, ласкового князя – Красное Солнышко. Вот какую перемену произвела в князе Владимире св. вера Христова. Он сам сказал о себе: «Был я, как зверь, жил я совершенно по-скотски, а теперь познал я Бога истинного». Что случилось с одним человеком, то случилось и с народом. Русский народ, когда были в язычестве, отличался дикостью, злобою, распутством, обжорством и пьянством. А теперь это – народ, который удивляет всех своими благочестием. Иностранцы, посещающие Россию, изумляются тому, сколько у нас храмов Божиих, как благочестив и набожен наш народ, как он покорно переносит несчастья, как он предан св. Церкви и благочестивым царям своим. Русский народ называется народом-богоносцем. И правду сказать, если бы не православная вера, если бы не набожность русского народа, давно бы погиб он от множества врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

К сему бо имеяше велию веру и к святым страстотрьпцем Борису и Глебу и всегда память их честно творяще. Бе же тогда некто муж, стареишина земли Ижрьскиа, именем 243 Пелгусии, наречено же бысть имя ему в святем крещении Филипп. Сей же бысть муж разумен и благочестив, и сему поручена бысть стража утреничная морьская. Оному же стрегущу обоя пути и всю нощ без сна пребысть, стражбу свою деющи. И егда же въсходящу солнцу, услыша шум страшен по морю и виде насад гребущ, в немже стояща святии страстотрьпци Борис и Глеб во одежах чрьвленах, рукы свои на рамех дръжаща. Гребци же седяще, акы мьглою одеяни. И рече блаженный Борис: «Брате Глебе, повели грести, да поможем сроднику своему Александру». Пелгусии же, видев таковое видение и слыша глас от святою мученику, и зело трепетен стояше. И отиде насад от очию его. Он же иде скоро, поведа сиа великому князю Александру. Князь же великии рече ему: «Не повежд сиа никому же, дóндеже узриве славу Божию». И бысть час шестыи дне, съшедшимся обоим плъком и бившимся крепко на многи часы. Никогда же бо бывала такова брань князем Русским прежде сих, яко и за рукы емлющеся сечяхуся. Пролиася кровь, яко тучя дождевная и паде множьство трупиа от обоих. И уже бяше вечеру сущу, призре Господь милостивным си оком на род христианьскии и поможе великому князю Александру, изби множство безчислено от Римлян, яко и самому кралеви възложи печять на лице копием своим. В полку же тогда великого князя Александра явишяся шесть муж храбрых, крепко мужъствовавше по своем князи. Гаврил Олексин, Збыслав Якупов, Яков Полочянин, Миша Новъгородець, Сава и некто от слуг Александровых, именем Ратмир. Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убишя, инех же руками яшя и многы корабля разбишя и доехав кралев шатер, великии, златоврьхии, и стлъп его подсекошя. Видевше ж Римляне падение шатра, зело възметошяся и въскоре побегошя. Бысть же в то время чюдо дивно, якоже 244 при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, Асириискии царь, хотя пленити святый град Иеросалим, и внезапу Ангел Господень изби от плъку Асирииска 185000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Многое об Оригене помнят и рассказывают нынешние священники, но я решил это опустить, как не относящееся к этой книге. Необходимые же сведения о нем можно собрать из «Апологии Оригена », написанной нами и святым мучеником Памфилом, нашим современником: мы старательно работали вместе, ибо нападок на Оригена много. Глава 34 После полных шести лет правления Гордиана власть получил Филипп вместе с сыном своим Филиппом. Рассказывают, что он был христианином и захотел в последнюю предпасхальную всенощную помолиться в Церкви вместе с народом, но тамошний епископ разрешил ему войти только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте. Не сделай он этого, епископ не допустил бы его по множеству взводимых на него обвинений. Говорят, что Филипп сразу же согласился и на деле доказал, что он искренне благочестив и боится Бога. Глава 35 Шел третий год царствования Филиппа, когда после шестнадцати лет епископства в Александрии скончался Иракл; его преемником стал Дионисий. Глава 36 1. Тогда, как и следовало, вера умножилась, наше учение можно было свободно проповедовать всем; Оригену было уже за шестьдесят, у него накопился огромный опыт, и свои беседы, обращенные к народу, он прямо диктовал скорописцам, чего раньше никогда себе не позволял. 2. В это время он составил в восьми книгах возражения эпикурейцу Цельсу, написавшему против нас сочинение под заглавием «Слово истины», двадцать пять томов Толковании на Евангелие от Матфея, а также Толкования на двенадцать пророков, из которых мы нашли только двадцать пять. 3. Имеется его письмо к императору Филиппу и другое – к его супруге Севере, есть и иные письма к разным людям. Я собирал их, сколько мог – их хранили у себя по разным местам разные люди, – и составил из них особые тома, их больше ста. 4. Писал Ориген письма и Фабиану, епископу Римскому, и многим другим епископам о своем православии. Они приведены в 6-й книге Апологии, написанной нами об этом великом человеке. Глава 37 В это время опять в Аравии появились люди, распространявшие учение, истине чуждое. Они утверждали, что душа человека в смертный час умирает с телом и вместе с ним разрушается, а в час воскресения вместе с ним и оживет. Тогда был созван немалый собор и опять приглашен Ориген . Он изложил перед собранием свои соображения о данном вопросе, которые заставили их отказаться от недавних заблуждений. Глава 38

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

В 22-й день. Житие и жизнь Преп. Аверкия Епископа Иерапольского, л. 1209–1246 об. Нач. «Во оны дни старейшинство и епископство христианска Иерополиева града Святому Аверкию приемшу.» – Октября в 22-й день и Августа в 4-й день, страсть Свв. седми отроков, иже во Ефесе, Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, л. 1247–1268 об. Нач. «Тогда воцарися Декий Царь и прииде во Ефес от Карфагенского града, тогда собрашася все страны того места требы сотворити суетным богом.» В 23-й день. Житие и мучение Св. Иакова брата Господня по плоти, л. 1271–1274 об. Нач. «Сей зело великий и многоименитый Ияков брать же Господень быв.» – Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей Преподобного телеси Св. Иакова, иже в пределах Великого Новограда, Боровицкого Чудотворца, како прииде мытой рекой вопреки струям к месту Боровицку, идеже лежаше, или коей славой прослави его Бог , л. 1275–1294 об. Нач. «Егда преблагой Господь показати хотя угодника Своего Иакова, и славу и силу преподобства его.» В 24-й день. Мучение и конец Св. мученика Арефы и иже с ним, л 1295–1310 об. Нач. «В лето Царя Иустиниана Боголюбивого, царствующу ему Римской и Греческой землей; во Иерусалиме, же тогда сущу Иоанну Архиепископу.» В 25-й день. Страсть Свв. Исповедников Маркиана, и Мартирия, и Анагноста, и Нотария, л. 1311–1314 об. Нач. «Бысть по скончании блаженного Александра Епископа, по доброчестних трудех, в добре труде.» В 26-й день. Мучение Св. и славного великомуч, и страстотерпца Христова Димитрия, л. 1315–1326. Нач. «Максимиян, иже Геркулие, покорив Готфы и Савроматы Римляном, сшед в Селунский град пребываше.» – От изложения чудес Св. и славного великомученика Димитрия Мироточеца Селунского, л. 1328–1336 об. Нач. «И бяше убо мучениково лице и тело его на земле повержено. По сих же некто от христолюбивых людей честное тело вземше и благочестив скуташа.» – Чудеса Св. великомученика Дмитрия Селунского, еже виде слуга его пришедша, л. 1337–1365 об. Нач. «Пришедшим поганым на Солунский град и брань сотвориша со гражаны.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

" «Бесы»; о том, что эти мысли принадлежат св. Тихону, см. Плетнев. «Достоевский и Евангелие», стр. 70. 2 «Дневник Писателя», 1876, январь, 1, 4. " В «Книге великого гнева» А. Волынского · есть много ценных соображений об «аде раздвоения» телесно–душевной и духовной стороны в произведениях Достоевского, но и о прелести телесно–душевного преображения под веянием духа, о мире православной иконописи в его творениях. К сожалению, философская сторона его критики ослаблена ложным учением его, будто дух есть безличное метафизическое начало (см., напр., «Что такое идеализм?», стр. X).   Есть два надежных способа, тесно связанных друг с другом, подняться над всеми бедствиями и стать малочувствительным к ним: общение с Богом, дающее «радость о Господе», и осуществление в своем поведении подлинного добра. «Милые друзья, — говорил Алеша Карамазов детям после похорон Илюшечки, — не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» Достоевский знает не только то, что осуществление какой бы то ни было положительной ценности дает человеку чувство удовлетворения, но и то, что это чувство имеет различные степени глубины, и если человеку удастся осуществить подлинное добро в его совершенной чистоте, удовлетворение пронизывает весь состав личности с такою полнотою, что все бедствия, препятствия и преследования бледнеют и становятся малозаметными. Сама внутренняя ценность добра создает рай в душе человека, и какая-либо внешняя награда становится ненужною и незначительною " . В свете этой истины становится понятною проповедь св. Иоанна Златоуста, ежегодно читаемая в православных церквях во время Пасхальной заутрени: «Кто благочестив и боголюбив, тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, тот пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарии. Если кто от первого часа работал, пусть приимет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается — ибо никак не будет отвергнут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Однако, как в вечное Царство не войдет ничто нечистое, так и праздник Пасхи Христовой требует приуготовления и очищения, ибо только «чистии сердцем узрят Бога». Дабы душа наша не осталась глухой, немой и слепой и установлен предварительный подвиг Великого Поста. Для духовной жизни необходимо сохранить в душе два основных начала. «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества» возглашает Св. Иоанн Златоуст . Благочестие – это правильное почитание Бога, боголюбие – любовь к Богу, как к живой и дорогой для нас Личности. На опыте нашей многострадальной Родины, в царстве безбожного коммунизма, обнаружилось на земле преддверие вечного ада – где рабство, уныние, скорбь и тоска – являются господствующим содержанием жизни. Да озарит же всех нас свет Христова Воскресения и пусть душа наша в благодатных лучах Воскресения Христова ликует, радуется и торжествует и вместе со всей Церковью поет победную песнь Христу Богу: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». 26. Пасхальное послание 1970 года Христос Воскресе! «Дни мои быстрее гонца бегут и не видят добра, несутся, как легкия ладьи, как орел стремится на добычу» ( Иов. 9, 25–26 ). Так еще в древности сказал многострадальный Иов, прообразуя Христа Спасителя, воскликнувшего в Гефсимании: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Матф. 26, 38 ) и предупредившего Своих учеников: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Иоан. 16, 23 ). Скорбь – удел земли. Но победа, победившая мир, – Воскресение Христово, разгоняет скорбь и осиявает нас несказанной радостью, о чем нас ныне извещает Святая Церковь : «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Дни мои влекут меня к неизбежному концу и предлежат пред мною две бездны – бездна света и радости, о которой сказано: «Тогда праведницы возсияют, как солнце в царстве Отца их» ( Матф. 13, 43 ) или другая страшная бездна «пещь огненна, идеже будет плач и скрежет зубом» (42). Иного состояния там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Возьмем еще случай имманентизма при употреблении имени Божия, который отличается от предыдущего. Это – философское, а не религиозное его употребление, когда имеется в виду идея Бога: например у Аристотеля, Спинозы, Гегеля, сюда вообще относится философский ум, как бы он ни был благочестив. Для философского разума все проблемы имманентны мышлению, и с Богом он встречается лишь как с предметом мысли на поле мысли. Строго говоря, здесь можно говорить лишь о таком же откровении в имманентном, каким является всякое имя существительное или подлежащее (по вышеразъясненному), и идея Бога, отличаясь от других идей по содержанию, качественно от них не отличается. Если имя Божие есть и икона Божества, то лишь как естественная икона, в том смысле, что образ Божий есть в человеке и в мире, и он опознается философствующей мыслью, которая, однако, при этом неизбежно несет с собой ограниченность и психологизм. Впрочем, даже и философствующий разум, на известной высоте постигая Божество, начинает воспринимать его не только как свою идею или проблему мысли, но как сущность живую, действенную, и для него имя Божие все более становится не субъективно только, но и объективно силою Божией. Он проникается пред ним благоговением, оно становится для него нерукотворной, хотя и естественной, иконой. Не надо забывать о том соотношении, которое естественно и неизбежно существует между философией и религией, при котором первая есть только производное, «надстройка» над второй и отличается не столько предметом, сколько особым способом рассмотрения или отношения. Следующий вопрос, который возникает на этом же пути, и вопрос искусительный, это об именах Божиих не в философии и не в атеизме, но в религиях, только не «откровенных», т. е. языческих. Что они означают? Философскую идею? очевидно, нет, потому что они возникают в религии и имеют богослужебное, культовое значение; иллюзию, ничто? также, несомненно, нет, это противоречит всему: прежде всего тому, что во многих именах богов с полной ясностью просвечивает их натуралистическое происхождение и значение, 95 а затем это было бы вообще религиозным абсурдом, при котором пришлось бы столкнуться и с определенным воззрением Библии, отнюдь не считающей богов простой иллюзией, а имена их пустыми звуками («имени других богов не упоминайте, да не слышится оно из уст ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– Как связано церковное искусство и то, что происходит вокруг и внутри Церкви, какая она? Вот, скажем, XVII век, раскол – и при этом появляется, например, Ростовский кремль, архитектура и храмовые росписи которого несут духовную и эстетическую радость… – Некая духовная зависимость искусства от внешних устоев жизни существует. Когда общество находится в духовном упадке, церковная жизнь тоже, соответственно, и общего взлета в иконе ожидать сложно. Тогда все концентрируется в личностях, все переходит в область личного героизма, личного творчества, но если люди твердо защищают верность подлинным духовным традициям, то они живут, побеждают, возрождаются. А что касается раскола – с ним все было непросто. Невозможно отрицать, что наши братья-старообрядцы лучше понимали и хранили икону. Благодаря им сохранилось огромное количество ценных памятников. Но они при этом никаким богословием иконы не занимались, а просто сохраняли традиции. Между тем богословие необходимо, а разработать его не просто. Цель реформ Патриарха Никона, обладавшего геополитическим мышлением, – единение православного мира на грани Нового времени. Но, в силу особенностей русской истории, мы немного запутались с вопросами церковного искусства. Пока шел XVII век, это было не так заметно: например, в это время работал Симон Ушаков, который явно стремился найти путь сочетания древнего благочестия (а сам он был очень благочестив) и западных художественных явлений. И если бы все продолжало развиваться именно по этому пути, было бы все неплохо, но начались реформы Петра I, и в церковном искусстве произошли радикальные изменения, когда традиционная икона была объявлена чем-то отжившим, неумелым, некачественным и подменена собственно бездуховным западноевропейским искусством. В этой односторонности видения искусства послепетровского периода было, однако, спасение – благочестие. Да, западноевропейское искусство тоже может быть благочестивым, и его можно воцерковить, нельзя этого отрицать. И подтверждением этому служит то, что преподобный Серафим Саровский умер, молясь перед иконой Божией Матери «Умиление», написанной под западным влиянием.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/31/kogda_...

Святой Роман 240 был церковнослужителем при храме Святой Софии, Премудрости Божией. Но угодник Божий, сколько был добродетелен и благочестив, столько несведущ. Несмотря на это, патриарх Евфимий за неусыпность, усердие и послушание так возлюбил его, что давал равную часть с прочими клириками, составлявшими хор церковный, а это и было причиной их зависти и злобы на святого. Все с роптанием говорили: «Как не совестно патриарху равнять с нами невежду!», и Романа оскорбляли самым наглым образом. Но Бог часто избирает «буия мира... да премудрыя посрамит» ( 1Кор.1:27 ). В навечерии Рождества Христова, когда сам государь присутствовал в церкви и святой Роман по обыкновению зажигал свечи, певцы, толкая его с ругательством, говорили: «Ты получаешь равную с нами часть, поди же на амвон и пой с нами Богохвальную песнь». Приняв при всём народе столь несносное посрамление, он не мог удержаться от слёз и по окончанию службы Божьей, когда все вышли из церкви, пал перед образом Пресвятой Богородицы, рыданием прерывая молитвы свои. Возвратившись домой, от печали он не вкусил пищи и заснул. Вдруг явилась ему Богородительница, Утешение всех скорбящих, держа в деснице Своей небольшой свиток хартии, и тихо рекла ему: «Отверзи уста и снеждь это». Святой Роман проглотил хартию и пробудился. Приснодева стала невидима, а он, восчувствовав в сердце своём неизреченную радость и в уме своём внезапный луч ведения и премудрости, повергся на колена и, воздав благодарение Небесной Наставнице, с душевным восхищением пошёл на всенощное бдение. Когда должно было петь кондак 241 , Богом вдохновенный Роман взошёл на амвон 242 и сладкогласно воспел составленное им в уме своём: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит», и прочее. Все изумились столь чудесной внезапности и с величайшим вниманием слушали пение. После того патриарх спросил у него: «Откуда премудрость сия?» Святой певец, прославляя Богородительницу, рассказал сновидение, и посрамлённые клирики должны были раскаяться в причинённых ему оскорблениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010